Что значит сетевое взаимодействие
Сетевое взаимодействие: новый уровень образования
Что может дать сетевое взаимодействие образовательным организациям? Пожалуй, никто не сможет ответить на этот вопрос лучше руководителя школы, в которой уже накоплен большой опыт в этой области, где педагоги отработали схему поиска партнеров и научились объединять ресурсы своей не самой большой школы с ресурсами соседей таким образом, что результатам могут позавидовать столичные центры образования. Алексей Голубицкий, директор СОШ «Школа будущего», п. Большое Исаково Калининградской области делится своим опытом такого сотрудничества.
Соперничество плюс… сотрудничество
Сегодня в образовании чрезмерное внимание уделяется стимуляции конкуренции. Это выражается, например, в абсолютизации значения рейтингов. Получила распространение установка: чем выше позиция школы, тем лучше качество образования в ней — примитивная, безапелляционная зависимость. Такой подход с неизбежностью порождает жесткую конкуренцию между школами. И эта тенденция не всегда идет на пользу системе образования в целом.
Соперничество, наверное, не стоит абсолютизировать в нерыночной среде, к которой относится образование, ведь муниципальная школа — это не супермаркет. До некоторой степени конкуренция оживила процесс реорганизации общего образования. Но к сегодняшнему дню стимуляция конкуренции между образовательными организациями исчерпала свой мобилизационный ресурс и начинает тормозить развитие системы. Зачем взаимодействовать с соседями, повышая их позицию в рейтинге? Часто лично наблюдал, как школы-конкуренты не позволяли своим учителям участвовать в образовательных событиях друг друга, отказывались обмениваться нормативными документами, блокировали возможные совместные мероприятия. Это сегментирует и обедняет образовательную среду отдельных муниципалитетов и регионов, ограничивает взаимный доступ к ресурсам друг друга.
Необходим инструмент, дополняющий и уравновешивающий конкуренцию, направленный на стимулирование сотрудничества образовательных организаций.
На мой взгляд, современным механизмом развития образования может стать сетевое взаимодействие. А объектом управления — не столько школа как учреждение, а образовательная программа. Это означает, что при выделении финансирования ориентиром должно стать не функционирование школы, детского сада, колледжа или дома творчества, а развитие человека — конкретного ребенка.
Современный подход определяется приоритетом интересов ребенка перед интересами того или иного учреждения. Ведь образование — это не способ социальной поддержки отдельной группы населения, это институт, нацеленный на развитие людей и максимальное раскрытие их талантов, помощь в социализации.
Если, к примеру, в моей школе есть талантливый учитель физики, а интересующийся физикой ребенок учится в соседней школе, это не должно стать барьером для их взаимодействия.
У нас есть конкретный опыт организации как очных, так и дистанционных занятий.
Расширение границ ответственности
Важный момент: в сетевое взаимодействие вступают те, кто осознает свою миссию в образовании. Мотивация, направленная на завоевание верхних строчек рейтинга и новых званий, вряд ли станет предпосылкой для поиска сетевых партнеров.
Наглядным примером масштаба личности и границы ее влияния на среду может служить престижная квартира с дорогой отделкой и роскошной мебелью, которая расположена в грязном, неухоженном подъезде. В этом случае миссия заботливого хозяина заканчивается на пороге квартиры. Бывает и так, что зона деятельной ответственности соседей распространяется на подъезд, двор, улицу, и это сразу видно по их состоянию.
Так же и директор: он может ограничиться собственной школой или распространить свое внимание, участие шире. И из этого широкого взгляда на образование как на наше общее пространство рождается взаимодействие школ.
Быть частью сети — это…
В чем преимущества сетевого взаимодействия?
Представьте, что вы забыли мобильный телефон дома. Какие чувства вы испытаете, осознав это? Обычно в такой ситуации человек ощущает растерянность и беспокойство по поводу того, что, возможно, пропускает важные звонки и сам не может получить и передать информацию. Между тем многие наши коллеги годами находятся «вне сети» — профессиональной сети, не испытывая подобного дискомфорта. А взаимодействие школ может исправить эту ситуацию — подключить педагогов к информационному полю, дать возможность всегда быть на связи со значимыми партнерами. Так они получают поддержку, помощь и доверие.
И что интересно — сеть актуализирует те ресурсы, которые мы не можем реализовать сами, но можем обменяться друг с другом. Вот пример. Одна наша учительница по своей инициативе прошла курсы повышения квалификации по новой образовательной технологии. Мы приобрели программное обеспечение, дорогостоящее оборудование. Но до его активного использования у педагога как-то руки не доходили. Подождав месяц-другой, я решил сдвинуть дело с мертвой точки при помощи административной уловки. Пришел с известием: скоро на базе школы пройдет региональный семинар по той самой технологии. Учительница обрадовалась: «А кто будет проводить?» — «Вы».
Хитрость удалась. Технология в течение месяца активно использовалась в практике, оборудование было успешно освоено. А семинар действительно состоялся, хоть и был изначально придуман как повод. Больше того, учительница ощутила статус первого в регионе носителя новой технологии, успех в роли консультанта коллег не только из своей школы. Можно сказать, что этот эпизод стал значительной ступенью в профессиональном развитии педагога.
Статья о сетевом взаимодействии
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Модернизация системы образования, происходящая сегодня, способствует перестройке деятельности образовательных учреждений, которые ищут новые формы работы с учащимися, новую модель взаимодействия, позволяющую обеспечить высокое качество образовательных услуг на протяжении всей образовательной деятельности и выполнить требования ФГОС. Взаимодействие образовательных учреждений сегодня становится современной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться.
Что значит термин «сетевое взаимодействие»? Обратимся к некоторым его толкованиям, выберем то, которое наиболее подходит нам.
Сетевое взаимодействие – это совместная деятельность нескольких образовательных организаций, созданная для обучения, взаимообучения, совместного изучения, обмена опытом, проектирования, разработки, апробирования или внедрения учебно-методических комплексов, методик и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образования. Сетевое взаимодействие – это горизонтальное взаимодействие между образовательными организациями по распространению функционала и ресурсов.
Иные трактовки данного понятия звучат следующим образом.
1. Сетевым взаимодействием между образовательными организациями именуется любое происходящее между ними взаимодействие (например, конференции, педагогические совещания и любые совместные мероприятия).
При такой трактовке происходит максимальное размывание представления о том, что есть сетевое взаимодействие.
2. Сетевым взаимодействием между образовательными организациями именуется всякое взаимодействие между образовательными организациями, использующее интернет.
3. Сетевым взаимодействием именуется такое взаимодействие, в котором образовательные организации информационно обмениваются друг с другом какими-то ресурсами (находками, идеями, способами деятельности), то есть обмениваются именно тем, что составляет школьную уникальность.
Это такой контакт, в котором каждый участник взаимодействия предъявляет некий индивидуальный субъектный ресурс, и из взаимодействия этих ресурсов рождается некоторое новое системное качество, которого в принципе не существовало до момента этого взаимодействия.
В нашем районе такая форма деятельности становится актуальной, поскольку требования к современному качеству образования возрастают, а недостаточное материальное оснащение, постоянная нехватка высококвалифицированных педагогических кадров и специалистов социально-психологической службы в сельских школах не могут дать достаточного уровня качества обученности. Школы в сельской местности не всегда соответствуют тем требованиям, что изложены в стандарте, не все образовательные организации могут обеспечить такое важное положение стандарта, как осуществление внеурочной деятельности. А профильное обучение на уровне среднего образования согласно ФГОС становится для наших школ чуть ли не утопией. Совместная же продуктивная деятельность может дать хорошие результаты, привлечь внимание не только педагогов и учащихся, но и родителей, общественность.
Считаю необходимым для успешного развития системы образования в нашем районе создания такой деятельностной модели сетевого взаимодействия школ, дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования, которая могла бы работать в двух направлениях: дистанционно и очно. К дистанционному направлению можно отнести следующие виды работ: дистанционная учебная деятельность, общие уроки, виртуальные уроки, дистанционная внеурочная деятельность, работа по ИУП, дистанционные консультации, обобщение педагогического опыта, совместная деятельность педагогов, совместная деятельность учащихся, привлечение родителей в образовательную деятельность. К очным формам взаимодействия относятся творческие лаборатории учителей, школьные и другие мастерские, конференции, методические объединения, семинары творческих педагогов, школу молодого педагога и др.
Целями создания и развития модели сетевого взаимодействия вижу:
Создание равных возможностей образовательных организаций для использования ресурсов сети;
Обеспечение доступности образовательных услуг для обучающихся через сетевое взаимодействие организаций средствами ИКТ.
рационально использовать расходы на образовательную деятельность малокомплектных школ;
разработать и систематизировать научно-методическое сопровождение сетевого взаимодействия;
привлечь общественность в управление деятельностью сетевого взаимодействия.
Обеспечение доступности качественных образовательных услуг во всех образовательных организациях района на основе сетевого взаимодействия.
Создание банка образовательных услуг.
Организация научно-методического сопровождения педагогов.
Решение проблемы дефицита высококвалифицированных педагогических кадров в сельских школах района.
Предоставление возможности получения недоступных иным способом образовательных услуг.
Повышение результативности участия в олимпиадах различного уровня.
Развитие творческой инициативы и организация интеллектуального досуга учащихся.
Формирование набора ключевых компетенций у учащихся в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной и информационных сферах.
Повышение качества подготовки молодых специалистов.
Проблемы, решаемые в ходе сетевого взаимодействия:
отсутствие равных возможностей к получению качественного образования;
невозможность расширенного изучения отдельных предметов увлеченными учащимися;
вынужденная приостановка учебного процесса из-за экстремальных погодных условий, эпидемий, болезней учащихся и педагогов;
недостаточность информации об уникальных/эффективных методиках преподавания;
невозможность создания узкопрофильных методических объединений;
несформированность педагогических компетенций у молодых специалистов;
недостаточный набор образовательных услуг, в том числе и внеурочной деятельности;
дефицит кадровых и материальных ресурсов, предопределяющих успешность самореализации участников образовательной деятельности;
отсутствие систематизации работы с компьютерными ресурсами.
Естественно, при реализации модели сетевого взаимодействия, возникает ряд проблем, связанных с отсутствием единого представления о целях и задачах, ясного понимания стратегии действий. Но здесь это и не есть главное, главное и самое сложное в сетевом взаимодействии – это при наличий одной проблемы найти различные рациональные пути её решения из разных точек сети. Причем автор идеи решения той или иной проблемы должен сам ее и осуществить, либо выстроить конкретные предложения о сотрудничестве. Динамичные процессы в сети запускает тот, кто в большей мере понимает общее положение, чего-то хочет и готов брать на себя ответственность. Поэтому главным сегодня остается то, что без инициативы не будет ничего положительного. Все требования стандарта можно реализовать только на основе полномасштабного взаимодействия всех имеющихся образовательных организаций и организаций дополнительного образования. Причем каждый, входящий в сеть, должен обладать высокой степенью ответственности за все происходящее внутри взаимодействия.
«Сетевое взаимодействие образовательных организаций: возможности и перспективы.»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» РТ
«Сетевое взаимодействие образовательных организаций:
возможности и перспективы.»
Зиннурова Гульназ Акдасовна
«Сетевое взаимодействие образовательных организаций:
возможности и перспективы».
Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться.
Сетевое взаимодействие – это совместная деятельность образовательных учреждений (организаций), направленная на обеспечение возможности освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Учреждения дополнительного образования заинтересованы в использовании ресурсов других организаций: школ, детских садов, вузов, которые имеют лицензии на образовательную деятельность другого вида, а кроме этого в сотрудничестве с не образовательными организациями: музеями, библиотеками (лесничество, агроферма, строймонтаж сервис) и многими другими, не имеющими лицензий на образовательную деятельность.
Договор о сетевой реализации образовательных программ предъявляет высокие требования к партнерам по сетевому взаимодействию. Его основные элементы определяет 15 статья Закона «Об образовании Российской Федерации».
Алгоритм условия такого договора подробно описаны в изданных Министерством образования и науки Российской Федерации в 2015 году «Методических рекомендациях по организации сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, промышленных предприятий и бизнес – структур в сфере научно- технического творчества, в том числе робототехники».
Итак, целью сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования является – создание единого образовательного пространства для обеспечения качества и доступности образования, выполнение заказа общества на формирование успешной личности.
Задачи, решаемые в процессе сетевого взаимодействия:
Анализ спектра запросов партнеров по организации сетевого взаимодействия;
Обмен опытом, совместная реализация образовательных проектов и социальных инициатив;
Повышение качества образования, доступности услуг;
Расширения круга общения обучающихся, позволяющего им получить социальный опыт, способствующий формированию их мировоззрения;
Совершенствовать управление учреждением, научно-методического психологического сопровождения учебного процесса, переход от управления образовательным учреждением к управлению образовательными программами.
Формы и методы сетевого взаимодействия.
Реализация образовательной программы с привлечением учреждений сети.
Взаимодействие в использовании материально-технических ресурсов.
Сетевое образовательное событие – разовые несистемные мероприятия совместной деятельности: акции, экскурсии, практики, стажировки и т.д.
Сетевой образовательный проект – определенная по времени совместная деятельность по достижению определённой образовательной цели.
Сетевые формы взаимодействия набирают обороты в системе образования, сегодня их рассматривают в ряду инноваций, приписывая значительное число возможностей и достоинств. В современном информационном обществе, где информация распространяется с огромной скоростью, без сетевого взаимодействия невозможно представить инновационные процессы. Любая организация всегда испытывает дефициты – ресурсные, кадровые, материально-технические. Не являются исключением и образовательные организации.
Основной проблемой реализации сетевого взаимодействия образовательных организаций является слабая разработанность правовой базы.
Комплекс организационно-правовых механизмов и нормативно- правовых документов:
Договор с учредителем, государственное или муниципальное задание;
Договора о сотрудничестве;
Договоры возмездного оказания услуг, трудовые договоры, договоры гражданско-правового характера;
Планы, проекты, программы;
Должностные инструкции сотрудников организации, участвующих в программах сетевого взаимодействия.
Сетевое взаимодействие даёт возможность повышения качества деятельности учреждений и реализации программ дополнительного образования, оптимизирует образовательное пространство. Участие в сетевых проектах – дополнительная возможность собственного развития формирование источников внебюджетного финансирование, обеспечение занятости педагогов в реализации проектов взаимодействия образовательных организаций. Это обмен опытом, расширение возможностей для профессионального диалога педагогов, реализующих программы ДО, родителей, общественных организаций.
Интеграция основного и дополнительного образования
Ориентация основного образования на достижение планируемых результатов:
— личностные, мета предметные, предметные.
Ориентация дополнительного образования на результат:
— интересы, достижения, способности.
Дополнительное образование выступает тем фактором (условием), которое дополняет образовательное пространство до его целостности и полноты.
Что значит сетевое взаимодействие
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 августа 2015 г. № АК-2563/05 «О методических рекомендациях»
Минобрнауки России просит сообщать о проблемах, возникающих при использовании указанных Методических рекомендаций.
Приложение: на 26 л. в 1 экз.
Приложение
к письму Министерства
образования и науки РФ
от 28 августа 2015 г. № АК-2563/05
Методические рекомендации
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ
1. Общие положения
Сетевая форма не является обязательной и применяется образовательной организацией только в тех случаях, когда это требуется для обеспечения необходимого уровня подготовки выпускников и является целесообразным. При этом образовательные программы, реализуемые с применением сетевой формы, обладают рядом преимуществ. В частности:
— сетевая форма направлена на повышение качества образования и позволяет аккумулировать лучший опыт ведущих зарубежных и отечественных образовательных организаций, в том числе в области профессиональной подготовки кадров, а также актуализировать образовательные программы с учетом уровня и особенностей ресурсного обеспечения реальной профессиональной деятельности;
— освоение образовательной программы обучающимися в течение определенного времени за пределами своей образовательной организации способствует развитию личностных качеств, компетенций устной и письменной коммуникации, в том числе и на иностранном языке, развивает способность адаптироваться к иной образовательной среде, традициям и педагогическим подходам, к профессиональной среде;
— сетевая форма расширяет границы информированности обучающихся о имеющихся образовательных и иных ресурсах и позволяет ему сделать осознанный выбор собственной образовательной траектории, что повышает мотивацию к учебе, осознание ответственности за достижение результата;
— перспективным является создание образовательных программ, нацеленных на подготовку специалистов, способных к профессиональной деятельности на стыке различных направлений науки и техники (например, инженерная медицина). Такого рода образовательные программы в вариативной части чаще всего выходят за пределы предметной области одного образовательного стандарта и требуют привлечения ресурса научной или профессиональной организации;
— сетевая форма активизирует обмен передовым опытом подготовки кадров между образовательными организациями, создает условия для повышения уровня профессионально-педагогического мастерства преподавательских кадров, для использования в процессе обучения современной материально-технической и методологической базы.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона реализация образовательных программ с использованием сетевой формы может осуществляться:
1. С использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных.
2. С использованием ресурсов иных организаций.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона в реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
2. Нормативное регулирование разработки и реализации образовательных программ в сетевой форме
Федеральный закон не устанавливает особых полномочий федеральным органам исполнительной власти по нормативному правовому регулированию разработки и реализации образовательных программ в сетевой форме и установлению особенностей таких программ в зависимости от области профессиональной деятельности.
Вместе с тем программы, реализуемые в сетевой форме, требуют отдельного регулирования на уровне образовательной организации в связи с тем, что используемый ресурс иной организации, в том числе осуществляющей образовательную деятельности, находится вне пределов образовательной организации, в которую поступил обучающийся. Это означает, что обучающийся должен быть своевременно осведомлен об особенностях освоения такой образовательной программы, чтобы правильно оценить собственные возможности при поступлении в образовательную организацию и на период освоения образовательной программы.
Исходя из статьи 15, статьи 30 и иных статей Федерального закона, содержащих нормы, регулирующие образовательные отношения, возможность разработки и реализации образовательных программ в сетевой форме обеспечивается внесением соответствующих позиций в локальные акты вуза, регламентирующие:
правила приема на обучение по соответствующей образовательной программе;
порядок текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, в том числе порядок ликвидации академической задолженности, условного перевода на следующий курс;
порядок отчисления и восстановления для продолжения освоения образовательной программы;
порядок и основания перевода;
порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимся;
обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение;
участие студентов в формировании содержания своего профессионального образования;
порядок освоения студентами наряду с дисциплинами (модулями) осваиваемой программы иных дисциплин (модулей) в данной или иной образовательной организации, одновременного освоения нескольких основных профессиональных образовательных программ;
порядок зачета образовательной организацией результатов освоения обучающимся дисциплин (модулей), практики в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
порядок организации и проведения практики;
образцы и порядок выдачи справок об обучении, периоде обучения; порядок пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и спорта образовательной организации, а также в иные локальные акты, затрагивающие вопросы образовательной деятельности.
Указанными документами рекомендуется урегулировать следующие вопросы: уведомления абитуриентов о том, что образовательная программа реализуется в сетевой форме (с указанием организации-партнера);
подтверждения согласия обучающегося на освоение программы в сетевой форме;
предоставления условий для обучения с учетом особенностей психофизиологического развития и состояния здоровья обучающихся в организации-партнере;
особенностей освоения образовательной программы в сетевой форме при условии обучения по индивидуальному плану, в том числе ускоренному обучению;
организации академической мобильности (том числе порядка перевода студента в организацию-партнер для освоения части (частей) образовательной программы);
предоставления доступа к библиотечно-информационным ресурсам организации-партнера;
пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и спорта организации-партнёра в период освоения в ней части (частей) образовательной программы;
предоставления общежития в период освоения части (частей) образовательной программы в организации-партнере, а также иные вопросы, связанные с особенностями реализации образовательной программы совместно с организацией-партнером.
В случае реализации образовательной программы в сетевой форме совместно с образовательной организацией-партнером, образовательными организациями должен быть также установлен порядок совместной разработки и утверждения образовательной программы (часть 2 статьи 15 Федерального закона). Утверждение совместных образовательных программ осуществляется уполномоченным должностным лицом либо коллегиальным органом управления каждой организации, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с их уставами.
3. Основания использования организацией сетевой формы реализации образовательных программ
Реализация образовательных программ в сетевой форме осуществляется на основании договора между организациями, в котором закрепляются принципы взаимодействия, включающие в себя:
— требования к образовательному процессу;
— требования к материально-техническому обеспечению;
— требования к способу реализации сетевого взаимодействия.
Договор может быть оформлен уже на стадии разработки сетевой образовательной программы, что позволит более полно учесть ресурсный вклад каждой из партнерских организаций.
Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона в договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:
1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (части образовательной программы определенного уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;
2) статус обучающихся в организациях, правила приёма на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы;, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;
3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями порядок реализации образовательной программы, характер и объём ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;
4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;
5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.
Утверждение совместных образовательных программ осуществляется уполномоченным должностным лицом либо коллегиальным органом управления каждой организации, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с их уставами.
Федеральный закон допускает одновременное освоение обучающимся двух и более образовательных программ. В этом случае абитуриент должен выдержать конкурс и быть зачислен одновременно в две образовательные организации.
По результатам освоения интегрированной образовательной программы обучающемуся выдаются документы об образовании и (или) квалификации каждой организацией, осуществляющей образовательную деятельность и участвующей в сетевой форме.
Обучающиеся не отчисляются на период пребывания в иной организации, поскольку указанное пребывание является частью образовательной программы, реализуемой в сетевой форме, на которую зачислены обучающиеся. Это предусматривает зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Разработка и утверждение совместной образовательной программы требует выполнения ряда последовательных шагов:
1. Обоснованный выбор образовательных программ для совместной разработки, с учетом приоритетных направлений развития науки, техники и технологий.
3. В случае необходимости разработка и совместное принятие образовательных стандартов (для образовательных организаций, имеющих на это право), в соответствии с которыми может быть выполнено проектирование новых совместных образовательных программ.
4. Разработка двумя или несколькими образовательными организациями модульной структуры образовательной программы для совместной реализации.
6. Разработка образовательного контента, в том числе для реализации дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
7. Повышение квалификации участников команд разработчиков программ для эффективного использования лучших мировых и отечественных практик проектирования образовательных программ, освоения общих методологических подходов к выполнению задач проекта.
8. Разработка и апробация механизма реализации сетевых форм обучения с включенной академической мобильностью и использованием дистанционных образовательных технологий.
Наиболее простым в реализации является модуль, в соответствии с которым две образовательных организаций выбирают имеющиеся в каждом из них подобные образовательные программы подобной направленности и на их основе проектируют новую образовательную программу для совместной реализации.
Для таких программ рекомендуется установить модульную структуру, выполненную с использованием европейской методики расчета трудоемкости освоения (ECTS). Именно на данном этапе от разработчиков сетевой программы потребуется совместная, командная работа, причем в состав команды должны входить представители обеих участвующих в проекте организаций.
Модульная структура построения программы требует от разработчиков освоения общих подходов к этому процессу. Весьма перспективным является, в данном случае, применение методологии результатов обучения.
Проектирование начинается с формулирования результатов освоения образовательной программы с учетом установленных образовательной организацией (образовательными организациями) дополнительных компетенций вариативной части и с описания компетентностной модели будущего выпускника. В описании модели должны участвовать обе образовательные организации, и наравне с этим к этому этапу работы должны быть привлечены потенциальные работодатели. Кроме того, рекомендуется ориентироваться на требования имеющихся в данной сфере профессиональных стандартов.
Далее должна быть проведена декомпозиция результатов освоения образовательной программы до результатов обучения. На этом этапе формируется структура образовательной программы (по составляющим программу модулям и их содержательному наполнению) выбираются необходимые образовательные технологии, включающие различные виды образовательной активности и разрабатывается взаимопризнаваемый инструментарий оценки достижения заявленных результатов обучения, а также распределяется между образовательными организациями партнерами ответственность за ресурс.
На следующем шаге рекомендуется провести объективную оценку требуемых от студента трудозатрат на освоение модуля, включающих не только контактную, но и самостоятельную работу. Для упрощения процедуры выбранные модули должны иметь равные трудоемкости и признаваемые результаты обучения.
Примерный договор о сетевой форме реализации образовательной программы (вариант интеграции образовательных программ) приведен в Приложении 1.
Если в качестве организации-партнера реализации сетевой формы образовательной программы выступает организация, не осуществляющая образовательную деятельность, то в качестве ресурса, необходимо рассматривать вид деятельности организации-партнера, соответствующий профилю образовательной программы, при участии в котором обучающийся может получить необходимый профессиональный опыт. При этом предоставляемые иной организацией-партнером условия формирования практического опыта (кадровые, производственно-технологические, организационно-управленческие, информационные и иные) не могут быть воспроизведены организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
В случае если договор о сетевой форме заключается между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, то обучающиеся принимаются в одну из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с установленным порядком приема по соответствующим образовательным программам. Другие организации, осуществляющие образовательную деятельность и участвующие в сетевой форме, реализуют предусмотренную договором часть образовательной программы (оказывают образовательные услуги) в отношении указанных обучающихся и направляют необходимую информацию в базовую организацию для зачета освоения соответствующих дисциплин (модулей) и практик.
Документ об образовании и (или) квалификации обучающимся по результатам освоения образовательной программы в сетевой форме в этом варианте, как правило, выдает только базовая организация. Организации-партнеры могут выдавать обучающимся справку об обучении или периоде обучения по образцу, устанавливаемому ими самостоятельно.
Примерный договор о сетевой форме реализации образовательной программы (вариант использования ресурсов иных организаций) приведен в Приложении 2.
В рамках варианта использования ресурсов иных организаций можно выделить ряд моделей организации сетевой формы, который не является исчерпывающим.
5.1. Модель включения модулей образовательных программ других организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
К простейшим вариантам реализации сетевой формы освоения образовательных программ относится программа, предполагающая своеобразную «покупку» одной (одного) или нескольких дисциплин (модулей), которые реализуются в подобных образовательных программах других образовательных организаций.
Такая образовательная программа утверждается базовой организацией, но она должна содержать согласование с образовательной организацией партнером.
В этом варианте готовая дисциплина (модуль) организации партнера включается в программу базовой организации. Базовая организация на основе договорных отношений направляет своих студентов для освоения данной дисциплины (модуля) в организацию-партнер, а затем засчитывает результаты, освоения и соответствующие трудоемкости в счет освоения своей программы.
Такая образовательная программа может быть реализована и при организации виртуальной академической мобильности, когда отдельные модули осваиваются в организации-партнере с применением исключительно электронного обучения либо с применением дистанционной образовательной технологии.
5.2. Модель «индивидуальный выбор».
Другой моделью варианта использования ресурсов иных организаций является модель с расширением числа участников проекта, условно названная «индивидуальный выбор». Такая модель обеспечивает более широкое поле формирования индивидуальных траекторий за счет вариативной части образовательной программы и за счет расширения числа модулей, которые реализуются по выбору студента.
Обучающемуся предоставляется право самостоятельно выбрать необходимый ему модуль (дисциплину) для освоения в другой, в том числе зарубежной образовательной организации.
В данном случае число участников проекта может быть более двух, но с каждой из организаций-партнеров должны быть заключены договора.
Такой подход позволяет реализовывать образовательные программы на стыке различных областей профессиональной деятельности. При построении таких образовательных программ особенно важно, прежде всего, привлечение научнопедагогических ресурсов различных образовательных организаций.
Как и в предыдущем случае, образовательные программы могут реализовываться на основе виртуальной академической мобильности (при наличии виртуальных аналогов для модулей вариативной части образовательной программы).
В этом случае для выбора модулей могут использоваться межвузовские каталоги курсов в онлайн формате. Выбор курса в каталоге может быть основанием для его включения в индивидуальный учебный план студента. В качестве справки об обучении в этом случае может выступать электронный сертификат, который студент получает по окончании курса и который является основанием для зачета результатов его освоения образовательной организацией, реализующей образовательную программу.
Государственная итоговая аттестация в случае использования приведенной модели и выдача документа об образовании проводится в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которую зачислен обучающийся.
В случае зачисления обучающегося в обе организации, осуществляющие образовательную деятельность, и успешного освоения образовательной программы и прохождения процедур государственной итоговой аттестации в этих организациях, обучающийся получает два документа об образовании и квалификации.
5.5. Модель «вуз-предприятие».
К этой модели относятся образовательные программы, в реализации которых принимают участие организации, не осуществляющие образовательную деятельность (например, научные организации, исследовательские институты и центры, промышленные партнеры). Эти организации представляют свою материально-техническую базу и иные ресурсы для осуществления, прежде всего, практической части образовательного процесса, в том числе для проведения учебной и производственной практики.
Образовательная программа разрабатывается и утверждается образовательной организацией по согласованию с организацией-партнером.
Наиболее простым в реализации является включение в образовательную программу дисциплин (модулей), которые реализуются с использованием потенциала промышленных предприятий. Под потенциалом здесь понимается не только научнотехнологическая база, но и интеллектуальный вклад ведущих специалистов предприятия в проектирование и реализацию сетевой образовательной программы.
Особенно актуален такой вариант для практико-ориентированного бакалавриата, для специалитета, для технологической магистратуры и, возможно, для аспирантуры. Особенностью таких программ является ориентация на производственную и (или) научно-технологическую деятельность, которая наряду с прикладными научно-исследовательскими работами включает также опытноконструкторские, проектно-изыскательские виды деятельности и предполагает элементы внедренческой деятельности.
Такая модель особенно активно применяется при подготовке инженерных и технических кадров и имеет достаточно много различных типов реализации, зависящих от направления подготовки и развитости соответствующих промышленных производств. Весьма перспективно организовать обучение по программе магистратуры, используя в качестве сетевого партнера R&D центр промышленного предприятия, поскольку в этих структурах формируются перспективные направления развития технологии, новые линейки конкурентоспособной продукции. Именно в R&D центрах есть максимальная потребность в молодых высококвалифицированных специалистах способных к нестандартному мышлению, решению нетипичных творческих задач. В этой обстановке наиболее эффективно проходит подготовка высококвалифицированных специалистов.
К сетевой форме реализации образовательных программ особенно, когда ставится задача широкой подготовки, может быть привлечено несколько промышленных предприятий, обладающих передовыми технологиями. Каждый участник сетевого процесса отвечает за свой структурный элемент образовательной программы, достигает заявленных результатов обучения. В то же время имеется и совместная зона ответственности в части формирования задания для выпускной квалификационной работы и защиты результатов этой работы.
Модель эффективно действует там, где есть возможность подключить к сетевой форме программ специалитета или магистратуры, кроме предприятий, в интересах которых, как правило, и проходит подготовка выпускников, научные организации. Использование потенциала научных сотрудников академических институтов в образовательном процессе, который основан на решении задач реального производства через проектное обучение, существенно расширяет возможности подготовки. Имеющиеся фундаментальные разработки ученых активируются в процессе совместной работы над решением поставленных учебных задач. Такое взаимодействие перерастает в совместные исследования и внедрение их результатов в профессиональную деятельность. Участие в этом процессе обучающихся формирует качества, необходимые для инновационной профессиональной деятельности.
6. Статус обучающихся при сетевых формах реализации образовательных программ
Обучающиеся по результатам приёма зачисляются в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательной программе в сетевой форме.
Обучающиеся не отчисляются на период пребывания в иной организации, поскольку указанное пребывание является частью образовательной программы, реализуемой в сетевой форме, на которую зачислены обучающиеся.
Образовательные организации-партнеры реализуют предусмотренную договором часть образовательной программы и направляют необходимую информацию в образовательную организацию для выставления промежуточной аттестации по соответствующим дисциплинам (модулям) и практикам.
Документ об образовании и (или) квалификации обучающемуся выдается той организацией и по той образовательной программе, в которую он был принят на обучение. Освоение части образовательной программы в иной образовательной организации подтверждается справкой об обучении.
Реализация образовательной программы в сетевой форме не влияет на срок освоения образовательной программы, который устанавливается в соответствии с ФГОС.
Обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, в том числе реализуемым в сетевой форме, имеют право на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53 «О воинской обязанности и военной службе» в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных ФГОС сроков получения образования.
Выплата стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании, обучающимся по образовательной программе в сетевой форме, назначенной в организации зачисления обучающегося, не прекращается в период пребывания обучающегося в иных организациях, участвующих в реализации образовательных программ в сетевой форме.
По решению иных организаций, участвующих в реализации сетевой формы, обучающимся по программе или её дисциплинам (модулям) и практикам может быть назначена дополнительная стипендия или иные денежные выплаты в порядке, определяемом локальными нормативными актами указанных организаций.
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам, реализованным в сетевой форме, и выдача выпускнику документа об образовании и о квалификации проводится в общем порядке, установленном для обучающихся образовательной организации, в которую он был зачислен.
Включение в состав аттестационных комиссий представителей организации- партнера, а также сроки проведения государственной итоговой аттестации по интегрированным образовательным программа регулируются вузам-партнерами самостоятельно.
Образец варианта интеграции
образовательных программ
Договор
о сетевой форме реализации образовательной программы
Организация, осуществляющая образовательную деятельность № 1, на основании лицензии от __________ г., №_________, выданной __________________________________________________________, в лице _______________________, действующего на основании __________, именуемая в дальнейшем «Организация № 1», и Организация, осуществляющая образовательную деятельность № 2, на основании лицензии от ______________ №___________________, выданной _____________________________________, в лице _______________________, действующего на основании _____________________, именуемая в дальнейшем «Организация № 2», в дальнейшем вместе именуемые «Стороны», заключили настоящий Договор о нижеследующем:
1. Предмет договора
Организация № 1 и Организация № 2 реализуют образовательную программу
(указывается вид, уровень и (или) направленность)
образовательная программа) с использованием сетевой формы.
Образовательная программа разрабатывается, утверждается и реализуется Сторонами совместно.
2. Статус обучающихся
2.1. Стороны реализуют образовательную программу в отношении обучающихся, принятых в установленном законодательством порядке на обучение по ней.
В Организации № 1 обучающиеся являются _______________________.
В Организации № 2 обучающиеся являются _______________________.
2.2. Перечень обучающихся согласуется Сторонами путем заключения дополнительного соглашения не позднее чем ________________ дней до начала реализации образовательной программы.
Общее количество обучающихся по Образовательной программе составляет _____человек.
2.3. Стороны каждое полугодие в соответствии календарным учебным графиком направляют друг другу справку о результатах промежуточной аттестации обучающихся, включающую зачетные (экзаменационные) ведомости, на основании которых Стороны осуществляют зачет результатов освоения обучающимися дисциплин (модулей) ____________________________.
3. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы
3.1. Образовательная программа реализуется Организацией № 1 за счет
3.2. Образовательная программа реализуется Организацией № 2 за счет
3.3. Взаиморасчеты за реализацию образовательной программы Сторонами определяются в дополнительных Соглашениях к настоящему Договору (настоящий пункт предусматривается в случае необходимости).
4. Условия и порядок осуществления образовательной деятельности при реализации образовательной программы
4.1. Организация № 1 реализует образовательную программу в части дисциплин (модулей) _________________.
Организация № 2 реализует Образовательную программу в части дисциплин (модулей) _________________.
(Содержание, объем, сроки и периоды реализации указанных частей образовательной программы могут быть определены в приложении к настоящему Договору)
4.2. При реализации части образовательной программы, предусмотренной пунктом 4.1. настоящего Договора, Стороны используют необходимые ресурсы для обеспечения качества оказываемой образовательной услуги, соответствующего требованиям, установленным федеральными государственными образовательными стандартами.
4.3. Организация № 1 по результатам освоения образовательной программы и сдачи ______________________________________________________
(указывается итоговая аттестация или государственная итоговая аттестация)
выдают обучающимся __________________________________________________.
(указывается наименование документа об образовании и (или) квалификации)
Организация № 2 по результатам освоения образовательной программы и сдачи ____________________________________________________________________
(указывается итоговая аттестация или государственная итоговая аттестация)
выдают обучающимся _________________________________________________.
(указывается наименование документа об образовании и (или) квалификации)
5. Обязанности Сторон
5.1 Стороны обязаны:
5.1.1 Реализовывать часть образовательной программы, указанной в пункте 4.1. настоящего Договора самостоятельно;
5.1.2 Ознакомить обучающихся со своими уставами, с лицензиями на осуществление образовательной деятельности, со свидетельствами о государственной аккредитации, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности» обучающихся при реализации образовательной программы.
5.1.3. Создать обучающимся необходимые условия для освоения части образовательной программы;
5.1.4 Проявлять уважение к личности обучающихся, не допускать физического и психологического насилия;
5.1.5. Предоставлять другой Стороне справки о результатах освоения Обучающимся части образовательной программы, включающие зачетные (экзаменационные) ведомости, в соответствии с пунктом 2.3. настоящего Договора.
5.1.6. Во время реализации части образовательной программы нести ответственность за жизнь и здоровье обучающихся.
6. Срок действия Договора
6.1. Договор вступает в силу с момента его подписания.
6.2. Реализация образовательной программы по настоящему Договору начинается с __________ года.
6.3. Договор заключен Сторонами на неопределенный срок (вариант: на срок _______).
7. Ответственность Сторон
7.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.2. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по Договору, если такое неисполнение является следствием обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств): стихийных природных явлений (землетрясения, наводнения), войн, революций, ограничительных и запретительных актов государственных органов, непосредственно относящихся к выполнению настоящего Договора. Указанные обстоятельства должны возникнуть после заключения Договора, носить чрезвычайный, непредвиденный и непредотвратимый характер и не зависеть от воли Сторон.
7.3. О наступлении и прекращении вышеуказанных обстоятельств Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по настоящему Договору, должна немедленно известить другую Сторону в письменной форме, приложив соответствующие подтверждающие документы.
7.4. В случае наступления форс-мажорных обстоятельств срок исполнения обязательств по Договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого будут действовать такие обстоятельства и их последствия.
8. Порядок изменения и прекращения договора
8.1. Условия, на которых заключен настоящий Договор, могут быть изменены по соглашению Сторон или в судебном порядке по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
8.2. В случае изменения адресов и платежных реквизитов Стороны обязуются уведомить об этом друг друга в ____________________ срок.
8.3. Настоящий Договор может быть прекращен по соглашению Сторон или в судебном порядке по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
9. Реквизиты и подписи Сторон
Образец варианта использования
образовательных программ
Договор
о сетевой форме реализации образовательной программы
Организация, осуществляющая образовательную деятельность № 1, на основании лицензии от ________________ г., №________, выданной ___________________________________________________, в лице ________________________, действующего на основании _________, именуемая в дальнейшем «Организация № 1», и Организация № 2, в лице _________________________, действующего на основании ______________________, именуемое в дальнейшем «Организация № 2», в дальнейшем вместе именуемые «Стороны», заключили настоящий Договор о нижеследующем:
1. Предмет договора
Организация № 1 реализует образовательную программу
(указывается вид, уровень и (или) направленность)
образовательная программа) с использованием в сетевой форме ресурсов Организации № 2.
Образовательная программа разрабатывается и утверждается Организацией № 1.
2. Статус обучающихся
2.1. Стороны реализуют образовательную программу в отношении обучающихся, принятых в установленном законодательством порядке на обучение по ней в Организацию № 1
В Организации № 1 обучающиеся являются _____________________________.
В Организации № 2 обучающиеся являются _______________________________.
(данный абзац включается в договор в случае, если Организация № 2 является организацией, осуществляющей образовательную деятельность).
2.2. Перечень обучающихся согласуется Сторонами путем заключения дополнительного соглашения не позднее чем ___________________ дней до начала реализации образовательной программы.
Общее количество обучающихся по Образовательной программе составляет ____человек.
2.3. Стороны каждое полугодие в соответствии с календарным учебным графиком направляют друг другу справку о результатах промежуточной аттестации обучающихся, включающую зачетные (экзаменационные) ведомости, на основании которых Стороны осуществляют зачет результатов освоения обучающимися дисциплин (модулей) ____________________. (данный абзац включается в договор в случае, если Организация № 2 является организацией, осуществляющей образовательную деятельность).
3. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы
3.1. Организация № 2 предоставляет ресурсы, а Организация № 1 оплачивает их использование при реализации образовательной программы в сетевой форме на условиях настоящего Договора.
3.2. Взаиморасчеты между Сторонами за использование ресурса Организации № 2 в рамках реализации образовательной программы определяются в дополнительных Соглашениях к настоящему Договору.
4. Условия и порядок осуществления образовательной деятельности при реализации образовательной программы
4.1. Организацией № 1 при реализации образовательной программы используются следующие ресурсы Организации № 2 ________________________________________. (Перечень ресурсов, объем, сроки и периоды использования ресурсов в рамках реализации образовательной программы могут быть определены в приложении к настоящему Договору)
4.2. При реализации образовательной программы, предусмотренные пунктом
4.1. настоящего Договора ресурсы, используются для обеспечения качества оказываемой образовательной услуги, соответствующего требованиям, установленным федеральными государственными образовательными стандартами.
4.3. Организация № 1 по результатам освоения образовательной программы и сдачи ____________________________________________________________
(указывается итоговая аттестация или государственная итоговая аттестация)
выдают обучающимся ____________________________________________________.
(указывается наименование документа об образовании и (или) квалификации)
Организация № 2 по результатам использования ресурсов, предусмотренных пунктом 4.1. настоящего Договора, выдают обучающимся ________________________________________________.
(указывается справка об обучении или о периоде обучения)
(данный абзац включается в договор в случае, если Организация № 2 является организацией, осуществляющей образовательную деятельность).
5. Обязанности Сторон
5.1 Стороны обязаны:
5.1.1 Реализовывать часть образовательной программы, указанной в пункте 4.1. настоящего Договора самостоятельно;
5.1.2 Ознакомить обучающихся со своими уставами, с лицензиями на осуществление образовательной деятельности, со свидетельствами о государственной аккредитации, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся при реализации образовательной программы.
5.1.3. Создать обучающимся необходимые условия для освоения части образовательной программы;
5.1.4 Проявлять уважение к личности обучающихся, не допускать физического и психологического насилия;
5.1.5. Предоставлять другой Стороне справки о результатах освоения Обучающимся образовательной программы, включающие зачетные (экзаменационные) ведомости, (данный пункт включается в договор в случае, если Организация № 2 является организацией, осуществляющей образовательную деятельность).
5.1.6. Во время реализации части образовательной программы нести ответственность за жизнь и здоровье обучающихся.
6. Срок действия Договора
6.1. Договор вступает в силу с момента его подписания.
6.2. Реализация образовательной программы по настоящему Договору начинается с __________________ года.
6.3. Договор заключен Сторонами на неопределенный срок (вариант: на срок ______).
7. Ответственность Сторон
7.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.2. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по Договору, если такое неисполнение является следствием обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств): стихийных природных явлений (землетрясения, наводнения), войн, революций, ограничительных и запретительных актов государственных органов, непосредственно относящихся к выполнению настоящего Договора. Указанные обстоятельства должны возникнуть после заключения Договора, носить чрезвычайный, непредвиденный и непредотвратимый характер и не зависеть от воли Сторон.
7.3. О наступлении и прекращении вышеуказанных обстоятельств Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по настоящему Договору, должна немедленно известить другую Сторону в письменной форме, приложив соответствующие подтверждающие документы.
7.4. В случае наступления форс-мажорных обстоятельств срок исполнения обязательств по Договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого будут действовать такие обстоятельства и их последствия.
8. Порядок изменения и прекращения договора
8.1. Условия, на которых заключен настоящий Договор, могут быть изменены по соглашению Сторон или в судебном порядке по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
8.2. В случае изменения адресов и платежных реквизитов Стороны обязуются уведомить об этом друг друга в __________________ срок.
8.3. Настоящий Договор может быть прекращен по соглашению Сторон или в судебном порядке по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
9. Реквизиты и подписи Сторон
Обзор документа
Подготовлены методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации программ.
Речь идет об обучении с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций, в т. ч. иностранных, а также иных компаний (при необходимости).
Сетевая форма обязательной не является. Она применяется только в тех случаях, когда это требуется для обеспечения необходимого уровня подготовки выпускников и является целесообразным.
Отмечен ряд преимуществ данной формы. Например, активизируется обмен передовым опытом подготовки кадров. Расширяются границы информированности обучающихся о имеющихся образовательных и иных ресурсах.
Определен статус обучающихся при данной форме.