cucm cisco что это
ИТ База знаний
Полезно
— Онлайн генератор устойчивых паролей
— Онлайн калькулятор подсетей
— Руководство администратора FreePBX на русском языке
— Руководство администратора Cisco UCM/CME на русском языке
— Руководство администратора по Linux/Unix
Навигация
Серверные решения
Телефония
FreePBX и Asterisk
Настройка программных телефонов
Корпоративные сети
Протоколы и стандарты
Cisco Unified Communications Manager
Базовый курс по Asterisk
Мы собрали концентрат всех must have знаний в одном месте, которые позволят тебе сделать шаг вперед на пути к экспертному владению Asterisk
Чаще всего, для работы с оконечными устройствами CUCM использует собственный протокол сигнализации, разработанный компанией Cisco Systems под названием Skinny Client Control Protocol (SCCP). Помимо собственных разработок, CUCM поддерживает и открытые стандарты, такие как H.323, Media Gateway Control Protocol (MGCP) или Session Initiation Protocol (SIP). Схема работы CUCM приведена рисунке ниже:
На рисунке схематично обозначена схема работы CUCM в рамках корпоративной сети. Пунктирными линиями обозначены Real-time Transport Protocol (RTP) потоки, которые переносят в поле информационной (полезной) нагрузки медиа – данные разговора. Особое внимание следует обратить на расположение линий направления RTP – они проходят напрямую от телефонного аппарата до телефонного аппарата. Телефонная станция CUCM контролирует телефонную сигнализацию, на данном примере, по протоколам SIP/SCCP. Это означает, что если во время разговора CUCM перестанет работать, разговор между абонентами будет продолжен, но такие функции как удержание, трансфер, отбой вызова и другие функции управления вызовом будут не доступны.
Цифровая телефонная станция CUCM выполнена на базе операционной системы Linux с закрытыми правами администратора и с предустановленной базой данных IBM Informix. В совокупности, такой вид операционной системы носит название VOS (voice operating system). Продукт устанавливается пакетом, сначала VOS, а затем само программное обеспечение.
Интерфейс управления цифровой телефонной станцией CUCM выполнен как WEB – приложение, доступное через протокол HyperText Transfer Protocol (HTTP). Интерфейс имеет удобную навигацию по вкладкам, пять разных Graphical user interface (GUI) для сегментации функций администрирования и возможность предоставлять уровни доступа администраторам. Основной интерфейс проиллюстрирован на рисунке:
Как было сказано ранее, CUCM имеет пять различных панелей администрирования:
Интерфейс Cisco Unified CM Administration – основной интерфейс администратора. Здесь можно настраивать системные настройки, параметры маршрутизации вызовов, настройка медиа – ресурсов, таких как Music On Hold (MOH), параметров интеграции с другими продуктами компании Cisco Systems, конфигурацию телефонных аппаратов, шлюзов, «привратников» (gatekeepers), администрирование групп пользователей и многие другие настройки.
Интерфейс Cisco Unified Reporting обеспечивает доступ к отчетам о работе телефонной станции. Данная консоль отчетности собирает данные с различных системных журналов и предоставляет эту информацию в просто для администратора виде.
Интерфейс Disaster Recovery System (DRS) создан для резервирования конфигурации, или как принято говорить «бэкапа» телефонной станции CUCM. Бэкап может происходить как локально на сервер, так и на удаленные площадки по протоколу SSH File Transfer Protocol (SFTP).
Графический интерфейс Cisco Unified Serviceability предоставляет наблюдение и контроль работоспособности телефонной станции, включая в себя такие настройки как конфигурацию опций оповещения о проблемах в работе CUCM, систему трассировки для обнаружения причин проблем, богатое меню инструментов, в котором можно смотреть отчеты Call Detail Record (CDR). Данный интерфейс позволяет настроить параметры Simple Network Management Protocol (SNMP), созданного для управления и контроля.
Последним в списке интерфейсов значится Cisco Unified OS Administration. Он предназначен для мониторинга аппаратной платформы и различных системных статистических данных, таких как: загруженность центрального процессора, свободного пространства жестких дисков, мониторинга системного времени, информации об IP – адресах, работы в рамках протокола Internet Control Message Protocol (ICMP).
Еще один немаловажный интерфейс, это Command Line Interface (CLI) – консоль. Он удобен для перезагрузки сервиса, например, при недоступности основного графического интерфейса через порт 8080.
Телефонная станция CUCM это гибкое и масштабируемое решение. Одним из важных преимуществ является возможность кластеризации серверов, или другими словами объединения. В общем случае, в одном кластере может работать до 20 серверов. Среди них только 8 серверов занимаются обработкой вызовов, остальные, это дополнительные сервера предназначенные для расширения функционала кластера (сервисы музыка на удержании, Trivial File Transfer Protocol (TFTP) сервер и многие другие). Работая в кластере, сервера CUCM могут работать с 30 000 абонентами.
При работе в кластере различают два типа серверов – «паблишер» (публикатор) и «сабскрайбер» (подписчики). В данной модели один сервер, который является «паблишером» дублирует базу данных на все остальные сервера, которые являются «сабскрайберами. Схема работы кластера показана на рисунке:
Большое преимущество IP PBX CUCM – это возможность развернуть сервер в виртуальной среде.
Системы виртуализации появились после того, как соотношение эффективности использования одного аппаратного сервера к стоимости данного сервера, с каждым днем стремилось к меньшему и меньшему значению. Виртуализация позволяет делить аппаратные ресурсы сервера между различными приложениями. Например, предприятие покупает аппаратный сервер, для конкретной цели. Системный администратор данной организации устанавливает на него операционную систему на базе Windows, а затем, приложение, для которого был куплен этот сервер. Спустя некоторое время, у организации появилось требование для внедрения в корпоративный контур бизнес – приложений, которые работают на базе Linux. За неимением систем виртуализации, компания сталкивается с новой проблемой – покупкой нового сервера, по причине того, что разнородные операционные системы не смогут существовать на одном и том же аппаратном ресурсе.
При наличии системы виртуализации, компания может установить специальное программное обеспечение «гипервизор» на имеющийся Windows сервер. Гипервизор позволит изолировать друг от друга различные операционные системы на одном и том же сервере, обеспечит безопасность, защиту, целостность данных, предоставит централизованное и удобное управление виртуальным серверным ресурсом компании, а так же множество встроенных средств и инструментов автоматизации, предназначенных для автоматического резервирования данных и конфигурации серверов. Предприятия решит поставленную задачу, оптимизировав расходы на аппаратные сервера.
Преимущества
Выделим основные конкурентные преимущества систем виртуализации
Продвинутый курс по Asterisk
Концентрат редких знаний, для внедрения Asterisk в крупных предприятиях. Все это мы собрали в одном курсе для тебя.
Возможности Cisco Unified Communications
Unified Communications
Большинство инженеров, услышав о Cisco Unified Communications, начинают думать только о VoIP. Но под термином Unified Communications Cisco скрывает гораздо больший функционал. Он размывает границы между различными видами связи (передача видео, голоса, данных) и объединяет их в одно целое.
В российской Википедии унифицированные коммуникации — это технология, представляющая собой интеграцию услуг реального времени таких как: мгновенные сообщения (чат), информация о присутствии (presence), телефония (включая IP-телефонию), видеоконференция, совместная работа над документами, управление вызовами и распознаванием речи с унифицированными почтовыми системами (голосовая почта, электронная почта, SMS и факс).
Унифицированные коммуникации, как правило, не является одним продуктом, но представляет собой набор продуктов, которые обеспечивают потребителя единым интерфейсом и возможностью доступа к услугам на различным коммуникационных устройствах (стационарный телефон, мобильный телефон, компьютер, ноутбук и др.).
В данной статье будет рассказано о различных направлениях Unified Communications.
Всего таких направления четыре:
Но это только основные направления и их можно расширять, добавляя в них необходимый функционал, например, для развертывания контакт-центра или создания конференц-связи.
Рассмотрим эти направления подробнее.
Cisco Unified Communications Manager Express
Cisco Unified Communications Manager Express (CME) позволяет развертывать телефонный сервис на маршрутизаторах Cisco. Именно для этой цели в них предусмотрены порты FXO, FXS, E1 и T1 для подключения к голосовым сетям.
Наибольшее распространение в России получили цифровые сети ISDN E1 PRI. Для взаимодействия голосовых сетей друг с другом используются голосовые шлюзы (voice gateways), которые оснащаются всеми необходимыми типами портов для подключения голосовых потоков.
Всего существует три типа цифровых потока:
Подключение к ним производится через интерфейсные карты, а сам тип потока определяется настройками шлюза. Примеры таких карт VWIC-2MFT-T1, VWIC-2MFT-E1, VWIC-2MFT-G703, VWIC-2MFT-E1-DI.
Подробнее с голосовыми картами можно ознакомиться по ссылке
В зависимости от используемой платформы CME может поддерживать до 450 IP телефонов, что прекрасно подходит для компаний малого и среднего размера.
CME можно использовать как на маршрутизаторах ISRg2 так и ISRg1, только установив в них необходимый IOS. Начиная с 15 версии IOS для активации CME необходимо использовать PAK. В таблице ниже перечислено максимальное количество поддерживаемых телефонов в зависимости от выбранной платформы.
Платформа | Кол-во поддерживаемых IP телефонов |
2901 | 35 |
2911 | 50 |
2921 | 100 |
2951 | 150 |
3925 | 250 |
3945 | 350 |
3925E | 400 |
3945E | 450 |
Основные возможности CME:
CUE это система голосовой почты, которая может быть установлена в маршршрутизатор одним из двух способов:
ISM и SM это развитие модулей, использующихся в ISRg1, которые имеют название Advanced Integration Module (AIM) и Network Modules (NM). Старые модули можно использовать в ISRg2.
На рисунках изображены CUE AIM (сверху) и CUE NM (снизу):
На таких модулях работает операционная система на базе Linux, к которой есть доступ из Cisco IOS. В таблице ниже перечислены ограничения на использования модулей.
Платформа | Модуль | Включено портов | Максимум портов | Максимум ящиков | Время хранения |
2800/3800 | AIM2-CUE-K9 | 6 | 6 | 65 | 14 ч. |
NME-CUE | 8 | 24 | 275 | 300 ч. | |
2900/3900 | ISM-SRE-300-K9 | 2 | 10 | 100 | 60 ч. |
SM-SRE-700-K9 | 4 | 32 | 300 | 600 ч. |
Под портами подразумевается как много одновременных сессий может поддерживать CUE модуль (сколько людей могут получать или оставлять сообщения в один момент времени). Увеличение количества портов производится покупкой дополнительных лицензий.
Маршрутизаторы Cisco предназначены в первую очередь для обработки и передачи пакетов в соответствии с таблицей маршрутизации. Для того, чтобы разгрузить центральный процессор Cisco, от обработки голосового трафика применяются специальные процессоры DSP, которые распологаются на модулях PVDM. На этих процессорах выполняется все голосовые функции (сжатие, кодирование, декодирование и т.д.). Они устанавливаются внутри маршрутизатора и выглядят как старый тип памяти SIMM.
Количество модулей DSP, которые Вам понадобятся можно рассчитать в специальном калькуляторе:
Cisco Unified Communications Manager
Это полноценная АТС от Cisco.
Основные возможности CUCM:
Также Cisco выпускает CUCM Business Edition – это сервер с возможностями подключения до 500 IP телефонов и объединяющий в себе CUCM, Unified Mobility и Unity Connection, но не поддерживающий кластеризацию.
Cisco Unity Connection
Цель Unity Connection – возможность получения голосовой, электронной почты или факса с любого устройства, поддерживающего голос или приложения. Например, Вам может быть оставлено голосовое сообщение, которое может быть послано на Ваш электронный ящик, откуда Вы сможете прослушать его на своем мобильном устройстве.
Unity Connection запускается на Microsoft Windows OS и использует Microsoft Exchange e-mail server в качестве хранилища для голосовой почты.
В таблице ниже приведено сравнение решений для голосовой почты, которые ВЫ можете использовать в своей сети.
Кол-во ящиков | Платформа | Резервирование | |
Cisco Unity Express | 300 | Router | — |
CUCM Business Edition | 500 | Appliance | — |
Cisco Unity | 15 000 | Windows Server | Active/Passive |
Cisco Unity Connection | 20 000 | Appliance | Active/Active |
Cisco Unified Presence
Unified Presence позволяет видеть статус пользователя (online, offline, свободен, занят и т.д.) до того как ему будет совершен звонок и добавляет следующие функции:
Cisco Communications Manager Express License
Для работы с CME на маршрутизаторах Cisco необходимо использовать образ Cisco IOS UC, активировать лицензию CME, лицензию на общее количество используемых телефонов и, возможно, лицензии на сами телефоны.
Сервис CME поддерживается как ISRg1 так и ISRg2. Во всех ISRg2 есть возможность использования временной лицензии (60 дней) для ознакомления, затем эта лицензия конвертируется в RTU и позволяет пользоваться сервисом еще 10 лет (это же касается и лицензий SRST).
Лицензии на общее количество используемых телефонов суммируются друг с другом, возможно заказать на 5, 25 или 100 устройств.
Cisco Survivable Remote Site Telephony License
Cisco Unified Call Manager предназначен для работы в организациях большого размера, которые имеют множество филиалов. Обычно телефония строится по централизованной схеме, где сервер CUCM управляет всеми телефонами в головном офисе и в филиалах, что позволяет получить централизованное управление телефонной сетью.
Но при таком подходе при потере связи с филиалом, телефоны в этом филиале перестают работать. Чтобы избежать этого используется технология SRST (Survivable Remote Site Telephony).
SRST используется на маршрутизаторах Cisco и при обнаружении сбоя донастраивает маршрутизатор так, чтобы он смог обрабатывать телефонные звонки в филиале, а после восстановления связи переключать телефонные аппараты обратно на CUCM. Конечно, возможности SRST сильно ограничены, по сравнению с CUCM.
Существует несколько видов SRST:
Благодаря SRST в отключенном филиале будет продолжать функционирование телефонии, но чтобы дозвонится из центрального офиса в такой филиал используется другой механизм — Call Forward Unregistered (CFUR). Он настраивается в свойствах DN и является просто альтернативным номером, куда осуществляется перевод звонка, если не доступен телефон (например, внешний номер PSTN).
Маршрутизатор серии | Поддерживается телефонов (SRST) |
880 | 4 |
2901 | 35 |
2911 | 50 |
2921 | 100 |
2951 | 250 |
3925 | 730 |
3945 | 1200 |
3925E | 1350 |
3945E | 1500 |
Лицензии SRST суммируются друг с другом, возможно заказать на 5, 25 или 100 устройств FL-CME-SRST-5=, FL-CME-SRST-25=, FL-CME-SRST-100=.
Gatekeeper Feature License
Gatekeeper — это важная часть H323 VoIP сетей, который позволяет централизовано управлять номерным планом.
При каждом запуске конечные станции регистрируются на Gatekeeper. Если абонент хочет позвонить другому абоненту, он набирает его номер, но в результате спрашивает Gatekeeper о возможности совершения такого звонка. Если да, то Gatekeeper возвращает инициатору IP адрес вызываемого абонента.
Основные функции Gatekeeper:
ИТ База знаний
Полезно
— Онлайн генератор устойчивых паролей
— Онлайн калькулятор подсетей
— Руководство администратора FreePBX на русском языке
— Руководство администратора Cisco UCM/CME на русском языке
— Руководство администратора по Linux/Unix
Навигация
Серверные решения
Телефония
FreePBX и Asterisk
Настройка программных телефонов
Корпоративные сети
Протоколы и стандарты
CUCM vs CME – ключевые различия
Привет! Сегодня в статье мы ходим рассмотреть различия между двумя системами телефонии от компании Cisco – Cisco Unified Communications Manager (CUCM) и Cisco Unified Communications Manager Express (CUCME или CME).
Базовый курс по Asterisk
Мы собрали концентрат всех must have знаний в одном месте, которые позволят тебе сделать шаг вперед на пути к экспертному владению Asterisk
Cisco Unified Communications Manager Express является многофункциональным решением начального уровня для IP-телефонии начального уровня. CUCME позволяет малым предприятиям и автономным филиалам внедрять IP-телефонию, голосовую и информационную инфраструктуры на единой платформе для небольших офисов, тем самым оптимизируя сеть и снижая затраты.
Система Cisco Unified Communications Manager в свою очередь расширяет возможности функций корпоративной телефонии для IP-телефонов, устройства обработки мультимедиа, шлюзов передачи голоса по IP и мультимедийных приложений. Дополнительные сервисы передачи данных, голоса и видео, такие как: унифицированный обмен сообщениями, мультимедийные конференц-связи, совместные контактные центры и интерактивные системы реагирования, взаимодействуют через API.
Платформа | CME | CUCM |
Аппаратные средства | Маршрутизатор Integrated Services Router (ISR) | Сервер в кластере с ISR в качестве PSTN шлюза |
Управление вызовами | Unified Communications Manager Express | Unified Communications Manager |
Модель вызовов | Распределенная | Централизованная |
Количество площадок | Неограниченно | Неограниченно |
Возможность расширения | До 450 пользователей | До 30 000 пользователей в кластере |
Управление | Command-Line Interface, Cisco Configuration Professional, Cisco Configuration Professional Express | Command-Line Interface, Веб-интерфейс CUCM |
Порты | PSTN и голосовые порты могут быть расположены на CME | PSTN и голосовые порты не могут быть расположены на CUCM Необходим голосовой шлюз или CME в этой роли |
Поддержка JTAPI/TAPI | Не поддерживает | Поддерживается |
Поддержка JTAPI/TAPI | TAPI ограничено. JTAPI не поддерживает | Поддерживается |
Кластеризация | Не поддерживается. CME не может быть членом кластера CUCM | Поддерживается до 21 ноды в кластере |
CiscoWorks IP Telephony Environment Monitor (ITEM) | Не поддерживается | Поддерживается |
Продвинутый курс по Asterisk
Концентрат редких знаний, для внедрения Asterisk в крупных предприятиях. Все это мы собрали в одном курсе для тебя.
Система IP-телефонии на базе CUCM (Cisco Unified Communications Manager)
Платформа Cisco Unified Communications позволяет увеличить эффективность и повысить производительность совместной работы. Cisco Unified Communications поддерживает функцию высококачественной передачи голоса, видео, сообщений, обеспечивает контроль доступности абонентов, интеграцию с мобильными устройствами, а также выполняет функции контакт-центра на базе одного сервера.
Сервисы Cisco Unified Communications разворачиваются вокруг Cisco Unified Communications Manager (CUCM). Cisco Unified Communications Manager является ядром обработки мультимедийных данных в составе систем унифицированных коммуникаций Cisco. Это главный компонент коммуникационной платформы Cisco, к которой подключаются остальные сервисы и системы (Contact Center, Webex, TelePresence, Jabber, MediaSence).
Cisco Unified Communications Manager состоит активного сервера Subscriber, а также одного или нескольких серверов Publisher, которые обрабатывают вызовы и обслуживает подключенных абонентов.
Cisco Unified Communications Manager выполняет следующие функции:
Cisco Unified Communications Manager (CUCM) расширяет возможности классической корпоративной телефонии и наряду с поддержкой аналоговых устройств телефонной связи позволяет использовать устройства IP-телефонии, такие как IP-телефоны, устройства обработки медиаданных, VoIP-шлюзы и мультимедийные приложения.
Ключевые компоненты системы IP-телефонии на базе СUCM:
Что вы получаете при работе с нами
ВИСТЛАН — официальный партнер Cisco Systems с 2007 года со специализациями в области коммутации и маршрутизации, унифицированных коммуникаций, сетевой безопасности и беспроводных сетей.
Прогрессивная система обработки вызовов Cisco Unified Communication Manager
Впервые анонсированная в 1997 году, телефонная станция Cisco Unified Communication Manager быстро завоевала сердца миллионов пользователей. Особенность системы обработки вызовов заключаются в создании высокоскоростной сети передачи голоса через такие системные компоненты, как шлюзы, элементы телефонии, мосты для конференцсвязи, приборы видеосвязи и т.д. Такое решение просто незаменимо при обеспечении нормальной работы корпораций, офисов, удаленных филиалов компаний – то есть, любых объектов малого, среднего и крупного бизнеса.
Для чего используется системы CUCM
Система обработки вызовов была разработана специально для объединения людей, независимо от места их работы и типа используемого устройства. Интегрированная инфраструктура работает на базе центра оперирования данными. Корпоративное решение упрощает совместные рабочие процессы, помогает осуществляться быстрые голосовые звонки, видеозвонки. Также внутри сети можно обмениваться сообщениями.
Работает система Cisco Unified Communication Manager на прогрессивном фирменном программном обеспечении «Циско». Что гарантирует надежность работы, безопасность соединений, информационную защиту, масштабируемость управления вызовами, голосовыми и текстовыми сеансами.
Основные возможности системы Cisco Unified Communication Manager (CallManager)
Из основных возможностей системы Cisco Unified Communication Manager пользователи выделяют унифицированные коммуникации. Можно консолидировать коммуникационную инфраструктуру, облегчающую процесс общения и выполнения задач. Уникальное решение состоит из IP-телефонии, упрощающей внутресетевые обращения, элементов видеосвязи повышенной четкости. Скоростное оборудование и специальное программное обеспечение минимизирует время, уходящее на отправку и получение сообщений, совершение звонков.
К прочим возможностям стоит отнести:
Cisco Unified CM поддерживает стандарты отрасли, отличается открытостью и интероперабельностью, что упрощает сотрудничество с партнерами из любой точки мира. Безопасное решение совмещается с новыми протоколами аутентификации, шифрования и связи, что гарантирует защиту информации и коммуникаций для пользователей в сфере финуслуг.
Варианты развертывания
Программное обеспечение Cisco Unified CM поставляется, как часть упакованного решения для совместной работы с фирменным оборудованием или устанавливается отдельно на оборудовании клиента. Таким образом, можно подобрать максимально подходящее комплексное решение для малых организаций с численностью работников до 1 тысячи человек, средних либо крупных предприятий.
Также CUCM может использоваться в качестве общего доступного хотинга либо индивидуального облачного сервиса среди партнеров Cisco Powered Partners.
Преимущества системы
Телефонная станция Cisco Unified Communication Manager подходит для оптимизации средств связи предприятий крупного бизнеса и государственных учреждений за счет гибкости и масштабируемости решений. К числу основных достоинств системы стоит отнести возможность серверной кластеризации. Один кластер подразумевает установку и работу до двадцати серверов, восемь из которых предназначены для расширения кластерных опций. Например, можно добавить функцию удержания вызова либо музыки, сервис Trivial File Transfer Protocol и др. Кластерные расширения позволяют серверу работать одновременно с 30 тысячами абонентов.
К прочим достоинствам стоит отнести:
Полноценная АТС от Cisco поддерживает аудио и видео телефонию, работает как отдельное приложение, отличается отказоустойчивостью. Встроенные опции создания резервных копий не допустят потерю важных данных. Для изменения механизмов виртуализации от таких известных партнеров, как VMware, Hyper-V, XEN, Citrix Systems не требуется перезагрузка или остановка приложения, что очень удобно, когда требуется безотказная работа всех элементов внутрисетевой телефонии.