что такое гордость в исламе

Гордость и высокомерие – пути ведущие к гибели

Но, однако, есть категория людей, которым Аллах угрожает, к которым Аллах в Коране выражает свой гнев. Это люди, которые совершая грехи, горды и высокомерны.

О них Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): “Воистину те, которые считают ложью Мои знамения, которые горды к Mоим аятам, для них не будут раскрыты ворота небес и они не войдут в Рай пока верблюд не пройдет через ушко иглы” т.е. вероятность того, что они войдут в рай равна вероятности того, что верблюд сможет пройти через ушко иглы. Так Всевышний говорит о высокомерных.

В Коране сказано (смысл): “Среди людей есть такие, которые из-за гордыни спорят об Аллахе, не имея ни знаний, ни наставления, ни ясной книги для того, чтобы сбить людей с пути Всевышнего Аллаха”

Также в Коране есть аят со смыслом: “Я отведу от моих знамений тех, кто без права проявляет высокомерие” т.е. гордыня отводит их от знамений и Высокомерие – это внутреннее, скрытое чувство, которое порой отражается в поведении, во внешнем облике. Формы проявления гордыни разные в зависимости от народов, от традиций и места проживания. Они впадают в заблуждение, углубляясь в нем все больше и больше.

Почему же это так? Почему Аллах прощает и проявляет свое милосердие грешникам, но к горделивым относится совсем по-другому? Потому что все нормы шариата, все основы исламского вероубеждения строятся на чувстве понимания человека, что он раб Всевышнего Аллаха, что он целиком и полностью принадлежит Ему. И только через это чувство прокладывается путь раба к Аллаху. Только от этого понимания рабской сущности перед Аллахом зависит все в этой религии. Но высокомерие это единственное, что может разрушить понимание того, что ты раб Всевышнего Аллаха, берущий свое начало от маленькой капли и который покинет этот мир, уйдя в землю по завершении отпущенного Аллахом срока. Гордыня способна нанести тяжелейший урон этому чувству (в арабской терминологии “аль-убудийя”) и поэтому они несовместимы. Если сердце переполнено высокомерием, то там нет места чувству рабства это абсолютно противоположные вещи. Если же сердце пронизано этим чувством, то в нем нет места гордыне. Высокомерие – это внутреннее, скрытое чувство, которое порой отражается в поведении, во внешнем облике. Формы проявления гордыни разные в зависимости от народов, от традиций и места проживания. Во время Пророка (мир ему и благословение) у богатых арабов способом выражения и демонстрации своего высокого положения и предметом гордости была длинная одежда, которую они волочили за собой по полу. У нас, к примеру, это может быть совсем по-другому. Есть много знаков, жестов, даже походка, при помощи которых люди обычно подчеркивают свой статус. У молодежи это обычно выражается жестами, стилем речи, модой и т.д.

Хотелось бы обратить внимание на молодежь, которая слишком уж буквально воспринимает приведенные хадисы, и не до конца понимает смысл прочитанных ими в каких-то брошюрах хадисов. И приводят их без разъяснений и считают всех, кто так одевается, чуть ли не вероотступниками. Подобный подход к таким вопросам губителен для нашего общества. Молодежь, которая обвиняет мусульман за длинную одежду, не придают значения тому дополнению, которое сделал Пророк (мир ему и благословение) в ответ на слова Абу Бакра. Если они ненавидят из-за этого мусульман так, что они теперь и к Абу Бакру будут так относится (упаси Аллах). Из дополнения к хадису мы видим, что вопрос не в внешнем виде, а в вредном чувстве для каждого из нас.

Однажды один сподвижник, заметив в другом высокомерие, напомнил ему: “Ты тот, кто прошел дважды оттуда, откуда выходит моча”. Т.е. первый раз, когда тебя зачали, а второй раз, когда ты родился. Сподвижники ужасно боялись этого порока, они воспитывали себя и порой заставляли себя делать работу в качестве наказания за свою гордость. Были и такие, которые несколько дней чистили санитарные узлы мечетей, чтобы изгнать из себя гордыню.

Богатство и успех в жизни не всегда бывают причиной высокомерия. Иногда почвой для нее служит и религия, когда кто-либо самодовольно видит себя в числе преуспевших. И тогда шайтан не теряет возможности разрушить его старания. Когда кто-либо начинает смотреть с презрением на тех, кто не успевает в соблюдении каких-либо предписаний Аллаха, он сам может потерять все. Свидетельством этому является хадис: “Тот, кто скажет, что все люди погибли, а он обрел спасение, тот поистине находится в самом гиблом положении”. Поэтому в первую очередь необходимо, чтобы каждый из нас видел свое истинное место перед своим Создателем.

Но как, же раб, который совершает грехи один за другим, не проявляя при этом гордыни, ни по отношении к Аллаху, ни по отношении окружающих его людей, все-таки удостаивается милости Создателя?

Ответ: Поистине человек, в сердце которого есть гордость, никогда не ощутит чувство рабства перед своим Создателем и поэтому он не покается. Раскаяние это не повторение многочисленно определенных слов, а прежде всего боль, искреннее сожаление за грехи, которую горделивый человек не может почувствовать. И поэтому горделивый грешник отдален от милосердия, поскольку он далек от раскаяния.

Да очистит Аллах наши сердца от гордыни и даст нам знания, скрепит наши сердца узами любви и братства. Аминь!

Источник

25 хадисов о высокомерии

Каждый мусульманин знает, что высокомерие — один из тяжелейших грехов и причина, по которой Всемогущий Аллах, свят Он и велик, проклял Иблиса, отказавшегося поклониться Адаму, да будет мир с ним. Редакция нашего сайта перевела для вас несколько десятков преданий от Посланника Аллаха и Ахль аль-Бейт его рода, да будет мир над ними всеми, дающих чёткое определение высокомерию и предостерегающих верующих об опасности, которую этот грех представляет.

1. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Не сможет высокомерие найти пути к сердцу человека, если тот будет принижать его в своих мыслях вне зависимости от их количества» («Бихар аль-анвар», т. 78, с. 186).

2. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Кто очистится от высокомерия, тот станет щедрым» («Бихар аль-анвар», т. 78, с. 229).

3. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Величие принадлежит Аллаху, свят Он и велик. И кто будет посягать на это, того Аллах сотрясёт в адском пламени» («Бихар аль-анвар», т. 73, с. 215).

4. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Величие и гордость — одеяние Аллаха: кто попытается забрать их себе, того Аллах бросит в Ад» («Аль-Кафи», т. 2, с. 309).

5. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Не войдёт в Рай тот, в чьём сердце будет хотя бы частичка высокомерия» («Аль-Кафи», т. 2, с. 309).

6. Зурара ибн Айан передал: «Имам Бакир и Имам Садык, да будет мир над ними обоими, сказали: „Не войдёт в Рай тот, в чьём сердце есть хотя бы частичка высокомерия“» («Саваб аль-а’маль», хадис 871).

7. Абдулла ибн Тальха передал слова Имама Садыка, да будет мир с ним: «Не войдёт в Рай раб, в чьём сердце есть высокомерие размером с горчичное зёрнышко. И не войдёт в огонь раб, в чьём сердце есть вера размером с горчичное зёрнышко». Я сказал: «Да буду я жертвой за тебя! Мужчина надевает одежду, садится на верховое животное и он близок к тому, что узнаёт в себе высокомерие». Он сказал: «Это не высокомерие. Воистину, высокомерие — это отрицание истины, а вера — это признание истины» («Саваб аль-а’маль», хадис 872).

8. Абу Зарр передал слова Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род: «О Абу Зарр! Все, кроме тех, кто много каялся, если умрут и в сердцах их будет высокомерие размером с песчинку, не почуют они своим носом запах Рая». Я сказал: «О Посланник Аллаха! Я люблю красоту. И даже хочу, чтобы рукоять моей палки была красива и кружева моей обуви были красивыми. Исходит ли от этого запах высокомерия и себялюбия?». Пророк спросил: «Какого твоё сердце?». Я ответил: «Я вижу его на истине и вижу его успокоенным». Пророк пояснил: «Поскольку это не высокомерие. Высокомерие — это отрицание истины и принятие лжи. Высокомерие — это считать что честь людей не такая, как у тебя, и кровь их не такая, как у тебя» («Бихар аль-анвар», т. 77, с. 90).

9. Повелитель верующих Али, да будет мир с ним, сказал: «Искал я смирение и не нашёл его нигде, кроме как в принятии правды. Так будьте теми, кто принял правду. Ведь от того, кто принял правду, отдалено высокомерие» («Бихар аль-анвар», т. 69, с. 399).

10. Абдульаля ибн Айан передал слова Имама Садыка, да будет мир с ним: «Посланник Аллаха сказал: „Самым большим высокомерием является унижение людей и дерзость к истине“. Я спросил: «Что такое унижение людей и дерзость к истине?». Имам ответил: «Когда человек пребывает в неведении истины и порочит её последователей. Кто поступает так, тот срывает одеяние с Великого и Всемогущего Аллаха» («Аль-Кафи», т. 2, с. 310).

11. Хафас ибн Кейас передал слова Имама Садыка, да будет мир с ним: «Из числа высокомерных тот, кто считает себя выше других». Я спросил: «А если он почитает себя выше грешника из-за того, что он сам не грешит?». Имам ответил: «Увы, увы… Возможно, грешник будет прощён, но он же останется с книгой деяний» («Аль-Кафи», т. 8, с. 128).

12. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Самые далёкие от меня из вас в Судный день будут говорящие много, то есть высокомерные» («Бихар аль-анвар», т. 73, с. 232).

13. Повелитель верующих Али, да будет мир с ним, сказал: «Начало его — капля спермы, конец же — падаль. Как же удивляет меня между ними мешок с нечистотами — человек, проявляющий высокомерие» («Бихар аль-анвар», т. 73, с. 234).

14. Повелитель верующих Али, да будет мир с ним, сказал: «Только низкий человек может проявлять высокомерие» («Гурар аль-хикам», хадис 9467).

15. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «После нахождения в себе смирения и унижения, никто не проявит высокомерия и не выпрямит шею» («Аль-Кафи», т. 2, с. 312).

16. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Гордость и счастье мужчины в том, что он будет приносить что-то для своей семьи и тем самым отстранит от себя высокомерие» («Танбих аль-хаватир», т. 1, с. 201).

17. Имам Хасан, да будет мир с ним, сказал: «Знающий о величии своего Господа и считающий себя великим — занят делом недостойным, ибо знающий о величии Аллаха и Его возвышенности не должен быть высокомерным. Знающие же о силе и славе Аллаха должны показывать свою ничтожность» («Бихар аль-анвар», т. 78, с. 104).

18. Повелитель верующих Али, да будет мир с ним, сказал: «Высокомерный человек из числа бесплодных друзей» («Гурар аль-хикам», хадис 7464).

19. Повелитель верующих Али, да будет мир с ним, сказал: «Кто будет высокомерным, тот не станет учёным» («Гурар аль-хикам», хадис 10586).

20. Повелитель верующих Али, да будет мир с ним, сказал: «Кто будет представлять себя перед людьми высоким, тот будет опозорен» («Бихар аль-анвар», т. 77, с. 235).

21. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Два человека вошли в мечеть: один праведник, а другой — нечестивец. А когда они вышли из мечети, нечестивец стал праведным, а праведник — нечестивым. Так случилось, потому что, войдя в мечеть, праведник стал любоваться своим поклонением, и все его мысли были заняты этим. А мысли нечестивца были заняты сожалением о своём нечестии. И он просил Великого и Всемогущего Аллаха простить содеянные им грехи» («Аль-Кафи», т. 2, с. 314).

22. Абдурахман ибн Хаджадж передал: «Я сказал Имаму Садыку, да будет мир с ним: „Человек совершает прегрешение, после чего испытывает страх и сожаление. А затем он совершает благодеяние, после чего его охватывает чувство, похожее на тщеславие“. Он сказал: «Его первое состояние, когда он испытывает страх, лучше состояния, когда его охватывает тщеславие» («Аль-Кафи», т. 2, с. 314).

23. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Однажды к сидящему Мусе пришёл Иблис, на котором был разноцветный бурнус. Когда он приблизился к Мусе, он снял свой бурнус и поприветствовал его. Муса спросил его: „Кто ты?“. Он ответил: „Я Иблис“. Муса сказал: „Ты Иблис? Да отдалит тебя Аллах!“. Иблис сказал: „Я пришёл только для того, чтобы поприветствовать тебя из-за того положения, которое ты занимаешь перед Аллахом“. Муса спросил его: „Что это за бурнус?“. Иблис ответил: „С его помощью я похищаю сердца потомков Адама“. Муса сказал: „Поведай мне о грехе, через который ты завладеваешь человеком, если он совершает его“. Иблис сказал: „Когда он восхищается собой, когда он считает, что совершает много благодеяний, а его грехи кажутся ему незначительными“». И сказал Посланник Аллаха: «Великий и Всемогущий Аллах ниспослал Давуду: „О Давуд! Обрадуй доброй вестью грешников и предостереги праведников“. Давуд спросил: „Как мне обрадовать доброй вестью грешников и предостеречь праведников?“. Аллах сказал: „О Давуд! Обрадуй доброй вестью грешников, сказав им, что Я принимаю покаяние и прощаю грехи. И предостереги праведников, чтобы они не восхищались своими деяниями. Нет человека, который бы не погиб, если бы Я установил его для расчёта“» («Аль-Кафи», т. 2, с. 314).

24. Абдулла ибн Касим передал слова Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род: «Высокомерные в День суда будут воскрешены мелкими муравьями в образе людей. И их будут топтать, пока Великий и Всемогущий Аллах не завершит расчёт Своих творений. Затем их поведут к огню, не похожему на огонь, и напоят из лон распутных женщин грязью обитателей огня» («Саваб аль-а’маль», хадис 875).

25. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «В Аду есть пропасть для высокомерных, называемая Сакар. Эта пропасть жалуется Великому и Всемогущему Аллаху на нестерпимый жар и просит у Него разрешения вздохнуть. И когда она вздыхает, то сжигает огнём весь Ад» («Аль-Кафи», т. 2, с. 310).

Источник

Что такое гордость в исламе

что такое гордость в исламе

Пагубность чувства гордости для верующего

Исламская религия призывает человека к всестороннему совершенствованию – как внешне, так и внутренне. Верующий человек должен стараться как следить за своим внешним видом, быть опрятным и аккуратным, избегая всякой внешней нечистоты, так же ему следует прилагать все усилия, чтобы очищать свое сердце от всех дурных чувств и желаний. В частности, очень опасной страстью, которая может овладеть сердцем человека, является чувство гордости и высокомерия.

Гордость и чувство собственного достоинства – в чем разница?

Человек является созданием Аллаха, каждый из нас – даже самый незначительный и простой человек – имеет какое-то предназначение и цель в жизни. Поэтому человеку не следует допускать унижения своего достоинства перед другими людьми, ему следует уважать в себе создание Всевышнего, к которому Господь так же милостив, как к остальным творениям.

Недаром Пророк (мир ему и благословение) советовал верующим избегать долгов – поскольку должнику придется унижаться перед своими кредиторами, людьми, которым он задолжал, он будет чувствовать себя обязанным. По этой же причине порицается попрошайничество и нищенство – человеку следует приложить все силы, чтобы зарабатывать на жизнь своими руками, не будучи зависимым ни от кого.

Даже совершать земной поклон верующий может только перед Аллахом, но не перед кем-то из людей, чтобы не унижать свое человеческое достоинство.

Но в отличие от собственного достоинства, гордость внушает человеку сознание собственной исключительности, когда человек возвышает себя над другими людьми, считая их низшими и презренными существами по отношению к себе. Особенно это может быть свойственно людям богатым, достигшим в жизни определенного высокого положения.

Нет ничего дурного в том, чтобы осознавать, что ты что-то можешь и умеешь делать хорошо – к примеру, отлично водишь машину, плаваешь, у тебя хорошая память, способности к точным наукам или к иностранным языкам, ты хороший начальник, отец семейства, ты многого добился своим трудом. Но верующий человек должен всегда осознавать – Кто дал ему эти способности, благодаря Кому он смог достичь в жизни достойного положения.

«Не вороти лица своего от людей из-за высокомерия и не иди кичливо по земле. Воистину, Аллах не любит бахвалов и гордецов» (Коран 31:18).

«И не ходи по земле высокомерно: ведь ты не просверлишь [прорежешь] землю (своей ходьбой на ней) и не достигнешь гор высотой!» (Коран, 17:37).

Гордость подкрадывается к человеку незаметно. Вначале у него появляется вполне законное чувство удовлетворения собственными успехами в жизни, затем он начинает смотреть свысока на тех людей, которые добились меньших успехов, чем он.

Потом он перестает сочувствовать людям, попавшим в беду – сами виноваты, ленились, не проявляли должного усердия, были глупы и нерасторопны. У него в душе появляется зависть к тем, кто достиг большего, чем он: «Как же так, я – такой умный и способный, зарабатываю меньше, чем вот это ничтожество? Наверное, здесь что-то нечисто, здесь причиной не его способности, а хитрость или угодливость перед начальством».

Такой человек не думает благодарить друзей или родных за оказанные ему услуги – «что особенного они сделали, подумаешь, разве это можно сравнить с тем, сколько я делаю для них для всех?».

И в конце концов, он забывает о своем Творце и о своей религии – «не хочу быть ничьим рабом, даже рабом Бога, это унизительно для такого замечательного человека, как я». Самый опасный исход гордости – когда человек начинает считать себя как бы «маленьким богом», самодостаточным, обладающими всевозможными прекрасными качествами и достоинствами.

Поэтому ислам – как и остальные божественные религии – предупреждает людей от гордости и высокомерия. Всевышний создал человека для поклонения Себе – то есть, человек должен постоянно осознавать свою зависимость перед Творцом, повиноваться Ему, стараться как можно лучше исполнить Его повеления и запреты. Гордость уничтожает в сердце человека смирение и благодарность Аллаху, заставляя человека считать себя самого центром мира, который ни перед кем не склоняется и никому не обязан.

Согласно Корану, первым существом, который проявил подобные качества, был Иблис, шайтан, который погиб из-за своей гордости. Аллах одарил его многими способностями и достоинствами, и осознание собственного совершенства так вскружило ему голову, что он отказался исполнить повеление Аллаха – поклониться Адаму, которого Аллах создал из земли:

«И вот, сказали Мы ангелам: «Преклонитесь ниц перед Адамом (чтобы проявить этим уважение к нему и показать его превосходство)!» И преклонились ниц они [все ангелы], кроме Иблиса, (который) отказался и проявил высокомерие и оказался из (числа) неверующих» (2:34).

Когда Аллах спросил Иблиса – почему он не захотел повиноваться Его приказу, Иблис ответил, что такое действие унизит его достоинство, ведь он был создал из огня, а не из глины:

«Сказал Он [Аллах Всевышний]: «О, Иблис! Что удержало тебя от поклонения ниц пред тем, кого Я сотворил Своими руками (проявив таким образом Своё почтение)? Возгордился ли ты (о, Иблис) (пред Адамом) или оказался из превозносящихся (перед Своим Господом)?»

Сказал он [Иблис]: «Я лучше него [Адама]: Ты создал меня из огня, а его создал из глины». (38:75-76).

За подобное высокомерие Аллах проклял Иблиса, изгнав его из Рая и лишив Своей милости:

«Сказал (Аллах Всевышний): «Выйди же из него [из Рая]; ведь поистине, ты – побиваемый камнями [проклятый]. И поистине, над тобой (пребудет) Моё проклятие до Дня Суда»» (38:77-78).

Люди, которые проявляют гордость, начиная считать себя лучших остальных творений Аллаха – а поэтому, отказываясь проявлять смирение перед Аллахом, они следуют по стопам сатаны.

Гордость и высокомерие многократно порицается в Коране и хадисах, где верующих предупреждают о том, что, если у человека в сердце останется хотя бы песчинка подобного чувства – мысль о том, что он особенный и лучше других, для него могут быть закрыты двери Рая:

«Не войдет в Рай тот, в сердце которого есть высокомерие весом с пылинку!»

Некоторые сподвижники, решив, что здесь порицается красивый внешний вид – поскольку люди гордые часто стараются наряжаться в богатую и дорогую одежду, спросили у Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Как же быть, ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми?»

На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) объяснил им, в чем заключаются настоящие признаки гордости и высокомерия:

«Поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное, однако высокомерие – это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям» (Муслим).

Гордость и высокомерие могут стать источниками остальных грехов

Высокомерие и гордость очень часто являются причиной остальных человеческих пороков. Высокомерный человек эгоистичен, в его сердце нет места милосердию и состраданию к попавшим в беду людям.

Он жаден и корыстен – ему жалко уделить даже малую часть своего имущества нуждающемуся, ведь он, скорее всего, сам виноват в своей беде.

Гордый человек не желает признавать свои ошибки и просить прощения – ведь это ниже его достоинства, извиняться перед какими-то жалкими и глупыми людьми.

Гордец гневлив и раздражителен, он не умеет прощать чужие обиды – как это они посмели сказать или сделать такое по отношению ко мне?

Гордый завистлив – он выходит из себя, если кто-то вдруг превзойдет положением в обществе, умом или способностями.

У него не найдется доброго слова для другого человека – но он не пожалеет сил, чтобы унизить и оклеветать того, кто посмел чем-то ему не угодить.

Гордый человек противится истине, если она нарушает приятные ему представления о себе самом и своем положении в обществе. Он не смирится перед волей Всевышнего и не будет раскаиваться в своих грехах.

По всем этим причинам верующему человеку следует внимательно вглядываться в свое сердце, чтобы не допустить туда даже зернышка гордыни.

Противоядие от гордыни

Противоядием от гордыни и высокомерия является качество, которые большие праведники ислама называли аль-убудия – чувство рабства перед Аллахом. Верующий человек не должен ни на мгновение забывать – Кто его Создатель, Кому он обязан всеми благами и способностями, которые он имеет. Если в сердце человека будет истинная богобоязненность и смирение перед Аллахом, туда не сможет проникнуть гордость.

Это может быть гнев и раздражение в адрес кого-то из окружающих людей. Все эти качества порицает наша религия, так что, если человек каждый день будет вспоминать – сколько раз в день он проявляет какие-то из них, он поймет, что у него попросту нет ни малейшего повода для гордости.

Иногда человек может подумать, что он лучше окружающих, поскольку Аллах наставил его на истину, он исполняет религиозные предписания, а сколько вокруг людей, которые отказываются это делать. Но наставление на истину есть проявление милости Аллаха к Своему рабу, а вовсе не наша заслуга. Аллах может принять наше поклонение, но может и отвергнуть – в частности, если мы будем совершать его с неправильным намерением, ради тщеславия и хвастовства.

Даже Пророк (мир ему и благословение) говорил людям, что он может надеяться на Рай только по милости Аллаха:

«Никого не введут в Рай его деяния». Его спросили: «И даже тебя, о Посланник Аллаха?». Он ответил: «И даже меня, если только Аллах не покроет меня Милостью. » (Бухари, Муслим).

Следуя его примеру, праведные халифы – как Абу Бакр или Умар (да будет доволен ими Аллах), также были примером скромности и смирения. В частности, несмотря на то, что при жизни халифа Умара исламское государство стало богатым и могущественным, сам он был примером чрезвычайно простой жизни – ходил пешком, носил самую простую одежду, был доступен для всех своих подданных, так что люди, встретив его, не всегда понимали, что перед ними правитель огромной страны.

Если мы будем следовать примеру этих великих людей, проявлять богобоязненность, то, по милости Аллаха, обычное для человека чувство собственного достоинства не превратится для нас в пагубное высокомерие, которое может помешать нам достичь Рая.

Источник

Отличие гордости от гордыни, высокомерия и тщеславия. (вопрос №1888)

АсСаляму `аляйкум ўа рахматуЛлаhи ўа баракатуh! У меня вопрос: Как нам известно, гордость в Исламе запрещена и есть известный хадис Пророка ﷺ : «тот, у кого есть пылинка гордости [ред.: высокомерия (см. правильный текст хадиса)] тот не войдет в рай» и недавно когда я читал сиру Пророка ﷺ я наткнулся на то, что Саад ибн Абу Ваккас был гордым за то что ему Пророк ﷺ говорил [некоторые] слова…

Из этого понятно что есть виды разрешенной гордости, но я очень хотел бы узнать про них, поскольку моя жизнь во многих вещах проявляется гордость перечислю некоторые:

1) Гордость перед женой. Это когда ты стремишься показать жене что ты самый мужественный, смелый и т.д.

2) Гордость за совершенные дела — это когда я читаю после утреннего намаза много «азкаров», то моя душа начинает радоваться настроения поднимается и естественно гордость.

3) Гордость перед семьей и детьми. Это когда детям рассказываешь только те истории из своей жизни, в которых ты был героем.

4) Гордость за мусульман.

Также передается, что у сподвижника Пророка ﷺ Хамзы было на голове перо страуса — символ смелости. Это тоже ведь является гордостью?

Расскажите, пожалуйста, какая гордость разрешена? Или где я допускаю ошибку? ДжазакАллаhУ хайран!

[ред.: сообщение отредактировано и сокращено]

Ўа `аляйкум Салям ўа рахматуЛлаhи ўа баракатуh! В самом начале Вашего вопроса Вы не совсем точно привели текст хадиса. Приводим весь этот хадис полностью:

Обратите внимание в хадисе применяется слово «высокомерие».

Качества, которые запрещены в Исламе – это «такаббур» или «аль-кибр» – высокомерие и «аль-‘уджб» — гордыня, тщеславие. Далее пророк ﷺ объясняет, что такое высокомерие:

Аль-Газали сказал: «Высокомерный человек – это тот, который видит всех остальных ниже себя, относится ко всем с презрением и не видит никакого величия, кроме как для себя».

Например, если Вы совершили дополнительное поклонение, как азкар после утреннего намаза, и искренне радуетесь этому, в этом нет ничего порицаемого. Но если Вы только подумали, что другие люди хуже Вас из-за того, что не совершают того же, то вот Вы уже сделали запретное высокомерие и гордыню. И так с каждым из приводимых Вами примеров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *