Что значит сеять в дух
Толкование на Галатам 6:8
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Галатам 6:8 / Гал 6:8
Иоанн Златоуст (
сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную
Кто наполняет плоть удовольствиями, пьянством, необузданными пожеланиями, тот и пожнет то, что из этого обыкновенно произрастает. Что же это такое? Наказание, отмщение, посрамление, поругание, истление. Ведь роскошные обеды и пиршества не имеют никакого другого последствия, кроме истления, так как и сами они тлеют, и вместе с собой тлят и тело. Напротив, дела духовные не таковы, но совершенно противоположны. Смотри, в самом деле: ты посеял милостыню — тебя ожидают небесные сокровища и вечная слава; посеял целомудрие — тебя ожидают честь и награда, приветствия ангелов и венцы от Подвигоположника.
Источник: Гомилии на Послание к Галатам.
Феофан Затворник (1815−1894)
яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление; а сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный
Предыдущее приточное уподобление получает здесь разъяснение и определенность, которые представляют и побуждение к духовной жизни с отвержением плотской. Два поля открыты нам в нас самих для сеятвы: поле плоти и поле Духа (см.: блаженный Иероним). А сеятель — всякий человек сам с своим сознанием и свободою. Если он своим сознанием и свободным произволением — в плоти и плотском, он сеет в плоть и плотское; если он своим сознанием и свободным произволением — в духе, он сеет в дух и духовное. То или другое всё не вне себя сеет, а в себя, и сеемое составляет его самого.
Что плоть? И что сеятва в плоть? Плоть — самолюбие и самоугодие со страстьми и похотьми, кои осели наипаче в плоти и в ней проявляются и поддержку себе находят. Сеятва в плоть есть размножение самоугодливых и страстных дел, которые выше перечислил уже Апостол (см.: 5:19−21).
Что дух? и что сеяние в дух? Дух — богоподобная сила, которая когда в силе, то, поставив человека сознанием в сердце пред Бога, держит его в благоговейном страхе пред Ним и располагает неуклонно ходить во святой воле Его, в чаянии вечного в Нем блаженства. Сеяние в дух есть размножение тех добродетелей, которые перечислил Апостол выше, в 22-м и 23-м стихах 5-й главы.
Какой плод того и другого сеяния? Сеяния в плоть — нетление, а сеяния в дух — живот вечный. Плоть точно истлеет; потому и все то, чем ее питают, даром пропадает. Но если б этим только ограничилось пагубное следствие сеяния в плоть, то это не представляло бы ничего страшного и, следовательно, остепеняющего плотоугодников: нет, тут нетление разумеется вечное, в соответствие животу вечному. Душа облечется в нетленное тело и вместе с ним будет вечно пожинать нетление, как с ним и самоугодничала. Нетление будет постоянное разложение тела огнем, червями, холодом, будет разложение раздирающее, но не уничтожающее; это нетление неистленное. В душе — свое разложение, свои терзания, тоже мучительные столько, что уничтожить бы сильны были и тело и душу, но ни то, ни другое не уничтожатся, чувствовать только будут, что жизнь их от нестерпимости страданий будто на волоске, а все целы будут: так целую вечность. Заметить следует, что Апостол не сказал: пожнет нетление плоть, а — сам человек будет пожинать сие нетление за то, что творил плоти-угодие в похоти. От плоти,- то есть за плоть, за жизнь плотскую. Сеятва в плоть прорастит ему нетление: и он будет жать его всю вечность.
Плод сеяния в дух — живот вечный. Дух, обессиленный падением, восставляется в силе благодатию Святаго Духа. Благодать Святаго Духа держит дух человека в показанном выше настроении и чрез него производит означенные Апостолом плоды Духа. Каждый из сих плодов появляется вследствие изгнания из сердца соответствующего ему страстного расположения; изгнания, произведенного трудом и потом самого человека, под действием благодати Святаго Духа. Если каждую страсть назовем раною души или болезнию, что и значит греческое их наименование: παθος, — то изгнание страсти и внедрение вместо нее доброго расположения, — плода Духа, будет залечение раны, исцеление болезни. Когда плодами Духа изгнаны будут все страсти, тогда все раны и болезни души и тела будут уврачеваны, и естество человеческое восприимет первоначальную здравость и целость, и даже высшую той. Как нетление привзошло вследствие восприятия самости и страстей, то по изгнании их надлежит царствовать в естестве нашем неистлению, здравию, целости, в коих радость жизни. Так прямое следствие сеяния в дух есть живот вечный и блаженный. «Кто стремится к духовной цели и следует законам Духа, тот приобретет жизнь вечную» (блаженный Феодорит).
Святой Златоуст говорит: «как в семенах — кто сеет горох, тот не может пожать пшеницы; ибо жатва бывает однородна с семенем: то же бывает и в делах. Кто наполняет плоть свою удовольствиями, пьянством, необузданными пожеланиями, тот и пожнет то, что обыкновенно от сего вырастает. Что же это? Наказание, отмщение, посрамление, поругание, истление. Ибо многоценные и роскошные трапезы и пиршества оканчиваются одним истлением. И сами они тлеют, и вместе с собою тлят и тело. Напротив, дела духа не таковы, но совершенно противоположны плотским. Смотри, ты посеял милостыню, и тебя ожидают небесные сокровища и вечная слава; посеял целомудрие, тебя ждут честь и награда, приветствия Ангелов и венцы от Подвигоположника».
Источник: Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.
Иоанн Кронштадтский (1829−1908)
сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную
Отсюда очевидна необходимость ходить духом и не совершать похоти плотской. Какие же признаки хождения духом? Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (ст. 22−23).
Источник: Дневник. Том II. 1857−1858.
Августин (354−430)
сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную
Сеять в духе значит служить праведности из веры и не уступать греховным желаниям, даже если они исходят от смертной плоти… Под благодатью мы сеем в слезах, когда желания исходят из нашего животного тела, которому мы сопротивляемся несогласием (ср.: Гал. 5:17), чтобы пожать радость, когда тело наше обновится и уже никакая тягость или опасность искушения не будут исходить из физического источника.
Источник: Изложение Послания к Галатам.
Иероним Стридонский (
сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную
Все, что мы говорим, мыслим, делаем, сеется на двух полях: в плоти и в духе. Если то, что исходит от руки, уст и сердца, хорошо, то оно посеяно в духе и принесет обильный плод вечной жизни. А если дурно, то взято с поля плоти и заразит нашу жатву тлением…
Нужно обратить внимание и на то, что о сеющем в плоти добавлено: в плоти своей. А о сеющем в духе не говорится: в духе своем, а просто — в духе. В самом деле, кто сеет доброе, тот сеет не в своем именно духе, а в Духе Божием, от Которого и пожнет жизнь вечную.
Источник: Комментарий на Послание к Галатам.
Марий Викторин (281/291−382/386)
сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную
Галаты, которые полагали, что им следует принять правила иудеев, соблюдать субботу, совершать обрезание и все прочее в таком роде, действовали, руководствуясь разумением плоти, уповали на плоть и пеклись о плоти. Всякий, уповающий на плоть и сеющий в плоть свою, пожнет от плоти, т.е. [получит] плод плоти. Что это за плод? Тление, говорит Павел. Ведь плоть подвержена тлению, и таков ее конец, что она истлевает, ветшает, умирает и гибнет. Стало быть, лучше уповать на дух, чтобы иметь надежду на то, что от духа и что есть плод духа; в этом смысл сеяния в дух, т.е. в жизнь вечную. Ведь эта [земная] жизнь есть жизнь, но не жизнь вечная. Живущий в духе и действующий по духу ничего не делает по плоти, но сеет для себя жизнь вечную. И такова будет его жатва, что, покинув (сей мир), он воспримет жизнь вечную.
Источник: Комментарий на Послание Галатам.
Лопухин А.П. (1852−1904)
сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную
Теперь Ап. говорит не о том, что сеется, а о почве, в которую бросаются семена. От различия почвы зависит и различие получаемой жатвы. Кто бросает семена в плоть, т. е. заботится о плоти, тот от этой почвы получит только тление. Напротив, кто сеет в дух, на почве духа, тот получит от духа вечную жизнь, так что общее правило, приведенное в конце 7-го стиха, здесь оказывается также приложимым. Ап. хочет этим сказать, что кто употребляет свое имение только для улучшения собственного благосостояния (Рим. 13:14), кто равнодушно проходит мимо нуждающихся братьев, тот не получит ничего, кроме того что может дать та почва, на которую он употребляет свое достояние, т. е. ничего кроме тления (ср.: Кол. 2:22; 2 Пет. 1:4, 2:12, 19). Тот же, кто, напротив, свое земное стяжание употребляет на благо общества, и именно на благо духовное, тот, — конечно, не от денег, а от Духа, на служение которому он отдал себя, — получит вечную жизнь (ср.: Мф. 6:19−24; 19:21).
Поступать по духу. Плод духа. Сеять в дух. Жить по духу. Жить верой
Каждый раз, когда мы размышляем над Словом, нам необходимо ясно видеть то самое учение Христа, которое нам преподносит Дух Святой. Дух должен прославить Христа, научить нас и напомнить нам то, что говорил Иисус. А значит то, как поступать по духу, нам должно быть ясно и понятно изложено в Слове.
Сразу хочу, чтобы вы обратили внимание на то, что в следующем стихе говорится о ПЛОДЕ духа. Дело в том, что очень часто вам могли приходить мысли о том, что вы не соблюдаете всего написанного в Слове. Что вы не проявляете любовь в некоторых ситуациях. Что вы не проявляете веры, кротости, воздержания. И некоторые лжеучителя используют это для того, чтобы «пленять» верующих, загонять их закон, в самоосуждение.
Давайте внимательно разберемся с тем, как Дух Святой через Павла учит нас борьбе с грехом, с проявлениями плоти.
Плод духа
Как мы уже говорили, плод появляется после посева и выращивания. Это закон сеяния и жатвы, который неизменен.
Получается, что для того, чтобы было явлено действие Божье, плод Божий, с нашей стороны должен произойти посев. И не надо думать, что будет как-то иначе. Это закон и нам сказано не обманываться.
И что очень важно – проявление любви, благости, милосердия, веры – это никак не связано с вашими способностями, разумом или знаниями. Это – Его плоды, в Его саду.
Сеять в дух
Поступать по духу, сеять в дух. Эти слова говорят об одном.
Слово Божье – это и есть дух. Но только тогда, когда мы имеем откровение от Бога. Без откровения свыше – это просто буквы на бумаге.
Давайте посмотрим на реальные примеры. Вас обидели. В вашем сердце, разуме появляются различные мысли. Одни говорят, что надо простить и забыть, а другие строят ковы против обидчика. Всё по плану. Дух и плоть друг другу противятся.
Большой ошибкой верующих людей является их ожидание определенных чувств по отношению к обидчику. Они молятся и просят у Бога любви к этому человеку, просят, чтобы обида ушла и т.д. Но, как правило, это состояние остается и только со временем какие-то изменения происходят, они не постоянны и не совершенны. Но это приписывают в заслугу Богу.
Давайте ещё раз вспомним наше учение – поступайте по духу и вы не будете грешить. Мы только что говорили, что любовь, благость, кротость – это плоды духа, в который мы должны были что-то посеять, поступая по духу. Что же это такое?
Дух желает противного плоти
Получается, что поступать по духу – это делать то, что не нравится плоти. Или точнее – делать то, ПРОТИВ чего плоть восстает. Очень простое евангелие. Надо умереть для себя. Распять плоть со страстями и похотями. И напоминаю вам еще раз о плодах и посеве. Сразу ничего не будет. Проявив терпение – вы получите то, что обещано.
Поступать по Слову
Встав утром или днем (у всех разная работа), у вас есть возможность получить Слово от Бога на этот день. Как манну. И не просто прочитать, а получить откровение. И что самое важное –исполнить. Вы заметите, что сначала это сделать трудно. Надо постоянно помнить о том, что было изучено. Ваш разум будет с этим бороться. Ваша плоть будет противиться. Но это надо сделать. Это должно войти в привычку.
Если у вас проблемы со здоровьем, то это не значит, что Бог будет давать вам Слово о здоровье, исцелении. В идеале, мы говорим о том, когда у человека нет больших проблем. Мы не о дне бедствия и страха говорим. Не надо тянуть до этого.
Павел говорит, что каждый день умирает. Каждый день мы нуждаемся в пище. Каждый день мы должны наставлять друг друга используя действие Духа Святого. Это и есть сеяние в дух. И пройдет совсем немного времени, и грех исчезнет, любовь возрастет, вера проявится. Просто исполнять Слово.
Не будете исполнять вожделения плоти
Есть такие вещи, которые происходят в этом мире без нашего участия. Утро, весна, жизнь и смерть… Это было до нас и будет после нас. И мы видим, что Дух дает нам еще один духовный закон, духовную аксиому. Поступайте по духу и ВЫ НЕ БУДЕТЕ ИСПОЛНЯТЬ желания плоти. Это обещание, обетование, закон. Называйте как хотите. Но это правда.
Человек не сможет исполнить Слово. Сам человек не может спастись. Если бы это было возможно, то не нужен был бы Христос.
Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу. (Лук.18:27)
Если живем духом
Если живем духом, то и поступать по духу должны. Обратите внимание на порядок слов в предложении. Обычным для нашего разума является то, что поступки человека определяют, кто он. Об этом даже в евангелии написано – судить по плодам.
В Слове говорится, что живем мы верой, потому что праведны (оправданы). Вера это уверенность в невидимом и осуществление ожидаемого. Слово утверждает, что мы Христовы, а значит, наша плоть распята и живем мы уже духом. Мы этого не видим, но верим. И веря в это, нам говорится поступать по духу.
Я исполняю Слово ИСХОДЯ ИЗ ТОГО, что я живу духом, а не из того, что я грешник, из того, что я вижу. И сея таким образом в дух, я пожну то, что не буду исполнять вожделения плоти.
Как вывод
Вы проснулись сегодня и поблагодарили Бога за новый день, прославили его за спасение во Христе, за то, что вы совершенны благодаря Ему, что можете входить во Святое Святых посредством Крови Христа. Благодарите, что Христос в вас и производит в вас Свои желания и Свои действования, к которым Он вас призвал. Всё это называется исповеданием веры.
Далее вы, утверждая, что созданы на исполнение его добрых дел, вопрошаете Бога о Слове, которое не должно вернуться к Нему тщетным, но исполнить то, для чего вам дастся. Вопрошаете о Его воле. И, получив Слово, исполняете его, а не забываете, как своё изображение в зеркале. Делая это каждый день, вы увидите плоды: любовь, мир, радость, вера, кротость, долготерпение, благость, милосердие, воздержание. Плоды того, что вы посеяли в дух.
Поступайте по духу, почитайте себя мертвыми для греха, живыми для Бога.
Related Posts
Слава от Бога. Как искать славы от Бога? Преображение в образ Сына
Обсуждение книги «Живое христианство и тайна беззакония»
Комментарии
О духовных и плотских христианах В результате рождения свыше человек становится дитем Божьим, но он еще духовный младенец, которому необходимо «чистое словесное молоко, дабы от него возрасти во спасение» (1Петр. 2:2). Если дитя Божье не идет по пути духовного возрастания, не исполняет четыре законa духовного роста, о которых говорилось выше, то в нем начинает проявляться его плоть, то есть его греховная природа. В нем начинается внутренняя духовная борьба между его возрожденным духом и его плотью, «ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5:17). Эта греховная природа часто заставляет верующего поступать вопреки его воли, так что он «доброго, которого хочет, не делает, а злое, которого не хочет, делает» (Рим. 7:19). Вот это портрет плотского христианина (Рим. 7:15-25; 1Кор. 3:1). Духовный христианин живет не по плоти, а по духу (Гал. 5:25; Рим. 8:4-5). В плотском христианине, по словам апостола Павла, действует «закон греха и смерти» (Рим. 7:23; 8:2), который заставляет верующего человека согрешать. Для того, чтобы перейти с плотского состояния в духовное, необходимо освободиться от закона греха и смерти и перейти под действие «закона жизни во Христе Иисусе» (Рим. 8:1-2). В следующей главе книги будет подробно рассмотрено, как это осуществить, и что христианину нужно сделать, чтобы перейти из плотского состояния в духовное.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Гал. 6:7
Свт. Иоанн Златоуст
Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет
Свт. Феофан Затворник
Не льститеся, Бог поругаем не бывает: еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет
Выводит это Апостол из общего закона: что посеешь, то и пожнешь. Но тут же видна мысль: а что ты сеешь, то, как ни прячь его и как его ни подкрашивай, в свое время придет въявь и послужит тебе или к оправданию, или к обличению. Только истинное плодоношение получит светлую награду. Все, кажущееся добрым, а не сущее таковым, не устоит в своей личине пред светом всепроникающего суда Божия. Что кто посеял в естестве своем, что есть он по итогу всей жизни и деятельности, таковым он и признан будет, по тому определится его прямое достоинство, такое и место получит, и соответственную ему сумму или благ, или казней. Вот что пожнет и целую вечность будет жать.
«Бог всяческих над всем назирает; не думайте, чтобы не знал Он, что делается. Но знайте, что жатва будет соответствовать посеву; что посеешь, то и пожнешь» (блаженный Феодорит). «Бог знает сердца ваши, не безызвестны Ему силы и способы ваши. Правдоподобное извинение себя может удовлетворить человека, Бога же обмануть оно не может» (блаженный Феофилакт).
Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.
Прп. Ефрем Сирин
Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет
Блж. Иероним Стридонский
Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет
Провидя духом, что те, которые находятся в обучении и должны помогать [своему] учителю содержанием и необходимым для жизни, могут заявить о своей бедности… апостол прибавил: Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает.
Комментарий на Послание к Галатам.
Блж. Феофилакт Болгарский
Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную
Так как часто некоторые обвиняли учителей в дурной жизни, презирали их и не питали их в бедности, то он, хотя это и после говорит: делая добро, да не унываем, но и теперь показывает, что и к таким учителям должно быть щедрыми, так как эта трата происходит на дело духовное. Итак, сравнивая издержки на дела плотские с тратой на духовное, он говорит; если ты будешь тратиться на плоть, приготовляя обеды и разные приправы, сея пьянство, роскошь и обжорство, то пожнешь тление. Ибо и само это гибнет, и тело с собой губит. А если будешь сеять духовно, то есть духовные дела, обнаруживая ко всем сострадание и храня воздержание, то пожнешь жизнь вечную. Ибо Бог осмеян и обманут не бывает, но воздаст тогда каждому свое. Итак, лучше тратить на дела духовные, к которым относятся и издержки на учителей, чем на плотские наслаждения, которые тленны и растлевают тело. Потому что от наслаждений и излишеств происходят болезни.
Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.
Марий Викторин
Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет
Комментарий на Послание Галатам.
Лопухин А.П.
Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет
Толковая Библия.
Глава VI
О различных особенных обнаружениях христианской любви (1–10). Заключение к посланию (11–18)
Против этого положения Апостола иудействующие, по-видимому, немало восставали и вооружали Галатов, позволяя себе насмехаться ( μυκτηρίζεσθαι – по-русски, не точно: «поругаться» – в выражении: «Бог поругаем не бывает» ). Вместо того, чтобы говорить о себе, Ап. говорит о Боге, что над Ним нельзя насмехаться, как это делали иудействующие, насмехавшиеся, собственно, над Павлом. Таким образом, Апостол хочет сказать, что порядок, существующий в Церкви, есть воля Самого Бога. Бог, также, печется о том, чтобы человек всегда пожинал то, что посеет; здесь на земле, от известного семени получается такое же семя.
«Да не унываем» – точнее: «не станем оставлять его». Человеку иногда приходится уставать под бременем принятого им на себя долга делания добра ближним. Но он должен скорее стряхнуть с себя чувство такой усталости.
Христианин должен благотворить всем людям, но все таки прежде всего тем, кто родствен ему по вере.
Ап. не принадлежит к разряду таких, ищущих расположения мира, людей. – «А я не желаю» – точнее: «да не будет со мною того, чтобы». Тогда как те ищут себе славы, стараясь на большее число язычников наложить печать иудейства, Апостол единственным предметом своей гордости считает крест Христов, который в то же время есть и его крест: он сам пережил и перечувствовал то, что пережил и перестрадал Христос на кресте ( Гал.2:19 ). И как для Христа Его отношение к узким границам иудейской национальности прекратилось со смертью на кресте, так и для Павла, который участвует в этой смерти. Через распятого Иисуса мир для Павла и Павел для мира – умер. Что Ап. действительно умер для мира – это совершенно верно, потому что теперь, в настоящее время, уже не имеет значения ни обрезание, ни необрезание: существуют только новые «тв орения», созданные во Христе для новой, вечной, жизни (ср. 2Кор. V:17 ).
Ап. в послании сказал немало неприятного для читателей. Как бы покрывая любовью своею все их проступки и желая показать, что он не гневается на них, он шлет им приветствие такое же, какое обычно прибавляет в своих посланиях и называет их «брат ьями».
Намек на это некоторые толкователи находят в посл. к Гал.4
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Глава шестая
наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
Так как, будучи человеком, невозможно быть безгрешным, то он убеждает не относиться строго к грехам ближнего, но переносить их, чтобы потом и его грехи мог переносить другой.
и таким образом исполните 🙁 αναπληρώσατε ) закон Христов.
Опять ниспровергает здесь гордость, показывая, что считающий себя чем-то ничтожен и этим самым мнением доказывает свое ничтожество, и обманывает не кого-нибудь другого, а себя.
Пусть исследует, говорит он, тщательно свои действия (это ведь значит слово – «да испытывает» ), не сделал ли он что-нибудь по тщеславию, или по лицемерию, или по другой какой-нибудь человеческой причине, и тогда пусть не хвалится пред другим. А если он не удержится, пусть хвалится перед собой, то есть подвергая суду себя самого, пусть нынешнее дело считает лучше вчерашнего и величается добрым делом. Но апостол говорит это по снисходительности, а не в смысле узаконения, чтобы мало-помалу уничтожить тщеславие такого рода. Ибо привыкши не тщеславиться, как фарисей, пред ближними он скоро перестанет хвалиться и пред самим собой.
Зачем хвалишься пред ближним? И ты, и он понесете каждый свое бремя и тогда будет оценено дело каждого. Посему, когда ты имеешь бремя и труды, не хвались добрым делом ни пред другими, ни пред самим собой.
Наконец, говорит об учащих, дабы наставляемые ими помогали наставникам не в одном чем-нибудь, но во всех благах, уделяя им пищу, одежду, оказывая почтение, расположение и все вообще хорошее. Ибо получаешь больше того, что даешь: вместо вещественных благ получаешь духовные. Посему и называет это дело общением, потому что происходит обмен. Но почему Христос определил, чтобы учителя получали пропитание от учеников? По двум следующим причинам: чтобы, с одной стороны, учителя не превозносились сильно, но, нуждаясь в учениках, были скромны, и чтобы посвящали время только слову, не заботясь о пище, а с другой стороны, чтобы и ученики в доброте к своим учителям учились быть такими же и по отношению к другим, и в то же время не стыдились и сами, находясь в бедности и нужде, так как и учителя их таковы.
Немного поговорив в нравственном духе, он снова возвращается к прежнему, что тревожило его сердце, и показывает, что сам, собственноручно, написал все это послание, не для того, чтобы только показать к ним любовь, но чтобы и уничтожить злое подозрение. Так как клеветали, что он проповедует одним одно, другим – другое, поэтому он вынужден был дать письменное свидетельство своей проповеди. А прочие послания писали другие, сам же он подписывал только приветствие. Выражение же «как много» ( πηλίκοις ) указывает не на обширность, а на некрасивость письма, как бы говоря: хотя я и не умею прекрасно писать, однако принужден был собственноручно написать это послание.
только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,
И по другой, говорит, причине они делают это. Ибо, чтобы не подвергнуться им преследованию и гонению из-за креста и веры, – потому что они преступают ее и обрезываются, – они желают и другим быть участниками в обрезании.
Те, говорит, пусть хвалятся обрезанием, делом отмененным, но для меня да не будет другой похвалы, «разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (то есть верой в Распятого), который (крест) отменил закон. Отвращался от сего как непотребного, призывая даже на это помощь Божию. В чем же состоит похвала о кресте? В том, что для меня, недостойного, был распят Господь, так возлюбивший меня, что предал даже Самого Себя. Итак, для Павла и для всякого верующего крест служит предметом похвалы, потому что в нем проявляется любовь Господа к нам. И какой раб не хвалится любовью своего господина?
которым для меня мир распят, и я для мира.
Миром называет житейские дела: славу, богатство, удовольствие. Итак, они умерли для меня и я мертв для них: двойное умерщвление. И они не могут овладеть мной, так как мертвы, и я сам прибегнуть к ним, потому что мертв.
Не указывай, говорит он, мне на обрезание, которое не имеет никакой силы и бесполезно, как и необрезание: ибо Христос все обновил и требует от нас новой жизни. Жизнь по Христе «новая тварь» потому, что души ваши, обветшавшие грехом, теперь обновились крещением, и потому, что в будущем веке, обновившись телом и сделавшись нетленными, мы удостоимся нетления и славы. Итак, кто пребудет в этом правиле новой жизни по образу Христа, избегая обветшавшего и потерявшего силу обрезания, тот достигнет мира с Богом, освободившись от грехов, которые делают Бога врагом нам, и удостоится человеколюбия, не подвергаясь уже ненависти, как враг Божий, но удостаиваясь милосердия, так как наступил для него мир крестом и благодатью. И таковые составляют Израиля в собственном смысле, как видящие Бога, а те, которые не таковы, хотя бы и были израильтянами по роду, ложно так называются. А это заимствовал Павел у Давида, который говорит: мир на Израиля ( Пс.114:5 ).
Это говорит он не как утомленный и обезнадеженный. Да и как это возможно тому, который увещевает: «настой во время и не во время» ( 2Тим.4:2 ); а из желания, чтобы данные им постановления, были непоколебимы, и чтобы галаты не ждали от него ничего другого, но были убеждены, что он так проповедует.
ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.