что такое глагольное словосочетание и именное словосочетание
Глагольное словосочетание — это.. (70 примеров)
Глагольные словосочетания составляют глагол или его формы, связанные подчинительной связью с зависимым словом.
Приведем примеры глагольных словосочетаний.
Понятие о словосочетании
В словосочетание объединяются два слова, одно из которых является главным, а второе — зависимым. Главное слово управляет зависимым, требует от него определенной грамматической формы или соединяется с ним по смыслу:
Такая неравноправная синтаксическая связь между словами называется подчинительной.
Словосочетание — это синтаксическая единица, состоящая из двух слов, соединенных подчинительной связью.
Что такое глагольное словосочетание?
В зависимости от того, словом какой части речи является главная лексема, различают три типа словосочетаний:
Стержневым словом в глагольном словосочетании является глагол в различных формах, деепричастие или причастие.
Глагольные словосочетания — это синтаксические единицы, состоящие из глагола, причастия или деепричастия, которые соединены с другим словом подчинительной связью.
Глагол может предопределять выбор формы зависимого слова, требовать определенного косвенного падежа существительного, местоимения, то есть управляет ими:
Такая подчинительная связь между глаголом и зависимым словом называется управлением.
Глагол и его формы могут соединяться с зависимым неизменяемым словом только по смыслу, то есть примыкать:
Рассмотрим подробно, с какими словами сочетаются глагол и его формы и составляют с ними глагольные словосочетания.
Примеры глагольных словосочетаний
Главное слово — глагол
1. Глагол + существительное (с предлогом и без него)
2. Глагол + глагол (инфинитив)
3. Глагол + местоимение
4. Глагол + наречие
5. Глагол + деепричастие
Главное слово — причастие
1. Причастие + существительное
2. Причастие + наречие
Главное слово — деепричастие
1. Деепричастие + существительное
2. Деепричастие + наречие
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Словосочетание. Средства грамматической связи слов в словосочетании
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.
Подчинительная связь – связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой – зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.
Согласование – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное.
Управление – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже.
Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу.
1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1//Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016. – С. 61 – 65, 65 – 66.
1. Бунеев Р. Н., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1/Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – С. 148.
3. Постникова И. И., Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов./ Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: «Просвещение», 2007. – С. 232 – 248.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.
Подчинительная связь связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой – зависимым; от главного слова к зависимому задаётся вопрос.
Наслаждаться (чем?) – тишиной.
Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в названии предметов (номинативная функция), но словосочетание делает это более детально. Сравните: «стол – деревянный стол, ученический стол, кухонный стол».
От слова словосочетание отличается тем, что состоит из двух и более самостоятельных слов. Значение словосочетаний складывается из значений слов, которые входят в его состав.
От предложения словосочетание отличается тем, что не является самостоятельной единицей общения: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями. Словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из одного слова (Подморозило.), а словосочетание нет.
Как из слов «восхищаться, картина, сидеть, урок» построить словосочетания? Для этого надо связать слова по смыслу и грамматически. Грамматическим средством связи является окончание или окончание и предлог.
Восхищаться (чем?) картиной.
Сидеть (где?) на уроке.
Наречия с главным словом соединяются только по смыслу, так как наречие – неизменяемая часть речи. Бежать (как?) быстро.
Словосочетания образуют только связанные между собой самостоятельные слова.
Рассмотрим предложение. «Первый луч солнца выглянул из-за тучи». В этом предложении выделяются следующие словосочетания: луч (какой?) первый, луч (чего?) солнца, выглянул (откуда?) из-за туч. Грамматическая основа луч выглянул не является словосочетанием. Также не является словосочетанием имя и фамилия (Иванов Саша учится в пятом классе)
Чтобы вычленить словосочетания из предложения надо:
Модель словосочетания показывает, какое слово является главным, какое – зависимым и какими частями речи они выражены.
Любимый урок – прил. + сущ.
Помощь брату – сущ. + сущ.
Поехать на автобусе – гл. + сущ.
Со строением словосочетаний связано грамматическое значение. Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие основные значения:
Словосочетания могут иметь различную модель, но выражать одинаковые значения, т.е. быть синонимичными. Например, деревянный стол (прил.+ сущ) – стол из дерева (сущ.+ сущ.), мамина книга (прил.+ сущ) – книга мамы (сущ.+ сущ), идти радостно (гл.+ наречие) – идти с радостью (гл. + сущ.). Вместе с моделью словосочетания меняется и тип подчинительной связи: согласование – управление, примыкание – управление.
По тому, какой частью речи выражено главное слово, принято выделять именные, глагольные и наречные словосочетания. Рассмотрим несколько словосочетаний. Пятый класс – главное слово выражено именем существительным, следовательно, это именное словосочетание; высокий дом – именное; бежать быстро – главное слово выражено глаголом, следовательно, это глагольное словосочетание; читать книгу – глагольное; очень холодно – главное слово выражено наречием, следовательно, это наречное словосочетание; необычайно интересно – наречное.
Чтобы выполнить разбор словосочетания, надо
Теоретический материал для углублённого изучения
Виды связи слов в словосочетаниях
Согласование – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Например, «в новом доме» (главное и зависимое слово стоят в м.р., ед.ч., П.п.); «деревянного стола» (главное и зависимое слово стоят в м.р., ед.ч., Р.п.).
Управление – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже. Например, «видеть (что?) дом» (В.п.); «сидеть (на чём?) на траве (П.п.)».
Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу. Например, «бегать быстро», «учиться отлично».
При определении вида связи в словосочетании удобно пользоваться таблицей, в которой отражены вопросы от главного слова к зависимому и модель словосочетания.
Формы связи зависимого слова от главного
Зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное
Зависимое слово ставится при главном в определённом падеже
Зависимое слово связано с главным только по смыслу
Словосочетание: примеры, как определить в предложении
В русском языке две основных единицы синтаксиса. Это словосочетание и предложение, отличающиеся друг от друга строением и функциями.
Функции словосочетания
Каждая лексическая или синтаксическая единица выполняет в речи определённые задачи. У словосочетания их две.
Как определить словосочетание
Термин «словосочетание» указывает на значение: сочетание слов. То есть элементов предполагается больше одного. Первая определяющая характеристика:
Но словосочетание – это не любой набор лексем.
Три приведённых примера доказывают вторую определяющую характеристику;
Характеристика требует примечания: присоединить с помощью грамматической связи неизменяемую часть речи невозможно, следовательно, остаётся смысловая.
Из двух характеристик складывается общее определение:
Словосочетание – синтаксическая конструкция из двух или более значимых элементов, соединённых смысловой, в большинстве случаев грамматической, а в устной речи и интонационной связью.
Отличительные признаки словосочетания
Идиома (устойчивое словосочетание), имеющая общие признаки со словом, также считается единым целым.
Подчинительной связью не соединяются:
Подлежащее и сказуемое | небо потемнело |
падает снег | |
лектор начал рассказывать | |
Однородные члены предложения | хотеть и мочь |
быстрее, выше, сильнее | |
вчера, сегодня, завтра |
Основой классификации словосочетаний служат:
Простые и сложные
Конструкции, состоящие из двух слов, называются простыми:
При их распространении новыми зависимыми словами получаются сложные:
Простые | Сложные |
серая река | серая от дождя река |
идти по тропинке | идти по узкой лесной тропинке |
В составе сложной синтаксической единицы выделяется несколько простых, служащих её составными элементами:
Мишин новый игрушечный автомобиль | Мишин автомобиль |
новый автомобиль | |
игрушечный автомобиль | |
надеть старое пальто брата | надеть пальто |
старое пальто | |
пальто брата |
Глагольные, именные и наречные
Названия групп определяются частью речи, выступающей в роли главного слова.
Главные слова выражаются:
Неделимые словосочетания
Неделимыми называются сочетания слов, разбитие которых ведёт к утрате смысла. Неделимая конструкция целиком отвечает на вопрос, является одним членом предложения.
Подлежащее выражено неделимым сочетанием «четыре огурца». Удаление любого слова делает его бессмысленным:
Синтаксически неделимые конструкции подразделяются на группы по значению и составу:
Подлежащее со значением совместности требует множественного числа сказуемого:
Единственное число сказуемого указывает на выражение подлежащего отдельным словом:
Виды связи слов в словосочетании
Слова в составе сочетания связываются тремя способами:
При согласовании главное и зависимое слова согласуются в роде, числе и падеже, зависимое ставится в грамматическую форму главного:
При втором виде связи главные слова управляют в словосочетаниях зависимыми, требуя от них определённой формы, не совпадающей с собственной:
Неизменяемые части речи не имеют других форм, согласованию и управлению не поддаются. Способны примыкать – присоединяться так, как пишутся всегда.
диких животных.
отвечаешь собеседнику.
лечить больных
В чём отличие предложения от словосочетания
Предложение отличается от словосочетания следующими признаками.
Словосочетание имеет смысловую незавершённость, состоит из нескольких слов, связанных подчинительной связью, в нём отсутствует грамматическая основа.
Как распознать словосочетания в предложении
Чтобы понять, какие словосочетания входят в состав предложения, используется следующий алгоритм:
Последовательная связь слов в предложении представлена в схеме:
Слова, соединённые на схеме стрелками, образуют словосочетания.
Словосочетание – первичная синтаксическая единица, объединяющая в своём составе лексические элементы. Служит материалом для построения более крупных конструкций (предложений). Совокупность лексических и синтаксических единиц и способов их взаимодействия образует язык – средство сохранения и передачи информации, силу, сплавляющую народ в единое целое.
Что такое словосочетание и какие слова таковыми являются
Словосочетание – синтаксическая единица, которая представляет собой соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью. Подчинительной называется связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой — зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.
Словосочетания объединяют два или несколько слов по смыслу или грамматически. Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому, например: мяч (к а к о й?) круглый, а грамматическая связь слов в словосочетаниях выражается с помощью окончания или предлога и окончания, например: летними вечерами (при помощи окончаний); побывать в Египте (при помощи предлога и окончания).
Разновидности словосочетаний
Принято считать, что подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, так так это грамматическая основа предложения, но в эпистемологии лингвисты все же относят сочетание подлежащего и сказуемого к так называемому предикативному словосочетанию. В школьной программе принято за догму, первое утверждение.
В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные.
Следует помнить, что словосочетания могут быть:
Способы связи слов в словосочетании
Значения словосочетаний связаны с их строением, они могут указывать:
Слова в словосочетании связываются следующими способами подчинительной связи: согласованием, управлением и примыканием.
Согласование — это способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, т.е. в том же роде, числе, падеже или лице: нежных рук, добрых глаз, ласковых слов (зависимые слова нежных, добрых, ласковых стоят во мн.ч„ род.п., как и главные слова).
Если изменяется форма главного слова, то изменяются и формы зависимого слова. Например: нежными руками, о добрых глазах, ласковым словам. Как правило, главное слово при этом способе связи выражено существительным, а зависимое — прилагательным, причастием, местоимениями, порядковым числительным.
Управление — это способ связи, при котором зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное слово. При этом виде связи форма зависимого слова не изменяется, даже если изменяется форма главного слова: поехал к морю, поеду к морю, поехавший к морю.
При управлении главное слово может быть чаще всего выражено глаголом, существительным, а зависимое — существительным или местоимением.
Примыкание — это способ связи, при котором неизменяемое зависимое слово связано с главным только по смыслу.
Главное слово при примыкании может быть выражено глаголом, наречием, прилагательным, причастием, но зависимое слово — только наречие, деепричастие и инфинитив: постоянно ухаживать, по-матерински нежно, по- осеннему холодный, ухаживающий долго, учить рисовать, смотрел улыбаясь.
Синтаксический разбор словосочетания
Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в назывании реалий действительности (номинативная функция), но словосочетание делает это более точно, детально по сравнению со словом (сравните: домик — деревянный домик).
I. Выделить словосочетание из предложения.
II. Охарактеризовать строение словосочетания:
а) указать главное и зависимое слова;
б) назвать части речи, которыми они выражены;
в) определить тип связи (согласование, управление, примыкание).
III. Определить грамматическое значение словосочетания.
Язык есть вековой труд целого поколения (Даль).
Какой? Вековой труд (прил. + сущ.). Тип связи— согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое). В словосочетании выражаются определительные (атрибутивные) отношения.
Пример:
Мальчик с восторгом говорил о своей школе.
Устный разбор
В предложении три словосочетания: говорил с восторгом, говорил о школе, о своей школе.
1. Говорил с восторгом — главное слово говорил, говорил как? с восторгом. С восторгом — зависимое слово. Схема «глагол + сущ. в тв. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение обстоятельственное (признак действия). Синонимичное словосочетание — говорил восторженно.
2. Говорил о школе — главное слово говорил, говорил о чем? — о школе. О школе — зависимое слово. Схема «глагол + сущ. в предл. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение дополнительное (действие и предмет, на который оно направлено).
3. О своей школе — главное слово о школе, о школе чьей? — своей. Своей — зависимое слово. Схема «местоимение + существительное», связь — согласование. Грамматическое значение определительное (признак предмета).
Письменный разбор
Отличие словосочетания от сочетания слов
Следует различать словосочетания и сочетания слов:
Свободные и несвободные словосочетания
В свободных словосочетаниях главные и зависимые слова выполняют роль разных членов преджложения (каждое слово — свою). Например: Прозрачный воздух был теплым и нежным (свободное словосочетание прозрачный воздух).
В несвободных (цельных) словосочетаниях главные и зависимые слова выполняют роль одного члена предложения. Например: Обещанного три года (как долго?) ждут (Пословица).
Среди цельных словосочетаний наиболее употребительными являются следующие:
Что не является словосочетаниями
Не всякое сочетание слов представляет собой синтаксическую единицу словосочетания.
Словосочетание: определение, строение, примеры
Словосочетания являются одной из часто употребляемых в речи синтаксических конструкций. Они повседневно используются в речи. Сегодня рассмотрим, что же представляют собой словосочетания, какие типы их существуют. Также остановимся на вопросе нахождения сочетаний слов в различных предложениях.
Понятие о словосочетании
Словосочетанием называют неделимую синтаксическую единицу, состоящую из нескольких слов, построенных на подчинении зависимого слова главному. Конструкции отличаются или грамматической, или смысловой связью. Чаще всего словосочетание имеет сразу два типа отношений.
Словосочетание называет более конкретно и детально явления, предметы. Они понимаются ярче, чем одно слово:
Не относят специалисты к словосочетаниям следующие конструкции, выраженные:
Структура словосочетания
В структурном плане словосочетание состоит из одного или нескольких слов. В конструкции одно слово является главным, а другое (или другие) зависит (-ят) от него. Главным называют синтаксическую и смысловую единицу, от которой ставят вопрос к второстепенным. Приведём пример:
Без сочетаний слов в повседневной жизни сложно обойтись. Они необходимы для акцентирования внимания на множестве деталей или обстоятельств. Рассмотрим это на очередных двух примерах:
Этот праздник — этот интересный праздник.
В первой половине предложения констатируется факт, вторая — показывает, как относится гражданин к явлению, а также в ней можно увидеть оценку речевой ситуации. И ещё.
Первое слово представляет собой только глагол, который говорит, что собирается совершить человек. Во втором случае – указывается конкретная цель, с какой отправляется гражданин в поездку.
Если словосочетание состоит из существительного с прилагательным, его можно заменить синонимичной конструкцией, состоящей из сочетания существительного с существительным.
Словосочетание и предложение
По строению и грамматическому значению словосочетания отличаются от предложений. В них отсутствует законченная мысль, специальная интонация, сообщающая какие-либо данные.
Посмотрим на следующие варианты:
В данных примерах видно, что слова в различных словосочетаниях связаны определённым образом. Они имеют зависимость друг от друга, но отсутствует в конструкциях передача сообщений о чём-либо, выражение просьбы или оформление вопроса, что характерно для предложения.
Для предложения характерно объединение словосочетаний в единое целое. По большей мере они для него представляют собой строительный материал.
Отличается предложение тем, что в нём выражается законченная мысль. Оно является более крупной, чем словосочетание, единицей речи, содержащей в своей структуре подлежащее и сказуемое (иногда что-то одно из этого набора), называемых грамматической основой.
Предложение имеет законченную мысль, в которой происходит развитие действия и название предмета речи. Структурно можно разделить конструкцию на следующие элементы:
Признаки словосочетания
Словосочетание, как и другие единицы речи, имеет ряд признаков:
Простые и сложные словосочетания
Во всех подобных спецконструкциях выделяют главную и зависимую части: вкусный хлеб – словосочетание состоит из 2-х слов, из которых существительное хлеб является главным, а прилагательное вкусный — зависимым словом.
Для сложных вариантов характерно использование сочетаний из 3-5 знаменательных слов: приехать в удивительное место, мебель из дорогого материала.
Образование сложных конструкций происходит за счёт того, что распространяются элементы простой разновидности. Их в случае необходимости можно разделить на несколько простых:
Типы связи слов в словосочетаниях
Словосочетания по грамматической характеристике распределяются на три группы. Представим сначала их в виде таблицы.
Типы конструкций | Примеры | Грамматические признаки |
Согласование | зелёный кустик красивая девушка золотое сердце | Главное слово выражается существительным или личным местоимением, которое согласуется с зависимым в роде, числе и падеже. |
Управление | папин шарф купить хлеб уехать из города | Управление главного слова зависящими элементами, ставя их в определённом падеже. |
Примыкание | шёл подпрыгивая идти впереди мог делать | Зависимые слова примыкают к главным особым образом без каких-то грамматических признаков. |
Рассмотрим каждый из типов более подробно.
Согласование
Согласованием называется подчинительная связь, при которой главное из слов согласуется с зависимым в роде, числе и падеже.
Если меняется форма главного слова, это же происходит и с зависимым:
Согласование характеризуется специальной грамматической связью, которая выражается окончаниями. Зависимые слова представлены в виде:
Управление
Управлением называют такую подчинительную связь, при которой главное слово управляет зависимым, ставя его в нужную падежную форму.
съесть ягоду (В.п.), мороженое (В.п.), сыр (В.п.).
Главным словом съесть осуществляется постановка зависимых слов в форму Винительного падежа, оставляя при этом главный компонент в неизменном виде:
Съесть ягоду (В. п.), съесть мороженое (В. п.), съесть сыр (В. п.).
Для управления грамматической связью применяют окончания, а также окончания с предлогами. Рассмотрим пример:
выехать из город а
Примыкание
Примыканием называют подчинительную связь, при которой зависимое слово выражается неизменяемыми словами в виде глаголов, стоящих в неопределённой форме, деепричастий, наречий.
Группы подчинительных словосочетаний
Словосочетания в зависимости от характеристики главной части принято разделять на глагольные, именные и наречные. Это подразделение имеет свои особенности. Рассмотрим каждый вид и приведём соответствующие примеры.
Глагольные
Для этого вида характерно представление главного слова в виде глагола. Зависимый элемент конструкции выражается существительным или местоимением. Например:
Именные
Именные названы так, потому что они выражаются именем – существительным, прилагательным, местоимением, причастием. Приведём примеры подобных конструкций:
Наречные
Уже по названию можно сказать, что для данного типа характерно применение выражений с главным словом в виде наречия:
Зависимое слово выражается здесь обычно существительными. Иногда можно увидеть в подобных словосочетаниях прилагательные, местоимения.
Синтаксический разбор словосочетания
Рассмотрим, как синтаксически разбирать словосочетания:
Существует некоторое отличие устного разбора от письменного. В случае последнего записывают словосочетание, ставя вопрос от главного к зависимому. Указывают также, какое из слов является главным. Затем определяются с типологией сочетания.
Учим ребёнка работать со словосочетаниями
Уже в начальной школе рекомендуют специалисты начинать работу. При регулярности занятий уже через некоторое время ученики смогут определиться с вопросом, как найти любое словосочетание.
Объясняем доступно, что такое словосочетание
Сначала научите детей, что словосочетанием называется специальная конструкция, состоящая из 2 или более слов, которые связаны смыслом и грамматически.
Не забудьте сказать, что конструкция только называет действие или предмет, но не имеет смысловой законченности, что отличает её от предложения.
Ищем слово, от которого надо задавать вопрос
Начинаем с простых двухсловных словосочетаний, сперва ищем от какого к какому слову мы сможем задать вопрос. Серый паук ( паук какой? серый ). Ловит рыбу ( ловит что? рыбу ). Когда разобрались с тем от какого из двух слов в словосочетании мы ставим вопрос, можете объяснить ребёнку, что это и есть то самое главное слово, а чем оно отличается от зависимого? Правильно, тем что вопрос задаём от него, а не к нему.
Учимся выписывать словосочетания
Хорошей тренировкой для ребёнка будет попытка определить словосочетание среди членов предложения. Поэтому после того как вы освоите простые словосочетания, переходим к простым предложениям. Сперва ищем грамматическую основу. На эту тему у нас также есть урок. А от подлежащего и сказуемого уже легко поставить вопросы к другим словам. Именно они и будут словосочетаниями.
Любимая мама поёт песни малышу.
Запоминаем, что главные члены предложения словосочетанием не являются
Немаловажным будет уже на этапе ознакомления со словосочетаниями ввести для детей правила, что грамматическая основа не относится к подобным конструкциям. Отработайте тщательно тему. Это снизит множество проблем впоследствии.
Задание. Определяем виды и типы словосочетаний
Ознакомившись с темой и узнав, какие существуют типы конструкций, попробуем определить их самостоятельно. Затем проверьте по ключу, верно или нет всё сделали. Итак, определите, к каким типам относятся словосочетания: