Что значит стихиры на 6
Стихира
Стихи́ра (от греч. στιχηρόν – многостишие) – богослужебное песнопение, состоящее из нескольких стихов, написанное, в оригинале, одним стихотворным размером, поющееся за богослужением после стихов из Священного Писания.
Число стихир на Всенощном бдении зависит от праздника, чем важнее праздник, тем больше стихир. Стихиры обычно различают по названию псалмов, с которыми они связаны (стихиры на «Господи воззвах», стихиры на «Хвалитех»), или по месту их чтения на службе (на литии, на стиховне).
Современный церковный Устав знает несколько видов стихир, различая их по месту, занимаемому ими в круге суточного богослужения. Это:
1. Стихиры на «Господи воззвах»
Это те церковные песнопения, что припеваются к отдельным стихам вечернего псалма «Господи воззвах» (точнее псалмы 140, 141, 129 и 116). В описании синайской утрени, то есть повествовании о посещении патр. Иерусалимским Софронием и Иоанном Моском преподобного Нила Синайского, уже упоминаются припевы на «Господи воззвах» (VI–VII вв.). Они называются в данном случае «тропарями». Название «стихира» еще долго не было твердо установившимся. В XV в., например, св. Симеон Солунский называет еще стихиры «тропарями». Полные списки Савваитского и Студийского уставов уже пользуются термином «стихира».
Древние стихиры были короче. Это видно особенно по первым стихирам на «Господи воззвах» в Октоихе. Вообще со временем размер отдельных стихир непомерно возрастает, что особенно заметно в наших славянских, в частности русских, произведениях.
Современный устав знает ежедневное употребление стихир на «Господи воззвах». Количество их варьирует в зависимости от степени важности празднуемого события: 6, 8 или 10. В день собора арх. Гавриила (26 марта) поется и одиннадцатая стихира с припевом «Творяй ангелы своя духи…» и только на день Великого Канона, то есть в среду 5 седмицы Великого Поста, к обычным 6 стихирам добавляются еще и особые 24, поемые особым же напевом, так что в этот день на «Господи воззвах» поются всего 30 стихир, и так было издавна. Студийский и Евергетидский Типиконы имели на воскресение только 8 стихир; Студийско-Алексеевский устав – 9.
Из современных нам 10 стихир воскресной вечерни (точнее, поемых на Великой вечерне в субботу) можно отметить три группы, а именно:
Первые 3 воскресные стихиры, наиболее краткие и, следовательно, более древние. Как замечает Скабалланович, их нельзя приписывать св. Иоанну Дамаскину, как это обычно, по традиции, делается, так как они проще по содержанию, чем песнопения Дамаскина и, кроме того, в некоторых уставах студийских, в которых «стиховные стихиры» подписываются именем Дамаскина, эти первые три на «Господи воззвах» называются «древние».
Вторую группу стихир на «Господи воззвах» составляют т.н. «Анатолиевы» стихиры. Что значит это прилагательное сказать не легко. Предполагают некоторые, что это означает имя автора, Анатолия, студийского игумена IX в., или патриарха Константинопольского V века. В пользу этого мнения говорит то, что в Октоихе 4 гласа эти стихиры прямо надписаны: «творение Анатолиево». Но, как говорит Скабалланович, греческое слово άνατολικά едва ли может быть переведено, как это делается в славянских книгах на полях: «Анатолиевы»; это по гречески было бы Áνατολιακά, причем имя автора в надписании всегда выражается родительным падежом, а не прилагательным. Правильнее было бы поэтому читать эти стихиры, как «восточные», как это делается в некоторых редакциях богослужебных книг. Очевидно, это анонимные стихиры, названные так потому, что вошли, вероятно, впервые в службу в восточных Иерусалимских уставах, и не были известны в древнейших студийских типиках. Их не было и в Евергетидском Типике, но зато они попали в итало-сицилийские. «Восточные» стихиры несколько длиннее и содержательнее, чем первая группа.
Третью группу стихир на «Господи воззвах» в субботу вечера составляют т.н. стихиры Павла Аморрейского (Основателя Евергетидского монастыря †1054). В греческих книгах этих стихир не положено. Содержание их покаянное. Они, в сущности, по уставу, и не могут почти быть исполнены на «Господи воззвах», так как всегда имеются стихиры святого Минеи или отдания, или предпразднества, которые и вставляются, вместо стихир Павла Аморрейского. В наших печатных Октоихах они появились очень поздно, в самом конце XVIIв.
Последняя стихира в ряду стихир на «Господи воззвах», поемая обычно на «и ныне», носит особое наименование «Догматика», или иногда просто «догмата». Автор их, по-видимому, св. Иоанн Дамаскин. По содержанию они великолепны и исключительно богаты. Они служат лучшим подтверждением того, что наше богослужение, по своему внутреннему содержанию, есть храмовое исповедание в слух народа наших догматов, нашего вероучения и нравоучения.
Скабалланович прекрасно устанавливает взаимную связь содержания всех восьми догматиков.
Таким образом, при внимательном слушании этих поучительных стихир, христианин во время богослужения посвящается в таинственные глубины нашей веры.
2. Литийные стихиры
Они поются при выходе священнослужителей в притвор на литию. В некоторых праздничных последованиях положены особые литийные стихиры, которые и поются. Но в обычный воскресный (недельный) день, когда нет никаких стихир на литии, они заменяются храмовыми стихирами, т.е. в честь храмового святого.
Устав не указывает, какие именно. В службе 1 гласа добавлено, что поются, кроме храмовой стихиры, и стихиры Павла Аморейского (что и понятно, так как на своем месте на «Господи воззвах» они обычно вытесняются дневными стихирами Минеи), или что настоятель изволит.
3. Стихиры «на стиховне» или «стиховны»
Они названы так потому, что присоединяются не к повседневному псалму, а к особым стихам, приуроченным к данному дню или празднику. По Симеону Солунскому они названы так, ибо литийные стихиры не имеют стихов. В субботу вечера, например, к стиховнам служат припевом стихи:
(«Господи воззвах», на вечерне или «Всякое дыхание» на утрене)
«Господь воцарися, в лепоту облечеся.
Ибо утверди вселенную, яже не подвижится.
Дому Твоему подобает святыня. Господи, в долготу дний».
В будние дни:
«К Тебе возведох очи мои. Живущему на небеси. Се яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своей: тако очи наши ко Господу Богу нашему, дондеже ущедрит ны».
«Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко по многу исполнихомся уничижения. Наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих, и уничтожения гордых».
На Успение Пресвятой Богородицы:
«Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея».
«Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея».
«Стиховные» стихиры поются не только на вечерне, но также и на повседневной утрене, и в таком случае они имеют стихи:
«Исполнихомся заутра милости Твоея, Господи, возрадовахомся и возвеселихомся: во вся дни наша возвеселихомся. За дни, в няже смирил ны еси, лета в няже видехом злая, и призри на рабы Твоя, и на дела Твоя, и настави сыны их».
«И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи».
На вечерне стиховные стихиры торжественнее и значительнее по своему содержанию, чем стихиры на «Господи воззвах». Также и на праздники, в частности, на Пасху, на Рождество и др.
Происхождение «стиховен» достаточно древнее. В синайской утрене VII века уже имеется одна стиховна, называемая там «Тропарь на Свете Тихий или на Сподоби Господи». «Стиховнами» они названы в уставах IX в. и встречаются уже в том же числе, что и в наше время. Воскресные стиховны, называемые «стихирами по алфавиту», напоминают первую главу трех стихир на «Господи воззвах». Приписываются они св. Иоанну Дамаскину, как о том свидетельствуют уставы студийские в южно-итальянской редакции и типики грузинские. Некоторые греческие иерусалимские уставы их именуют «восточные по алфавиту» (Доказательство того, что anatolika – не Анатолиевы, а восточные.).
4. Хвалитные стихиры
Хвалитные стихиры названы по имени «хвалитных псалмов» ( Пс.148, 149, 150 ). Эти псалмы призывают всю тварь к торжественному прославлению Господа, почему и приуроченные к ним стихиры по содержанию торжественны и полны славословия. В архитектонике нашего суточного круга это особенно заметно и показательно. Вечерня начинается с покаянно-скорбных стихир на «Господи воззвах»; несколько более величественны стихиры «стиховные», однако, все это в тонах ветхозаветных, прообразовательных, как и соответствует вечернему богослужению. Утреня, начинающаяся тринитарной доксологией «Слава Святей, Единосущной…» и по существу уже более близкая к новозаветному благовестию, нарастает в своем настроении через весь канон и чтения, и к моменту хвалитных достигает своего апогея. Это – самая торжественная часть утрени.
Это заключительная часть утренней синагогальной молитвы (Скабалланович). С древнейших времен она входила в состав христианского утреннего богослужения, чему доказательством служит их наличие и в римо-католической утрени в виде laudes и у всех восточных диссидентов: коптов, армян, несториан, иаковитов. В утреннем богослужении VII века эти стихиры уже присутствуют под именем «тропарей». Позднейшие типики, как Константинопольский Студийский, так и Савваитский Иерусалимский их содержат. Воскресные стихиры предписаны даже в увеличенном числе – восемь.
Как особенно торжественные, эти стихиры имеют свой нарочитый «славник» в воскресные дни и свое всегда одно и то же «и ныне» – «Преблагословенна еси…» «Славник» носит особое наименование «евангельской» стихиры, так как подобно эксапостиларию (о чем ниже), он пересказывает содержание утреннего воскресного Евангелия. Автором их считают императора Льва VI Мудрого (886–911). Если почему-либо при сочетании праздника, имеющего свой «славник», евангельская стихира уступает ему место, то все же она не отпускается совсем. Ее положено исполнить в конце утрени, перед оглашением преп. Феодора Студита.
IV. Праздничное Богослужение
§ 32. Понятие о праздниках
Православные церковные праздники суть дни торжественного Богослужения, установленные Церковью в память важнейших радостных событий и благодеянии для веры, Церкви Христовой и отечества нашего.
§ 33. Отличительные черты праздничного Богослужения
Праздничное Богослужение отличается от простодневного, во-первых, большею торжественностью, которая выражается в более торжественном звоне к Богослужению, частом отверзании царских дверей, большем освещении и каждении храма, в светлом облачении священнодействующих и преобладании пения над чтением церковных песнопений; во-вторых, большей продолжительностью, потому что в состав его входит такие дополнительные молитвословия, которых в простые будничные дни не бывает (напр. лития, полиелей); в-третьих, тем, что молитвословия и песнопения в праздники бывают посвящены преимущественно уяснению торжества праздничного и берутся из той книги, в которой прославляется празднуемое событие или чествуется празднуемый святой, а именно: для праздников в неподвижные дни – из миней, а в подвижные – из триодей.
§ 34. Разделение праздников и степени их
Церковные праздники по содержанию своему разделяются на три разряда: 1) на праздники Господни, Христовы или Владычны; 2) Богородичны, и 3) святых. Кроме того, есть у нас
4-й разряд так называемых местных, или храмовых праздников, т.-е. во имя которых устроен известный храм, и
§ 35. Особенности Богослужения праздников шестеричных, или святого, поемого на 6-ть
Богослужение шестеричных праздников почти то же, что простодневное. Отличается оно от простодневнаго только увеличением числа стихир на вечерни, и на утрени – числа тропарей в каноне. На вечерни полагается стихир на Господи воззвах на 6-ть из одной минеи святому (вместо 3 из минеи и 3 из октоиха в простые дни), а стихиры из октоиха оставляются. На утрени вычитывается два канона из октоиха и один святому из минеи; но из минеи тропарей канона святому берется 6-ть, а из первого канона октоиха только 4, – тогда как в простодневном Богослужении бывает наоборот: из октоиха 6-ть, а из минеи 4.
§ 36. Особенности праздников, или святого с великим славословием (т.-е. когда на утрени «Слава в вышних» поется, а не читается
§ 37. Особенности средних праздников – святому с полиелеем (т.-е. когда на утрени поется «Хвалите имя Господне» н читается Евангелие)
§ 38. Особенности средних праздников, ниже бдение совершается
В средние праздники – им же совершается бдение – бывает служба вполне праздничная, и в сравнении с полиелейною отличается и большею торжественностью и продолжительностью. Вечерня великая не поется отдельно, но соединяется с утренею под именем всенощного бдения (см. о нем в воскр. Богосл.). Пред всенощнын бдением полагается вечерня малая (см. о ней во воскр. Богосл.). На всенощном бдении бывает лития, а на ней благословение хлебов; после же чтения Евангелия бывает помазание благословенным елеем чело верующих, как знамение милости Божией и духовного радования, так торжественно воспеваемых и прославляемых в празднуемом событии. На литургии прокимен, Апостол, Евангелие и причастен, если праздник не случится в воскресенье, полагаются одному празднуемому святому.
Примечание. Если эти четыре разряда праздников случатся в субботу или воскресенье, тогда Богослужение их отправляется по особым главам, указанным в церк. Уставе.
§ 39. Общия особенности в Богослужеиии великих праздников
Одни из великих праздников относятся к неподвижным, а другие к подвижным. К первым относятся 9-ть праздников: Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Преображение, Воздвижение Честного Креста, Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение и Успение Пресвятой Богородицы. К подвижным праздникам, кроме Пасхи, принадлежат праздники: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница.
§ 40. Частные особенности в Богослуженин некоторых из неподвижиых великих праздников
Кроме общих принадлежностей, усвоенных великим праздникам, некоторые из них имеют еще частные особенности, принадлежащие одному из них и отличающие его от других великих праздников. Таковы из неподвижных праздников суть: 1) Воздвижение Честного Креста Господня; 2) Введение во храм Пресв. Богородицы; 3) Рождество Христово; 4) Крещение Господне; 5) Благовещение Пресв. Богородицы, и 6) Преображение Господне.
1) Воздвиженье Честного Креста Господня 81 (14-го сент.).
На литургии поются праздничные антифоны; вместо «Трисвятого» поется: «Кресту Твоему»..; вместо «Достойно есть» – ирмос – «Таин еси Богородице рай» с праздиичным припевом.
Празднование Воздвижению, в какой бы день ни случилось, соединено бывает с постом, воспрещающим всякую скоромную и рыбную пищу. Учреждением поста церковь внушает нам, что лучшее празднование состоит не в одном только воспоминании страданий Господа Иисуса Христа, но в действительном умерщвлении страстей и похотей наших.
Суббота и неделя (Воскресенье) пред Воздвижением и после Воздвижения так и называются субботою и неделею пред Воздвижением и по Воздвижении; им положены особые зачала из Апостола и Евангелия и особые прокимны в честь св. Креста.
2) Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноябр.).
Праздник этот в Богослужении имеет все особенности великих праздников. Кроме того, на утрени в каноне поются ирмосы канона на Рождество Христово: Христос раждается.
Эти ирмосы служагь катавасиею на утреннем каноне во все-воскресные и праздничные дни до самаго отдания праздника Рождества Христова, до 31-го декабря.
3) Рождество Христово (25-го декабря)
В самый праздник всенощное бдение начинается великим повечерием, на котором, в знак радости верующих об Еммануиле – Боге, поется торжественно песнь: «С нами Бог»! После 1-го трисвятого, вместо тропарей, положеиных в часослове, поется тропарь праздника; а после 2-го трисвятого – кондак праздника. Повечерие оканчивается чтением славословия «Слава в вышних Богу», а остальные молитвы повечерия, приличные на сон грядущие, опускаются; после «Слава в вышних» бывает лития, благословение хлебов и далее – праздничная утреня.
Торжество праздника Рождества Христова для нас, россиян, увеличивается воспоминанием избавления России и Церкви от нашествия галлов и с ними двадесяти язык (народов) в 1812 году. Для того после литургии бывает особенный благодарный молебен, на котором возглашается многолетие Государю и всему Царствующему Дому и вечная память Императору Александру I-му, коего Господь избрал быть освободителем России от нашествия галлов.
Праздник сей с препразднства – 20-го декабря продолжается до отдания праздника – 31-го декабря. Но еще с 14-го ноября Церковь начииает подготовлять верных к празднику, установив пост, чтобы подвигом воздержания почтить праздник Р. Христова; а с 21-го ноября назначила петь на утренях ирмосы: Христос раждается.
С 11-го декабря по 17-е празднуется неделя св. праотцев, получивших обетование о Спасителе мира, а после нея – суббота и неделя пред Рождеством – или неделя св. отцев, т.-е. предков И. Христа по плоти, по прямой линии дома Давидова; после самого праздника – суббота и неделя по Р. Христове.
4) Крещение Господне (6-го января)
Особенности при Богослужении в сей праздник сходны с теми, какие показаны в праздник Рождества Христова, а именно: в навечерие или сочельник совершаются царские часы и литургия соединяется с вечернею; в самый праздник всенощное бдение начинается великим повечерием; на литургии поются праздничные антифоны вместо «Трисвятого» поется «Блицы во Христа»; вместо «Достойно» ирмос – «О паче ума» с припевом праздника. Кроме того, память Иорданского события Церковь обновляет особенным обрядом великого освящения воды, который совершается ныне в навечерие праздника во храме в конце литургии или вечерни, а в самый праздник после литургии – на реках или кладезях.
Праздник крещения имеет препразднство и попразднство и празднуется с 2-го по 14-е января.
Пред этим праздником и после него, как и пред Р. Хр., празднуются суббота и неделя пред просвещением и по просвещении.
5) Благовещение Пресвятыя Богородицы (марта 25)
Праздник сей принадлежит к неподвижным праздникам; но как он бывает между четвергом 3-й недели Великого поста и средою Светлой седмицы, т.-е. во время пения триоди постной или цветной, то и особенности его при Богослужении зависят от того, во время пения какой триоди он случится.
Если Благовещение случится в Пасху, то полиелея не бывает; но канон праздника соединяется с пасхальным каноном, и после 6-й песни читается евангелие Благовещения. Часы пред литургиею служатся такие, какие полагаются по уставу, напр., в будничные дни поста – великопостные, – в субботы и воскресенья – обыкновенные, – в Великую пятницу – царские, – в Пасху – пасхальные.
Более подробные особенности Богослужения в сей праздник в соединении с другими празднованиями определяются особыми главами типикона.
6) Преображение Господне (6-го августа)
На литургии поются праздничные антифоны; вместо «Достойно» поется с припевом праздничный ирмос: «Рождество Твое нетленно явися». Кроме сего, после литургии совершается обряд благословения и освящения древесных плодов в снедь христианам. Это благословение сопровождается обыкновенно пением тропаря и кондака праздника, каждением и молитвою на освящение их.
Праздник сей с препразднства до отдания его празднуется с 5-го по 13-е августа.
Прочие из дванадесятых неподвижных праздников, как-то: Рождество Пресвятой Богородицы, Сретение Господне (если не случится в Великий пост), Успение Божией Матери, не имеют частных особенностей при Богослуженин, кроме общих, принадлежащих великим праздникам.
Пение стихов «Господи, воззвах» и стихир
Пение стихов «Господи, воззвах» и стихир
После малой ектении поются стихи 140–го псалма: Господи воззвах к тебе, услыши мя. Услыши мя Господи. Господи воззвах к тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к тебе. Услыши мя Господи. Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою: воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Услыши мя, Господи. А затем поются или читаются стихи из псалмов 141–го, 129–го и 116–го и к ним припеваются так называемые «стихиры», то есть особые песнопения уже новозаветного содержания, в которых прославляется праздник или святой, в честь коего совершается бдение. Во время этого пения диакон (или сам иерей, если диакона нет) совершает каждение алтаря и всего храма во образ тех многочисленных жертв, которые на протяжение тысячелетий приносились в Ветхом Завете в умилостивление за грехи людей и прообразовали собой Единую Великую Искупительную Жертву, принесенную на кресте воплотившимся Сыном Божиим. Вместе с тем, дым кадильный символизирует и возношение наших молитв к Богу. После воспоминания о сотворении мiра и о грехопадении прародителей, богослужение всенощного бдения приводит таким образом молящихся к сознанию их грехов, как общей болезни всего человечества, происходящего от падшего родоначальника, и возбуждает в них моление о спасении об исцелении их греховных недугов и помиловании. Так как с мыслью о грехопадении у нас, христиан, неразрывно связана мысль об искуплении, совершенном крестными страданиями Господа Иисуса Христа, то к ветхозаветным стихам, содержащим мольбу о прощении и избавлении от гнета греха, присоединяются новозаветные стихиры, которые посвящены прославлению спасительных для нас событий или праведников, уже стяжавших себе спасение чрез искупительную жертву Господа.
Эти стихиры так и именуются обычно стихирами на Господи, воззвах. На воскресном бдении стихир на «Господи, воззвах» бывает всегда десять (говорится: «стихиры на 10»), в другие праздники восемь («стихиры на 8»). В Часослове мы находим соответствующие указания на место, где вставляются эти стихиры. Именно: перед 10–ым от конца стихом: «Изведи из темницы душу мою» сделана пометка «на 10»; перед 8–м от конца стихом: «Из глубины воззвах…» сделана пометка: «на 8». Это значит, что, дойдя до этого стиха, надо прибавлять, начиная с него, к каждому следующему стиху по одной стихире, которые печатаются: воскресные в Октоихе, а праздничные в Минее, или Триоди Постной и Цветной.
В воскресные дни, когда нет ни праздника, ни празднуемого святого, берется 7 стихир из Октоиха и 3 стихиры из Минеи дневному святому.
Если святой шестиричный (то есть ему положены в Минеи стихиры на 6), то из октоиха берется 6 воскресных стихир, а 4 святому.
Если в воскресение случится предпразднество или попразднество, или отдание праздника, то поются только 4 воскресные стихиры, а остальные 6 из Минеи, причем 3 предпразднества или попразднества, а 3 дневному святому; в случае же отдания праздника 6 празднику.
Если в воскресение случится предпразднество или попразднество и святый с полиелеем, то поются только 3 воскресных стихиры, 3 стихиры предпразднества или праздника и 4 полиелейному святому.
Больше 10–ти стихир на всенощном бдении никогда не бывает.
В период Постной и Цветной Триоди вместо стихир дневному святому, прибавляются стихиры Триоди, в зависимости от числа их обычно 3 или 4. Если в этот период случится святый с полиелеем, то прибавляются ему 3 (или 4) за счет воскресных стихир Октоиха.
Надо при этом знать, что воскресные стихиры Октоиха в период Цветной Триоди бывают не рядового гласа, а того, который указан для данной недели, а печатаются там же на ряду в самой Триоди.
Во всех сомнительных случаях необходимо справляться в так называемых «Марковых главах», которые помещены в 48–ой главе Типикона, так называемом «Месяцеслове», а также печатаются на ряду в Минеях и в конце Постной и Цветной Триоди. «Марковыми главами» называются статьи, написанные иеромонахом Марком, жившим во второй половине IX века в обители преп. Саввы Освященного, близ Иерусалима. Эти статьи указывают, как составляется богослужение, если праздники Богородицы или попразднества, или отдание праздника приходятся в воскресные дни и другие подобного рода совпадения. «Марковы главы» отмечены стоящей на полях большой буквой «М».
Читайте также
4. Анализ отдельных стихов
4. Анализ отдельных стихов «Ежедневное изучение по одному стиху часто бывает самым полезным. Пусть учащийся прочтет один стих и сконцентрирует свои мысли на том, что Бог вложил в этот стих именно для него, а затем подробно проанализирует эту мысль, пока она не станет его
О смысле стихов[213]
О смысле стихов[213] 1«Я вас любил. Быть может в моей душе любовь еще не совсем угасла, но пусть она больше не тревожит вас; я не хочу ничем вас печалить. Я любил вас безмолвно, безнадежно, то робостью томим, то ревностью. Я так искренно, так нежно вас любил, как дай вам Бог быть
Пульс земной жизни (14 стихов)
Предисловие ПОСВЯЩАЮ Благословенной памяти моей матери Клавдии Лисицыной Благословенной памяти моего отца Юрия Лисицына Моей сестре Альбине Лисицыной Моему сыну Дмитрию Лисицыну Моему единомышленику Е.Ю. Горенковой Из истории жизни человечества известно, что в
Краткое содержание стихов
Краткое содержание стихов Стих Тема1 Шри Кришна достоин глубочайшего преклонения.2-5 Гокула, святая обитель Шри Кришны.6-7 Шри Кришна не связан с внешней майей и пре-пребывает в стороне от нее.8-9 Мужское начало соединяется с внешней майей.10-21 Принцип сотворения; от
1. И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. 2. Вот, Бог — спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь — сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение.
1. И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. 2. Вот, Бог — спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь — сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение. 1-6. Избранный остаток Израиля, вернувшись на
Стихиры на Господи воззвах
Стихиры на Господи воззвах На Господи воззвах положено только 4 стихиры, — количество, какого не имеет никогда полная вечерня (на ней наименьшее количество стихир — 6). Четное количество стихир положено ввиду пения их на два лика. Такое количество стихир (4) и потому
ГОСПОДИ ВОЗЗВАХ
ГОСПОДИ ВОЗЗВАХ После кафизмы ветхозаветные песни вечерни сменяются собственно христианскими: псалмы — стихирами, и вместе с тем постоянные напевы вечерни — для предначинательного псалма и Блажен муж — сменяются напевами чередными, гласом Октоиха или Минеи (в
Псалмы «Господи воззвах»
Каждение на Господи воззвах
Каждение на Господи воззвах И содержание псалмов «Господи воззвах», и особая торжественность их исполнения требует сопровождения их каждением. Каждение на Господи воззвах совершает «иерей или диакон»; первый, разумеется, тогда, когда вечерня служится без диакона. На
Количество стихир
Количество стихир В воскресенье стихир на Господи воззвах бывает 10 «ради совершенства сего числа», по св. Симеону Солунскому [341]. Кроме воскресенья, столько же стихир и потому же бывает на Вознесение и в вечерни самых воскресений Великого поста (кроме Вербного); в других
Состав стихир в воскресенье
Состав стихир в воскресенье Обычный состав стихир на Господи воззвах: 3 воскресных, 4 других воскресных, называемых «восточны», и 3 из Минеи. Первые 3 воскресные стихиры, составляющие, таким образом, особый отдел стихир, неизвестного автора. Приписывать их св. Иоанну
Распределение стихир между хорами
Распределение стихир между хорами О самом образе пения стихир на Господи воззвах Типикон ничего не говорит, но само собою разумеется, что они поются по ликам и что пред каждой стихирой тот же лик поет и припев ее [356]. Если пение с канонархом, то само собою тоже разумеется,
Глава 220: Декламация стихов в мечети.
Глава 220: Декламация стихов в мечети. 277 (453). Передают со слов Хассана бин Сабита аль-Ансари[514], да будет доволен им Аллах, что (однажды) он попросил Абу Хурайру, да будет доволен им Аллах: «Заклинаю тебя Аллахом, (скажи мне,) слышал ли ты, как пророк, да благословит его Аллах и