culture fit что это
Командный Контакт
О важных “невидимых” вещах — доверии, культуре и ценностях. Опыт RealtimeBoard
С разрешения автора поста Анны Бояркиной, head of product в компании RealtimeBoard публикуем его в нашем блоге.
RealtimeBoard занимается разработкой онлайн доски с очень удобным и полезным набором инструментов для визуального взаимодействия в режиме онлайн. Компания выросла в 2 раза всего за год. Сейчас в команде трудится 100 человек, 20% из которых работает удалённо.
Когда наш редактор Таня читала пост Анны про инструменты, которые команда RealtimeBoard используют, то ползли мурашки по коже, потому что всё это она изучала в Hyper Island ещё в 2013 году. Тогда российские команды из IT в большинстве не понимали зачем на этом вообще держать фокус внимания и отмахивались от предложений поработать над этим. Поэтому сейчас нам так радостно видеть, что в команде RealtimeBoard не просто интересуются этим, но и применяют на постоянной основе.
С удовольствием рекомендуем всё что ниже к прочтению и применению на практике.
Почему я много думаю про это
Я люблю дерзкие цели и постоянно думаю о том, где нас ждут новые горизонты, как улучшить результаты, как завтра стать лучше, чем мы были вчера. И ещё я много думаю о том, насколько важна в этом увлекательном путешествии команда. В RealtimeBoard мы много внимания уделяем тому, чтобы все в команде понимали цели компании, стратегию и наш прогресс в их достижении.
“Если хочешь идти быстро — иди один, если хочешь дойти далеко — идите вместе”. Говорят, что это африканская пословица.
С ростом компании, особенно если это происходит быстро, так или иначе начинаешь сталкиваться с тем, что у разных людей в команде очень разный контекст, люди, пусть даже очень талантливые, могут не думать в одном направлении и возникает проблема “лебедя, рака и щуки”, когда все тянут в разные стороны. А возможно вообще не тянут, потому что не понимают, куда нужно тянуть.
Для того, чтобы справляться с этой проблемой, в идеальном мире команды синхронизируются вокруг миссии и видения, ставят цели и вырабатывают стратегии для их достижения. Те же OKRs могут прекрасно помочь с этим выполнять эту работу.
Есть несколько причин того, почему это все может не сработать — не те цели (или просто неумение их ставить), неправильная мотивация, отсутствие контроля. А ещё проблема часто бывает в том, что многие фреймворки и концепции начинают внедрять не с той стороны — без “основы” (формирования команды) мы прикручиваем “голову” (стремление получить результат от группы людей). О том, что помогает сделать команду командой, которая вместе идёт далеко, и хотелось бы поговорить.
2 концепции о важности людей и культуры для достижения результатов
Простое правило, которое поможет сэкономить много времени и понять, почему инструменты или процессы не работают: People → Process → Tools (то есть не имеет смысла заниматься внедрением OKRs и тем более искать инструмент для трекинга всего этого, если нет нужных людей, которые работают как команда).
Наш кейс: мы работаем с OKR практически 2.5 года и тоже думали о том, чтобы сразу внедрять инструмент, но вовремя остановились. Для трекинга вполне работает и Google Spreadsheet, если вся команда вовлечена и понимает, что делать. И мы много работали и продолжаем работать над формированием команды из правильных людей, синхронизацией вокруг общих целей и ценностей, регулярным обменом знаниями. Общий контекст, как показывает практика, намного важнее инструмента.
2. Культура как способ контроля
Часто мы думаем про культуру компании как про что-то, что вдохновляет всех в наших командах делать свою работу, как про “клей” компании. Конечно, это так, но у культуры есть ещё одна важная функция, которую отлично описал Энди Гроув в книге High output management: это функция контроля. Когда все очень быстро меняется, компания растёт и мы работаем с неопределённостью, по большому счёту, культура — единственное, что позволяет быть уверенными в том, что будут приняты правильные решения. Можно было бы всё написать в инструкциях, но новые люди и процессы часто появляются быстрее, чем инструкции 🙂
Формировании команды: 2 практические модели
Сейчас многие (как минимум продуктовые) компании ставят в центр команду, как основную единицу, которая создает ценность. Тот же Agile и фреймфорки на его основе построены на базе Команды как ключевого игрока. Но что делает группу людей командой? Общие цели, общие ценности, фокус, хорошие коммуникации. Это может появиться само по себе, но ещё над этим можно работать.
Когда мы только начинали и нас было +/- 10 человек, все вроде бы было просто и очевидно — новый стартап, куча идей, которые очень хорошо стимулировали сплоченность. А возможно и не так очевидно — каким-то вещам мы просто не придавали значение.
Потом команда стала стремительно расти, стали приходить новые люди, много новых людей, и сейчас RealtimeBoard — это уже 100+ человек в России, США, Европе и Австралии и множество разных команд. Некоторые работают вместе постоянно (функциональные команды — Продукт, Маркетинг, Разработка и тд., Scrum-команды), некоторые собираются под проекты.
Где-то после 30 человек наступил момент, когда мы стали серьезно задумываться над тем, как сделать так, чтобы команда не теряла единый фокус и оставалась эффективной.
И тогда же мы впервые столкнулись с моделью стадий команды Брюса Такмана (материал по ссылке можно использовать как тест, который определит стадию вашей команды).
Каждый раз, когда мы формируем новую команду или в неё приходит новый человек, все начинается сначала — с формирования новой команды (Forming). Кстати, воодушевление, которое возникает на стадии достижения результатов, можно перепутать с тем, которое возникает на стадии формирования команды (я попалась в эту ловушку).
Эта модель отлично накладывается на другую — 5 пороков команд Патрика Ленсиони. На каждой стадии команда преодолевает один из пороков:
— Безразличие к результатам
Доверие — основа сплочённой команды, без него работа в принципе невозможна.
Доверие как основа любой команды
Актуально для любой команды и на любой стадии компании.
Что такое доверие в профессиональной жизни? Это не только про то, что можно положиться на других людей, верить, что они не обманут, выполнят все в срок и тд. Это еще и возможность показать свою уязвимость и слабости без боязни критики или боязни осуждения. Это критически важно для продуктивной работы (например, все мы постоянно ошибаемся, когда проводим эксперименты, делаем новые для себя вещи, и важно в команде не бояться ошибок и не бояться о них говорить).
Думаю, все могут вспомнить такие истории, когда человек вроде работал-работал и бац! Уже уволиться захотел или пару лет думал о том, что делает что-то не то или не так.
Мы не доверяем друг другу, потому что мы плохо друг друга знаем и понимаем намерения друг друга, даже если на словах все договорились. Прямо как в видео.
Если мы лучше знаем людей, то нам проще интерпретировать их намерения как позитивные, а если не знаем, то склонны винить их в ошибках (тут вступает в силу фундаментальная ошибка атрибуции).
Как лучше узнать друг друга и научиться понимать и доносить намерения:
Рост компании: формулируем общие ценности
Важно, когда компания растет.
Когда компания начала расти, мы поняли, что нам очень важно сохранить те принципы, согласно которым мы принимаем решения. Ценности — это не только то, что мы пишем на футболках и блокнотах и сайте компании, это еще и то, что помогает сохранить целостность принятия решений в условиях высокой скорости развития.
Наш кейс: Первый подход к формированию общих ценностей был в 2014 году на стратегической сессии. В 2017 мы подошли к культуре как к продукту и прошли этапы исследования, прототипирования, валидации. Для нас критически важным стало то, что ценности не были какими-то навязанными менеджментом компании, а собранными из историй каждого члена команды.
Culture fit при найме сотрудников
Актуально всегда, а особенно при быстром росте.
Когда люди приходят к нам в команду, мы смотрим на две вещи — Job fit и Culture fit.
Есть уже широко известное правило — профессиональным навыкам можно научить, а вот если человек и компания не подходят друг другу по культуре, то с этим практически ничего не сделать.
Что мы делаем, чтобы убедиться в Culture fit:
Вместо заключения
Невидимые на первый взгляд вещи — культура и доверие в команде —тоже требуют постоянного внимания и целенаправленной работы. Точно так же, как мы постоянно смотрим на метрики и отслеживаем результаты в бизнесе и продукте, мы должны наблюдать за нашими командами. В голове постоянно вертится фраза: “Если вы не займётесь культурой, то культура займётся вами”. Кажется, в ней есть доля правды.
Почему российские разработчики проваливают интервью за рубежом и что с этим делать. Советы хантера
Классическое собеседование разработчика в России состоит из разговора с HR, технического собеседования и интервью с руководителем. При собеседовании за рубежом добавляется ещё одна стадия: culture interview. Плохая новость: его можно провалить. Хорошая: к нему можно подготовиться.
За экспертизой мы пошли к Марине Гладышевой — она помогает разработчикам найти работу за рубежом и получить лучший оффер. Узнали, к чему готовиться, что можно и нельзя говорить, и как отвечать на все эти вопросы (спойлер: придётся поработать над ответами).
Собеседование разработчика за рубежом проходит в четыре этапа:
Начинается процесс с того, что рекрутёр через знакомого в компании или от тебя получает CV. Если он считает, что ты подходишь под описание вакансии — то есть, видит ключевые слова типа Java или NodeJS — он приглашает тебя на screening interview. За это время рекрутёр старается как можно больше о тебе узнать, расположить к себе и провести факт-чек — проговорить опыт и задать вопросы по недостающей информации.
После screening interview (а в некоторых случаях после собеседования с нанимающим менеджером) следует code interview. Тебе высылают тестовое задание, или home assignment. На его выполнение чаще всего дают неделю, а сама работа займёт около 4-8 часов. Это может быть репозиторий, или презентация, или проект в Miro или Keynote. Может быть, интервью пройдёт в формате live coding — тебе поручат задачу, и ты должен будешь решить её за час-два под наблюдением нанимающего менеджера.
По результатам следует system design interview. Тебя проверяют на системность знаний: как бы ты построил архитектуру определенного сервиса, какие принципы работы лежали бы в основе, как бы организовал взаимодействие элементов.
По предыдущим этапам написано много гайдов, но редко где упоминается culture fit interview — возможно, потому, что в России оно встречается крайне редко. А зря. Оно идёт заключительным — а значит, это последняя возможность расположить к себе компанию. Или всё испортить — тут как посмотреть.
Culture Fit Interview (CFI), или культурное интервью — это проверка на то, как ты вписываешься в культуру компании. Проводит его нанимающий менеджер — или просто менеджер, если тебя берут не в определенную команду, а в ряд начинающих разработчиков. Конфликтный ли ты человек, умеешь ли работать в команде, как относишься к ошибкам и критике — все эти вопросы дают понять, может ли команда с тобой сработаться.
Culture fit — не самый решающий этап. Компании не важно, что ты за человек, с этим придётся разбираться команде. Ты можешь провалить интервью, но тебя все равно возьмут, потому что ты блестяще пишешь код — просто пропишут тебе 10 сессий у психотерапевта по приезду. Но обычно компании в это не ввязываются. Релокация — дело дорогое. Компании она обходится от € 20к, поэтому она будет до последнего искать идеально подходящего кандидата.
Самый легкий способ провалить культурное интервью — не знать, что проходишь культурное интервью. Оно похоже на довольно неформальный разговор, но его результат может стать причиной отказа. Возможно, ты рассказал расистский анекдот, может, нелицеприятно отозвался о девушке-коллеге. Или отпустил злой комментарий в отношении ЛГБТ-сообщества — а компания, наоборот, поощряет ЛГБТ-культуру и меняет иконки на месяц прайда. На перерыве может подойти разработчица и невзначай спросить, как ты относишься к феминизму и эмансипации, а ты неудачно пошутишь. Всё это пойдёт в досье.
У всех разные взгляды на мир. Конечно, для переезда в Европу стоит открыться идее: все мы люди. Неважно, какого пола или ориентации твои коллеги — вы находитесь в профессиональных отношениях, ничего больше не подразумевается. Но если вы неспособны на этот шаг, не пересиливайте себя и откажитесь от компании, чьи взгляды расходятся с вашими. Иначе спустя полгода вы взвоете на новом месте работы.
Бывает, что многие начинают рассказывать о своих профессиональных достижениях. Культурное интервью — это возможность расколоть лёд, показать себя, как личность, как собеседника. Достижения вы уже обсудили на двух предыдущих этапах — на этом постарайтесь расположить к себе людей.
Поговорим о вопросах, которые можно часто услышать: какой цели они служат и как стоит на них отвечать.
Совет: относитесь к этому, как к домашнему заданию. Ответы лучше продумать наперёд. В этом вам поможет сторителлинг. Серьёзно, гораздо лучше воспринимаются истории, где есть завязка, кульминация, брейкпойнт (почти не получилось, но тут мы…) и развязка. Даже если вам не получилось достигнуть цели в этой истории, важно подать её как урок: вы что-то узнали, что-то поняли. В общем, усвоили мораль.
Расскажите о случаях, когда вы не согласились с коллегой и вам пришлось разрешать конфликт
Вопрос призван выяснить, как ты реагируешь на конфликтные ситуации. В компанию стараются нанимать людей, которые в состоянии договариваться. У разработчиков со стажем, как интровертов с техническим складом ума и алгоритмическим мышлением, встречаются довольно резкие суждения. Нельзя показать, что ты обижаешься на критику или не принимаешь чужую точку зрения.
Может быть несколько приемлемых ответов. Если коллега отказался от компромисса, ты эскалировал вопрос менеджеру. Попросил обсудить эту ситуацию втроём с другой стороной конфликта, или спросил совета, или попросил определить, кто прав. Вариантов выхода из ситуации на самом деле больше, но самое важное здесь — показать, что ты искал выход и не нагнетал обстановку.
Приведите пример своего провала или ошибки
Все любят рассказывать про свои успехи, но не любят говорить про свои ошибки. Саморефлексия помогает расти, и в этом вопросе нужно честно рассказать о провале. Например, был уставший в вечер пятницы, мой продукт пушил изменения, и хотя у нас стоял мораторий на выкатки новых фич по пятницам, я все равно это сделал и положил весь сервер на 8 часов. Да, случился полный коллапс. Но я больше этого не сделаю, я выучил этот урок.
Говорить о своих ошибках — это признак здорового человека. Если ты утверждаешь, что ты идеальный, то это говорит про возможную токсичность и неумение работать в команде. А это плохо. Сейчас другое время — никто не работает в одиночку.
Расскажите, как вы помогли вашим коллегам вырасти
Есть два типа людей: одни помогают развиваться другим, другие — их топят, чтобы никто не занял их место. Среди разработчиков второй тип встречается редко, но среди тимлидов и руководителей отделов — чаще.
Компании важно знать, что вы протягиваете руку помощи коллегам, когда у них что-то идёт не так. Что ты, как Senior джавист с 10 лет опыта, подтянул джуна до миддла и считаешь это вашим общим достижением. Что, как руководитель, ты растишь других людей, делегируешь им часть своей работы, и от этого команда становится только лучше.
Второй тип менеджера, в силу синдрома самозванца или неуверенности, сильно боится за свою позицию. Для него рост сотрудника — самое ужасное, что может произойти.
Когда ты проходишь интервью, тебе очень важно дать понять, что ты относишься к первому типу — не ко второму.
Тут самое важное — быть честным и не затягивать с ответом. Лучше заранее подумать, что ты можешь рассказать, какие детали и тонкости ты можешь разглашать. Здесь очень важно рассказать историю. Старайся не делать паузы — будьте внутри повествования. Это шанс рассказать, какой ты классный, и если внимание ослабевает, эффект падает и слушатели начинают сомневаться: а ты действительно этим гордишься? А это на самом деле произошло?
Расскажи о ситуации, когда ты был не согласен с начальником/командой. Что делал?
Почему с тобой не согласились? Как ты всех переубедил? Принёс бизнес-кейс, сделал презентацию, нарисовал MVP и объяснил, как будет работать концепция?
Нужно показать, что ты предпринял какие-то действия, чтобы переубедить команду и руководителя. Ничего страшного, если твою точку зрения не приняли. Услышат тебя или нет — другой вопрос. Работодателю важно понять, что ты сделал всё, чтобы донести своё мнение.
Негативный результат — это опыт. Отказы бывают у всех — их не может не быть. Воспринимай их как часть процесса.
Если тебе некомфортно с какой-то частью интервью, предупреди. Бывает, нужно было указать, если у тебя есть проблемы со зрением, а ты пропустил, и сейчас не можешь разобрать слова на экране. Бывает, кто-то не хочет тратить время на тестовое дома проходить, или наоборот, live coding не подходит. Скажи об этом — компании почти всегда идут навстречу и могут поменять формат.
Вообще в интернете можно найти уйму гайдов по тому, как отвечать на вопросы культурных интервью. Есть даже инструкции для конкретных компаний вроде Facebook или Spotify — ищи и читай. Самый простой способ — зайти на сайт компании, найти раздел Our Values, наши ценности, и составить ответы так, чтобы эти ценности отражались в твоих историях. Вот, например, ценности Miro:
Главное — быть открытым и честным. Насколько честным — решать тебе. Но если ты чувствуешь, что честность в этом случае сыграет против тебя, стоит задуматься, сможешь ли вы сработаться с командой.
GetMentor.dev — открытое сообщество IT-профессионалов, готовых делиться опытом и экспертизой. Мы помогаем решать проблемы тем, кто к нам обращается, и сами ищем новые возможности для роста и развития.
Марина Гладышева — одна из многих менторов, с которыми вы можете посоветоваться на нашем сайте. А в нашем сообществе в Telegram мы обсуждаем разные вопросы, важные и не очень. Подписывайтесь — будем на связи.
Что такое cultural fit. Подборка книг о корпоративной культуре
Cultural fit. Вопросы, которые HR и рекрутеры задают кандидату на собеседовании для проверки на соответствие корпоративной культуре.
Зачем они это делают? Разве это важнее ваших технических навыков?
Например, вам могут задать такие вопросы:
Это лишь несколько вопросов из сотни вариацией тех, которые могут вам задать на собеседовании.
Вопросы кандидату, проверяющие соответствие корпоративной культуре, стали популярны на собеседованиях в российских компаниях несколько лет назад. Рекрутер с помощью поведенческих и проектирующих вопросов выявляет вашу мотивацию в работе, стили коммуникации с коллегами на прошлых местах, способы решения конфликтов на работе, ценности и так далее. Правильных ответов на cultural fit вопросы нет. Задача HR понять, насколько будущему сотруднику и коллективу будет комфортно работать с друг другом.
Корпоративная культура — важный элемент каждой организации. Исследованию культуры посвящено целое направление в науке. Одни из популярных исследований можно почитать у американских психологов. Например, Джеффри Сонненфелд с «бейсбольной» и «оборонной» культурой», а также Эдгард Шейн с абстрактной концепцией трех уровней.
Обычно сложно рассказать о всех нюансах человеку со стороны, кто не поработал и прочувствовал атмосферу внутри организации. Но есть примеры отличных книг, где основатели и сотрудники компаний смогли текстом изложить принципы и ценности корпоративной культуры, и донести все с помощью простых примеров для соискателей.
Для любого сотрудника важны определённые ценности. Внимание к ценностям создаёт систему работы с персоналом.
Говард Бехар дал сотрудникам право самостоятельно принимать решения, когда ситуация происходит в рамках их непосредственных обязанностей. Бехар считает, что сотрудник гораздо лучше понимает свою работу – ведь это он обслуживает клиентов, а не его руководитель. Парадоксально, но такое решение Бехара повысило ответственность сотрудников.
На протяжении всей книги Бехар напоминает, что самое главное – дать сотрудникам ощущение, что они для руководителя значимы и ценны. В Starbucks есть открытый форум, и каждый сотрудник может высказать свою точку зрения на тот или иной вопрос, предложить новые идеи, поспорить, высказать негодование. Это вызвало вал идей, реализация которых дала многомиллионные прибыли.
В Valve каждый сотрудник принимает решение за себя, над каким проектом ему работать. Разработчики начинают свои проекты и конкурируют друг с другом, переманивая коллег на свою сторону.Каждый сотрудник может хорошенько подумать, к какому проекту присоединиться. У него есть достаточно времени, во время прогулок из кафетерия в массажную комнату, а оттуда — в игровой зал, чтобы поиграть в дартс или позаниматься на тренажёрах. Как узнать, что происходит? Просто спросите у коллег.
Руководство компании полностью доверяет своим сотрудникам в выборе проектов и не вмешивается в процесс. Трудно поверить, что можно организовать работу в компании на таких принципах абсолютной свободы, без менеджмента и управления в традиционном понимании. Но Valve это удалось.
Отличный пример того, как можно провести адаптацию нового сотрудника с помощью этой небольшой книжки (всего 56 страниц). Как мне представляется, мало какая компания посвящает несколько страниц разбору ситуации «а если я накосячу?»
В книге есть несколько интересных моментов, но в целом это и не история про Netflix, и не полезная бизнес литература о новых подходах управления командой. Поскольку лозунгов много, а фактов и конкретных шагов, которые помогают изменить культуру нет. Для меня больше история из новой IT-реальности, где не работники бьются за хорошую компанию, а компании бьются за работников. Хотя прочитать любому HR советую, чтобы познакомиться с тем, как устроена кадровая политика Netflix, и расширить свой кругозор.
Просто мастхэв для любого HR. Очень часто встречал её в личных подборках лидеров мнений, за кем я слежу. Много кейсов, много примеров построения внутренней коммуникации в компании. Помимо success-story в книге так же описываются и провальные решения, неудачные эксперименты, либо тупиковые комбинации ходов.
Причем важно понимать, что как истории успеха, так и истории провалов характерны для самой компании Гугл, но в других компаниях могут привести к совершенно другим результатам, и относится к каждому выводу стоит очень критически. Что-то из фич Гугла можно и нужно внедрять уже сегодня, какие-то проекты станут из технологий завтрашнего дня обыденными методами работы, например, использование HR Big Data для оценки резюме потенциальных сотрудников.
Я уверен, что есть много крутых примеров описанной корпоративной культуры в формате книг или пособий и в российских компаний. Скорее всего, они просто находятся только в корпоративном пользовании, и их нельзя нигде купить.
Если у вас есть желание поделиться историями про построение корпоративной культуры в вашей компании или хотели бы обсудить, какую роль может сыграть HR в стартапе, пишите мне в телеграм. Скоро планирую запустить серию интервью/подкастов, где на все волнующие темы будут отвечать крутые HR из известных IT-компаний.
Буду рад обсудить любой вопрос или предложение.