dmca protected что это значит
DMCA — соблюдать нельзя игнорировать
* заголовок обыгрывает фразу «Казнить нельзя помиловать»
Если вы размещаете на своих серверах какой-либо медиа-контент, вы наверняка сталкивались с DMCA-жалобами (в просторечии «абузами»). DMCA — это такой американский закон, на который ссылаются правообладатели, требующие удалить контент, заблокировать или отдать доменное имя, не использовать логотипы, торговые марки и т.д.
Если закон действует только в США, нужно ли выполнять эти требования находясь в России или можно игнорировать? Часто хостинг-провайдеры заставляют своих клиентов выполнять требования правообладателей, даже если в их юрисдикции не действует DMCA.
В статье мы разберем, что такое DMCA, в каких случаях его нужно соблюдать, а когда можно не обращать внимания. Расскажем, как VDSina поступает с таким жалобами. А также: как работают автоматические генераторы жалоб, и как следить за нарушителями на своем сервере, если приходится соблюдать DMCA.
Что такое DMCA
Digital Millenium Copyright Act — это закон, обеспечивающий соблюдение авторского права в цифровую эпоху. Его приняли в 1998 году в США, и действует он, соответственно, только в американской юрисдикции.
DMCA состоит из двух частей: первая, «защита от обхода», устанавливает ответственность за обход шифрования, а вторая, «отслеживание и уведомление», позволяет оперативно удалять нарушающий авторское право контент из сети, без необходимости тратить время и деньги на суды с нарушителем. Если на сайте обнаружена нелегальная копия фильма, альбома, игры или любого другого объекта авторского права, правообладатель отправляет уполномоченному представителю сервис-провайдера Takedown Notice, в котором излагает свои претензии и, в том числе, подтверждает искренность своих намерений или «good faith belief» в то, что контент был злостно «спирачен». Сервис-провайдер, получив такое уведомление, либо удаляет контент с сохранением резервной копии, либо скрывает его из результатов поиска.
Веб-кам модели добавляют на свои трансляции логотип DMCA Protected, чтобы легче удалять записи с пиратских сайтов
Но на этом часто история не заканчивается, потому что у хозяина удалённого контента есть право подать встречное уведомление, оспаривающее факт нарушения АП! Бедный сервис-провайдер в этот раз вынужден в течение 10 дней восстановить удалённые файлы, запастись попкорном и ждать, пойдут ли конфликтующие стороны в суд или успокоятся на достигнутом.
Исполнение DMCA обязательно для всех хостеров в США, и часто вызывает у них сильную головную боль, потому что в реальности запросы могут прилетать сотнями ежедневно, и все их надо удовлетворить, даже самые абсурдные. Однако сервис-провайдер освобожден от ответственности за само содержание пиратского файла или ссылки, его задача лишь обеспечить удаление контента по takedown notice и сообщить о факте запроса автору.
Автоматические жалобы
Обычно правообладатели нанимают специальные компании, которые занимаются удалением их контента в интернете. Типичный случай — это свежие кинопремьеры: пока фильм показывают в кинотеатре, по всему интернету шерстят роботы в поисках «экранок» и утекших копий фильма. В этот период правообладатели особенно агрессивны.
IP Echelon — самая известная компания, занимающаяся отслеживанием и удалением пиратского контента. Ее услугами пользуются голливудские студии вроде Уорнер Бразерс, Парамаунт и другие.
IP Echelon имеет множество инструментов для автоматического поиска пиратского контента, в том числе и среди раздающих торренты. Они сами скачивают пиратскую раздачу и собирают идентификаторы всех «сидов» через торрент-трекер, после чего начинают методично рассылать им жалобы с требованием удалить незаконную раздачу.
Бот правообладателя собирает IP-адреса всех пользователей, скачивающих торрент
Вот как выглядит типичная автоматическая жалоба на раздачу фильма, отправленная на ящик abuse@ владельца диапазона IP-адресов, с которого скачали торрент. (Ваш домашний провайдер в России получает такие жалобы тысячами).
We are writing this message on behalf of Warner Bros. Entertainment Inc…
We have received information that an individual has utilized the below-referenced IP address at the noted date and time to offer downloads of copyrighted material.
IP-Echelon
Email: p2p@copyright.ip-echelon.com
Address: 7083 Hollywood Blvd., Los Angeles, CA 90028, United States
— — Infringement Details — Title: Justice League
Timestamp: 2020-02-17T10:58:04Z
IP Address: xx.xx.xx.xx
Port: 61832
Type: BitTorrent
Torrent Hash: 8d12117f9ee5f259cbcc3afeb7238f46e228bfcf
Filename: Justice.League.2017.AMZN.WEB-DL.1080p.ExKinoRay.mkv
Filesize: 10573 MB
— —
В этом письме содержится название файла и хеш раздачи, к которой имеются претензии, IP-адрес и порт клиента, а так же точное время, в которое этот сидер был замечен. На основе этих данных провайдер может вычислить клиента и перенаправить жалобу ему, даже если клиент находится за NAT-ом. Так делают в некоторых европейских странах.
Находим нарушителей DMCA на VPN-сервере
Автоматические жалобы от IP Echelon могут стать большой проблемой при аренде серверов в США.
Реальный случай из практики: VPN-сервер для доступа к корпоративным ресурсам. Сотрудники подключаются к нему с личных домашних компьютеров, при этом VPN-сервер используется так же для доступа в интернет, то есть маршрутизирует весь трафик.
Корпоративные правила строго запрещают качать пиратский контент через рабочий VPN. Но стабильно раз в месяц кто-то забывает выключить торрент-клиент перед подключением к VPN, и в результате хостеру приходит DMCA-абуза, которую он требует немедленно удовлетворить.
При этом на самом сервере никакого пиратского контента нет, он находится на личном домашнем компьютере сотрудника. В итоге приходилось рассылать уведомления с просьбой выключить торрент-клиент всем пользователям VPN.
Появилась задача точно выявлять пользователя, который раздает пиратский контент. Так как в жалобах IP Echelon содержится точное время и номер порта, с которого подключался торрент-клиент, мы можем логировать все подключения VPN-клиентов с привязкой ко времени, и по этим логам найти нарушителя.
Добавил правило iptables:
Где 10.0.0.0/24 — внутренний диапазон IP-адресов VPN-клиентов.
Такое правило будет сохранять в системный журнал все созданные NAT-трансляции, то есть внешние подключения наших VPN-клиентов с привязкой к внутреннему IP-адресу.
Вот как выглядит такие записи в логе ядра:
Должен ли я подчиняться DMCA
DMCA не распространяется на страны за пределами США. В остальном мире претензии по части интеллектуальной собственности регулирует местное законодательство или WIPO (World Intellectual Property Organization). Последний чаще занимается спорами по отнятию доменных имен целиком у их владельцев, чем удалением спорного контента.
Поэтому, если ваша компания и хостинг-провайдер не находится в США, вы не обязаны соблюдать DMCA.
Однако некоторые отечественные хостеры требуют от своих клиентов реагировать на такие жалобы, и иногда даже блокируют клиента при получении повторной жалобы. Такое поведение может быть рискованным для клиентов, потому что жалобу может отправить кто угодно и парализовать работу клиента.
Позиция нашей компании:
VDSina.ru является российской компанией и действует в соответствии с законодательством Российской Федерации. При рассмотрении жалоб не применяется зарубежное законодательство, включая DMCA, вне зависимости от локации сервера. В обоснование своих требований можно ссылаться только на законодательство Российской Федерации.
Олег Сорокин, генеральный директор ООО «Хостинг-технологии»
Расскажите сталкиваетесь ли вы с DMCA-жалобами и как решаете этот вопрос.
За нарушения DMCA в США теперь можно сесть в тюрьму. Но это скорее коснется пиратов, чем Twitch
Виноваты лоббирование и коронавирус.
Конгресс США одобрил пакет экономических мер для стимулирования экономики – и от этого могут пострадать американские стримеры. Все дело в DMCA.
Что такое эти ваши DMCA-жалобы?
Digital Millennium Copyright Act– сложный американский закон, принятый в 1998 году. Его основная функция – борьба с пиратством в цифровую эпоху. Мы не будем полностью разбирать весь акт, а остановимся на одном из важнейших изменений.
Благодаря этому акту правообладатели могут отправлять простые жалобы в сервисы, где их права нарушают. Отсюда удаленные или демонетизированные видео на YouTube, отсюда и основные проблемы Твича.
В 2020 году Twitch изменил правила прослушивания музыки на платформе – если раньше вы регулярно видели стримеров, слушающих какие-то популярные треки фоном, то теперь все не так. Twitch предупредил стримеров, что они могут получить баны не только за прослушивание этой музыки, но и за ее присутствие в водах и клипах.
Новый акт вписали в бюджет – теперь за нарушения будут реальные сроки
22 декабря Конгресс США одобрил пакет экономических мер, суть которых – помочь жителям и компаниям страны в тяжелое время пандемии.
Обычно республиканцы и демократы выторговывают у своих соперников что-то ценное, когда соглашаются на одобрение бюджетов. Торги идут долго и упорно, а многие меры, не имеющие ничего общего с основными темами, пропихиваются после ожесточенных споров.
Многие жители страны активно выступают против таких ситуаций, но пока сделать ничего не могут – устоявшаяся практика утверждения подобных пакетов идет на пользу конгрессменам, которые получают деньги от различных лобби.
Несмотря на то, что пакет законов был одобрен Конгрессом, президент Дональд Трамп угрожает наложить вето – он требует, чтобы обычные граждане получили как минимум 2000 долларов, а не только 600.
Сенатор пропихнул этот закон, но не планирует останавливаться
Том Тиллис – сенатор-республиканец из Северной Каролины, который и представил новый закон. Ближе к завершению предвыборной кампании в 2020 году он получил деньги от лоббистов, представляющих развлекательные компании, – они продвигают интересы владельцев интеллектуальных прав.
COO Twitch Сара Клеменс утверждает, что новый закон не коснется Twitch и индивидуальных стримеров. Кроме того, она пообещала и дальше работать на благо создателей контента.
Так и будет в случае, если жалобы и споры будут честными со стороны правообладателей. Однако исторически DMCA-жалобами часто пользовались и без весомых причин. Отсюда появился термин Copyfraud, которым обозначают неправомерные иски, связанные с копирайтом. И на Википедии есть немало примеров.
Тиллис не планирует останавливаться – он уже предложил обновить DMCA и другие законы, связанные с копирайтом, назвав их устаревшими. В обновленной версии он хочет создать понизить «специфичность, с которой владельцы копирайтов должны идентифицировать нарушающие материалы в определенных условиях» – попросту облегчить жизнь владельцам копирайтов в борьбе с нарушениями как настоящими, так и сомнительными. Хочет он изменить и само понятие «Жалобы DMCA» – если сейчас нарушающие материалы периодически снова заливаются пользователями на различные платформы, то с принятием нового закона владельцы платформ будут обязаны запрещать дальнейшую загрузку.
Предложенный акт хвалят различные компании в сфере развлечений, но активисты его критикуют, называя подобные меры спорными. Например, группа Public Knowledge, занимающаяся вопросами свободы слова в интернете, заявила, что такое решение может повлиять на все беседы в сети – ведь каждая загрузка со временем будет проходить через обязательный контент-фильтр, часто игнорируя правила добросовестного использования.
DMCA-жалобы в нынешнем виде по-крупному задели Twitch только в 2020 году. Как повлияют новые правки на популярные стриминговые сервисы тоже говорить пока рано, но перспективы пугающие.
Как обуз DMCA делает большинство авторов контента беззащитными
Манипуляция с датой публикации позволяет убрать из поиска Google почти что угодно. Во всем виновата лазейка в авторском праве и это большая проблема для всего интернета.
Неприятно, когда в интернете о тебе пишут вранье. Еще хуже, когда ложь уходит в народ и начинает отнимать клиентов, потенциальные партнеры задают неудобные вопросы, да и перед близкими неприятно — они ведь тоже умеют пользоваться интернетом.
С негативом хочется разобраться побыстрее и относительно недавно на рынке появилось действенное решение — обуз DMCA или закона об авторском праве. Метод почти не дает осечек и мало кто задумывается, что за ним стоит воровство контента и русская рулетка с законом. Работает же, так чего думать?
Есть один нюанс — все действия по DMCA фиксируются в открытом доступе, что рано или поздно выстрелит в обратную сторону. Плюс никто не снимает с повестки вопросы этики, ведь никто не застрахован от обуза DMCA.
Обязательно прочтите это мини-расследование, если интересны неприятные стороны работы Google.
План статьи
Коротко об авторах расследования
Кратко о том, как работает авторское право в интернете
Как работает фейковый DMCA
Примеры фейкового DMCA
Почему обуз DMCA хуже, чем кажется на первый взгляд
Почему молчит Google
Коротко об авторах расследования
Расследование проведено репутационным агентством Digital Sharks.
В тексте нет имен наших конкурентов. Задача текста — раскрыть особенности конкретного инструмента, а не «топить» тех, кто его применяет.
Нам не под силу запретить вам использовать обуз DMCA. Вместо этого раскроем его риски: как очевидные, так и скрытые. Если вы не видите в них ничего предосудительного, это ваше право.
Репутационный рынок России станет лучше, когда все участники начнут честно говорить об используемых инструментах. По крайней мере, мы в это верим.
Кратко о том, как работает авторское право в интернете
Если мы попробуем найти пиратские копии фильма «Конек-горбунок», Google выдаст ссылки на официальные сервисы вроде «Кинопоиска» или ivi. При этом в конце страницы выйдет такое предупреждение:
Скриншот Google
Так поисковик дает понять: из выдачи изъяли часть незаконного контента. Более того, при нажатии на запросы выйдет копия жалобы. Например, такая.
Скриншот lumendatabase.org
Правообладатель Star Media пожаловался на пиратские сайты, скопировавшие фильм «Конек-горбунок». После обращения правообладателя ссылки деиндексируются — пропадают из выдачи. Найти их реально, если сохранилась прямая ссылка. Но и она скоро станет бесполезной, ведь в дело вступает Роскомнадзор. Его работа тоже фиксируется в базе данных.
На этом этапе появляется пара вопросов: что это за база данных и DMCA, которые используют как основание для жалобы?
The Lumen database — открытая база данных, собирающая юридические жалобы и запросы на удаление онлайн-материалов. Если сайт получает страйк за нарушение авторских прав, он сразу идет в Lumen и смотрит, кто инициировал жалобу. Пока запомните это, скоро мы вернемся к Lumen.
DMCA (Digital Millennium Copyright Act) — американский закон об авторском праве в цифровую эпоху. Суть DMCA: чтобы убрать из интернета украденный контент, не нужно идти в суд — достаточно доказать авторство.
Здесь начинается интересное. Поскольку контента крайне много, в большинстве случаев авторство определяют по дате публикации. Кто выпустил раньше, тот и прав. Это оставляет простор для различных манипуляций.
Как работает фейковый DMCA
Схема проста и эффективна как лом.
Допустим, 1 июля портал X опубликовал заметку, в которой критически высказался о предпринимателе Иванове. Ему это не понравилось, но тратить время на разбирательства в суде не хочется. Тогда Иванов платит нечестному сайту за публикацию этой же заметки, но с датой 30 июня.
Когда дело сделано, подкупленный ресурс отправляет в Google жалобу по DMCA — якобы статью украли. С 90%-й вероятностью оригинальную заметку деиндексируют, а нечестный сайт через неделю-другую материал скроет.
Негатив исчезнет, будто его и не было.
Посмотрим на ситуацию подробнее. Перед нами рядовая жалоба на ворованный контент. Или все-таки нет?
Скриншот lumendatabase.org
Если зайти на сайт, который опубликовал оригинал статьи, появится сообщение о закрытии домена.
Скриншот today-news.press
Более того, браузер предупредит, что ресурс незащищенный и относиться к нему нужно с осторожностью. При этом сайт, который якобы украл статью, работает. Жалобу подала некая Нона Бойдало. Посмотрим, к кому еще она предъявляла претензии.
Скриншот lumendatabase.org
В Lumen скопилось 3158 обращений Ноны Бойдало за полтора года! Это 316 страниц с отчетами. Изучение последних ста показывает: в 99 % из них упоминается в качестве источника неработающий today-news.press, а в самих статьях фигурирует казахстанский бизнесмен.
Последний процент касается нелегального интернет-магазина медицинских справок. Она жалуется на конкурента, скопировавшего тексты. Заявителем тоже числится Нона Бойдало.
Сама Нона — фигура непубличная. Простой поиск по имени ничего не дает, что не удивительно. Возможно, что 3158 обращений — это просто совпадение? Журналист-расследователь радеет за свое дело, а представляется другим именем, чтобы не подставляться? А услуги зачистки текстов для магазинов медсправок — просто подработка? Получается слишком много совпадений.
Примеры фейкового DMCA
Один из критических моментов использования фейкового DMCA — публичность и легкость раскрытия конечного заказчика. Хотя иногда используется прикрытие, созданное, чтобы запутать следы.
Якобы крупные предприниматели. Есть статья, включающая имена из списков Forbes. На деле споры из-за DMCA касаются конкретных порталов.
Скриншот lumendatabase.org
На первый взгляд все в порядке: человек жалуется, что его статью украли. Чтобы разобраться, необходимо вчитаться в текст.
Пусть вас не смущают громкие имена. Они тут для отвода глаз. Скриншот vtrende.news
Пока все кажется нормальным, но это только первое впечатление. Вот главная страница сайта:
Скриншот vtrende.news
Последние новости публиковались три месяца назад. Если посмотреть на историю запросов, где портал боролся за «свои» статьи, понятно, что активность закончилась примерно в тот же период. Задача портала была простая: убедить сотрудников Google в честности запросов. С этим справились.
Иными словами, работает псевдо-портал. Он оживает, когда нужно убрать из поиска статью N. В этот момент появляется активность и среди множества статей задним числом публикуется копия N, но на несколько дней раньше оригинала. Этого достаточно, чтобы убедить поддержку Google в реальности авторов.
Война компроматов. Дыры в DMCA используют порталы, специализирующиеся на компромате, чтобы зачистить конкурентов.
Скриншот lumendatabase.org
Сведение личных счетов в университете. Тренд последнего десятилетия в университетской среде — «слить» дипломную работу, чтобы ее перепечатали порталы с готовыми ВКР. Проверки на плагиат заваливаются, что гарантирует недопуск студента к защите.
Скриншот lumendatabase.org
Юридически подкованные студенты борются со сливами фейковыми DMCA. Не осуждаем их за это.
Путинский сонник. Невозможно пройти мимо запроса авторов сонника «К чему снится президент Путин».
Скриншот lumendatabase.org
Если бы у нас был такой контент, мы бы тоже поставили на уши весь интернет.
Почему обуз DMCA хуже, чем кажется на первый взгляд
Любой инструмент можно использовать в разных целях и обуз DMCA не исключение. Почему бы не использовать его для реальной защиты доброго имени?
Вот несколько аргументов:
В основе фейковых DMCA лежит воровство. Возможно, со стороны схема звучит романтично: обернуть закон об авторском праве против автора контента. Только в большинстве случаев от нее страдают живые люди, вложившие в контент силы, время и деньги.
Благодаря Lumen все ходы с авторским правом записываются, поэтому можно отследить источник неприятностей и обжаловать решение.
Единственный способ защититься от фейкового DMCA — мониторить интернет вместо завтрака, обеда и ужина.
Лазейку когда-нибудь закроют. Пока этого не произошло, но изменения неизбежны. DMCA не идеален, и это все понимают. Пока все спят спокойно, но иллюзия безопасности разрушится в самый неподходящий момент. Достаточно громкого прецедента или, как принято говорить в России, политической воли.
Почему молчит Google
Очевидно, Google в курсе практики обуза DMCA. О проблеме писала группа расследователей Web Activism еще в 2016 году, но тогда история не получила большой огласки.
В правилах Google есть дыры, но с таким масштабом сервиса это закономерно. С другой стороны, только архивов по отказным DMCA скопилось на 18 Гб. Их можно скачать, если интересно.
Также Google предварительно отправляет предупреждения о возможном воровстве контента. Если администратор сайта увидит, что попал под раздачу фейкового DMCA, можно подать встречную жалобу. В этом случае Google вернет все как было. После предложит спорящим пойти в суд и возвращаться, когда будет решение.
Возможно, пандемия отсрочила пересмотр политики об авторском праве, но точно не отменила его. Пока лазейка остается открытой, но все лазейки рано или поздно закрываются.
Можно ли использовать обуз DMCA в благородных целях? пусть каждый решает сам. Формально, это работает, но оставляет слишком много хвостов для вычисления конечного выгодополучателя.
Защита цифрового контента: как применить DMCA и не пойти по пути судебных разбирательств?
Разработчикам ПО, представителям музыкальной, игровой, издательской и кино-индустрии, а также всем правообладателям, разместившим свои объекты авторского права и смежных прав в сети Интернет, неоднократно приходилось сталкиваться с необходимостью защиты своего цифрового контента от незаконной ретрансляции, публикации, продажи и.т.д.
Необходимость такой защиты обусловлена, прежде всего, падением монетизации Ваших легальных ресурсов, снижением уникальности, а значит и стоимости объектов авторского права и смежных прав.
Так вот, легальное и эффективное решение этих проблем уже существует и предусмотрено Законом США «Об авторском праве в цифровом тысячелетии» (Digital Millenium Copyright Act или DMCA).
DMCA предлагает такой механизм защиты авторского права и смежных прав в сети Интернет, по которому правообладатель может подать требование об удалении контента или ограничении доступа к нему («takedown notice»), если существует подозрение в нарушении законных прав.
Takedown notice оформляется согласно положениям DMCA и подается уполномоченному DMCA-агенту сервис-провайдера. Информация о DMCA-агенте конкретного сервис-провайдера должна быть размещена на его сайте, а также в списке зарегистрированных агентов на сайте U. S. Copyright Office. Хотим обратить внимание, что контент, нарушающий права, и содержащие его веб-страницы, могут быть удалены при помощи takedown notice из сервисов и поисковых систем, зарегистрированных только в США.
После получения такого уведомления сервис-провайдер удаляет контент с предварительным сохранением его резервной копии или ограничивает доступ к нему, то есть удаляет URL страниц из результатов поиска, извещая пользователей Интернета о том, что доступ был ограничен в связи с нарушением авторских прав в соответствии с DMCA.
Наглядно это выглядит так:
Одновременно сервис-провайдер уведомляет лицо, к чьим материалам был ограничен доступ, о поступлении такого takedown notice.
Какие же преимущества такого способа защиты контента?
Во-первых, это самая быстрая и действенная реакция на онлайн- нарушения. Оформление и подача takedown notice юристами LAWBOOT осуществляется достаточно быстро, а на ответные действия сервис-провайдеров уходит до 2 недель (исходя из практики, так как на законодательном уровне никаких сроков для сервис-провайдеров не предусмотрено).
Во-вторых, использовать DMCA для защиты своих прав и удаления контента может любой правообладатель независимо от доменной зоны сайта, страны регистрации исключительных прав (если применимо) или гражданства/резидентности заявителя.
Какой результат получаете Вы?
Удаление контента из пиратских сайтов (и прочих ресурсов) или с «белых» ресурсов которые не контролируют или не полностью контролируют контент который размещают пользователи на сайте. Удаление URL адресов из результатов поиска тех поисковых систем, куда были поданы уведомления. Что же делать, если Вы получили takedown notice?
Прежде всего, лицо, к чьим материалам был ограничен доступ, имеет право подать встречное уведомление, которое также оформляется согласно DMCA и подается агенту DMCA. Если встречное уведомление подано, то сервис-провайдер обязан восстановить удаленные материалы или доступ к веб-странице через 10-14 рабочих дней после получения уведомления.
Но, при этом следует учитывать, что DMCA для подачи встречного уведомления требует от ответчика-нерезидента США дать согласие на юрисдикцию американского суда (округа, где зарегистрирован сервис-провайдер) в случае возникновения спора о нарушении исключительных прав. А вероятность возникновения такого спора достаточно высока, так как после извещения о получении сервис-провайдером встречного уведомления, заявитель имеет возможность подать иск о нарушении исключительных прав в суд дабы удаленные материалы и URL адреса не были восстановлены через 14 дней.
Такой вариант вынуждает собственников интернет-ресурсов находить другие способы защиты от блокировки или удаления своего контента.
В практике LAWBOOT Lawyers & Consultants встречались случаи, когда собственники сайта, получив DMCA уведомление об удалении контента, создавали для IP-адреса заявителя альтернативный интерфейс сайта и по собственной инициативе удаляли контент в данном альтернативном варианте. То-есть для IP адресов тех, кто жалуется — спорный контент не показывался, а для остальных же пользователей Интернета веб-страница оставалась прежней.
Следует отметить, что такой вариант, как и собственно добросовестное полное удаление контента по собственной инициативе, не освобождает от ответственности за факт нарушения авторских прав в случае возникновения судебного процесса. Поэтому, во избежание любых рисков, рекомендуем с каждой конкретной ситуацией обращаться за консультацией к юристам.
Естественно мы будем рады, если Вашими юристами будет наша профильная команда IT юристов LAWBOOT Lawyers & Consultants.
Любые юридические вопросы связанные с ITбизнесом можно написать нам на почту в любое удобное Вам время!