click or die что это
Кто нарисовал обложку нового альбома Оксимирона? Это легенда русского рока
Окси связался с большим музыкантом.
Первая загадка нового альбома Оксимирона – странная обложка. Там появился то ли язык на зеленом фоне, то ли гигантский желудь, то ли размазанная физиономия человека. Ясно одно: смысл этого изображения знает не только Мирон, но и еще одна музыкальная легенда. Правда, не хип-хопа, а русского рока.
Та самая обложка
Янович уже сотрудничал с рок-звездами. Поклонники вспомнят фит «Пора возвращаться домой» с Би-2 или ноябрьский трек «Цунами» – совместку с группой «Пионерлагерь Пыльная Радуга». Но в этот раз Окси добрался до одного из столпов русского рока, лидера группы «Аквариум» Бориса Гребенщикова.
БГ хоть и не засветился ни на одной из песен с нового сборника, но все равно поучаствовал в создании «Красоты и Уродства». Именно он нарисовал оранжевый овал на зеленом фоне, который в итоге превратился в обложку долгожданного альбома.
Об этом свидетельствует надпись «Art Cover by Boris Grebenshchikov» с трек-листа релиза. В 2019 году Гребенщиков уже респектовал Мирону. Он признавался, что с удовольствием сделает с ним совместную песню. Фит пока не состоялся, но Окси уже дорос до момента, когда его творчеством начали интересоваться и главные герои музыкального прошлого России.
Оксимирон совсем не изменился. И это грустно
«Некогда яркий новатор безнадежно застрял в 2010-х».
Пока в медиа форсят трек «Рецензия», попытка Оксимирона в самоиронию вызывает только печаль. Застрял он вовсе не в 2010-х, а своём эго и художественном методе.
Даже тот же самый приём с игрой на опережение он уже применял на батле с Джонибоем. Трек-рофл же выглядит как совсем натужная самоирония: стареющий Мирон злобно смеётся над критиками в стиле Пелевина, а не шутит над собой.
В 2013-м в одном из мощнейших сольных треков Darkside Мирон вопрошал: «Сколько ещё куплетов про себя любимого?» Видимо, бесконечно – в «Красоте и уродстве» минимум по одному такому есть в каждом из 22 треков.
После банальной, но концептуальной антиутопии Мирон вернулся к формату «весь мой рэп только об Окси». Даже перфоманс с неожиданным камбэком и горой релизов больше похож на личный челлендж, чем на попытку порадовать фанатов – деньги не бесконечные, из творческого кризиса когда-то надо выбираться. Окси вошёл в поток и выдал пару десятков песен в самой удобной для себя форме.
Больше всего альбом «Красота и уродство» похож на дебютного «Вечного жида» – в треке «Намешано» Мирон это буквально подтверждает. Такой релиз вполне подошёл бы молодому батл-МС с онлайнов – агрессия, актуалочка и понтовые рифмы выдержаны в балансе по канонам независимых батлов hip-hop.ru. «Красота и уродство» – ностальгия по той мироновской молодости с МЦ МИФ’ом и форумами.
Её концентрат – трек «Эминем», сочинение на тему Lose Yourself от Яныча. Мирон никогда не скрывал, что в начале карьеры был «помесью Саваша и Маршала». «Эминем» – не только дань уважения великому артисту, но и отождествление себя с ним. Оба культовых МС сейчас непонимающе озираются в современном хип-хопе, как Джон Траволта в том самом меме. И Окс, и Эм одинаково не вписываются во время, но упорно не хотят следовать трендам, то и дело их высмеивая.
Ругать больших артистов за самобытность глупо. Но проблема не в том, что они застряли в прошлом, а в самоповторах и нежелании развиваться даже в рамках собственных стилей. Ни гитарами, ни новыми битами by Danny Zuckerman не спрятать формализм и безыдейность Мирона.
Упоминание Дяди ДжиАй и боязливо-иносказательная критика режима – лишь маска, чтобы выдать себя за нового Оксимирона. Темы всё те же, что не меняются десятилетие: тяжёлое детство, долгий путь на трон рурэпа, лирические открытки бывшим, страх перед жизнью обывателя и, самое популярное, – празднование себя.
Окси всё тот же иллюзионист, что скоростью флоу, закрученными рифмами и Википедией скрывает смешные бэдбарсы – из цитат с нового альбома можно легко собрать второй такой текст. Особенно рекомендую вслушаться в «Африканские бусы», где «под колпаком как звёздочёт», «синти-поп – это цыганский священник», а Дюшану вообще поссать, раз ты не фонтан.
Уловив такую поэзию, сразу узнаёшь старого-доброго Мирона: едва поймаешь вайб песен, как тут же врезаешься в «стриминг-римминг» и сравнения себя с писклявым и громким клаксоном. Музыкой отвлечь от бэдбарсов снова не получилось – Окси поменял продюсера, но звук и сведение по-прежнему не дотягивают до масштаба личности артиста.
Наверняка все сталкивались с альбомами, которые на тебя будто бы давят – после первых треков они словно заражают простудой, отяжеляя голову и притупляя внимание. «Красота и уродство» из таких – большинство треков здесь звучит как бубнящий над ухом душнарь на тусовке. После часовой музыкальной лихорадки уже не помнишь, о чём и зачем всё это было – хочется либо отвлечься, либо переслушать редкие всполохи жизни, вроде «Грязи», «Эминема», «Рецензии» или «Рашн Роуд Рейдж».
«Красоту и уродство» можно было бы назвать типичным альбомом или проходняком от Оксимирона, если бы у того была полноценная дискография и регулярность релизов. Но сборник всего лишь третий, а стратегия шестилетнего молчания провоцировала совсем другие ожидания, чем итоговое впечатление «ну, норм, типичный Оксимирон». Пафосные камбэки и хитрые загадки для фанатов – пыль в глаза, ведь за десяток лет средний слушатель уже давно понял, кто такой Оксимирон и чего от него ожидать. Незначительно меняется лишь форма, но с новым релизом Мирон не удивил даже ей.
За какие строчки на Оксимирона обидится власть? Мы собрали самые жесткие панчи
Мирон Янович взбунтовался.
На днях депутат Госдумы Елена Драпеко заявила, что у Басты и Оксимирона не будет проблем с законом. Через пару дней после этого Мирон Янович выпустил релиз «Красота и Уродство» и накидал несколько десятков жестких панчей в адрес представителей власти. Мы собрали самые яркие строчки с нового альбома, за которые Драпеко и ее коллеги могут поменять отношение к рэперу.
«Хоп-механика»
«Видно, слиплись от крови глаза Гестапо:
Вот кто поднял выразительно бровь, не Азат Мифтахов».
В январе 2021 года студента мехмата МГУ Азата Мифтахова приговорили к шести годам лишения свободы за нападение на офис «Единой России». Мифтахова опознал засекреченный свидетель: он вычислил парня по «выразительным бровям». Оксимирон ссылается на этот странный кейс и делает (наверняка неожиданный для Елены Драпеко) вывод.
«Агент»
«Мой диплом настолько плох, я мог стать министром культуры»
Во втором треке «Красоты и Уродства» Федоров наехал на Владимира Мединского. В начале 2010-х бывшего министра культуры, а ныне помощника президента России, обвинили в плагиате докторской диссертации по истории. Тот, по информации вольного сетевого сообщества «Диссернет», использовал фрагменты чужих научных работ, но не оформлял их как цитаты. Окси вспомнил об этом.
Владимир Мединский
Припев той же песни звучит еще более жестко. «Здесь каждый иностранный агент, если не охраняемый и не мент», – резкое заявление от обычно безобидного Оксимирона. Уже сейчас очевидно: «Агент» – один из самых смелых треков рэпера и главная причина, почему Мироном могут заинтересоваться властные структуры.
«Красота и Уродство»
Цветет гиацинт, идет геноцид
Пир империи времени упадка
Гурманы падки на гуманитарку».
«Рашн Роуд Рейдж»
Вся страна — пост ГАИ
Сядь за руль, у меня нет прав,
Как у всех вокруг, таков уклад»…
«Мимо ведомственных стен простирается эспланада
РКН, СКР — теорема Эскобара
Пятой колонной прут мигалки
Время менять пятое колесо, но они закручивают гайки».
В пятом треке с нового альбома Окси не только козыряет простыми истинами, но и смешивает их с автомобильными метафорами. Прав нет ни у кого, Россия – огромный пост ГАИ, пятое колесо нужно менять, а обстановка напоминает жестокую аркаду Carmageddon. Это легендарная гоночка на выживание.
«Окно в Париж»
«Как же Астана похорошела при Нур-Султане!
Кстати, реквизиты в описании
«Блаженны нищие духом», – так учит нас Священное Писание
Путин носит Celine, Лукашенко – Margiela».
Ради этого панча Оксимирон даже отказался от рифмы. Зато сопоставил блаженство нищих с люксовой одеждой Владимира Путина и Александра Лукашенко.
«Дрейдл»
«Всё распродал, вычистил антресоли
С чердаком, плюс капремонт
Задышал свободно, но кругом всё тот же Готэм
Здесь вечно будет стрёмно, пока в нём не грянет
Местный рэп-супергерой в лице Оксимирона вернулся и задышал свободно, но родной городок остался прежним. К сожалению, заключительного трека не хватило, чтобы подробнее рассказать о судебно-тюремно-полицейской реформе. А значит, ждем новых релизов: главное, чтобы Бэтмен в спешке не покинул Готэм.
Медиа написали, что Кенни из «Южного Парка» умер навсегда. Мы уверены, что это фейк
Повелись на глупейшие слухи.
«Саус Парк» выходит аж с 1997 года, но легендарный мультсериал не думает закрываться. В августе его создатели Мэтт Стоун и Трей Паркер подписали жирный контракт, продлевающий шоу до 2027 года. Это шесть сезонов и 14 полнометражных фильмов. Красота! Но не всё так замечательно.
У нас две новости. Начнём с хорошей: это полная чушь. Но есть и плохая: никто из тех, кто писал об окончательной смерти Кенни, не удосужился проверить информацию. Более того, почти все написали, что бедолага в оранжевой парке умирал в каждой серии, что уже 19 лет не является правдой. И это настоящее позорище.
Почему все решили, что Кенни умер навсегда?
Есть только одна деталь, которая намекает нам, что персонаж умер окончательно. Действие происходит в будущем, а сам Кенни отправлялся в прошлое, чтобы остановить ковид. Учитывая, что серии «Саус Парка» теперь связаны друг с другом, у этого эпизода должны быть долгоиграющие последствия.
Многие медиа восприняли это как фактическое подтверждение – Кенни скончался. Но на самом деле у нас нет ни официального заявления, ни серьёзных причин так считать. В рунете теория разлетелась ещё сильнее. Возможно, авторы статей просто открыли англоязычную википедию и увидели следующую фразу.
Но это не самый валидный источник. Автор этого абзаца всего лишь выдал кривую формулировку. В реальности же шансы на то, что Кенни навсегда вывели из «Саус Парка», мизерны. И вот почему.
Мульт точно вернётся к классическому формату
Что помешает ему появляться в следующих шести сезонах и оставшихся полнометражках? Непонятно. Разве что Мэтт Стоун и Трей Паркер сошли с ума, а «Саус Парк» теперь до конца своего существования будет сериалом о взрослых щетинистых мужиках с раввином Картманом. Но поверить в такое развитие событий сложно.
Очевидно, что у постковидной серии будет логическое продолжение, но создателям не нужно ломать формат и эстетику мульта. История не знает примеров, когда это заканчивалось хорошо, а Стоун с Паркером не похожи на идиотов.
Что бы ни случилось с сюжетом дальше, мы ещё увидим классических героев в привычном сеттинге. А гипертрофированная значимость смерти Кенни – просто язык, на котором «Саус Парк» сообщает зрителям об абсурде и ужасах пандемии. Новый штамм и человеческая глупость убили даже бессмертного персонажа. Звучит доходчиво.
Кенни уже умирал навсегда, но вернулся
Планировалось, что Маккормик больше не появится в мультсериале, но герой оказался сильнее своих создателей. В финале шестого сезона Кенни вернулся, а занимавших его место персонажей разогнали по домам. Твика задвинули на задний план, а Баттерс стал великим опциональным героем, не входящим в оригинальную четвёрку. И всё.
Убийство Кенни перестало быть традицией
Со времён воскрешения смертей Кенни стало значительно меньше, а Стоун и Паркер прибегали к этому приёму, лишь когда это было уместно. С 18-го по 23 сезон «Саус Парка» Кенни Маккормик не умер ни одного раза.
Более того, Кенни начал развиваться как персонаж. Изначально он был героем-приколом с тремя отличительными качествами: бедностью, постоянными смертями и фирменным капюшоном, из-за которого зрители не моли разобрать его речь. Но в поздних сезонах оказалось, что Маккормик всегда был самым умным из четвёрки главных героев.
А в сериях про супергероев, где Кенни показывал своё альтер-эго Мистериона, нам наконец раскрыли секрет его бессмертия. Дело в том, что родители Маккормика по пьяни вступили в культ Великого Ктулху. С кем не бывает! Так или иначе, в этих эпизодах Кенни был не сайдкиком, а главным героем. А зрители могли понять, что он говорил.
В окончательной смерти Кенни нет никакого смысла
Персонаж давно перестал быть предсказуемой функцией, а значит смысла убивать его навсегда не так много. Это будет самоповтором, а за последние годы у обновленного Кенни появилось много фанатов. Так зачем его убивать?
Правильного ответа на этот вопрос просто не существует. Да, это хороший ход, чтобы сделать заявление. Но навсегда разбивать культовую четвёрку просто незачем. Это как если бы в «Черепашках-ниндзя» вдруг убили Рафаэля, и потом они тусили бы втроём. Драматично, конечно, но необязательно.
Есть и ещё один важный момент. В отличие от 2001 года, в этот раз Мэтт Стоун и Трей Паркер не заявляли, что Кенни умер с концами. А 20 лет назад они же в каждом интервью признавались, что дико устали от бесконечных издевательств над героем. Если бы создатели «Саус Парка» приняли столь серьёзное решение сейчас, оно вряд ли прошло бы в тишине.
Кенни Маккормик – уже не просто персонаж, а бренд. Одна из эссенциальных составляющих мультсериала. Представьте, как уныло смотрелся бы новый мерч, где были бы только Кайл, Стэн и Картман. Тем более, что каждый из этих героев даёт создателям ещё и набор инструментов, чтобы прокомментировать какое-нибудь событие из реального мира. Вдруг Кенни пригодится снова?
На правах знаменитого в узких кругах сауспарковеда я официально заявляю, что Кенни ещё не сказал своих последних слов. Особенно если учитывать, что в сюжете ещё замешаны разные временные линии. Смиренно приму звание заслуженного клоуна, если всё это окажется неправдой. Но что бы ни случилось с Маккормиком, его убийство точно не стоит того.
Послушал альбом Оксимирона «Красота и Уродство» один раз. Какие мысли?
Устал от него за час.
Как только вышел долгожданный альбом Окси, я в пять кликов зарегистрировался на Spotify (какой еще СберЗвук?), врубил первую песню и приготовился кайфовать целый час. Сначала я действительно был в восторге: энергия первого же трека из двадцати двух заставила написать твит о том, что Оксимирон вернулся и снова царит в русском рэпе. Но как же я ошибался.
Практически весь альбом – микс из унылых самокопаний, однообразных битов, псевдопафосных заходов (ЦУМ, деньги, слава), аббревиатур (да, куча рифм на них), неймдроппинга (от Шульман до Дугина) и остросоциальных высказываний. Ребята, которые фотографировались с Мироном на митингах, точно кайфанут и будут респектовать за неравнодушие. Несчастные люди из Госдумы, которые только что обещали не преследовать Мирона за рэпчик, точно напрягутся. Я же пожал плечами: заходы в духе «вся страна – пост ГАИ» не кажутся мне ни смелыми, ни оригинальными, ни талантливыми.
Многие друзья слушали «Красоту и Уродство» параллельно. Наши мысли сошлись: примерно к десятому треку от Мирона просто устаешь. Я вспоминаю «Последний альбом» Noize MC (мой эталон) и понимаю, что там такого не было: радикально отличались и темы, и музыка, и флоу. Он не утомлял и не напрягал, в отличие от свежего релиза Окси. И дело даже не в якобы устаревшем стиле Мирона, за который он предусмотрительно отлещевал себя в треке «Рецензия» – кстати, тот же Noize критикует себя изобретательнее и ироничнее.
Проблема в том, что Мирону правда нечего сказать. Только сроков по Гнойному теперь не одиннадцать, а в два раза больше. Наверное, до конца года я более-менее расслушаю этот альбомчик. Оценю дюжину остроумных панчей, которые упустил в первый раз, найду какие-то классные отсылки, протащусь с Монеты и ATL, а потом признаю, что первое впечатление было обманчивым. Но пока что «Красота и Уродство» выглядит если не проходным, то средним релизом. Ведь странно ждать человека шесть лет, а потом дико устать от него за час.
Что более-менее зашло: «Мы все умрем», «Окно в Париж», «Грязь», «Улет», «Эминем», «Африканские бусы».
Что совсем не зашло: «Агент», «Празднуй», «Эспрессо Тоник», «Лифт» (это вообще кошмар).