что делать если звонят и говорят что на вас оформлен кредит
Кредит недоверия. Как действовать, если мошенники оформили заем на ваше имя?
Количество киберпреступлений в 2020 году выросло на 75% по сравнению с 2019-м, а раскрывается каждое пятое. Часть дел связана с кредитами, которые взяли мошенники на чужое имя.
Преступники используют разные способы отъема денег у населения. Но если знать хотя бы часть схем, то есть шанс избежать ловушек.
Так, чаще всего злоумышленники звонят от лица якобы службы безопасности банка, сразу же начиная нагнетать обстановку и давя на психику фразами «ваши деньги под угрозой», «кто-то попытался украсть деньги с вашего счета» и т. д. Все начинается как уже привычные попытки телефонного мошенничества. Но затем запаниковавшего человека могут спросить, не оформлял ли он сейчас потребительский кредит. Получив отрицательный ответ, мошенники сообщают, что какие-то преступники пытаются взять заем на его имя и нужно срочно обнулить эту заявку. Нельзя медлить! Однако для отмены операции и перевода денег со счета клиента в другой банк ему необходимо оформить кредит на такую же сумму и перевести средства в страховые ячейки. Звучит глупо и шито белыми нитками, однако многие, находясь в панике, верят и действуют по указке.
Другая схема осуществляется непосредственно через банковских работников (подкупленных или самостоятельно действующих как преступники): так как сотрудники кредитной организации имеют доступ к личной информации клиентов, они могут оформить кредит по его паспортным данным, подделав подпись. Затем взять средства по займу и скрыться. О том, что на нем висит кредит, клиент часто узнает лишь на этапе взыскания долга. Как же действовать, если это произошло?
Кредитные бои
В случае, когда судом рассматривается иск о взыскании долга, пострадавший должен предъявить банку встречный иск с требованием признать кредитный договор недействительным. Также нужно сообщить, что вы не брали и не получали никакого займа.
Следующий шаг — запросить проведение почерковедческой экспертизы, чтобы доказать, что вы не подписывали договор. Если результаты покажут именно это, считайте, что отделались легким испугом! В этом случае взыскивать долг с вас не будут.
Если же экспертиза не докажет, что в документе расписался кто-то другой, избежать выплаты займа будет сложно. Если специалисты решат, что определить подлинность подписи невозможно, ее уже нельзя будет назвать подложной. А значит, долг останется на обманутом человеке.
Но стоит бороться и дальше: например, можно приложить к делу письмо территориального отдела ФМС России о краже или утере документа, удостоверяющего личность, — паспорта или водительских прав. Обязательно напишите и заявление в полицию по факту мошенничества.
Возможен и другой вариант: когда мошенники оформили кредит через мобильный банк. Здесь почерковедческая экспертиза не поможет.
Схема обмана такая же, как и при снятии денег с карты: злоумышленники всеми правдами и неправдами пытаются получить ПИН-код, код из СМС, секретный код безопасности CVV2, а затем оформляют кредит онлайн. И идут на это сами клиенты банков, подписав пользовательское соглашение, позволяющее подтверждать операции паролями и перечисленными кодами в формате аналога личной подписи.
Как правило, крайне сложно доказать, что заем взят мошенниками, если вы сами сообщили им всю конфиденциальную информацию. Но не стоит опускать руки: подавайте встречный иск, пишите заявление в полицию.
Когда ситуация разрешится в вашу пользу, не забудьте проконтролировать аннулирование сведений в бюро кредитных историй. Иначе можете столкнуться с новой проблемой, когда действительно решите взять кредит.
Без паники!
Как же избежать судебных тяжб и уловок мошенников? Конечно, никто не застрахован от того, чтобы поддаться сиюминутной панике и сдать свои данные с потрохами. Но, во-первых, давайте помнить главное: нельзя терять голову и поддаваться на запугивания. Если вам сообщили, что кто-то пытается украсть ваши деньги, первое, что вы должны сделать, — положить трубку и самостоятельно позвонить в свой банк, чтобы все выяснить.
Во-вторых, очевидно, что ни в коем случае нельзя сообщать третьим лицам конфиденциальную информацию, коды и данные карты. Потом будет крайне сложно доказать, что вы это сделали, поддавшись психологическому давлению. Раскрыли данные — сами виноваты!
В-третьих, если вы потеряли карту, то не медлите, звоните в банк, чтобы заблокировать ее. Или сделайте это онлайн.
В-четвертых, обязательно пользуйтесь информированием с помощью СМС или онлайн-уведомлений. Так вы не пропустите совершенные без вашего согласия операции и сможете оперативно заблокировать карту. При этом не забудьте привязать к карте новый номер телефона, если по каким-то причинам он поменяется. Иначе такая оплошность может привести к весомым потерям.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Ваш звонок очень важен: как мошенники пытались навязать мне кредит
Последнее время кажется, что мошенники стали звонить даже чаще, чем друзья и знакомые. К якобы службе безопасности якобы «Сбербанка», которая интересуется, делал ли я перевод Ивану И. из Новосибирска, я как-то даже привык. Но тут позвонили с новым для меня заходом: на этот раз про кредит. Возможно, кто-то из вас даже сталкивался с подобной схемой, но я лично – первый раз.
Итак, в самый разгар рабочего дня раздался звонок. На том конце была девушка, которая представилась младшим специалистом «Сбербанка» (а где же служба безопасности?!). Она сообщила, что вчера я подал заявку на потребительский кредит.
Естественно, никакой реальной заявки от меня не было, и к чему ведет этот разговор стало очевидно сразу. Но я решил все-таки пообщаться с ней подольше: хотелось услышать, как именно меня попытаются обмануть. К тому же – мелочь, а приятно – пока я разговариваю с мошенницей, она не сможет позвонить кому-то еще.
Вошел в образ и беспокойно ответил, что никаких кредитов не оформлял и что нужно как-то отменить заявку. Мой ответ явно попал в скрипт операторов-разводил, и девушка начала зачитывать вопросы из списка, дабы заполучить мои персональные данные.
О чем со мной говорили мошенники
Настроение было хорошее, поэтому я решил исправно отвечать на вопросы мошенников и дать им возможность зацепиться хоть за что-нибудь:
– Сколько у вас карт в нашем банке? Какой на них остаток? Какая была последняя операция?
– Эмм… карта одна, пользуюсь периодически, но, к сожалению, сумму не помню.
– Есть ли у кого-то еще доступ к картам и счету?
– Данные есть еще у жены и у мамы.
– Есть ли накопительный счет или депозит?
Здесь решил дать волю фантазии и сказал, что на депозите у меня 3 млн руб. Ну, а почему бы и нет?
На том конце послышалась суета…после чего девушка продолжила:
– Есть ли счета в других банках?
Ответил, что есть счет во Внешэкономбанке. Название одной из крупнейших госкорпораций (ВЭБ) ее явно не смутило, и она зафиксировала «…эконом-банк».
Потом у меня уточнили год рождения. И, хотя девушка лет на 10 ошиблась, я подтвердил озвученный ей возраст.
Слово за слово, и мы разобрались, что мои персональные данные были скомпрометированы. Правда, как именно это произошло, девушка так и не уточнила: отдал карту жене и украли у нее, зашел на фишинговый сайт и вбил данные сам…Да какая разница.
Мне пообещали помочь и переключили на старшего специалиста.
Примерно через 10 секунд ожидания (вот бы в службе поддержки реального банка отвечали так же быстро!) мне ответил уже другой женский голос. В ее версии моя лжезаявка была оформлена не «вчера», а «сегодня». Но на такие мелочи никто внимания не обращает. Ну и я «не обратил».
Мы продолжили разговор – уже более предметный. Меня спросили адрес отделения, в котором обычно обсуживаюсь, и предложили пройти процедуру идентификации как клиента «Себранка» по номеру карты или договора.
Тут я, конечно, немного напрягся, так как эти цифры называть совсем не хотелось. Сказал, что номер договора не помню, а карту быстро не найду.
Заканчивать разговор на такой ноте не хотелось и я сказал, что должен позвонить своему менеджеру в банке, чтобы уточнить номер договора. Мою собеседницу это не смутило и она сообщила, что зафиксировала все данные, и дальше со мной должны связаться сотрудники правоохранительных органов для разрешения ситуации.
Что должно было быть дальше
В этот момент все встало на свои места – об этой схеме я уже слышал. Ее особенность в том, что вы отдаете деньги мошенникам прямо в руки.
По планам злоумышленников, я должен был пойти в то самое ближайшее отделение банка и получить кредит. Сумму мне назвать так и не успели – видимо, ее должны были рассчитать из 3 млн руб., которые лежат (на самом деле нет) у меня на счете.
Дальше самое интересное: со мной должны были связаться лжепредставители правоохранительных органов. Для обнуления кредитной заявки мне требовалось передать им деньги, чтобы они. вернули их обратно в банк! Не знаю, как я должен был передать деньги: перевести на карту, счет или передать в пакете под покровом ночи на детской площадке. Последнее, говорят, тоже бывает.
Эксперимент я решил закончить словами: «Могу ли я вызвать полицию для того, чтобы они поговорили с вашими правоохранителями?». Женщине данный вопрос не понравился, но она сдержалась и сказала, что, конечно, могу. После чего я ей предложил найти хорошую работу, где не нужно было бы обманывать людей. Ожидаемо, она повесила трубку.
Кстати, звонок был с номера +7-499-009-10-76.
Что я сделал после
Чтобы сразу понимать, кто звонит, я пользуюсь приложениями-определителями номера. Например, от «Касперского» или Яндекса. Они показывают не просто номер, а «легенду» абонента. Номера «моих» мошенников у них в базе не было, и я добавил его с хэштегом «мошенничество».
Кажется, что этот развод очевиден и вы-то точно на него не попадетесь. Но некоторые схемы бывают весьма продуманными и хитрыми (ранее я уже рассказывал, как меня пытались кинуть продавцы на сервисах Avito и Юла).
Словом, не теряйте бдительность и будьте начеку.
На вас берут кредит. Мошенники нашли новый метод обмана по телефону
Специалисты бюро рассказывают, что мошенники не останавливаются на отказе абонентов от своих кредитных историй. Схема нового мошенничества такова, что жертву пытаются развести на деньги путем запугивания.
Телефонные мошенники выбрали новый способ обмана россиян по телефону. Теперь они представляются сотрудниками бюро кредитных историй и убеждают собеседника в том, что в данный момент кто-то пытается оформить кредит на его имя. Об этом сообщили РИА Новости в Объединенном кредитном бюро.
Не брали кредит? Значит, кто-то делает это за вас
Сообщается, что в разговоре мошенники начинают уточнять у человека, не терял ли он в последнее время документы, и в какие банки обращался. Собрав необходимую информацию, аферисты обещают передать ее специалистам банков для обработки.
Уже через пару минут после разговора поступает звонок от якобы сотрудника службы безопасности кредитной организации, который подтверждает, что видит попытку незаконного оформления кредита.
Никогда не говорите «да»
Ранее сообщалось, как правильно разговаривать с телефонными мошенниками. Прежде всего, лучше не использовать простых слов типа «да». Ваши ответы могут записать и использовать для биометрической идентификации по голосу.
Харламов против мошенников «из Сбербанка»
В октябре резидент Comedy Club Гарик Харламов поделился со своими подписчиками в сети Instagram, как его пытались обмануть мошенники «из Сбербанка». Звонивший представился официальным партнером Сбербанка. Харламов сразу заподозрил обман, но продолжил разговор с мошенником. Происходящее юморист записал на камеру другого мобильного телефона.
Фото: Instagram Гарика Харламова
Харламов, едва сдерживая эмоции, пытался подшутить над мошенником в ответ и сделал вид, что четко следует инструкциям звонившего, однако не понимает, как точно написать то, что ему диктуют. В результате мошенник сам не выдержал, выругался на своего собеседника нецензурным словом и отключил звонок. При этом голос известного артиста он не признал.
«На вас оформлен кредит!»: что делать, если поступил подозрительный звонок из «банка»
Полиция отмечает всплеск телефонного мошенничества в Красноярском крае. С начала 2021 г. красноярцев уже обманули почти на 1 млрд руб. Мошенники придумывают новые способы обмана, а граждане продолжают переводить им деньги. Какие уловки используют для выманивания денег и как обезопасить себя в случае подозрительного звонка – в сюжете «ТВК Красноярск».
Несмотря на предостережения и советы, красноярцы продолжают переводить мошенникам сотни тысяч и миллионы рублей. Появляются новые схемы обмана – они могут быть нелогичными и абсурдными, но все равно работают.
Красноярцам звонят якобы из «Альфабанка», Центробанка, ВТБ, «Сбера», обращаются по имени и пугают тем, что на их имя пытаются взять кредит. После этого мошенники заявляют, что нужно срочно предотвратить подозрительные действия.
«Поскольку вы не подтвердили данные действия, могу воспринять как неправомерные, противозаконные по отношению к вам. Алексей, сформированная заявка поступила с нетипичного для вас ip-адреса из города Сочи, после чего произошел вход в ваше приложение с iPhone 8. Скажите, пожалуйста, у вас есть доверенные лица, которые могли войти в ваш онлайн-кабинет и подать заявку без вашего ведома», – обычно заявляют злоумышленники.
По словам мошенников, чтобы отменить заявку на кредит, нужно зайти в приложение банка, взять настоящий кредит и перевести на специальный счет для подтверждения отмены предыдущей заявки. Такой способ рассчитан на то, чтобы вывести человека из равновесия, заставить волноваться за свои деньги.
Сотруднице ачинского банка «Открытие» удалось предотвратить неправомерные действия. Она заметила взволнованного клиента, который пытался перевести 700 тыс. руб., как оказалось, мошенникам.
«Звонили якобы из службы безопасности. Сказали, что деньги с счета пытаются перевести, и нужно скрыть их на секретном счете в другом банке», – рассказала заместитель управляющего по розничному бизнесу банка «Открытие» в Красноярске Анастасия Супротника.
Только в Красноярске в день полиция регистрирует от 5 до 30 подобны преступлений. Если раньше телефонным мошенничеством промышляли в основном заключенные из тюрем, то теперь это целая бизнес индустрия. Мошенники звонят из специально арендованных колл-центров, постоянно меняют номера, местоположение и нанимают сотрудников. Между тем, раскрываемость таких преступлений по разным оценкам не превышает 10% от общего числа.
Также телефонным мошенникам помогают утечки баз данных из банков, госучреждений, от сотовых операторов, из фитнес центов и других организаций. Чем больше мошенник знает о человеке, которому звонит, тем выше шансы. Впрочем, работают не только новые но и старые схемы. Звонят от имени полицейских – ваш сын сбил человека, переведите деньги и мы закроем на все глаза. Только в сентябре в Красноярске было 34 заявления о таких преступлениях, обманывали в основном пожилых, общий ущерб 8 миллионов рублей. Операторы связи пытаются бороться с телефонными мошенниками, но пока с переменным успехом.
«Для защиты самих абонентов постоянно разрабатываются новые решения. Например, в сентябре у «МегаФон» был разработан новый бесплатный сервис – система, которая на основе аналитики и больших данных позволяет анализировать звонки, выявлять потенциально мошеннические, подозрительные и направлять их в отдельный голосовй ящик. На территории Красноярского края эта система заработает уже до октября 2021 г.», – пояснила пресс-секретарь компании «МегаФон» Юлия Юрченко.
Специалисты советуют не затягивать разговор с мошенниками – они могут записать ваш голос и использовать потом. Также не стоит доверять звонящим банковским роботам. Эту технологию освоили не только кредитные учреждения, но и мошенники. Поскольку жертвами обмана становятся как правило пенсионеры, лучше объяснить пожилым родственникам, как работают схемы телефонных мошенников.
Теперь зрители ТВК, самого цитируемого СМИ в Красноярском крае, могут поддержать редакцию не только лайками и подпиской в соцсетях. На главной странице сайта появился раздел «Поддержать ТВК». Он для тех, кто хочет сделать свой личный вклад в развитие независимой красноярской журналистики.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене
Поделиться этим материалом в социальных сетях и мессенджерах
Что делать, если на вас оформили кредит
Банк или микрофинансовая организация звонят и требуют вернуть деньги — но человек не брал никаких денег и не представляет, о чем они говорят. Если речь идет не о технической ошибке — значит, скорее всего, здесь поработали мошенники, завладевшие персональными данными гражданина. Ситуация неприятная, но, к счастью, решаемая. Давайте поговорим о том, что делать, если Вы столкнулись с подобной проблемой.
Содержание статьи
Успокойтесь
Да, мы понимаем: ситуация сложная и пугающая. Но то, как она разрешится, зависит в том числе от Вас и от Вашего поведения. Постарайтесь действовать с холодной головой и как можно скорее, не позволяйте негативным эмоциям взять верх над рассудком. Да, паниковать, злиться и расстраиваться — естественная реакция на такие обстоятельства, но сейчас первое, что нужно сделать — принять меры, чтобы устранить причинённый Вам ущерб.
Обратитесь в кредитную организацию
Банк или МФО — Вам в любом случае нужно обратиться туда, где на Вас оформили заем. С МФО такое происходит даже чаще, так как эти организации реже инициируют серьезные проверки заемщика и обычно удовлетворяются паспортными данными или практикуют электронное оформление кредита исключительно на сайте без явки в офис. Напишите заявление на имя кредитной или микрофинансовой организации, в котором сообщите, что Вы не заключали с ней договор, не получали денег и не оставляли свою подпись и персональные данные. Также потребуйте провести внутреннее расследование, чтобы компания могла убедиться в Ваших словах. Сообщите, что организация не вправе требовать от Вас задолженность по займу, который брали не Вы. Можете приложить к заявлению справку из полиции, если Вы обращались в органы по поводу утери документов или в связи с мошенничеством. То же самое стоит делать, если звонит Вам не банк, а коллекторское агентство.
Сообщите о случившемся регулятору
Бывает такое, что банк или МФО не реагирует на заявление заемщика. Если звонки с требованием вернуть задолженность продолжаются, а Ваши письма компания игнорирует и не обращает внимания на доказательства — значит, стоит обратиться уровнем выше. Регулятор, который должен улаживать такие проблемы, — Банк России. Именно в его приемную Вам и стоит написать о том, что расследование со стороны банка или МФО было проведено некорректно или формально, а Вашу ситуацию организация не рассмотрела. Сделать это можно, не выходя из дома, на сайте Банка России. Регулятор запросит у банка или МФО отчет о расследовании, и, если то окажется выполнено формально, его придется провести заново. Если по поводу кредита Вам звонит не банк, а коллекторское агентство, писать стоит в онлайн-приемную НАПКА: эта ассоциация занимается вопросами профессиональных коллекторских агентств.
Обязательно обратитесь в полицию
Каким бы ни был итог обращения в банк, в МФО или к регулятору — в полицию стоит сходить обязательно. Да, дела по мошенничеству раскрываются сложно, однако таким образом у Вас будет несколько преимуществ:
Если не помогло — идите в суд
Судебное разбирательство — это крайняя мера, довольно дорогостоящая, если необходимо привлечь юриста/представителя, и сложная в том числе для самого человека. Однако, если банк не обнаружил нарушений во время проверки, и не помогло даже обращение к регулятору, иногда это единственный выход. Постарайтесь найти хорошего юриста, специализирующегося на таких делах, и собрать как можно больше доказательств Вашей непричастности ко взятию кредита. Подойдут справки из полиции, свидетельства Вашего отсутствия в городе во время оформления займа оффлайн, прочие детали, помогающие донести Вашу точку зрения. Суд назначит графологическую экспертизу, чтобы доказать, что Ваша подпись подделана. Не переживайте. Договор признают незаключенным, что исключит дальнейшую возможность взыскания долга.
Позаботьтесь о кредитной истории
Будьте внимательны
К сожалению, мошенничество усложняется с ростом технического прогресса. Даже человек, который считает себя защищенным, может стать жертвой злоумышленников. Поэтому мы рекомендуем Вам тщательно соблюдать технику безопасности:
ЭОС напоминает: в финансовых вопросах очень важны ответственность и внимательность. Разумное отношение к своему кошельку, регулярные проверки кредитной истории и счетов, своевременные платежи по уже взятым обязательствам — все это поможет пользоваться банковскими продуктами с пользой и выгодой для себя. Будьте внимательны и защищайте себя от мошенников. И помните: настоящие сотрудники банка или МФО не вправе выпытывать у вас никакие конфиденциальные сведения.
Если у Вас возникли вопросы, то мы готовы предложить анонимную консультацию. Воспользуйтесь услугой анонимный звонок и просто начните диалог с оператором. Доверительные отношения между оператором ЭОС и клиентом — залог успешного разрешения финансовых проблем.
Как работает анонимный звонок?
Позвоните на номер анонимной линии ЭОС
8 800 775 02 04
с 8:00 до 20:00 мск