что такое государственный уклад
История==>. Что такое Государственный капиталистический уклад?
Государственный капиталистический уклад.
Являясь проводником национальной политики, государственно-капиталистический уклад путем подчинения себе системы мобилизации и перераспределения ресурсов для финансирования тех или иных отраслей хозяйства выступает в качестве непосредственного участника базисных отношений. Социальная природа этих отношений носит капиталистический характер. Следует также обратить внимание на социальные последствия национализации иностранной собственности в африканских странах.
Этот процесс в советской литературе прежде отождествлялся с кардинальными социальными преобразованиями. В реальной действительности национализация означала лишь перераспределение капиталистической собственности, а не расширение экономической базы или изменение условий и отношений производства. Иными словами, на смену частичному или полному господству иностранного капитала приходит национальный капитал, персонифицированный государственной или частной собственностью.
В любом случае механизм воспроизводства сохраняется. Такое положение в немалой степени зависит от тех целевых установок, которыми руководствуются при создании государственного сектора находящиеся у власти политические группировки. Они представляют собой широкий спектр социально неоднородных сил, однако доминирующие позиции среди них принадлежат бюрократической буржуазии, пришедшей к политической власти на. волне национально-освободительных движений. Обращая внимание на особенность капиталистической модели развития африканских государств, американский исследователь Дж. Айлиффе отмечает, что она может быть охарактеризована как «паразитический капитализм: т. е. использование государственной власти для приобретения частной собственности и обеспечения деловых интересов. Таким образом, тот, кто обладает официальным положением, становится также владельцем собственности». Социальная суть данной модели состоит в том, что производственные отношения здесь полностью деперсонифицированы: предприниматель получает возможность прятаться за вывеской предприятия, формально принадлежащего обществу в целом. При этом он практически не несет экономического риска, поскольку собственных средств в «дело» не вкладывает.
Не имея прочной внутренней экономической опоры, бюрократическая буржуазия ищет поддержки со стороны промышленно развитых капиталистических держав, которые используют государственно-капиталистический сектор экономики африканских стран в качестве проводника для расширения деятельности своих компаний и фирм. Контроль над крупными проектами экономического развития, осуществляемыми в африканских странах на основе иностранной помощи, обычно находится в руках узкой группы их государственных чиновников, которые путем раздачи заказов подрядчикам, поставщикам товаров и услуг, предоставления права найма рабочей силы и т. д. получают возможность не только обогащаться, но и усиливать свое положение в иерархии политической власти.
Поэтому сохранение и расширение государственного сектора экономики является предаетом особой заботы определенных представителей правящих режимов. Вместе с тем низкая эффективность предприятий государственного сектора вызывает растущее недовольство африканской общественности, которая требует передачи нерентабельных производств в частные руки. Процесс приватизации государственных предприятий охватил все страны Африки, затронув широкий спектр их экономики. Список объектов, подлежащих полной или частной передаче в частные руки в Египте, например, включает предприятия, принадлежащие министерствам сельского хозяйства и освоения земель; жилищного строительства, коммунального хозяйства и градостроительства; экономики, внешней и внутренней торговли; промышленности; туризма и гражданской авиации.
Что такое уклад и как устроена укладность русской жизни
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента
Архитектор-урбанист Ирина Ирбитская о том, почему плохо работают программы благоустройства городов и как это исправить
Мы живем в эпоху урбанистики. Мир вокруг стремительно благоустраивается, потом опять благоустраивается, а потом еще раз благоустраивается. На благоустройство тратятся огромные деньги, а идеи урбанистики давно и далеко шагнули за пределы МКАД. Куда бы мы ни поехали, везде (ну, почти везде) видим только что обустроенные скверы, набережные, пешеходные улицы, отреставрированные фасады домов и все такое прочее, что должно изменить унылый облик российских городов, сделать их приятными для посещений и удобными для жизни. Но при всех тратах, при всей бурной деятельности на выходе чаще всего получается что-то нелепое и неадекватное местной жизни, местной среде, местным людям. А если даже и не нелепое, то чужеродное — точно.
А ведь те, кто это все создает, хотят и правда благоустроить, развить, сделать городскую среду комфортной и привлекательной. Не злой умысел ими движет и не одна только жажда наживы.
Что же тут не так? Почему современные и универсальные технологии благоустройства и развития так плохо работают? У Ирины Ирбитской — до недавнего времени директора Центра градостроительных компетенций РАНХиГС, а сейчас консультанта UNDP и директора Европейского проекта «Цифровые города» — на этот вопрос есть свой ответ:
Конструируя социальную реальность, мы сейчас оперируем самыми разными социально-демографическими категориями — возраст, доход, семейное положение, род занятий и т.д., но совершенно не видим главного, того, что определяет бытовую жизнь русских людей, их связь с городским пространством, их укорененные потребности — уклад. Укладную структуру.
Как это работает
— Уклад — устойчивый тип жизнедеятельности, выражающий себя пространственно. Само понятие уклада появилось в русской социологии в XIX веке, когда началось активное изучение сельской жизни, и ученые наткнулись на то, как глубоко укорененные (передающиеся наследственно) привычки буквально определяли жизнь и структуру пространства больших групп крестьян. К началу ХХ века понятие уклада стало применяться исключительно в экономике, а потом и вовсе перестало использоваться. Но явление никуда не делось. Русская жизнь по-прежнему определяется разнообразными укладами. Сейчас в России где-то 40 групп укладов, и каждый из них организует свои микросреды, определяет бытовые привычки и потребности. И то, что мы их не видим и не принимаем в расчет, — может быть, вполне драматично.
Собственно, метод, который я назвала «Типоукладным», как раз исходит из необходимости при преобразовании городской среды работать именно с укладами («типоукладный» потому что в России очень важно столичный это город, областной центр, районный или малый город)
Только не надо путать уклады с системой традиционных ценностей, на которые надо ориентироваться. Мы не должны консервировать сложившиеся уклады, мы должны создать условия для их эволюции, для того, чтобы они, развиваясь, ослабили свое тотальное влияние на людей. Сделали их свободнее и мобильнее.
— Чтобы было понятнее, что такое уклад и как это работает, давайте попробуем поговорить о конкретных укладах. Ну, может, не все 40 типов опишем, но хотя бы основные…
Понятие укладов общественной жизни
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общественный уклад – это сложившаяся система общественно-производственных и экономических отношений.
Понятие общества и его уклада
Под обществом в настоящее время понимается некоторая совокупность социальных отношений и форм взаимодействия людей, проживающих на определенной территории, на протяжении некоторого исторического периода. Общество является неотъемлемой формой существования людей, любое их объединение образует общество и только в обществе становится возможным социальное воспроизводство человечества – как чисто физиологическое, репродуктивное, так культурное и экономическое.
Достаточно часто общество ассоциируется с государством, однако данные понятия, хотя и связаны далеко не эквивалентны друг другу. Общество представляет собой более широкий феномен. И хотя в настоящее время общество развивается в рамках государственных образований, в человеческой истории представлены периоды, когда общество существовало без государства, например, в рамках первобытного или родоплеменного строя.
К числу основных признаков, позволяющих определять общества и дифференцировать их друг от друга относят:
Под территорией понимается физическое пространство на котором исторически существует общество, во всей совокупности его климата-географических особенностей, которые оказывают значительное влияние не только на аспекты ведения хозяйства, но также на специфику социальных институтов и менталитета общества.
Самодостаточность общества предполагает наличие собственной территории, истории, культурной традиции, а также способности к интеграции и управлению социальными институтами и общностями, способность к саморегуляции и самовоспроизводству.
Социальная структура общества включает в себя три основных элемента – общности, институты и отношения. Общности представляют собой более или менее монолитные группы людей внутри общества, которые объединяются по какому-либо признаку – возрастному, гендерному, профессиональному, религиозному, национальному и т.д.
Готовые работы на аналогичную тему
Социальные институты – это выработанные, установленные способы взаимодействия членов общества в определенных сферах его жизни. Так институт семьи регулирует супружеские и детско-родительские отношения, определяя одобряемые образцы поведения и нормы взаимодействия.
Социальные отношения представляют собой устоявшиеся способы взаимодействия между общностями и социальными институтами в конкретном обществе. Специфика отношений определяется степень значимости института и положением общности в структуре всего общества и модернизируется по мере из изменения.
Социокультурное единство выступает центральной интегративной силой общества, которая предполагает существования единого языка общения, общих в рамках всего общества социальных институтов, морально-этических образцов и т.д. Социокультурное единство возможно не только в обществах монолитных по своему национальному составу, но и в полиэтнических, таких как в России, США, Индии и т.д.
Одной из важнейших характеристик общества является уклад, который с одной стороны характеризует производственно-экономическую сферу общества, а с другой через нее определяет всю структуру общественных отношений, которые выстраиваются на экономическом базисе.
Виды общественно-экономических укладов
Можно выделить две основные классификации укладов. Согласно одной они подразделяются на формационные и неформационные.
Под формационными предполагаются такие уклады, которые могут выступать в качестве системообразующих, т.е. определять формацию общества, стадию его развития. К числу формационных укладов относят:
В свою очередь неформационные уклады хотя и реально существуют в рамках общества, однако не способны занять господствующее положение и определять его развитие. Выделяют патриархальный и мелкобуржуазный неформационный уклад. Первый представляет собой ведение хозяйства мелкими земельными собственниками, а второй мелкими производителями товаров и услуг в капиталистическом обществе.
Вторая классификация предполагает выделение неантагонистических (первобытнообщинный и коммунистический), антагонистических (рабовладельческий, феодальный и капиталистический) и особых (патриархальный и мелкобуржуазный) укладов. Основанием для разделения в ней выступает наличие или отсутствие социальных противоречий между производителями и собственниками средств производства.
В зависимости от степени развития тех или иных укладов общество может быть многоукладным или одноукладным. Предполагается что одноукладность, т.е. существование лишь одного господствующего уклада, возможно лишь в неантагостическом обществе, т.е. первобытнообщинном или коммунистическом (которое так и не было реализовано на практике). Для реально существующих обществ характерна многоукладность, которая выражается в существовании помимо господствующего уклада, например, капиталистического, иных экономических форм – мелкобуржуазных, патриархальных, рабовладельческих и т.д. отношений, которые дополняют господствующий уклад.
Для СССР также была характерна многоукладная экономика, в которой доминировавший уклад – государственный капитализм, дополнялся мелкотоварным производством, развитием подсобных хозяйств, принудительным трудом заключенных и т.д.
Общественный уклад и формационная теория
Понятие общественного уклада получило свое значительное развитие в рамках формационной теории, которая была выдвинута в диалектическом материализме К. Марксом, в стремлении объяснить исторический процесс развития общества с помощью диалектических закономерностей, через систематические противоречия, возникающие в социально-экономической его сфере.
Выделенные Марксом общественные уклады выстраивались в определенной исторической последовательности от первобытнообщинного к коммунистическому, при этом каждый последующий уклад возникал на основе предыдущего, модернизировал и в тоже время переносил его некоторые черты. Антагонистический характер укладов от рабовладельческого до капиталистического обеспечивал внутреннюю борьбу противоречий в рамках общества, как противостояния производящего и эксплуатирующего классов.
Что такое общественный уклад?
Что такое монархия? Режим власти или общественный уклад? Почему Лев Толстой считал, что миру нужна не мо-нархия, но а-нархия?
Потому что уклада общественных может быть только два:
1. Монархический
2. Анархический
То есть, если мы точно знаем, что уклад на данный момент не анархический, то какие у нас остаются варианты? 🙂
Папа Римский — контролирует все религиозные движухи, он во главе всех церквей, включая новейшую: научный атеизм, а не просто скромный католик на краю. Он же активно учавствует в собраниях всемирных организаций, таких как ФАО, ООН и пр. Ватикан, возможно, приносит не меньше прибыли чем банкиры, это огромный бизнес. Остальные сферы контролируют кадры по местам, каждый отвечает за определённую исходную точку работы системы. Сегодня всё это выглядит не так, как 200 лет назад, но принципы остались прежними, ничего не понялось — абсолютно! Читаешь Льва Толстого и прозреваешь. Как же так, мир так поменялся, а всё, что он говорит — продолжает быть актуальным. Именно по той причине, что ничего с тех пор не поменялось, все изменения только внешне, а внутри всё та же начинка.
Нам необходим переход от монархического уклада к анархическому, а также замена ущербной экономической модели на адекватную, предложенную Жаком Фреско: это ресурсо-ориентиванная экономика, которая не нуждается в инструментах рыночной экономики. Также нам необходим переход к прямой демократии, потому что на данный момент мы имеем дело с псевдо-демократией.
Что такое государственный уклад
Государственный уклад в глобальной экономике
Прежде всего в обществе организуются биржи труда, обеспечивающие сокращение до минимума поиск рабочими и служащими необходимых им вакантных мест работы. Связанные компьютерной техникой в единую глобальную коммуникативную сеть по всему миру, такие биржи труда образуют эффективно действующую инфраструктуру социально регулируемого международного рынка рабочей силы. Организация бирж труда требует определенных и немалых инвестиций капитала, поскольку кроме поиска вакантных мест работы они вместе с предприятиями, уволившими рабочих, также выплачивают из своих фондов временные пособия для семей безработных и наряду с этим осуществляют еще и необходимую им учебу и повышение квалификации в соответствии с требованиями современной экономики. Наряду с фондами бирж труда в глобальной экономике образуются так называемые сейчас национальные и международные фонды фондов, чтобы устранять возникающие на мировом рынке труда диспропорции в распределении и использовании первичных национально-государственных фондов в подготовке кадров. Так, возникший в мировой экономике известный индийский анклав компьютерного программирования вызвал необходимость создания в Индии учебных заведений и расширения подготовки специалистов по этой профессии. Решение этой задачи осуществляется с участием фондов ТНК развитых государств. Значительную помощь оказывает ЮНЕСКО школам и учебным заведениям развивающихся стран по компьютеризации учебных аудиторий школ, средних и высших учебных заведений с выходом на глобальный информативный рынок интернета для них составляются учебные программы, для чтения лекций и проведения занятий направляются международного класса ученые и специалисты. Не идеализируя международные формы подготовки кадров и повышения эффективности использования рабочей силы, следует подчеркнуть только, что данный процесс уже начался, он объективен и неизбежен, за ним будущее, и в нем, несомненно, выражается начало диалектического отрицания и снятия частнокапиталистического производства посредством его глобализации и трансформации в экономический уклад единой мировой экономики. [c.428]
III.23.5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УКЛАД в ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ Современная глобализация экономики совершается в государственно-национальной системе, охватывающей более 200 государств. Каждое из них является не только производителем, но и потребителем экономических благ. [c.434]