Что значит старик не может

Мыкать век

Смотреть что такое «Мыкать век» в других словарях:

мыкать век — Мы/кать век (жизнь) Жить в нужде, испытывать лишения … Словарь многих выражений

Мыкать век — Народн. Жить мучительно тяжело, бедствуя и терпя большие лишения. БМС 1998, 71; БТС, 116; Ф 1, 305 306 … Большой словарь русских поговорок

мыкать горе — нуждаться, мыкать жизнь, мыкать век, жить в большой крайности, едва сводить концы с концами, терпеть голод и холод, жить впроголодь, бедствовать, бедовать, колотиться, перебиваться, мучиться, не иметь ни гроша за душой, принимать много мук, пить… … Словарь синонимов

век — а ( у), предлож. о веке, на веку; мн. века, ов; м. 1. Промежуток времени в сто лет; столетие. Двадцатый век. В прошлом веке. Прошла четверть века. В глубине веков; из глубины веков (о том, что берёт начало в далёком прошлом). Многие народные… … Энциклопедический словарь

ВЕК — Атомный век. Публ. Современная эпоха, время научно технической революции. Мокиенко 2003, 13. Большой век. Сиб. Очень долго. ФСС, 23. В век по веки (с отрицанием). Сиб. Никогда. ФСС, 23. Век Астреи. Книжн. Устар. 1. О счастливой, радостной поре. 2 … Большой словарь русских поговорок

век — I см. век; в зн. нареч.; разг. 1) Всегда, вечно. Твою доброту век буду помнить. 2) в отрицат. предл. Никогда. Век не забуду этой встречи. II а ( у), предлож.; о ве/ке, на веку/; мн. века/, о/в; м. см. тж. век … Словарь многих выражений

Мыкать жизнь — Устар. Прост. То же, что Мыкать век. Джиовани проел последнее имущество и мыкал теперь свою жизнь подобно многим, то есть как приходилось: то вдруг определялся слугой… то был на посылках у адвоката (Гоголь. Рим). Как я без княгинюшки останную то… … Фразеологический словарь русского литературного языка

мыкать — аю, аешь и; (устар.); мы/чу, мы/чешь; нсв.; разг. сниж. 1) = мыкаться 1) Мы/кать по свету. Мы/кать в поисках счастья. Мы/кать три года по стройкам. 2) а) кого Вынуждать неоднократно обращаться куда л. с чем л., не давая необходимого о … Словарь многих выражений

век — а ( у), предл. о веке, на веку, мн. века и (устар.) веки, м. 1. Промежуток времени в сто лет; столетие. Двадцатый век. В прошлом веке. Четверть века. □ Век проходил за веком, а дети леса жили без перемен, все так же, как и прежде. Скиталец,… … Малый академический словарь

мыкать — аю, аешь и (устар.) мычу, мычешь; нсв. Разг. сниж. 1. = Мыкаться (1 зн.). М. по свету. М. в поисках счастья. М. три года по стройкам. 2. кого. Вынуждать неоднократно обращаться куда л. с чем л., не давая необходимого ответа, нужного решения и т.п … Энциклопедический словарь

Источник

Скрытое значение поговорки: «Что стар, что млад»

Скрытое значение поговорки: «Что стар, что млад»

Чаще всего эту поговорку употребляют в негативном контексте, когда хотят подчеркнуть неразумность поведения пожилых людей. Таким образом, говоря о том, что старики ведут себя как дети. Но ведь всё не так просто. Эта поговорка не настолько примитивна, как может показаться на первый взгляд. Я хочу рассказать вам о своём исследовании на эту тему.

Все мы знаем, что дети больше тянутся к бабушкам и дедушкам, нежели к родителям. И на это есть много причин. Давайте вместе разберёмся, в чём тут дело.

Иначе говоря, нам бесполезно конкурировать с пожилыми родичами, ведь именно мы, а не они, страдаем от детского легкомыслия. Ну, а раз конкурировать бесполезно, значит, необходимо научиться чему-то иному, более мудрому, ведь так?

Для начала давайте усвоим такую вещь — старики не балуют внуков, просто у них уже сильно изменилось отношение к жизненным ценностям. Бабушки и дедушки, глядя на нас, видят свои ошибки молодости и отлично понимают, что любовь и внимание намного дороже для ребёнка, чем очередная прибавка к зарплате и новые ботинки.

И если бы у нас хватило мудрости вовремя понять это, то и дети наши летели бы из школы домой, как на крыльях. Ведь там ждут самые близкие в мире люди — Папа и Мама, которые всегда с интересом выслушают, помогут разобраться в ситуации и дадут толковые советы. А ещё обнимут, поцелуют и поддержат во всём, независимо от того, «заслужил» этого ребёнок или нет.

Так вот наши дети ещё не успели научиться этой «житейской мудрости», ещё не накопили достаточное количество масок, чтобы стать полноценным членом общества взрослых и очень умных людей. Дети ещё очень часто говорят там, где стоило помолчать, говорят то, чего не надо произносить вслух, отказываются делать то, чего они не хотят делать, потому что так надо, просто из вежливости к другим и т.д.

Дети — ещё не научились пользоваться масками, а пожилые люди уже не хотят этого делать. Им уже не нужно «прогибаться» перед начальником, заслуживать доверие общества и строить карьеру, заботиться о своей репутации. Старикам, как и детям, становится дороже голая правда, отсутствие тяжести на душе, крепкая, настоящая дружба, без выгоды и прочих осложняющих обстоятельств.

Поэтому пожилые люди, так же как и дети, часто ставят нас в неловкое положение своими откровенными выражениями, говоря всё то, о чём на самом деле думают, без ложной деликатности и масок.

научная статья по теме И СТАР И МЛАД Языкознание

© Т.В. ГРИДНЕВА, кандидат филологических наук

В статье рассматриваются фразеологизмы, в которых говорится о возрасте человека. На основе широкого понимания фразеологии анализируются как собственно фразеологизмы, так и пословицы.

Ключевые слова: фразеологизм, пословица, перифраза, фразеологическое значение, компонентный состав.

Во фразеологических словарях русского языка [1 — 8] выделяются единицы, отображающие возрастные характеристики людей; они разнообразны по компонентному составу и общему значению.

Прежде всего обращают на себя внимание структурные компоненты, указывающие на возраст человека, например, числительные — точные показатели возраста: По-дедовски жить — сто лет прожить!; не содержат числительных — Молодой старому не верит.

Наблюдения показывают, что в структуре единиц первой группы числительные теряют свою основную семантическую нумеративную функцию. Возраст, обозначенный в пословицах, порой выглядит как приблизительный ориентир, к которому должен стремиться каждый человек. Так, мужчинам примерно к тридцати годам следовало бы обрести смелость, к сорока — разбогатеть, тогда к пятидесяти он будет считаться мудрым: Кто в двадцать лет красив, в тридцать смел, в сорок богат, тот в пятьдесят мудр. Результаты жизненных наблюдений отображены в пословице В сорок лет бабе век, в сорок пять — баба ягодка опять. Замечено, что женщины к сорока пяти годам вновь становятся привлекательными.

В структуре фразеологизмов стирающееся значение числительных приравнивается к смыслу слов рано, поздно, долго и другим. Например, В восемнадцать лет жениться, чтоб на тягло садиться количественно-именное сочетание восемнадцать лет обозначает слишком молодой возраст для принятия серьезных решений, в частности, — женитьбы. В настоящее время смысл пословицы оценивается как наставление не

Теряет свое основное значение числительное три в структуре единицы Трех лет Ивана по отчеству звать рано: трехлетний Иван — это тот молодой человек, который не заслужил еще привилегии называться по отчеству. Своеобразное ироничное предупреждение, содержащееся в пословице, заставляет задуматься о том, что уважение к человеку приходит с годами, почестей нужно добиться.

Итак, числительные в структуре фразеологизмов группы «Возраст», теряя свой основной смысл, несут культурно значимую информацию, выражают положительное или отрицательное отношение к действительности, служат назиданием, предостережением.

В группе анализируемых единиц отмечены компоненты, указывающие на приблизительный возраст человека:

существительные младенец — На младенце Бог греха не спросит; дитя — Дитя хоть криво, да отцу-матери мило; дети — Дети малы, так спать не дают, вырастут — сам не уснешь; детки — Детки за игрушки, а матки в ссору; молодец — Молодец, что Орел, а ума, что у тетерева; девка — Девка в колыбельке — приданое в коробейке; девица — Сиди, девица, за тремя порогами; юноша — Юноше лучше помолчать, нежели глаголить, пусть и красноречиво; дедушка — Кого дедушка любит, тому и косточки в руки; дед — Каков дед, таков и обед;

субстантивированные прилагательные малый — Глупый да малый всегда говорят правду; молодая — Кто на молодой хочет жениться, тому с холостыми не надобно водиться; старший — Старших и в Орде почитают; младший — Старший с горбом, младший с долей.

К этой же группе можно отнести слова, указывающие на возрастной период: молодость — Молодость плечами крепче, старость головою;

юность — Юность — время золотое: ест, и пьет, и спит в покое; старость — Старость не младость, не видишь, как подкралась.

Установлено также, что компоненты фразеологизмов, указывающих на возраст или возрастной период, дают оценку различным этапам жизни человека, участвуют в раскрытии общего значения единиц. В соответствии с этим выделенные фразеологизмы можно представить в виде следующих подгрупп: детство, молодость, зрелый возраст. Единицы каждой подгруппы характеризуются определенным компонентным составом, особыми семантическими свойствами.

Компоненты дети, детки, дитя, младенец объединяют «возрастные» фразеологизмы в подгруппу «Детство»: Дитя не плачет — мать не разумеет; У семи нянек дитя без глазу; На младенце Бог греха не спросит и некоторые другие. Общее значение пословиц данной подгруппы разнообразно: они раскрывают беззаветную любовь родителей к своим детям — Дитя хоть криво, да отцу-матери мило; трудности в воспитании детей — Детишек воспитать — не курочек пересчитать; волнение, которое доставляют дети как в младшем, так и старшем возрасте — Дети малы, так спать не дают, вырастут — сам не уснешь. В пословицах говорится о необходимости родительского примера — Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.

Итак, значение единиц подгруппы «Детство» раскрывает взаимоотношения детей и взрослых, трудности в воспитании ребенка, фиксирует влияние примера взрослого на привычки своего чада и его образ жизни. Объединяет фразеологизмы данной подгруппы тональность тревоги за судьбы детей.

Значительную часть подгруппы «Молодость» составляют перифразы, предназначенные для отрицательной оценки неопытности молодого человека: Молоко на губах не обсохло — «кто-либо совсем еще молод и неопытен»; Молодо-зелено — «неопытен, неискушен, несведущ в чем-либо, легкомыслен по молодости лет»; Из молодых да ранний «не по годам опытный, изворотливый, ловкий и т. п.», а также для обозначения молодости как начала чего-либо — [от] молодых ногтей — «смолоду, с раннего детства».

Молодость оценивается как беззаботная пора Юность — время золотое: ест и пьет, и спит в покое; а выносливость молодого организма вызывает восхищение — Пока молод, не страшен ни жар, ни холод. Утверждается, что внешняя красота не является достоинством человека, главное — красота души: Молодец красив, да на душу крив. Отрицательно оценивается разгульный образ жизни молодого человека, а пословица У нашего молодца нет забавам конца звучит как призыв остепениться. Важным в жизни молодого человека и девушки считается репутация: Какая девка, такая о ней припевка.

В группу «Зрелый возраст» входят перифразы закат дней; в годах [в летах] — «пожилой»; На склоне лет [дней, жизни] — «в глубокой

Для русской фразеологии характерно сравнение людей с животными, например: Молод был — конем слыл, стар — одер стал. (одер — «плохая кляча» [3. Т. II]; Стар, что собака, а мал, что щенок. При характеристике людей преклонного возраста, их поведения берется на вооружение сходство с опытными (старыми) животными — старая лиса, старый волк, старый ворон, старый воробей и др. Мудрость, прозорливость, изворотливость немолодого опытного человека раскрывают фразеологизмы со скрытыми сравнениями: Старую лису хитростям не учат; Старый зверь никогда не дремлет; Старый ворон мимо не каркнет; Старый волк знает толк и др.

Описанию людей различных возрастов свойственна опосредованность, например, некоторые черты молодого человека сравниваются с характеристиками людей пожилого возраста и наоборот. Как (словно, точно) девушка румяный (ая); разрумяненный (ая) — говорят о юноше, молодом мужчине или о женщине зрелого, пожилого возраста, если они стройны и моложавы. Фразеологизм как (словно, точно) [малого, маленького] ребенка употребляется, когда взрослого, но неопытного и беспомощного человека приходится бесконечно долго уговаривать сделать что-либо, или — как (словно, точно) за [малым] ребенком, если за взрослым человеком приходится ухаживать. О молодом человеке, который не соблюдает осанку, сутулится или рассуждает не по возрасту серьезно, говорят: Как (словно, точно) [столетний (яя), древний (яя)] старик (старуха).

Заслуживают внимания фразеологизмы, представляющие сравнение различных периодов жизни людей, например, молодости и старости. Даже прилив сил в пожилом возрасте характеризуется перифразой вторая молодость — «новый прилив физических и духовных сил, подъем творческой энергии в зрелом, пожилом возрасте». В пословицах говорится о скоротечности жизни и неожиданной смене жизненных циклов, например: Молодость ушла, не простилася, старость пришла, не поздоровалась.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF

на указанную при оплате почту. Время доставки составляет
менее 10 минут
. Стоимость одной статьи —
150 рублей
.

Источник

Как «чужой век заедали», и Почему в старину было так много стариков-нищих

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Что значит старик не может

Возраст почётен, пока ты в силе

В патриархальной русской семье действительно возраст имел значение. «Ты не смеешь мне, старику, такого говорить» сказать можно было не только об откровенной дерзости: старший устанавливал, что можно сказать в его присутствии и что нельзя. Славянофилы воспевали картину, в которой во главе семьи стоит седобородый старец, накопивший за годы жизни особенную мудрость.

В некотором роде так и было. Главой семьи обычно был дед или даже прадед, чья седая борода подтверждала и подчёркивала его статус. Самая старшая женщина в семье тоже апеллировала к своему возрасту, управляя прочими или даже помыкая ими. Особенное внимание любители лубочных представлений о семье, описывая чистый и ладный крестьянский быт, уделяли тому, какими силой и здоровьем пышут старики. Но ведь даже если бы они жили до ста лет — обычная для любого человека природная дряхлость настигала бы их рано или поздно. Куда же девались старцы слепые, сгорбившиеся, с медленными ногами и плохим слухом, которые должны были бы время от времени оказываться во главе семьи?

Что значит старик не может

Ответ легко найти в русской литературе прошлых веков — и так же легко его пропускают мимо глаз. Помните, например, рассказ для детей, где старика держали за печью и кормили из лоханки? По сюжету его сын и невестка устыдились, когда внучок стал рассуждать, что позже так же поступит с родителями. На деле мало кого брал стыд. Уважение старикам очень часто оказывали, только пока они были в силе, могли выполнять тяжёлую деревенскую работу. Теряющие силы дедушки и бабушки смещались с места главных в семье, их мнения никто не спрашивал, а сами они очень боялись показаться ненужными и хватались за любую мелкую работу. Тому были серьёзные причины.

Откуда на дорогах столько странничков

На страницах старых книг бесконечной чередой проходят старики-страннички и старики-нищие. Первые ходят от города к городу и, главное, от монастыря к монастырю, вторые могут просить подаяния только в нескольких деревнях по кругу или только в одном городе. Эти явления — две стороны одной монеты. Увы, но во многих деревнях, когда дед или бабушка признавались слишком слабыми, чтобы быть полезными, начинался процесс выживания.

В лучшем случае старику подавали еду отдельно, более скудную, и то и дело спрашивали, когда же он умрёт вместо того, чтобы всё есть да есть. Такая жестокость шла не от природной испорченности — жизнь в деревнях представляла из себя бесконечную борьбу за пропитание. Может быть, отсюда сложилось суеверие, что слишком долго живущий человек «чужой век заедает» – то есть отнимает чужие года жизни.

Что значит старик не может

Это суеверие порой приводило к тому, что старикам, растерявшим силу и здоровье, запрещали входить в «жилую» часть дома, за матицу, женщины семьи переставали им стирать одежду, ночевать старикам приходилось в сенях или на лавке у двери. В чуть более лучшем положении часто оказывались женщины, по крайней мере те из них, кому в молодости удалось наткать полотна себе на старость побольше — этим занимались все молодые женщины и девушки. Полотно, натканное в молодости, старуха постепенно продавала и на эти скромные деньги жила, покупая себе нормальную еду. Кроме того, старухи часто хотя бы кое-как, но обстирывали себя сами — старики этого не умели и даже не представляли, что могли бы это сделать.

В наихудшем случае стариков буквально выживали и выгоняли из дома. Они могли начать ходить от монастыря к монастырю под предлогом замаливания грехов — при многих монастырях были бесплатные трапезные и гостевые дома для паломников, в которых, однако, нельзя было оставаться подолгу. Другие просто принимались просить Христа ради, не утруждая себя видимостью паломничества. Странники милостыню по пути тоже принимали. Так по пути старики и находили смерть: от усталости, недоедания, болезни, непогоды или диких зверей.

Так было почти везде

В дохристианские времена, судя по обрывкам информации в песнях, сказках и другом зафиксированном фольклоре, стариков, потерявших силу, и вовсе умерщвляли — священство запретило геронтоцид наряду с царившим инфантицидом, когда от ребёнка в неурожайный год избавлялись, как от лишнего рта. Речь идёт не только о восточнославянских землях, но и о Европе: в немецком, французском, скандинавском фольклоре можно обнаружить всё те же мотивы и сюжеты.

Что значит старик не может

В немецких землях выживание стариков взрослыми детьми из домов было настолько обычным делом, что в восемнадцатом-девятнадцатом веках повсеместно заключались специальные договоры: по ним старики уходили в какую-нибудь хижину недалеко от своего бывшего дома, оставляя хозяйство взрослому сыну, а взамен получали определённое количество еды, табака и чая. Над договорами порой шёл ожесточённый торг, и судебные дела по неисполнению таких договоров тоже известны.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Православная психология

Дорогие друзья, здесь вы сможете прочитать статьи по педагогике и психологии; высказывания Святых Отцев, священников, монахов; просмотреть фильмы на православную тематику. Будем рады, если Вы также поделитесь своими наблюдениями и рассказами. Может быть кому-то наше общее дело поможет справиться в его сложившейся ситуации. Спаси, Господи!

Что значит старик не может

Духовный смысл сказки о рыбаке и рыбке.

Все мы выросли на сказках Пушкина. Всегда ли мы понимали смысл этих сказок?

Сказку о рыбаке и рыбке Пушкин пишет, когда ему уже было 34 года. Это уже зрелый возраст. Многое он уже переосмыслил. Уже написаны важнейшие его произведения. Он подбирается к главному из них – «Капитанской дочке».

О чём же повествует сказка о рыбке и рыбке?

«Жил старик со старухой у самого синего моря». Здесь, очевидно, есть образ мироздания. Есть суша и море. Значит это не просто старик со старухой. Это прародители.

«Жили он ровно 30 лет и три года», жили в землянке. Самое удивительное, что они находились в состоянии покоя. Для них было вполне достаточно: и землянка и разбитое корыто. Они, в общем-то, ничего не желали более. Самое главное, что было – состояние гармонии, покоя. В этом покое они и пребывали.

А почему им больше ничего и не дано? Не является ли это своеобразным испытанием для этих старика и старухи.

Важно ещё отметить, что каждый из них занимался своим делом: старик ловил рыбу, а старуха пряла пряжу. Они не пребывали в праздности. По результатам своего труда они должны были иметь прибыток какой-то.

Значит, эта рыбка не совсем обыкновенная. Вопрос в том, что в стихии морской пребывает эта рыбка и рыбка говорит человеческим голосом – тоже уже чудо. Однако, самое заметное – это реакция старика на голос рыбки, точнее на то, что она говорит:

«Отпусти ты меня, старче, в море. Дорогой за себя дам тебе откуп, откуплюсь, чем только пожелаешь».

«Удивился старик, испугался. Он рыбачил 30 лет и три года, но никогда не ловил такой рыбки». Здесь и возникает вопрос. Почему старик сначала удивился, а потом испугался? Чего он испугался? То ли того, что рыбка говорит человеческим голосом, то ли того, что она обещает дать ему дорогой откуп, т.е. выкуп.

Самое сильное испытаниедля человека – это деньги и власть. Не все могут пройти это испытание. Вот Пушкин и обращает в своей сказке, прежде всего, внимание на это.

Старик жил в состоянии покоя. Ему деньги не нужны, потому что они выведут из состояния покоя, да и вообще ему ничего не нужно. Однако, когда он рассказал обо всём старухе, то старухина реакция была совсем противоположная.

«Я сегодня поймал было рыбку, золотую рыбку, не простую. По-нашему говорила рыбка. Домой в синее море просилась, дорогой ценой откупалась, откупалась, чем только пожелаю. Не посмел я взять с неё выкуп, так пустил её в синее море».

Вот это слово «НЕ ПОСМЕЛ». А почему не посмел? Потому что рыбка необычная или что-то здесь есть другое? Как-то совершенно по-другому воспринимает рыбку старик и совершенно по-иному воспринимает эту рыбку старуха.

«Старика старуха забранила: дурачина ты, простофиля, не умел ты взять выкупа с рыбки». Что здесь сразу бросается в глаза? То, что старуха набросилась на старика. Стала бранить его, т.е. нарушается субординация.

В чине венчания совершенно чётко обозначено положение мужа и жены. Священник говорит жениху: «муж да возлюбит жену свою», а жене будущей он говорит: «жена да убоится мужа своего». Мы видим, что здесь происходит профанация того, что было при венчании. Старуха играет главную роль в этой семье. Сразу же нарушается гармония взаимоотношений. Она управляет стариком: вместо того, чтобы убоятся мужа своего, она начинает им командовать.

Разве говорится в сказке, что у старика и старухи есть домашнее хозяйство, какая-то живность: птица или скот? У них ничего нет. Значит, корыто, в принципе, им абсолютно не нужно, т.е. упрекает старуха своего старика в том, что он вообще ничего не взял. Но ведь ему ничего не нужно. Для старика самое главное быть в состоянии покоя, т.е. в гармонии с природой, со всем внешним миром.

Вот пошёл он к синему морю и видит, что море немножко волнуется, потому что то, что он делает противоестественно, уже нарушена гармония в природе. Об этом стихия и свидетельствует. Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла золотая рыбка: «что тебенадобно страче?»

Обратите внимание: здесь смысловое слово «ТЕБЕ»: что тебе нужно. Старику-то, собственно, ничего не нужно, но он любит свою старуху, и пришёл-то просить ради своей старухи: «смилуйся, государыня рыбка, возбранила меня моя старуха».

Существенно «МОЯ старуха не даёт старику мне покоя». Значит, старику нужен покой, а старухе – корыто? «Понадобилось ей новое корыто. Наше-то совсем раскололось». Можно предположить, что если бы давно понадобилось корыто для старухи, то старик его давно бы уже сделал. Стало быть, вопрос не в корыте, а в просьбе, любой просьбе – лишь бы выполнила золотая рыбка эту просьбу.

Возвращается старик ко старухе, а у неё новое корыто, но ещё пуще прежнего забранила старуха: «Дурачина ты, простофиля, выпросил у рыбки корыто, много ли корысти в этом корыте. ». Ключевое слово здесь «КОРЫСТИ». Значит, она преследует какую-то свою цель – земную цель, естественно: «попроси уж избу». Конечно, изба лучше, чем корыто.

Покорный старик опять идёт к синему морю. Здесь очень важно обратить внимание на покорность старика. Ведь он должен был поставить свою жену на место. Он прекрасно понимает, что не должно просить у рыбки то, чего они в общем-то не заслуживают.

А почему прежде Господь им ничего не давал? А потому, что и прежде они не прошли бы это испытание. Уже на старости, казалось бы, опыта побольше и можно легче разобраться в их сплетениях жизни и нравственных поступках своих.

И вот покорный старик идёт опять к синему морю, чтобы выпросить избу. Понятно, что этим не закончиться просьба и что старуха по нарастающей будет просить больше и больше, но старик хочет угодить своей старухе. Почему? Потому что он хочет получить покой.

«Смилуйся, Государыня рыбка. Ещё пуще старуха бранится, не даёт старику мне покоя: избу просит сварливая баба». Сколько характеристик сразу старухе: и сварливая баба и не даёт покоя и браниться.

Конечно, вот здесь и должно было проявиться его первенство, т.е. он должен был наставить свою старуху, свою жену соответствующим образом, но старик этого не делает.

Поскольку золотая рыбка обещала выполнить любую просьбу старика, она выполняет и эту. Но море всё больше и больше волнуется. Значит, оно не приветствует и эти просьбы, и поведение старика и старухи.

Воротился старик ко старухе. Видит – изба стоит. Старуха сидит и уже новое корыто, но ещё больше распыляется желание у старухи. Она теперь уже хочет быть дворянкой столбовою. «Вопросил, простофиля, избу. Воротись, поклонись рыбке – не хочу быть чёрною крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой»

Может ли старуха по своему происхождению быть столбовою дворянкой? Конечно же, нет.

Мы видим, как только усиливается страсть. Потаканием, собственно, потворствует этому старик. Старуха не потрудилась, не она поймала рыбку, но, тем не менее, она себе требует награду.

Что же он видит: «высокий терем, на крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке, парчовая на маковке кичка. Жемчуга огрузили шею, на руках золотые перстни, на ногах красные сапожки, перед ней усердные слуги. Она бьёт их, за чупрун таскает». Вот поведение, которое так жаждала старуха. Представление крестьянки такое, что столбовая дворянка только за чупрун, за чубы, должна таскать свою челядь и наказывать всячески её.

Как меняется отношение старухи к старику? Теперь она его не замечает, т.е. законного своего супруга. «Здравствуй барыня-сударыня дворянка, чай теперь твоя душенька довольна?»; «на него прикрикнула старуха, на конюшню служить его послала». Вот вам, пожалуйста, отношение жены к мужу. Он теперь должен служить ей на конюшне. А страсть у старухи ещё больше разгорается.

Через неделю, другую захотелось ей уже теперь быть царицею.

ИСПУГАЛСЯ старик, взмолился: «что ты баба, белены объелась?» Обращается он к ней не как к столбовой дворянке: «что ты баба, белены объелась?» Может этот момент уже самый решительный момент. Видите, он и испугался её очередной просьбы и пытается, правда, запоздало, поставить её на место: «что ты баба, белены объелась?»

Тем не менее, старуха уже вошла в роль столбовой дворянки: накричала на старика и сказала, что если он не пойдёт по своей воле, то его силой туда доставят. Субординация не просто нарушена – теперь она обрела власть над стариком.

Просит золотую рыбку, чтобы она сделала старуху вольной царицей. Возвращается старик к своей старухе и что ж: «перед ним – царские палаты, в палатах видит свою старуху. За столом она сидит царицей. Наливают ей заморские вина, заедает она пряником печатным. Вкруг неё стоит стража грозная, на плечах топорики держат. Как увидел старик – испугался. В ноги он старухе поклонился». Здесь наблюдается удивительная игра понятий.

Кого испугался старик? Царицы. Кому в ноги поклонился? Старухе. Иными словам, он за образами царицы не видит старухи?

«Здравствуй грозная царица, ну теперь твоя душенька довольна!» Всё стариком делается будто бы для того, чтобы её душенька была довольна.

Но нужны ли эти богатства душе? Вот в чём вопрос?

«На него старуха не взглянула, лишь с очей его прогнать велела». Набежала стража грозная, вытолкала его с крыльца, а народ смеётся, насмехается над стариком: «поделом тебе, старый невежа, впредь тебе, невежа, наука: не садись не в свои сани».

«Вот неделя другая проходит, ещё пуще старуха вздурилсь. Царедворцев за мужем посылает». Интересная деталь: посылает всё-таки за МУЖЕМ, командует МУЖЕМ.

Эта необузданная фантазия, это необузданная страсть диктует желание. Старуха теперь хочет, чтобы сама рыбка теперь служила. До этого служил старик, выполнял её любую просьбу, а теперь она хочет, чтобы сама золотая рыбка ей служила. Что-то возразил муж своей жене? Наставил её? Нет.

Вот эта покорность во многом и способствовала потаканию и разрастанию страсти старухиной. «Старик не осмелился ей перечить, не дерзнул поперёк слово молвить. Вот идёт он к синему морю, видит на море чёрная буря, так и вздулись сердитые волны». Стихия выражает в очередной раз своё отношение к происходящему. Старик это понимает, но у него нет выбора. Проще попросить у рыбки, чем перечить своей старухе. Стал он кликать золотую рыбку, приплыла к нему рыбка золотая: «чего тебе надобно, старче?»

Удивительно обращение рыбки к старику: «СТАРЧЕ». Это не столько указание на возраст, но это уважительное отношение, может быть, даже на духовное состояние человека. Ведь он смиловался, отпустил её в синее море. Рыбка пытается отблагодарить его, но её благодарность приносит ли пользу старику?

«Смилуйся государыня-рыбка: что мне делать с проклятою бабой? Уж не хочет она быть царицей, хочет быть владычицей морской»

Очень интересно поставлен вопрос: «что мне делать с проклятою бабой?» В этот раз речь идёт не о том, чтобы выполнить очередную просьбу старухи. Речь идёт о том, что нужно что-то делать с проклятой бабой. Её остановить невозможно. Во всяком случае, старик не может остановить свою жену. Он уже упустил эту возможность.

Ничего не сказала рыбка, только хвостом вильнула и уплыла в синее море.

Казалось бы, последнюю просьбу она не выполнила. Она нарушила обещание, данное ей в самом начале? Ничего подобного. Последнее обращение старика к рыбке – это обращение за помощью: что ему сделать со своею сварливою бабой? Рыбка и выполняет последнюю просьбу старика. Возвратился старик ко старухе. Видит: сидит она у своей старой землянки, а перед ней разбитое корыто.

С чего начиналась сказка, тем и завершается. Получается так, что старуха наказана, а старик? Старик не урезонил старуху, т.е. свою жену. По сути дела, он стал потакальщиком её прихотей, а жена не убоялась мужа своего, да и почему его бояться, если он потерял контроль над нею. Получается так, что только золотая рыбка и могла наставить или направить старуху со стариком. Собственно, она это и делает.

В финале сказки они опять вместе. У них старая землянка, перед ней разбитое корыто.

Старик со старухой не прошли испытание. Не только старуха в этом виновата, но и сам старик, который много попускал своей жене.

Эта сказка во многом похожа на русскую сказку о «Курочке рябе», когда курочка Ряба снесла старику и старухе золотое яйцо. Яйцо как символ мироздания, золотое как символ вечности. Старик со старухой пытаются разбить яйцо. Что, они хотят заглянуть вовнутрь, т.е. это процесс познания добра и зла?

Точно так же, как в раю Адам и Ева пытались познать с помощью плодов от древа познания, что такое добро и зло. Вот также с небрежением отнеслись к добру старик со старухой к этому золотому яйцу: мышка бежала, хвостиком вильнула, яйцо упало и разбилось.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *