Что значит стихотворение в прозе

Стихотворение в прозе

Полезное

Смотреть что такое «Стихотворение в прозе» в других словарях:

Стихотворение в прозе — термин, к рым обозначают небольшие прозаические произведения, напоминающие по своему характеру лирические стихотворения, но лишенные стихотворной организации речи и поэтому точнее характеризуемые термином «лирика в прозе». К произведениям такого… … Литературная энциклопедия

СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ — СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ, лирическое произведение в прозаической форме; небольшой объем, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, установка на выражение субъективного переживания сближают стихотворение в прозе с лирической поэзией … Современная энциклопедия

СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ — лирическое произведение в прозаической форме; небольшой объем, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, установка на выражение субъективного переживания сближают стихотворение в прозе с лирической поэзией, но метрических… … Большой Энциклопедический словарь

Стихотворение в прозе — СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ, лирическое произведение в прозаической форме; небольшой объем, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, установка на выражение субъективного переживания сближают стихотворениев прозе с лирической поэзией,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Стихотворение в прозе — … Википедия

стихотворение в прозе — лирическое произведение в прозаической форме; небольшой объём, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, установка на выражение субъективного переживания сближают стихотворение в прозе с лирической поэзией, но метрических… … Энциклопедический словарь

стихотворение в прозе — термин, которым обозначают прозаическое произведение, напоминающее по своему характеру лирическое стихотворение (см. лирика), но лишенное стихотворной организации речи, то есть поэтическое по содержанию и прозаическое по форме. Как правило, в С.… … Словарь литературоведческих терминов

стихотворение в прозе — лирическое произведение в прозаической форме; небольшой объем, повышенная эмоциональность стиля, круг образов, мотивов, идей сближают его с лирической поэзией, но метрических и графических признаков стиха оно не имеет. Рубрика: Роды и жанры… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

стихотворение в прозе — СТИХОТВОРЕ´НИЕ В ПРО´ЗЕ условный термин, введенный в русскую поэтику И. Тургеневым, который написал ряд небольших поэтических произведений в прозаической форме. До Тургенева Ш. Бодлер написал свои «Маленькие поэмы в прозе». С. в п. представляет… … Поэтический словарь

СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ — СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ, лирическое произведение в прозаической форме; обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объем, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного… … Литературный энциклопедический словарь

Источник

Стихи в прозе

Язык поэзии удивительно разнообразен и гибок. Искусство слова может принимать самые различные очертания. Поэзия может быть заключена в строгую твёрдую форму (например, сонета), может свободно литься в вольном или белом стихе. Кажется, для неё вообще не существует границ, ведь поэзия может принимать даже облик прозы, не теряя при этом своих основных свойств. Произведения, созданные таким образом, носят название стихотворений в прозе и встречаются в творчестве многих авторов.

Под стихотворением в прозе в литературоведении понимают особую форму речи, организованную в виде прозаического текста, но обладающего такими качествами поэтического текста, как лиричность, эмоциональность, наличие художественных приёмов и фигур. Близкими понятиями являются следующие:

Считается, что как самостоятельный жанр стихотворение в прозе зародилось во Франции в период романтизма. Отживающие свой век классические формы и художественные принципы не позволяли выражать всю глубину и разнообразие переживаний личности новой эпохи. Авторов теперь интересуют такие темы, как индивидуалистические стремления, субъективный взгляд на мир, неповторимые своеобразные проявления человеческой натуры. Всё это требовало отступления от традиционных способов изображения и поисков свежих идей.

Такой находкой стало стихотворение в прозе. Считается, что на возникновение этого жанра повлияли прозаические переложения зарубежных стихотворных произведений или их мистификации. Так, в конце XVIII века появляются французские переводы «Поэм Оссиана» Джеймса Макферсона, «Мадагаскарские песни» Э. Парни. В 1827 году публикуется сборник «Гюзла» Проспера Мериме. Эти произведения подготовили почву для творческих поисков поэтов-романтиков, облёкших стихи в необычную прозаическую форму.

Первыми произведениями в этом жанре считаются миниатюры Алоизиуса Бертрана, вошедшие в сборник «Гаспар из Тьмы. Фантазии в манере Рембрандта и Калло», опубликованные в 1842 году. Процитируем фрагмент одной из них:

«Слышишь? Слышишь? Это я, Ундина, бросаю капли воды на звенящие стекла твоего окна, озаренного унылым светом месяца. Владелица замка, в муаровом платье, любуется со своего балкона прекрасной звездной ночью и чудесным задремавшим озером. Каждая струйка течения – водяной, плывущий в потоке; каждый поток – извилистая тропка, ведущая к моему дворцу, а зыбкий дворец мой воздвигнут на дне озера – между огнем, землей и воздухом.

Другие известные произведения этого периода – поэмы М. де Герена «Вакханка», «Кентавр»; «Амеде» Ж. Б. Д’Оревильи; «Книга прогуливающегося» Ж. Лефевра-Дёмье.

Одним из самых известных идеологов жанра является Шарль Бодлер. В небольшом сборнике, который напечатали спустя много лет после смерти самого автора, он обосновал применение новой формы. Поэт считал, что «поэтическая проза» не менее музыкальна и без размера и рифмы, что она «достаточно гибкая и скандированная, чтобы адаптироваться к лирическим движениям души, к прихотливости мечтаний и к скачкам мыслей». Вот отрывок одной такой поэмы в прозе из книги Бодлера «Парижский сплин. Стихотворения в прозе»:

Моя маленькая сумасбродка, моя милая возлюбленная подавала мне обед, а я созерцал в открытое окно столовой плавучие замки, которые Бог создает из тумана, – чудесные неосязаемые сооружения. И я говорил себе, погружённый в свои мечты: «Все эти причудливые видения почти так же прекрасны, как широко раскрытые глаза моей милой возлюбленной, зелёные глаза этого маленького чудовища».

И вдруг меня сильно ударили кулаком в спину, и я услышал голос, хриплый и чарующий, истерический и словно осипший от водки, голос моей милой маленькой возлюбленной: «Скоро вы приметесь за свой суп, дрянной мошенник… торговец облаками?»

«Суп и облака», перевод Т. Источниковой.

Если попробовать декламировать эти строки вслух с чувством, то они действительно зазвучат мелодично и выразительно, не в последнюю очередь благодаря изысканным образам и эффектным литературным приёмам. Как видим, поэт использовал здесь метафоры, сравнения, живописные эпитеты.

В России стихотворения в прозе стали популярны благодаря творчеству Ивана Сергеевича Тургенева. В своём сборнике «Senilia. Стихотворения в прозе», работа над которым продолжалась с 1876 по 1882 год, Иван Сергеевич в лаконичной манере затронул множество тем. Его короткие, но очень выразительные зарисовки, посвящены любви, человеческим взаимоотношениям и проблемам, природе, счастью и т. д. Самым известным стихотворением считается «Русский язык», в котором автор выражает искреннюю горячую благодарность родному языку. Приведём текст произведения целиком:

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Не менее живописны и эмоционально богаты и другие поэмы – «Роза», «Собака», «Молитва», «Чернорабочий и белоручка», «Без гнезда», «Христос», Я встал ночью…» и т. д. Вот фрагмент из произведения, в котором поэт размышляет о ценности жизни:

Как пуст, и вял, и ничтожен почти всякий прожитой день! Как мало следов оставляет он за собою! Как бессмысленно глупо пробежали эти часы за часами!
И между тем человеку хочется существовать; он дорожит жизнью, он надеется на нее, на себя, на будущее… О, каких благ он ждет от будущего!
Но почему же он воображает, что другие, грядущие дни не будут похожи на этот только что прожитой день?
Да он этого и не воображает. Он вообще не любит размышлять – и хорошо делает.«Вот завтра, завтра!» – утешает он себя, пока это «завтра» не свалит его в могилу. Ну, а раз в могиле – поневоле размышлять перестанешь
«Завтра! Завтра!».

Помимо И. С. Тургенева такие произведения писали И. Ф. Анненский, Е. Г. Гуро, художник В. В. Кандинский. В XX веке традицию подхватили Г. В. Сапгир, В. М. Козовой, Л. Л. Богданов и другие. Как отмечают исследователи, в последние годы граница между жанрами стирается, и всё реже авторы как-либо выделяют стихотворения в прозе среди других стихотворных произведений.

Источник

Чем отличается стих от прозы?

Эту прекрасную статью я нашла в интернете.

Чем отличается стих от прозы?

В обыденном представлении стих и проза различается так: все, что «записано в строчку», подряд – проза, что разбито на отрезки, «записано в столбик» – стихи. Но проблема на самом деле гораздо глубже. К примеру, что же делать со «стихотворениями в прозе»? По форме – это проза, но Ш. Бодлер и И.Тургенев утверждают – по жанру это «стихотворения». Почему Н. Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой, хотя по форме это роман?

Л.М. Гаспаров в предисловии к книге «Русский стих начала XX века в комментариях» задает вопрос: «Чем отличается стих от прозы?» и отмечает: это «самый трудный из вопросов». Там же он отмечает, приводя одно из основных формальных различий стиха и прозы:

«Слово «стих» по-гречески значит «ряд», его латинский синоним «versus» (отсюда «версификация») значит «поворот», возвращение к началу ряда, а «проза» по-латыни значит речь, «которая ведется прямо вперед», без всяких поворотов. Таким образом, стихи – это прежде всего речь, четко расчлененная на относительно короткие «ряды», отрезки, соотносимые и соизмеримые между собой. Каждый из таких отрезков тоже называется «стихом» и на письме обычно выделяется в отдельную строку».

Ко времени написания труда (1924 год) это утверждение было относительно верно и максимально приближено к реальности. В настоящее время граница между стихом и прозой интенсивно размывается, значит, нам нужен иной, не только формальный, но и содержательный подход к различению стиха и прозы.

Ю.Б. Орлицкий замечает:

«Любой исследователь литературного текста, сталкиваясь с проблемой написания… начинает с выяснения его ритмической природы, т.е. определяет, что перед ним – проза или стихи… стих и проза – это два принципиально различных способа организации речевого материала, два разных языка литературы».

Итак, есть два основных типа организации художественной речи – поэзия и проза. Лингвисты пришли к выводу, что нет языковой разницы между стихом и прозой, ведь стихотворная речь состоит из обычных фраз. С этой точки зрения нет ни одного признака, по которому можно было бы определить стихотворную речь.

Однако Э.Я. Фесенко категорически отрицает эту точку зрения. Он пишет:

«Стихотворная речь в принципе устроена иначе, чем прозаическая. Прозаическая художественная речь разделяется на абзацы, предложения и периоды. В письменном словесном творчестве стихи и проза несхожи и по особенностям своего графического оформления. Графическое оформление, выявляющее коренное свойство стиха (членение на строки), играет существенную роль в нашем восприятии стихотворных форм. Именно графическое оформление создает некую «установку на стих», сразу регистрируемую нашим восприятием и позволяющую нам отнести произведение так оформленное, к разряду стихотворных».

Мы опять пришли к тому, с чего начали – с формального различия между стихом и прозой. В психологии есть такое понятие – эффект ожидания. Т.е. когда мы видим что-то неизвестное, похоже на уже известный нам предмет, мы ожидаем от него того же, что и от знакомого предмета. Применимо к стиху и прозе, можно это выразить так: если мы видим что-то, записанное короткими строчками в столбик, то перед нами, скорее всего, стихотворение, если все записано подряд – перед нами проза. Срабатывает эффект ожидания.

Ни метр, ни ритм, ни рифма не являются определяющими признаками стихотворной речи, и вот почему. Существует метризованная проза («Петербург» А. Белого), рифмованная проза («Кола Брюньон» Р. Роллана), существует аллитеризованная проза. Выделяются особые жанры – «стихотворение в прозе», «верлибр». Э.Я. Фесенко со ссылкой на Е.В. Невзглядову и Томашевского пишет:

«…есть верлибр – свободный стих, в котором нет ни одного стихового признака, крое записи стиховыми строчками. Прав Томашевский, который говорил о наличии промежуточной пограничной полосы между стихами и прозой: «…стихи заходят на территорию прозы и наоборот, как наречие одной местности плавно перетекает в наречие соседней»».

Немалую роль в различении стиха и прозы играет ритмичность стиха. В стихах ритмичность достигается за счет равномерного чередования речевых элементов – стихотворных строк, пауз, ударных и безударных слогов и т. д. Конкретная ритмическая организация стиха во многом зависит от системы стихосложения, а та, в свою очередь – от особенностей национального языка. Итак, стих есть ритмически упорядоченная, ритмически организованная речь. Однако свой ритм, иногда более, иногда менее ощутимый, есть и в прозе, хотя там он не подчинен строгому ритмическому канону – метру. Достигается ритмичность в прозе прежде всего за счет приблизительной соразмерности колонов, что связано с интонационно-синтаксической структурой текста, а также различного рода ритмическими повторами. Следовательно, и ритм не является ведущим признаком различения стиха и прозы.

Многое в различии понятий прозы и поэзии сделали «практики искусства» – поэты и писатели. Интересна в этой связи точка зрения Н. Гумилева, приводившего в качестве разделения прозы и поэзии как формальные, так и содержательные признаки:

«Поэзия всегда желала отмежеваться от прозы. …начиная каждую строчку с большой буквы, …ясно слышимым ритмом, рифмой, аллитерацией, и стилистически, создавая особый «поэтический» язык, и композиционно, достигая особой краткости, и эйдологически в выборе образов».

Итак, мы можем утверждать, что проза и поэзия отличаются друг от друга рядом признаков (формальных и содержательных), и только совокупность нескольких признаков позволяет нам четко размежевать эти понятия. Наряду с прозой и поэзией существует несколько «пограничных» жанров (верлибр, стихотворения в прозе), вобравших в себя признаки как стиха, так и прозы.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Яна Александровна Гайдукова. Сайт учителя.

Что значит стихотворение в прозе

СПб — хранитель национального достояния России. Природные ресурсы.

Что значит стихотворение в прозе

«Тарас Бульба» — казацкие песни и тексты для заучивания

Стихотворение в прозе

Что значит стихотворение в прозе

Стихотворение в прозе «Русский язык» на китайском.

«Стихотворение в прозе» — что это за жанр?

СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ — термин, к-рым обозначают небольшие прозаические произведения, напоминающие по своему характеру лирические стихотворения, но лишенные стихотворной организации речи и поэтому точнее характеризуемые термином «лирика в прозе».
К произведениям такого рода относятся известные «Стихотворения в прозе» Тургенева, «Поэмы в прозе» Бодлера и др.

Признаки стихотворения в прозе:

Таким образом С. в п. представляется своеобразным сочетанием признаков стиха и прозы, чем и объясняется его оксюморонное наименование: обычно мы называем прозой как раз такие формы речи, к-рые по своей организации полярны стиху.

«Гусли» — стихотворения в прозе Проспера Мериме.

«Гу́сли, или Сбо́рник иллири́йских пе́сен, запи́санных в Далма́ции, Бо́снии, Хорва́тии и Герцегови́не», (фр. «La Guzla», «Гузла», «Гузля», «Гюзла») — литературная мистификация, созданная французским писателем-романтиком Проспером Мериме и изданная им анонимно в 1827 году. Представляет собой будто бы песни юго-западных славян, якобы собранных на Балканах и переведённые на французский язык с иллирийского (сербского) прозой.

IВозвращался Ивко ночью из города, а дорога проходила через кладбище. Был он изрядным трусом — хуже бабы — и дрожал точно в лихорадке.

IIДошел Ивко до погоста, стал поглядывать направо, налево, и послышалось ему, будто поблизости кто-то грызет. Сразу же пришло ему в голову: брукалак¹ ест в своей могиле.

III«Горе мне, горе! — сказал он. — Пропала моя головушка! Как только он меня завидит, сразу же захочет сожрать, я ведь такой жирный! Надо бы мне поесть землицы с его могилы,² а не то наверняка погибну».

IVОн нагнулся, чтобы взять земли. А на могиле собака грызла баранью кость. Показалось ей, хочет Ивко отнять нее косточку. Кинулась она на него и до крови прокусила ему ногу.

Примечания

¹ Нечто вроде вампира (см. заметку: О вампиризме).
² Этим предохранительным средством пользуются очень часто. Считается, что оно очень помогает.

Вампир¹

IВ болотах Ставилы у ручья лежит на спине мертвец. Это проклятый венецианец, который обманул Марию, который сжег наши дома. Пуля пробила ему горло, ятаган пронзил его сердце; но уже три дня лежит он на земле, и из ран его все еще течет алая и горячая кровь.

IIГлаза его потускнели, но они глядят вверх. Горе тому, кто пройдет мимо этого трупа! Ибо кто может противиться его очаровывающему взгляду? Растут у него и ногти и борода.² В страхе улетают от него вороны, хоть обсели они храбрых гайдуков, лежащих тут же кругом.

IIIУлыбаются окровавленные губы, словно у спящего человека, мучимого нечистой страстью. Подойди, Мария, и посмотри на него, ради кого ты отвергла свой дом и семью! Если посмеешь, поцелуй эти бледные окровавленные губы, которые лгали так умело. Много слез из-за него было пролито при его жизни. Еще больше прольется после его смерти………………………………………………………………..

Примечания

¹ Этот отрывок баллады интересен прекрасным описанием вампира. И подимому, он связан с одной из мелких войн, которые вели гайдуки с венецианским подестой.
² Явные признаки вампиризма.

Что значит стихотворение в прозеПубликация 1926 г. стихотворения в прозе П. Мериме «Вампир»

Источник

Поиск

Что значит стихотворение в прозе Что значит стихотворение в прозе Что значит стихотворение в прозе

Стихотворения в прозе

Nikolai Что значит стихотворение в прозеДата: Воскресенье, 18 Мар 2018, 07:20 | Сообщение # 1
Что значит стихотворение в прозе

Что значит стихотворение в прозе

Репутация: 218

Стихотворения в прозе – красивый, можно сказать, необычный литературный жанр, который по праву считается одним из самых сложных. Сочетает в себе прозаическую форму и поэтический лиризм, мгновение и вечность, личное и общечеловеческое. Характеризуется автобиографичностью, исповедальностью и, как никакой другой жанр, раскрывает внутренний мир писателя, его философию и душевное настроение, его отношение к тем или иным явлениям, морально-нравственным ценностям. Отличается ярко выраженной, легко угадываемой авторской интонацией, в которой слышны искренность и духовная смелость, нужная для выражения этой самой искренности. Глубина чувств подтверждается жизненным опытом, а идея произведения даёт возможность понять многогранность личности автора. Гармония и стилистическая выразительность, индивидуальность и неповторимость – неотъемлемые черты жанра.

Большинство исследователей обращали внимание на то, что термин «стихотворение в прозе» не относится к оксюморону, а указывает на связь лирического содержания с прозаической формой (слово «стихотворения» фиксирует присутствие лирического содержания, а слово «проза» акцентирует внимание на форме). Если проще, то: лиричность (свойственная стихотворению) в стихотворениях в прозе получает больше свободы, простора. А эпичность прозы в стихотворениях в прозе приобретает эмоциональную приподнятость, достигаемую путём концентрации выразительных средств.

Авторов, которые работали в этом жанре, немного. Впервые он возник в европейской литературе 19-го века рамках романтизма. (А некоторые учёные искали глубже и видели начало жанра в отдельных фрагментах Библии). Джакомо Леопарди (Giacomo Leopardi, 1798 – 1837) — итальянский поэт, он не употреблял термин «стихотворения в прозе». Но его «Диалоги» иногда сравнивают с «Senilia» И.С. Тургенева, считая, что и в тех, и в других есть общее, философское, начало, отражающее систему мыслей о мире, о человеке. Алоизиюс Бертран (1807–1841), французский писатель, автор книги «Гаспар из Тьмы. Фантазии в манере Рембрандта и Калло» (1842) уже говорил о «новом жанре прозы». Шарль Пьер Бодле́р (1821 – 1867) — французский поэт первым применил термин «стихотворения в прозе», когда написал (между 1855 и 1865 гг.) «Маленькие стихотворения в прозе» (Petits poèmes en prose). Именно с этим произведением связывают начало употребления данного термина в том значении, в котором его принято употреблять теперь.
Многие из исследователей творчества Тургенева склоняются к мысли, что писатель знал о «Маленьких стихотворениях в прозе» Бодлера, хоть никогда и не упоминал об этом. Кроме того, ряд литературоведов в своих работах отмечают связь «Стихотворений в прозе» Тургенева с произведениями А. Шопенгауэра, Г. Гейне, Э. Т. А. Гофмана.

В объёме русской литературы И.С. Тургенев является основоположником данного жанра. У писателя не было предшественников в полном смысле этого слова. Да, существовали предпосылки появления стихотворений в прозе (творчество сентименталистов, отдельные моменты в творчестве Н.В. Гоголя), но всё это представлялось как отличительные черты писательского таланта, всё только подготавливало приход нового жанра. И последователей у Тургенева было немного. Стихотворения в прозе писали Я.П. Полонский, В.М. Гаршин, К.Д. Бальмонт, И.А. Бунин.
Для стихотворений в прозе исключительно важно, чтобы они были объединены в цикл и представляли бы собой систему жанрообразующих признаков, выделить которые в отдельно взятом произведении представляется достаточно сложным. Собранные вместе стихотворения в прозе раскрывают сущность и глубину жанра, показывая его характерные черты именно в их совокупности, именно во взаимодействии. Именно в цикле авторский лейтмотив отражается наиболее полно.

Стихотворения в прозе И.С. Тургенев написал в период между 1877 и 1882 годами в период предсмертной болезни. Название, выбранное для них, не случайно – «Senilia» (лат. старческое). Первая часть цикла (50 стихотворений) была опубликована в двенадцатом номере журнала «Вестник Европы» (редактор М.М. Стасюлевич) в 1882 году под заглавием « «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева» и с предисловием «От редакции». «Стихотворения в прозе» Тургенева тематически разнообразны. Здесь присутствуют темы, которые являются характерными для классической литературы в целом и для творчества Тургенева в частности (родина, природа, поэт и общество, тема жизни и смерти, любовь, одиночество).

При жизни И.С. Тургенева исследователями делались попытки дать характеристику «Стихотворениям в прозе», но большинство сходилось лишь на том, что отмечали их необычайную выразительность и поэтичность. В жанровом плане исследователи путались, называли то заметками, то элегиями… Да и сейчас нет полного единства в понимании жанрового своеобразия «Стихотворений в прозе». Однако, всё же сложился основной взгляд, заключающийся в том, чтобы считать стихотворения в прозе самостоятельным жанром.

Большинство исследователей соглашаются с определением М.Л. Гаспарова (Литературная энциклопедия терминов и понятий 2001):

«Стихотворение в прозе – лирическое произведение в прозаической форме. Для стихотворения в прозе характерны все признаки лирического стихотворения, за исключением метра, ритма, рифмы; часто — членение на мелкие абзацы, подобные строфам, повышенная эмоциональность стиля, круг образов, мотивов, идей, характерных для поэзии данного времени, обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания».

Отрывок из работы М.Л. Гаспарова «Русский стих» (М., 2001):

«Все эти признаки лиризма традиционны в поэзии, но не традиционны в про¬зе и поэтому в ней особенно ощутимы и действенны. Нет здесь лишь тех признаков стиха, которые собственно и делают стих стихом: членения на соизмеримые отрезки; подчерки¬вающих это членение рифм; облегчающих это соизмерение метра и ритма. Именно поэтому форма таких произведений остается прозаической: «от стиха» в них смысловое содержание и словесный стиль, «от прозы» — звуковая форма. Иногда кажется, что в ней больше ритмичности или благозвучия, чем в обычной прозе, но обычно это — иллюзия. С точки зрения стиховедческой, «стихотворения в прозе» — это проза, и только проза».

Отдельные исследователи говорят о наличии ритма у стихотворений в прозе, который видят в синтаксисе, в композиции цикла, в авторской интонации. Говорят о мелодике, романтичности. Всё это присутствует в «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева, являющихся классическим образцом жанра. Истоки его стихотворений в прозе лежат в творчестве писателя.
Рассказы, романы И.С. Тургенева уже включали в себя отрывки, которые (с учётом их поэтической выразительности) можно отнести к этому жанру. В «Senilia» сказался писательский опыт Тургенева, жизненный опыт – всё самое главное, всё то, что волновало писателя больше всего, свелось к стихотворениям в прозе. Тургенев не хотел вначале издавать эти произведения, писал их как личное, предназначенное для очень узкого круга друзей. Но М.М. Стасюлевич уговорил издать стихотворения, убедив писателя, что такую красоту нельзя скрывать от читателей, поклонников творчества Тургенева. Критика приняла «Senilia» в основном благосклонно. Были такие, кто сомневался в их значимости для русской литературы, Л.Е.Оболенский, например, считал, что «Стихотворения в прозе» Тургенева не заслуживают той похвалы, которую оказывали им критики. Некоторые подчёркивали тот факт, что печать «старческого», печать пессимистического настроения слишком уж велика (но ведь Тургенев предупреждал, что это очень личное!). Однако все единодушно сходились во мнении, что цикл обладает несомненными художественными достоинствами.

Тургенев работал над стихотворениями в прозе очень долго, тщательно, обдумывая буквально каждое слово. В результате получился художественный цикл – единственный образец жанра в русской литературе. Во все времена любители словесности обращают своё внимание к «Стихотворениям в прозе» И.С. Тургенева, чтобы насладиться красотой слова.

Ведущий проекта «Герой нашего времени. Кто он?»
Редактор газеты «Сказобоз»

Что значит стихотворение в прозеЧто значит стихотворение в прозе
Nikolai Что значит стихотворение в прозеДата: Воскресенье, 18 Мар 2018, 07:43 | Сообщение # 2
Что значит стихотворение в прозе

Что значит стихотворение в прозе

Поддержим друг друга, друзья!

Проект интересен ещё и тем, что одинаково подходит и поэтам, и прозаикам. Прислушаемся к художественному слову!

Ссылка на «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева.

Ведущий проекта «Герой нашего времени. Кто он?»
Редактор газеты «Сказобоз»

Что значит стихотворение в прозеЧто значит стихотворение в прозе
Nikolai Что значит стихотворение в прозеДата: Воскресенье, 18 Мар 2018, 07:58 | Сообщение # 3
Что значит стихотворение в прозе

Что значит стихотворение в прозе

Ведущий проекта «Герой нашего времени. Кто он?»
Редактор газеты «Сказобоз»

Что значит стихотворение в прозеЧто значит стихотворение в прозе
Olga_Nobari Что значит стихотворение в прозеДата: Воскресенье, 18 Мар 2018, 12:08 | Сообщение # 4
Что значит стихотворение в прозе

Что значит стихотворение в прозе

Что значит стихотворение в прозеЧто значит стихотворение в прозе
Nikolai Что значит стихотворение в прозеДата: Понедельник, 19 Мар 2018, 15:45 | Сообщение # 5
Что значит стихотворение в прозе

Что значит стихотворение в прозе

Ведущий проекта «Герой нашего времени. Кто он?»
Редактор газеты «Сказобоз»

Что значит стихотворение в прозеЧто значит стихотворение в прозе
Nikolai Что значит стихотворение в прозеДата: Понедельник, 19 Мар 2018, 15:50 | Сообщение # 6
Что значит стихотворение в прозе

Что значит стихотворение в прозе

Репутация: 218

Меня попросили конкретизировать – насчёт отличительных свойств стихотворений в прозе. Чтобы буквально по пунктам. Согласна, пусть это будет в одном месте, перед глазами. Беру по порядку из текста первого сообщения (в этой теме). Итак, характерные признаки стихотворения в прозе:

1. прозаическая форма (графически текст оформляется одномерно – в строку),

2. лиричность (наличие субъективного личного чувства, элементы эмоциональной взволнованности),

3. автобиографичность (отражение отдельных моментов из жизни автора)

4. исповедальность (предельная искренность)

5. присутствие авторской интонации,

6. наличие идеи (главной мысли),

7. философичность (стремление к познанию мира),

8. стилистическая выразительность (стараться делать речь яркой),

9. ритмическая организованность (подчинена авторской интонации, здесь же – членение на мелкие абзацы),

Ведущий проекта «Герой нашего времени. Кто он?»
Редактор газеты «Сказобоз»

Что значит стихотворение в прозеЧто значит стихотворение в прозе
Nikolai Что значит стихотворение в прозеДата: Понедельник, 19 Мар 2018, 15:52 | Сообщение # 7
Что значит стихотворение в прозе

Что значит стихотворение в прозе

Ведущий проекта «Герой нашего времени. Кто он?»
Редактор газеты «Сказобоз»

Что значит стихотворение в прозеЧто значит стихотворение в прозе
нинаюра Что значит стихотворение в прозеДата: Вторник, 20 Мар 2018, 15:36 | Сообщение # 8
Что значит стихотворение в прозе

Что значит стихотворение в прозе

Ваше Величество, как хорошо, что добавили пояснения, начала писать и полезла в интернет за расшифровкой, а сюда вернулась.
О, чудо! Здесь уже все разложено по полочкам! КРАСОТА! Что значит стихотворение в прозе
Нина Павловна Гаврикова (нинаюра)
Член Академии российской литературы и МСТС «Озарение».
Руководитель Международного детского литературного клуба «Озарёнок»

Моя копилка на издание книги.

Что значит стихотворение в прозе Что значит стихотворение в прозеЧто значит стихотворение в прозе
Nikolai Что значит стихотворение в прозеДата: Среда, 21 Мар 2018, 15:48 | Сообщение # 9
Что значит стихотворение в прозе

Что значит стихотворение в прозе

Ведущий проекта «Герой нашего времени. Кто он?»
Редактор газеты «Сказобоз»

Что значит стихотворение в прозеЧто значит стихотворение в прозе
нинаюра Что значит стихотворение в прозеДата: Среда, 21 Мар 2018, 16:45 | Сообщение # 10
Что значит стихотворение в прозе

Что значит стихотворение в прозе

Моя копилка на издание книги.

Что значит стихотворение в прозе Что значит стихотворение в прозеЧто значит стихотворение в прозе
Nikolai Что значит стихотворение в прозеДата: Четверг, 22 Мар 2018, 16:49 | Сообщение # 11
Что значит стихотворение в прозе

Что значит стихотворение в прозе

Стоял разгар новогоднего веселья; месиво грязи и снега, хаос, изъезженный тысячью карет, сверкающий игрушками и конфетами, кишащий алчными страстями и разочарованиями; настоящая лихорадка большого города, способная помутить разум даже самого стойкого отшельника.

В самой гуще этой сутолоки и шума быстрой рысью бежал осел, подгоняемый мужланом с хлыстом в руке.

Осел не заметил этого милого шутника и с усердием продолжал следовать к той цели, куда его призывал долг.

Ведущий проекта «Герой нашего времени. Кто он?»
Редактор газеты «Сказобоз»

Что значит стихотворение в прозеЧто значит стихотворение в прозе
Nikolai Что значит стихотворение в прозеДата: Четверг, 22 Мар 2018, 16:53 | Сообщение # 12
Что значит стихотворение в прозе

Что значит стихотворение в прозе

Репутация: 218

И.С.Тургенев Стихотворения в прозе

Я проходил по улице. меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны. О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку. Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах. Ни кошелька, ни часов, ни даже платка. Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал. и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку.

— Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

Что же, брат, — прошамкал он, — и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *