что такое государственный феодализм

История государства и права

что такое государственный феодализм

Государственный феодализм

К XI в., в тесной связи с преобразованиями военного строя, в Византии сформировались основные элементы государственно-феодальных отношений. Государственная власть предоставляла рыцарству или крупным вотчинникам экскуссии – полное или частичное освобождение от налогов с правом собирать их в свою пользу с крестьянских общин. Следом, как правило, предоставлялись судебные права. Так сформировалась система пожалований, коренным образом преобразовавших аграрный и социально-правовой строй поздневизантийской империи.

Пожалование – прония – предоставлялось служилому человеку пожизненно при строгом соблюдении условий воинской службы. Прониары не имели права ни покупать, ни продавать землю, совершать с нею какие-либо сделки. Верховное право собственности на пронию оставалось за государством. Прониар располагал административными и судебными правами в отношении проживавшего населения, но эти права не были безраздельны.

Пронию могли составлять и имущественные права (на землю), и неимущественные (право на сбор налогов с общин). Со временем сложилось так, что под властью прониара жили и находились не только крестьяне-земледельцы, но и горожане, свободные люди, даже лица полупривилегированных сословий. Они могли составлять собственную дружину прониара, вместе с ним выступающую на государственную службу. Соответственно из них формировался как бы второй этаж феодальной иерархии под общим главенством государства.

Прежде свободное земледельческое население в прониях стало зависимым, ограниченным в своих имущественных и неимущественных правах, – париками. Парики располагали надельным владением землей, но с обязательством выплаты ренты. Основную часть этой ренты составлял подворный денежный платеж. Были и натуральные повинности – хлебом, вином. Для париков предполагалось и отбывание барщины: от 12 дней в году до 1 дня в неделю.

Взимались также многочисленные особые сборы (десятина скота, за рыбную ловлю, охоту, за пользование мельницей и т.д.), а также судебные, рыночные пошлины. Помимо этих повинностей, шедших непосредственно прониару или феодалу низшего ранга, парики исполняли и государственные повинности: строительство укреплений, кораблей, сборы в пользу церкви.

Наследственное право надельного владения париков ограничивалось феодальным правом «мертвой руки». Парики не могли уходить с земли, по которой были включены в податные списки. Прониарам и другим запрещалось принимать беглых париков.

В отдельных областях Византии (например, в Морее), где феодализм с XIII в. приобрел более выраженный частнособственнический, а не государственный характер, права париков (или аналогичных категорий) были более ограниченными. Земледельцы не могли выдавать дочерей замуж без разрешения владельца земли, они не могли быть свидетелями в уголовном процессе; свободные женщины, вышедшие замуж за париков, теряли свободу.

В эпоху общего политического упадка Византии и ослабления государственного регулирования, пронии превратились в полновесные феодальные владения.

Еще одной существенной особенностью отношений государственного феодализма в Византии было то, что в качестве такого условного владения могли раздаваться не только земледельческие территории с крестьянским зависимым или полусвободным населением (элевтерами), не включенными в податные списки и не платившими податей государству. Нередко в качестве феодального владения давался или монастырь с принадлежащими ему пожалованиями и землями (под условием содержания братии), или город, имевший военное или торговое значение.

В силу государственно-политического влияния Византийской империи на окрестные югославянские и малоазиатские народы, сложившиеся в империи отношения государственного феодализма оказали влияние на формирование социально-правовых институтов в этих странах. Отношения, подобные пронии и зависимости париков, характеризовали почти повсеместно феодализм на Балканах и в Малой Азии. Особенности социально-правового строя Византии, ее сословной организации позднее оказали очевидное влияние на формирование аналогичных институтов и в Московской Руси.

Источник

Государственный феодализм

К XI в., в тесной связи с преобразованиями военного строя, в Византии сформировались основные элементы государственно-феодальных отношений. Государственная власть предоставляла рыцарству или крупным вотчинникам экскуссии — полное или частичное освобождение от налогов с правом собирать их в свою пользу с крестьянских общин. Следом, как правило, предоставлялись судебные права. Так сформировалась система пожалований, коренным образом преобразовавших аграрный и социально-правовой строй поздневизантийской империи.

Пожалование — прония — предоставлялось служилому человеку пожизненно при строгом соблюдении условий воинской службы. Прониары не имели права ни покупать, ни продавать землю, совершать с нею какие-либо сделки. Верховное право собственности на пронию оставалось за государством. Прониар располагал административными и судебными правами в отношении проживавшего населения, но эти права не были безраздельны. Пронию могли составлять и имущественные права (на землю), и неимущественные (право на сбор налогов с общин). Со временем сложилось так, что под властью прониара жили и находились не только крестьяне-земледельцы, но и горожане, свободные люди, даже лица полупривилегированных сословий. Они могли составлять собственную дружину прониара, вместе с ним выступающую на государственную службу. Соответственно из них формировался как бы второй этаж феодальной иерархии под общим главенством государства.

Прежде свободное земледельческое население в прониях стало зависимым, ограниченным в своих имущественных и неимущественных правах, — париками. Парики располагали надельным владением землей, но с обязательством выплаты ренты. Основную часть этой ренты составлял подворный денежный платеж. Были и натуральные повинности — хлебом, вином. Для париков предполагалось и отбывание барщины: от 12 дней в году до 1 дня в неделю. Взимались также многочисленные особые сборы (десятина скота, за рыбную ловлю, охоту, за пользование мельницей и т. д.), а также судебные, рыночные пошлины. Помимо этих повинностей, шедших непосредственно прониару или феодалу низшего ранга, парики исполняли и государственные повинности: строительство укреплений, кораблей, сборы в пользу церкви.

Наследственное право надельного владения париков ограничивалось феодальным правом «мертвой руки». Парики не могли уходить с земли, по которой были включены в податные списки. Прониарам и другим запрещалось принимать беглых париков.

В отдельных областях Византии (например, в Морее), где феодализм с XIII в. приобрел более выраженный частнособственнический, а не государственный характер, права париков (или аналогичных категорий) были более ограниченными. Земледельцы не могли выдавать дочерей замуж без разрешения владельца земли, они не могли быть свидетелями в уголовном процессе; свободные женщины, вышедшие замуж за париков, теряли свободу.

В эпоху общего политического упадка Византии и ослабления государственного регулирования, пронии превратились в полновесные феодальные владения.

Еще одной существенной особенностью отношений государственного феодализма в Византии было то, что в качестве такого условного владения могли раздаваться не только земледельческие территории с крестьянским зависимым или полусвободным населением (элевтерами), не включенными в податные списки и не платившими податей государству. Нередко в качестве феодального владения давался или монастырь с принадлежащими ему пожалованиями и землями (под условием содержания братии), или город, имевший военное или торговое значение.

В силу государственно-политического влияния Византийской империи на окрестные югославянские и малоазиатские народы, сложившиеся в империи отношения государственного феодализма оказали влияние на формирование социально-правовых институтов в этих странах. Отношения, подобные пронии и зависимости париков, характеризовали почти повсеместно феодализм на Балканах и в Малой Азии. Особенности социально-правового строя Византии, ее сословной организации позднее оказали очевидное влияние на формирование аналогичных институтов и в Московской Руси.

Читайте также

Феодализм

Феодализм На границе XI столетия институты феодально-вассальной зависимости уже установились: ритуалы, права и обязанности были четко определены. Порожденный вассалитетом, который первоначально был контрактом, заключенным между двумя свободными мужчинами во время

ФЕОДАЛИЗМ

ФЕОДАЛИЗМ Прежде всего, на Западе установилась система феодальных отношений. Окончательно уверовавшие в свое могущество сеньоры уже не хотели довольствоваться тем, что воины-вассалы связаны с ними лишь личной клятвой на верность, за что получают бенефиций (надел) на

ЗАГНИВАЮЩИЙ ФЕОДАЛИЗМ

ЗАГНИВАЮЩИЙ ФЕОДАЛИЗМ Пятнадцатилетнее царствование императора Юань Ко протекало слишком благополучно. «Слишком» — в том смысле, что благополучие было обманчивым. Внешнеполитическая ситуация сложилась в пользу империи Юань-Вэй. На юге, в междуречье Хуай — Янцзы,

2.1. Феодализм и рабство

2.1. Феодализм и рабство Согласно марксистской схеме исторического процесса, после рабовладельческого строя как общественно-экономической формации следовала следующая формация, называемая «феодализмом». Большинство авторов определяют хронологические рамки

2.2. Феодализм и христианство

2.2. Феодализм и христианство За «кадром» приведенного выше развернутого определения феодализма остается очень важный момент — отсутствие в феодальном обществе того «духа капитализма», который был характерен для древнеримского общества. Да, феодальная знать любила

2.4. Феодализм и «вирус» капитализма

2.4. Феодализм и «вирус» капитализма Хотелось бы обратить внимание на один принципиальный момент, связанный с эволюцией феодализма в Европе. Почему-то принято считать, что по мере смены форм эксплуатации феодалом его крепостных происходило ослабление этой эксплуатации.

Глава 5 Феодализм

Глава 5 Феодализм Феодальная система в Англии, как ее преподают в школе, кажется довольно простой и последовательной, результатом навязывания относительно небольшой группой захватчиков [115] системы, уже развившейся за пределами английских берегов и начавшей развиваться

Византийский феодализм

Византийский феодализм В течение весьма продолжительного времени в исторической науке феодализм рассматривался как явление, принадлежащее исключительно западноевропейскому средневековью, как типическая черта последнего, отличающая средневековую историю Западной

10. Феодализм и феодальная раздробленность в Европе

10. Феодализм и феодальная раздробленность в Европе Европа от монголо-татарского нашествия не пострадала. Монгольские армии дошли до Адриатического моря. Хотя в битве при Легнице в 1241 г. они наголову разгромили польско-немецкое войско, в тылу монголов оставались

Так что же такое феодализм?

Так что же такое феодализм? В Средние века в Западной Европе формируется уникальная общественная система, которую органически подготовили исторические условия поздней античности и разрушавшаяся традиция германского социума. Ее называют феодализмом – термином,

Византийский феодализм

Византийский феодализм В течение весьма продолжительного времени в исторической науке феодализм рассматривался как явление, принадлежащее исключительно западноевропейскому Средневековью, как типическая черта последнего, отличающая средневековую историю Западной

5. Ввезенный феодализм

5. Ввезенный феодализм Изучая царствование нормандских герцогов в Англии, мы сталкиваемся с любопытным явлением юридической иммиграции: переносом на завоеванную территорию французских феодальных институтов. Подобный перенос осуществлялся трижды на протяжении века.

1. Феодализм: единственное число или множественное?

1. Феодализм: единственное число или множественное? По мнению Монтескье, установление феодализма в Европе было уникальным явлением, «которое возникло единственный раз в мире и не возникнет больше никогда». Вольтер, не столь искушенный в юридических формулировках, зато

Источник

Так что же такое феодализм?

Так что же такое феодализм?

В Средние века в Западной Европе формируется уникальная общественная система, которую органически подготовили исторические условия поздней античности и разрушавшаяся традиция германского социума. Ее называют феодализмом – термином, производным от ключевого понятия эпохи: феода.

Феодом (также употреблялись синонимы фьеф и лен) именовалось владение (обычно земельное), передававшееся его собственником другому лицу на условии, что тот будет сам нести военную службу, подготавливать и содержать определенное количество воинов, а также исполнять ряд иных обязательств.

Помимо условного характера земельных владений, важной чертой западноевропейского феодализма была еще и иерархичность правящего класса: земельная собственность перераспределялась по нескольким уровням держателей, вследствие чего формировалась феодальная лестница.

Поддержание общества в эту эпоху всецело легло на плечи крестьянства, освобожденного от военной службы и не имевшего в большинстве случаев прав на землю. Различные формы и степени его поземельной и личной зависимости вынуждали передавать часть результатов труда собственникам земель, что обеспечивало высшие социальные круги всем необходимым.

Уже в эпоху поздней Империи колонат начинает вытеснять рабство из хозяйственного обихода, поскольку эффективность труда материально заинтересованного производителя была выше. В римских хозяйствах зачатки феодальных отношений землевладельца и производителя ощущались сильнее. Они отчасти послужили моделью для пришедших на земли Империи германцев, хотя у всех этих племен в первые десятилетия и даже века после Великого переселения народов отмечается увеличение числа рабов. Правда, не всегда с уверенностью можно утверждать, что в документах сказано именно о рабах, а не о зависимых крестьянах. В целом германские общества раннего Средневековья преимущественно состояли из свободных работников, владевших наделами общинной земли. Но на эту структуру сразу же повлиял ряд разрушительных факторов.

Колоссальное значение имело то обстоятельство, что с распадом Империи в Европе началась полоса непрерывных войн. Регулярные столкновения германских государств между собой, а также вторжения кочевников создавали атмосферу крайней неуверенности в завтрашнем дне. В этой ситуации могущественные люди – бывшие римские магнаты, новые германские государи, влиятельные вожди варваров и просто те, кто обладал властью и уважением, – олицетворяли собой хоть какой-то порядок и надежность. Они располагали главным – военной силой в лице своих вооруженных отрядов. Это гарантировало защиту и привлекало людей, стремившихся найти верное покровительство. В условиях нестабильности подобное оказывалось зачастую предпочтительнее, нежели полагаться только на свои силы, будучи лично экономически свободным.

Особую роль сыграло положение с земледелием и скотоводством. Производительность труда в этой сфере была невероятно низка – урожаи сам-2, сам-3 были нормой (т. е. собиралось лишь в два-три раза больше зерна, чем требовалось для посадки). В условиях эпидемий и стихийных бедствий (от засухи до нашествия саранчи), а также постоянных войн, которые велись порой и за продовольствие, сильный покровитель мог гарантировать защиту урожая и скота, обеспечить семенной материал на следующий год. Укрепленная вилла римского патриция, монастырский двор или поместье германского вождя рассматривались и как укрытие, и как хранилище средств существования.

Соответственно, поиск покровителя осуществлялся беспрерывно. Все большее количество людей – причем совершенно добровольно – предпочитало лишиться части своей имущественной и личной свободы в обмен на гарантии безопасности. Закрепощение крестьян на первых порах весьма часто происходило по их собственной инициативе. Впрочем, часто не означает всегда. Естественно, всякий владелец земельных угодий стремился увеличить подконтрольную ему территорию и целенаправленно понуждал мелких собственников согласиться с зависимым статусом.

Такие отношения обычно оформлял прекарий. Он существовал в двух основных вариантах: прекарий данный и прекарий возвращенный. В первом случае землевладелец подтверждал специальной грамотой передачу участка безземельному крестьянину с условием, что тот регулярно отдает часть продукции хозяину надела. Во втором случае, столь же распространенном, крестьянин, владевший землей, но по тем или иным причинам не имевший возможности вести безубыточное хозяйство, передавал свой надел магнату. Незамедлительно он получал его обратно (иногда с прибавлением площадей), только на сей раз в аренду – на аналогичных условиях: поделиться урожаем.

Так или почти так большинство крестьян, например в государстве франков, за эпоху Темных веков и в последующие три столетия превратились из свободных собственников в зависимых арендаторов. Они обязаны были отчуждать часть произведенной продукции и отрабатывать на хозяйской земле (барщина). Степень подобного закабаления различалась не только от страны к стране, но даже в землях одного магната. Феодальные отношения приобрели множество форм.

Прекарий у франков отмечается уже с эпохи первых Меровингов и достигает грандиозного размаха в период Карла Великого и его потомков. Разумеется, существовали и иные пути возникновения зависимости. Например, массовый характер приобрел выкуп монахами заключенных в тюрьму преступников. Обязанные с этого момента абсолютно всем своим благодетелям, такие люди сразу же пополняли число работников в монастырском хозяйстве.

По специфике земельных отношений феодализм почти идентичен в самых разных уголках Земли. Однако европейская его особенность определялась организацией господствующего класса и уникальным путем развития военного дела в раннее Средневековье.

Уже к IV в. обнаружились преимущества конного войска над пехотой. В битве при Адрианополе и в ряде других сражений всадники варваров – кочевники и германцы – одерживали верх над непобедимыми доселе пешими легионами римлян. Причина этого заключалась не только в кризисе римской армии. Совершенствование способов ведения конного боя, увеличение конницы, задействованной в сражении, умножались на маневренность всадников, которые могли навязать инициативу пехоте. В Европу впервые за очень долгое время проникли племена, располагавшие кавалерией, и для противодействия им и защиты от них также требовалась конница.

Настоящий переворот в ведении войны вызван распространением с VII в. стремян и изменением конструкции седла, шпор и упряжи лошади. Все это – в особенности стремена – обеспечило жесткую посадку всадника в седле (впервые в истории человечества) и возможность таранного удара копьем (главный прием европейского рыцарства).

Высочайшая эффективность натиска тяжелой кавалерии на поле боя давала даже относительно небольшим контингентам всадников абсолютное преобладание над пехотинцами.

Отражение набегов викингов, венгров и арабов показало, что необходимо формировать элитную кавалерию. К концу раннего Средневековья по всей Европе (кроме Скандинавии и Британских островов) пехота оттесняется на второстепенные роли. Битва при Гастингсе (1066 г.) стала яркой демонстрацией абсолютного преимущества конного войска, после чего повсюду, за исключением Скандинавии, наступает эра рыцарских войн, завершившаяся лишь с развертыванием Столетней войны.

Процесс перемен был чрезвычайно длительным, но их начало (по франкским источникам) относится к VI в. Мартовские поля – ежегодные военные смотры франков – очень быстро сменяются майскими. Кони после зимовки становились пригодными для боя лишь к концу весны.

Постепенно коннице отводится решающая роль. Войны же с арабами сделали ее просто жизненно необходимой для франков. В начале X в. венгерские всадники вынудят сформировать конное войско и в Германии.

Однако, поскольку содержание всадников требовало немалых расходов, их число не было велико. Не все германцы могли себе это позволить. К тому же с распространением земледелия массы франков начинают тяготиться военной службой. Возникает ситуация, когда несколько семей-хозяйств (а позднее и несколько десятков семей) выставляют на смотр и на бой одного тяжеловооруженного всадника. Королю оставалось только проводить политику раздачи бенефициев, с позднейшим превращением их в феоды, – так он влиял на события.

В VI–XI вв. на смену народному ополчению германских племен приходят численно небольшие, но весьма боеспособные конные войска. Впоследствии они получат название рыцарства. Военная верхушка владела землями, будучи защищенной иммунитетными правами, полученными от короля. Крестьянству же вменялось в обязанность ее содержать.

Аналогичная система утвердилась и в сфере церковного землевладения, с той разницей, что здесь обеспечивалось функционирование не воинов, а духовной элиты общества.

Возникло стандартное для эпохи Средневековья разделение социума на три части: священнослужители за всех молятся, рыцари за всех воюют, крестьяне за всех работают.

К концу XI в. вся обрабатываемая земля в Европе оказалась в чьих-то руках – восторжествовал юридический принцип «нет земли без господина». В подавляющем большинстве таковым выступала знать; крестьяне-собственники перешли в разряд редких исключений.

Коренное своеобразие западноевропейских феодальных отношений заключалось в том, что господствующий слой имел иерархическую структуру. Первоначально бенефиции предусматривали одноуровневую передачу земли: от короля – ближайшим сподвижникам. Но при Каролингах идея получила свое развитие: королевские держатели уступали часть земель своим подданным, а те – своим. Сюзерены, или сеньоры, дававшие землю, и их вассалы – ее держатели – заняли подобающее им место среди правящей элиты.

Классическая феодальная лестница состояла из четырех ступеней. На них располагались соответственно король; герцоги и графы; бароны; собственно рыцарство. Однако столь идеальная структура устоялась лишь в Северной Франции и Рейнской области. В остальной Европе существовали многочисленные отклонения от нее, а в Скандинавии она сложилась лишь под занавес Средневековья, да и то будучи весьма примитивной.

Итак, причинами возникновения западноевропейского феодализма стали экономические потребности в интенсификации сельскохозяйственного труда вместе с объективной надобностью в появлении вооруженных сил нового типа. Региональные природные и геополитические реалии Европы придали этому процессу уникальный характер.

В результате перераспределения прав на землю обычным делом стало неподчинение вассалов всех уровней как королю, так и собственным сюзеренам. Оно названо феодальной раздробленностью. В IX–XII вв. повсюду на континенте короли утрачивают рычаги управления государствами. Страны распадаются на множество независимых территорий, соперничающих между собой. Так появилось мнение, что раздробленность – это неотъемлемый атрибут классического феодализма, а формирование единых монархий в XIII–XV вв. есть симптом заката феодальных отношений в Европе.

Читайте также

Феодализм

Феодализм На границе XI столетия институты феодально-вассальной зависимости уже установились: ритуалы, права и обязанности были четко определены. Порожденный вассалитетом, который первоначально был контрактом, заключенным между двумя свободными мужчинами во время

ФЕОДАЛИЗМ

ФЕОДАЛИЗМ Прежде всего, на Западе установилась система феодальных отношений. Окончательно уверовавшие в свое могущество сеньоры уже не хотели довольствоваться тем, что воины-вассалы связаны с ними лишь личной клятвой на верность, за что получают бенефиций (надел) на

ЗАГНИВАЮЩИЙ ФЕОДАЛИЗМ

ЗАГНИВАЮЩИЙ ФЕОДАЛИЗМ Пятнадцатилетнее царствование императора Юань Ко протекало слишком благополучно. «Слишком» — в том смысле, что благополучие было обманчивым. Внешнеполитическая ситуация сложилась в пользу империи Юань-Вэй. На юге, в междуречье Хуай — Янцзы,

2.1. Феодализм и рабство

2.1. Феодализм и рабство Согласно марксистской схеме исторического процесса, после рабовладельческого строя как общественно-экономической формации следовала следующая формация, называемая «феодализмом». Большинство авторов определяют хронологические рамки

2.2. Феодализм и христианство

2.2. Феодализм и христианство За «кадром» приведенного выше развернутого определения феодализма остается очень важный момент — отсутствие в феодальном обществе того «духа капитализма», который был характерен для древнеримского общества. Да, феодальная знать любила

2.4. Феодализм и «вирус» капитализма

2.4. Феодализм и «вирус» капитализма Хотелось бы обратить внимание на один принципиальный момент, связанный с эволюцией феодализма в Европе. Почему-то принято считать, что по мере смены форм эксплуатации феодалом его крепостных происходило ослабление этой эксплуатации.

ФЕОДАЛИЗМ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ МЕДИЕВИСТОВ

ФЕОДАЛИЗМ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ МЕДИЕВИСТОВ Блок М. Феодальное общество. М., 2003.История средних веков. Том 1 / Под ред. С.П. Карпова. М., 2005.Филиппов И. С. Средиземноморская Франция в раннее Средневековье. Проблема генезиса феодализма. М., 2003.Contamine Ph., Bompaire М., Lebecq S., Sarrazin J.-L.

Глава 5 Феодализм

Глава 5 Феодализм Феодальная система в Англии, как ее преподают в школе, кажется довольно простой и последовательной, результатом навязывания относительно небольшой группой захватчиков [115] системы, уже развившейся за пределами английских берегов и начавшей развиваться

Византийский феодализм

Византийский феодализм В течение весьма продолжительного времени в исторической науке феодализм рассматривался как явление, принадлежащее исключительно западноевропейскому средневековью, как типическая черта последнего, отличающая средневековую историю Западной

Государственный феодализм

Государственный феодализм К XI в., в тесной связи с преобразованиями военного строя, в Византии сформировались основные элементы государственно-феодальных отношений. Государственная власть предоставляла рыцарству или крупным вотчинникам экскуссии — полное или

10. Феодализм и феодальная раздробленность в Европе

10. Феодализм и феодальная раздробленность в Европе Европа от монголо-татарского нашествия не пострадала. Монгольские армии дошли до Адриатического моря. Хотя в битве при Легнице в 1241 г. они наголову разгромили польско-немецкое войско, в тылу монголов оставались

Византийский феодализм

Византийский феодализм В течение весьма продолжительного времени в исторической науке феодализм рассматривался как явление, принадлежащее исключительно западноевропейскому Средневековью, как типическая черта последнего, отличающая средневековую историю Западной

5. Ввезенный феодализм

5. Ввезенный феодализм Изучая царствование нормандских герцогов в Англии, мы сталкиваемся с любопытным явлением юридической иммиграции: переносом на завоеванную территорию французских феодальных институтов. Подобный перенос осуществлялся трижды на протяжении века.

1. Феодализм: единственное число или множественное?

1. Феодализм: единственное число или множественное? По мнению Монтескье, установление феодализма в Европе было уникальным явлением, «которое возникло единственный раз в мире и не возникнет больше никогда». Вольтер, не столь искушенный в юридических формулировках, зато

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *