что такое грамматическая характеристика слова
Грамматические признаки частей речи
Укажем, какие грамматические признаки имеют слова разных частей речи. Грамматические признаки позволяют соотнести каждое слово с определенной частью речи.
Части речи — особые классы слов
Огромное количество слов русского языка распределяется по особым классам, которые называются частями речи. А какие критерии выбираются, чтобы отнести слово к этой части речи, а не к другой? У каждой лексемы имеются свое, присущее ей и подобным словам, общее значение, например, у существительных — значение предметности, у прилагательных — значение признака, а также грамматические признаки (морфологические и синтаксические), соответственно которым все слова русского языка делятся на классы — части речи.
Каждая часть речи русского языка имеет общее грамматическое значение и определенные грамматические признаки, которые позволяют выделить слова этой части речи в один класс. Части речи имеют
Части речи изучает раздел науки о языке — морфология.
Классификация частей речи
Состав и характер морфологических признаков, способы связи слов друг с другом и их синтаксическая роль в предложении дают возможность указать самостоятельные и служебные части речи. В современном русском языке выделяют 13 частей речи. Перечислим самостоятельные (знаменательные) части речи:
Служебными частями речи являются
Междометия, как слова, выражающие чувства, находятся особняком в системе частей речи.
Рассмотрим грамматические признаки знаменательных частей речи.
Таблица
Грамматические признаки существительного
Имя существительное имеет общее значение предметности, например:
Существительное обозначает конкретный предмет (тетрадь, учебник), лицо (ученик, мастер), действие или состояние в отвлечении от их производителей (ходьба, бег, болезнь) и отвечает на вопросы: кто? что?
Морфологические признаки имени существительного
В предложении существительное чаще выступает в роли подлежащего или дополнения, хотя может быть несогласованным определением.
Грамматические признаки прилагательного
Имя прилагательное имеет обобщенное значение признака предмета, его свойства, качества, принадлежности и отвечает на вопросы какой? чей?
1. лексико-грамматический разряд:
2. полная или краткая форма (у качеств. прил.);
3. степени сравнения (у качеств. прил.);
4. падеж (в полной форме);
В предложении имя прилагательное чаще используется как определение, а также в роли сказуемого.
Грамматические признаки числительного
Имя числительное — это часть речи, которая обозначает количество или порядок предметов при счете и отвечает на вопросы: сколько? который?
Слово этой части речи имеют следующие характеристики:
Морфологические признаки имени числительного
1. Лексико-грамматический разряд:
В предложении числительное в зависимости от разряда может быть любым членом предложения.
Грамматические признаки местоимения
Морфологические признаки местоимения
Грамматические признаки глагола
Глагол — это часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс (физическое перемещение и душевное состояние, изменение состояние и пр.) и выражающая это значение с помощью категорий вида,залога, наклонения, времени и лица.
Например:
Глагол имеет постоянные и непостоянные признаки (наклонение, время, род, лицо, число).
Морфологические признаки глагола
Синтаксические признаки глагола
В предложении глагол выполняет чаще всего синтаксическую функцию сказуемого. К синтаксическим признакам глагола относят его способность согласовываться с подлежащим. Глагол управляет словами других частей речи (гуляю в парке, вижу закат) и может определяться наречием (иду вразвалку, успею вовремя).
Грамматические признаки причастия
Морфологические признаки причастия
Синтаксические признаки причастия
Причастие может управлять зависимыми словами, как и глагол и образует причастный оборот. В предложении выступает в роли согласованного определения, как и прилагательное, но может быть сказуемым (чаще в краткой форме).
Грамматические признаки деепричастия
Деепричастие совмещает в себе грамматические признаки глагола и наречия.
Морфологические признаки деепричастия
Синтаксическая роль
Деепричастие, как и глагол, может управлять зависимым словом, образуя деепричастный оборот. В предложении одиночное деепричастие или деепричастный оборот является обстоятельством.
Грамматические признаки наречия
Например:
Морфологические признаки наречия
Наречие — неизменяемая часть речи. У него нет грамматических форм падежа, числа, рода, времени и пр., кроме форм степеней сравнения (весело — веселее, веселее всех). У наречия укажем следующие морфологические признаки:
Синтаксические признаки наречия
Наречия примыкают к глаголам, прилагательным, наречиям, словам состояния:
В предложении наречие выступает в роли обстоятельства.
Категория состояния
Слова категории состояния имеют грамматические признаки:
Например:
Нам надо обсудить все, прежде чем принимать решение.
Слова категории состояния называют также предикативными наречиями (лат. preadicatum — сказуемое) или безлично-предикативными словами.
Морфологический разбор слова
Понятие о частях речи
Морфология — это раздел грамматики, в котором изучаются части речи. Всего в русском языке 10 частей речи: они делятся на самостоятельные, служебные и междометия.
Части речи — это группа слов, которая выделяется по следующим признакам:
по лексическим значениям,
по морфологическим признакам и грамматическим категориям,
по их синтаксическим функциям в составе предложений.
Самостоятельные части речи
Служебные части речи
Называют предметы, действия, признаки, состояние, количество, признак действия или указывают на них.
Выражают различные отношения между знаменательными словами и предложениями и придают различные оттенки словам и предложениям.
Выражают чувства или побуждения, но не называют их.
Причастия и деепричастия — это особые формы глагола. Их редко относят к категории самостоятельных частей речи.
А теперь узнаем, как выполняется морфологический разбор слова. Рассмотрим примеры разбора:
Рассмотрим примеры морфологического разбора, чтобы понять схему разбора слов предложения в русском языке.
Морфологический разбор существительного
Мы сформулировали, что значит морфологический разбор слова. А теперь разберемся, как это работает для каждой части речи.
План разбора имени существительного
Начальная форма (именительный падеж, единственное число).
Роль в предложении.
Образец для разбора существительного:
Дети не любят пить молоко.
Молоко — существительное, начальная форма — молоко.
Нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе (множественного не имеет), прямое дополнение.
Морфологический разбор прилагательного
Морфологический разбор прилагательного
Начальная форма — инфинитив (именительный падеж, единственное число).
для качественных — степень сравнения, полная или краткая форма;
для всех — падеж, число, род (в ед.ч.).
Образец для разбора прилагательного:
Меня окружают высокие люди.
Высокие — имя прилагательное, начальная форма: высокий.
Качественное: полное; в положительной степени сравнения, в среднем роде, именительном падеже, множественном числе, является определением.
Морфологический разбор числительного
Порядок разбора числительного
Начальная форма (именительный падеж для количественного, именительный падеж, единственное число, мужской род — для порядкового).
Морфологический разбор слова в начальных классах
Морфологическим разбором называется полная грамматическая характеристика слова. Планы морфологического разбора слов в предложении отличаются друг от друга в зависимости от того, к какой части речи принадлежит слово и какую синтаксическую роль оно выполняет в предложении. Также план морфологического разбора зависит от возраста учащихся. Чем старше ученики, тем подробнее разбор. Приведём схемы морфологического разбора отдельных частей речи для учащихся 4 и 5 классов.
Из-за того, что в русском языке многие слова омонимичны, контекст обязателен для определения семантики слова, его частеречной принадлежности, и, соответственно, выбора нужного разбора, выделения необходимых признаков и установления синтаксической роли в предложении. Например, слово «хорошо» в отрыве от контекста не даёт нам возможности понять, морфологический разбор какой части речи следует выполнять. «Хорошо» может быть и наречием («Сегодня я чувствую себя хорошо»), и краткой формой прилагательного («Утро хорошо сегодня!»), и именем существительным («Сдать русский язык на «хорошо»»), и частицей (« — Сегодня встречаемся у памятника в одиннадцать часов! — Хорошо»), и категорией состояния («Хорошо летом у моря»). Именно поэтому выполнить верный морфологический разбор слова, данного вне контекста, невозможно.
Морфологический разбор существительного
1. Определить часть речи; установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
2. Определить начальную форму имени существительного — для этого нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа.
3. Указать признаки:
род (мужской / женский / средний);
склонение (1 скл. / 2 скл. / 3 скл. / несклоняемое / разносклоняемое)
падеж (И.п. / Р.п./ Д.п. / В.п. / Т.п./ П.п.);
число (единственное / множественное).
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора имени существительного
Образец разбора слова «котята» в предложении «Котята погнались за бабушкиным клубком ниток».
Котята. Кто? — котята — это имя существительное. Оно обозначает живое существо.
Начальная форма — котёнок.
нарицательное, одушевлённое, мужского рода, 2-го склонения;
в форме именительного падежа (кто?); множественного числа.
4. Погнались (кто?) — котята — в предложении является подлежащим, подчёркивается горизонтальной линией (чертой).
Котята погнались за бабушкиным клубком ниток.
Котята — сущ., погнались (кто?) котята;
Н.ф. (начальная форма) — котёнок;
Нариц.,одуш., муж. род; 2-е скл.;
4. Погнались (кто?) — котята — подлежащее.
Морфологический разбор имени прилагательного
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Определить начальную форму имени прилагательного — для этого нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа мужского рода).
род прилагательного, падеж, число.
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора имени прилагательного
Образец разбора слова «красивая» в предложении «Из радиодинамика лилась красивая старинная мелодия».
Красивая (мелодия) — имя прилагательное. Мелодия какая? — красивая. Обозначает признак предмета.
Начальная форма — красивый.
В предложении употреблено в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа.
Мелодия (какая?) красивая — в предложении является определением, подчёркивается волнистой линией.
Из радиодинамика лилась красивая старинная мелодия.
Красивая (мелодия) — прилаг.;
Мелодия (какая?) — красивая — определение.
Морфологический разбор имени числительного
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Определить начальную форму числительного — для этого нужно поставить его в форму именительного падежа.
(для количественных: целое/дробное/собирательное);
число и род (если есть);
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора имени числительного
Образец разбора слова «двое» в предложении «Во дворе меня ждали двое друзей».
Двое — имя числительное. Слово обозначает количество — товарищей (сколько?) — двое;
Начальная форма — двое;
Постоянные признаки: простое, собирательное;
непостоянные: в форме именительного падежа;
Ждали (кто?) двое товарищей — в предложении числительное «двое» входит в состав подлежащего, на письме подчёркивается горизонтальной линией.
Во дворе меня ждали двое товарищей.
Двое — числ., товарищей — (сколько?) — двое;
4. Ждали (кто?) двое товарищей — часть подлежащего.
Больше интересных материалов:
Морфологический разбор местоимения
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Определить начальную форму местоимения — для этого нужно поставить его в форму именительного падежа единственного числа.
а) постоянные : лицо (1 л./ 2 л. /3 л),
б) непостоянные (если есть): род, число, падеж;
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора местоимения
Образец разбора слова «тебе» в предложении «Я позвоню тебе в пятницу вечером».
Тебе — местоимение. Указывает на предмет — позвоню (кому?) тебе.
Начальная форма — ты.
Из постоянных признаков — личное местоимение, 2-ое лицо. Из непостоянных — местоимение употреблено в форме единственного числа, в дательном падеже.
Позвоню (кому?) тебе — в предложении местоимение «тебе» является дополнением, на письме подчёркивается штриховой линией (штрихом).
Я позвоню тебе в пятницу вечером.
Тебе — местоим., позвоню (кому?) тебе;
4. Позвоню (кому?) тебе — дополнение.
Морфологический разбор глагола
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Определить начальную форму глагола — для этого поставить глагол в неопределённую форму.
спряжение (1 спр. / 2 спр. / разноспрягаемые),
время (прошедшее / настоящее / будущее),
лицо (если есть), род, число.
4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора глагола
Образец разбора слова «усиливался» в предложении «Снег усиливался с каждой минутой».
Усиливался — глагол. Обозначает действие: снег (что делал?) усиливался.
Начальная (неопределённая) форма — усиливаться;
глагол употреблён в форме прошедшего времени (лицо невозможно определить), мужского рода, единственного числа.
4. Снег (что делал?) усиливался — в предложении глагол «усиливался» является сказуемым, подчёркивается двумя горизонтальными линиями (чертами).
Снег усиливался с каждой минутой.
Усиливался — глаг., снег (что делал?) усиливался;
I спр., в прошед. вр., м.р. ед.ч.
Снег (что делал?) усиливался — сказуемое.
Морфологический разбор наречия
Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.
Морфологические признаки (неизменяемость).
Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.
Образец морфологического разбора наречия
Образец разбора слова «быстро» в предложении «На школьной проверке скорости чтения Лена читала быстро и без ошибок».
Быстро — наречие. Обозначает признак действия: читала (как?) быстро.
Читала (как?) быстро — в предложении наречие «быстро» является обстоятельством, подчёркивается штрихпунктирной линией (штрихпунктиром).
На школьной проверке скорости чтения Лена читала быстро и без ошибок.
Грамматические характеристики слова.
2.3.2.1. При склоняемых существительных указываются следующие грамматические характеристики.
вéчер, – а, м.
сóлнц|е, – а, с.
б) Число (мн., ед.). Существительным pluralia tantum приписывается характеристика «мн.!» (это сокращение читается как «только множественное число!»):
пассатúж|и, – ей, мн.!;
нóжниц|ы, но′ жниц, мн.!;
прáймериз, нескл., мн.!
Помета «мн.» (без восклицательного знака) может использоваться в зоне грамматических помет, если нужно указать форму множ. числа данного существительного (либо в именительном, либо в косвенных падежах), напр.:
лáгер|ь 2 , – я, мн. ла′ гери, – ей, м. <ср.: враждебные друг другу общественные ла ′ гери>;
Помета «мн. нет» приписывается
(1) существительным, у которых нет формы множественного числа, напр.:
азóт, – а, мн. нет, м. ;
(2) существительным, форма множественного числа которых хотя и возможна теоретически, но неупотребительна, напр.:
(3) тем значениям многозначного слова, в которых оно не имеет формы множественного числа: напр., существительному овёс в значении ‘злак’ – в противоположность другому значению этого существительного ‘поле, засеянное этим злаком’, которое имеет форму множественного числа: овсы).
Многие существительные – обозначения веществ, материалов, минералов, заболеваний и т. п. – употребляются обычно в форме единственного числа, напр.: масло, цемент, халцедон, ангина. Однако в профессиональной речи возможно употребление этих слов и в форме множественного числа: масла, цементы, халцедоны, ангины. Хотя подобные формы обозначают не реальную множественность предметов (как в случае с конкретными существительными типа стол), а сорта, разновидности веществ, материалов, минералов, виды заболеваний и т. д., – запретительная помета «мн. нет» при таких словах, как правило, не ставится, но при форме множ. числа в скобках делаются пометы: (сорта), (виды), (разновидности).
Помета «ед.» фигурирует в словарных статьях тех существительных, которые употребляются преимущественно во множ. числе:
гастрóл|и, – ей, ед. гастро′ ль, – и, ж.;
мемуáр|ы, – ов, ед. мемуа′ р, – а, м.
Помета «ед. не употр.» приписывается существительным, от которых теоретически можно образовать форму единственного числа, но такая форма в современном литературном языке не употребляется, напр.:
финáнс|ы, – ов, ед. не употр.;
чёсанк|и, – нок, ед. не употр.
в) Указание на н е с к л оняемость существительного дается с помощью пометы «нескл.». Эта помета приписывается существительным типа бюро, жалюзи, кафе, колибри, шимпанзе и под.; в словарной статье она предшествует помете, обозначающей род существительного и его число:
желé, нескл., с.;
мадáм, нескл., ж.;
кутюрьé, нескл., м.;
жалюзú, нескл., с. или мн.
г) При указании на синтаксическую одушевленность существительного используются две пометы: «одуш.»; «одуш. и неодуш.».
Первая помета приписывается склоняемым существительным, у которых винительный падеж совпадает с родительным (у существительных мужского рода это происходит и в единственном, и во множественном числе, а у существительных женского рода – только во множественном), а также несклоняемым существительным, у которых винительный падеж определяется синтаксически:
áвтор, – а, м., одуш.;
покóйник, – а, м., одуш.;
рéфери, нескл., м., одуш. <ср.: Спортклуб взял на работу молодого рефери>;
дáм|а, – ы, ж., одуш.;
лéди, нескл., ж., одуш. <ср.: Пригласили двух леди>.
Вторая, «сдвоенная» помета указывается при существительных, которые могут иметь в винительном падеже две вариативные формы: одна совпадает с родительным падежом этого существительного, а вторая – с его именительным падежом. Таково, например, слово персонаж: в современном русском литературном языке возможны высказывания типа Писатель ввел в роман новые персонажи и …новых персонажей (тем же свойством обладает в форме множ. числа слово лицо – в контекстах типа Перечислить всех действующих лиц/все действующие лица спектакля; Наложить взыскание на должностных лиц/на должностные лица).
Кроме того, некоторые существительные в одном значении могут совмещать указание как на одушевленный, так и на неодушевленный предмет, и в связи с этим винительный падеж у такого существительного может иметь две разные формы. Таков, например, термин абориген в значении ‘растение или животное, возникшее в процессе эволюции в данной местности и поныне в ней обитающее’; ср.: изучать животных‑аборигенов и растения‑аборигены.
2.4. Зона стилистических помет. Эта зона словарной статьи содержит:
(1) пометы о преимущественной сфере употребления слова или какого‑либо его значения: «биол.», «мат.», «тех.», «физ.», «хим.» и др.; ими снабжаются специальные термины и терминологические сочетания, а также многозначные слова – в том случае, если какие‑либо из их значений являются специальными терминами (напр.: поле – ср. теория поля в физике, контур – ср. одно из его значений ‘замкнутая цепь проводников’, зависнуть – о задержке в работе компьютера, плавный – ср. лингвистический термин плавные согласные ит.п.);
(2) собственно стилистические пометы, которые
а) указывают на стилистическую, социальную или территориальную разновидность языка, в которой употребляется данная лексема: «разг.», «прост.», «жарг.», «диал.» и нек. др.;
б) квалифицируют лексему как устаревшую: «устар.», «ист.»;
в) обозначают оценку говорящим данного понятия, действия, факта, свойства ит.п.: «ирон.», «неодобр.», «презр.», «пренебр.», «шутл.» и нек. др.
Стилистическая помета ставится после грамматических характеристик, до указания значения слова (см. ниже зону 2.6). В статьях многозначных слов помета указывается после цифры, обозначающей номер значения, напр.:
провал|úться, – алю′ сь, – а′ лится, сов. …3. разг. (потерпеть неудачу).
Такая помета может также сопровождать устойчивый (в частности, терминологический) оборот, помещаемый внутри русской части словарной статьи – при условии, что устойчивый оборот отличается от входной единицы своей стилистической окраской. Например:
ажýр, – а, м. … ◊В ажуре (разг.) <перевод>;
абсолю′т ный, – ая, – ое, – тен, – тна, – тно … ◊ Абсолютная высота (геод.) <перевод>.
2.5. Зона синтаксического управления. Эта зона заполняется при предикатных словах – глаголах, отглагольных существительных, предикативных наречиях (можно, надо, необходимо, жаль и т. п.), прилагательных типа готовый, рад (ср.: готовый на всё,рад приезду сына), а также при предлогах и союзах. Указание на способ синтаксического управления дается в виде сокращенных названий косвенных падежей с предлогами и без предлогов, пометы «инф.», свидетельствующей о том, что управляемое слово является глаголом в инфинитиве (ср. управление при предикативных наречиях: надо учиться, можно спросить и т. п.), или в виде союзов, если данное слово допускает управление не только другими словами, но и предложениями. Предлоги снабжаются указанием на то, каким падежом (или падежами) они управляют, союзы – сведениями о типах предложений, вводимых данным союзом. Примеры:
начинá|ть, – ю, – ет, несов. 1. вин. и с инф. <ср.: начинать работу, начинать работать>;
допрóс, – а, м., вин. о + предл. <ср.: допрос подозреваемого об обстоятельствах преступления>;
готóв|ый, – ая, – ое, кратк. ф. готóв, готóва, готóво…2. на + вин. и с инф.<ср.: готов на всё, готов выступить>;
по, предлог, с дат., вин. и предл. пад. <ср.: плыть по реке; воды по колено; по ком звонит колокол>;
что, союз, присоединяет изъяснительное придаточное предложение к главному <ср.: Сообщили, что поезд опаздывает>.
2.6. Зона семантических пояснений. Семантические пояснения, используемые в русской части русско‑иноязычных словарей, значительно отличаются от толкований, которые даются в одноязычных толковых словарях. Во‑первых, своей краткостью: во многих случаях они представляют собой семантические дескрипторы, назначение которых – отличить одно значение слова от других, например, в тех случаях, когда в одном существительном совмещаются значения действия или процесса, с одной стороны, и предметное значение, с другой, – ср. слова типа завязка, передача, убеждение и под. Во‑вторых, зона семантических пояснений факультативна: краткими толкованиями снабжаются омонимы и разные значения многозначных слов. Слова, имеющие только одно значение, как правило, не сопровождаются семантическим пояснением; исключение составляют редкие или малоупотребительные слова, которые могут вызвать затруднения при переводе.
Семантическое пояснение дается в круглых скобках. У слов‑омонимов оно указывается после сведений о грамматических, стилистических и синтаксических свойствах слова. Примеры:
лук 1 , – а, м., мн. лу′ ки (спец., в знач. сорта′ ) (растение);
лук 2 , – а, м. (оружие);
У слов‑омонимов, принадлежащих к разным частям речи, семантическое пояснение не указывается, так как частеречная принадлежность слова, а вместе с этим и его значение определяются по системе грамматических форм, напр.:
печ|ь 2 , – и, мн. печи, – е′ й, ж.
простó|й, – я, м.
У многозначных слов семантическое пояснение дается после номера значения, который указывается арабской цифрой, набирается полужирным шрифтом и имеет после себя точку. Если в данном значении слово имеет грамматические, синтаксические и иные особенности употребления, а также стилистическую помету, то эти сведения предшествуют семантическому пояснению. Примеры:
наклéйк|а, – и, ж. 1. мн. нет (действие); 2. (этикетка);
прокóл, – а, м. 1. (действие); 2. (отверстие); 3. перен., разг. (неудача).
2.7. Зона полусвободной лексико‑семантической сочетаемости. В этой зоне помещаются наиболее употребительные сочетания с данным словом, отличающиеся, однако, от фразеологизмов (см. зону 2.8.) меньшей идиоматичностью и устойчивостью. Заполнение этой зоны представляет собой наиболее сложный и трудоемкий процесс, поскольку отсутствуют ясные критерии, на основании которых одни словосочетания надо включать в словарь, а другие – нет[53]: в большинстве случаев составитель словаря опирается на собственную интуицию, а также на представление о том, как те или иные сочетания должны переводиться на другой язык.
Всё же можно выделить по крайней мере три типа сочетаний, которые необходимо помещать в русской части словарных статей:
1) сочетания, отражающие предикативные связи слова;
2) сочетания, отражающие атрибутивные связи слова;
3) сочетания, обозначающие разновидности предмета, понятия, действия, процесса, свойства и т. п., которые обозначены данным словом; такие сочетания, помимо лингвистической, содержат и энциклопедическую информацию о называемой словом реалии.
внимáни|е, – я, с. 1. … обратить
е (кому‑чему); в центре
скóрост|ь, – и, ж., кого‑чего 1. … высокая