comic sans что это
Шрифты с дурной славой: за что ненавидят Comic Sans, Lobster и Papyrus
Не все шрифты созданы равными — некоторые в дизайнерском мире недолюбливают. Можно соглашаться или спорить с канонами, но знать их — точно надо!
Обложка: Annie для Skillbox
Дизайн не может нравиться всем. Его восприятие во многом субъективно — хороший он или плохой, обычно определяют по тому, нравится ли целевой аудитории. Но в профессиональной среде есть свои табу: например, несколько шрифтов, которые признаны некачественными или избитыми — и преданы анафеме. Хотя даже их кое-где используют!
Рассказываем истории «плохих» гарнитур : за что они попали в немилость и где их всё ещё можно увидеть.
Недостаточно египетский Papyrus
Если вы интересуетесь дизайном, то, скорее всего, где-то видели этот шрифт:
Эту гарнитуру в 1982 году разработал дизайнер Крис Костелло (Chris Costello): ему было 23 года, и это был его первый шрифт, созданный в качестве личного проекта. Однако спустя два года права на него купила британская шрифтовая студия, и Papyrus вышел в свет. Кириллическая версия появилась уже в начале нулевых — её сделали другие дизайнеры.
После выхода шрифт стал довольно популярным, его использовали в разных сферах. Но если сейчас загуглить это название, на первой же странице поисковой выдачи половина ссылок будет вести на статьи и дискуссии о том, что использовать Papyrus — моветон. У этого есть две основные причины.
Во-вторых, Papyrus часто ругают за то, что он недостаточно аутентичный. Название отсылает к древности, но по форме букв трудно понять, письменность какого этноса тут имитируют. Papyrus, в зависимости от настроения, можно счесть египетским, греческим, месопотамским или ещё каким-нибудь. А текстура по контурам букв смотрится не слишком правдоподобно — видно, что все эти неровности просто нарисованы в векторном редакторе. Из-за этого Papyrus приобрёл флёр мультяшности.
Несмотря на то что этот шрифт активно ругают дизайнеры, иногда его до сих пор используют — даже во всемирно известных проектах. Самый громкий пример — заставка фильма «Аватар»:
Как видите, в названии первой части использовали именно Papyrus — с незначительными изменениями деталей, которые выполнили вручную. Во второй части «Аватара» от этого шрифта уже отказались и выбрали другой, совершенно непохожий.
Пишет о дизайне в Skillbox, а в перерывах и сама орудует графическим планшетом. Влюблена в советские шрифты, японскую рекламу и русский язык.
Слишком хороший Lobster
Неформальную гарнитуру Lobster в англоязычном интернете часто называют «новым Comic Sans», указывая на её дурную репутацию.
На первый взгляд ничего ужасного в шрифте нет — напротив, он весьма красивый и гармоничный. Его создал дизайнер Пабло Импальяри (Pablo Impallari) в 2010 году. Работа очень качественная — прописано более 600 вариантов комбинаций между буквами: это нужно для идеальной стыковки соединительных штрихов, имитирующих ручное письмо. При выпуске гарнитуры допустили единственную оплошность — её сделали бесплатной для коммерческого использования.
Благодаря продуманным деталям Lobster полюбился широкой публике. Он был пригоден не только для работ профессиональных дизайнеров — любой желающий мог скачать шрифт, наложить на фото или напечатать заголовок на сайте, и это уже смотрелось хорошо. Первые годы существования шрифта — эпоха взлёта стартапов и интернет-бизнеса, поэтому простой в использовании, красивый шрифт пришёлся кстати. А теперь он настолько всем приелся, что попал в список дизайнерских табу — Lobster стал растиражированным и уже не смотрится так свежо и оригинально.
Зато в России эта гарнитура получила вторую жизнь — в мемах. Если раньше Lobster был стильной дизайнерской фишкой, сейчас он стал чересчур узнаваем и используется в ироничном контексте. Скорее всего, вы видели подобные надписи в соцсетях:
Хотите создавать мемы сами? Записывайтесь на курс по дизайну социальных сетей!
Надоедливый Comic Sans
Перейдём к самому известному нелюбимому всеми шрифту. «Никогда не использовать Comic Sans» — заповедь дизайнера, о которой зачастую слышат даже далёкие от дизайна люди. С 2020 года существует даже целое движение за запрет этого забавного «детского» шрифта:
Comic Sans разработал Винсент Коннер (Vincent Connare) в 1994 году с конкретной целью. В системе Windows пользователей тогда встречала мультяшная собачка, которая давала подсказки по работе с компьютером, и смешной шрифт был нужен для её прямой речи — потому что обычные шрифты этому персонажу не подходили. Тем не менее об этой собачке уже мало кто вспомнит — Comic Sans разошёлся по миру и использовался в самых разных случаях: от учебных презентаций и деловых документов до рекламы.
Дизайнеры отмечают несколько слабостей шрифта Comic Sans. Например, ширина его линий неизменна, поэтому на стыке нескольких штрихов образуется слишком большое тёмное пятно. Обычно в шрифтах этого избегают, слегка уменьшая толщину линий на стыках. Также специфическая форма букв Comic Sans не позволяет сделать гармоничные межбуквенные интервалы (это называется кернингом). Одни буквы «слеплены» друг с другом, другие стоят слишком далеко. Все эти детали осложняют чтение длинных текстов, напечатанных Comic Sans, а крупные надписи делают не слишком красивыми.
Вопреки всем недостаткам, в девяностые популярность шрифта была колоссальной. Тогда у людей начали появляться компьютеры и принтеры: пользователи начали печатать документы, доклады, открытки и флаеры, делать презентации и даже запускать собственные сайты. В списке шрифтов по умолчанию в Windows были обыденные наборные гарнитуры и единственный креативный вариант — Comic Sans. Конечно, он привлёк к себе внимание и использовался повсеместно, в том числе в серьёзных документах.
Неприятие Comic Sans вызвано не только его дизайнерскими несовершенствами в толщине линий и кернинге — просто его слишком часто использовали в неподходящих контекстах. Шрифт разработали для прямой речи нарисованной собачки, но печатали им школьные доклады и рекламные слоганы. И поскольку в большинстве случаев он был трудночитаемым и не подходил по смыслу, его и невзлюбили.
Несмотря на дурную славу, Comic Sans жив! И до сих пор его используют в весьма странных ситуациях. Например, на мемориальной доске Курта Кобейна (2011 год) или на постере к концерту (2020 год):
Закончим неутешительной новостью — на самом деле плохих шрифтов гораздо больше, чем три! И регулярно появляются новые: выходят некачественные гарнитуры, затрудняющие чтение, или хорошие шрифты просто устаревают и становятся моветоном. Впрочем, как мы видим по современным примерам, правила можно нарушать — даже общепризнанным «плохим» шрифтам находится применение.
В дизайне нет строгих правил: чтобы находить удачные решения, нужно иметь насмотренность, опыт и быть в курсе последних трендов. Получить глубокие знания и реализовать собственные проекты под руководством практикующих специалистов можно в нашем онлайн-бакалавриате!
Так называют семейства шрифтов, объединённые общей стилистикой. Times New Roman, Arial или Comic Sans — это гарнитуры. Внутри них могут быть разные начертания: жирные, курсивные, тонкие или узкие.
Шрифты, разработанные для печати больших текстов. Они легко читаются в малом размере и удобны для чтения за счёт продуманной конструкции букв.
ВопросПочему все ненавидят Comic Sans?
Ненависть к шрифту — это не признак хорошего дизайнера
Look At Me регулярно ищет ответы на неожиданные вопросы. Сегодня пытаемся понять, почему так много людей ненавидят шрифт Comic Sans.
Внимание! Мнение людей, отвечающих на вопрос, может не совпадать с мнением редакции.
Почему все ненавидят Comic Sans?
«В дизайнерском сообществе типографика — это крайне деликатный вопрос. Для того чтобы отображать разные виды контента, используют разные виды шрифтов с разными характеристиками. Некоторые шрифты выглядят скромно, их можно использовать для многих задач, а некоторые шрифты сильно выделяются и годятся для строго определённых случаев, когда их нельзя использовать вместе с другими шрифтами. Так, шрифты Blackletter странно бы смотрелись в медицинских брошюрах: с выразительной точки зрения они противоречат контенту.
Comic Sans тоже выделяется среди других шрифтов. В комиксах, откуда он и пошёл, Comic Sans смотрится естественно. Но стоит его использовать не к месту, как дизайнерское сообщество начинает возмущаться. Comic Sans создал дизайнер шрифтов из Microsoft Винсент Коннер. Предполагалось, что шрифт будут использовать в выносках — «речевых пузырях». В 90-х годах Microsoft приняла несколько неудачных решений, связанных со шрифтами. Помимо ставки на Arial, это было и включение Comic Sans в стандартные шрифты. Тогда все, у кого был компьютер с Windows, имели доступ к Comic Sans, который сильно выделялся среди других. Неудивительно, что людям он понравился, и его использовали повсюду, не задумываясь, как он появился и для чего. Да они и не должны были этого знать — не всем же быть дизайнерами! Когда обычный пользователь печатал приглашение на день рождения и в его распоряжении были 10 шрифтов, он, само собой, выбирал тот, что выглядел глупо, весело и не так серьёзно, как Times New Roman.
На мой личный дизайнерский вкус, Comic Sans далеко не уродлив, просто с эстетической точки зрения он не выглядит хорошо, если его используют не к месту. Более 20 лет использования не к месту превратили его в шутку. Мем Lolcats с чёрной рамкой, плохой фотографией и жирным узким шрифтом не выглядит эстетично, да и вы не задумываетесь о дизайне, когда смотрите на него. За многие годы Lolcats оставили точно такой же след в дизайне: если вы создадите мем Lolcats с хорошей фотографией, без рамки и с очень красивым шрифтом, он будет выглядеть слишком серьёзно и перестанет казаться смешным; это будет неверный дизайнерский язык. Я думаю, что Comic Sans повлиял на визуальный язык схожим образом».
лингвистический
и семиотический антрополог
«Начиная с 1990-х годов часть общения между людьми перешла из устной и письменной форм в печатную. Эта форма всегда считалась официозной и сильно подверженной ограничениям. С тех пор люди со всего мира придумали более свободные печатные языки со множеством вариаций орфографии и пунктуации. А Comic Sans стал мостом, который помог перейти от официозности печатного языка к непринуждённости письменного языка.
Так, одним из наиболее распространённых случаев применения Comic Sans в 90-х были письма родственникам, набранные в текстовых редакторах, распечатанные на матричном принтере и отправленные по обычной почте. Шрифт, напоминавший почерк человека, был своеобразным извинением за шаблонность письма. Со временем, когда обычные письма начали уходить в прошлое, мы научились передавать неформальный стиль другими способами: через орфографию, пунктуацию и расположение абзацев. Шрифты, похожие на почерк, больше не используют, потому что рукописный текст больше не ассоциируется с близостью».
владелец креативного агентства OKFocus
«На Comic Sans многие жалуются — и сам факт жалобы должен якобы показывать, что вы отличаете „хороший дизайн“ от „плохого“. Но это полный бред. Дизайн не имеет ничего общего с поверхностным пониманием эстетики, завязанным на мимолётных трендах и представлениях о «вкусе». Хороший дизайнер должен не зацикливаться на них, а понимать, что не бывает хороших или плохих форм — всё это лишь инструменты, как элементы периодической таблицы Менделеева. Говорить, что Comic Sans — плохой шрифт, — это как говорить, что висмут — плохой химический элемент. Comic Sans — это прекрасный шрифт, который многим нравится и который можно по-разному использовать. Все, кто слепо его ругают, не улавливают, куда движется и как развивается культура».
«На этот вопрос уже хорошо ответил Майк Лачер, написавший текст для McSweeney’s, и вряд ли я смогу лучше. По сути, для людей, которые сами не создают ничего интересного, ненависть к Comic Sans — это безопасный способ отыграться на чём-то, что большинство воспринимает как «ужасный» или «пошлый» дизайн. Это скучная, псевдоэлитистская позиция, которая бьёт по невероятно уязвимой цели. Можно даже сказать, что ненависть к Comic Sans — это классизм, так как осознание его „ужасности“ — это следствие привилегированного доступа к более широкому набору шрифтов или социальным кругам, которые имеют возможность и свободное время беспокоиться и насмехаться над тем, что непрофессионалы используют, когда пытаются быть творческими людьми».
История шрифта Comic Sans, который любят обычные люди и ненавидят дизайнеры
Два года назад в Европейском центре ядерных исследований, где Большой адронный коллайдер, нашли бозон Хиггса, «частицу Бога». То есть ученые ее сорок лет искали, и вот в тот день, когда наконец обнаружили, знаете о чем все в твиттере писали? О Comic Sans. Профессор Фабиола Джанотти набрала свою презентацию, рассказывающую о результатах исследования, моим шрифтом. Я эту историю теперь часто вспоминаю, когда мне говорят, что Comic Sans только идиоты выбирают, а умные пользоваться им никогда не будут.
Наверное, я уже мог бы стать миллионером, как Билл Гейтс, — я ведь и придумал Comic Sans, работая в Microsoft. Устроился туда в 1993 году, мне было уже за тридцать. Вообще, я с детства мечтал стать профессиональным бейсболистом и даже в колледж поступил, чтобы играть за местную команду. Из-за травмы руки со спортом пришлось завязать. Поступил в Нью-Йоркский технологический институт на графический дизайн, экспериментировал с фотографией, даже в газете работал, а потом моя девушка перетащила меня в компанию Compugraphic, здесь я уже занялся шрифтами.
Едва устроившись в Microsoft, я, кстати, встретился с Гейтсом: тогда в компании время от времени проводили особые дни, когда он знакомился с новыми сотрудниками, и среди 350 новичков, удостоившихся короткой беседы, оказался и я. Поговорили о работе, ничего интересного. А за Comic Sans я взялся по чистой случайности: в октябре 1994-го коллеги показали передовую разработку компании — программу Microsoft Bob, которая должна была помочь новым пользователям разобраться в компьютере. Представьте обычную комнату в доме, на стене висят календарь и часы, на столе — записная книга и ящик для писем. Это все программы, которые можно открыть. А еще есть специальный помощник — веселая желтая собака по кличке Ровер. Разработчикам было явно лень заморачиваться, поэтому когда Ровер начинал что-то объяснять, его реплики были написаны классическим скучным шрифтом Times New Roman.
Мне это сразу бросилось в глаза: ну скажите, какая собака так разговаривает? Я предложил нарисовать шрифт повеселее, что-то в стилистике комиксов. В офисе как раз лежала пара выпусков оригинальных «Хранителей» и еще «Возвращение Темного рыцаря» про Бэтмена — так что у Comic Sans были хорошие источники вдохновения. Работа заняла всего-навсего три дня, буквы получились слегка небрежными, такими свободными, намеренно неправильными, словно написанными от руки.
Правда, собака так и не заговорила моим шрифтом, но, может, оно и к лучшему: Bob стал одним из главных провалов в истории компании. Утешает, наверное, только тот факт, что над проектом среди прочих работала Мелинда Френч, будущая Мелинда Гейтс. А вот Comic Sans вскоре включили в дополнительный пакет Windows 95. Так что если уж и говорить про памятные даты, то для меня это скорее 24 августа, когда операционная система вышла официально, а мой шрифт, что называется, пошел в народ. Хотя, вообще говоря, для этого совсем не предназначался.
В Microsoft я проработал шесть лет. Занимался, помимо прочего, греческим и кириллическим вариантами Comic Sans: помню, пришлось повозиться с хвостами «щ», «д» и «ц» — они получались слишком короткими и невыразительными. Не подумайте, что все эти годы я как-то активно следил за жизнью Comic Sans, на самом деле он жил отдельно от меня. Когда в конце 1990-х два дизайнера прислали мне письмо, в котором вежливо известили, что запускают кампанию по бойкоту шрифта и просят использовать на плакатах мое фото, я даже внимание не обратил. Удивился, помню, откуда у людей столько свободного времени, ну и разрешил.
Теперь, конечно, я постоянно узнаю новости о Comic Sans. Друзья присылают картинки, читатели в твиттере. Шрифт используют в самых неожиданных и чаще неподходящих ситуациях — собственно, поэтому его и ненавидят профессионалы. Ладно еще на пляжном полотенце в Австралии, но мне рассказывали, что видели Comic Sans на мемориале жертвам Второй мировой войны в Голландии. Не сказал бы, что это уместно. Когда-то давно я очень злился, а потом понял, что ничего не могу с этим поделать: люди выбирают то, что им нравится. Кому-то, знаете, и Джастин Бибер по душе.
Иногда я устаю от Comic Sans, в конце концов, я сделал еще Magpie, Trebuchet, часть Webdings и другие шрифты. С другой стороны, он давно стал частью поп-культуры и никуда от этого не спрятаться. Вот у меня в холодильнике лежит крем-фреш, привезенный из Франции, логотип набран Comic Sans. Вот на сайте Ватикана выложен фотоальбом, посвященный предыдущему папе — Бенедикту, текст набран Comic Sans. А вот меню ресторана где-то во Франции и объявление на столбе, да моя собственная жена, Сюзан, на всех вечеринках представляет меня как отца Comic Sans. Если люди выбирают мой шрифт из сотен других, значит, он им по-настоящему нравится, так что — да, я бы хотел, чтобы меня запомнили как человека, который придумал самый любимый шрифт в мире.
Никогда не используйте Comic Sans (а то)
Скорее всего, вы ничего никогда не слышали об этой программе, и слава богу, в общем-то. Она была довольно ужасна. От нее осталось несколько вещей: во-первых, пара персонажей Office Assistants (нет, sodding paperclip не одна из них, хотя вполне могла бы быть), а во-вторых шрифт Comic Sans.
Comic Sans был создан дизайнером Винсентом Коннэром специально для мультяшного интерфейса «Боба». Как подсказывает название, источником вдохновения послужили шрифты в комиксах. Коннэр совсем не плохой дизайнер (хотя глядя на его сайт в это трудно поверить), например, он является автором весьма сносного шрифта Trebuchet, который я часто рекомендую как альтернативу Arial. Как пишет сам Коннэр, «Comic Sans НЕ создавался как [полноценная] гарнитура, но как решение для проблемы с частью интерфейса, про которую тогда постоянно забывали. ». Коннэру просто не понравилось, что мультяшные персонажи «разговаривали» гарнитурой Times New Roman — что, я согласен, довольно-таки ужасно. Не было никакого намерения включать этот шрифт в другие приложения, в которых не было бы идеи «детскости».
Дальше, однако, события развивались по непредсказуемому сценарию. Шрифт понравился не отличавшимся эталонным вкусом программистам, работавшим над Microsoft 3D Movie Maker и в результате он оказывается в стандартной OEM-поставке Windows 95. Oh shit. А надо сказать, что в стандартной поставке тогда шрифтов-то вообще было не много. Очень скоро утомленные тиранией Times New Roman люди повсеместно начали использовать другие шрифты — в том числе и Comic Sans для того, на что он совершенно, ну никак не годился.
Результат был столь ужасен, что реакция на него не заставила себя долго ждать. Вряд ли можно сегодня найти хоть один «список шрифтов, которые уважающий себя человек не будет использовать», в котором Comic Sans не занимал бы (мало)почетную строчку. Появилось даже движение за всемирный запрет этого шрифта, что, к сожалению, вряд ли можно рассматривать иначе как шутку. Я бы поддержал.
Коротко, в чем проблемы с Comic Sans:
1. Спорная эстетика. Поверьте: вообще не всем нравятся эти кривые буковки.
2. Он читается труднее, чем более традиционные шрифты, особенно на бумаге. Особенно в варианте Bold.
3. Сверхчастое использование его в образцах поистине чудовищного дизайна с которыми вы не хотите себя ассоциировать.
4. Он просто придуман не для этого.
Альтернатива? Новые С-шрифты от Microsoft на самом деле очень неплохи. Они раздаются бесплатно вместе с вьювером для PowerPoint.
Make Comic Sans great again
Дизайн-челлендж со всеми «любимым» шрифтом.
Привет! Меня зовут Роман, последние 15 лет я специализируюсь на логотипах и айдентике в целом. Удаленно сотрудничаю с несколькими студиями и агентствами.
Это мой первый опыт в полноценном описании процессов, которыми занимаюсь, поэтому может получиться довольно косноязычно. Я хотел бы поделиться небольшим графическим упражнением в свободное время.
Для начала предыстория.
Существует расхожее мнение, что использование шрифта Comic Sans в графике — моветон и кощунство. Действительно, каждый день по всему миру рождаются тысячи неудачных примеров дизайна с этой гарнитурой.
От Валенсии до Вологды, от Милана до Манилы люди, впервые столкнувшиеся с необходимостью что-то оформить выбирают этот шрифт как наиболее «интересный» из стандартного набора любой операционной системы. Многие дизайнеры и арт-директоры иронично и снисходительно отзываются об этом шрифте, тем самым множа предубеждение, что он неуклюж или просто плох.
Не бывает плохих шрифтов, бывают неудачные «игры» с ними.
Чтобы постараться развенчать миф о неуместности Comic Sans, я поставил для себя недельную задачу — набросать несколько макетов для несуществующих компаний в кардинально разных областях и сферах жизни, используя исключительно этот шрифт.
Поискав в сети что-то похожее я наткнулся только на переделки существующих брендов в стилистике Comic Sans, поэтому задача сделать дизайн «с нуля» мне показалась довольно заманчивой.
При выборе названия фейкового бренда я старался придумывать что-то созвучное с названием шрифта, чтобы задача становилась немного сложней, а значит, еще интересней. В процессе разработки нейминга оказалось, что как раз название отлично задает стилистику и направление самого дизайна.
Безусловно, данное упражнение стоит рассматривать только как «намек» на полноценный и крепкий дизайн, который может получится. В первую очередь для меня было важно, не затрачивая много времени и не вдаваясь в детали, сделать более-менее интересный концепт с более-менее приятной графической составляющей.
Тут как развитие возможна партизанская рекламная кампания, где курьеры расклеивают и раздают стилизованные желтые стикеры с номером того, кто «скоро будет» 🙂
Я старался придумывать новые «бренды» с периодичностью в один-два дня, уделяя этому занятию по паре часов в сутки. И если первые дизайны рождались непринужденно, то к концу рабочей недели пришлось уже начать напрягаться: приходило на ум интересное название – не получалась графика, были наметки по стилю – нейминг звучал пресновато.
На восьмой день я почувствовал, что готов вступить в ряды плюющихся от Comic Sans 🙂, но все-таки было заманчиво еще раз взглянуть на эти довольно ограниченные «вводные» с какой-то новой стороны.
Конечно, рассматривая все слайды вкупе, может возникнуть впечатление, что графическая составляющая довольно однообразна, но если представить, что каждый бренд существует отдельно от других, он вполне себе свежо смотрится и имеет право на жизнь (конечно, при более детальной проработке)
На этом всё, возможно, если будет время и мысли, челлендж будет пополняться новыми работами, но пока полный проект выглядит так.
Очень крутой пример как можно сделать крутой дизайн из чего угодно, главное прокачанный мозг! Респектище!
Всё очень круто!)
У меня тоже есть картинка в тему) Правда, там немного другой посыл был)
Картинка со звуком:))
Благодарю за комментарии, не ожидал столь положительной реакции. по Стауту соглашусь, эта работа самая слабая по графике, наверное потому что последняя, и уже утих изначальный запал) Но, думаю, такой ход из шрифтового забора тоже можно интересно развить если погрузиться детальней.
Рано откапывать стюардессу. Может, лет через 10.
Этому дизайну можно задать много вопросов. Особенно Celtic Sons.
Но мокапы красивые
Мне одному кажется полностью неуместным на банках с напитками?
Ну тут, наверное, скорее моё воплощение подкачало, это самая слабая в плане графики работа. А так — думаю уместно, вай нот?) Хотя бы потому, что такая консервативная вещь как ирландское пиво с таким инфантильным шрифтом как Комик санс — это сама по себе запоминающаяся история )
Если смотреть на обычных людей, а не дизайнерское сообщество, можно внезапно сделать вывод, что людям нравится этот шрифт. И это важно, когда людям что-то нравится.