что в древней греции делали в наказание

МИФИЧЕСКИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ КАЗНИ (MYTHICAL ANCIENT GREEK PUNISHMENT)

Поделитесь записью

МИФИЧЕСКИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ КАЗНИ

(MYTHICAL ANCIENT GREEK PUNISHMENT)

что в древней греции делали в наказание

Древнегреческие боги создали целую систему осуществления законности на Земле. У них имелась богиня правосудия Фемида, а дочери Зевса, богине Дикэ, было поручено контролировать ее. Зевс строго карал неправедных судей, когда Дика докладывала об их злоупотреблениях. И все же функции судей и палачей в древней Греции присваивали себе все: и боги, и цари, и герои, и даже разбойники. И сами же приводили свой приговор в исполнение.

что в древней греции делали в наказание

Картина Антонио де Беллиса. «Сдирание кожи с Марсия».

что в древней греции делали в наказание

Картина Рене-Антуана Уасса. «Афина и Арахна».

— Живи непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет длиться это наказанье в твоем потомстве.

После этого богиня окропила Арахну соком волшебной травы и превратила ее в паука на веки вечные.

Другая божественная красавица Артемида настолько разгневалась на подглядывающего за ней во время купания Актеона, что превратила несчастного юношу в оленя, а затем затравила его же собственными собаками. Благодетеля людей титана Прометея громовержец Зевс покарал за то, что тот подарил мерзнущему человечеству огонь. Властитель Олимпа приказал приковать Прометея к скале, куда ежедневно прилетает огромный орел терзать его печень острыми когтями и клювом.

что в древней греции делали в наказание

В Охромене три дочери царя Миния не захотели уходить из города в лес, чтобы там песнями и плясками славить бога Диониса. Они остались дома и жестоко поплатились за это. Дионис сам явился к ним во дворец и превратил царевен в летучих мышей. Такой вот он суровый бог веселья и пьянства.

что в древней греции делали в наказание

Любопытное наказание избрал Дионис для тиррентских морских разбойников, которые приняли его за простого смертного и пленили, чтобы продать в рабство. Дионис обратился в свирепого льва и разорвал на части капитана тиррентского корабля. Самих же разбойников он превратил в дельфинов. Пощадил лишь заступавшегося за него кормчего.

что в древней греции делали в наказание

Жестокой казни подвергли боги царицу Фив Ниобу за то, что она не пошла приносить жертвы богине Латоне. Та призвала своих детей Аполлона и Артемиду и посетовала, что Ниоба оскорбила своим непочтением и ее, и их.

— Она равняет вас, бессмертных богов, со своими смертными детьми, — заявила Латона.

Аполлон и Артемида не стерпели такого оскорбления и устроили казнь детям Ниобы через расстрел. Окутанные облаком, невидимые спустились Аполлон и Артемида к Фивам. Аполлон своими золотыми стрелами расстрелял семь сыновей Ниобы. Также семь золотых стрел выпустила и Артемида, пронзив ими семь дочерей Ниобы. После этого их отец, царь Фив от горя сам пронзил себе грудь мечом, а его жена Ниоба оцепеневшая от происходящего обратилась в камень.

что в древней греции делали в наказание

Но самой изощренной казни боги Олимпа подвергли царя Тантала. Его мучения растянулись на веки вечные. Стоя в воде по подбородок, Тантал не мог утолить мучительную жажду — вода исчезала при первой же попытке напиться, не мог утолить голод, потому что сочные плоды, висящие прямо над его головой, уносились ветром, когда он протягивал к ним руку, и в довершение всего над ним возвышалась скала, готовая обрушиться в любую минуту. Это издевательство стало нарицательным понятием, получив название Танталовых мук.

что в древней греции делали в наказание

Картина Рембрандта. «Паламед перед Агамемноном».

Не раз отличались неблаговидными поступками и смертные герои Древней Греции. Например, жестоко отомстил хитрый Одиссей мудрому Паламеду, из-за которого ему пришлось оставить жену и отправиться на осаду Трои. Одиссей спрятал ночью мешок с золотом в шатре у Паламеда и стал говорить, что тот подкуплен троянцами. Золото нашли, Паламеда обвинили в измене и приговорили к смерти.

Невинного Паламеда заковали в тяжелые цепи и привели на берег моря. Напрасно он заклинал греков о своей невиновности. Никто не хотел слушать мнимого изменника, хотя еще недавно он был одним из авторитетнейших людей в греческой армии. Ахейские воины принялись швырять в Паламеда камни. Говорят, что этот вид казни был избран, чтобы отец приговоренного Навплий не объявил кровную месть тому, кто умертвил его сына. Ни единого стона, ни единой жалобы не вырвалось из груди Паламеда под градом камней. Лишь чувствуя приближение смерти, он тихо произнес:

— О, истина, мне жаль тебя, ты умерла раньше меня.

что в древней греции делали в наказание

Самый доблестный из греческих героев Ахилл у погребального костра своего друга Патрокла казнил двенадцать беззащитных троянских юношей. На античной вазе с рисунками посвященным этому сюжету, видно как Ахилл по одному за волосы вытаскивает к сложенному погребальному костру троянских юношей и убивает их мечом. Видимо перерезает горло, чтобы кровь окропляла поленья костра.

что в древней греции делали в наказание

В общем, стать жертвой казни со стороны кого-нибудь из богов или героев в древней Греции можно было запросто. Даже древнегреческие разбойники наделяли себя полномочиями властителей судеб и изобретали свои фирменные казни. Разбойник Перифет убивал железной палицей всех путников, проходивших через горы на границе Троисены и Эпидавра, где он жил. Другой разбойник Синид предавал смерти всех, кто забредал к нему в сосновую рощу на Истме. Согнув две сосны так, что они касались верхушками, Синид привязывал несчастного путника к соснам и отпускал их. Со страшной силой распрямлялись сосны и разрывали тело несчастного. На краю скалы у границ Мегары жил разбойник Скирон, сбрасывавший путников со скалы в море, где они разбивались насмерть о торчащие из воды острые камни, а их тела пожирала чудовищная черепаха. В долине реки Кефиса в Аттике обитал другой разбойник Дамаст, больше исвестный под кличкой «Прокруст» (вытягиватель). Всех кто проходил мимо Прокруст захватывал и заставлял ложиться на ложе. Если ложе было длиннее роста несчастного путника, то Дамаст вытягивал бедолагу до нужной длины. Если же ложе оказывалось коротко, то Прокруст обрубал невинному путнику ноги. К счастью, всех этих разбойников предал изобретенным им казням греческий герой Тесей.

Источник

Казни Древней Греции

Олег Логинов

Древнегреческие мифы дают представление, что боги могли сурово покарать любого человека за ничтожнейший проступок. Люди подражали богам и писали жестокие законы. Например, согласно законов Драконта в Древних Афинах «должно было убить» всего лишь за гроздь винограда сорванного в чужом саду или за праздную жизнь. Когда Драконта спросили, почему он за большую часть преступлений назначил смертную казнь, он, как говорят, отвечал, что мелкие преступления, по его мнению, заслуживают этого наказания, а для крупных он не нашел большего.

Об этих законах говорили, что они «написаны не чернилами, а кровью». А поскольку писал их правитель по имени Драконт, то их и прозвали «драконовскими».

Позже, в Афинах законы стали более либеральными, но смертная казнь в них осталась. К ней приговаривали за государственную измену, стремление к уничтожению демократии, предательство, отрицание государственной религии, за пренебрежение к захоронению павших в бою воинов, умышленное убийство и другие тяжкие преступления.

Приговор приводил в исполнение палач, который жил за городом и не имел права показываться в городе. Но нередко обходились и без его услуг. Осужденному предлагали на выбор меч и веревку и давали трехдневный срок для самоубийства.

В Спарте не только мало говорили, но и не любили писать. А потому законы были там, что называется «неписанными». И выборные судьи – эфоры казнили и миловали в соответствии со своим правосознанием. Наглядней всего эта история проявилась в Спарте в середине III в. до н. э., когда этим государством управляли два царя Агис и Леонид. Леонид был любителем роскоши, обращался с народом заносчиво и надменно. А Агис был сторонником древних ликурговых порядков, радел за бедных и даже пожертвовал на нужды государства почти все свое огромное состояние – 600 талантов и участки земли. Агис внес законопроект на суд эфоров о «долговой амнистии» и перераспределении земельных участков в пользу бедных. Один состав коллегии эфоров был на его стороне. Он поддержал законопроект Агиса и привлек к суду царя Леонида. Однако тот не явился в суд и, не дожидаясь приговора, бежал в храм Афины Меднодомной, где по греческим обычаям считался неприкосновенным, пока находился в нем.

Но вскоре эфоров переизбрали, и новый состав их коллегии уже поддержал Леонида. Теперь уже Агису пришлось искать убежища в храме Афины. Но его противники улучили момент, когда Агис вышел из храма искупаться, схватили его и бросили в тюрьму.

Когда Агиса вели к месту казни, он увидел одного из своих сторонников в слезах. И сказал ему:

— Перестань плакать! Погибая несправедливо, вопреки закону, я стою выше своих убийц.

После чего царь добровольно подставил свою шею смертельной петле.

На крики и шум толпы за ворота тюрьмы вышел один из эфоров. Мать и бабка Агиса принялись его умолять пощадить их сына и внука. Эфор заявил им, что Агис цел и не вредим, после чего предложил им войти в тюрьму и лично убедиться в этом. Обманутые женщины вошли в ворота тюрьмы, и успокоившаяся толпа стала расходиться. А между тем коварный эфор отдал обеих женщин в руки палачам.

Если уж спартанцы не жалели своих царей, то врагов и подавно. В ходе войны между Спартой и Афинами, спартанский царь Лисандр пленил три тысячи афинян, которых совет эфоров приговорил к смерти. Лисандр позвал к себе стратега Филокла и спросил, какое наказание назначит он самому себе за то, что убеждал граждан так жестоко обходиться с пленными греками. Филокл, не сломленный своим несчастьем, ответил Лисандру, что нечего ему брать на себя роль обвинителя там, где нет судьи; пусть он, победитель, творит то, что в случае поражения претерпел бы сам. После этого, вымывшись и надев чистый плащ, он во главе своих сограждан пошел на казнь.

Самым распространенным видом казни для свободных людей в государствах Древней Греции было сбрасывание осужденных со скалы или в каменоломню. Также применялось обезглавливание и распятие. Для рабов использовалось в основном побитие камнями и утопление. В некоторых государствах применялись индивидуальные виды наказаний. В Афинах могли предложить осужденному испить из чаши с ядом. А в Спарте практиковали удушение. А спартанский тиран Набис придумал специальный аппарат для казни, который назвал в честь своей жены Апегой. Этот аппарат представлял собой большой полый футляр, напоминавший сидящую женщину. Когда осужденного помещали в этот футляр, то при его закрытии острые гвозди раздирали тело человека.

Другое диковинное приспособление для казни описывал сатирик Лукиан. В своей «Правдивой истории» он рассказывал, как некий Перилай отлил из бронзы в натуральную величину полого внутри тельца. Фактически этот телец тоже был футляром для убийства. Через специальную дверцу в него вталкивали осужденного, а потом разводили внизу костер и заживо поджаривали его на этой адской сковородке. Причем жарился несчастный под музыку. Перилай смонтировал в ноздрях тельца систему трубок, которые преобразовывали крики жертвы в подобие мелодии.

Перилай изобрел дьявольское орудие для казни, а тиран Фаларис придумал для него дьявольски изощренное испытание. У Лукитана об этом сказано так:

А самой известной человеческой жертвой, стала ритуальная казнь трех персов перед Саламинской битвой. Надо полагать, жертвоприношение помогло в какой-то степени грекам победить в той битве флот Ксеркса.

Кроме ритуальных казней древние греки здорово скомпрометировали себя перед потомками судилищами над политиками и полководцами, спасавшими Отечество, и над «творческой интеллигенцией».

Хрестоматийным стал пример с казнью в Афинах безобидного философа Сократа. По нынешним временам осудили его просто ни за что. Обвинительный акт философу звучал так:

Своими философскими каверзами семидесятилетний, седой и босой Сократ не оставил от обвинения камня на камне. Но суд расценил его философские изыски издевательством, и приговорили к смерти. В своем последнем слове Сократ сказал:

Его казнили не сразу: был праздничный месяц, и все казни были отложены. Друзья предложили Сократу устроить ему побег из тюрьмы. Но он ответил им:

— Зачем? Чтобы нарушить закон и вправду заслужить наказание? И куда? Разве есть такое место, где не умирают?

— Но ведь больно смотреть, как ты страдаешь незаслуженно!

Философ ответил по-философски:

— А вы бы хотели, чтобы заслуженно?

В день казни Сократу подали чашу с ядом цикуты. Он выпил ее до дна. Друзья плакали, а он утешал их:

— Тише, тише: умирать надо по-хорошему!

А суд народа нередко оказывается более жестоким, нежели суд тиранов. В качестве примера можно привести такую историю:

— Позволь мне отлучиться до вечера и устроить свои домашние дела, заложником за меня останется Финтий.

Дионисий посмеялся над такой наивной уловкой, но согласился. Подошел вечер, Финтия уже вели на казнь. И тут, продравшись сквозь толпу, подоспел Дамон:

— Я здесь; прости, что замешкался.

Дионисий не был лишен благородства в душе, а потому объявил:

— Ты прощен! А меня, прошу, примите третьим в вашу дружбу.

Позже Фридрих Шиллер написал по мотивам этой историю балладу, которую назвал «Порука».

Впрочем, в Древнем мире благородство люди нередко ставили выше судебной казуистики. И в качестве примера еще одна история со счастливым концом:

Долабелла не захотел принимать на себя решение в таком сомнительном деле. И передал его на рассмотрение суда Ареопага в Афинах. Ареопаг счел мотивы преступления смягчающими, и нашел хитрый способ не подвергать женщину казни за убийство. Он постановил, чтобы обвинитель и обвиняемая предстали перед судом через сто лет. Таким образом, и поступок женщины не был оправдан, и преступница не осуждена.

Надо сказать, что законы и судейские каверзы в Древней Греции порой отличались просто чудаковатостью.

Например, там нельзя было подвергать пытке обвиняемых, если они являлись свободными людьми, зато можно было пытать свидетелей, если они были рабами. В одной комедии Аристофана приводится такой диалог:

Обвиняемый: «Зевс свидетель мне, пусть сдохну, если прежде приходил сюда. И обокрал тебя хотя бы на волос. Постой, вот предложенье благородное, вот мой слуга (указывает на Диониса). Бери его, пытай его! Вину мою докажет, так казни сейчас!»

Обвинитель: «Но как пытать?»

Обвиняемый: «По-разному: плетями бей, души, дави, на дыбу вздерни, жги, дери, крути суставы, можешь в ноздри уксус лить, класть кирпичи на брюхо. Можешь все».

Однажды осудили статую знаменитому древнегреческому атлету Феагену, одержавшему 1400 побед. Ему, как олимпийскому чемпиону, при жизни поставили статую. Когда Феаген умер, один из побежденных им соперников приходил по ночам к его статуе и хлестал ее бичом. Видимо статуя была укреплена непрочно, она упала и задавила хлеставшего. Статую обвинили в убийстве, судили и бросили в море. На следующий год настал неурожай, начались моровые болезни. Граждане обратились к оракулу подсказать, как избавиться от напастей, и прорицательница-пифия велела им вернуть всех изгнанников. Изгнанникам дозволили вернуться, но мор не кончался. Опять пошли к оракулу, пифия сказала: «Забыли Феагена». Статую вытащили сетями из моря, поставили на место, устроили в честь ее празднество, и в стране наступило благополучие.

Александр Македонский был великим воином, но беспристрастным судьей был только в молодости. Плутарх писал, что в первые годы царствования, разбирая дела об уголовных преступлениях, наказуемых смертной казнью, Александр во время речи обвинителя закрывал рукой одно ухо, чтобы сохранить слух беспристрастным и не предубежденным против обвиняемого. Позднее, однако, его ожесточили многочисленные измышления, скрывавшие ложь под личиной истины, и в эту пору, если до него доходили оскорбительные речи по его адресу, он совершенно выходил из себя, становился неумолимым и беспощадным, так как славой дорожил больше, чем жизнью и царской властью.

Македонцы многое переняли у греков. В том числе и способы смертной казни. Когда началась борьба наследников Александра Македонского за власть, то их распри коснулись и Афин. Когда афиняне послали к македонскому правителю Антипару своего представителя Демада с просьбой вывести из Афин македонский отряд, тот приехал в тот момент, когда власть в Македонии сменилась. Антипара сменил Кассандр. Кассандр велел схватить посланника. Когда к нему привели Демада с сыном, то сначала убили юношу, который стоял так близко от отца, что Демад был залит кровью с головы до ног и несколько капель попали ему даже за пазуху. А потом Кассандр распорядился казнить и Демада.

Из-за македонской междоусобной борьбы за власть в Афинах бросили в тюрьму и приговорили к смертной казни восьмидесятилетнего полководца Фокиона, отличавшегося колкими афористичными суждениями и считавшего высшим достоинством бедность. Вместе с Фокионом под суд попали и несколько его друзей. Желая спасти их, он произнес:

— Я признаю себя виновным и считаю, что моя деятельность на государственном поприще заслуживает наказания смертью. Но, афиняне, за что вы хотите казнить этих людей, ни в чем не повинных?

– «За то, что они твои друзья!» – раздались многочисленные голоса, и Фокион умолк, понимая, что вразумить агрессивно настроенную толпу ему не удастся.

— Как? Разве ты не радуешься, что умираешь вместе с Фокионом?

А враги Фокиона после его смерти провели новое постановление – чтобы труп его был выброшен за пределы Аттики и чтобы ни один афинянин не смел разжечь огонь для его погребального костра.

Однако прошло совсем немного времени и афиняне раскаялись в содеянном. Фокиону была воздвигнута бронзовая статуя, а кости его преданы погребению на общественный счет. Одного из обвинителей, Гагнонида, афиняне сами приговорили к смерти и казнили, а с Эпикуром и Демофилом, бежавшими из города, расправился сын Фокиона.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Миф о Тантале – античная история преступления и наказания

В мифах Древней Греции часто встречаются поучительные истории, рассказы о личностях, что осуждаются авторами за свои безрассудные поступки. Одним из таких отрицательных персонажей стал и Тантал. Я уверена, вам приходилось слышать крылатое изречение “Танталовы муки”, что означает нестерпимые мучения.

Что же произошло с Танталом? Об этом нам повествуют Гомер в своих пересказах древних преданий античные авторы – Гомер, Гигин, Диодор Сицилийский. А потому предлагаю узнать, чем же провинился перед богами Тантал. Кем же был: несчастной жертвой или преступником?

Тантал – сын Зевса

Родителями Тантала называют различных людей, однако наиболее распространённым мнением стало упоминание Зевса как отца этого царя. Несмотря на то, что Громовержец отличался любвеобильным нравом и имел немало внебрачных детей от смертных женщин, к Танталу он относился по-особенному.

Зевс старался отвращать от сына все беды и невзгоды, следил, чтобы подвластные Танталу земли Фригии неустанно процветали, регулярно приглашал на Олимп, где просил разделить трапезу с богами.

что в древней греции делали в наказаниеДжованни Баттиста Лангетти «Тантал» XVII век

Как вы понимаете, подобных почестей не удостаивался ни один смертный, а потому Танталу такое благоволение верховного бога попросту вскружило голову. Он стал считать, что не только выше любого из людей, но и равен самим богам, что вершили судьбы человечества.

Искренне любящий сына Зевс многое прощал ему. Как рассказывают мифы, Тантал нередко проявлял непозволительное неуважение к богам. Порой он уносил с собой питьё и пищу, что продлевали молодость. Эти продукты, предназначенные жителям Олимпа, Тантал раздавал своим приятелям.

что в древней греции делали в наказаниеДжоаккино Ассерето «Тантал», 1630-1640 годы
Местонахождение: замок Эггенберг, Австрия

Несколько раз царю удавалось подслушать тайны, которыми делились друг с другом боги во время пиршества. Вскоре об этом знали уже все товарищи Тантала. Однако Зевс не обращал внимания на эти человеческие слабости сына.

Однажды Громовержец спросил сына, чего бы тот хотел пожелать для себя. Тантал же ответил, что ему и желать нечего, ведь его удел лучше, чем жизнь богов. Конечно, такие слова звучали обидно для небожителей, однако Зевс снова простил Танталу его гордыню.

что в древней греции делали в наказаниеДжован Баттиста Лангетти «Танталус» XVII век
Местонахождение: Частная коллекция, Германия

Гнев богов

Однако, как известно, у всякого, даже божественного терпения, есть предел. Когда Тантал спрятал золотого пса, украденного у олимпийцев Пандареем, Зевс пришёл в ярость. Он отправил своего посланника Гермеса, что должен был потребовать от царя вернуть собаку.

Однако Тантал заявил, что понятия не имеет, о каком золотом псе идёт речь. Услышав ответ сына, Зевс крайне разозлился, но наказывать не стал, предупредив Тантала, что в следующий раз не обойдётся лишь словами. Увы, тот считал, что может позволить себе не меньше, чем сами боги.

Тантал посчитал, что боги, с которыми он не раз обедал за одним столом, далеко не всеведущие, а потому их крайне легко обмануть. На мой взгляд, так он хотел указать на собственное превосходство, унизив жителей Олимпа.

Когда боги оказались за столом, во дворце повисло жуткое молчание. Одна лишь Деметра, богиня плодородия, что находилась в вечной печали из-за похищения своей дочери, потянулась к блюду и откусила небольшую часть. Боги были в ярости.

Ошеломлённые поступком Тантала, они воскресили его сына. Часть левого плеча, что досталась Деметре, была заменена слоновой костью. С тех пор у потомков Пелопа всегда было заметно белое пятно на плече.

что в древней греции делали в наказаниеХьюгом Таравалем «Пир, данный богам Танталом», 1767 год
Местонахождение: Большой Трианон в Версале, Франция

Наказание для Тантала

Но что же ожидало Тантала? Сам Зевс, несмотря на прежнюю свою снисходительность, был потрясён поступком сына. Его он обрёл на пребывание в царстве Аида и вечные мучения.

Как рассказывает Гомер, Тантал стоит по горло в воде, однако не может наклониться и утолить жажду. Над ним растут прекрасные сочные плоды, однако ни до одного из них Тантал не в силах дотянуться. Всё время он стонет от голода и жажды, не в силах утолить их.

Именно поэтому появилось крылатое выражение “Танталовы муки”, что используется в том случае, если человек испытывает мучения, однако не в состоянии удовлетворить свои потребности.

что в древней греции делали в наказаниеГолландский последователь Караваджо «Тантал», XVII век
Местонахождение: Аукционный дом “Sotheby’s”, Нью-Йорк, США

Образ Тантала

Первое упоминание о Тантале встречается в знаменитой «Одиссее» Гомера, а вот о краже амброзии со стола богов нам сообщает другой автор, Пиндар. Интересно, что и преступления Тантала у разных античных поэтов заметно разнятся.

Например, в пересказах Еврипида нет упоминания об убийстве ребёнка, а отмечается, что Зевс был разгневан разглашением тайн, предназначенных исключительно для богов.

С Танталом проводят самые разные ассоциации. Одна из самых интересных, на мой взгляд, – сравнение с библейским персонажем, Авраамом, что готов был принести в жертву Господу собственного сына.

что в древней греции делали в наказаниеТанталовы муки в современном арте / © Marco González / asfodelo.artstation.com

Некоторые исследователи в поступке Тантала видят не преступление, а протест против человеческих жертвоприношений, что в те времена проводились в честь различных божеств. Нужно признать, что и в таком мнении есть доля истины.

Кем же всё-таки был Тантал: человеком, обречённым богами на мучения, или справедливо наказанным преступником? На этот вопрос ответы могут отличаться, но я склоняюсь к последнему. Гордыня и самоуверенность Тантала превратили его в убийцу, а ради чувства превосходства над богами он готов был пойти на самое страшное, лишив жизни собственного сына. Подобному поступку не может быть оправдания, а потому наказание Зевса можно считать вполне справедливым.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *