Что значит серый маршрут в яндекс навигаторе
Яндекс Навигатор — секретные функции
Сегодня немного о Яндекс навигаторе. Многие его знают и многие пользуются. Продуманность, скорость работы, множество полезных функций, всё это круто и удобно. Сделано всё очень профессионально и дальше скорее всего станет еще лучше.
НО. Есть в нем и одна очень интересная функция, он может не только прокладывать маршруты, но и управлять потоками. Да, именно управлять, направляя машины туда, куда это нужно в данный момент. Сотни личных примеров и примеров друзей подтверждают это. Сколько раз было, что вы едете по зеленой улице и внезапно упираетесь в наглухо стоящую пробку? При этом навигатор конечно сразу показывает что улица не зеленая, а красная, типа ошибся. Или наоборот показывает пробку там, где в реальности на данный момент нет вообще ни одной машины! Учитывая количество средств сбора информации, такие ситуации если и возможны, то крайне редко, а не как сейчас каждый день. Ну и конечно маршрут прокладывается на основании этих «правильных» данных. А значит не всегда там где проще и быстрее на самом деле.
Для чего это нужно? Правильно, для управления движением. Кому это нужно? Я не знаю, но явно не самому Яндексу, а тем с кем он сотрудничает, правительство, ГИБДД. Удобно же направить поток в другую сторону и освободить дорогу кому нужно, или просто создать пробки и намекнуть людям, что лучше на метро )
Ну и собственно вопрос, какими навигаторами пользуетесь вы? Платный или бесплатный вообще не важно, главное чтобы правду показывал )
Яндекс навигатор и цвета дорог, официальный ответ.
Я думал, что цвета обозначают % загруженности, но оказалось это не так. Ответ от службы поддержки: Здравствуйте, Александр! Степень загруженности участка дороги показывается определённым цветом: зелёный — дорога свободна; жёлтый — скорость движения на этом участке ниже, чем на свободной дороге; красный — пробки; бордовый — движение перекрыто. Серый цвет означает, что на данный момент у нас нет данных о загруженности на этом участке.
Рейтинг обновляется один раз в неделю. Подробнее
Масштабная авария на Чернавском
Обвалился фасад на пл Ленина 9
Собака напала на ребенка мкр. Процессор
Поздравляем
с Днём рождения!
«Из одной остановки сделали четыре!». Воронежцы недовольны переносом «Детского мира»
Воронежцы: «Водитель такси, обгоняя снегоуборочную машину, сбил девушку»
В Воронеже детский сад закрыли после проверки Роспотребнадзора
Серьёзное ДТП с участием такси произошло на Чернавском мосту
Эта функция доступна только зарегистрированным пользователям
Если вы хотите, чтобы ваши сообщения публиковались на «МОЁ! Online» без предварительной модерации, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
= 1 комментарий в режиме инкогнито
Использование режима инкогнито не даёт права нарушать правила общения на сайте!
Сетевое издание, зарегистрировано 30.12.2014 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-60431 от 30.12.2014 г.
Учредитель: ООО «Издательский дом «Свободная пресса»
Главный редактор редакции «МОЁ!»-«МОЁ! Online» — Ирина Викторовна Булгакова
Редактор отдела новостей «МОЁ! Online» — Полина Александровна Листопад
Адрес редакции: 394049 г. Воронеж, ул. Л.Рябцевой, 54
Телефоны редакции: (473) 267-94-00, 264-93-98
Мнения авторов статей, опубликованных на портале «МОЁ! Online», материалов, размещённых в разделах «Мнения», «Народные новости», а также комментариев пользователей к материалам сайта могут не совпадать с позицией редакции газеты «МОЁ!» и портала «МОЁ! Online».
Есть интересная новость?
Звоните: (473) 267-94-00, 264-93-98. Пишите: web@kpv.ru, moe@kpv.ru
По вопросам размещения рекламы на сайте обращайтесь:
или по телефону в Воронеже: (473) 267-94-13, 267-94-11, 267-94-08, 267-94-07, 267-94-06, 267-94-05
Подписка на новости: RSS
Наш партнёр:
Альянс руководителей
региональных СМИ России
Данные погоды предоставляются сервисом
Все права защищены ООО ИД «СВОБОДНАЯ ПРЕССА» 2007–2021. Любые материалы, размещенные на портале «МОЁ! Online» сотрудниками редакции, нештатными авторами и читателями, являются объектами авторского права. Права ООО ИД «СВОБОДНАЯ ПРЕССА» на указанные материалы охраняются законодательством о правах на результаты интеллектуальной деятельности. Полное или частичное использование материалов, размещенных на портале «МОЁ! Online», допускается только с письменного согласия редакции с указанием ссылки на источник. Все вопросы можно задать по адресу web@kpv.ru. В рубрике «От первого лица» публикуются сообщения в рамках контрактов об информационном сотрудничестве между редакцией «МОЁ! Online» и органами власти. Материалы рубрик «Новости партнёров» и «Будь в курсе» публикуются в рамках договоров (соглашений, контрактов) об информационном сотрудничестве и (или) размещаются на правах рекламы. Партнёрский материал — это статья, подготовленная редакцией совместно с партнёром-рекламодателем, который заинтересован в теме материала, участвует в его создании и оплачивает размещение.
Что означает серая дорога в яндекс навигаторе
Сегодня каждый второй автомобилист пользуется навигатором даже при движении по давно привычному маршруту. 13 миллионов автомобилистов в России давно не представляют своей поездки без внимательных предупреждений от Оксаны или Василия Уткина из Яндекс.Навигатора. Мы выбрали 10 функций любимого приложения, о которых вы могли не знать, но которые точно сделают вашу жизнь лучше.
Голосовое управление
Парковки
Паркуйтесь так, чтобы не искать машину на штрафстоянке! Навигатор самостоятельно в конце каждой поездки предлагает быстрый маршрут (не дольше 15 мин) с экскурсией по ближайшим парковочным местам. При этом место стоянки будет в шаговой доступности до цели вашей поездки, а если парковка платная — приложение сообщит вам об этом отдельно. Места, разрешенные для парковки, будут помечены синим, а запрещенные для стоянки — красным. Такую карту парковок района, в который едете, можно изучить и до поездки из дома.
Ищите в приложении места, которые освободились в течение последних 5 минут. Свободное парковочное место выглядит как зеленый кружок. Если нажмете на точку, узнаете, как давно машина уехала с этого места. Конечно, наличие метки на карте пока не дает 100% гарантии, что это место до сих пор никто не занял. Но шансы припарковаться там точно гораздо выше!
Кнопка «Обзор»
Экономьте время! Чтобы не отвлекать водителя от дороги каждую минуту, Яндекс.Навигатор предлагает изменить маршрут, только если расчетная экономия времени выходит больше 5 минут. Специально для тех, кто не хочет терять ни минуты, в панели быстрого доступа Навигатора есть кнопка «Обзор». С ее помощью водитель может в любую минуту проверить, нет ли маршрута на 2–3 минуты быстрее текущего.
Мои поездки
Ведите статистику! Для тех, кто записывает каждую деталь биографии своего автомобиля или просто хочет вспомнить, каким маршрутом прошлым летом быстро добрался до дачи лучшего друга, в настройках Навигатора есть раздел «Мои поездки». О каждой поездке можно узнать подробности: точный маршрут, время в пути и среднюю скорость. Доступна и сводная статистика — по неделям и по месяцам.
Подъезды
Подъезжайте сразу к заветным дверям! Недавно Яндекс.Навигатор научился подводить к дому со стороны подъездов. Информацию о них компания собирает через «Народную карту». Пока их немного, но вы можете добавить свой, и друзья легко найдут к вам дорогу. Чтобы подъехать сразу к нужному подъезду, введите его номер в строку поиска после основного адреса, например: ул. Лесная, д. 5, п. 2.
Техпомощь на дороге
Не теряйтесь, если что-то пошло не так! Теперь вызвать помощь на дороге можно не выходя из Навигатора. Отправить заявку можно в настройках приложения. Достаточно указать марку и модель машины, сообщить, где она находится и какая помощь вам нужна. Можно, например, вызвать эвакуатор, который доставит автомобиль по нужному адресу, или мастера, который поменяет колесо, заведет машину или даже привезет канистру бензина. В течение 15 минут приложение пришлет предложения нескольких служб, которые готовы принять заказ. Их отбирают по рейтингу, цене и удаленности от машины. Вам останется только выбрать службу и ждать специалистов.
Промежуточная точка пути
Меняйте маршрут, когда захотите! Если по дороге в точку назначения вы вспомнили, что вам нужно заехать, например, в аптеку или вы просто хотите проехать по Воздвиженке и полюбоваться особняком Морозова, можно попросить Навигатор перестроить маршрут через нужную точку. Для этого зайдите в раздел «Обзор», найдите на карте голубой значок «плюса» и перетяните его в промежуточную точку, которую нужно захватить по дороге.
Фоновый режим
Не теряйтесь, если отвлеклись (а лучше не отвлекайтесь!). Навигатор, оказывается, умеет работать и в фоновом режиме. Оксана, Дима и другие любимые герои не бросят вас, даже если вы свернули приложение, чтобы проверить почту или принять важный звонок: приложение продолжит вести вас по маршруту и давать голосовые подсказки.
Более того, подсказки и предупреждения о камерах будут слышны, даже если вы погасите экран телефона. Это бывает необходимо, чтобы, например, сэкономить батарею на телефоне, если под рукой нет зарядки.
Предупреждения о превышении скорости
Настраивайте уведомления о превышениях скорости так, как удобно лично вам! В настройках приложения можно установить порог превышения скорости (от 1 до 60 км/ч), после которого Навигатор будет предупреждать о камерах. Например, если выставить допустимое превышение «19» и поехать по дороге с ограничением 60 км/ч, приложение будет реагировать на камеры только после отметки «79» на спидометре.
С десктопа на телефон в один клик
Как правило, планы на вечер созревают у нас за рабочим компьютером. Мы ищем заветный театр, бар или кино с десктопа, а вечером повторяем тот же квест в мобильном приложении Навигатора. Хватит это терпеть! Просто отправьте маршрут из браузера компьютера в свой навигатор в один клик. Для этого убедитесь, что вы авторизованы в обоих устройствах, выберите точку на карте, в правой описательной панели и нажмите на кнопку «Поделиться». В выпадающем меню вам останется только нажать «Открыть в Яндекс.Навигаторе». После отправки на телефон придет push-уведомление, открыв которое вы увидите пункт назначения и сможете проложить к нему маршрут.
Бонус. Возможна ли навигация без интернета?
Если вы волнуетесь, что в поездке закончится интернет, то карты местности можно скачать заранее. Конечно, для построения маршрута понадобится выход в Сеть. Но, как нам по секрету рассказали в Яндексе, компания уже готовит полностью офлайновую маршрутизацию.
Появление этого продукта от «Яндекса» было столь логичным, что его ждали еще несколько лет назад. Со временем мы уже настолько отчаялись его увидеть, что когда на прошлой неделе поисковик позвал на «секретную» пресс-конференцию, то думали — простите — про некое «облачное» телевидение. Однако нет, свершилось чудесное — встречаем «Яндекс.Навигатор». И забегая вперед, это лучшее, что мы видели из навигаторов.
На данный момент приложение «Яндекс.Навигатор» доступно для платформ iOS и Android. Оно бесплатно и уже доступно в соответствующих каталогах. Так что если вы еще его не загрузили, то крайне рекомендуем это сделать.
Как можно кратко описать «навигатор»? Представьте себе «Яндекс.Карты», отрисуйте их в 3D, адаптируйте интерфейс под водителя, добавьте голосовое сопровождение по маршруту и в путь!
Трехмерные карты сразу же обращают на себя внимание. скоростью. Перемещение по ним не просто происходит без существенных задержек, но плавно и изящно — то, чего мы больше нигде не видели. Детализация на отличном уровне, очень органично в картинку вписаны дорожная ситуация и события.
Но самое интересное — маршруты. «Яндекс.Навигатор» может прокладывать маршруты от точки до точки, по указанным адресам или быстро находить определенные организации, для чего на экране поиска вынесен богатый рубрикатор. Приложение всегда будет вам предлагать два варианта пути, один из которых оптимизирован по расстоянию, второй — по времени. Каким из них пользоваться — выбираете вы.
Надо отметить, что после прокладки маршрута «навигатор» не просто ведет вас по нему, но может незначительно менять его, реагируя на изменения дорожной обстановки. Для крупных городов это будет весьма полезным.
Голосовое сопровождение пока представлено только «россиянами» Димой и Оксаной. Качеством мы остались довольны, а вот динамика айфона явно маловато — с включенным радио уже не поездить. Так что надо думать над интеграцией айфона в автомобильную акустику.
Но отдельная гордость разработчиков — это разноцветный индикатор пути, отображающийся в верхней части экрана. По сути, это весь ваш маршрут, вытянутый в одну линию, а цветом отмечены пробки на его пути. Обновляется информация на нем в режиме реального времени (точнее, каждые две минуты).
Как показывает этот скриншот, «навигатор» знает про «пьяные» дороги. Не все, но в нашем районе ориентируется.
Что еще. На данный момент карты загрузить на устройство не получится, но в будущем разработчики обещают добавить эту функцию. Равно как возможность добавления промежуточных точек на маршруте, дополнительные языки и голосовые предупреждения о дорожных событиях (например, о приближении к камерам или постам ДПС).
На пресс-конференции был задан вопрос о том, насколько «Яндекс.Навигатор» прожорлив относительно заряда аккумулятора устройства. Разработчики пообещали, что есть он будет не больше, чем «Яндекс.Карты». Как показал наш опыт двух поездок, в среднем это означает 1 процент заряда на каждую минуту поездки (iPhone 4, система iOS 5.1). Также из субъективных ощущений хотелось бы отметить очень приятное автоматическое масштабирование карты в режиме езды и весьма трепетное отношение приложения к наличию Интернета. На «картах» мы этого как-то не замечали, но здесь стоило «отвалиться» сети МТС, как пропал и разноцветная шкала-индикатор, и весь маршрут тоже стал серым. Таким они продержались до самого конца поездки, хотя загруженность соседних улиц показывалась нормально.
Но все эти мелочи, на самом деле, столь несущественны, что общего впечатления не портят. Качать, ставить и пользоваться.
Добрый день. В настройках – карта и интерфейс есть альтернативные маршруты. Что это значит? Если я выключу, что означает?
Я включаю навигатор, обозначаю маршрут поездки- с работы до дома- он показывает 2,3 варианта, я выбираю один из них и еду, но в процессе, когда я еду, навигатор может показать- «типа» поворачивайте ( бывали случаи, когда я знаю, что точно прямо, а навигатор уводит куда-то), а я не хочу поворачивать, я еду по маршруту, кот. я определила вначале. Это и есть альтернативный маршрут? Или вначале он будет предлагать только один?
И еще вопрос: если я при поездке не туда завернула, при выключенном альт. маршруте- навигатор будет показывать как доехать до нужного места с учетом того, что я сбилась с маршрута?
Возможности
Построение маршрута
Чтобы построить маршрут на экране автомобиля, нужно задать место назначения: найти его с помощью поиска, выбрать из списка сохраненных мест или тех мест, что вы искали ранее.
А еще маршрут можно построить в приложении на телефоне и передать на головное устройство.
Выберите нужное место из списка сохранённых.
Список доступен только авторизованным пользователям. На экране головного устройства показывается не более шести точек из этого из списка.
Добавлять и удалять места, менять их порядок в списке можно только в приложении на телефоне.
Выберите нужное место из списка тех, что вы искали ранее.
Построить маршрут на телефоне
Поиск
На экране головного устройства можно выполнить поиск мест по категориям или поиск адресов. Адрес можно набрать на экранной клавиатуре автомобиля или телефона или задать с помощью голосового помощника.
Найти место определенного типа
Движение по маршруту
Во время движения по маршруту на экране автомобиля будет доступна следующая информация.
Загруженность дорог показана цветом:
Информацию о пробках предоставляют пользователи сервисов Яндекс.Карты и Яндекс.Навигатор. Данные передаются в обезличенном виде, конфиденциально.
Параметры, которые будут меняться в зависимости от дорожной ситуации:
Полосы отображаются в нескольких крупных городах, на сложных поворотах и перекрестках. Также полосы показываются, если нужно придерживаться определенных полос при движении.
Дорожные события — это точки на карте, к которым привязана информация о ситуации на дорогах, например о ДТП. На экране автомобиля эти точки не являются интерактивными.
В приложении на телефоне вы можете настроить, какие события будут показаны на карте. По умолчанию включены все события, кроме камер. На головном устройстве автомобиля могут отображаться все виды дорожных событий, кроме разговорчиков (произвольных текстовых сообщений пользователей).
О видах дорожных событий можно узнать в Справке Навигатора.
Взаимодействие с телефоном
При подключении к автомобилю основной интерфейс приложения на телефоне блокируется.
Чтобы переключиться на приложение в телефоне, нажмите Продолжить в телефоне на его экране.
Переключитесь на приложение на телефоне, чтобы:
Возможности
Построение маршрута
Чтобы построить маршрут на экране автомобиля, нужно задать место назначения: найти его с помощью поиска, выбрать из списка сохраненных мест или тех мест, что вы искали ранее.
А еще маршрут можно построить в приложении на телефоне и передать на головное устройство.
Выберите нужное место из списка сохранённых.
Список доступен только авторизованным пользователям. На экране головного устройства показывается не более шести точек из этого из списка.
Добавлять и удалять места, менять их порядок в списке можно только в приложении на телефоне.
Выберите нужное место из списка тех, что вы искали ранее.
Построить маршрут на телефоне
Поиск
На экране головного устройства можно выполнить поиск мест по категориям или поиск адресов. Адрес можно набрать на экранной клавиатуре автомобиля или телефона или задать с помощью голосового помощника.
Чтобы перейти к поиску, нажмите .
Найти место определенного типа
Нажмите , чтобы набрать адрес с экранной клавиатуры.
Чтобы набрать адрес с клавиатуры телефона, нажмите . Результаты поиска появятся на экране автомобиля.
Движение по маршруту
Во время движения по маршруту на экране автомобиля будет доступна следующая информация.
Загруженность дорог показана цветом:
Информацию о пробках предоставляют пользователи сервисов Яндекс.Карты и Яндекс.Навигатор. Данные передаются в обезличенном виде, конфиденциально.
Чтобы посмотреть маршрут целиком, нажмите .
Параметры, которые будут меняться в зависимости от дорожной ситуации:
Полосы отображаются в нескольких крупных городах, на сложных поворотах и перекрестках. Также полосы показываются, если нужно придерживаться определенных полос при движении.
Дорожные события — это точки на карте, к которым привязана информация о ситуации на дорогах, например о ДТП. На экране автомобиля эти точки не являются интерактивными.
В приложении на телефоне вы можете настроить, какие события будут показаны на карте. По умолчанию включены все события, кроме камер. На головном устройстве автомобиля могут отображаться все виды дорожных событий, кроме разговорчиков (произвольных текстовых сообщений пользователей).
О видах дорожных событий можно узнать в Справке Навигатора.
Взаимодействие с телефоном
При подключении к автомобилю основной интерфейс приложения на телефоне блокируется.
Чтобы переключиться на приложение в телефоне, нажмите Продолжить в телефоне на его экране.
Переключитесь на приложение на телефоне, чтобы:
Как устроен «Яндекс.Навигатор» Как алгоритм строит маршрут, откуда берутся данные о пробках и будет ли сервис платным
По данным самой компании, «Яндекс.Навигатором» пользуются 13 миллионов пользователей. Недавно навигатор заговорил голосом Василия Уткина и Оптимуса Прайма, но пользователи все равно недовольны: кто-то считает, что навигатор строит неоптимальные маршруты, ведет прямо по пробке или часто сбивается с траектории. В апреле появилась новость о том, что вскоре сервис станет частично платным, а в июне в навигаторе стал доступен поиск свободных мест на парковках. The Village попросил Михаила Высоковского из «Яндекс.Навигатора» рассказать о том, как сервис строит маршрут, откуда берется прогноз пробок и каких нововведений ждать.
руководитель сервиса «Яндекс.Навигатор»
Откуда навигатор берет данные
Открывая навигатор, мы видим, как стрелочка красиво движется по линии дороги. Но на самом деле сигнал GPS вообще не такой — это что-то, что постоянно скачет: пять метров налево, 20 метров направо. Поэтому точно показывать местоположение и вести человека по маршруту — большая задача для любого навигатора.
Навигатор получает информацию о местоположении от мобильного устройства: сначала смартфон должен понять свою географическую координату и сообщить интернет-сервису. Например, у айфона есть несколько сенсоров: GPS, ГЛОНАСС, данные базовых станций сотовой сети и Wi-Fi. Айфон это автоматически анализирует и выдает приложению конкретную координату, условно говоря: «Друг, я точно знаю, что твои координаты такие». Как именно их определило устройство — по GPS, ГЛОНАСС или сотовой сети, — остается на усмотрение операционной системы. С Android чуть проще: можно узнать, откуда исходит сигнал.
После того, как координаты от устройства получены, нужно понять куда на самом деле движется автомобиль, по какой дороге он едет. Данные об этом навигатор получает каждые несколько секунд. Это непростая задача, особенно если пользователь находится на сложной развязке. Алгоритм делает ряд предположений о том, где пользователь находится на самом деле. Если пришло несколько сигналов, что человек едет ближе к дублеру, чем к основной дороге, то навигатор перекидывает его на дублер. В какой-то момент, проанализировав все предыдущие сигналы, система может поменять решение — тогда стрелочка окажется на основной дороге. В каждый момент времени это принятие решения на основании маршрута пользователя, предыдущих сигналов и новых, которые поступают.
«Яндекс.Карты» и «Яндекс.Навигатор» используют идентичные алгоритмы. Иногда их прогнозы и выбор маршрутов расходятся: так может случиться, потому что даже рядом лежащие устройства могут получить немного разные координаты или построить маршрут с разницей в несколько секунд. Притом что платформа единая, в «Яндексе» над геосервисами работают разные команды. Команда «Навигатора» отвечает за всю автомобильную тему и маршрутизацию — так проще синхронизироваться.
Как навигатор строит маршрут
В то время как пользователь строит маршрут из точки А в точку Б, система рассматривает большое количество альтернатив и выбирает оптимальные варианты маршрута. Есть граф дорог — это информация карты, где отмечены маневры: куда можно поворачивать и куда нельзя. Система перебирает разные варианты сочетания маневров, отдавая преимущество оптимальному по времени, и предлагает этот маршрут, но с учетом пробок и текущих перекрытий. Помимо этого, навигатор обычно предлагает два других маршрута, они должны содержательно отличаться — мы не будем предлагать точно такой же маршрут, но с заездом на заправку, чтобы сэкономить 30 секунд.
Сейчас «Яндекс.Навигатор» предлагает максимум три варианта маршрута. Мы можем предложить и 50 разных маршрутов, а пользователь пусть думает, что с ними делать. Но результаты юзабилити-тестирования свидетельствуют: когда человеку выдается огромное количество маршрутов, понять, какой из них нужно выбрать на самом деле, довольно трудно.
Во время движения каждые две минуты навигатор проверяет, нет ли маршрута быстрее. При этом есть некое ограничение на то, когда этот маршрут можно предложить. Ситуация в городе быстро меняется, и, если навигатор будет все время говорить: «Найден маршрут на 30 секунд быстрее», будет довольно тяжело. Сейчас система предлагает альтернативу, если экономия времени составляет больше пяти минут, когда до маневра есть немного времени. При этом, если человеку важны даже 30 секунд, он может запросить поиск быстрого маршрута самостоятельно, зайдя в «Обзор» на панели приложения.
Сейчас алгоритм устроен так, что он оптимизирует время для каждого конкретного пользователя, то есть строит маршрут конкретно для вас. И не учитывает общественное благосостояние, пытаясь развести потоки. (В интернете появлялись предположения, что «Яндекс.Навигатор» пытается глобально влиять на транспортную ситуацию в Москве. — Прим. ред.) Но, так как пользователей много, мы неизбежно влияем на ситуацию на дорогах. Несколько лет назад навигатор был таким элитным клубом — была небольшая доля людей, которая пользовалась навигатором, и остальные москвичи. Тогда пользователи видели: здесь пробки, а тут нет пробок — и навигатор на ситуацию на дорогах никак не влиял. Сейчас, когда миллионы пользователей каждый день строят маршруты с навигатором, а мы им говорим, что здесь нет пробки, — все едут сюда, и, наверное, пробка может появиться в том числе из-за этого.
Как навигатор учитывает пробки
Каждый раз, когда пользователи едут с приложением «Яндекс.Карты» или «Яндекс.Навигатор», они передают анонимную информацию о своих перемещениях. Всего в России нашим навигатором пользуются 13 миллионов человек.
Получая эти данные, мы автоматически анализируем их на сервере и понимаем, что на определенной дороге, если люди едут медленнее, скорее всего, образовалась пробка. Эту информацию мы учитываем и доводим до пользователей двумя способами. Первое — это цветовой показатель в приложении, второе — пробки учитываются во времени, которое прогнозирует навигатор. Это полностью автоматическая система: данные обновляются каждую минуту.
Некоторое время назад мы строили маршрут, учитывая только текущие пробки. Хотя на самом деле ситуация постоянно меняется, и часы пик — это тяжелое время для всех навигаторов. Трафик хаотично вырастает, а навигатор, когда строит маршрут по текущим пробкам, не учитывает новые, и из-за этого врет во времени. Поэтому сейчас мы в экспериментальном режиме учитываем прогноз пробок на ближайший час. Для такого прогноза у нас есть два фактора: первый — ситуация на прошлых неделях в этот день недели и в это время, а второй — обстановка на дорогах на данную минуту.
После того как мы спрогнозировали пробки, мы анализируем, насколько качественно это сделали. Если человек доехал с навигатором до конца, мы знаем, за сколько времени он это сделал, и можем сравнить с обещанием навигатора. Вторая наша метрика называется «Яндекс врет». Люди часто жалуются на то, как ведет себя навигатор, в «Разговорчиках». Мы считаем долю разговорчиков, в которых ругают «Яндекс», по ключевым словам «врет», «говорит неправду» и всяким другим ругательствам. Когда мы отображаем что-то неточно, то видим резкий взлет таких разговорчиков — получается достаточно чувствительный инструмент.
Почему навигатор барахлит около Кремля
Навигатор, как и другие приложения с геолокацией, получает информацию о текущем местоположении от устройства. И не может определить, насколько они достоверны. Устройство при этом не сообщает, что это плохие координаты, оно ведет себя стандартным образом — только координаты почему-то находятся не на Кремлевской набережной, а где-то в другом месте.
Простым способом навигатор с изменением сигнала GPS ничего сделать не может. Он ведет себя по принципу «что устройство сказало, то я и делаю». Когда в конце прошлого года мы поняли, что ситуация на Кремлевской набережной — не разовая история, а регулярная проблема, то придумали новый алгоритм. Теперь, если навигатор видит, что координата очень быстро меняется (например, пользователь будто перелетел со скоростью 200 километров в час из одной точки в другую), система блокирует это перемещение. Стрелочка навигатора никуда не перемещается: в этот момент не работает ведение по маршруту и не определяется точная позиция, но человек хотя бы может ориентироваться по карте, куда ехать, а не обнаружить себя в серой зоне Внукова. Это работает, когда происходит «телепортация». К сожалению, есть и более сложные схемы. Иногда координату может перебросить не на десятки километров, а на соседнюю улицу, потом еще чуть-чуть и еще. В этом случае навигатор не может понять, ложный это переброс или нужно доверять последнему значению.
Как изменения в городе влияют на работу навигатора
На самом деле алгоритмы нуждаются в постоянном улучшении. Казалось бы, сделал — и все должно работать бесконечно. В целом так бы оно и было, но мир постоянно меняется. Кроме истории с Кремлевской набережной, есть и другие кейсы. Например, год назад в Москве появилось очень много выделенных полос для общественного транспорта: по ним ездят такси, но еще ездят нарушители. В этом случае мы видим, что часть сигналов намертво стоит в жуткой пробке, а часть сигналов проезжает спокойно. Алгоритм автоматически определял это как пробку и выделял желтым — получалась глупость. Мы научились выявлять сигналы, которые отличаются от основного потока. А вот программу «Моя улица» достаточно сложно учесть, потому что ситуация каждый день меняется. Сегодня здесь ремонт, а завтра на соседней улице. Ее мы учитываем стандартными способами — отмечаем и проверяем все сообщения о перекрытиях.
Как навигатор ищет свободные парковки
Как-то раз я ехал в театр. Представьте ситуацию. Спектакль начинается в 19:00, после третьего звонка входить плохо. Я посмотрел состояние пробок и решил поехать на машине. Подъехал к конечному пункту, навигатор отчитался, что мы приехали, только на самом деле я никуда не приехал: я все еще за рулем машины, вижу театр справа, но это мне никак не помогает. Дальше вижу, что слева есть парковка, подъезжаю ближе и обнаруживаю знак «Только для инвалидов». Справа тоже есть парковка, но она стоит 200 рублей. Я вроде и хочу припарковаться, но надеюсь найти место подешевле. Пока думаю, куда ехать, оказывается, что стою на пешеходном переходе, а еще мне бибикают сзади. Возникает куча проблем. Дальше я сворачиваю в ближайший переулок и оказываюсь черт знает где. В итоге я худо-бедно оставляю машину и добегаю до театра, но это супернекомфортная история.
Мы поняли, что парковки — это новые пробки. Если раньше основной проблемой для москвичей были пробки, то сейчас они все равно остаются проблемой, но при этом навигаторы научились их предсказывать. С парковками ни один навигатор раньше не помогал. Мы сделали пять вещей. Первое — начали при подъезде к пункту назначения показывать, где разрешено и запрещено парковаться. В этот момент человек находится в стрессе и часто не видит знаков, и если все стоят, то это совершенно не значит, что здесь разрешена парковка — может, они номера бумажками закрыли. Следующее — когда человек понял, где можно парковаться, ему хочется припарковаться не за 200 рублей. Поэтому мы начали показывать, где и за сколько можно оставить машину. Третье — при подъезде к пункту назначения навигатор предлагает специальный маршрут, чтобы пользователь проехал по соседним переулкам и с большой вероятностью нашел парковку, не уходя далеко от пункта назначения. Иначе можно повернуть в односторонний переулок, а потом на Третьем кольце оказаться.
Но в идеале пользователь должен видеть, где на самом деле свободно. И это очень сложная история. Таких данных просто нет. Мы пытаемся своими алгоритмами задетектить, что место освободилось. Сейчас навигатор на Android в фоновом режиме предоставляет нам информацию — мы фиксируем, что человек изменил способ передвижения с автомобильного на пешеходный и наоборот. Делаем вывод, что он, скорее всего, оставил или забрал машину. Мы накладываем эти данные на карту парковок и показываем свободные точки в течение пять минут. Но сейчас мы не гарантируем, что там действительно свободно: место может быть занято и за 30 секунд. При этом вероятность найти свободное место все равно высока. Эта функция уже доступна пользователям: можно включить слой парковок и увидеть зеленые точки. После того как человек припарковался, ему еще нужно оплатить парковку — мы сделали интеграцию с платежным сервисом и тестируем функцию оплаты.
Данные о парковках мы ищем разными способами. Есть открытые данные от департамента транспорта, но часто они бывают устаревшими и из-за реконструкции в центре постоянно меняются. Мы их перепроверяем. Данные про другие парковки, например при торговых центрах, мы собираем вручную при помощи справочника организаций.
Будет ли навигатор платным
Мы чувствуем, что навигатор не должен делать все всем одинаково. Сейчас работаем над тем, чтобы предложить профессиональным пользователям навигатора особенные решения. Например, таксистам навигатор должен показывать дорожную ситуацию на выделенных полосах, а дальнобойщикам — строить маршруты с учетом того, где им разрешено ехать, и показывать нагрузку на ось. Сейчас у многих логистических и транспортных компаний есть приложения, из которых автоматически запускается наш навигатор. Раньше мы не знали, что это за компании и чего они хотят. Может быть, для курьерской компании надо вывести на карту 50 точек и показать оптимальный маршрут между ними. Мы попросили их зарегистрироваться в системе и сейчас пытаемся понять, на что есть спрос. Ближайшее, что появится, — навигация для таксистов по выделенным полосам. Для обычных пользователей «Яндекс.Навигатор» останется бесплатным.