de stijl что это

De stijl что это

Де Стейль (Неопластицизм)

Художественное направление «Де Стейл» (нидерл. «De Stijl», «Стиль»), которое также именуется неопластицизмом, просуществовало лишь 14 лет.
Движение появилось благодаря сотрудничеству трех единомышленников: художников Пита Мондриана и Тео ван Дусбурга, а также столяра-краснодеревщика и архитектора Геррита Ритфелда.

В 1917 г. Ритфелд создал знаменитый красно-синий стул. Этот простой предмет обстановки стал одним из программных произведений для созданного группой стиля неопластицизм.

Конструкция стула дала Ритфелду возможность продемонстрировать открытую архитектоническую организацию нового движения, подчеркнуто свободную от влияния Райта. Она еще утверждала идею «тотального произведения искусства», но уже была освобождена от биологических аналогий традиций ар-нуво.

Первый манифест группы «Стейль» призывал к новому равновесию между индивидуальным и всеобщим и к освобождению искусства как от рамок традиции, так и от культа индивидуальности. Вдохновленные в равной мере философской мыслью Спинозы и голландским кальвинизмом, они искали культуру, которая бы преодолела трагедию индивидуализма, основываясь на непреложных законах.

Универсальное и утопическое стремление было сформулировано в афоризме: «Цель природы — человек, цель человека — стиль!». Преследовали идеи эстетики неопластицизма Шунмакерса, который писал в «Новом образе мира»: «Тремя главными цветами являются желтый, синий и красный. Они— единственные существующие цвета. Желтый — это движение луча (вертикаль). Синий — контрастный цвет по отношению к желтому (горизонтальный небесный свод). Красный — соединение желтого и синего». Также он обосновывает ограниченность неопластицизма прямоугольными элементами.

Силы, влившиеся в движение в 1922 г., отразили его международную ориентацию: из новых членов голландцем был лишь ван Эстерен, архитектор, художник и график-конструктор Эль Лисицкии был русским, а кинорежиссер Ханс Рихтер — немцем. К кругу «Де Стейл» принадлежат художники Барт ван дер Лек, архитекторы Якобс Йоханнес Ауд, Ян Вилс и Роберт ван´т Хофф, скульптор Жорж Вантонгерло и поэт Антони Кок. Позднее к ним примкнули Джино Северини, Жан Арп, Геррит Ритвельд, Эль Лисицкий, Фридрих Фордемберге-Гильдеварт, Казар Домела Ньювенгейс и Константин Бранкузи.

Очень важное значение для второй фазы движения, продолжавшейся до 1925 г., имела встреча ван Дусбурга с Лисицким. За два года до этой встречи, сотрудничая с Казимиром Малевичем и витебской школой супрематизма, Лисицкий разработал собственную форму элементаристской выразительности. Хотя русский и голландский элементаризм имел совершенно разные корни (в первом случае — супрематизм, во втором — неопластицизм), знакомство с Лисицким повлияло на все дальнейшее творчество ван Дусбурга. Именно Ван Дусбург предложил Лисицкому стать членом «Стиля».

В 1923 г. ван Дусбург и ван Эстерен продемонстрировали ярко выраженный архитектурный неопластицизм на выставке своих работ, проходив¬шей в парижской галерее Леонса Розенберга под названием «Современные усилия». Выставка прошла с успехом и впоследствии еще раз демонстрировалась в Париже, а затем в Нанси.

С 1917 по 1931 год группа выпускала журнал «Де Стейл» (De Stijl), в котором последовательно публиковала свою эстетическую программу. Её главной чертой была установка на радикальное обновление искусства до самых его основ путём изменения человека изнутри и его жизненных условий снаружи. Художник не должен замыкаться в своём творчестве и работать изолированно в своём ателье, но как технический специалист конкретно атаковать современные ему общественные и экономические условия жизни с целью их обновления. Художественное произведение прежде всего должно иметь рационально-утилитаристский акцент и быть разработано трезво, ясно и энергично, в «инженерной чистоте и конкретности» своего предназначения и хозяйственной функции. При этом догматически провозглашаемыми основными элементами живописи являлись: прямой угол и три цвета, красный, жёлтый и синий, к которым в качестве дополнительных или фоновых могли быть добавлены чёрный и белый.

Последняя фаза деятельности «Стиля», относящаяся к 1925—1931 гг., характеризовалась драматическим разладом между Мондрианом и ван Дусбургом, возникшим из-за того, что последний в серии «контркомпозиций», завершенных в 1924 г., ввел в свою живопись диагонали. К этому времени былое единство взглядов было разрушено как из-за непрерывной полемической деятельности ван Дусбурга, так и из-за его произвольного изменения неопластического канона.

После 1925 г. Ритфелд почти не поддерживал связей с ван Дусбургом. Однако его творчество развивалось в том же направлении — от элементаризма дома Шредер и первых созданных им предметов мебели к более «вещественным» решениям, основанным на использовании технических достижений.

В 1926—1928 годы ван Дусбург работает совместно с Гансом Арпом и Софией Тобер-Арп над перестройкой и оформлением ночного ресторана «Обетт» в Страсбурге. Это кафе является последним сколько-нибудь значительным произведением неопластицизма..

К 1930 г. идеал неопластицизма — воссоединение искусства и жизни и слияние всех искусств — был оставлен и возвращен к своим истокам в абстрактной живописи, к «конкретному искусству» в позициях ван Дусбурга.

Год спустя, в возрасте 48 лет, ван Дусбург скончался в санатории в Давосе, в Швейцарии, а вместе с ним угасла и движущая сила неопластицизма. Из зачинателей «Стейля» лишь Мондриан остался верен принципам движения — прямоугольность и основные цвета были составной частью его зрелых работ. Этим он продолжал отстаивать гармонию неосуществимой утопии.

Окончательно группа распалась в 1931 году. Возможно, ее размеры не были столь значительны и сравнимы с кубистами, однако, именно объединение «Де стейль» сыграло одну из важных ролей в формировании интернационального стиля, оказало влияние на модернизм.

Источник

Движение «Де Стиль». Искусство и архитектура.

Архитектура Голландии начала двадцатого века характеризуется остро выраженной борьбой противоположных архитектурных направлений. Наиболее значимой архитектурной группировкой является объединение «Де стиль», которое было сформировано в 1917 году в городе Лейден и издавало свой журнал. Группа была сильна своей разношерстностью. Именно поэтому «Де стилю» удалось оставить свой след практически в каждой области искусства.

de stijl что это

de stijl что это

Его основателем был художник Тео ванн Дусбург, к которому впоследствии примкнули живописцы и архитекторы. Автором прогрессивных идей в области живописи был Пит Мондриан, наиболее сильным с профессиональной точки зрения – архитектор Якоб Ауд. Позднее к этой ведущей группе примкнул архитектор Геррит ванн Ритвельд и другие архитекторы и живописцы.

de stijl что это

Группировка «Де стиль» выработала новую теорию искусства, получившего название неоклассицизм. Над разработкой этой теории больше всего работали Мондриан и Ван Дусбург.

Они стремились, прежде всего, к созданию любого здания как единого незамкнутого объема, имеющего связь с окружающим миром. Четко ограничивая объем, авторы, однако с помощью выступавших плоскостей создавали связь строения с окружающим его пространством. Эти особенности трактовки композиции прослеживаются, например, в доме Шрёдер-Ритвельда в Утрехте, 1924 г. постройки.

de stijl что это

Дом Шрёдер-Ритвельд в Утрехте

Основной концепцией творчества объединения «Де стиль» была идея неопластицизма. Данный термин был взят Мондрианом из теософии, в искусствознании термин «неопластицизм» появился как калька с французского. Основная идея неопластицизма помимо использования простых форм выражалась также в воплощении ощущений и структуризации образов. Подобные образы были собраны в словарь визуальных элементов. В архитектуре данный стиль проповедовал упрощение, собственно, поэтому неопластицизм стал основой интернационального направления в архитектуре.

«Де Стилю» характерны определенные схемы плоскостных построений. Все размеры и пропорции элементов вписаны в прямоугольную сетку. Квадраты и прямоугольники стыкуются здесь, подобно мозаике.

Неопластицизм характеризуется новой композицией внутреннего пространства – отсутствием разделения пространства дома комнатами, поиск выразительных пространственных комбинаций, эмоционально воздействующих на человека.

Таким образом, авторы стиля считали, что особенность направления в стремлении к чистой гармонии, достигаемой за счет четких геометрических форм. Особое внимание уделялось неопластицистами и восприятию цвета. Они решительно восставали против чисто декоративной раскраски интерьеров и стремились использовать цвет для того, чтобы увеличить выразительность пространственного построения, способствовать зрительному удалению или приближению членящих пространство плоскостей.

Проектирование зданий члены объединения осуществляли с использованием трех уровней композиционных решений. Здесь преобладают стойки, перила, балки, воспроизводя каркас куба.

Группа «Де стиль» относилась отрицательно к применению в облицовке здания камня и других природных материалов. Она считала, что богатство фактуры естественных материалов имеет самодовлеющее значение и отвлекает внимание от основного – восприятия пространственных свойств геометрических форм.

Группа «Де стиль» по своему составу не была однородной. Так, например, ее основатель Тео ванн Дусбург был дилетантом в области архитектуры. Очень многие представители основного ядра группы «Де стиль» тяготели к абстрактным теоретическим изысканиям. В то же время Якоб Ауд был по своей подготовке и по склонностям архитектором-практиком и строителем, мечтавшем о проведении своих замыслов в жизнь поэтому уже в двадцатых годах Ауд отделился от группы и развил широкую самостоятельную архитектурно-строительную деятельность. Он получил заказ на застройку жилого района города Хук ванн Холланд на морском побережье. Здесь он выступил в качестве архитектора-рационалиста, стремящегося к созданию наиболее простых и ясных планировочных схем, наилучшей ориентации сблокированных жилищ и применению модульной системы в планировке зданий, облегчающей строительство. Созданные им в период с 1924 по 1927 годы жилые массивы из двухэтажных домов с квартирами, расположенными на одном уровне.

de stijl что это

Сблокированные дома в Хук ванн Холланд, арх. Якоб Ауд

Квартиры объединяют общую комнату, кухни, кладовую и две спальни. Архитектурные формы малых домов предельно просты: плоская кровля, горизонтальные окна, гладкие стены. Простота и ясность планировки жилого массива и отдельных домов, рациональные композиционные и конструктивные приемы, новые формы обеспечили застройке Хук ванн Холланд и его автору широкое признание.

Крупным голландским архитектором, оказавшим также значительное влияние на развитие современной архитектуры, был Виллем Дюдок (родился в 1884 г.) – автор многих зданий в г. Хильверсуме.

de stijl что это

Дюдок не принедлежит к числу правоверных функционалистов. Его известность определяется в первую очередь формальными качествами построенных им зданий – очень выразительной игрой простейших геометрических объемов, энергичными сдвигами форм, резкой асимметрией, лаконизмом трактовки плоскостей.

Наиболее интересным в композиционном отношении зданием является, пожалуй, школа, построенная им в 1923 году в Хильверсуме. Подчеркнутая асимметрия, энергичное нарастание масс к углу, изысканное мастерство объемных сочетаний ярко характеризуют творческую направленность Дюдока.

de stijl что это

Школа в Хильверсуме, арх. Дюдок

В том же городе Дюдоком были возведены строения и ратуши и другие сооружения, отличающиеся той же простотой объемной композиции. Выделяясь из архитекторов нового поколения, Дюдок не отказывается от применения природного материала – кирпича, не покрывает его слоем цементной штукатурки, но это отнюдь не создает в его сооружениях тех ассоциаций со старой архитектурой, которых так боялись представители нового направления.

Группа распалась в 1931 году. Возможно, ее размеры не были столь значительны и сравнимы с кубистами, однако, именно объединение «Де стиль» сыграло одну из важных ролей в формировании интернационального стиля, оказало влияние на модернизм.

Источник

История стиля: что такое Де Стейл

Голландский художественный эксперимент, родившийся из любви к абстракции и поисков универсального стиля.

Среди авангардистов начала XX века не было просто художников, просто дизайнеров и просто архитекторов. За творчеством каждого из них стояла непростая философия, целью которой было объяснить и изменить удивительный новый мир. Показательной для этого времени является история художественного движения Де Стейл, которое объединило идеализм и функционализм, эстетический аскетизм и универсальный подход к искусству, архитектуре и дизайну.

de stijl что это

de stijl что это

de stijl что это

Свою систему Мондриан обозначил термином «неопластицизм», «новое пластическое искусство». В ее основе — строгие ограничения в отношении цвета и формы. Мондриан сузил цветовую палитру до трех основных цветов спектра: красного, желтого и синего, и трех фоновых цветов: черного, серого, белого. Формообразование ограничивалось прямыми линиями, которые могли пересекаться только под прямым углом.

de stijl что это

de stijl что это

Приверженцы Де Стейл считали, что подход Мондриана позволит достичь «универсальной красоты» и активно применяли его к разным сферам деятельности. Свои выставки они превращали в трехмерные инсталляции, покрывая геометрическими фигурами потолки и стены. Так, на выставке художника Вильмоша Хусара и архитектора Геррита Ритвельда в Берлине (1923) зал с экспозицией выглядел, как готовый интерьер. Специально для него Ривельд придумал особые асимметричные стулья.

de stijl что это

Подобным образом неопластицисты оформляли и настоящие интерьеры. Так, комнаты в доме Корнелиса Брёйнзела в Ворбурге, построенном архитектором Питом Клархамером 1919–1920 годах, напоминает абстрактное полотно с множеством ярких, цветных деталей. За цветовое решение в нем отвечал художник Вильмош Хусар.

de stijl что это

de stijl что это

Еще более масштабным проектом ван Дусбурга стал интерьер кафе «Обетт» (Café L’Aubette) в Страсбурге (1926). Здесь художник воплотил свою революционную для неопластицизма идею о принципиальной роли диагональной линии в композиции, которая стала причиной ухода Мондриана из группы двумя годами ранее. В зале для кинопросмотров двусветное пространство с высокими потолками и узкими прямоугольными окнами приобретает драматизм благодаря абстрактным стеновым панелям в в виде повернутых на 45 градусов квадратов и прямоугольников.

de stijl что это

de stijl что это

Здание отличается динамизмом: как внутри, так и снаружи. Его асимметричные фасады напоминают сложные коллажи с яркими элементами красного, синего и желтого цвета. Благодаря строгой и логичной системе, на которой основана абстрактная композиция особняка, он не просто эффектно выглядит, но и выигрывает в функциональности.

В доме достаточно балконов и козырьков, а также отличный приток естественного света. Серия раздвижных и вращающихся перегородок внутри здания позволяет по-разному использовать пространство, зонируя его в зависимости от потребностей. Дом Трюсс Шрёдер — один из первых примеров практичности и удобства, свойственных модернистской архитектуре.

de stijl что это

«Когда я сижу, я не желаю

Сидеть так, как требует моя Сидящая Плоть,

Но так, как сидел бы мой Сидящий Дух,

Если бы он смог сделать стул для себя»

de stijl что это

Экспериментальный стул, «составленный» исключительно из элементов с прямыми углами, был сначала изготовлен архитектором из натурального дерева, а в начале 1920-х годов по совету коллеги Барта ван дер Лекка перекрашен с использованием основных цветов спектра и черного. Для Ритвельда он был в первую очередь предметным воплощением теории неопластицизма, скульптурным выражением идеи.

de stijl что это

Ритвельд проектировал и другую мебель: в основном для своих архитектурных проектов и инсталляций — ее производил для него утрехтский плотник Герард ван дер Грунекан. Редкие вещи, предназначенные для розничной продажи, он делал по заказу сети универмагов «Метц», владельцы которой активно поддерживали движение Де Стейл. Так, художник Барт ван дер Лекк создал для рекламы «Метц» специфический шрифт и вывески, архитектор Якобс Ауд проектировал мебель для бренда Gispen, продававшегося там же.

de stijl что это

После смерти Тео ван Дусбурга в 1931 году группа прекратила свое существование, но дело её было живо. Движение не просто заложило основы голландского модернизма — оно оказало влияние на советский конструктивизм и немецкий Баухауз. Этот яркий художественный эксперимент по эстетическому самоограничению показал авангардистам начала XX века, что самые смелые теоретические идеи можно и нужно воплощать в полотна, дома, стулья и журнальные страницы.

Источник

Начало истории. Промышленный и графический дизайн от De Stijl

de stijl что это
Именно они придумали дизайн в том виде, что есть сейчас. Дизайн среды. Графический дизайн. Промдизайн. От них произошло современное искусство. Абстрактное искусство. Конструктивизм в архитектуре. Хай-тек. Минимализм. Поп-культура. Модернизм.
de stijl что это

Революции происходят в разных сферах. Они, как известно, случаются, когда верхи не могут, а низы не хотят. К примеру, если слишком долго считать классикой буржуазную сентиментальность, тут уж неопластицизм, о необходимости которого так долго говорили художники, свершается.

Революция дизайна

Свершается, как и положено, переворотами, в 1917 г. В это время в Нидерландах Тео ван Дуйсбург и Пит Мондриан de stijl что этообъединяют нескольких художников и архитекторов и начинают издавать журнал «De Stijl» («Стиль»). И вдохновлённые идеями кубизма, пишут о том, что необходимо разрушить всю привычную культуру до основанья, а затем это самое основание выдать за конечный продукт. И этот продукт активно посеять вокруг себя в жизни. Причём, сразу во всех областях, включая философию.

Начинается новый век, время нового человека. Человека без прошлого, без слабостей, без лишней чувствительности. Никаких заумных элит, искусство массам:

«Довольно грошовых истин. Из сердца старое вытри. Улицы — наши кисти. Площади — наши палитры.»
Маяковский тут не случаен. Энергетически он полностью соответствует нидерландской группе. Нелюбовь к старому быту, неприятие «лишнего», стремление подчинить всё в жизни стройности, ясности, доступности. Универсальность. Трудолюбие. Желание преодолеть в себе всё человеческое, слишком человеческое.

В пьесе «Клоп» он рассказывает о прозрачно-стерильном будущем, в которое из 29_го года попадает пошляк Иван Присыпкин, называющийся Пьером Скрипкиным. Он грязен, вульгарен, пьёт пиво, к тому же занёс в чистый 79_й клопа, которых уже уничтожили. Уничтожены и все мещане – в 29_м на свадьбе Скрипкина с Эльзевирой Ренессанс они все погибли в пожаре. Только Пьер спасся, залитый водой из шлангов и замёрзший на пятьдесят лет.

Избавление от лишних слоёв населения путём сжигания ещё предстоит в середине 20_го прагматичного столетия.

Начался век скоростей, тут не место житейским мелочам. Новый рабочий, он же потребитель не должен копаться в символах и сложных картинках. «Стиль» пропагандирует прямые линии, прямые углы, основные цвета ( красный, синий, жёлтый ). В крайнем случае, обрамить их можно ахроматическими.

Никаких изображений. Знак, как упрощённая форма фигуры. И чем упрощённее знак, тем лучше. В работе Мондриана «Пять деревьев» ( точнее, это пять работ с изображениями деревьев ) виден этот путь от формы к идее.
de stijl что это

Однажды Платон предложил ученикам представить буквально следующее: вы всю жизнь провели, будучи прикованными к стене пещеры и повёрнутыми к ней лицом. Если вас выпустить на свободу, вы обнаружите, что реальность, это не тени на стене. Вы поймёте, что предметы отбрасывали тени. И предметы более реальны. Теперь подумайте, что вы в каком-то смысле, возможно, живёте лицом к стене и видите лишь тени того, что, действительно, реально.

Вот эту реальность и постигает Мондриан в своей живописи. Это возврат к первобытному искусству древних людей. А потом члены группы «Стиль» идут ещё дальше, упрощая всё вокруг. После них элементарные эмблемы захватывают весь мир. Логотип прочесть быстрее, чем текст. Дорожные знаки, торговые знаки, свастика, серп с молотом, обозначения туалетов. Рождение графического дизайна!

Скорость позволяет опередить соперника и выжить. Некогда копаться в мелочах и создавать комфорт. В мире растущей конкуренции надо нестись вперёд. Всё органическое пора оставить позади. Эмоциональность мешает в производстве. Машины заменяют людей. И этот мир создаёт группа «Стиль». Создаёт активно, охватывая живопись, графику, дизайн, плакат, рекламу, архитектуру, скульптуру, создание мебели.

Бог умер, его трон пуст, отныне тут царствует Рационализм верхом на красно-синем стуле Ритвельда. de stijl что этоФундамент мира переворачивается вверх дном. Демифологизация рассказывает людям миф богоборчества.

Всё, что накопилось в распухшем мочевом пузыре христианской культуры, отныне проливается в каждый дом простых людей, порождая фобии и неврозы. Это гигантский скачок технологий, науки и войн. Посмотрите на творения членов «Стиля» — никакой иерархии. Отныне нет главного и второстепенного. Человек отрывается от смысла жизни и полностью теряет его. Вместо смысла у него теперь скорость и реклама. Вместо эмоций – потребление. Вместо Культуры – геометрия. Вместо Бога – числа. Искусство отныне становится конкретным. Архитектура теперь не делает вид. Она просто служит.

Всё это шокирует рядового гражданина, не успевающего за лидерами века. Обывателю некомфортно новое и радикальное. Но всё больше творцов подхватывают стиль «Стиля» и пробивают общественное сопротивление: Ле Корбюзье, Мис ванн де Роэ, Ив Сен-Лоран.

Особенно группа «De Stijl» повлияла на умы молодых архитекторов через Баухауз, где антидуховный гуру Тео ван Дуйсбург преподаёт с 1921 по 1923 гг. Вернее, на должность преподавателя его не приняли, и он организовает независимые курсы для студентов веймарской школы.

И прагматизм захватывает постройки. Это те самые дома, которые однажды зададут тон нашим спальным районам. Ноль эмоций, сухость, практичность.

«(Неопластицизм) сводит на нет индивидуум как отдельную личность и, таким образом, создаёт общество будущего, как подлинную общность». Пит Мондриан, «Социальное и психологическое воздействие неопластицизма».

А вот цитата Каземира Малевича – удивительно схожего художника: «…самоопределение возрождает нацию. Чем идёт к разделению единого нашего смысла, порождая родину, патриотизм и отечество, от чего все сознательные члены народа должны отказаться во имя супрематии единства человечества. Они должны стремиться к единому языку, к единодейству духовному».

Здорово напоминает «451º по Фаренгейту» Бредбери с его уничтожением произведений искусства прошлого. Вообще, все антиутопии недаром написались в ХХ веке. Вот это ощущение надвигающегося ужаса очень даже имеет место быть, учитывая глобальное культурное падение + высокие технологии. Обуздать такую массу можно только постоянным беличьим колесом. Тут-то новый тип художника и приходит на выручку.

Сначала голландские единомышленники упростили свои пластические методы до того, что разорвали полную связь с реальностью, а потом вторглись со своей новой пластикой в реальность и коренным образом поменяли в ней весь быт.

Возьмём их знаменитый красно-синий стул. Это икона не только данного объединения, но и всего переворота, перестроившего впоследствии человечество. Прямые линии, прямые углы, три основных цвета и дополняющий чёрный. Всё. Вот так и живём. Не расслабиться, не успокоиться. Всегда в тонусе. Готовы к Труду и Обороне.

Иными словами Тео ван Дуйсбург, Пит Мондриан и сотоварищи (всего около пятнадцати, кстати, они не все были знакомы между собой) отвергли созерцание и выдвинули на передний план действие. И действия у них было, хоть отбавляй.

В 1923 г. Мондриан и Дуйсбург решили, что неопластицизм не заходит так далеко, как им хочется и ввели новое понятие «элементаризм». Вскоре после этого они поссорились из-за неуёмной энергии Дуйсбурга. Ему хотелось зайти всё дальше. Даже революционно настроенные комрады не выдерживали такого напора. Так же он разорвал отношения с Бартом ван дер Леком в 1918 и с Якобсом Аудом в 1921.

Тео ван Дуйсбург никогда не был удовлетворён, как я понимаю, он никак не мог дойти до самого конца, где заканчивается человеческое и начинается Божественное. В том смысле, в котором началась Вселенная – из самого простого стала делиться во всё более сложные объекты. И вот эту простую основу мира он и пытался нащупать, как некий Абсолют.

В своей статье «Новое движение в искусстве» он писал, что только Божественное имеет право на существование, оно обязательно исключает всё мелочное, наносное: интимность, мысли, чувства, представления отдельной личности. Вся его жизнь выглядит, как пренебрежение предрассудками индивидуальности. Это поиски такого Бога, который непостижим человеку, который на тринадцать миллиардов лет старше дедушки, сидящем в ночнушке на облаке.

Он, кстати, противопоставлял прямым углам Мондриана свои треугольники, создал с ними серию картин под названием «Контркомпозиция». А идеи, обосновывающие такую живопись, изложил в единоразовом выпуске своего журнала «Конкретное искусство». Вообще, журнал «Стиль» вовсе не был его единственным детищем.

Ещё в 1916 он в Лейдене создал группу «Сфинкс», которая быстро распалась. В 22_м он увлёкся ещё и дадаизмом и стал издавать журнал «Мекано».

Писал под разными псевдонимами: философствовал, как Альдо Камини, литераторствовал, как И. К. Бонсет, а, собственно, «Тео ван Дуйсбург», это был его псевдоним для журнала «Стиль». Его настоящее имя – Кристиан Эмиль Мария Куппер.

И вот интересно, почему же, несмотря на пропагандируемые Дуйсбургом идеи, у них всё выходило так гуманно?

Красно-синий стул оказался вполне удобен, хоть и назывался аппаратом для сидения. Дом вдовы Шрёдер того же Ритвельда, построенный в 1924, выглядит мечтой любого ребёнка. Он, между прочим, был построен для воспитания детей, впоследствии хозяйка даже сдавала его школе Монтессори. А ведь он указан во всех историях мировой архитектуры. И именно с него началось движение «Хай-тек»! А картины Мондриана! Они красивы. Только ли от простоты и ясности? Или неужто лишь строгое соблюдение геометрической прогрессии заставляет нравиться картину Дуйсбурга «Арифметическая композиция»?

Я думаю, дело в другом. Хрущёвки тоже построены просто и ясно. Но выглядят они просто кошмарно. Мне кажется, члены группы «De Stijl» были люди с воспитанным чувством эстетики и просто не могли перешагнуть эту слабую несверхчеловеческую черту. И слава Богу!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *