company of heroes 2 уровень престижа что это
Company of Heroes 2
Полноценная советская кампания — безусловно, главное новшество Company of Heroes 2. Многие с нетерпением ждали возможности освободить Сталинград, поучаствовать в сражениях под Ленинградом и Москвой и взять Рейхстаг в составе Красной армии. Но далеко не всем понравится то, как студия Relic Entertainment все это преподносит в своей новой игре.
И вообще, из миссии в миссию, из ролика в ролик авторы назойливо повторяют, что Красная армия победила нацистов только благодаря заградительным отрядам, ужасным морозам и простому численному превосходству, позволявшему бестолковым и жестоким генералам легко жертвовать тысячами людей. И заградотряды, и НКВД, и ГУЛаг, и приказ №227 «Ни шагу назад», и морозы, и большие потери — все это было. Но сводить все исключительно к этому — значит пойти по стопам великого манипулятора общественным сознанием Йозефа Геббельса. Министр пропаганды Третьего Рейха тоже объяснял беспрецедентное сопротивление русских страхом перед комиссарами. И тут же сам себе противоречил, утверждая, что «на протяжении всей своей истории русские неизменно проявляли необычайное упорство и стойкость в обороне».
Кровавые комиссары и генерал Мороз
Все это, конечно, неприятно и некрасиво, но долго обижаться на разработчиков не получается. У них там, на Западе, своя пропаганда и свои штампы. Это все равно что обижаться на неразумных и наивных детей, которые мало чего знают, редко читают и верят всему, что слышат, не проверяя источники.
А главное, сама кампания поставлена умело и динамично. Каждая миссия заставляет действовать на два, а то и на три фронта. Любая, даже самая очевидная задача вроде захвата опорных пунктов врага обязательно обрастает новыми подробностями и поручениями. Захватили вы их, предположим, — и тут же вас заставят отбивать массированные контратаки, потом попросят выбить снайперов из указанных точек. И параллельно порыскать по окрестностям в поисках запасов топлива. Или захватить вражеские гаубицы. Или за ограниченное время провести бронетранспортер с саперами к главному герою, которого вот-вот схватят немцы.
В пылу таких жарких схваток у нас просто не остается времени думать о том, кто там и как извращает факты. К тому же и комиссары со своим «ни шагу назад!», и суровые советские морозы нашли применение непосредственно в игровом процессе, что сделало игру и колоритнее, и увлекательнее, и динамичнее.
Так, у нас появилась возможность получать бесплатные подкрепления, которые по своей эффективности делятся на три типа: новобранцы, фронтовики и штрафники. Чем активнее и успешнее вы сражаетесь, тем быстрее станут доступны более мощные пополнения. Так вот, после появления на поле боя таких «халявных» бойцов на определенное время вступает в силу тот самый приказ №227: если кто-то из ваших подчиненных, прижатый огнем или изрядно потрепанный, запаникует и побежит с поля боя, то его тут же расстреляют. То же самое произойдет, если вы сами захотите вывести из сражения один отряд, чтобы освободить место для другого.
Хорошо не забытое старое
Комиссары, влияние сурового климата, бесплатные подкрепления — все это главные, но не единственные изменения в игровом процессе. Так, теперь иначе учитывается «туман войны»: если вам или врагу обзор закрывает какое-то здание или техника, то ни вы, ни он не увидите, что происходит за препятствием. Это позволяет совершать более эффективные фланговые маневры и вынуждает чаще использовать дымовые гранаты. Кроме того, тяжелая техника стала живучее, некоторые начальные постройки возводятся автоматически, а подкрепления теперь прибывают не из воздуха, а из-за краев карты.
Такие перемены, безусловно, в чем-то делают игру более интересной, сложной и разнообразной, но в целом они характерны скорее для дополнения, чем для полноценного сиквела. Суть игрового процесса за 7 лет не изменилась. Мы все так же возводим саперами различные здания по производству отрядов пехоты и техники. Копим три знакомых вида ресурсов: людские резервы расходуются на новых «юнитов», боеприпасы — на использование ими разных умений, топливо — на строительство зданий и техники. И конечно же, захватываем и удерживаем контрольные точки: чем больше их в вашем распоряжении, тем больше ресурсов и ближе победа.
На месте и командные очки, позволяющие использовать особые умения, заказывать уникальных «юнитов», проводить бомбардировки, артобстрелы указанной точки или, например, сбрасывать туда прокламации, заставляющие врагов нервничать, колебаться и отступать. Как и раньше, вам нужно выбрать один из наборов таких способностей. Только теперь они ассоциируются с конкретными генералами, проповедующими одну из нескольких доктрин ведения войны. Если выберете, например, доктрину под названием «Гвардейская тактика совместных действий», то получите доступ к атакам Ил-2, саперы научатся строить 152-мм гаубицу, а новобранцы — залегать по вашему приказу, чтобы не получать урон.
Игра все так же мешает реализм с аркадой и всякими условностями, которых тут в разы больше, чем, например, в отечественной «В тылу врага 2». Танки лучше пробиваются с тыла, бойцы паникуют и бросаются на землю под сильным огнем, ищут укрытия и заходят в здания, которые, впрочем, можно разрушить мощными артобстрелами. В то же время здесь частенько случаются трагикомичные ситуации, когда немецкий танк и русская противотанковая пушка долго обстреливают друг друга на расстоянии нескольких метров, а между ними носится пехота, не получая урона. Или когда единственный оставшийся в живых боец, находясь рядом со спасительным бронетранспортером, одновременно замерзает до смерти, лечится (то бишь восстанавливает численность отряда) и сражается.
Наконец, никуда не делись и давние проблемы с ИИ: например, подопечные без вашей указки не догадаются развернуть пулемет или пушку в сторону противника, убивающего однополчан где-то в 10 метрах от них.
В бой с бюллетенем
Если на какие-то глобальные перемены в игровой механике авторы так и не решились, то некоторые тренды они все-таки учли. Благодаря этому в игре появились особые сценарии для совместного прохождения, возможность покупать в Steam за отдельные деньги уникальных генералов с их доктринами, встроенная функция просмотра трансляций сетевых матчей, более широкие возможности по настройке собственной армии и система испытаний.
Потом с помощью этих бюллетеней можно формировать собственные наборы армий. Помимо трех пассивных навыков нужно выбрать трех генералов с их уникальными доктринами. Можно даже настроить внешний вид разных родов техники.
Такие наборы нужны для «скирмиша» и сетевой игры, где можно сражаться как против других игроков, так и против ИИ. Именно в этих режимах, как и раньше, раскрывается вся суть Company of Heroes 2. Проблемы, которые предлагает сюжетная кампания, покажутся детским лепетом по сравнению с этими испытаниями: здесь побеждает тот, кто быстрее принимает правильные решения, грамотнее строится, активнее штурмует контрольные точки и дольше их удерживает. Впрочем, и тут не обошлось без ложки дегтя — в игре не все ладно с балансом, поэтому армии фашистов изначально сильнее советских солдат.
Company of Heroes 2, безусловно, можно предъявлять претензии. Предвзятое и где-то даже провокационное освещение действий Красной армии, небольшое количество важных изменений в механике (особенно учитывая тот факт, что первая часть вышла аж 7 лет назад!), проблемы с ИИ, странные понятия о реализме, некоторый дисбаланс. А еще — плохая оптимизация движка, из-за чего игра тормозит, часто вылетает и всячески чудит с сохранениями. И все-таки заострять на этом внимание мы не будем. В сложившихся условиях, когда классические RTS уже почти никто не выпускает, да и релиз самой Company of Heroes 2 одно время был под угрозой срыва, авторы, видимо, сделали все, что могли. Игра вышла, не скатилась в очередное условно-бесплатное нечто и предложила пусть не кардинально новый, но все равно интересный, местами улучшенный и дополненный геймплей. Скажем разработчикам за это спасибо.
Плюсы: отличный мультиплеер; увлекательный игровой процесс; зрелищная постановка миссий и заданий; появление климатического фактора.
Минусы: однобокое освещение действий советских войск; не всегда адекватный ИИ; проблемы с оптимизацией и балансом; мало существенных нововведений.
Company of Heroes 2 — героями не рождаются, героями умирают. Рецензия
Жанр | Стратегия в реальном времени |
Издатель | SEGA |
Издатель в России | «1С-СофтКлаб» |
Разработчик | Relic Entertainment |
Минимальные требования | Windows Vista/7/8; процессор Intel Core 2 Duo E4400 2,0 ГГц или AMD Athlon 64 X2 Dual Core 4600+ 2,4 ГГц, 2 Гбайт ОЗУ, видеокарта с поддержкой DirectX 10 и 512 Мбайт видеопамяти, например NVIDIA GeForce 8800GS или AMD Radeon HD 2900 GT; 11 Гбайт свободного места на жестком диске, интернет-соединение и учетная запись в Steam |
Рекомендуемые требования | Windows 7/8; процессор Intel Core 2 Quad Q6400 или AMD Phenom 9600B Quad-Core с тактовой частотой 2,13 ГГц; 4 Гбайт ОЗУ; видеокарта c поддержкой DirectX 11 и 1 Гбайт видеопамяти, например NVIDIA GeForce GTS 450 или AMD Radeon HD 6670 |
Дата выхода | 25 июня 2013 года |
Возрастной ценз | от 17 лет |
Платформы | PC |
Официальный сайт |
Пусть фриц помнит русскую катюшу,
Пусть услышит, как она поет:
Из врагов вытряхивает души,
А своим отвагу придает!
⇡#Песня «Катюша» во фронтовой интерпретации
Не знаю, как у вас, дорогие читатели, но лично у меня ситуация, когда какие-то исторически значимые для нашего человека события начинают обыгрываться западными деятелями культуры, вызывает двоякие ощущения. Особенно когда дело касается Великой Отечественной войны. С одной стороны, это вроде как жест почтения, отдающий должное подвигу советских людей в час тяжелейших испытаний. Но в то же время понимаешь, что все это неизменно пропущено через призму западного восприятия. А дай еще волю стереотипам — и даже самое благое начинание рискует стать чем-то невразумительным, искаженным и хорошо, если не оскорбительным. Так было, например, с фильмом «Враг у ворот», так произошло и с игрой, ставшей темой нашего сегодняшнего разговора.
Оригинальная Company of Heroes была, простите за тавтологию, игрой про героев. Не попирая исторической достоверности, она как могла чествовала простых американских парней в лице роты «Эйбл». С помощью цифровых солдатиков канадские разработчики разыгрывали всамделишную военную драму, к которой очень трудно было оставаться равнодушным. Отвага, смелость, самоотверженность — игра воспевала эти качества, и человек за клавиатурой и мышкой постепенно проникался ими. От второй части, обратившейся к событиям на Восточном фронте, хотелось ожидать того же самого, и преисполненные пафоса трейлеры крепили наши надежды. Но — не случилось. То есть среди русских герои, конечно же, были, но сиквел, к сожалению, акцентирует внимание скорее на том, чем в Советском Союзе такие герои заканчивали.
⇡#Темные страницы войны
Два человека, две противоположные идеологии.
Неправильно взятый вектор повествования — вот, пожалуй, единственный серьезный просчет разработчиков. Каждая из полутора десятков миссий представляет собой воспоминания Исаковича, в ходе которых игрок переживает те ужасы, которые молодому лейтенанту довелось повидать за годы Великой Отечественной. Игра охватывает практически все основные события войны на Восточном фронте, от Сталинграда до Берлина. Беда в том, что складываются они не в летопись победы советского народа над фашистскими агрессорами, а в историю падения одного человека. Тактика выжженной земли, заградотряды, согласно приказу 227 «Ни шагу назад!» расстреливающие отступающих солдат, добивание сдающихся немцев, безжалостное забрасывание врага пушечным мясом из новобранцев — разработчики словно нарочно концентрируют в игре весь негатив, приписываемый советскому военному руководству и Красной армии. Я не историк — и рассуждать о правдоподобии такого отражения действительности не стану. Скажу лишь, что этой игре такой подход совершенно не к лицу. Те же репортажи «от советского информбюро» с большим упором на героическую борьбу русских солдат с врагом были бы на порядок лучшей основой для повествования.
Огнеметы — вернейшее средство для зачистки вражеских укреплений
Но, как бы то ни было, в качестве исполнения кампании не откажешь. Разработчики не бросают серьезного вызова игроку, а берут его за руку и аккуратно ведут по полю боя, давая насмотреться и проникнуться. Company of Heroes 2, как и первая часть, отличается совершенно феноменальной степенью погружения, вплотную приблизившейся к таковой у перворазрядных шутеров. Повсеместные скрипты, зрелищность, шикарная графика и анимация, внимание к деталям — все работает на благо атмосферности и драмы, и работает, надо сказать, чертовски успешно.
При этом миссии разнообразны и проходят по своим особым условиям. Тут есть и отчаянная оборона под натиском превосходящих сил противника, и масштабные наступления, и тайные операции — словом, все, что душа пожелает. А если кампании окажется мало, к вашим услугам новый режим «Театр военных действий». Он представляет собой набор заданий, воссозданных по архивным документам и обыгрывающих важные события каждого года войны, причем как со стороны СССР, так и с позиции немцев. Пока что таких миссий не очень много, но со временем разработчики обещают добавлять новые.
⇡#На поле танки грохотали
Впрочем, для настоящего стратега что кампания, что «Театр военных действий» — баловство и детский лепет. Как это часто бывает с глубокими RTS, весь свой потенциал Company of Heroes 2 раскрывает только в мультиплееере. Никакого сюжета, никаких скриптов, никакого показушного антуража и, главное, никаких поблажек — только тактика в чистом виде.
Катюши ровняют город с землей, квартал за кварталом — врагу не должно достаться ничего!
Со времен «беты» игра практически не изменилась. Расширился список карт, прибавили в числе бонусы для настройки армии, появилось нормальное окно профиля с кучей возможных медалей и плашек, — обновки по большей части косметического плана. Серьезных инноваций, по сути, всего две, и на них стоит еще раз остановиться поподробнее.
Первая — это широко разрекламированная суровая русская зима, она же «генерал Мороз». Добрая половина карт выполнена в заснеженном антураже, так что придется привыкать. Война в зимних условиях чревата кучей проблем, но в то же время открывает много новых возможностей. Лютый холод — страшный враг любой пехоты. Не боятся его только снайперы, все же остальные, оказавшись по недосмотру командира вдалеке от спасительного тепла, быстро отдают богу души. Самый верный способ защититься от мороза — разводить костры. Окопы и прочие укрытия уберегут солдат от пробирающего ветра, но не согреют. Зимой начинаешь, как никогда, любить бронетранспортеры, позволяющие передислоцировать войска без риска обморожения.
Пока гвардейцы греются у костра, саперы спешно чинят реквизированный немецкий танк
Неотъемлемые атрибуты любой зимы — снег и лед. Большие снежные наносы сильно замедляют продвижение пехоты и бронетехники, делая их легкими мишенями для грамотной засады. Лед же — штука еще более коварная. Скованные им реки представляют отличную переправу для наступающих частей. Но несколько метко брошенных гранат или удачный артиллерийский залп могут расколоть твердый покров и попросту утопить марширующую армию. Искусственный интеллект, к слову, прекрасно обо всем этом осведомлен и с радостью использует грязные трюки против вас.
Вторая фишка — полностью переработанная система обзора, получившая название True Sight. Больше никаких абстрактных «радиусов зрения» и им подобных. Отныне солдаты, как живые люди, видят только то, что могут. То есть посмотреть, что находится за стеной, можно, лишь обогнув её. Таким образом, противники могут стоять чуть ли не вплотную друг к другу и ничего не подозревать. Разведка в таких условиях приобретает решающее значение.
«Победа», «Бей фашистов!» — практически каждая советская машина исписана такими вот лозунгами
Добавить сюда еще миллион мелких факторов вроде разницы в точности между винтовками и автоматами — и получим огромный простор для тактических маневров. Стратегии от Relic в этом плане всегда были уникальны. Они умудрялись соблюдать баланс, не скатываясь ни в картонные условности, ни в лютый реализм. И Company of Heroes 2 является венцом такого подхода.
⇡#Уполномочены заявить
Как стратегия Company of Heroes 2 близка к идеалу, тем самым оправдывая все те почести, что оказывались её предшественницам и их канадским создателям. Но механику трудно отделить от контекста, и это бросает тень на всю игру. Непонятно, почему Relic пошла именно по этому пути, сгущая краски и нагнетая драму там, где, пожалуй, и не следовало бы. Вот и получается невеселая картина — игра-то вроде как про победу, но уже не про героев.
Достоинства:
Недостатки:
Игра про русских просто не могла быть переведена плохо. На деле «1С-СофтКлаб» неплохо потрудилась, переложив довольно-таки немаленькую текстовую составляющую на русский язык. По крайней мере никаких серьезных ошибок или опечаток замечено не было. К озвучению претензий тоже нет: голоса подобраны вполне удачно, а различные комментарии солдат в редкие минуты спокойствия («Эх, а пироги самые вкусные в Киеве!» или «Американцы прислали нам бронетранспортеры, но почему не Марлен Дитрих?») позволяют отвлечься и слегка расслабиться.
Оценка локализации: 9
CoH2, учимся на чужих ошибках
События вокруг выхода очередной клюквы по мотивам Великой Отечественной войны приобрели неожиданный поворот. Настолько неожиданный, что задело даже аполитичный Хабр. Рассмотрим же последствия данного события для отечественного и зарубежного геймдева, а также попробуем сделать несколько выводов.
Так же рекомендую ознакомиться со Специальным расследованием Канобу
Предыстория
В связи с обращениями пользователей, считающих недопустимыми ряд эпизодов игры, компания «1С-СофтКлаб» приняла решение c 26 июля 2013 г. остановить продажи компьютерной игры Company of Heroes 2 (разработчик – Relic Entertainment, издатель – SEGA) на территории Российской Федерации и СНГ. В данный момент мы анализируем ситуацию и проинформировали об этом разработчика и издателя Company of Heroes 2.
Взгляд Relic
Relic, пытавшаяся сперва не замечать реакцию общественности, потом высмеивать её, в конце концов вынуждены были уйти в глухую оборону, баня недовольных и отделив русских игроков от западных. Судя по тому, что недавно был уволен коммьюнити менеджер отвечающий за общение с русскоязычным сообществом, кое-кто ответит за этот «успех». Хотя, связано ли это с описываемыми событиями, или у него и вправду закончился контракт доподлинно не известно, но факт в том, что более он там не работает.
В процессе общения с Relic выяснилось много интересного. Ниже можно ознакомится с мнением Relic, наиболее выдающиеся куски выделены жирным шрифтом:
I don’t think we quite anticipated the tone or volume of the negative reaction. The number of vague death threats I’ve received today from Russia is pretty amazing.
Let me be clear. We had a large Russian player base in the original Company of Heroes and that’s grown to become our third largest after the USA and Germany. Russians are valude members of our community, and we hope to be better able to serve them in the future.
Most Russians who’ve played the game have given fantastic feedback. Some have even sent touching stories about how it’s good to see a western company showing their side of the war rather than just doing another game about Normandy. Some of them mention their grandfathers or now great-grandfathers and where they served or possibly died.
Much of the negative feedback is coming from people who have not played the game. Just like it’s not the people who read Harry Potter books who want to ban them, or it wasn’t Beatles fans who wanted to burn their music, this wave of angry feedback is being whipped up by people who have taken snippets of our campaign, placed them out of context and then told people to be angry about it. But of course it’s kind of an honour to get the Beatles / Harry Potter treatment if you think about it.
Those who have actually played the campaign should see that we do celebrate the bravery of the common Russian soldier, and how just as in any other army it isn’t about fighting for you flag or your goverment but standing there next to the man beside you because he’s your brother and comrade. There are scenes where soldiers disobey orders to save other soldier, and are punished for it.
Ultimately the Soviet Union was a brutal dictatorship as ruthless as Nazi Germany. That’s why our game isn’t about Stalin, because he was no hero. Nor was Hitler. The game is, and always has been, about the heroes on the front lines who had little to do with the politics that surrounded the war.
Lots of soldiers fought, on all sides, with bravery and honour. We don’t deny that, and we believed we celebrate it with the game.
However we also show a few of the problematic aspects of living in a dictatorship. Times were hard, and maybe it could be argued that Stalin’s tactics were what won the war. That however doesn’t mean that they didn’t happen, no matter how we choose to try to remember our history.
I’m a firm believer that a country should confront its past, even it’s negative past. It gives us lessons for how to be better in the future.
This isn’t a Russian problem anymore than people burning Beatles records is an American problem or people trying to ban Harry Potter is an American problem. It’s small group of individuals making their country look bad because they’ve been told by something that has nothing to do with them.
Now go out and buy more copies of the game so we can sell as many as the Beatles and Harry Potter.
Я не думаю, что кто-либо из нас ожидал такого уровня или объёма негативной реакции. Количество расплывчатых угроз смерти, которые я получил на сегодняшний день из России довольно удивительно.
Позвольте мне внести ясность. У нас была большая русская база игроков в оригинальных Company of Heroes, которая выросла до третьей по величине после США и Германии. Россияне ценные члены нашего сообщества, и мы надеемся, лучше служить им в будущем.
Большинство россиян, которые играли в эту игру дали фантастические отзывы. Некоторые из них даже прислали трогательные истории о том, как приятно видеть западные компании, которые показывают войну с их стороны, а не просто делают другую игру про Нормандию. Некоторые из них упоминают своих дедов, или теперь прадедов и где они служили или, возможно, умерли.
Большая часть отрицательных отзывов идет от людей, которые не играли в эту игру. Так же, как люди, которые не читали книги о Гарри Поттере, но которые хотят запретить их, или люди которые не слышали песен Битлз, но которые хотели сжечь их музыку, эта волна гневных отзывов нагнетаются людьми, которые взяли фрагменты из нашей кампании, вырвали их из контекста, а затем заставили людей злиться по этому поводу. Но, конечно, это отчасти честь получить такую же реакцию как Beatles / Гарри Поттер, если задуматься над этим.
Те, кто на самом деле прошёл кампанию должны были увидеть, что мы отмечаем храбрость простого русского солдата, и как и в любой другой армии речь идет не о борьбе за флаг или правительство, но о человеке рядом с вами, который не отступил потому что он ваш брат и товарищ. Есть сцены, где солдат не подчиняться приказам, чтобы спасти жизнь другого солдата, за что его впоследствии наказывают.
В конце концов Советский Союз был жестокой диктатурой такой же безжалостной, как и нацистская Германия. Именно поэтому наша игра не о Сталине, потому что он не был героем. Как не был и Гитлер. Игра, и так было всегда, о героях на линии фронта, которые имели мало общего с политикой, и которых окружала война.
Множество солдат сражалось, со всех сторон, с мужеством и честью. Мы не отрицаем это, и мы хотели прославить это в игре.
Однако мы также показываем некоторые из проблемных аспектов жизни при диктатуре. Время было трудное, и то что именно тактика Сталина привела к победе – вопрос спорный. Это, однако, не означает, что эти вещи не происходили, неважно как бы нам хотелось помнить нашу историю.
Я твердо верю, что любая страна должна оглянуться на своё прошлоё, даже если оно было тёмным. Это учит нас, как сделать будущее лучше.
Это проблема русских не больше, чем сжигание записей Beatles или попытки запретить Гарри Поттера проблема американцев. Это небольшая группа лиц, выставляющая их страну в плохом свете, потому что кто-то сказал им на YouTube, то что не имеет отношения к ним.
А теперь выйдите и купите так ещё копии игры, тогда мы сможем продать также много как Beatles и Гарри Поттер.
Самое интересное, что можно из этого подчерпнуть, это то, что Россия оказывается занимает 3-е место среди любителей RTS. А третий по объёму рынок сбыта – это не то, чем можно просто так пренебречь.
Реакция общественности
Ни от каких пулеметов, которые будто бы били нам в спины, мы не бегали. Мы воевали за Родину […] Конечно, трусы существовали во все времена и были во всех армиях. Но это не значит, что нужно относиться к нашей стране так оскорбительно, как это делают разработчики таких игр. Нас нельзя так позорить
Разработчики этой стратегии либо больные на голову, либо преднамеренно извращают нашу историю, нивелируют великую победу Красной Армии. Вранье про злобные заградотряды просто раздражает
Реакция хабра была менее однозначной. Хотя связано это скорее с неприятием какой-либо цензуры в принципе и возведением свободы самовыражения в абсолют, при которой автор может высказывать любую точку зрения.
Итоги:
То что произошло вполне закономерно. Похожие ситуации были вокруг фильмов УС2 и «4 дня в мае». Уникальность данной ситуации лишь в том, что объектом недовольства в данном случае выступила игра, а не фильм.
Судьба Relic удивительно похожа на судьба автора Утомлённых Солнцем 2. Они безусловно талантливы, и имеют в прошлом выдающиеся произведения, но попытавшись нести в народ ПРАВДУ(. ), состоящую из агитации доктора Геббельса, чуть более, чем полностью, потерпели громкое фиаско, после чего заявили, что во всё виноват “заговор блоггеров”, а сам фильм/игра хорошая. Проблема Relic, заключается в том, что они не изучили рынок являющийся 3-им по величине, в противном случае они бы знали, что наш народ уже сыт помоями на Великую Отечественную Войну и давно не голосует за них рублём и реакция общественности не застала бы их врасплох. Они же решили, что их стереотипы о СССР это истина в последней инстанции, которая не подлежит сомнению, за что, собственно, и поплатились. Бытует мнение, что плохая реклама это всё равно реклама, но мне почему-то кажется, что в самом Relic от текущей ситуации сейчас явно не в восторге. Да, большую часть прибыли они уже получили, но как это скажется на продажах их следующих игр, непонятно.
Казалось бы, что мешало им взять несколько наградных листов, благо их многие тысячи, и на основании их написать сценарий про реальных героев, а не про выдуманную войну? Неужели продажи в США и Германии из-за этого бы упали? Но нет, они решили разоблачить тоталитаризмъ. Чтож, возможно их конкуренты будут мудрее.
Правильно ли поступило 1С? С точки зрения самих 1С, наверное, оптимально. Игру они уже продали, большую часть прибыли уже получили, теперь можно и прекратить продажи. В случае если бы они отказались, потери были бы значительно выше, как имиджевые, так и финансовые. Возможно большинство подписавших петицию и вправду не играли в игру, и никогда её не купили бы, но если не удовлетворить их требованиям, то они могут вообще перестать что-либо покупать у 1С из принципа. Тем более, что скачать пиратку давно уже не представляет никаких проблем.
Выводы:
Во-первых какой бы известной компанией вы не были и как бы не были уверены в своих знаниях, но не поленитесь изучить свою аудиторию и рынок в целом. Иначе достаточно будет одной искры, в которой сгорит существенная часть вашей прибыли, а может закроется доступ к рынку в целом.
И во-вторых, оказывается не только в кино, но и в некоторых игровых жанрах отечественная аудитория уже достигла того веса, при котором можно выставлять свои собственные требования к разработчикам.
Отсюда вывод номер один: Если в вашей игре зашита какая-то «бяка», то реальный срок, на котором вы сможете протянуть без скандала — от силы месяц.
Вывод номер два будет до боли классическим: В саппорте игры всегда нужно следить за своим языком и не пороть чушь.
Вывод номер три: необходимо четко понимать, что любое творческое произведение, основанное на реальных исторических событиях, всегда будет сталкиваться с битвой между вымыслом и правдой. Причем у каждого трактующего правда будет своя.
Вывод номер четыре: Если событие выскочило за пределы индустрии нужно как можно более четко обозначать свою позицию в этом вопросе.
Вывод номер пять: Если с горы покатился снежный ком, то он обязательно превратится в лавину.