Что значит стихиры на 6

Стихира

Стихи́ра (от греч. στιχηρόν – мно­го­сти­шие) – бого­слу­жеб­ное пес­но­пе­ние, состо­я­щее из несколь­ких стихов, напи­сан­ное, в ори­ги­нале, одним сти­хо­твор­ным раз­ме­ром, пою­ще­еся за бого­слу­же­нием после стихов из Свя­щен­ного Писа­ния.

Число стихир на Все­нощ­ном бдении зави­сит от празд­ника, чем важнее празд­ник, тем больше стихир. Сти­хиры обычно раз­ли­чают по назва­нию псал­мов, с кото­рыми они свя­заны (сти­хиры на «Гос­поди воз­звах», сти­хиры на «Хва­ли­тех»), или по месту их чтения на службе (на литии, на сти­ховне).

Совре­мен­ный цер­ков­ный Устав знает несколько видов стихир, раз­ли­чая их по месту, зани­ма­е­мому ими в круге суточ­ного бого­слу­же­ния. Это:

1. Сти­хиры на «Гос­поди воз­звах»

Это те цер­ков­ные пес­но­пе­ния, что при­пе­ва­ются к отдель­ным стихам вечер­него псалма «Гос­поди воз­звах» (точнее псалмы 140, 141, 129 и 116). В опи­са­нии синай­ской утрени, то есть повест­во­ва­нии о посе­ще­нии патр. Иеру­са­лим­ским Софро­нием и Иоан­ном Моском пре­по­доб­ного Нила Синай­ского, уже упо­ми­на­ются при­певы на «Гос­поди воз­звах» (VI–VII вв.). Они назы­ва­ются в данном случае «тро­па­рями». Назва­ние «сти­хира» еще долго не было твердо уста­но­вив­шимся. В XV в., напри­мер, св. Симеон Солун­ский назы­вает еще сти­хиры «тро­па­рями». Полные списки Сав­ва­ит­ского и Сту­дий­ского уста­вов уже поль­зу­ются тер­ми­ном «сти­хира».

Древ­ние сти­хиры были короче. Это видно осо­бенно по первым сти­хи­рам на «Гос­поди воз­звах» в Окто­ихе. Вообще со вре­ме­нем размер отдель­ных стихир непо­мерно воз­рас­тает, что осо­бенно заметно в наших сла­вян­ских, в част­но­сти рус­ских, про­из­ве­де­ниях.

Совре­мен­ный устав знает еже­днев­ное упо­треб­ле­ние стихир на «Гос­поди воз­звах». Коли­че­ство их варьи­рует в зави­си­мо­сти от сте­пени важ­но­сти празд­ну­е­мого собы­тия: 6, 8 или 10. В день собора арх. Гав­ри­ила (26 марта) поется и один­на­дца­тая сти­хира с при­пе­вом «Творяй ангелы своя духи…» и только на день Вели­кого Канона, то есть в среду 5 сед­мицы Вели­кого Поста, к обыч­ным 6 сти­хи­рам добав­ля­ются еще и особые 24, поемые особым же напе­вом, так что в этот день на «Гос­поди воз­звах» поются всего 30 стихир, и так было издавна. Сту­дий­ский и Евер­ге­ти­дский Типи­коны имели на вос­кре­се­ние только 8 стихир; Сту­дий­ско-Алек­се­ев­ский устав – 9.

Из совре­мен­ных нам 10 стихир вос­крес­ной вечерни (точнее, поемых на Вели­кой вечерне в суб­боту) можно отме­тить три группы, а именно:

Первые 3 вос­крес­ные сти­хиры, наи­бо­лее крат­кие и, сле­до­ва­тельно, более древ­ние. Как заме­чает Ска­бал­ла­но­вич, их нельзя при­пи­сы­вать св. Иоанну Дамас­кину, как это обычно, по тра­ди­ции, дела­ется, так как они проще по содер­жа­нию, чем пес­но­пе­ния Дамас­кина и, кроме того, в неко­то­рых уста­вах сту­дий­ских, в кото­рых «сти­хов­ные сти­хиры» под­пи­сы­ва­ются именем Дамас­кина, эти первые три на «Гос­поди воз­звах» назы­ва­ются «древ­ние».

Вторую группу стихир на «Гос­поди воз­звах» состав­ляют т.н. «Ана­то­ли­евы» сти­хиры. Что значит это при­ла­га­тель­ное ска­зать не легко. Пред­по­ла­гают неко­то­рые, что это озна­чает имя автора, Ана­то­лия, сту­дий­ского игу­мена IX в., или пат­ри­арха Кон­стан­ти­но­поль­ского V века. В пользу этого мнения гово­рит то, что в Окто­ихе 4 гласа эти сти­хиры прямо над­пи­саны: «тво­ре­ние Ана­то­ли­ево». Но, как гово­рит Ска­бал­ла­но­вич, гре­че­ское слово άνατολικά едва ли может быть пере­ве­дено, как это дела­ется в сла­вян­ских книгах на полях: «Ана­то­ли­евы»; это по гре­че­ски было бы Áνατολιακά, причем имя автора в над­пи­са­нии всегда выра­жа­ется роди­тель­ным паде­жом, а не при­ла­га­тель­ным. Пра­виль­нее было бы поэтому читать эти сти­хиры, как «восточ­ные», как это дела­ется в неко­то­рых редак­циях бого­слу­жеб­ных книг. Оче­видно, это ано­ним­ные сти­хиры, назван­ные так потому, что вошли, веро­ятно, впер­вые в службу в восточ­ных Иеру­са­лим­ских уста­вах, и не были известны в древ­ней­ших сту­дий­ских типи­ках. Их не было и в Евер­ге­ти­дском Типике, но зато они попали в итало-сици­лий­ские. «Восточ­ные» сти­хиры несколько длин­нее и содер­жа­тель­нее, чем первая группа.

Третью группу стихир на «Гос­поди воз­звах» в суб­боту вечера состав­ляют т.н. сти­хиры Павла Амор­рей­ского (Осно­ва­теля Евер­ге­ти­дского мона­стыря †1054). В гре­че­ских книгах этих стихир не поло­жено. Содер­жа­ние их пока­ян­ное. Они, в сущ­но­сти, по уставу, и не могут почти быть испол­нены на «Гос­поди воз­звах», так как всегда име­ются сти­хиры свя­того Минеи или отда­ния, или пред­празд­не­ства, кото­рые и встав­ля­ются, вместо стихир Павла Амор­рей­ского. В наших печат­ных Окто­и­хах они появи­лись очень поздно, в самом конце XVIIв.

Послед­няя сти­хира в ряду стихир на «Гос­поди воз­звах», поемая обычно на «и ныне», носит особое наиме­но­ва­ние «Дог­ма­тика», или иногда просто «дог­мата». Автор их, по-види­мому, св. Иоанн Дамас­кин. По содер­жа­нию они вели­ко­лепны и исклю­чи­тельно богаты. Они служат лучшим под­твер­жде­нием того, что наше бого­слу­же­ние, по своему внут­рен­нему содер­жа­нию, есть хра­мо­вое испо­ве­да­ние в слух народа наших дог­ма­тов, нашего веро­уче­ния и нра­во­уче­ния.

Ска­бал­ла­но­вич пре­красно уста­нав­ли­вает вза­им­ную связь содер­жа­ния всех восьми дог­ма­ти­ков.

Таким обра­зом, при вни­ма­тель­ном слу­ша­нии этих поучи­тель­ных стихир, хри­сти­а­нин во время бого­слу­же­ния посвя­ща­ется в таин­ствен­ные глу­бины нашей веры.

2. Литий­ные сти­хиры

Они поются при выходе свя­щен­но­слу­жи­те­лей в при­твор на литию. В неко­то­рых празд­нич­ных после­до­ва­ниях поло­жены особые литий­ные сти­хиры, кото­рые и поются. Но в обыч­ный вос­крес­ный (недель­ный) день, когда нет ника­ких стихир на литии, они заме­ня­ются хра­мо­выми сти­хи­рами, т.е. в честь хра­мо­вого свя­того.

Устав не ука­зы­вает, какие именно. В службе 1 гласа добав­лено, что поются, кроме хра­мо­вой сти­хиры, и сти­хиры Павла Амо­рей­ского (что и понятно, так как на своем месте на «Гос­поди воз­звах» они обычно вытес­ня­ются днев­ными сти­хи­рами Минеи), или что насто­я­тель изво­лит.

3. Сти­хиры «на сти­ховне» или «сти­ховны»

Они названы так потому, что при­со­еди­ня­ются не к повсе­днев­ному псалму, а к особым стихам, при­уро­чен­ным к дан­ному дню или празд­нику. По Симеону Солун­скому они названы так, ибо литий­ные сти­хиры не имеют стихов. В суб­боту вечера, напри­мер, к сти­хов­нам служат при­пе­вом стихи:
(«Гос­поди воз­звах», на вечерне или «Всякое дыха­ние» на утрене)
«Гос­подь воца­рися, в лепоту обле­чеся.
Ибо утверди все­лен­ную, яже не подви­жится.

Дому Твоему подо­бает свя­тыня. Гос­поди, в дол­готу дний».

В будние дни:
«К Тебе воз­ведох очи мои. Живу­щему на небеси. Се яко очи раб в руку гос­по­дий своих, яко очи рабыни в руку гос­пожи своей: тако очи наши ко Гос­поду Богу нашему, дон­деже ущед­рит ны».
«Поми­луй нас, Гос­поди, поми­луй нас, яко по многу испол­ни­хомся уни­чи­же­ния. Наи­паче напол­нися душа наша поно­ше­ния гобзу­ю­щих, и уни­что­же­ния гордых».

На Успе­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы:
«Вос­кресни, Гос­поди, в покой Твой, Ты и кивот свя­тыни Твоея».
«Клятся Гос­подь Давиду исти­ною, и не отвер­жется ея».

«Сти­хов­ные» сти­хиры поются не только на вечерне, но также и на повсе­днев­ной утрене, и в таком случае они имеют стихи:
«Испол­ни­хомся заутра мило­сти Твоея, Гос­поди, воз­ра­до­ва­х­омся и воз­ве­се­ли­хомся: во вся дни наша воз­ве­се­ли­хомся. За дни, в няже смирил ны еси, лета в няже виде­хом злая, и призри на рабы Твоя, и на дела Твоя, и настави сыны их».
«И буди свет­лость Гос­пода Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи».

На вечерне сти­хов­ные сти­хиры тор­же­ствен­нее и зна­чи­тель­нее по своему содер­жа­нию, чем сти­хиры на «Гос­поди воз­звах». Также и на празд­ники, в част­но­сти, на Пасху, на Рож­де­ство и др.

Про­ис­хож­де­ние «сти­хо­вен» доста­точно древ­нее. В синай­ской утрене VII века уже име­ется одна сти­ховна, назы­ва­е­мая там «Тро­парь на Свете Тихий или на Спо­доби Гос­поди». «Сти­хов­нами» они названы в уста­вах IX в. и встре­ча­ются уже в том же числе, что и в наше время. Вос­крес­ные сти­ховны, назы­ва­е­мые «сти­хи­рами по алфа­виту», напо­ми­нают первую главу трех стихир на «Гос­поди воз­звах». При­пи­сы­ва­ются они св. Иоанну Дамас­кину, как о том сви­де­тель­ствуют уставы сту­дий­ские в южно-ита­льян­ской редак­ции и типики гру­зин­ские. Неко­то­рые гре­че­ские иеру­са­лим­ские уставы их име­нуют «восточ­ные по алфа­виту» (Дока­за­тель­ство того, что anatolika – не Ана­то­ли­евы, а восточ­ные.).

4. Хва­лит­ные сти­хиры

Хва­лит­ные сти­хиры названы по имени «хва­лит­ных псал­мов» ( Пс.148, 149, 150 ). Эти псалмы при­зы­вают всю тварь к тор­же­ствен­ному про­слав­ле­нию Гос­пода, почему и при­уро­чен­ные к ним сти­хиры по содер­жа­нию тор­же­ственны и полны сла­во­сло­вия. В архи­тек­то­нике нашего суточ­ного круга это осо­бенно заметно и пока­за­тельно. Вечерня начи­на­ется с пока­янно-скорб­ных стихир на «Гос­поди воз­звах»; несколько более вели­че­ственны сти­хиры «сти­хов­ные», однако, все это в тонах вет­хо­за­вет­ных, про­об­ра­зо­ва­тель­ных, как и соот­вет­ствует вечер­нему бого­слу­же­нию. Утреня, начи­на­ю­ща­яся три­ни­тар­ной док­со­ло­гией «Слава Святей, Еди­но­сущ­ной…» и по суще­ству уже более близ­кая к ново­за­вет­ному бла­го­ве­стию, нарас­тает в своем настро­е­нии через весь канон и чтения, и к моменту хва­лит­ных дости­гает своего апогея. Это – самая тор­же­ствен­ная часть утрени.

Это заклю­чи­тель­ная часть утрен­ней сина­го­галь­ной молитвы (Ска­бал­ла­но­вич). С древ­ней­ших времен она вхо­дила в состав хри­сти­ан­ского утрен­него бого­слу­же­ния, чему дока­за­тель­ством служит их нали­чие и в римо-като­ли­че­ской утрени в виде laudes и у всех восточ­ных дис­си­ден­тов: коптов, армян, несто­риан, иако­ви­тов. В утрен­нем бого­слу­же­нии VII века эти сти­хиры уже при­сут­ствуют под именем «тро­па­рей». Позд­ней­шие типики, как Кон­стан­ти­но­поль­ский Сту­дий­ский, так и Сав­ва­ит­ский Иеру­са­лим­ский их содер­жат. Вос­крес­ные сти­хиры пред­пи­саны даже в уве­ли­чен­ном числе – восемь.

Как осо­бенно тор­же­ствен­ные, эти сти­хиры имеют свой наро­чи­тый «слав­ник» в вос­крес­ные дни и свое всегда одно и то же «и ныне» – «Пре­бла­го­сло­венна еси…» «Слав­ник» носит особое наиме­но­ва­ние «еван­гель­ской» сти­хиры, так как подобно экса­по­сти­ла­рию (о чем ниже), он пере­ска­зы­вает содер­жа­ние утрен­него вос­крес­ного Еван­ге­лия. Авто­ром их счи­тают импе­ра­тора Льва VI Муд­рого (886–911). Если почему-либо при соче­та­нии празд­ника, име­ю­щего свой «слав­ник», еван­гель­ская сти­хира усту­пает ему место, то все же она не отпус­ка­ется совсем. Ее поло­жено испол­нить в конце утрени, перед огла­ше­нием преп. Фео­дора Сту­дита.

Источник

IV. Праздничное Богослужение

§ 32. Понятие о праздниках

Православные церковные праздники суть дни торжественного Богослужения, установленные Церковью в память важнейших радостных событий и благодеянии для веры, Церкви Христовой и отечества нашего.

§ 33. Отличительные черты праздничного Богослужения

Праздничное Богослужение отличается от простодневного, во-первых, большею торжественностью, которая выражается в более торжественном звоне к Богослужению, частом отверзании царских дверей, большем освещении и каждении храма, в светлом облачении священнодействующих и преобладании пения над чтением церковных песнопений; во-вторых, большей продолжительностью, потому что в состав его входит такие дополнительные молитвословия, которых в простые будничные дни не бывает (напр. лития, полиелей); в-третьих, тем, что молитвословия и песнопения в праздники бывают посвящены преимущественно уяснению торжества праздничного и берутся из той книги, в которой прославляется празднуемое событие или чествуется празднуемый святой, а именно: для праздников в неподвижные дни – из миней, а в подвижные – из триодей.

§ 34. Разделение праздников и степени их

Церковные праздники по содержанию своему разделяются на три разряда: 1) на праздники Господни, Христовы или Владычны; 2) Богородичны, и 3) святых. Кроме того, есть у нас

4-й разряд так называемых местных, или храмовых праздников, т.-е. во имя которых устроен известный храм, и

Что значит стихиры на 6

Что значит стихиры на 6

Что значит стихиры на 6

§ 35. Особенности Богослужения праздников шестеричных, или святого, поемого на 6-ть

Богослужение шестеричных праздников почти то же, что простодневное. Отличается оно от простодневнаго только увеличением числа стихир на вечерни, и на утрени – числа тропарей в каноне. На вечерни полагается стихир на Господи воззвах на 6-ть из одной минеи святому (вместо 3 из минеи и 3 из октоиха в простые дни), а стихиры из октоиха оставляются. На утрени вычитывается два канона из октоиха и один святому из минеи; но из минеи тропарей канона святому берется 6-ть, а из первого канона октоиха только 4, – тогда как в простодневном Богослужении бывает наоборот: из октоиха 6-ть, а из минеи 4.

§ 36. Особенности праздников, или святого с великим славословием (т.-е. когда на утрени «Слава в вышних» поется, а не читается

§ 37. Особенности средних праздников – святому с полиелеем (т.-е. когда на утрени поется «Хвалите имя Господне» н читается Евангелие)

§ 38. Особенности средних праздников, ниже бдение совершается

В средние праздники – им же совершается бдение – бывает служба вполне праздничная, и в сравнении с полиелейною отличается и большею торжественностью и продолжительностью. Вечерня великая не поется отдельно, но соединяется с утренею под именем всенощного бдения (см. о нем в воскр. Богосл.). Пред всенощнын бдением полагается вечерня малая (см. о ней во воскр. Богосл.). На всенощном бдении бывает лития, а на ней благословение хлебов; после же чтения Евангелия бывает помазание благословенным елеем чело верующих, как знамение милости Божией и духовного радования, так торжественно воспеваемых и прославляемых в празднуемом событии. На литургии прокимен, Апостол, Евангелие и причастен, если праздник не случится в воскресенье, полагаются одному празднуемому святому.

Примечание. Если эти четыре разряда праздников случатся в субботу или воскресенье, тогда Богослужение их отправляется по особым главам, указанным в церк. Уставе.

§ 39. Общия особенности в Богослужеиии великих праздников

Одни из великих праздников относятся к неподвижным, а другие к подвижным. К первым относятся 9-ть праздников: Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Преображение, Воздвижение Честного Креста, Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение и Успение Пресвятой Богородицы. К подвижным праздникам, кроме Пасхи, принадлежат праздники: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница.

§ 40. Частные особенности в Богослуженин некоторых из неподвижиых великих праздников

Кроме общих принадлежностей, усвоенных великим праздникам, некоторые из них имеют еще частные особенности, принадлежащие одному из них и отличающие его от других великих праздников. Таковы из неподвижных праздников суть: 1) Воздвижение Честного Креста Господня; 2) Введение во храм Пресв. Богородицы; 3) Рождество Христово; 4) Крещение Господне; 5) Благовещение Пресв. Богородицы, и 6) Преображение Господне.

1) Воздвиженье Честного Креста Господня 81 (14-го сент.).

На литургии поются праздничные антифоны; вместо «Трисвятого» поется: «Кресту Твоему»..; вместо «Достойно есть» – ирмос – «Таин еси Богородице рай» с праздиичным припевом.

Празднование Воздвижению, в какой бы день ни случилось, соединено бывает с постом, воспрещающим всякую скоромную и рыбную пищу. Учреждением поста церковь внушает нам, что лучшее празднование состоит не в одном только воспоминании страданий Господа Иисуса Христа, но в действительном умерщвлении страстей и похотей наших.

Суббота и неделя (Воскресенье) пред Воздвижением и после Воздвижения так и называются субботою и неделею пред Воздвижением и по Воздвижении; им положены особые зачала из Апостола и Евангелия и особые прокимны в честь св. Креста.

2) Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноябр.).

Праздник этот в Богослужении имеет все особенности великих праздников. Кроме того, на утрени в каноне поются ирмосы канона на Рождество Христово: Христос раждается.

Эти ирмосы служагь катавасиею на утреннем каноне во все-воскресные и праздничные дни до самаго отдания праздника Рождества Христова, до 31-го декабря.

3) Рождество Христово (25-го декабря)

В самый праздник всенощное бдение начинается великим повечерием, на котором, в знак радости верующих об Еммануиле – Боге, поется торжественно песнь: «С нами Бог»! После 1-го трисвятого, вместо тропарей, положеиных в часослове, поется тропарь праздника; а после 2-го трисвятого – кондак праздника. Повечерие оканчивается чтением славословия «Слава в вышних Богу», а остальные молитвы повечерия, приличные на сон грядущие, опускаются; после «Слава в вышних» бывает лития, благословение хлебов и далее – праздничная утреня.

Торжество праздника Рождества Христова для нас, россиян, увеличивается воспоминанием избавления России и Церкви от нашествия галлов и с ними двадесяти язык (народов) в 1812 году. Для того после литургии бывает особенный благодарный молебен, на котором возглашается многолетие Государю и всему Царствующему Дому и вечная память Императору Александру I-му, коего Господь избрал быть освободителем России от нашествия галлов.

Праздник сей с препразднства – 20-го декабря продолжается до отдания праздника – 31-го декабря. Но еще с 14-го ноября Церковь начииает подготовлять верных к празднику, установив пост, чтобы подвигом воздержания почтить праздник Р. Христова; а с 21-го ноября назначила петь на утренях ирмосы: Христос раждается.

С 11-го декабря по 17-е празднуется неделя св. праотцев, получивших обетование о Спасителе мира, а после нея – суббота и неделя пред Рождеством – или неделя св. отцев, т.-е. предков И. Христа по плоти, по прямой линии дома Давидова; после самого праздника – суббота и неделя по Р. Христове.

4) Крещение Господне (6-го января)

Особенности при Богослужении в сей праздник сходны с теми, какие показаны в праздник Рождества Христова, а именно: в навечерие или сочельник совершаются царские часы и литургия соединяется с вечернею; в самый праздник всенощное бдение начинается великим повечерием; на литургии поются праздничные антифоны вместо «Трисвятого» поется «Блицы во Христа»; вместо «Достойно» ирмос – «О паче ума» с припевом праздника. Кроме того, память Иорданского события Церковь обновляет особенным обрядом великого освящения воды, который совершается ныне в навечерие праздника во храме в конце литургии или вечерни, а в самый праздник после литургии – на реках или кладезях.

Праздник крещения имеет препразднство и попразднство и празднуется с 2-го по 14-е января.

Пред этим праздником и после него, как и пред Р. Хр., празднуются суббота и неделя пред просвещением и по просвещении.

5) Благовещение Пресвятыя Богородицы (марта 25)

Праздник сей принадлежит к неподвижным праздникам; но как он бывает между четвергом 3-й недели Великого поста и средою Светлой седмицы, т.-е. во время пения триоди постной или цветной, то и особенности его при Богослужении зависят от того, во время пения какой триоди он случится.

Если Благовещение случится в Пасху, то полиелея не бывает; но канон праздника соединяется с пасхальным каноном, и после 6-й песни читается евангелие Благовещения. Часы пред литургиею служатся такие, какие полагаются по уставу, напр., в будничные дни поста – великопостные, – в субботы и воскресенья – обыкновенные, – в Великую пятницу – царские, – в Пасху – пасхальные.

Более подробные особенности Богослужения в сей праздник в соединении с другими празднованиями определяются особыми главами типикона.

6) Преображение Господне (6-го августа)

На литургии поются праздничные антифоны; вместо «Достойно» поется с припевом праздничный ирмос: «Рождество Твое нетленно явися». Кроме сего, после литургии совершается обряд благословения и освящения древесных плодов в снедь христианам. Это благословение сопровождается обыкновенно пением тропаря и кондака праздника, каждением и молитвою на освящение их.

Праздник сей с препразднства до отдания его празднуется с 5-го по 13-е августа.

Прочие из дванадесятых неподвижных праздников, как-то: Рождество Пресвятой Богородицы, Сретение Господне (если не случится в Великий пост), Успение Божией Матери, не имеют частных особенностей при Богослуженин, кроме общих, принадлежащих великим праздникам.

Источник

Пение стихов «Господи, воззвах» и стихир

Пение стихов «Господи, воззвах» и стихир

После малой ектении поются стихи 140–го псалма: Господи воззвах к тебе, услыши мя. Услыши мя Господи. Господи воззвах к тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к тебе. Услыши мя Господи. Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою: воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Услыши мя, Господи. А затем поются или читаются стихи из псалмов 141–го, 129–го и 116–го и к ним припеваются так называемые «стихиры», то есть особые песнопения уже новозаветного содержания, в которых прославляется праздник или святой, в честь коего совершается бдение. Во время этого пения диакон (или сам иерей, если диакона нет) совершает каждение алтаря и всего храма во образ тех многочисленных жертв, которые на протяжение тысячелетий приносились в Ветхом Завете в умилостивление за грехи людей и прообразовали собой Единую Великую Искупительную Жертву, принесенную на кресте воплотившимся Сыном Божиим. Вместе с тем, дым кадильный символизирует и возношение наших молитв к Богу. После воспоминания о сотворении мiра и о грехопадении прародителей, богослужение всенощного бдения приводит таким образом молящихся к сознанию их грехов, как общей болезни всего человечества, происходящего от падшего родоначальника, и возбуждает в них моление о спасении об исцелении их греховных недугов и помиловании. Так как с мыслью о грехопадении у нас, христиан, неразрывно связана мысль об искуплении, совершенном крестными страданиями Господа Иисуса Христа, то к ветхозаветным стихам, содержащим мольбу о прощении и избавлении от гнета греха, присоединяются новозаветные стихиры, которые посвящены прославлению спасительных для нас событий или праведников, уже стяжавших себе спасение чрез искупительную жертву Господа.

Эти стихиры так и именуются обычно стихирами на Господи, воззвах. На воскресном бдении стихир на «Господи, воззвах» бывает всегда десять (говорится: «стихиры на 10»), в другие праздники восемь («стихиры на 8»). В Часослове мы находим соответствующие указания на место, где вставляются эти стихиры. Именно: перед 10–ым от конца стихом: «Изведи из темницы душу мою» сделана пометка «на 10»; перед 8–м от конца стихом: «Из глубины воззвах…» сделана пометка: «на 8». Это значит, что, дойдя до этого стиха, надо прибавлять, начиная с него, к каждому следующему стиху по одной стихире, которые печатаются: воскресные в Октоихе, а праздничные в Минее, или Триоди Постной и Цветной.

В воскресные дни, когда нет ни праздника, ни празднуемого святого, берется 7 стихир из Октоиха и 3 стихиры из Минеи дневному святому.

Если святой шестиричный (то есть ему положены в Минеи стихиры на 6), то из октоиха берется 6 воскресных стихир, а 4 святому.

Если в воскресение случится предпразднество или попразднество, или отдание праздника, то поются только 4 воскресные стихиры, а остальные 6 из Минеи, причем 3 предпразднества или попразднества, а 3 дневному святому; в случае же отдания праздника 6 празднику.

Если в воскресение случится предпразднество или попразднество и святый с полиелеем, то поются только 3 воскресных стихиры, 3 стихиры предпразднества или праздника и 4 полиелейному святому.

Больше 10–ти стихир на всенощном бдении никогда не бывает.

В период Постной и Цветной Триоди вместо стихир дневному святому, прибавляются стихиры Триоди, в зависимости от числа их обычно 3 или 4. Если в этот период случится святый с полиелеем, то прибавляются ему 3 (или 4) за счет воскресных стихир Октоиха.

Надо при этом знать, что воскресные стихиры Октоиха в период Цветной Триоди бывают не рядового гласа, а того, который указан для данной недели, а печатаются там же на ряду в самой Триоди.

Во всех сомнительных случаях необходимо справляться в так называемых «Марковых главах», которые помещены в 48–ой главе Типикона, так называемом «Месяцеслове», а также печатаются на ряду в Минеях и в конце Постной и Цветной Триоди. «Марковыми главами» называются статьи, написанные иеромонахом Марком, жившим во второй половине IX века в обители преп. Саввы Освященного, близ Иерусалима. Эти статьи указывают, как составляется богослужение, если праздники Богородицы или попразднества, или отдание праздника приходятся в воскресные дни и другие подобного рода совпадения. «Марковы главы» отмечены стоящей на полях большой буквой «М».

Читайте также

4. Анализ отдельных стихов

4. Анализ отдельных стихов «Ежедневное изучение по одному стиху часто бывает самым полезным. Пусть учащийся прочтет один стих и сконцентрирует свои мысли на том, что Бог вложил в этот стих именно для него, а затем подробно проанализирует эту мысль, пока она не станет его

О смысле стихов[213]

О смысле стихов[213] 1«Я вас любил. Быть может в моей душе любовь еще не совсем угасла, но пусть она больше не тревожит вас; я не хочу ничем вас печалить. Я любил вас безмолвно, безнадежно, то робостью томим, то ревностью. Я так искренно, так нежно вас любил, как дай вам Бог быть

Пульс земной жизни (14 стихов)

Предисловие ПОСВЯЩАЮ Благословенной памяти моей матери Клавдии Лисицыной Благословенной памяти моего отца Юрия Лисицына Моей сестре Альбине Лисицыной Моему сыну Дмитрию Лисицыну Моему единомышленику Е.Ю. Горенковой Из истории жизни человечества известно, что в

Краткое содержание стихов

Краткое содержание стихов Стих Тема1 Шри Кришна достоин глубочайшего преклонения.2-5 Гокула, святая обитель Шри Кришны.6-7 Шри Кришна не связан с внешней майей и пре-пребывает в стороне от нее.8-9 Мужское начало соединяется с внешней майей.10-21 Принцип сотворения; от

1. И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. 2. Вот, Бог — спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь — сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение.

1. И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. 2. Вот, Бог — спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь — сила моя, и пение мое — Господь; и Он был мне во спасение. 1-6. Избранный остаток Израиля, вернувшись на

Стихиры на Господи воззвах

Стихиры на Господи воззвах На Господи воззвах положено только 4 стихиры, — количество, какого не имеет никогда полная вечерня (на ней наименьшее количество стихир — 6). Четное количество стихир положено ввиду пения их на два лика. Такое количество стихир (4) и потому

ГОСПОДИ ВОЗЗВАХ

ГОСПОДИ ВОЗЗВАХ После кафизмы ветхозаветные песни вечерни сменяются собственно христианскими: псалмы — стихирами, и вместе с тем постоянные напевы вечерни — для предначинательного псалма и Блажен муж — сменяются напевами чередными, гласом Октоиха или Минеи (в

Псалмы «Господи воззвах»

Каждение на Господи воззвах

Каждение на Господи воззвах И содержание псалмов «Господи воззвах», и особая торжественность их исполнения требует сопровождения их каждением. Каждение на Господи воззвах совершает «иерей или диакон»; первый, разумеется, тогда, когда вечерня служится без диакона. На

Количество стихир

Количество стихир В воскресенье стихир на Господи воззвах бывает 10 «ради совершенства сего числа», по св. Симеону Солунскому [341]. Кроме воскресенья, столько же стихир и потому же бывает на Вознесение и в вечерни самых воскресений Великого поста (кроме Вербного); в других

Состав стихир в воскресенье

Состав стихир в воскресенье Обычный состав стихир на Господи воззвах: 3 воскресных, 4 других воскресных, называемых «восточны», и 3 из Минеи. Первые 3 воскресные стихиры, составляющие, таким образом, особый отдел стихир, неизвестного автора. Приписывать их св. Иоанну

Распределение стихир между хорами

Распределение стихир между хорами О самом образе пения стихир на Господи воззвах Типикон ничего не говорит, но само собою разумеется, что они поются по ликам и что пред каждой стихирой тот же лик поет и припев ее [356]. Если пение с канонархом, то само собою тоже разумеется,

Глава 220: Декламация стихов в мечети.

Глава 220: Декламация стихов в мечети. 277 (453). Передают со слов Хассана бин Сабита аль-Ансари[514], да будет доволен им Аллах, что (однажды) он попросил Абу Хурайру, да будет доволен им Аллах: «Заклинаю тебя Аллахом, (скажи мне,) слышал ли ты, как пророк, да благословит его Аллах и

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *