Что значит хула на бога

Хула на Духа Святого. Пояснения святых отцов

В слове Божием упоминается о хуле на Духа Святого, которая не простится человекам ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 31-32).

Святые отцы и учителя Церкви отнесли к этому смертному греху, подлежащему вечному осуждению и наказанию:

– грех безбожия и неверия,

– грех отвержения очевидной истины, ересь,

– грех разделения Пресвятой Троицы через отделение Святаго Духа от сущности Христовой и объявление Его тварью, а не Богом,

– грех приписывания каких-либо дарований христианина, полученных за ревностную богоугодную жизнь от Духа Святаго, действию сил бесовских,

– грех объявления воздействий Божественного Духа на подвижника, который смог достичь чистой созерцательной молитвы, прелестью бесовской или результатом опьянения,

– грех приписывания диаволу видимых всем дел и чудес Духа Божия.

– сознательное совершение греха в надежде на будущее покаяние; безмерная, лукавая надежда на благость Божию, коснение в осознанном грехе, отложение покаяния до смерти.

Святые отцы единогласно учат, что грех хулы на Духа Святаго должен подлежать анафеме. Совершающий этот грех или принимающий лжеучение, содержащее его, должен быть отлучен от Церкви до тех пор, пока не отречется публично от своих заблуждений, то есть принесет покаяние.

Святитель Афанасий Великий:

«…которые хулят Духа Святаго, то есть Божество Христово, и говорят, что о веельзевуле, князе бесовстем, изгонит бесы (Лк 11, 15), тем не отпустится ни в сей век, ни в будущий (Мф 12, 32). Заметить же надлежит, что Христос не сказал: не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, то есть пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи.

…хула на Духа есть неверие, и нет другого случая к получению прощения, как только соделаться верным; и грех безбожия и неверия не отпустится ни здесь, ни в будущем веке».

Преподобный Ефрем Сирин пишет, что еретики хулят Святого Духа:

«Какой грех непростителен? Грех против Духа Святаго. Это грех всякого еретика, потому что еретики хулили и хулят Духа Святаго. Им не будет прощения ни в сем веке, ни в будущем, по слову Господню, потому что воспротивились Самому Богу, от Которого избавление; и кто им поможет?»

Святитель Василий Великий относит к греху хулы на Духа Святого и клевету на христианина из зависти к полученным им дарам Духа:

«Те, которые видят в ком-либо плод Святаго Духа, везде сохраняющий равную степень богочестия, и не Святому Духу его приписывают, но присвояют противнику, – те произносят хулу на Самого Святаго Духа».

Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что отвержение очевидной истины есть грех хулы на Духа Святаго.

Святитель Димитрий Ростовский:

«Есть следующие шесть грехов, называемые грехами против Духа Святого: излишнее упование на милость Божию; отчаяние в своем спасении; противление утвержденной истине и отвержение православной христианской веры; зависть к ближним, получающим от Бога духовные блага; пребывание в грехах и коснение в злобе; нерадение о покаянии до конца этой жизни.

…Чем побеждаются эти грехи? Добродетелями и соблюдением заповедей Божиих, сокрушением сердца, покаянием, исповедью и епитимией.

Святые отцы вслед за апостолом Павлом подтвердили, что грех хулы на Духа Святаго должен подлежать анафеме. Совершающий этот грех или принимающий лжеучение, содержащее его, должен быть отлучен от Церкви до тех пор, пока не отречется публично от своих заблуждений, то есть принесет покаяние».

Святитель Феофан Затворник, ссылаясь на Православное исповедание (часть III, воп. 18-42) пишет в Начертании христианского нравоучения, что к грехам против Святого Духа принадлежат: безмерное упование на благость Божию, отчаяние, противление ясной истине, зависть к духовным совершенствам других, застарение в злобе, отложение покаяния до смерти.

От таких грехов предостерегает преп. Исаак Сирин, как от лукавства перед Богом:

Так же пишет и св. Игнатий (Брянчанинов):

Архим. Рафаил (Карелин) пишет:

«Это не кощунственные поступки, не богохульные слова против Духа Святого, а то внутреннее, устойчивое состояние грешника, когда он становится уже неспособным к покаянию, а именно:

1) Духовная гордость. …Человек считает, что он может спастись без Бога, без помощи благодати, без Таинств и молитв Церкви,- одними силами человеческой природы и своими личными достоинствами.

3) Ложная надежда на всепрощение Божие. Человек считает, что Бог как безграничная Любовь должен простить людям все грехи и пороки независимо от их воли, по одной Своей милости, то есть без покаяния грешников и исправления их жизни.

4) … ненависть к истине и поэтому ожесточенное сопротивление ей.

Причина невозможности прощения грехов находится в самих грешниках, а не в воле Божией, именно, лежит в нераскаянности грешников. Как может быть прощен грех благодатью Святого Духа, когда на эту благодать изрыгается хула? Но должно верить, что и в этих грехах грешники, если они принесут искреннее покаяние, и оплачут свои грехи, они будут прощены. Св. Иоанн Златоуст говорит о хуле на Святого Духа: «Ибо и сия вина была отпущена раскаявшимся. Многие из тех, кто изрыгали хулы на Духа, впоследствии уверовали, и все им было отпущено».

И Отцы Седьмого Вселенского Собора говорят о возможности прощения грехов смертных:

«Грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают. В таковых нет Господа Иисуса, если не смирятся и не отрезвятся от своего грехопадения. Подобает им паче приступать к Богу и с сокрушенным сердцем просить оставления греха сего и прощения, а не тщеславиться деянием неправедным. Ибо близ Господь сокрушенным сердцем (Пс. 33)».

Источник

Хула на Духа Святого — что это и почему не простится?

Что значит хула на бога

Очень часто люди, читающие Библию, спрашивают — что значит хула на Духа Святого и почему она не простится? Что за непростительный грех такой? Давайте попытаемся разобраться, о чем идет речь и что это значит.

Хула на Духа Святого: введение

Хула на Духа Святого иногда называется “непростительным грехом”. Эта тема, которая часто производит непонимание и страх в сердцах многих людей. Основной вопрос может быть вот в чём: «С давних пор нет прощения за этот грех, чтобы он ни означал. Что если я виновен в хуле на Духа Святого?» Быстрый ответ заключается в том, что Бог прощает нам все грехи, в которых мы раскаиваемся. Будь-то покаяние и крещение в то время, когда мы становимся христианами (Деяния 2:38), или же признание греха и разворот от греха в тот момент, когда мы уже во Христе (1 Иоанна 1:9). Прощение всех грехов обещано Богом в этих отрывках. Для объяснения всех трех мест в Писании давайте их все прочитаем, чтобы перейти к более подробному исследованию.

Итак: от Матфея 12:22-32, Марка 3:20-30, Луки 12:8-10

Специфические особенности в тексте и их контекст

Грех — выражение неповиновения и вражды к Духу. Буквально это означает “протестовать, быть против, нападать, оскорблять с нападками”. Вовлеченные в грех были еврейскими лидерами, которые были хорошо знакомы с Законом, с его Мессианскими пророчествами, и они были свидетелями чудес Иисуса Христа. Они не только не верили, что чудеса сотворил Иисус, явившийся от Бога, но и причисляли эти чудеса сатане. Этим самым они клеветали на Святой Дух в своих порочных обвинениях против Иисуса и Его власти.

Давайте посмотрим в каждом отрывке на основные моменты:

«И потому говорю вам: всякий грех и хула будут прощены, но хула на Святого Духа не будет прощена. Тот, кто скажет против Сына Человеческого, может быть прощён, тот же, кто скажет против Святого Духа, не будет прощён ни в этом веке, ни в грядущем». (Матфея 12:31-32)

Отметим ключевые моменты здесь:

«Истинно говорю вам: сынам человеческим будут прощены любые грехи и любое богохульство; но кто хулит Святого Духа, тот никогда не будет прощён, но будет повинен в вечном грехе». Иисус Христос сказал это, потому что люди говорили: «В Него вселился нечистый дух». (Евангелие от Марка 3:28-30)

Теперь ключевые места в Евангелии от Марка:

Наконец, от Луки 12:8-10

«Я говорю вам: любого, кто встанет и признает Меня перед людьми, Я, Сын Человеческий, признаю перед ангелами Божьими. Но любого, кто встанет и отвергнет Меня перед людьми, и Я отвергну перед ангелами Божьими. И если кто скажет слово против Сына Человеческого, тот может быть прощён. Но, хулящий Святого Духа, прощён не будет. (Евангелие от Луки 12:8-10)

Практические соображения

Хула на Духа Святого лежит в конце нисходящей прогрессии. Люди с открытыми сердцами видели чудеса Иисуса и приняли Его и Его послание. Другие приняли чудеса, еще не принимая Его как Сына Бога (Евангелие от Матфея 16:13-17). Его собственная семья думала, что Он был не в своём уме (Евангелие от Марка 3:20-21). Те виновные в богохульстве или, возможно, почти обвиненные (Евангелие от Марка 3:30) приписывали чудеса сатане. В любом участке этого пути люди могли прийти к вере, но в конце рассматриваемой нами истории вера больше не была возможностью для тех людей.

Павел был однажды богохульником, преследователем, обидчиком и жестоким человеком (1 Тимофею 1:13). Все же он лично не видел Иисуса и утверждал, что эти чудеса были от сатаны. Как только мы видим чудеса и яростно отклоняем их, приписывая их сатане, то уже ничто не может разбудить нас. Чем дольше длится грех, тем больше он укореняется в человеке. Когда Петр проповедовал тысячам (Деяния 2:38), он не делал различия или исключения против виновных в хуле на Дух Святой.

Никому не должно быть отказано в милости Бога, если человек действительно раскаивается в грехах и приходит к Богу. Сам Дух приглашает любого прийти к Нему (Откровения 22:17). Если вы боитесь, что совершили «непростительный грех», — это точно не так. Тем не менее укоренение в грехе является страшной мыслью в любом случае. Это может начаться в небрежности, продолжиться в безразличии и закончиться в укоренении.

В Послании к Евреям это начиналось с уклонений в сторону (2:1), затем перешло в неверующее сердце (3:11-12), а уже потом привело к невозможности раскаяния (6:4-6).

Обратите внимание, что нисходящая спираль начинается с того, что мы начинаем дружить с миром (Послание Иакова 4:4), потом мы начинаем любить это (1 Иоанна 2:15), затем законы мира начинают нами руководить (Послание Римлянам 12:2) и, наконец, мы осуждены вместе со всем миром (1 Послание Коринфянам 11:32). Поэтому проблема заключается не в том, простит ли Бог. А в том – сможет ли человек покаяться. Иисус знал сердца и знал, что те, с кем Он говорит, прошли точку «невозврата» – они полностью утвердились в грехе. Даже в этом случае Его Слова могли быть предупреждением о том, что они могли оказаться за этой точкой. Большое чудо воскресения могло бы быть их последней надеждой.

Хула на Духа Святого: заключение

Богохульство против Духа Святого было явным, клеветническим нападением на Иисуса и Его чудеса, которое привело к полному укреплению в грехе. Хотя мы не находимся в том же самом положении, говоря о хуле на Духа Святого, все же укрепление в том или ином грехе является очень страшной вещью. Мы должны понимать, что первый шаг в этом направлении начинается с того, что начинаем с лёгкостью относиться к тому, что говорил Иисус. Сохраняйте свои сердца мягкими к Слову Бога и вы никогда не будете в ситуации, когда грех укореняется в наших сердцах. Наш Бог очень добр, у Него никогда не стоит вопрос с решимостью или возможностью прощать. Но вопрос больше в нашей готовности раскаиваться. И в некоторых случаях в нашей способности раскаиваться. Но Бог жаждет нашего раскаяния и прощения, поскольку Он действительно хороший Бог и прекрасный Отец!

Источник

Хула на Духа Святого

Хула́ на Духа Свя­того – 1) упор­ное и созна­тель­ное отвер­же­ние спа­си­тель­ной бла­го­дати Божьей; 2) поно­ше­ние или отри­ца­ние бытия тре­тьего Лица Пре­свя­той Троицы; 3) бого­хуль­ство вообще.

«Посему говорю вам: всякий грех и хула про­стятся чело­ве­кам, а хула на Духа не про­стится чело­ве­кам; если кто скажет слово на Сына Чело­ве­че­ского, про­стится ему; если же кто скажет на Духа Свя­таго, не про­стится ему ни в сем веке, ни в буду­щем». ( Мф.12:31–32 ).

Под хулой на Духа Свя­того Бого­че­ло­век Иисус Хри­стос под­ра­зу­ме­вал отри­ца­ние, оскорб­ле­ние Своего Боже­ства, а хулой на Сына Чело­ве­че­ского – оскорб­ле­ние Своего чело­ве­че­ства.

Иисус сказал это после обви­не­ния фари­сеев в том, что Он силой князя бесов­ского изго­няет бесов. Хула на Духа Свя­того – это отвер­же­ние чело­ве­ком оче­вид­ного дей­ствия Боже­ствен­ной бла­го­дати.

Свя­то­оте­че­ское рас­кры­тие учения о грехе хулы на Духа Свя­таго

Свя­ти­тель Афа­на­сий Вели­кий (293–373)

Архи­епи­скоп Алек­сан­дрий­ский, вели­кий отец и учи­тель Церкви, особо про­сла­вился борь­бой с ари­ан­ством и твер­дой, непо­ко­ле­би­мой верой. Он был при­знан­ным вождем борьбы за никей­ское Пра­во­сла­вие, за опре­де­ле­ния Пер­вого Все­лен­ского Собора и оста­вил мно­же­ство бого­слов­ских работ экзе­ге­ти­че­ского, апо­ло­ге­ти­че­ского и аске­ти­че­ского харак­тера.

В «Бесе­дах на Еван­ге­лие от Матфея» Афа­на­сий I Вели­кий первым дал раз­вер­ну­тое тол­ко­ва­ние учения Спа­си­теля о грехе хулы на Духа Свя­таго: «Свя­щен­ные Писа­ния воз­ве­щают нам, что Хри­стос по неиз­ре­чен­ном еди­не­нии дву­со­ста­вен, и именно – из Боже­ства и чело­ве­че­ства. Ибо Слово плоть бысть ( Ин.1:14 ). Итак, Сам Хри­стос име­нует Боже­ство Слова Духом Святым, как и Cама­рянке сказал: Дух есть Бог ( Ин.4:24 ), а чело­ве­че­ство Слова – Сыном Чело­ве­че­ским, ибо гово­рит: ныне про­сла­вися Сын Чело­ве­че­ский ( Ин.13:31 ). И иудеи, оскорб­ля­ю­щие всегда Бога, в отно­ше­нии ко Христу впа­дали в сугу­бую хулу. Одни, соблаз­ня­ясь плотию Его, тем, что Он Сын Чело­ве­че­ский, почи­тали Его про­ро­ком, а не Богом, и назы­вали ядцею и вино­пий­цею ( Мф.11:19 ); и им даро­вал Он про­ще­ние; потому что пола­га­лось тогда начало только про­по­веди, и для мира невме­стимо было уве­ро­вать в Бога, соде­лав­ша­гося чело­ве­ком. Почему и гово­рит Хри­стос: иже аще речет слово на Сына Чело­ве­че­скаго, то есть на тело Его, отпу­стится ему ( Мф.12:32 ). Ибо осме­люсь ска­зать, что и самые бла­жен­ные уче­ники не имели совер­шен­ного поня­тия о Боже­стве Его, пока не снис­шел на них Дух Святый в день Пяти­де­сят­ницы; потому что и по вос­кре­се­нии, видевше Его, ови покло­ни­шася Ему, ови же усу­мне­шася ( Мф.28:17 ), однако же не были за это осуж­дены. Но кото­рые хулят Духа Свя­таго, то есть Боже­ство Хри­стово, и гово­рят, что о веель­зе­вуле, князе бесов­стем, изго­нит бесы ( Лк.11:15 ), тем не отпу­стится ни в сей век, ни в буду­щий ( Мф.12:32 ). Заме­тить же над­ле­жит, что Хри­стос не сказал: не отпу­стится хулив­шему и пока­яв­ше­муся, но хуля­щему, то есть пре­бы­ва­ю­щему в хуле. Ибо досто­долж­ное пока­я­ние раз­ре­шает все грехи. Иные, иссле­дуя ска­зан­ное, что хуля­щему Духа не отпу­стится ни в сей век, ни в буду­щий, гово­рят, что четыре есть спо­соба, кото­рыми совер­ша­ется отпу­ще­ние грехов, и два из них имеют место здесь, а два – в буду­щем веке. Поелику память наша не в состо­я­нии упом­нить все пре­гре­ше­ния целой жизни, чтобы чело­веку пока­яться в них здесь, то чело­ве­ко­лю­би­вый Гос­подь наш для непо­ка­яв­шихся, как гово­рят они, преду­го­то­вил два спо­соба пока­я­ния в буду­щем веке. Когда делал кто добро без раз­ли­чия, или подвиг­ну­тый мило­сер­дием и состра­да­нием к ближ­нему, или по другим каким чело­ве­ко­лю­би­вым побуж­де­ниям, тогда в буду­щем веке, во время суда, будет это взве­шено, и если ока­жется в этом какой пере­вес, то будет ему про­ще­ние. И это – первый способ. А второй есть сле­ду­ю­щий: когда кто, одер­жи­мый гре­хами, слыша, что гово­рит Гос­подь: не судите, да не судимы будете, и убо­яв­шись, никого не осуж­дает за житие его, то как хра­ни­тель запо­веди, он не осу­дится, потому что Все­не­лож­ный не забы­вает Своей запо­веди. Другие же два спо­соба про­ще­ния имеют место здесь. Когда кто, будучи во грехах, по смот­ре­нию Про­мысла Божия под­вер­га­ется несча­стиям, нуждам, болез­ням, – ибо чрез это Бог, неиз­вест­ным нам обра­зом, очи­щает его, – и если иску­ша­е­мый бла­го­да­рит, то за бла­го­дар­ность при­ем­лет награду. Если же не бла­го­да­рит, то осуж­да­ется и за те грехи, за кото­рые терпит он нака­за­ние, и сверх того, под­верг­нется ответ­ствен­но­сти за небла­го­дар­ность. Поэтому, кто грешит в чем-либо пред людьми, тот имеет много слу­чаев к полу­че­нию про­ще­ния. Ибо, кто грешит против одного чело­века и делает добро дру­гому чело­веку, тот оправ­ды­ва­ется тем же самым есте­ством, против кото­рого согре­шил. Но хула на Духа есть неве­рие, и нет дру­гого случая к полу­че­нию про­ще­ния, как только соде­латься верным; и грех без­бо­жия и неве­рия не отпу­стится ни здесь, ни в буду­щем веке» 1.

С этим тол­ко­ва­нием согла­су­ется и другое опре­де­ле­ние греха хулы, данное святым отцом Церкви: «Гово­рил же это Гос­подь, не срав­не­ние делая между хулою на Сына и хулою на Духа Свя­таго, и не в том смысле, что Дух больше, а потому хула на Духа имеет боль­шую вину. Да не будет сего! Ибо пред­ва­ри­тельно научил Он, что все, что имеет Отец, при­над­ле­жит и Сыну, что Дух примет от Сына и про­сла­вит Сына, и что не Дух дает Сына, но Сын подает Духа уче­ни­кам, а через уче­ни­ков и веру­ю­щим в Него. Но поелику хула в обоих слу­чаях каса­ется Его Самого, в одном же случае хула меньше, а в другом гораздо больше, то Гос­подь и сказал это. Та и другая хула каса­ется Самого Гос­пода, и Он сказал о Себе – и: Сын Чело­ве­че­ский, и: Дух, чтобы первым наиме­но­ва­нием ука­зать на чело­ве­че­ское есте­ство, а словом «Дух» обо­зна­чить Свое духов­ное, умное и пре­и­стин­ное Боже­ство. Ибо в озна­че­нии телес­ного Своего есте­ства хулу, в кото­рой можно полу­чить про­ще­ние, отнес к Сыну Чело­ве­че­скому, о хуле же непро­сти­тель­ной объ­явил, что про­сти­ра­ется она на Духа, чтобы этим отли­че­нием от телес­ного есте­ства ука­зать на Боже­ство Свое» 2.

Свя­ти­тель Афа­на­сий дал еще одно важное опре­де­ле­ние, свя­зан­ное с бого­хуль­ством: «Никей­ский Собор под­линно служит обли­че­нием против всякой ереси и низ­ла­гает хуля­щих Духа Свя­таго и назы­ва­ю­щих Его тварию». Это опре­де­ле­ние отно­си­лось к учению полу­а­риан-духо­бор­цев. Святые отцы Помест­ного Алек­сан­дрий­ского Собора 362 года, на кото­ром пред­се­да­тель­ство­вал сам свя­ти­тель Афа­на­сий, писали к антио­хий­цам: «Всех жела­ю­щих быть в мире с нами… а также отсту­пив­ших от ариан при­гла­сите к себе, при­мите их, как отцы детей… ничего же не тре­буйте от них больше, а только, чтобы пре­дали ана­феме ари­ан­скую ересь и испо­ве­дали веру, свя­тыми отцами испо­ве­дан­ную в Никее, а также пре­дали ана­феме утвер­жда­ю­щих, что Дух есть тварь и отде­лен от сущ­но­сти Хри­сто­вой. Ибо не раз­де­лять Святую Троицу и не гово­рить, будто бы нечто из Нее есть тварь, – значит поис­тине отсту­пить от нена­вист­ной ереси ариан. А те, кото­рые при­творно при­пи­сы­вают себе веру, испо­ве­дан­ную в Никее, и дер­зают про­из­но­сить хулу на Духа Свя­таго, не более делают, как только на словах отри­ца­ются ари­ан­ской ереси, в сердце же ее содер­жат» 3.

Святой Афа­на­сий Вели­кий вместе с отцами Помест­ного Собора опре­де­лил, что раз­де­ле­ние Пре­свя­той Троицы, отде­ле­ние Духа от сущ­но­сти Хри­сто­вой и объ­яв­ле­ние Его «тварью», то есть тво­ре­нием, явля­ется смерт­ным грехом. Тот, кто испо­ве­дует учение, содер­жа­щее хулу на Духа Свя­таго, может быть принят в цер­ков­ное обще­ние лишь после пуб­лич­ного отвер­же­ния лож­ного учения.

Свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий (330–379)

Архи­епи­скоп Кеса­рии Кап­па­до­кий­ской, Васи­лий Вели­кий – все­лен­ский отец и учи­тель Церкви, борец с ари­ан­ством, за что не раз под­вер­гался гоне­ниям. Им состав­лена литур­гия, дошед­шая до наших дней. Он автор мно­же­ства заме­ча­тель­ных бого­слов­ских трудов.

Одно из тол­ко­ва­ний хулы на Духа Свя­таго дано свя­ти­те­лем в «Пра­ви­лах бого­угод­ной жизни»: «Пра­вило 35. Те, кото­рые видят в ком-либо плод Свя­таго Духа, везде сохра­ня­ю­щий равную сте­пень бого­че­стия, и не Свя­тому Духу его при­пи­сы­вают, но при­сво­яют про­тив­нику, – те про­из­но­сят хулу на Самого Свя­таго Духа» 4. Допол­не­нием к этому пра­вилу служит другое тол­ко­ва­ние Васи­лия Вели­кого: «Тот хулит Духа Свя­того, кто дей­ствия и плоды Свя­того Духа при­пи­сы­вает про­тив­нику. Сему под­вер­га­ются многие, нередко рачи­тель­ные, опро­мет­чиво назы­вая тще­слав­ными того, кто пока­зы­вает добрую рев­ность, ложно обви­няя в гневе и многое подоб­ное лживо при­пи­сы­вая по лука­вым подо­зре­ниям» 5.

Как видно из при­ве­ден­ных цитат, свя­ти­тель Васи­лий отно­сит к греху хулы на Духа Свя­таго и кле­вету на хри­сти­а­нина из зави­сти к полу­чен­ным им дарам Духа. Хула состоит в том, что чело­века, пока­зы­ва­ю­щего рев­ность в бого­угод­ной жизни, вдруг, по одному лишь подо­зре­нию в гнев­ли­во­сти и высо­ко­ме­рии, начи­нают счи­тать тще­слав­ным, воз­во­дят на него ложные обви­не­ния. А если он за свою подвиж­ни­че­скую жизнь6 полу­чил как награду от Свя­таго Духа какое-либо даро­ва­ние, то объ­яв­ляют это даро­ва­ние дей­ствием бесов­ской силы. В этот страш­ный грех хулы могут впасть даже добрые хри­сти­ане, пыта­ю­щи­еся поспешно делать о ком-либо заклю­че­ния и выводы.

Свя­ти­тель также пояс­няет, к чему может при­ве­сти хула и на кого похож бого­хуль­ник: «Хула на Духа при­во­дит тебя к поня­тиям зло­че­сти­вым и недоз­во­лен­ным. Как скоро сказал ты о Духе, чего не должен гово­рить, в тебе обо­зна­чи­лось уже, что ты остав­лен Духом. Как сомкнув­ший глаза имеет в себе свою тьму, так отлу­чив­шийся от Духа, став вне Про­све­ща­ю­щего, объ­ем­лется душев­ною сле­по­тою» 7.

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст (344–407)

Вели­кий отец и учи­тель Церкви, архи­епи­скоп Кон­стан­ти­но­поль­ский, свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст оста­вил после себя боль­шое коли­че­ство бесед и про­из­ве­де­ний экзе­ге­ти­че­ского харак­тера на многие книги Свя­щен­ного Писа­ния. Он про­сла­вился своей борь­бой за высо­кую нрав­ствен­ность всех хри­стиан, и, в первую оче­редь, духо­вен­ства. Глав­ным ору­дием этой борьбы были его про­по­веди, тоже дошед­шие до нас. Свя­ти­тель сокра­тил чин литур­гии Васи­лия Вели­кого, и эта сокра­щен­ная литур­гия известна нам под именем литур­гии Иоанна Зла­то­устого.

О бого­хуль­стве свя­ти­тель писал: «Подобно тому, как тот, кто счи­тает солнце темным, не уни­жает этого све­тила, но пред­став­ляет ясное дока­за­тель­ство своей сле­поты, и как тот, кто назы­вает мед горь­ким, – не умень­шает его сла­до­сти, но обна­ру­жи­вает болезнь свою, так точно и осуж­да­ю­щие дела Божии… Бого­хуль­ство не уни­жает вели­чия Божия… Кто бого­хуль­ствует, тот нано­сит раны самому себе… Все муче­ния, как насто­я­щие, так и буду­щие, недо­ста­точны для души (хуля­щей Духа)» 8. «Под­линно нет худ­шего греха, чем хула на Духа, нет даже рав­ного ему. В нем умно­же­ние зол, в нем то, чем все при­во­дится в рас­строй­ство и влечет без­жа­лост­ное нака­за­ние и невы­но­си­мое мщение»9.

Самое же подроб­ное и глу­бо­кое тол­ко­ва­ние еван­гель­ского учения о хуле было дано Иоан­ном Зла­то­устым в Беседе 41 из «Тол­ко­ва­ния на свя­того Матфея Еван­ге­ли­ста», в кото­рой он особо под­чер­ки­вал знание фари­сеев и закон­ни­ков о Духе Божием и Его дей­ствиях: «Итак, сна­чала вни­ма­тельно выслу­шаем эти слова: всяк грех и хула, гово­рит Он, отпу­стится чело­ве­ком: а яже на Духа хула не отпу­стится чело­ве­ком: и иже аще речет слово на Сына Чело­ве­че­скаго, отпу­стится ему; а иже речет на Духа Свя­таго, не отпу­стится ему ни в сей век, ни в буду­щий (ст. 31, 32). Что же значат эти слова? Вы много о Мне гово­рили, что Я обман­щик, что Я про­тив­ник Божий. Я вам это прощу и не потре­бую вашего нака­за­ния, если вы рас­ка­е­тесь; но хула на Духа не отпу­стится и каю­щимся. Как же это? Ведь и эта вина была отпу­щена рас­ка­яв­шимся. Многие из тех, кото­рые изры­гали хулы на Духа, впо­след­ствии уве­ро­вали, и все было отпу­щено. Что же значат эти слова? То, что грех против Духа Свя­таго пре­иму­ще­ственно непро­сти­те­лен. Почему же? Потому, что Христа не знали, кто Он был; а о Духе полу­чили уже доста­точ­ное позна­ние. Так, что ни гово­рили про­роки, гово­рили по вну­ше­нию Духа, и в Ветхом Завете все имели о Нем очень ясное поня­тие. Итак, слова Христа имеют такое зна­че­ние: пусть вы соблаз­ня­е­тесь Мною по плоти, в кото­рую Я облекся; но можете ли вы ска­зать и о Духе, что Его не знаем? Потому-то хула ваша и будет непро­сти­тельна, и здесь и там поне­сете за нее нака­за­ние. Многие хотя здесь только были нака­заны, как, напри­мер, блуд­ник, недо­стойно при­об­щив­шийся Тайнам у корин­фян, но вы – и здесь, и там. Итак, Я вам отпус­каю все то, чем вы Меня зло­сло­вили прежде креста, даже и то, что вы хотите рас­пять Меня на кресте, и самое неве­рие ваше не будет постав­лено вам в вину. Веро­вав­шие прежде креста не имели полной веры, – потому Он везде запре­щает объ­яв­лять о Себе кому-либо прежде стра­да­ния, и на самом кресте молился, чтобы отпу­щен был иудеям грех их. Но что вы гово­рили о Духе, то не будет про­щено вам. А что Хри­стос ука­зы­вает на хулу, кото­рую гово­рили против Него иудеи прежде креста, то это видно из сле­ду­ю­щего: иже речет слово на Сына Чело­ве­че­скаго, отпу­стится ему; а иже речет на Духа Свя­таго, не отпу­стится. Почему? Потому, что Дух Святый вам изве­стен, а вы не сты­ди­тесь отвер­гать оче­вид­ную истину. Если уже вы гово­рите, что Меня не знаете, то несо­мненно знаете, что изго­нять бесов и совер­шать исце­ле­ния есть дело Духа Свя­таго. Итак, не Меня только поно­сите, но и Духа Свя­таго. Потому и нака­за­ние ваше, как здесь, так и там, неиз­бежно. Одни нака­зы­ва­ются и здесь, и там; другие только здесь; иные только там; а иные ни здесь, ни там. И здесь и там, – как, напри­мер, эти самые хули­тели Духа Свя­таго. Они и здесь понесли нака­за­ние, когда под­вер­жены были ужас­ным бед­ствиям, по взятии их города, и там поне­сут жесто­чай­шее, как жители Содома, и многие другие. Там только, – как, напри­мер, пали­мый пла­ме­нем богач, не имев­ший даже одной капли воды. Здесь, – как, напри­мер, блуд­ник коринф­ский. Ни здесь, ни там, – как апо­столы, как про­роки, как бла­жен­ный Иов: а их стра­да­ния были не след­ствием нака­за­ния, а подви­гами и борь­бою» 10.

Обра­тим вни­ма­ние на мысль свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста о том, что отвер­же­ние оче­вид­ной истины есть грех хулы на Духа Свя­таго, а также на диф­фе­рен­ци­а­цию нака­за­ний, кото­рые поне­сут винов­ные в этом грехе.

Пре­по­доб­ный Исидор Пелу­сиот (… ок. 436)

Святой Исидор был насель­ни­ком и пре­сви­те­ром мона­стыря близ города Пелу­сии на реке Нил. Под вли­я­нием своего учи­теля Иоанна Зла­то­устаго он напи­сал (по разным оцен­кам) от двух до десяти тысяч писем и поуче­ний. Дог­ма­тист, экзе­гет и фило­соф, аскет и молит­вен­ник, Исидор Пелу­сиот везде в своих поуче­ниях во главу угла всегда ставил Свя­щен­ное Писа­ние. Пре­по­доб­ный Исидор поль­зо­вался особым ува­же­нием многих епи­ско­пов и импе­ра­то­ров, кото­рые при­хо­дили к нему в келью за бла­го­сло­ве­нием.

Каса­ясь темы бого­хуль­ства, пре­по­доб­ный Исидор особое вни­ма­ние уделил вопросу, почему при единой сущ­но­сти Пре­свя­той Троицы нака­зы­ва­ется только хула на Духа и почему она не изви­ни­тельна: «Поэтому слушай: кто скажет хуль­ное слово на Сына Чело­ве­че­ского, тот, как сказал Гос­подь, не под­ле­жит осуж­де­нию, потому что для име­ю­щих болез­нен­ное умное око, неудо­бо­зрим со скуд­но­стью види­мой плоти неиз­ре­ченно соеди­нив­шийся Бог, пока не познано сокро­вен­ное Боже­ство, а в име­ю­щих чистый ум, для кото­рых соде­ла­лось явным вопло­тив­ше­еся Боже­ство, вовсе не имело места неве­рие, и им Гос­подь не угро­жал воз­да­я­нием суда. Хула же на Духа Свя­того не изви­ни­тельна, потому что самые дела, став явными, изоб­ли­чают хуля­щих, что они непри­зна­тельны и небла­го­дарны. Ибо, когда пре­кра­ща­лись стра­да­ния и изго­ня­емы были демоны силою Боже­ства, ропот­ники иудеи кле­ве­тали, что Боже­ствен­ные зна­ме­ния совер­ша­ются о веель­зе­вуле. О сей-то хуле, про­из­но­си­мой на Божию сущ­ность, Гос­подь изрек, что она не про­сти­тельна»11.

Святой под­чер­ки­вал, что хула на Духа Свя­таго через объ­яв­ле­ние Его нечи­стым духом – веель­зе­ву­лом – это хула на саму Сущ­ность Божию, так как Бог есть чистей­ший Дух, а также ука­зы­вал глав­ную при­чину непро­сти­тель­но­сти этого греха: види­мые всем дела, кото­рые творит Святой Дух.

Пре­по­доб­ный Исидор Пелу­сиот особо пре­ду­пре­ждал, что надо всегда с рас­суж­де­нием гово­рить о вещах духов­ных, тем более о делах Духа Свя­таго: «Не пове­лено нам метать жемчуг перед сви­ньями, то есть перед погряз­шими в стра­стях и веду­щими жизнь скот­скую, чтобы они не попрали его ногами, лука­выми своими начи­на­ни­ями хуля имя Божие и, обра­тив­шись, не рас­тер­зали вас» 12.

Пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов (949‑1022)

Выда­ю­щийся визан­тий­ский бого­слов и поэт родился в знат­ной семье и рос при импе­ра­тор­ском дворе, но в два­дца­ти­лет­нем воз­расте, оста­вив мир, ушел в Сту­дий­ский мона­стырь. Через один­на­дцать лет он уже стал игу­ме­ном мона­стыря Свя­того Маманта в Кон­стан­ти­но­поле. С 1005 года пре­по­доб­ный Симеон нахо­дился в ссылке в Малой Азии. В мно­го­чис­лен­ных бого­слов­ских трудах ярко отра­зился его личный опыт умного дела­ния – непре­стан­ной Иису­со­вой молитвы.

В своем Слове 64 пре­по­доб­ный писал: «О бого­хуль­стве. Кто гово­рит, что в нынеш­ние вре­мена невоз­можно полу­чить Духа Свя­таго, и кто хулит дей­ствия Свя­таго Духа, говоря, что такия дей­ствия от диа­вола, тот вводит новую ересь в Цер­ковь Божию.

Поелику Гос­подь наш Иисус Хри­стос гово­рит во Святом Еван­ге­лии: всяк грех и хула отпу­стится чело­ве­ком: а яже на Духа хула, не отпу­стится чело­ве­ком… ни в сей век, ни в буду­щий ( Мф.12:31, 32 ), то над­ле­жит нам иссле­до­вать и познать, что это за хула, кото­рая бывает на Духа Свя­таго? На Духа Свя­таго хула есть, когда кто дей­ствия Духа Свя­таго при­пи­сы­вает диа­волу, как гово­ритВаси­лий Вели­кий (Крат. прав. 273). Когда кто видит, что какой-нибудь брат хри­сти­а­нин совер­шает чудеса, или имеет какое-либо даро­ва­ние Свя­таго Духа, как-то: сокру­ше­ние сер­деч­ное, или слезы, или сми­ре­ние, или разу­ме­ние боже­ских вещей, или другое что такое, что подает Дух Святый любя­щим Бога, – и гово­рит, что это – пре­лесть диа­вола, – тот хулит Свя­таго Духа. Также и тот, кто гово­рит, что спо­доб­ля­ю­щи­еся воз­дей­ствия Боже­ствен­ного Духа, как сыны Божии, и испол­ня­ю­щие пове­ле­ния Бога и Отца их, состоят в пре­ле­сти от диа­вола, – и этот хулит Духа Свя­таго, дей­ству­ю­щаго в них, как и евреи хулили Сына Божия, когда, видя, как демоны были изго­ня­емы Хри­стом, хульно гово­рили с вели­кою про­дер­зо­стию, что Он о веель­зе­вуле, князе бесов­ском, изго­няет бесов. Но иные, слыша сие, не слышат и, видя сие, не видят, и о всем том, отно­си­тельно чего Боже­ствен­ное Писа­ние сви­де­тель­ствует и удо­сто­ве­ряет, что оно бывает от Духа Свя­таго и от Боже­ствен­наго воз­дей­ствия, как из себя вышед­шие и все Боже­ствен­ное Писа­ние отверг­шие, и все веде­ние, пода­е­мое сим Писа­нием, из ума изверг­шие, не тре­пе­щут гово­рить ока­ян­ные, что такие дей­ствия бывают от опья­не­ния и демо­нов. Будто невер­ные и совер­шен­ные невежды, не ученые Боже­ствен­ным тайнам, они, когда услы­шат о Боже­ствен­ном оси­я­нии или осве­ще­нии души и ума, или о созер­ца­нии и бес­стра­стии, или о сми­ре­нии и слезах от дей­ствия и бла­го­дати Свя­таго Духа, тотчас, как бы не имея сил стер­петь вели­кого бли­ста­ния и силы словес сих, омра­ча­ются паче очами души своей, чем про­све­ща­ются, и с вели­кою про­дер­зо­стию решают, что это от пре­ле­сти бесов­ской, и не тре­пе­щут ока­ян­ные ни суда Божия, ни вреда, при­чи­ня­е­мого тем, кои слышат их. Мало того, они не колеб­лются утвер­ждать, дерз­кие, что в насто­я­щие вре­мена ничего такого не бывает от Бога ни в ком из веру­ю­щих; а это есть край­нее нече­стие, паче, нежели ересь» 13.

Итак, вслед за Васи­лием Вели­ким пре­по­доб­ный Симеон отно­сит к греху непро­сти­тель­ной хулы при­пи­сы­ва­ние бла­го­дат­ных даров Духа в подвиж­ни­ках14 дей­ствию бесов. Хулой явля­ется обви­не­ние в бесов­ской пре­ле­сти тех, кто спо­до­бился в умной непре­стан­ной молитве, после очи­ще­ния от стра­стей, воз­дей­ствия Боже­ствен­ного Духа.

Бла­жен­ный Фео­фи­лакт Бол­гар­ский (… ок. 1107)

Архи­епи­скоп Охрид­ский, бла­жен­ный Фео­фи­лакт не отно­сится к числу святых, память кото­рых празд­ну­ется обще­цер­ковно, но с древ­них времен поль­зо­вался славой отца и учи­теля Церкви.

Бол­гар­ский архи­епи­скоп из греков, Фео­фи­лакт начи­нал свое слу­же­ние диа­ко­ном глав­ного храма Визан­тий­ской импе­рии – Софии Кон­стан­ти­но­поль­ской. Основ­ной его обя­зан­но­стью там было объ­яс­нять Свя­щен­ное Писа­ние и писать поучи­тель­ные слова от имени Все­лен­ского Пат­ри­арха. Он оста­вил нам мно­го­чис­лен­ные бого­слов­ские тво­ре­ния, боль­шая часть кото­рых – тол­ко­ва­ния Свя­щен­ного Писа­ния Вет­хого и Нового Завета.

Тол­ко­вое Еван­ге­лие бла­жен­ного Фео­фи­лакта – «Бла­го­вест­ник» – уже почти тысячу лет имеет самую широ­кую извест­ность и авто­ри­тет во всем пра­во­слав­ном мире. В своей работе над «Бла­го­вест­ни­ком» он опи­рался на труды святых отцов, прежде всего Иоанна Зла­то­устого.

Давая тол­ко­ва­ния еван­гель­ским тек­стам, бла­жен­ный Фео­фи­лакт, конечно же, уделял вни­ма­ние и фраг­мен­там, свя­зан­ным с уче­нием о хуле на Духа Свя­таго. Ниже мы при­во­дим его рас­суж­де­ния.

К Еван­ге­лию от Матфея: «Всякий другой грех имеет хотя малое изви­не­ние, напри­мер блуд, воров­ство, ибо мы ссы­ла­емся обык­но­венно на чело­ве­че­скую немощь и потому заслу­жи­ваем неко­то­рое изви­не­ние. Но когда кто видит совер­ша­е­мые Духом Святым чудеса и при­пи­сы­вает их демо­нам, тут-то какое может тот иметь изви­не­ние? Оче­видно, он знает, что они про­ис­хо­дят от Свя­таго Духа, но зло­на­ме­ренно хулит их – как же он может быть прощен? Таким обра­зом, когда иудеи видели, что Гос­подь ел и пил, что Он общался с мыта­рями и блуд­ни­цами и делал все прочее, свой­ствен­ное Ему как Сыну Чело­ве­че­скому, и потом пори­цали Его как ядцу и вино­пийцу, то в этом они достойны изви­не­ния и в сем не потре­бу­ется от них пока­я­ния, поелику они соблаз­ни­лись, как им каза­лось, не без при­чины. Но когда видели, что Он творит и чудеса, и, однако, кле­ве­тали и хулили Свя­того Духа, назы­вая это бесов­ским делом, как им отпу­стится этот грех, если не пока­ются? Итак, знай, что кто хулит Сына Чело­ве­че­ского, видя Его живу­щим по-чело­ве­че­ски, и назы­вает Его другом блуд­ни­ков, чре­во­угод­ни­ком и вино­пий­цею за то, что Хри­стос так посту­пал, то такой чело­век, если и не пока­ется, не даст в том ответа, он полу­чит про­ще­ние, потому что под покро­вом плоти не пред­по­ла­гал в Нем Бога. Но кто хулит Свя­того Духа, то есть духов­ные дела Хри­стовы, и назы­вает их бесов­скими, тот, если не пока­ется, не будет прощен, поелику не имел ника­кой бла­го­вид­ной при­чины к хуле, как, напри­мер, тот, кто кле­ве­тал на Христа, видя Его среди блуд­ни­ков и мыта­рей. Это не отпу­стится ему ни здесь, ни там – но он будет нака­зан и здесь и там.

Многие нака­зы­ва­ются здесь только, а там нет, как бедный Лазарь; другие и здесь, и там, как содом­ляне и хуля­щие Свя­того Духа; иные же ни здесь, ни там, напри­мер, апо­столы, Пред­теча и другие» 15.

К Еван­ге­лию от Марка: «То, что Гос­подь гово­рит здесь, озна­чает сле­ду­ю­щее: что люди, согре­ша­ю­щие во всем прочем, еще могут изви­няться чем-нибудь и полу­чить про­ще­ние по Божию снис­хож­де­нию к сла­бо­сти чело­ве­че­ской. Напри­мер, кои назы­вали Гос­пода ядцею и вино­пий­цею, другом мыта­рей и греш­ни­ков, те полу­чат про­ще­ние в этом. Но когда видят, что Он творит несо­мнен­ные чудеса, и между тем хулят Духа Свя­того, то есть чудо­тво­ре­ния, про­ис­хо­дя­щие от Свя­того Духа, тогда как они полу­чат про­ще­ние, если не пока­ются? Когда соблаз­ня­лись плотию Хри­сто­вой, то в этом случае, хотя бы и не пока­я­лись, будут про­щены как люди соблаз­нив­ши­еся, а когда видели Его тво­ря­щим дела Божии и все еще хулили, как будут про­щены, если оста­нутся нерас­ка­ян­ными?» 16

К Еван­ге­лию от Луки: «И вся­кому, кто скажет слово на Сына Чело­ве­че­ского, про­щено будет. Это значит, что кто скажет хулу на Меня, по виду своему про­стого Сына Чело­ве­че­ского, яду­щего, пью­щего, обра­ща­ю­ще­гося с мыта­рями и блуд­ни­цами, тот, пока­ется ли или не пока­ется в своей хуле, прощен будет. Ибо тако­вому чело­веку неве­рие его в грех не вме­ня­ется. Ибо что он видел рас­по­ла­га­ю­щего к вере? Напро­тив, чего он не видел достой­ного хулы? Он видел чело­века, обра­ща­ю­ще­гося с блуд­ни­цами, и гово­рит хулу на него, а посему грех не вме­ня­ется ему. Ибо, есте­ственно, он мог поду­мать: что же за Сын Божий тот, кто обра­ща­ется с блуд­ни­цами? Посему того, кто так посту­пает, а между тем выдает себя за Сына Божия, он может поно­сить и назвать обман­щи­ком.

А кто скажет хулу на Свя­таго Духа, тому не про­стится. Слова эти имеют такое зна­че­ние, что кто, видя Боже­ствен­ные зна­ме­ния и вели­кие и необы­чай­ные дела, не верует и поно­сит, дей­ствия Свя­того Духа при­пи­сы­вая веель­зе­вулу, тот, изры­гая хулу на Свя­того Духа и говоря, что зна­ме­ния сии совер­ша­ются духом лука­вым, а не Божиим, если не рас­ка­ется, не будет изви­нен и прощен. Гово­ря­щему хулу на Сына Чело­ве­че­ского не вме­ня­ется грех, а посему он про­ща­ется и без пока­я­ния, а видя­щему дела Духа Божия и хуля­щему без пока­я­ния не будет про­щено, но вме­нится в вели­чай­ший грех» 17.

Бла­жен­ный Фео­фи­лакт Бол­гар­ский обра­щает глав­ное вни­ма­ние на то, что грех бого­хуль­ства нака­зы­ва­ется как в этой жизни, так и буду­щей, и без пока­я­ния нико­гда не будет прощен.

Под­водя итоги рас­смот­ре­ния основ­ных тол­ко­ва­ний святых отцов и учи­те­лей Церкви еван­гель­ского учения о хуле на Духа Свя­таго, можно ска­зать, что к этому смерт­ному греху, под­ле­жа­щему веч­ному осуж­де­нию и нака­за­нию, они отнесли:

Святые отцы вслед за апо­сто­лом Павлом под­твер­дили, что грех хулы на Духа Свя­таго должен под­ле­жать ана­феме. Совер­ша­ю­щий этот грех или при­ни­ма­ю­щий лже­уче­ние, содер­жа­щее его, должен быть отлу­чен от Церкви до тех пор, пока не отре­чется пуб­лично от своих заблуж­де­ний, то есть при­не­сет пока­я­ние.

Пока­я­ние, по учению Пра­во­слав­ной Церкви, – «одно из семи хри­сти­ан­ских Таинств, уста­нов­лен­ное Иису­сом Хри­стом. Хри­сти­а­нин, искренно и сер­дечно рас­ка­и­ва­ясь в грехах своих и наме­ре­ва­ясь испра­вить свою жизнь, с верою во Христа и с надеж­дою на Его мило­сти, изла­гает устно свои грехи перед свя­щен­ни­ком, кото­рый также устно раз­ре­шает ему его грехи. При види­мом изъ­яв­ле­нии про­ще­ния свя­щен­ни­ком, каю­щийся неви­димо раз­ре­ша­ется Самим Хри­стом и снова ста­но­вится невин­ным и освя­щен­ным, как после кре­ще­ния. Сна­чала пока­я­ние состо­яло только во внеш­них очи­сти­тель­ных жерт­вах; позже про­роки стали тре­бо­вать при пока­я­нии и внут­рен­ней пере­мены, в виде реше­ния жить лучше; в Еван­ге­лии пока­я­ние пони­ма­ется уже как воз­рож­де­ние, полное изме­не­ние суще­ства. В апо­столь­ские вре­мена было два вида пока­я­ния: 1) тайное, перед свя­щен­ни­ком, и 2) откры­тое, пуб­лич­ное, перед всем цер­ков­ным обще­ством» 19.

О том, что ждет нерас­ка­яв­ше­гося, писал пре­по­доб­ный Нил Синай­ский (… ок. 450): «Горе хуль­нику: у него связан язык, и он не в состо­я­нии сколько-нибудь оправ­даться перед Судией» 20, а пре­по­доб­ный Ефрем Сирин (306–373) утвер­ждал: «Грехи бого­хуль­ника на этой земле не отпус­кают ни Гос­подь, ни Кре­ще­ние Его, ни даже мило­сер­дие Божие, кото­рое укры­вает злое доб­рыми делами» 21.

Арсе­ний Писа­рев, иеро­мо­нах
Из книги: Грех непро­ща­е­мый. О грехе хулы на Духа Свя­того. –

М.: Изд-во Сре­тен­ского мона­стыря, 2007

Исполь­зо­ван­ная лите­ра­тура:

1 Афа­на­сий Вели­кий, свт. Тво­ре­ния: В 4 т. – Свято-Тро­иц­кая лавра, 1902–1903. Репринт: М.: Изд-во Спасо-Пре­об­ра­жен­ского Вала­ам­ского мона­стыря, 1994. Т. 4. С. 441–443.
2 Там же. Т. 3. С. 84, 86.
3 Силь­вестр (Мале­ван­ский), еп. Опыт пра­во­слав­ного дог­ма­ти­че­ского бого­сло­вия (с исто­ри­че­ским изло­же­нием дог­ма­тов). – Т. 2. Киев: Типо­гра­фия Г. Т. Корчак-Новиц­каго, 1892. С. 408.
4 Васи­лий Вели­кий, свт. Духов­ные настав­ле­ния. – М.: Изд-во Сре­тен­ского мона­стыря; Новая книга; Ковчег, 1998. С. 302–303.
5 Васи­лий Вели­кий, свт. Тво­ре­ния: В 7 ч. – Троице-Сер­ги­ева лавра, 1900–1902. Ч. 5. Троице-Сер­ги­ева лавра, 1901. С. 295.
6 Име­ется в виду только подвиж­ни­че­ство, при­знан­ное дру­гими извест­ными Церкви аске­тами и молит­вен­ни­ками.
7 Васи­лий Вели­кий, свт. Тво­ре­ния: В 7 ч. Ч. 4. С. 331.
8 Сокро­вищ­ница духов­ной муд­ро­сти: Выписки из тво­ре­ний святых отцов, рас­по­ло­жен­ные в соот­вет­ствии с годо­вым кругом еван­гель­ских чтений / Сост. М. Нейгум, прот. – Свято-Тро­иц­кая Сер­ги­е­вая лавра, 2001. С. 258, 202.
9 Настоль­ная книга свя­щен­но­слу­жи­теля: В 8 т. – М.: Изд. отдел Мос­ков­ского Пат­ри­ар­хата, 1994. Т. 7. С. 659.
10 Иоанн Зла­то­уст, свт. Полное собра­ние тво­ре­ний: В 12 т. – СПб., Репринт: М.: Изд-во Свт. Иоанна Зла­то­устого, 2000. Т. 7. Кн 1. С. 440–441.
11 Сокро­вищ­ница духов­ной муд­ро­сти. С. 202.
12 Настоль­ная книга свя­щен­но­слу­жи­теля. Т. 7. С. 659.
13 Симеон Новый Бого­слов, прп. Тво­ре­ния: В 4 т. – Афон­ский рус­ский Пан­те­ле­и­мо­нов мона­стырь, 1890. Репринт: Свято-Тро­иц­кая Сер­ги­ева лавра, 1993. Т. 2. С. 125–127.
14 Речь идет о несо­мнен­ных подвиж­ни­ках бла­го­че­стия, извест­ных Церкви, а не о всех вообще лицах, име­ну­е­мых тако­выми.
15 Фео­фи­лакт Бол­гар­ский, блж. Тол­ко­ва­ние на Еван­ге­лие от Матфея // Фео­фи­лакт Бол­гар­ский, блж. Бла­го­вест­ник: В 3 кн. – М.: Изд-во Сре­тен­ского мона­стыря, 2000. Кн. 1. С. 116–117.
16 Там же. С. 276–277.
17 Фео­фи­лакт Бол­гар­ский, блж.. Тол­ко­ва­ние на Еван­ге­лие от Луки // Фео­фи­лакт Бол­гар­ский, блж. Бла­го­вест­ник: В 3 кн. – М.: Изд-во Сре­тен­ского мона­стыря, 2000. С. 492–493.
18 Речь идет о несо­мнен­ных подвиж­ни­ках бла­го­че­стия, извест­ных Церкви, а не о всех вообще лицах, име­ну­е­мых тако­выми.
19 Полный Пра­во­слав­ный бого­слов­ский энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь: В 2 т. Т. 2. – СПб.: Изд-во П.П. Сой­кина, б. г. С. 1825–1826.
20 Настоль­ная книга свя­щен­но­слу­жи­теля. Т. 7. С. 659.
21 Там же. С. 658.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *