что делать если завоздушилась топливная система
Завоздушивание топливной системы дизельного двигателя
В том случае, если завоздушена топливная система дизельного двигателя, неисправность может проявляться как постоянно при запусках после длительного простоя, так и долго не напоминать о себе. Это зависит от интенсивности подсоса воздуха. Основными симптомами попадания воздуха в топливную систему дизеля независимо от модификации силового агрегата являются:
Для более точного определения, что причиной проблемного пуска является именно воздух в топливной системе дизеля, необходимо произвести визуальный анализ поступления топлива в цилиндры. Для этого дизельный мотор от 30 до 50 сек. нужно крутить стартером для заполнения выпускного тракта выхлопом, а после произвести анализ выхлопных газов.
Если топливоподача в норме, тогда даже при учете того, что мотор не запускается, из выхлопной системы все равно будет выходить небольшое количество дыма. Зачастую дым будет иметь сероватый оттенок. В редких случаях дымление может быть и при отсутствии подачи горючего. Это говорит о том, что в цилиндры попадает избыточное количество масла, но такой выхлоп будет синевато-сизым. Стоит отметить, что диагностировать данную неисправность по цвету выхлопа можно только условно.
Возможные места подсоса воздуха
Завоздушивание системы топливоподачи может произойти как неожиданно, так и стать результатом недавно осуществленных ремонтных работ. Воздух может проникать в топливную систему дизеля из разных мест, а общее количество потенциальных «окон» напрямую будет зависеть от того, сколько лет ТС находится в эксплуатации и в каких условиях эксплуатируется конкретный автомобиль.
Топливная система завоздушивается как при потере герметичности в главной магистрали, так и в обратной. Нарушение уплотнений в магистралях заставляет солярку стекать обратно в топливный бак. Двигатель может заводиться после простоя благодаря тому, что в полостях ТНВД остается горючее, но далее дизель быстро глохнет и повторно уже не заводится.
К завоздушиванию могут привести нарушения уплотнения топливоподкачивающего насоса. Отдельного внимания заслуживает магистраль для обратного слива топлива на форсунках (обратка), так как частым явлением становится нарушение герметичности топливопроводов на данном участке.
Еще одним местом для проникновения воздуха в систему топливоподачи может оказаться сам топливный насос. Нарушение уплотнения вала привода или крышки насоса приведут к подсосу воздуха ТНВД. Также в конструкции присутствуют и другие места на насосе, которые могут пропускать воздух. Добавим, что диагностику топливного насоса высокого давления необходимо осуществлять силами специалистов по ремонту дизельной аппаратуры.
Как самому обнаружить подсос воздуха: магистрали, ТНВД, обратка
Исключение других возможных причин позволяет предположить наличие подсоса воздуха в топливную магистраль. Начинать поиск неисправности необходимо с детального визуального осмотра моторного отсека. Следующим шагом станет осмотр нижней части авто. Обнаружить заметные трещины и другие дефекты трубопроводов, потеки солярки и мокрые пятна достаточно легко.
Если система завоздушивается, но явных признаков нарушения герметичности не видно, тогда для дальнейшей диагностики необходимо отключить топливный насос от топливных магистралей. Затем потребуется отдельная чистая емкость, в которую потребуется налить до 5 литров солярки без каких-либо примесей. Также будут необходимы 2 чистых изнутри и снаружи шланга (около 60 см. в длину), а еще два хомута. Помните, что чистота крайне важна при любых работах с топливной аппаратурой, так как попадание малейших частиц мусора в насос может привести к его выходу из строя и последующему дорогостоящему ремонту.
После отсоединения от ТНВД топливоподающей магистрали и обратки, на их место устанавливаются приготовленные шланги, которые опускаются в емкость с налитым чистым дизтопливом. Далее необходимо закрепить шланги в емкости так, чтобы они не смещались. Для этого крепим их на насосе хомутами, а в отдельной емкости для топлива любым удобным способом зависимо от типа используемой емкости.
После этого необходимо осуществить удаление воздуха из топливной камеры насоса. Отметим, что решение просто крутить мотор стартером для того, чтобы насос начал самостоятельно засасывать солярку из емкости, является неправильным и настоятельно не рекомендуется. Правильных способов решения задачи несколько. Далее рассмотрены самые простые, которые помогут ответить на вопрос, как удалить воздух из дизельного топливного насоса высокого давления прямо у себя в гараже.
Для этого емкость с соляркой необходимо поднять выше того уровня, на котором расположен ТНВД. Далее нужно найти место, где на насосе находится штуцер обратной магистрали для слива топлива. Это место потребуется тщательно отмыть, чтобы исключить любое попадание грязи. Затем болт штуцера можно вывернуть, а через открывшееся отверстие откачать воздух. Откачку производят спринцовкой, особым вакуумным насосом и т.д. Воздух откачивается до того момента, пока из отверстия не появится дизтопливо. После этого можно вкрутить болт на место и на пару минут запустить двигатель. Запуск необходим для окончательного удаления воздуха.
Ко второму способу относится решение снять шланг подачи топлива с насоса и начать отсасывать топливо до того момента, пока оно не будет выходить плотным потоком. Далее шланг можно надеть на штуцер топливного насоса и обжать при помощи хомута. Затем откручивается болт на штуцере обратной магистрали, а воздух выходит самостоятельно. После всех процедур дизель запускается на несколько минут для полного удаления остатков воздуха из насоса. Запуск можно будет еще раз повторить спустя какое-то время.
По окончании емкость с соляркой ставят выше уровня насоса. Дальше автомобиль оставляют на 8-10 часов. Если после простоя дизель нормально завелся, это говорит о том, что в топливную систему попадает воздух, причем это происходит через топливную магистраль. Следующим этапом диагностики становится размещение емкости с соляркой так, чтобы она оказалась ниже уровня ТНВД. После этого автомобиль снова оставляют на 8-10 часов. Если после простоя дизель не завелся или запуск сопровождается проблемами, тогда вероятен подсос воздуха через насос или магистрали «обратки» на дизельных форсунках.
Чтобы уточнить место неисправности, запускаем дизель и выгоняем воздух. Емкость с топливом снова ставим ниже уровня насоса. Трубки, которые отвечают за обратку форсунок и соединены с топливным насосом, необходимо плотно пережать. Машину можно повторно оставить на 8-10 часов. Если дизель после простоя нормально запустился и стабильно работает, тогда подсос воздуха происходит через обратную магистраль дизельных форсунок. В том случае, если проблемы, которые возникали и ранее при попытке завести мотор, проявились снова, тогда это говорит о подсосе воздуха через ТНВД. Насосу при такой неисправности требуется ремонт в специализированной мастерской. Также не редки случаи, когда в процессе диагностики выявляется сразу несколько мест, где нарушена герметичность.
В процессе поиска места завоздушивания также проверяется топливный фильтр. Поверка осуществляется по схеме: емкость с соляркой — топливный фильтр — ТНВД. Емкость с горючим ставится ниже уровня насоса. Если подсос в топливном фильтре не выявлен, подобным образом на герметичность проверяется подкачивающий насос.
Отсутствие явных проблем с топливным насосом, подкачивающим насосом, обраткой форсунок и топливными магистралями может указывать на попадание воздуха в топливную систему дизеля через топливный бак. Для более точной диагностики необходимо обратиться на СТО, где специалисты проведут проверку на герметичность при помощи узкоспециального профессионального оборудования.
Завоздушивание топливной системы
Комментарии 27
Если не починился возьми бутылку с фильтрованой саляркою и на прямую соедини для начало с тнвд по очереди подсоединяй остальное так же с бутылочки и где есть подсос там увидишь
Большое спасибо за совет, уже я починился, как я описал выше. Вот только я одного не понял, почему у меня такое сильное завоздушивание произошло, 5 дней не мог завести.
Возможно в баке было мало солярки и при сильно крутом маневре (повороте) на большей скорости солярка вся ушла в одну сторону, и насос хапонул воздуха. Может я и не прав, просто не знаю какой формы у тебя бак, если плоский, то скорей всего так оно и было)
Скорее всего ты не прав, потому что: Бак у меня стоит вертикально. Тем более я уже сказал, что спокойно заехал во двор, где немного задел кузовом о снег (думал трубки загнул) машину припарковал и заглушил. А на утро такая беда.
Надеюсь все будет хорошо)))
А дело точно в завоздушке?
Я вижу воздух в шланге прозрачном, раньше такого не было. Бывает чуть схватывает одним цилиндром.
фильтр закручивается на помпу? А все увидел, это началось случайно не после замены фильтра, возможно фильтр брак замени его
Разве такое может быть из за фильтра? Ездил ездил хорошо, на ночь оставил и бац, воздух везде.
может просто лопнуть резинка))) такое уже было
Проверь вентиляцию бака. У меня недавно было — лягушкой на помпе топливо в тнвд накачивал, а оно обратно в бак отсасывалось.
Была такая же история как у тебя, причиной оказался клапан обратки, он треснул и пускал воздух, если он у тебя есть то меня его и через обратку высасывай топливо до фильтра, а там уже движок должен схватить
Тоже так делал, сосать с обратки заполнить насос и пробовать завести. Ну и подсос воздуха искать в любом случае, если конечно проблема в нём
К этому всему могу поррекомендовать между фильтром тнвд клапан обратный поставить — к тнвд топливо пускает — обратно нет, и перестанет уходить…
Ну а развоздушивать через форсу полюбому надо — разогреть чуть чуть и скручивать аккуратно!
В тёплое помещение на буксире.
ну этого я не знаю, с таким не сталкивался. Сначала нада проверить все: шланги подачи, обратки (места крепления к фильтру, тндв), сам фильтр и его крепление на наличие подсоса, подача напряжения на СТОП клапан на насосе и сам клапан. Убедится что все это в порядке, тогда можна и дернуть. В дизелях может быть только 2 проблемы: ТНВД и двигатель.
Завтра если время будет, буду заниматься. О изменениях напишу сюда.
попробуй попустить трубки высокого давления на входе в форсунки и прокрутить стартером, тнвд должен выдавить воздух. В общем прокачай типа как с тормозной системой)
Опасность завоздушивания
Попадание воздуха в топливную магистраль может стать причиной серьезной неисправности современной дизельной топливной системы. Это связано с тем, что как ТНВД, так и форсунки системы Common Rail смазываются исключительно топливом.
При прекращении поступления солярки плунжер ТНВД начинает работать «насухо». Для достижения современного высокого давления в рампе (до 2500 бар) ТНВД вынужден работать в напряженном режиме, поэтому даже непродолжительная работа без смазки топливом может вызвать механические повреждения. Все начинается с микроскопических задиров плунжера, в результате которых через ТНВД, рампу и форсунки начинает идти мельчайшая металлическая стружка. Эта стружка постепенно выводит из строя как сам ТНВД, так и форсунки, причем последние — в первую очередь. Автовладелец меняет форсунки, но не устраняет причину поломки и в итоге терпит значительные финансовые потери.
В деле борьбы с попаданием воздуха в топливную систему Common Rail есть два важных направления. Первое зависит от водителя: необходимо по возможности держать бак полным и не допускать езды с низким уровнем топлива, при горящей лампочке. Кроме того, нужно следить за герметичностью всей топливной магистрали до ТНВД, включая все соединения патрубков с фильтрами, — это вопрос уже не только к водителю, но и к обслуживающему машину специалисту.
Второе направление — это конструкторская работа автопроизводителей. Известно, что для эффективной борьбы с завоздушиванием необходимо создать давление топлива по всей магистрали, а также обеспечить эффективный забор ДТ из топливного бака, исключив случаи «засасывания» воздуха. Для выполнения этой задачи компания Delphi, начиная с третьего поколения топливной системы Common Rail (насос DFP6), приняла решение вернуть подкачивающий электрический насос, установив его в топливный бак.
Решение с установкой подкачивающего насоса в блоке с ТНВД, несмотря на все плюсы, признано не очень эффективным. При появлении воздуха в топливной магистрали сам подкачивающий насос на ранних ТНВД начинал страдать от недостаточной смазки и выходил из строя («гнал стружку»).
В Delphi Technologies посчитали оправданным установку подкачивающего насоса в бак автомобиля, по аналогии с погружными насосами в автомобилях с бензиновым двигателем. Такое решение обеспечивает давление во всей магистрали и гарантирует отсутствие «подсоса» воздуха по мере движения топлива, даже если соединение не полностью герметично.
Погружной подкачивающий насос значительно снижает опасность завоздушивания, особенно при пуске двигателя. При соблюдении водителем требований к заправке бака это гарантирует топливной системе нормальную смазку топливом.
Борьба с завоздушиванием топливной системы
Собрал конструкцию вокруг фильтра для визуального контроля процесса.
Все случилось как и ожидалось. Через пять часов покоя, топливо остается только в трубках «малого» контура. Соляра утекает в «обратку» и далее, через топливную рампу в двигателе и насос стекает в бак, а воздух в фильтр поступает как раз через клапан «развоздушиватель» (левый ближний штуцер). С третьего раза бодрый насос устраняет воздух и позволяет нормально запускаться.
Подробный анализ подтвердил общее мнение о «виновнике» ситуации — это резиновый клапан в ветке «обратки» (правый дальний штуцер),
Со временем, находясь в среде далекой от идеала, резинка теряет эластичность и перестает «закрываться» слабым вакуумом образуемым движением топлива в бак, при отсутствии давления из «обратки» (по случаю замерил — получилось около одной атмосферы). В одноконтурных «турбинках» обратный клапан стоит прямо на выходе из насоса и указанная ситуация невозможна вовсе.
Все тот же коллективный разум и интернет уверил меня, что купить новый резиновый клапан, отдельно от корпуса фильтра, в Самаре, во время праздников ну просто не реально(((( Ну и ладно! (с) …»Голова человеку не токмо шапку носить». Если нельзя восстановить клапан в «обратке»… почему бы не прекратить доступ воздуха при отсутствии давления? (к стати, устанавливать обратный клапан в ветвь подачи малого круга, как предлагают некоторые коллеги, считаю вещью бесполезной).
Места за штуцером в корпусе фильтра не много, да и отверстие маловато. Но ведь ситуация не безвыходная? Правда? …И на помощь приходит … та-да-а-ам!
распылитель ускорительного насоса карбюратора «солекс» (такого «моддинга» Land Rover явно не ожидал). Сам «чайник» установлен в карбюраторе вертикально и поэтому его клапан не нуждается в пружинке! А во всем остальном прекрасная латунная конструкция с подогнанным шариком и как раз необходимого диаметра.
Наждак для удаления лишнего и кусок пружинки (валялась в коробочке, по моему от раскуроченного клапана из линии «омывайки» стекол! Вот я запасливый))))).
Снимаем штуцер, вынимаем «развоздушку», сверлимся сверлышком 8 мм на глубину 5-6мм, вставляем и пропаиваем для порядка.
Сборка в последовательности обратной разборке и радость от отсутствия «визгов» по утрам. Наверное третьи сутки испытаний это еще не срок, но пока все исправно работает!
С моей точки зрения такая «реконструкция» фирменных элементов имеет право на жизнь и «колхозом» по определению не считается. Для тех, кто не поленится слазить в бак, могу рекомендовать увеличить длину трубки через которую происходит «развоздушка» (у меня эта трубка всего на пару сантиметров ниже крышки модуля насоса). Если удлинить её до дна бака, да еще и проложить мимо колбы насоса получим почти такой же «клапан» на дающий завоздушивать систему.
Вот уже середина мая (ну почти), более «баг» не появлялся.
Спасибо всем кто дочитал до конца. Успехов.
15.04.2020. Вот уже и минуло три года! Так сказать, общий срок исковой давности истек! Проблемка не возвращалась. Запуск стабилен.
Почему завоздушена топливная система дизеля
Основой нормальной работы дизельного двигателя, особенно современного, с повышенными требованиями по экологии, является высокое давление топлива для максимально тонкого распыла форсунками. На этом же принципе базируется и точное дозирование цикловой подачи. Но если в систему попадает воздух, обладающий сжимаемостью, то достичь нужного давления и количества горючего не получится.
Явление называют завоздушиванием топливной аппаратуры, а ведёт оно к нарушениям в работе ДВС, вплоть до полной его остановки.
Симптомы попадания воздуха в топливную систему дизеля
Пониженное давление в системе впрыска в первую очередь вызовет общую нестабильность работы дизеля.
Обычно она проявляется следующим образом:
Всё это указывает на поступление вместе с топливом воздушных пузырей, которые нарушают работу топливного насоса высокого давления (ТНВД) и форсунок.
От типа топливной аппаратуры симптомы мало зависят, зато будут разными по последствиям. У самой передовой системы типа Common Rail (CR) всё закончится очень дорогим ремонтом, поскольку каналы заполнятся стружкой из ТНВД, придётся менять сам насос, форсунки и мыть систему.
Узлы «CR» имеют высокую стоимость и крайне чувствительны к воздуху в топливе из-за больших рабочих оборотов вала ТНВД. К тому же есть опасность не разглядеть причину за следствием, что иногда приводит к повторным ремонтам.
Возможные места подсоса воздуха
Чаще всего система завоздушивается из-за нарушения герметичности уплотнений подкачивающего насоса низкого давления или самого ТНВД.
В результате долгой службы или некачественно проведённого ремонта воздух начинают пропускать соединительные топливные магистрали:
Во всех топливных системах используются эффективные и сложные фильтры, иногда с отстойниками и пробками. В них накапливается вода, возникает коррозия. Ситуация усугубляется частыми операциями демонтажа для замены фильтров и удаления воды, что постепенно повышает вероятность утери герметичности. Качество самих сменных фильтров также бывает далеко от идеала.
Размещение подкачивающего насоса в одном блоке с ТНВД создаёт больше условий для подсоса воздуха в подающую магистраль, чем компоновка его в топливном баке. Но и там насос может начать подхватывать воздух при пустеющем баке.
Для точной локализации места подсоса воздуха можно подать топливо непосредственно в ТНВД, после чего через штуцер обратки полностью откачать вакуумом воздух до появления чистой прозрачной жидкости.
Далее двигатель запускается, питаясь из подставленной ёмкости, и останавливается на несколько часов. Если последующий запуск в такой конфигурации пройдёт успешно, и мотор будут работать нормально, значит воздух попадает через трубопроводы от бака.
Состояние самого ТНВД проверяется размещением ёмкости с топливом выше или ниже штуцера. При наличии разрежения на входе неисправный ТНВД будет подавать воздух на форсунки, что и укажет на его вину.
Как выгнать воздух из дизеля
Для прокачки на некоторых моторах устанавливается ручной насос. Если его нет, то придётся использовать штатные средства во время работы стартёра. Параллельно аккумулятору лучше подключить пускозарядное устройство. Прокачка производится после устранения причины подсоса воздуха.
Прокачиваем фильтр
Фильтр прокачивается ослаблением предназначенного для этого штуцера или пробки на корпусе. Как только через него перестают выходить пузырьки воздуха, процесс можно считать законченным.
Процедура похожа на удаление воздуха из тормозов, но отличается наличием насоса.
Прокачка ТНВД
Удалить воздух из ТНВД значительно сложнее, чем из фильтра и подающих магистралей. Лучше всего прокачивать насос через магистраль обратки.
Если топливо подаётся под давлением, что можно обеспечить, создав некоторый избыток воздуха в баке и перекрыв его систему вентиляции, то через некоторое время воздух из ТНВД удалится через его обратный слив. Контролировать это можно подсоединив прозрачный шланг.
Попытки прокачать ТНВД запуская двигатель от мощного буксира могут закончиться плохо. Работая без положенной смазки топливом, плунжерные пары будут изнашиваться и засорять форсунки стружкой. Система окончательно придёт в негодность.
Прокачка топливопроводов
После удаления воздуха из ТНВД некоторое его количество останется в топливных магистралях форсунок. Со временем оно оттуда удалится естественным путём, но только если удастся запустить двигатель, что не всегда реально.
Потребуется долго работать стартёром с перерывами на его охлаждение и только при наличии мощного пускозарядного устройства.
Ускорить процесс можно ослабляя штуцеры топливопроводов, тогда воздух будет выходить быстрее. Если двигатель запустится, пусть и не на всех цилиндрах, ослабляя и вновь затягивая гайки штуцеров воздух удаляют окончательно, что определяется по разбрызгиванию топлива со значительной силой.
Для профилактики попадания воздуха в исправную топливную систему никогда не надо полностью вырабатывать топливо из бака. Это же предохранит двигатель от попадания сконденсированной в баке воды.
Процедуру замены фильтров и удаление конденсата надо проводить в строгом соответствии с инструкцией к конкретному двигателю.