что в тексте сказки дикий помещик реально а что фантастично каков смысл объединения таких разных
«Дикий помещик»: краткое содержание и анализ сказки Салтыкова-Щедрина
«Дикий помещик» — сатирическая сказка Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Входит в цикл «сказки для детей изрядного возраста», в котором автор иносказательно обличает и высмеивает порядки крепостнической России XIX века.
Кто такой помещик
Кратчайшее содержание
Глупый помещик жаловался Богу, что в его владениях развелось слишком много мужиков. В один день крестьяне вдруг исчезли. Помещик поначалу обрадовался чистому воздуху и мечтал, как будет вести хозяйство сам. Но без слуг быстро одичал: зарос шерстью, отрастил когти и забыл человеческую речь. Пропитание дикий помещик добывал охотой: мог съесть зайца прямо со шкурой.
Власти забили тревогу, когда от крестьян перестали поступать налоги. К счастью, тут с неба вновь упали мужики, и уезд заселили ими. А помещика изловили, отмыли и поручили слуге. С тех пор он живет смирно, но с тоской вспоминает вольную жизнь в лесах и мычит.
Подробное изложение
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик — князь Урус-Кучум-Кильдибаев. У него было много крестьян и земли. Помещик был глупый и жаловался Богу: «Очень уж много развелось в нашем царстве мужика!» Господь, однако, недалекого князя не слушал.
Хозяин стал изводить своих мужиков штрафами и придирками. Тогда взмолились уже крестьяне: «Господи! Легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!» И случилось чудо: поднялся ветер, и все крестьяне во владениях помещика исчезли.
Помещик обрадовался, каким чистым стал воздух без простолюдинов: «Теперь-то я понежу свое тело белое, тело белое, рыхлое, рассыпчатое!» Стал жить-поживать, захотел завести театр и позвал актера Садовского. Тот приехал вместе с актерками, но увидал, что некому ни занавес поднять, ни принести умыться — и тут же уехал, назвав помещика глупым.
Тогда позвал помещик в гости четырех соседей-генералов. Те сначала радовались, что во владениях князя нет «холопьего запаху». Но оказалось, что у хозяина нет даже еды, кроме леденцов и пряников. «Однако, брат, глупый же ты помещик!» — заявили гости и тоже уехали.
Но помещик не сдавался:
— Посмотрим, — говорит, — господа либералы, кто кого одолеет! Докажу я вам, что́ может сделать истинная твердость души!
Он стал мечтать, как закажет из Англии паровые машины и будет со всем управляться без крестьян: разведет сад, коров, станет продавать огромную клубнику. А ночью помещику снилось, как за эту твердость его сделали министром, а он шлет подчиненным циркуляры: «Быть твердым и не взирать!»
Затем к помещику приехал капитан-исправник, глава уездной полиции. Он возмутился, что крестьяне исчезли и перестали платить подати, а на базаре «ни куска мяса, ни фунта хлеба». И назвал его дураком.
Тем временем дорожки в помещичьем саду заросли, в парке стали выть дикие звери. По привычке помещик звал слугу: «Сенька!» Но никого не было. Однажды он даже заплакал.
Но чтение газеты «Весть» укрепляло его дух. Князь решил не сдаваться и вскоре совсем одичал. Оброс шерстью, а «ногти у него сделались, как железные». Ходил все больше на четвереньках. Говорить перестал, зато научился издавать звериный победный клик. Охотился он, выслеживая добычу с вершины дерева: одним прыжком настигнет зайца, разорвет когтями да и съест вместе со шкурой.
Он даже подружился с медведем, но и тот считал барина глупым: мужиков-то было есть удобнее, чем помещиков.
Капитан-исправник же все больше беспокоился. Губернское начальство жаловалось, что подати не поступают. А самого капитана-исправника чуть не задрал таинственный человек-медведь. Тогда чиновники постановили: крестьян изловить и вернуть на место, а глупому помещику внушить, чтобы прекратил выкрутасы.
Так и сделали. Собрали пролетавший мимо рой мужиков, и на базаре снова появились мука, мясо и живность. В казну пошли подати. Помещика тоже изловили, хотя и с большим трудом. Его высморкали, вымыли и обстригли ногти. Капитан-исправник сделал ему внушение, отобрал газету «Весть» и уехал, поручив помещика надзору слуги Сеньки.
Он жив и доныне. Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит.
Анализ сказки «Дикий помещик»
Высмеивается и реакция властей на исчезновение крестьян. Чиновников беспокоит не судьба пропавших людей, а отсутствие податей и товаров на базаре. Когда эту проблему удается решить за счет упавших с неба мужиков, дела снова идут на лад. «И откуда вы, шельмы, берете!» — удивляется казначей обилию поступивших податей.
Сочетание фантастических и реальных элементов в сказках Сатыкова-Щедрина
Сочетание фантастических и реальных элементов помогает сатирику ярче выразить идею сказки. Начало сказки, несмотря на традиционно сказочные обороты: “В некотором царстве, в некотором государстве” “Начал он жить да поживать”,- вполне реально. Рассказывая о том, как помещик дочиста ограбил крестьян (“Лучины не стало в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести”), писатель дает образную картину действительной жизни пореформенного крестьянства.
Постепенно сгущая краски, делая образы все фантастичнее (крестьяне летают
Это позволяло помещику в сказке Щедрина изводить крестьян, действуя только “по правилу”, а мужиков заставило признать, что “хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой”. Писатель подчеркивает, что создатель всех ценностей – народ, и если он поставлен в условия, ведущие к его вымиранию, то это неизбежно приведет к гибели государства. Таким образом, нелепая история одичавшего помещика вызывает у читателя мысль о том, что весь общественный строй, основанный на эксплуатации народа, не имеет права на существование.
Невозможен мир между трудящимися и эксплуататорами, так же как не могут хищные звери не питаться. мясом. Волк, говорит сатирик в сказке “Бедный волк”, не может быть великодушен, потому что по своей комплекции он ничего, “кроме мясного, есть не может. А чтобы достать мясную пищу, он не может иначе поступать, как живое существо жизни лишить”. Невозможно перевоспитать волков, орлов и щук – хищников нужно уничтожать.
Невозможно перевоспитать дворян, чтобы они не эксплуатировали трудящихся, – нужно свергнуть власть эксплуататоров. Но зайцы не могут уничтожить волков, караси – щук. Иное дело – люди. В сказке о двух генералах “громаднейший мужичина” легко справился бы с обоими генералами, а он покорно обслуживает их: “нарвал генералам по десятку самых спелых “блоков, а себе взял одно, кислое”, и даже сам свил веревочку, которой генералы на ночь привязывали его к. дереву, чтобы он не убежал.
Эта вековая рабская покорность народа возмущает сатирика. В сказке “Христова ночь” писатель, якобы от имени Христа, говорит трудящимся людям о том, что приближается час их освобождения: “Пробьет этот желанный час, и явится свет, которого не победит тьма. И вы свергнете с себя иго тоски, горя и нужды, которое удручает вас”. “Вы свергнете”, – говорит писатель людям; ни бог и никто другой не принесет освобождения. Но для того чтобы народ поднялся на борьбу за свободу, он должен осознать свои интересы.
В просвещении народа и воспитании в нем классового самосознания видел сатирик главную задачу передовой интеллигенции.
В сказке “Карась-идеалист” разоблачаются наивные представления о возможности достижения каких-либо общественных перемен путем мирной проповеди: карась хотел убедить щуку отказаться от рыбной пищи, но щука проглотила его, даже не дослушав обращенной к ней вдохновенной речи.
Горячим сочувствием трудящимся, ненавистью к дармоедам-пустоплясам проникнута сказка “Коняга”. Писатель воплотил в яркие художественные образы народную пословицу “Рабочий конь – на соломе, а пустопляс – на овсе”. Труженику Коняге противопоставлены четыре пустопляса: либерал, славянофил, народник и один из буржуазных хищников.
Каждый из Пустоплясов по-своему объясняет необыкновенную выносливость и живучесть Коняги. Оттого он такой живучий, говорит Пустопляс-либерал, что “в нем от постоянной работы здравого смысла много накопилось”. “Здравым смыслом” либерал называет покорность Коняги: “Понял он, что уши выше лба не растут, что плетью обуха не перешибешь…” Второй Пустопляс, повторяя нелепые разглагольствования славянофилов, объясняет несокрушимость Коняги тем, что “он в себе жизнь духа и дух жизни носит”. Либеральный народник уверяет, что сила Коняги в том, что он нашел для себя “настоящий труд”, который дает ему “душевное равновесие”. “Трудись, Коняга! упирайся! загребай!” – подбадривает он Конягу.
А четвертый Пустопляс считает, что все дело в привычке: “Кто к какому делу приставлен, тот то дело и делает”. А чтобы Коняга не перестал работать, Пустопляс советует “взбадривать его хорошенько кнутом”. Все четверо довольны тем, что Коняга на них работает, и никто из них не пытается облегчить его горькую участь.
Самой злой сатирой на трусливых интеллигентов, перепуганных разгулом реакции и разгромом народовольцев, является сказка “Премудрый пескарь”. Герой этой сказки был “пескарь просвещенный, умеренно-либеральный, и очень твердо понимал, что жизнь прожить – не то, что мутовку облизать”. Все бесцельное, “распостылое” существование этого перепуганного обывателя наполнено беспрерывным страхом и направлено на сохранение своей жалкой жизни. “Надо так прожить, чтоб никто не заметил, – сказал он себе, а не то как раз пропадешь”, – к этой несложной мудрости сводится вся “философия” пескаря.
Следуя этой философии, он забился в нору и дрожа прожил в ней всю жизнь. Но даже этот жалкий пескарь под конец жизни понял, что жизнь его была совершенно бесполезна. “Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнил? И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: никому, никто”.
Если в начале сказки писатель называет пескаря умным, не раскрывая прямо иронического смысла этого слова, то далее “мудрость” пескаре оборачивается бессмысленной глупостью; и даже другие рыбы говорят о пескаре: “Слыхали вы про остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет?” Сказка “Премудрый пескарь” высмеивает всех, кто надеется спрятаться в своей норе от жизненных бурь. Обобщающее значение сказки подчеркивается самим автором: “Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пескари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари”.
Постылой жизни трусливых обывателей сказка противопоставляет счастье иной жизни, освещенной высокими гражданскими идеалами, но о них сатирик вынужден говорить только намеками.
Related posts:
Анализ сказки «Дикий помещик» (М.Е. Салтыков-Щедрин)
Сатира Салтыкова-Щедрина на помещичье дворянство занимает значительное место в русской литературе девятнадцатого века. Яркие образы и смелые решения позволяли писателю остроумно, но безжалостно клеймить реакционное дворянство, исчерпавшее свою полезность для России и превратившееся в её балласт. Его сказка «Дикий помещик» является классикой русской сатиры и одним из самых известных творений Салтыкова-Щедрина на тему крестьянского вопроса в России, в котором он раскрыл взаимоотношения двух сословий: помещичьего дворянства и крестьянства. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор произведения.
История создания
История написания сказки «Дикий помещик» может похвастаться интересными фактами о произведении:
Направление и жанр
Сказка «Дикий помещик» создана в рамках направления реализма. Несмотря на некоторые фантастические допущения, писатель ставил своей целью натуралистично отобразить окружающую действительность. Созданные им образы довольно реалистичны, хоть и несколько гипертрофированы. Читатель может поверить в то, что герои, описанные в данной сказке, могли существовать на самом деле.
Жанр «Дикого помещика» можно определить как сатирическую сказку. В основе сюжета лежит фантастическое допущение, призванное замаскировать и смягчить жёсткое высмеивание дворянства, свойственное всем сатирическим произведениям. Сказочную атмосферу подчёркивают словесные обороты, свойственные народному фольклору, вроде «в некотором царстве, в некотором государстве» и «жил-был».
Таблица: Черты сказки в произведении «Дикий помещик»
Композиция
Суть: о чём сказка?
Сюжет повествует нам о некоем богатом помещике, который страдал от иррациональной ненависти к крестьянам и молился богу, чтобы все простолюдины исчезли из его владений.
Решив изжить мужиков своими силами, помещик начал многочисленными штрафами и притеснениями сживать со свету своих крестьян. Когда те взмолились Богу об избавлении, тот внял их горю и забрал всех крестьян из владений помещика.
Первоначальная радость героя несколько поколебалась от холодной реакции окружающих, назвавших его дураком. Некому стало вести хозяйство, убираться в усадьбе и даже умывать самого барина. Однако он так и не хотел признавать свою ошибку, считая свою борьбу с простым народом проявлением твёрдости и силой духа и грезя о закупке паровых машин из Англии для замены мужиков.
Спустя некоторое время владения помещика приходят в упадок и запустение, сам главный герой окончательно теряет человеческий облик. Он обрастет шерстью, начинает ходить на четвереньках, ест сырое мясо, дружит с медведем и даже утрачивает способность говорить на человеческом языке.
В конце концов, губернское начальство решает остановить это безумие, находит пропавших мужиков и возвращает во владения помещика. Сам помещик был в итоге изловлен и насильно возвращён в лоно цивилизации, однако до конца своих дней так и не научился снова говорить, очень тоскуя по своей старой жизни в лесу.
Главные герои и их характеристика
Система образов в сказке «Дикий помещик» описана Многомудрым Литреконом в формате таблицы:
герои сказки «дикий помещик» | характеристика |
помещик | высокомерный, но грубый и простоватый дворянин. невообразимо глупый человек, не способный даже понять, на чём держится его богатство. презирает простой народ и желает ему только зла. несамостоятельная и не приспособленная к реальной жизни личность. не способен на какой-либо физический труд и хозяйственную деятельность. без заботы и обслуживания со стороны своих мужиков быстро теряет человеческий облик. жизнь животного кажется ему куда предпочтительней жизни человека. |
мужики | православное русское крестьянство, обеспечивающее безбедное существование самодура-помещика. хозяйственные люди, которые за считанные дни ликвидировали весь вред, нанесённый барином хозяйству. в то же время несамостоятельны и инертны, предпочитают слепо подчиняться начальству, а вместо борьбы с несправедливостью обращаться за помощью к богу. |
Тематика книги «Дикий помещик» до сир не кажется нам архаичной. Все основные темы актуальны до сих пор:
Проблемы
Проблематика сказки «Дикий помещик» — порождение государственной системы в России того периода. Чиновники решали личные, а не общественные проблемы, поэтому простой народ был предоставлен сам себе и своим мучителям (если раздел нуждается в дополнении, напишите об этом Многомудрому Литрекону):
Смысл
Салтыков-Щедрин в своей сказке показал нам два главных сословия, существовавших в Российской империи в его время. Основная идея сказки «Дикий помещик» и главная беда России в том, что без крестьянина дворянин одичает и потеряет человеческий облик. Власть избаловала помещиков, и со временем стали очевидны последствия вырождения дворянских родов. Потомки знатных людей, наследующие их титул и состояние, становятся глупыми паразитами, которые не приносят стране пользы, а лишь растрачивают ее богатство.
С одной стороны, мы видим помещиков-дворян – избалованных, невежественных и бесполезных паразитов, уверенных с собственном превосходстве над окружающими, наделёнными, однако, огромной властью и верой в то, что их власть вечна и нерушима.
Мужики помещика олицетворяют собой все русское крестьянство, которое наделено умом и талантами, но вынуждено влачить рабское существование из-за собственной инертности и неспособности осознать свои интересы и бороться за них.
Главная мысль автора сказки «Дикий помещик» заключается в том, что кабальная зависимость крестьян от дворян вредит обеим сторонам: если простые люди превращаются в отупевших рабов и проводят жизнь во мраке невежества, то аристократы тоже деградируют и становятся вредителями для собственной стране.
Чему учит?
На примере помещика Салтыков-Щедрин осуждает невежество, грубость и самодурство. Писатель отстаивает идею равенства, считая, что не происхождение или чин определяют человека, но его собственные умения и реальные достижения. Мораль сказки приближает нас к идеалу петровских времен, когда простой человек мог достичь успеха и высокого статуса трудом и знаниями.
Писатель хвалит хозяйственность и трудолюбие простого народа. Он пытается донеси до читателя мысль о том, как важно уважать самого себя, осознавать свои интересы, а не слепо подчиняться государственной машине. Человек, который не борется за свои права, а просто плывёт по течению, так и останется бесправным рабом. Таков вывод из произведения «Дикий помещик».
Средства выразительности
М.Е. Салтыков-Щедрин построил всю сказку на гиперболе и абсурде. Так, помещик сдружился с медведем, оброс и стал жить в лесу, словно дикий зверь. Конечно, писатель утрировал, и на самом деле такого быть не могло, но жанр книги давал ему большой простор для фантазии.
Еще одним важным художественным приемом является антитеза: крестьяне трудолюбивы, добры и скромны, а вот помещик ленив, зол и высокомерен, хоть гордиться ему абсолютно нечем.
художественные средства в сказке «Дикий помещик»
Критика
Современники встретили «Дикого помещика» также тепло, как прочие произведения Салтыкова-Щедрина, вышедшие в этот же период. Уже при жизни писатель стоял на одном уровне с таким классиком, как Тургенев.
В наши дни сатира Салтыкова-Щедрина позволяет нам понять, как мыслила и чем жила русская интеллигенция середины девятнадцатого века.
Тема крепостничества и жизни крестьянства сыграла важную роль в творчестве
Салтыкова-Щедрина. Открыто высказывать протест существующему строю
писатель не мог. Беспощадную критику самодержавия Салтыков-Щедрин
скрывает за сказочными мотивами. Свои политические сказки он пишет с1883
по 1886 годы. В них посатель правдиво отразил жизнь России, в которой
деспотичные и всесильные помещики уничтожают трудолюбивых мужиков. Но не
каждый сможет понять истинный смысл той или иной сказки.
В своих сказках Салтыков-Щедрин высмеивает неумение работать
помещиков, их нерадивость и глупость. Народ же писатель ставит выше, чем не
умеющих работать паразитов-помещиков, которые кормятся результатами труда
мужика. Писатель видит, что без крестьян, которые служат помещику, сам
помещик ничего из себя не представляет. Об этом Салтыков-Щедрин пишет в
своей сказке»Дикий помещик».В ней он рассказывает о деспотичном и глупом
помещике, который ненавидел крестьян и любыми путями хотел от них
избавиться: «Скотина на водопой выйдет-помещек кричит: моя вода! Курица за
околицу выбредет-помещик кричит: моя земля! И земля, и вода, и воздух-всё
его стало! «.В этой сказке Салтыков-Щедрин размышляет о безграничной
власти помещиков, которые всячески измываются над крестьянами, возомнив
себя чуть ли не богами. Также писатель говорит о помещичьей глупости и
пеобразованности: «был тот помещик глупый, читал газету»Весть»и тело имел
мягкое, белое и рассыпчатое».
Бесправное положение крестьянства в царской России Щедрин также оражает в этой
сказке: «Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу
вымести».Главной же идеей сказки стало то, что помещик без крестьянина
жить не может и не умеет, и работа помещику снилась только лишь в
кошмарах.
После того, как
его бросили все крестьяне, помещик даже ни разу не умывался: «Да я уж и то
сколько дней немытый хожу! «.Писатель едко высмеивает всю эту нерадивость
господского класса. Жизнь помещика без крестьянина далеко не напоминает
нормальную человеческую жизнь. Барин до того одичал, что»с головы до ног
оброс волосами, ногти сделались, как железные, он утратил даже способность
произносить членораздельные звуки. Но хвоста ещё не
приобрёл».
Нарушилась жизнь без крестьян и в самом уезде: «податей никто не
вносит, вино в кабаках никто не пьёт».»Нормальная»жизнь наступает в уезде
только тогда, когда в него возвращаются мужики. В образе Этого одного
помещика Салтыков-Щедрин показал жизнь всех господ в России. И
завершающие слова сказки обращены к каждому помещику: «Раскладывает
гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по
принуждению и по временам мычит. »
Эта сказка полна народных мотивов, близка к русскому фольклору. В ней нет мудрёных
слов, а есть простые русские слова: «сказано-сделано»,»мужицкие портки»и
т. д. Салтыков-Щедрин сочувствует народу. Он верит в то, что мучения
крестьян не безконечны, и восторжествует свобода.
Тема крепостничества и жизни крестьянства сыграла важную роль в творчестве
Салтыкова-Щедрина. Открыто высказывать протест существующему строю
писатель не мог. Беспощадную критику самодержавия Салтыков-Щедрин
скрывает за сказочными мотивами. Свои политические сказки он пишет с1883
по 1886 годы. В них посатель правдиво отразил жизнь России, в которой
деспотичные и всесильные помещики уничтожают трудолюбивых мужиков. Но не
каждый сможет понять истинный смысл той или иной сказки.
В своих сказках Салтыков-Щедрин высмеивает неумение работать
помещиков, их нерадивость и глупость. Народ же писатель ставит выше, чем не
умеющих работать паразитов-помещиков, которые кормятся результатами труда
мужика. Писатель видит, что без крестьян, которые служат помещику, сам
помещик ничего из себя не представляет. Об этом Салтыков-Щедрин пишет в
своей сказке»Дикий помещик».В ней он рассказывает о деспотичном и глупом
помещике, который ненавидел крестьян и любыми путями хотел от них
избавиться: «Скотина на водопой выйдет-помещек кричит: моя вода! Курица за
околицу выбредет-помещик кричит: моя земля! И земля, и вода, и воздух-всё
его стало! «.В этой сказке Салтыков-Щедрин размышляет о безграничной
власти помещиков, которые всячески измываются над крестьянами, возомнив
себя чуть ли не богами. Также писатель говорит о помещичьей глупости и
пеобразованности: «был тот помещик глупый, читал газету»Весть»и тело имел
мягкое, белое и рассыпчатое».
Бесправное положение крестьянства в царской России Щедрин также оражает в этой
сказке: «Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу
вымести».Главной же идеей сказки стало то, что помещик без крестьянина
жить не может и не умеет, и работа помещику снилась только лишь в
кошмарах.
После того, как
его бросили все крестьяне, помещик даже ни разу не умывался: «Да я уж и то
сколько дней немытый хожу! «.Писатель едко высмеивает всю эту нерадивость
господского класса. Жизнь помещика без крестьянина далеко не напоминает
нормальную человеческую жизнь. Барин до того одичал, что»с головы до ног
оброс волосами, ногти сделались, как железные, он утратил даже способность
произносить членораздельные звуки. Но хвоста ещё не
приобрёл».
Нарушилась жизнь без крестьян и в самом уезде: «податей никто не
вносит, вино в кабаках никто не пьёт».»Нормальная»жизнь наступает в уезде
только тогда, когда в него возвращаются мужики. В образе Этого одного
помещика Салтыков-Щедрин показал жизнь всех господ в России. И
завершающие слова сказки обращены к каждому помещику: «Раскладывает
гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по
принуждению и по временам мычит. »
Эта сказка полна народных мотивов, близка к русскому фольклору. В ней нет мудрёных
слов, а есть простые русские слова: «сказано-сделано»,»мужицкие портки»и
т. д. Салтыков-Щедрин сочувствует народу. Он верит в то, что мучения
крестьян не безконечны, и восторжествует свобода.