что делать если звонят с банка и спрашивают другого человека
Мошенница пытается выманить код из смс для «подключения услуги»
Мы постоянно твердим, что код из смс никому говорить нельзя. Тем приятнее видеть, как это знание спасает деньги.
Вот несколько признаков, что звонок от мошенников:
Чтобы не слушать разговор — вот что там произошло
Читателю на мобильный поступил входящий звонок с неизвестного городского номера. Девушка представилась сотрудницей известного банка, обратилась по имени и отчеству и предложила рассказать про специальные предложения от банка.
Сначала она предложила бесплатно увеличить кредитный лимит по карте — читатель отказался. Сразу поступило второе предложение: подключить бесплатную услугу, которая уменьшает ставку по кредитной карте, если не погасить задолженность в беспроцентный период. На это предложение читатель согласился, и сотрудница начала «подключение» услуги.
После этого банк отправил на телефон клиента смс с кодом. Мошенница представила все так, будто это код для подключения услуги: она попросила сообщить этот код и произнести слово «подключить». Конечно, не ей, это небезопасно. Система переключит разговор на робота. Он-то уж точно не станет использовать полученную информацию во вред клиенту.
В результате мошенникам удалось выманить номер паспорта, но код из смс читатель не сообщил — это и спасло его деньги.
Как мошенники завоевали доверие
Во время разговора мошенники убедили читателя, что звонят из банка, и расположили его к общению. Вот как им это удалось.
Обратились по имени и отчеству. Мошенники в начале разговора обратились к нашему читателю по имени и отчеству и, по его словам, этим завоевали его доверие. Кроме того, они знали последние четыре цифры номера карты, которые упомянули в специальном предложении. У читателя создалось впечатление, что такая информация может быть только у банка — а значит, звонит настоящий сотрудник.
Но чтобы узнать эти данные о владельце карты, достаточно номера телефона. В 2019 году Банк России запустил систему быстрых платежей, СБП, которая позволяет переводить деньги между разными банками по номеру телефона. Перед отправкой платежа система подскажет имя получателя — для проверки, чтобы деньги ушли по адресу.
Но не всем можно перевести деньги через СБП. Чтобы выполнить перевод, оба банка — отправителя и получателя средств — должны подключиться к системе, а оба клиента должны разрешить перевод через систему в интернет-банке или мобильном приложении. Когда клиент банка подключил свой счет к СБП, узнать его имя по номеру телефона может любой пользователь системы, даже если их счета открыты в разных банках.
В приложении Тинькофф-банка при переводе по номеру телефона видны имя и первая буква фамилии. Видны счета и в других банках
Мошенница знала последние четыре цифры номера карты. Узнать номер карты сложнее, чем имя и отчество, но тоже возможно. Некоторые банки при переводе своему клиенту по номеру телефона сообщают больше информации. Например, при переводе по номеру телефона внутри Сбера приложение кроме имени покажет еще и часть номера карты. Полный номер таким способом узнать не получится, но последние четыре цифры приложение показывает.
Скорее всего, мошенники перебором номеров нашли данные читателя. Они не были нацелены на конкретного человека и собирали базу для обзвона из тех номеров, для каких смогут узнать данные владельца. Получив имя и отчество, мошенники звонят по этому номеру телефона от имени банка, в котором нашелся счет.
Есть и другие варианты. Возможно, мошенники воспользовались одной из нелегальных баз данных. Или у них есть свой человек в банке.
Иногда через приложение банка можно также узнать номер счета другого клиента по его номеру мобильного. В любом случае, если звонящий знает ваше имя и какие-то личные данные, это не гарантия, что вам звонит сотрудник банка.
Сбер по номеру телефона для своих клиентов показывает имя, отчество, первую букву фамилии и часть номера карты
Услугу для снижения ставки, на которую согласился наш читатель, назвали частью премиального пакета. Клиент может подумать, что такие пакеты предлагают только лучшим, — так мошенники усыпляют бдительность и отключают логику. При слове «бесплатно» бдительность отключается еще быстрее.
Скорее всего, в арсенале мошенников есть и другие «услуги», которые они предлагают в зависимости от ответов жертвы. Главное, чтобы разговор продолжился.
Для сообщения кода из смс переключают на «автоматизированную систему». По версии мошенницы, это нужно для безопасности: людям сообщать этот код нельзя, а роботам — пожалуйста. Конечно, это бред: перевод звонка на «робота» легко сымитировать, клиент никак такое не проверит. Мошенник продолжает слушать жертву, заходит с помощью кода в ее интернет-банк и крадет деньги.
Самозащита от мошенников
Что еще настораживает в разговоре
Читатель не почувствовал подвоха в начале разговора и спохватился только на последнем этапе — когда мошенники попросили код из смс. Это главный признак, по которому можно определить мошенников. Номер телефона тоже не так важен: сотрудники банка могут звонить с разных номеров, а мошенники научились подменять номера.
Но в разговоре нашлось еще несколько подозрительных признаков.
Посторонний шум. Сотрудники банков обзванивают клиентов с рабочих мест в офисе или из колцентра. Обычно при таких разговорах не слышно постороннего шума или чужой речи. Мошеннические колцентры часто выдает шум или голос соседнего оператора: банк вряд ли организует работу колцентра так, что клиент через телефон сможет услышать информацию о другом клиенте.
В случае с читателем мне показалось, что «сотрудница банка» звонила из детского сада: на фоне громкий детский голос и крики. Во время пандемии многие работодатели разрешили сотрудникам работать из дома, но банки обычно выдвигают требования к рабочему месту, особенно для общения с клиентами. Например, большинство операторов Тинькофф-банка и до пандемии всегда работали из дома, но по требованиям им нужна гарнитура с микрофоном и тишина в комнате.
Неграмотная речь собеседника. Сотрудников колцентра в банке учат правильно произносить слова, а руководители проверяют их работу по записям звонков. Банк вряд ли оставит на работе оператора, который неграмотно общается.
В записи разговора с читателем «сотрудница банка» говорила неуверенно: очень торопилась, часто оговаривалась и не знала, как отвечать на вопросы, поэтому придумывала ответы на ходу. А чего стоят «кредитные средства» с ударением на последний слог!
Запрос персональных данных. Когда сотрудник банка звонит клиенту, он уже знает его персональные данные, ему не нужно спрашивать. Кодовое слово, полное имя и номер паспорта могут спросить для идентификации, только если звонит сам клиент. А для подключения услуги или смены тарифа обычно хватает устного согласия.
Если не уверены, что разговариваете с сотрудником банка, попросите его добавочный номер и перезвоните по номеру банка, указанному на карте. Если связаться через добавочный невозможно, уточните информацию у оператора и примите решение позднее, а для подключения услуги перезвоните в банк.
Что делать, если сообщили код мошенникам
У героя этой статьи все кончилось хорошо: он не сообщил код из смс. Вместо этого он завершил звонок и перезвонил в банк по номеру с карты. Специалист проверил последние операции по карте и убедился, что мошенники не смогли получить доступ к деньгам.
Если сталкивались с другими разводами, пишите. Прищуримся.
Болезненный контакт. Как банки мучают за чужие кредиты, хотя вы не поручались
Можно ли защитить свои персональные данные и как противостоять напору взыскателей, разбирался Лайф.
Часто банки при приёме заявки на кредит просят потенциального заёмщика указать в анкете контакты его знакомых. Эти люди часто бывают не в курсе, что их данные есть в кредитных заявках. Они не должны возвращать долг банку, но хлебнуть горя тоже могут. Если заёмщик перестаёт платить, за граждан из заявки принимаются коллекторы.
Наталья развелась с мужем несколько лет назад. Страсти улеглись, но банк напомнил о былом.
— Здравствуйте! Могли бы помочь найти Бориса Ивановича? Он взял кредит в банке ВТБ, и теперь его не могут найти, — сказал мужчина, представившийся сотрудником по работе с просроченной задолженностью.
Экс-супруга была удивлена. Сказала, что ничего не знает о местонахождении мужчины, и попросила её не беспокоить. Но звонки повторялись с нарастающей настойчивостью. Коллекторы говорили, что не прекратят делать это, пока не найдут заёмщика.
В другой похожей истории взыскатели от слов перешли к делу. Ольгу указала в заявке близкая подруга. Потом заёмщица перестала платить и сменила номер телефона. Тогда коллекторы принялись за новую жертву. Кульминацией их работы стало то, что друзьям Ольги в соцсетях разослали смонтированные фотоснимки, на которых девушка оказывала интимные услуги.
Руководитель проекта ОНФ «За права заёмщиков» Евгения Лазарева подтверждает, что такие случаи не редкость.
«Да что же за беспредел!» — подумала я и сама позвонила в несколько кредитных организаций. Сказала, что хочу взять у них кредит.
В ВТБ мне ответили, что при сумме от 300 тыс. рублей в анкете надо будет указать тех самых контактных лиц. В банке «Открытие» сказали, что это условие необязательное, но вероятность одобрения моей заявки сильно повышающее. «Сдавать» можно кого угодно: родственников, коллег, друзей. Перед тем как вписать в анкету имена и телефоны, нужно спросить у их владельцев разрешение на обработку персональных данных.
— А как оформить это согласие? — поинтересовалась я.
— Просто спросить, потом галочку поставите в заявке, что спрашивали, — ответил сотрудник кол-центра.
Фото © Олег Яковлев / RBC / TASS
— Банк должен выполнять рекомендации ЦБ, одной из которых является необходимость получения информации о заёмщике и её проверка. Полная проверка часто не проводится, потому что это долго и дорого. Если всё делать по правилам, то никаких «моментальных кредитов» не будет. План выполнять надо, и банк вынужден имитировать принятие мер по исследованию благонадёжности заёмщика. Одна из таких мер — получение информации о контактных лицах, — считает юрист Сергей Шипов.
К тому же это даёт кредиторам какой-то шанс отыскать нечестного должника. Конечно, сотрудники банков должны созваниваться с такими лицами, чтобы выяснить, а не против ли они того, чтобы стать контактными. Но по факту кредитные организации чаще всего этого не делают. В итоге люди узнают о своей «высокой миссии» только после появления у заёмщиков просрочки, когда им начинают звонить коллекторы.
На первый взгляд кажется, что это нарушение закона о персональных данных, ведь никакого разрешения на использование информации о себе человек не давал. На второй — уже не кажется.
— Персональные данные — это то, что позволяет полностью идентифицировать человека. Но банк не проверяет достоверность этих сведений. Если дело дойдёт до суда, там будут исходить из того, что никаких сведений о реальном существовании контактного лица заёмщик не предоставлял, — комментирует Сергей Шипов.
Должник, который подставил своего знакомого, закон нарушает. Но что с того?
— Можно попробовать получить компенсацию морального вреда, подав иск о нарушении закона о персональных данных. Здесь придётся действительно доказать, что лицо пережило какие-то страдания. Сумма компенсации устанавливается в каждом конкретном случае индивидуально. Не думаю, что можно отсудить больше 5 тысяч рублей, — делится наблюдениями юрист FMG Group Амина Апаева.
Замглавы комиссии по цифровым финансовым технологиям Торгово-промышленной палаты Тимур Аитов рассказывает, что в Евросоюзе действуют очень жёсткие наказания при компрометации персональных данных (доступе к ним без согласия человека). Там за это можно заплатить миллионы евро. У нас ничего подобного нет.
Банкам КоАП не писан
Как человеку сделать так, чтобы его данные не оставляли в банках и где-то ещё? Никак, это невозможно.
Если, как в наших историях, начинают звонить коллекторы, помните, что им вы ничего не должны: ни говорить, ни помогать, ни даже выслушивать. Можно, если хотите выпустить пар, дать актуальные данные заёмщика, но не факт, что этот человек начнёт платить, а вас перестанут тревожить взыскатели.
Если коллекторы звонят слишком часто, то знайте, что по закону о коллекторской деятельности они не могут делать это чаще двух раз в неделю и одного раза в день, это означает, что пора писать жалобы в Федеральную службу судебных приставов и Центральный банк. Когда взыскатели угрожают — обращайтесь в полицию.
Но есть нюанс. Для жалоб надо собрать доказательства нарушений, что не всем под силу. Даже сам факт звонков бывает трудно подтвердить. Например, богатые коллекторские агентства могут купить оборудование, которое построит дозвон так, что отчёты мобильных операторов станут показывать, будто бы человек сам звонил по данному номеру, а не ему звонили.
— А ещё Верховный суд недавно постановил, что нормы КоАП за нарушение закона о коллекторской деятельности не распространяются на отделы взысканий банков. Они действуют только в отношении официальных коллекторских агентств из реестра ФССП, — спускает с небес на землю Сергей Шипов.
По закону человек имеет право от звонков коллекторов отказаться.
— Для этого нужно написать кредитору или взыскателю. Сделать это можно не раньше чем через 4 месяца после появления просрочки. Добиться, чтобы вас перестали беспокоить, реально, — сообщает директор НАПКА Борис Воронин.
Долг платежом не красен
Возвращать долги за заёмщика контактные лица не должны. Хотя были неприятные прецеденты.
— Брат мужа взял кредит в банке и был не слишком аккуратен в выплатах. Банк никогда не дремал, как только возникала просрочка, они начинали звонить родителям, причём преимущественно в 6 утра. Им устали объяснять, что мужчине уже больше 30 лет и мы за него не отвечаем. Ничего не помогало. Тогда старики не выдержали и сами погасили кредит, — рассказала моя знакомая.
Гендиректор консалтинговой группы Bulad&Co Булад Субанов говорит, что если контактные лица, которые не являлись поручителями, вернули деньги банку, то они могут подать иск к кредитной организации. Это является незаконным обогащением, и средства им обязаны вернуть.
Куда жаловаться, если звонят из банка по чужому кредиту
Звонят из банка по чужому кредиту, куда жаловаться – этот вопрос часто задают граждане по горячей линии.
Это отметил законодатель и ввел новый федеральный закон.
Для каждого случая свой алгоритм.
Почему могут поступать звонки
Звонки из банков по чужим кредитам возможны по таким причинам:
Законодательство
Взаимодействие банков и должников регламентируется:
Правовые документы предусматривают ответственность за:
Как правильно вести диалог
Для тех или иных ситуаций выбирают различные варианты.
Во-первых, постарайтесь выяснить, откуда у звонящего ваш номер телефона.
Во-вторых, удержитесь от перехода на личности, грубости и оскорблений собеседника даже в ответ на его провокационные действия. Спокойно оповестите, что вы не намерены продолжать разговор в подобном тоне, и если он не прекратит, то вы либо положите трубку, либо обратитесь в правоохранительные органы, в том числе в суд с иском о взыскании компенсации за причинение морального ущерба (на ваше усмотрение).
В-третьих, не давайте точных ответов. Скажите, что не знаете, о ком спрашивают, брал ли человек кредит, где он находится, его номер телефона и т.д.
ВАЖНО! Если вы будете полезны банку – звонки не прекратятся.
Вариант «все отрицать» не подходит, если сопровождали заемщика, когда он брал кредит.
Если вы подписали договор вместе с должником или присутствовали при этом и сами дали номер телефона, описанная выше тактика разговора не подходит. Сообщите о несогласии взаимодействовать с сотрудниками банка и подкрепите слова подачей письменного заявления: так кредитное учреждение лишится права вам докучать.
Что делать и как прекратить звонки
Есть несколько способов:
ВАЖНО! Не забудьте предупредить собеседника о том, что ведете запись.
Куда жаловаться, если звонят по чужому кредиту
Рекомендуется написать заявления в несколько инстанций:
Сроки рассмотрения
УЧТИТЕ! Период зависит от органа, куда вы направляете заявления, и формы документа.
Как правило, сроки рассмотрения обращений в банках – 30 дней с момента подачи бумаги, но внутренний распорядок учреждения может устанавливать и иные периоды.
В полиции проверку по вашему заявлению должны провести в течение 10 дней. Срок может доходить и до 2 месяцев.
Суд решает вопрос о принятии искового заявления к производству в течение 5 дней, затем период ожидания зависит от того, какое определение вынес суд, и может колебаться от 1 до 2–3 месяцев (без учета времени на принятие искового заявления). При необходимости сроки продлеваются судом.
Ответственность
При нарушении норм, установленных федеральным законом, банк может понести гражданскую, административную и материальную ответственность.
За нарушения уголовного законодательства нести наказание будут конкретные сотрудники, если установлена их вина и другие необходимые признаки состава преступления.
Если вы сможете убедить судью, что звонки причиняли вам неудобство, моральные страдания, а может, даже реальный ущерб, сможете доказать, что звонил именно банк, то взыскать компенсацию за причинение морального вреда будет несложно. Однако принимать меры нужно с самого начала.
Полезные советы
Перечислим рекомендации для граждан, столкнувшихся с подобными ситуациями:
Полезное видео
Как избавиться от назойливых звонков с банка, по чужим кредитам! (Актуально)
Итак, что делать если банк звонит по чужому кредиту, при этом сотрудники этого учреждения не воспринимают Ваших объяснений и навязчивые звонки продолжаются снова и снова:
1. Для начала необходимо выяснить имя, фамилию, должность оператора, который с Вами разговаривает, а также имя, фамилию, должность и номер телефона непосредственного начальника этого оператора. Здесь ничего сложного, просто в следующий раз попросите оператора назвать эти данные и обязательно запишите их, а также запишите номер телефона, с которого Вам звонят и точное время звонка.
2. Узнайте у оператора, от имени какого банка он к Вам обращается, внимательно запишите название этого банка.
3. Узнайте у оператора номер телефона горячей линии этого банка, а так же где расположено ближайшее к Вам отделение.
4. Перезвоните руководителю этого оператора и объясните ему свою ситуацию, а также потребуйте, чтобы Ваш номер телефона удалили бы из базы данных этого банка. Если руководитель попытается отказаться, потребуйте, чтобы он назвал номер телефона, имя и фамилию более компетентного руководителя, который бы мог помочь Вам решить эту ситуацию.
5. В случае необходимости можно также обратиться в ближайшее отделение этого банка и написать заявление на имя Председателя правления банка с требование разобраться в ситуации. Необходимую информацию для составления этого заявления сотрудники отделения обязаны Вам предоставить, в противном случае требуйте встречи непосредственно с начальником отделения или прямо из отделения позвоните на номер телефона горячей линии этого банка и скажите, что сотрудники отказываются принять у Вас заявление.
6. Обязательно проследите, чтобы Вашему заявлению был присвоен регистрационный номер и указана дата приема этого заявления, обязательно попросите отснять копию этого заявления на ксероксе с регистрационным номером и датой. Проследите также, чтобы на копии Вашего заявления сотрудник, который принял у Вас это заявление, от руки сделал надпись: «Принято», поставил дату, свою подпись и личный штамп.
Теперь несколько нюансов. Иногда, чтобы добиться от банка прекращения назойливых звонков достаточно провести устные переговоры с руководителем контактной службы, которая осуществляет обзвон клиентов, но, скорее будьте готовы к тому, что необходимо будет сделать личный визит в отделение этого банка.
Обращения клиентов банки обычно рассматривают около 20-30 дней, поэтому если по истечении этого срока Вы не получили ответ на свою жалобу, а звонки продолжаются, тогда используйте более существенные меры воздействия на банк, это обращение с жалобой в следующие организации:
Центральный банк РФ;
Службу Финансового омбудсмена.
Обратиться в эти организации можно с помощью интернета, через их официальные сайты.
Так может не ждать 20-30 дней а сразу обратиться в Роскомнадзор, Центральный банк РФ и Службу Финансового омбудсмена?
Меня так месяц долбили по 4-ре раза в день,пока на адекватную девчонку-оператора не попал,а то и объяснял и нах посылал,без толку.С утра начиналось,вы знаете такую то?Номера в чёрный список заносил,но цифра менялась на одну и сначала..
Работал коллектором (недолго), там есть история звонков (оператор видит комментарии всех кто дозванивался до данного номера).
Добавлю ещё: Если коллекторы звонят по чужому долгу, о котором Вы вообще понятия не имеете. Не пугайтесь – возможно, Ваш телефон был оставлен в банке нерадивым знакомым, или должником является бывший владелец Вашей квартиры. В этом случае нужно выяснить происхождение кредита и получить в этом банке справку об отсутствии задолженности именно на Ваше имя. Оригинал данной справки будет храниться у Вас, а вот его копию приложите к заявлению в банк и коллекторам. В таком заявлении нужно описать сложившуюся ситуацию, указать, что Ваш телефон или адрес используются ошибочно и пригрозить уголовным и административным преследованием за столь вольное обращение с персональными данными. Не забывайте при этом оставить себе копию заявления с пометкой о вручении или почтовые документы об отправке письма, если Вы решите отправить его почтой.
Имею полное правво не говорить ФИО начальника, автор пишет бред.
бред сивой кобылы. когда мне коллекторы названивали они не то что не говорили номер начальства я с ними вообще не мог говорить
История о том, как банк чуть сам себя не закрыл (юридические курьезы)
Был у меня в практике один интересный случай. Я уже много лет занимаюсь банкротством, но с такой курьезной ситуацией я столкнулся впервые.
Обратилась ко мне женщина, которая по каким-то только ей ведомым причинам не смогла выплачивать кредиты (причины нам не важны). Начал консультацию, выясняю что за имущество есть в собственности, подумываю предложить банкротство.
Тут выясняется, что у клиентки в собственности есть коммерческое помещение. Да не простое, а то, в котором расположено отделение этого самого банка, в котором у клиента были кредиты. Помещение сдавалось по договору аренды, причем арендная плата была значительно ниже рынка.
Самой же ей расторгать аренду или повышать арендную плату тоже было сейчас не вариант. Съехавший из помещения банк лишил бы женщину последних источников дохода (она болела в тот период), а перед новыми арендаторами, возможно, надо было бы ещё и в порядок помещение приводить, да и найти нового арендатора не так то и просто в кризисные времена.
Стратегия, надо сказать, удалась. Финансовый управляющий, назначенный на процедуру банкротства, по нашей просьбе и без промедлений написал письмо банку, примерно следующего содержания:
«Поскольку размер арендной платы явно не соразмерен рыночным условиям, я буду вынужден заявить отказ от дальнейшего исполнения договора аренды и найти на указанное помещение нового арендатора.»
И как вы думаете что? В суды по данному делу моментально начали ходить юристы банка, которые по согласованию с клиентом прекратили процедуру банкротства и уже через месяц кредиты были рефинансированы на крайне выгодных условиях (возможно даже ниже рыночных, но я не экономист, судить не буду).
Вот такой вот интересный и уникальный по своей природе кейс, раскрывающий бюрократическую машину крупных компаний.
Спам банки
Сказал, что у меня задолженность и не одобряют кредит.
Когда банк ошибся
Речь пойдет про зелененький окологосударственный банк. Прошлым летом меня заколебали звонками коллекторы из этого банка. При чем звонили они не по мою душу, а спрашивали мою подругу, которая мне просто подруга, не дочь, ни сестра и не жена. Сразу скажу, ее отношения с банками меня мало волнуют, она девочка взрослая, у нее есть кредит, иногда она его просрачивает, но в целом платит. Звонил мне робот, ровно с 9 утра и до 6 вечера, с интервалом в 10 минут, блокировки плохо помогали потому что звонки были с разных номеров, и в скором времени мой черный список раз в 5 превышал телефонную книгу.
При моем физическом обращении в банк мне сотрудники говорили что не могут ничего поделать, долг уже продан коллекторам, коллекторы в другом городе, и по телефону горячей линии они не могут ничего сделать. Я пинала свою подругу, мол оплати, но звонки спустя оплату продолжались еще неделю. Телефон разряжался по 4 раза на дню, нужные люди просто не могли мне дозвонится. Про смену номера я отказывалась даже подумать.
Но сегодня начались новые приключения. Я два месяца назад опять стала клиентом этого банка в рамках зарплатного проекта от работы (хотя я очень брыкалась), и жила спокойно, привязав новую карту к тому же номеру телефона. И вот сегодня случилось ОНО! СМСка для другого человека. Я очень рада за свою подругу, ее я уже обрадовала, ведь ей не приходят такие оповещения. Делюсь с вами что бы вы тоже порадовались за мою подругу)) Банк переоформил мой номер телефона под ее данные, и при звонке на горячую линию ко мне обратились по ее имени. Кажется меня стирают из истории, вот оно, восстание машин. Но я еще поборюсь за свое место в этом цифровом мире!