Что значит срок полезного использования основного средства
Что такое срок полезного использования
Учет основных средств характеризуется необходимостью регулярного начисления амортизационных отчислений. Это требуется для постепенного переноса стоимости фондов на результаты производственной деятельности. Величина этого показателя зависит напрямую от значения срока эксплуатации конкретного актива и может влиять на итоги расчета налогов на имущество и прибыль.
Что такое срок полезного использования ОС
Определение времени эксплуатации активов из числа основных средств относится к сфере регламентации ПБУ 6/01 и НК РФ. Налоговое право подразумевает под периодом полезного использования временной отрезок, на протяжении которого отдельный объект из группы основных фондов компании будет применяться в деятельности предприятия с целью извлечения финансовой выгоды (п. 1 ст. 258 НК РФ).
В налоговом учете предполагаемый период эксплуатации определяет, как будет рассчитываться амортизация по активу. Для этого по сроку использования идентифицируют его принадлежность к амортизационной группе. Установленные НК РФ и единым Классификатором категории в бухгалтерском учете могут не применяться при расчете амортизации.
ВАЖНО! Период эксплуатации необходимо определять на этапе постановки актива на баланс и его фактического ввода в эксплуатацию.
Срок применения в хозяйственной деятельности объектов основных средств субъекты предпринимательства определяют самостоятельно. Руководствоваться необходимо нормативными стандартами, Классификатором основных средств, действующей на предприятии учетной политикой и технической документацией по каждому объекту. В отдельных случаях можно ориентироваться на рекомендации производителя амортизируемого изделия.
От чего зависит величина периода полезного использования, как правильно его установить
На предполагаемую продолжительность периода эксплуатации актива влияют такие факторы:
Срок полезного использования зависит и от принадлежности к конкретной амортизационной группе. Таких категорий единым Классификатором (его положения зафиксированы Постановлением от 01.01.2002 г. № 1) предусмотрено 10:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если новое основное средство не перечислено ни в одной из законодательно установленных групп, то владельцу дается право самостоятельно установить период эксплуатации по сведениям из технической документации. При отсутствии необходимой информации о сроке использования объекта в техническом паспорте и других документах предприятие может сформировать письменный запрос производителю с целью идентификации временного потенциала эксплуатации актива.
Время полезного использования должно устанавливаться не только для новых активов, но и для изделий, которые ранее применялись другими лицами. При линейном методе формирования амортизационных отчислений по ним период амортизации устанавливается по такому алгоритму:
Особенность основных средств в том, что результаты начисления амортизации по налоговому и бухгалтерскому учету могут различаться. Это связано с разной методологией расчета и определения срока эксплуатации. По нормам бухгалтерского учета, озвученным в ПБУ 6/01, период использования идентифицируется с привязкой к таким факторам:
СПРАВОЧНО! В бухгалтерском учете нет обязательной привязки амортизационных расчетов к классификационным категориям основных средств, для налогового учета влияние этой системы классификации является основополагающим.
Для каждой из амортизационных групп основных средств предусмотрены минимальные и максимальные величины продолжительности эксплуатации. Предприятия наделяются правом самостоятельно устанавливать срок эксплуатации в предложенном диапазоне. Если в законодательные нормы вводятся изменения, затрагивающие порядок исчисления амортизации или определения срока эксплуатации активов, то субъекты хозяйствования должны придерживаться такой линии поведения:
При выявлении фактов ошибочного отнесения одного или нескольких объектов к конкретной амортизационной группе необходимо исправить ошибку в амортизационных вычислениях и сделать перерасчет базы для налога на прибыль. В ситуациях, когда такая ошибка стала причиной недоплаты по налоговым обязательствам, надо составить и подать в контролирующий орган уточненную декларацию, не дожидаясь проверки ФНС, произвести доплату налога с обязательным перечислением суммы пени. В бухгалтерском учете такой комплекс операций фиксируется при помощи бухгалтерской справки.
Изменение эксплуатационного периода
Для амортизируемых внеоборотных средств законодательством предусмотрена возможность корректировки срока эксплуатации в целях начисления амортизации. Корректировки допускаются в таких ситуациях:
Следствием одного из указанных действий становится удлинение периода эксплуатации актива за счет улучшения его характеристик и обновления изношенных элементов. Новый срок устанавливается с учетом ряда условий:
ЗАПОМНИТЕ! Перевод основного средства после преобразований в другую амортизационную группу невозможен даже в случаях, когда изменилось производственное предназначение объекта (Письмо Минфина от 03.10.2013 г. №03-03-06/1/40974).
В бухгалтерском учете процедура изменения времени предполагаемого пользования основным средством осуществляется без привязки к амортизационным группам. Главными критериями становятся оценочная стоимость, предполагаемые выгоды и степень изношенности оборудования. Произвести корректировку периода эксплуатации в бухгалтерском учете возможно только при условии, что такая операция закреплена в числе разрешенных в учетной политике.
Амортизация основных средств в бухгалтерском учете
Большинство основных средств, имеющихся у компаний, нужно амортизировать. Как рассчитать амортизацию, какой способ амортизации подходит тому или иному имуществу, расскажем в данной статье.
Что такое амортизация
Любое основное средство (ОС) со временем теряет свои первоначальные качества. Происходит его износ — как физический, так и моральный. Амортизация — это некий способ покрытия износа, процесс переноса стоимости ОС на счета затрат. По сути начисление амортизации влияет на конечную стоимость производимой продукции.
Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!
Срок полезного использования
ОС имеют разные сроки полезного использования (СПИ). Зачастую СПИ прописывает изготовитель в техническом паспорте основного средства. Если срок в документации не указан, владелец ОС вправе самостоятельно определить срок.
СПИ — один из основных параметров, который требуется для вычисления суммы амортизации.
Способы начисления амортизации
Бухгалтерский учет насчитывает четыре варианта начисления амортизации. Ознакомиться подробно с методами расчета амортизации можно в ПБУ 6/01.
Амортизацию следует начислять с месяца, идущего за месяцем постановки на учет ОС. Допустим, компьютер оприходован в октябре 2018 года, амортизацию бухгалтер начнет начислять с 01.11.2018.
Методы начисления амортизации:
Обратите внимание, что перечисленные способы относятся к амортизации ОС в бухучете. В налоговом учете есть только два способа расчета амортизационных отчислений — линейный и нелинейный.
Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!
Линейный способ
Чаще всего практикующие бухгалтеры применяют именно этот способ. Он очень прост и понятен.
Чтобы узнать сумму ежемесячной амортизации, следует найти произведение первоначальной стоимости ОС и нормы амортизации.
Норма амортизации = 1/СПИ (месяцы) х 100 %.
Пример. ООО «Фунтик» поставило на учет компьютер марки «Самсунг». Первоначальная стоимость — 49 320 рублей. СПИ — 5 лет (60 месяцев).
Норма амортизации компьютера марки «Самсунг» = 1/60 * 100 % = 1,67.
Ежемесячная амортизация = 49 320 х 1,67 % = 823,64 рубля.
За счет округления сумма амортизации в первые месяцы будет отличаться от суммы амортизации в последний месяц (общая сумма амортизации за весь срок должна быть не более первоначальной стоимости).
На практике принято рассчитывать амортизацию более простым и точным способом.
Ежемесячная амортизация = 49 320: 60 = 822 рубля.
Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!
Способ уменьшаемого остатка
Чтобы узнать искомую сумму, понадобится остаточная стоимость ОС на начало года, СПИ. Также компании вправе использовать коэффициент ускорения от 1 до 3.
Пример. ООО «Фунтик» использует в производстве ОС, остаточная стоимость которого на 01.01.2018 — 49 320 рублей (эта же сумма и является первоначальной стоимостью). СПИ — 60 месяцев. Коэффициент установлен в размере 1,3.
2018 год
49 320: 60 х 1,3 = 1068,60 рубля в месяц
Сумма амортизации за 2018 год составит 12 823,20 рубля (1068,60 х 12).
2019 год
Остаточная стоимость на 01.01.2019 = 49 320 — 12 823,20 = 36 496,80 рубля.
36 496,80: 60 х 1,3 = 790,76 рубля в месяц.
Таким способом рассчитывают и амортизацию в последующие годы. Всегда за основу берут остаточную стоимость ОС. Таким образом, каждый год амортизационные отчисления уменьшаются.
Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!
Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования
За основу расчета берут первоначальную стоимость и сумму чисел лет, остающихся до конца СПИ.
Пример. ООО «Фунтик» использует в производстве ОС, первоначальная стоимость которого — 49 320 рублей. СПИ — 48 месяцев (4 года). Амортизация начисляется с 01.01.2017.
Для начала определим нормы амортизации.
2017 год = 4 / (1 + 2 + 3 + 4) х 100 % = 40 %.
2018 год = 3 / (1 + 2 + 3 + 4) х 100 % = 30 %.
2019 год = 2 / (1 + 2 + 3 + 4) х 100 % = 20 %.
2020 год = 1 / (1 + 2 + 3 + 4) х 100 % = 10 %.
Этот способ позволяет списать на затраты большую часть стоимости ОС в первые годы.
Сумма амортизации определяется путем умножения первоначальной суммы на исчисленную норму.
Сумма амортизации за 2017 год = 49 320 х 40 % = 19 728 рублей.
Ежемесячная амортизация в 2017 году = 19 728: 12 = 1 644 рубля.
Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)
При данном методе за основу берутся количественные показатели производства (штуки, килограммы и т.п.), первоначальная стоимость и планируемая производительность ОС.
Пример. ООО «Фунт» производит запчасти на станке А458. Станок куплен в апреле 2018 года и тут же введен в эксплуатацию. Первоначальная стоимость станка А458 — 589 000 рублей. За весь срок использования планируется изготовить на данном станке 350 000 единиц продукции. В мае на станке произвели 4 200 деталей, в июне — 3 100 единиц.
Амортизация в мае = 589 000: 350 000 х 4 200 = 7 068 рублей.
Амортизация в июне = 589 000: 350 000 х 3 100 = 5 216,86 рубля.
Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!
Какой способ начисления амортизации выбрать
Выбирая способ начисления амортизации, следует помнить о том, что начислять амортизацию придется и в налоговом учете. Идеально, когда способ амортизации и в бухгалтерском, и в налоговом учете одинаков. Это упрощает учет.
Если амортизацию выгоднее списывать равными долями, подходит линейный способ. Если выгоднее списать большую часть стоимости в начале эксплуатации, подойдут второй и третий способы, описанные выше.
Учет начисленной амортизации
Все операции по начислению амортизации нужно отражать в учете проводками.
Дебет 20 (26, 44 и другие затратные счета) Кредит 02 — начислена амортизация по ОС.
Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!
Вопрос-ответ
Где в балансе отражается амортизация основных средств?
Начисление амортизации отражают в учете проводками. Дебетуемый счет зависит от вида деятельности организации, от ее структуры и особенностей учетной политики, а также от того, где используется амортизируемое имущество. Дебет 20 (26, 44 и другие затратные счета), Кредит 02 — начислена амортизация по ОС.
Что такое ускоренная амортизация?
Компании вправе использовать коэффициент ускорения амортизации от 1 до 3. Его применяют при соблюдении определенных условий (ст. 259.3 НК РФ). Это работа в агрессивной среде, в промышленно-производственной или туристско-рекреационной зоне, ведение сельскохозяйственной промышленной деятельности, нахождение основного средства на балансе лизингодателя или использование его для морской добычи углеводородов. Ускоренная амортизация предусмотрена также для объектов с высокой энергоэффективностью и предприятий, которые используют основные средства для научно-технической деятельности.
Когда начинает начисляться амортизация основного средства?
Амортизацию основного средства начисляют с месяца, который следует за месяцем постановки его на учет. Допустим, компьютер оприходован в мае 2021 года, амортизацию бухгалтер начнет начислять с 01.06.2021.
Как амортизация влияет на налог на прибыль?
Амортизация — инструмент снижения налога на прибыль.При расчете налога на прибыль из доходов компании вычитают суммы начисленной амортизации по основным средствам и нематериальным активам.
Как начисляется амортизация по нематериальным активам?
Начисление амортизации по нематериальным активам с определенным сроком полезного использования бухгалтер начинает с 1 числа месяца, который следует за месяцем постановки актива на учет. Амортизацию производят до полного погашения стоимости либо списания актива с учета. По нематериальным активам с неопределенным сроком полезного использования амортизацию не начисляют.
Бухгалтерский учет основных средств (ОС)
Данная статья представляет собой шпаргалку для бухгалтеров, которым нужно быстро изучить или освежить в памяти ключевые вопросы, связанные с бухгалтерским учетом основных средств по нормам ПБУ 6/01. Материал будет обновляться каждый раз после внесения изменений в законодательство, поэтому обращать внимание на дату размещения статьи не нужно — шпаргалка будет актуальной всегда.
Нормативная база
В 2020 году и ранее для учета основных средств организации применяли ПБУ 6/01 «Основные средства».
В 2021 году у компаний есть выбор. Они вправе по-прежнему применять ПБУ 6/01, либо перейти на федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 с аналогичным названием (см. «Что изменится в бухгалтерском учете основных средств: читаем новый ФСБУ 6/2020»).
Начиная с 2022 года, все организации должны руководствоваться ФСБУ 6/2020. При этом ПБУ 6/01 утрачивает силу.
В этой статье изложены принципы, закрепленные в ПБУ 6/01.
Что относится к основным средствам
К основным средствам относится актив, то есть имущество организации, для которого выполняются четыре условия:
Примеры основных средств: здания и сооружения, рабочие и силовые машины, оборудование, компьютеры, транспортные средства, инструмент, хозяйственный инвентарь, племенной скот, многолетние насаждения и проч.
Кроме того, в составе основных средств учитываются земельные участки, вода, недра и прочие природные ресурсы, а также капитальные вложения в арендованное имущество и на коренное улучшение земель.
Что не является основными средствами
Предметы, которые числятся как готовая продукция на складе производителя или как товары на складе торговой компании. Такое имущество предназначено для перепродажи, поэтому его нельзя расценивать как ОС.
Кроме того, основными средствами не являются материалы и объекты, находящиеся в пути или переданные в монтаж, капитальные и финансовые вложения (кроме капитальных вложений в арендованные объекты ОС и на коренное улучшение земель).
Что такое инвентарный объект
Это единица бухгалтерского учета основных средств. Инвентарным объектом может быть отдельный предмет (например, шкаф), либо комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющий собой единое целое. Такой комплекс представляет собой несколько предметов с общими приспособлениями и принадлежностями, смонтированных на одном фундаменте. Они могут иметь одинаковое или разное назначение. Главное, чтобы каждый предмет мог выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
На практике возникает много вопросов относительно того, как правильно учесть различные составляющие компьютера: процессор, монитор, принтер, мышь и проч. Чиновники считают, что все перечисленные устройства относятся к одному объекту (см., например, письмо Минфина России от 06.11.09 № 03-03-06/4/950). Но некоторые специалисты придерживаются иной точки зрения и полагают, что раз части ЭВМ не смонтированы на едином фундаменте, то их можно учитывать как отдельные объекты. Именно этот подход кажется нам наиболее корректным. (Также см. «Учет комплексных объектов: амортизировать или списывать единовременно?»).
Как определить первоначальную стоимость объекта
Чтобы принять объект ОС к учету, бухгалтер должен определить его первоначальную стоимость. Это величина затрат на приобретение, сооружение и изготовление основного средства. В первоначальную стоимость, в частности, входят:
Обратите внимание: первоначальная стоимость не включает в себя НДС. Например, основное средство обошлось компании в 120 000 руб., в том числе НДС 20% — 20 000 руб. К первоначальной стоимости нужно отнести только 100 000 руб. (120 000 — 20 000), а сумму НДС учесть отдельно.
Общехозяйственные расходы (зарплата администрации, бухгалтеров, аренда офиса и проч.), как правило, не относятся к первоначальной стоимости. Исключение составляет ситуация, когда такие затраты связаны не со всей организацией, а только с данным основным средством (к примеру, премия, начисленная инженеру за настройку нового оборудования).
В общем случае первоначальная стоимость фиксируется один раз и в дальнейшем не пересматривается. Но из этого правила есть исключения. Так, изменение возможно в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки.
Как принять объект ОС к учету
Все расходы на приобретение, сооружение и изготовление основного средства учитываются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». В итоге здесь формируется величина, равная первоначальной стоимости. В момент, когда объект принят к учету в качестве ОС, бухгалтер списывает данную величину в дебет счета 01 «Основные средства».
Не существует четких правил относительно того, когда именно объект нужно переводить в состав основных средств. Поэтому компании вправе самостоятельно установить этот момент и зафиксировать его в учетной политике. Чаще всего основное средство ставят на баланс на дату ввода в эксплуатацию, либо на дату, когда объект готов к эксплуатации (например, после успешного тестирования).
Активы, стоимость которых не превышает 40 000 руб., допустимо отразить в составе материально-производственных запасов. Это значит, что компания вправе учесть такие объекты на счете 10 «Материалы», а стоимость сразу списать на текущие расходы. Аналогичные правила действуют и в налоговом учете, но там минимальный размер стоимости, который позволяет отнести имущество к основным средствам выше, а именно 100 000 руб..
Особые правила установлены для объектов недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации. Если здание уже построено, и капитальные вложения в него завершены, объект необходимо признать основным средством независимо от факта госрегистрации. В ситуации, когда здание еще не зарегистрировано, его следует отразить на специальном субсчете к счету 01.
При принятии к учету основного средства бухгалтер составляет акт. Можно воспользоваться унифицированным бланком по форме ОС-1 (для зданий и сооружений — по форме ОС-1а, для групп объектов — по форме ОС-1б), а можно разработать собственную форму.
Срок полезного использования
Одной из важных характеристик основного средства является срок его полезного использования. Это период, в течение которого объект приносит организации доход. Организация определяет его самостоятельно.
Для целей бухгалтерского учета использование данной классификации является добровольным, а для целей налогового учета — обязательным. Поэтому, чтобы максимально сблизить два вида учета, большинство компаний при назначении срока полезного использования в бухучете также руководствуются классификацией.
У сложных объектов, состоящих из нескольких частей, сроки полезного использования для каждой составляющей могут существенно отличаться. В этом случае каждую часть необходимо учитывать как самостоятельное основное средство.
Амортизация
После того, как основное средство принято к учету, бухгалтер должен его амортизировать, то есть регулярно списывать на текущие расходы часть стоимости объекта. Исключение предусмотрено лишь для земельных участков и объектов природопользования. Такие ОС не подлежат амортизации, потому что их потребительские свойства со временем не изменяются.
Согласно правилам бухучета существует четыре способа амортизации: линейный; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования и способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Тот или иной способ устанавливается не для отдельного основного средства, а для группы однородных объектов, например, транспортных средств, зданий и проч. Выбранный метод необходимо применять в течение всего срока полезного использования объекта, изменить метод нельзя.
К слову, в налоговом учете действуют иные правила. Там предусмотрено всего два метода: линейный и нелинейный. Тот или иной способ устанавливается не для группы, а для всех объектов, принадлежащих организации, причем выбранный метод амортизации можно менять.
Чтобы избежать расхождений, многие компании по возможности устанавливают и в бухгалтерском, и в налоговом учете линейный метод. Для его применения необходимо рассчитать годовую норму амортизации. Она равна 100%, деленным на количество лет полезного использования. Так, если срок полезного использования равен пяти годам, то годовая норма составит 20% (100%: 5 лет). Затем первоначальную стоимость объекта необходимо умножить на норму, и получится годовая сумма амортизационных отчислений.
Вне зависимости от того, какой способ амортизации применяет компания, бухгалтер ежемесячно должен сделать проводку на сумму, равную величине годовых амортизационных отчислений, деленной на 12. В дебете проводки стоит «затратый» счет, в кредите — счет 02 «Амортизация основных средств».
Добавим, что начинать амортизацию нужно с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда объект принят к учету и отражен на счете 01. Прекращать амортизацию следует при выбытии основного средства, либо после полного погашения его стоимости. Приостановить амортизацию нельзя, кроме случаев консервации сроком более трех месяцев и ремонта, модернизации или реконструкции объекта продолжительностью более 12 месяцев.
Разница между первоначальной стоимостью и начисленной амортизацией называется остаточной стоимостью объекта. В бухгалтерском балансе необходимо указать именно остаточную стоимость, а данные о первоначальной стоимости и амортизации сообщить в пояснениях.
Переоценка основных средств
Проведение переоценки — это право, а не обязанность организации. Другими словами, компания может от переоценки отказаться. Если же соответствующее решение принято, то переоценивать ОС придется ежегодно по состоянию на 31 декабря. Переоценку проводят в отношении всех основных средств, входящих в группу однородных объектов.
В результате переоценки стоимость объекта может быть либо уменьшена (уценка), либо увеличена (дооценка). Измененная стоимость называется восстановительной.
Результаты уценки бухгалтер отражает на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Проводки будут следующие:
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 01 — отражена сумма уценки объекта
ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 91 — отражена сумма корректировки амортизации, сделанной по итогам уценки.
Если в последующие периоды этот же объект будет вновь дооценен на ту же сумму, то величину дооценки нужно показать по кредиту счета 91.
Результаты дооценки бухгалтер зачисляет в добавочный капитал и отражает по кредиту счета 83.
Проводки будут следующие:
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 83 — отражена сумма дооценки объекта
ДЕБЕТ 83 КРЕДИТ 02 — отражена сумма корректировки амортизации в результате дооценки.
Если в последующие периоды этот же объект будет уценен, то сумму уценки необходимо отнести на уменьшение добавочного капитала и отразить по дебету счета 83. Уценку, которая по величине превышает первичную дооценку, нужно частично списать на уменьшение добавочного капитала, а оставшуюся сумму отразить по дебету счета 91.
По основным средствам, которые ежегодно переоцениваются, сумма амортизации рассчитывается исходя из восстановительной, а не первоначальной стоимости.
Как учесть расходы на содержание и ремонт основных средств
Суммы, потраченные компанией на текущий или капитальный ремонт основных средств, списываются на расходы и учитываются по дебету «затратных» счетов. То же относится и к издержкам на техосмотр, поддержание в рабочем состоянии и проч.
При модернизации и реконструкции возможен иной вариант учета. Если в результате данных мероприятий улучшаются первоначально принятые показатели (срок полезного использования, мощность, качество применения и проч.), то затраты не списываются в текущие расходы, а увеличивают первоначальную стоимость объекта. Иными словами, бухгалтер должен отражать затраты на модернизацию или реконструкцию на счете 08, а по завершении работ списать на счет 01. Сумму ежемесячной амортизации необходимо пересчитать исходя из увеличенной первоначальной стоимости и увеличенного срока полезного использования.
Проведение модернизации и реконструкции необходимо зафиксировать в карточке. Компания вправе использовать унифицированный бланк по форме ОС-6, либо разработать свою форму. Если характеристики и назначение основного средства изменились существенным образом, допустимо завести новую карточку, а старую хранить как источник информации.
Списание основных средств
Объект следует списать, если он перестал приносить прибыль, либо в случае его выбытия (например, продажи). Компания должна создать специальную комиссию, в состав которой обязательно входит главный бухгалтер. Комиссия осматривает объект и подписывает акт на списание. Можно применить унифицированный бланк по форме ОС-4 (для транспорта — по форме ОС-4а, для групп объектов — по форме ОС-4б), либо разработать собственную форму В инвентарной карточке делается отметка о выбытии, после чего организации хранит карточку не менее пяти лет.
При списании бухгалтеру надо открыть специальный субсчет к счету 01 (обычно его называют 01-В), и задействовать его в соответствующих проводках.
Остаточную стоимость и затраты, связанные с выбытием, показывают по дебету счета 91, выручку от реализации — по кредиту счета 91. Доходы и расходы от списания отражают в отчетном периоде, к которому они относятся.
В случае списания основного средства, переставшего приносить прибыль, проводки будут следующие:
ДЕБЕТ 01-В КРЕДИТ 01 — списана первоначальная стоимость объекта
ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01-В — списана амортизация
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 01-В — списана остаточная стоимость объекта
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 60 — списана стоимость услуг сторонней организации по ликвидации объекта.
В случае продажи основного средства проводки будут следующие:
ДЕБЕТ 01-В КРЕДИТ 01 — списана первоначальная стоимость объекта
ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01-В — списана амортизация
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 01-В — списана остаточная стоимость объекта
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 91 — получена выручка от продажи объекта
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68 — учтен НДС от продажи объекта.
Учет основных средств и налог на имущество
Во время налоговых проверок инспекторы обязательно смотрят, насколько правильно ведется бухгалтерский учет основных средств. Дело в том, что данные об остаточной стоимости ОС используются при начислении налога на имущество (с 2019 года под налог на имущество подпадают только недвижимые основные средства).
Соответственно, любая ошибка, допущенная при учете основных средств, облагаемых налогом на имущество, может привести к налоговым штрафам и пеням.