что делать если закончилось масло в машине
Куда девается масло: почему масло в двигателе пропадает и что с этим делать?
Моторное масло расходуется на смазку двигателя. Его заливают в картер, откуда оно поступает по системе смазки в цилиндры, на коленчатый вал и другие вращающиеся и трущиеся части. Уровень масла в картере не должен опускаться ниже определенных отметок, чтобы не допустить масляного голодания мотора. Масло из двигателя уходит по следующим причинам:
• угар смазки в камере сгорания;
• потери масла через систему вентиляции двигателя;
• на испарение.
Это неизбежные потери, которые закладываются в нормы пополнения моторного масла, и основная их доля (свыше 80%) приходится на угар. Производителями установлена норма пополнения смазки на 1000 км пробега в размере 0,8 л. Если уровень масла в двигателе уходит быстрее, можно говорить о проблеме большого расхода. Автомобиль, который «ест» масло сверх нормы, ощутимо повышает затраты на свое содержание.
При этом следует заметить, что потери на угар сильно завышены. Расчеты показывают, что их величина для 4-цилиндрового двигателя объемом 1,8 л в зависимости от марки масла должна составлять 0,16-0,3 л на 1000 км. Поэтому не спешите радоваться, что на периодическую доливку масла до требуемого уровня вы расходуете меньше 0,8 л смазки.
Совсем другое дело, когда масло в двигателе уходит резко и внезапно. В этом случае необходимо предпринять неотложные меры по установлению и устранению причин такой ситуации. В равной мере это касается случаев, когда вам приходится постоянно доливать моторное масло сверх установленных производителем норм.
Чрезмерный расход моторного масла
Вопрос, почему уходит масло в двигателе, часто задают на форумах автолюбителей. Ответы на него интересуют владельцев новых и старых машин всех марок и моделей. Масло в двигателе пропадает по следующим основным причинам:
• потеря герметичности уплотнителей в системе смазки;
• износ сальников коленчатого вала;
• выход из строя маслосъемных колпачков;
• проблемы поршневой группы – например, залегание маслосъемных колец и т. д.
Большинство неисправностей системы смазки проявляется в подтеках масла, которые хорошо заметны на чистом двигателе. Если движок машины начал дымить, это говорит о проблемах поршней.
Залегшие маслосъемные кольца значительно увеличивают потери на угар. Они могут превзойти установленные производителем нормы в разы. Повышенный расход смазки также заметен по приборам авто. Например, по давлению масла в системе. В любом случае для установления причин пропадания масла в двигателе необходимо провести его диагностику. Иначе вопрос, почему уходит масло в машине, может остаться без ответа.
Что надо делать для снижения расхода масла
В продлении срока службы и безопасной эксплуатации двигателя моторное масло играет ведущую роль. Вместе с тем смазочные материалы являются значительной статьей затрат на содержание автомобиля. Для снижения расхода масла необходимо предпринимать следующие меры:
• незамедлительно реагировать на появление протечек, иначе вы потратите месячную норму на доливку масла за 2-3 дня;
• своевременно менять масляный фильтр, поскольку в случае сильного загрязнения он начинает подавать в мотор неочищенную смазку со всеми негативными последствиями;
• содержать двигатель в чистоте;
• использовать качественную и предусмотренную руководством по эксплуатации смазку.
Эти требования и рекомендации просты к исполнению. Придерживаясь их, вам не придется задаваться вопросом, куда пропадает масло в двигателе. По крайней мере, это будет происходить намного реже и не по вашей вине. Более того, вы сможете сократить расходы на доливку моторного масла в сравнении с нормами производителя.
Что будет если закончится масло в двигателе и сколько без него может работать двигатель
Даже те, кто никогда не ездил за рулем, знают, что масло ‒ это залог нормальной и бесперебойной работы двигателя автомобиля.
Поэтому автовладельцы так придирчиво выбирают моторное масло и скрупулезно отслеживают не только его уровень, но и сколько км прошел двигатель на этом масле.
А что будет если закончится масло в двигателе? Может ли он в принципе функционировать без смазывающего вещества и как долго?
Моторное масло ‒ незаменимая составляющая двигателя. Оно крайне важно для металлических деталей, которые двигаются во время работы мотора и нуждаются в непрерывной смазке.
От этого зависит и срок эксплуатации сердца машины ‒ двигателя. При этом важно, чтобы объем масла был на определенном уровне. Но все же интересно, как долго силовой агрегат способен проработать без какой-либо смазки?
Что будет если закончится масло в двигателе
Если из картера слить все масло, то в холостом режиме двигатель может проработать еще несколько часов. Правда, в этой ситуации есть много «но»:
Сколько может работать двигатель без масла
В среднем надо рассчитывать примерно на 2-7 минут.
В общем, проверять все это точно не стоит. Потому как уже давно доказано, что без смазки выход двигателя из строя неминуем, и очень быстро. Результатом станет его полное заклинивание с последующим капитальным ремонтом или заменой.
Очевидно, что масло играет огромную роль в продолжительности жизни двигателя. При этом, имеет значение не только наличие смазки, но и качество самого моторного масла. Поэтому к покупке следует подходить довольно серьезно.
Дешевое моторное масло почти не защищает двигатель от износа, гораздо чаще требует замены и плохо влияет на запуск двигателя в холодное время года.
Недостаточно просто вовремя обеспечивать двигатель маслом. Нужно еще делать это правильно, то есть использовать качественное моторное масло.
Открытый вопрос: когда и как использовать остатки моторного масла в канистре
В прошлом посте мы подняли тему сроков хранения моторных масел в закрытой таре и пообещали, что также расскажем, как поступать с тем маслом, которое при очередной замене оказалось лишним, то есть осталось во вскрытой канистре. Держим обещание и уже приготовили панамку – открыты к любой критике и будем рады прочитать в комментариях мнения опытных водителей, пусть даже и оспаривающие нашу официальную позицию насчёт всего, о чем мы тут написали. 😉
Начать стоит с того, что, естественно, продукт не нужно выкидывать – при нынешних ценах на смазочные материалы такая расточительность мало кому по карману. Вот варианты, как можно использовать остатки:
1. Использовать для доливки в двигатель, который «ест масло»
Не всем и не всегда это необходимо делать, но никогда нельзя полностью исключить вероятность того, что двигателю понадобится чуть добавить смазки в течение межсервисного интервала. Причины тому могут быть разные: обычно двигатели начинают подъедать масло либо из-за каких-то проблем внутри них самих (особенно, если машина «в возрасте»), либо из-за тяжелых условий эксплуатации. Чтобы понять и отследить наличие «масложора», при эксплуатации авто уровень масла в нём следует регулярно проверять, используя для этого специальный щуп. В случаях, когда уровень смазочной жидкости понижается до отметки min, необходимо произвести её доливку. Тогда и пригождается «неприкосновенный запас», оставшийся с последней замены масла.
Конечно, если масло уходит из мотора слишком быстро (когда утром долили, а вечером уже заметили, что масло ушло по-новой), двигателю необходима диагностика и, скорее всего, срочный ремонт. Если же всё не критично, то достаточно просто контролировать уровень масла и подливать его до нужного уровня по необходимости, пока не наступит время планового ТО, на котором как раз и можно будет выяснить детально, в чем кроются истинные причины «масложора» и как с этим быть в дальнейшем.
2. Оставить до следующей замены смазочной жидкости
Это также один из наиболее очевидных вариантов использования, но нужно иметь ввиду, что объединять остатки предыдущего масла можно только с его полным аналогом. В идеале, это должно быть масло той же торговой марки и с той же вязкостью, что и у смазочного материала с прошлой замены.
Предположим, в прошлый раз вы купили 6-литровую канистру масла HYUNDAI XTeer Ultra Protection 5W-30 API SP, но использовали только 4 литра, а ещё 2 литра остались храниться во вскрытой канистре. Таким образом, к следующей замене вам не понадобится покупать большой объём лубриканта — достаточно будет всего лишь двух 1-литровых канистр аналогичного продукта. Благо, производитель HYUNDAI XTeer принимает во внимание самые разные потребности автомобилистов и выпускает масла в тарах различной ёмкости: по 1, 4, 5, 6 литров, а также в бочонках и бочках по 20 и 200 литров.
Конечно, стоит оговориться, что если уж какое-то количество масла осталось ждать следующего ТО, важно обеспечить ему правильные условия хранения:
— крышку плотно закрыть (можно даже с использованием дополнительного уплотнителя) и лишний раз не открывать, чтобы не впускать в канистру новые порции кислорода и влаги, из-за которых масло окисляется;
— не оставлять канистру на солнце, равно как беречь от слишком сильных морозов.
Также маслу противопоказаны вибрации — из-за них продукт может расслаиваться на фракции. Так что возить початую канистру с собой в автомобиле «на всякий случай» не слишком удачная идея. Лучше просто спрятать её в тёмный угол гаража или балкона и без особой надобности не доставать.
Главное – потом вовремя об этих припасах вспомнить, иначе шансов у масла быть использованным по своему прямому назначению значительно убудет. Год ожидания во распечатанной канистре – это уже серьёзное испытание для автомобильной смазки, даже если хранить её бережно. Вполне возможно, когда вы после этого достанете масло и взгляните на него на просвет, то заметите в нём неравномерность окраса и плотности, осадок — одним словом, признаки того, что продукт начал портится, то есть терять свои эксплуатационные качества.
Кстати, проводить визуальный тест рекомендуется всякий раз, когда собираетесь использовать уже начатое масло, даже если оно было открыто сравнительно недавно. Ведь, как мы уже написали выше, крайне важны условия хранения: иногда они работают на опережение всех сроков. Например, даже капля попавшей внутрь канистры воды может загубить продукт в считанные недели.
Использовать, но не в двигателе
Если масло пролежало вскрытым год и более, использовать его в двигателе нужно с большой осторожностью. Скорее всего, в нём уже произошли необратимые процессы окисления компонентов, и заявленные физико-химические свойства смазочный материал утратил. Если визуальный тест и здравомыслие подсказали, что заливать продукт в двигатель опасно, то делать этого и не стоит. Так, например, при наличии на дне канистры осадка масло для дальнейшего применения в ДВС уже точно не пригодно.
Но как же тогда с ним дальше поступить? Есть два пути:
• Отправить в утиль
Самый простой и надёжный вариант – отдать канистру с остатками масла в ближайший автосервис, где производят замену моторных масел. Там его выльют в бочку с отработкой, а затем продадут эту бочку по сходной цене каким-нибудь производителям промышленных смазок, для которых отработанные моторное масло – прекрасное сырьё.
Существуют также отопительные печи, работающие как раз-таки на отживших автомаслах. Частные дома такими отапливаются редко, а вот те же автосервисы – очень даже часто.
• Применить в быту
Знатоки уверяют, что старое моторное масло – отличная «морилка» для деревянных вещей: им хорошо обработать, скажем, забор или дощатый сарай на даче. И внешний вид древесины будет лучше, и паразиты в ней не заведутся!
А если серьёзно, совет такой: если уж вы приобретаете масла впрок (а в свете растущих цен такое стремление очень понятно), то целесообразно не покупать большие канистры. Лучше купить несколько канистр среднего и малого объёма (например, по 1 и 4 литра), чтобы, сочетая их, использовать открытое масло по-максимуму, без остатков. Тогда и не придётся забивать голову вопросом, как эти остатки хранить и не опасно ли их потом использовать в своём двигателе.
Сколько двигатель может работать без масла и чем это грозит?
Основная задача моторного масла в двигателе – это предотвращение износа его деталей. Опытные водители знают, что будет, если ездить без масла в двигателе: в автомобильных моторах уровень силы трения настолько высок, что отсутствие смазки быстро приводит к стачиванию трущихся поверхностей. Микроскопический зазор между деформированными деталями приведет к невозможности функционирования силового агрегата.
Для чего необходимо заливать моторное масло в двигатель автомобиля?
Функция вещества состоит не только в том, чтобы смазывать шейки коленчатого вала, цилиндров, деталей газораспределительного механизма и других частей двигателя. Моторное масло также:
Моторные масла состоят не только из нефтяной составляющей, в них могут быть различные присадки, которые должны выполнять самые разные функции. Они регулируют вязкость смазочных материалов, очищают детали двигателя от загрязнений, усиливают или, наоборот, ослабляют различные свойства маслопродукта.
Сколько километров можно проехать без масла?
Полное отсутствие смазки в работающем силовом агрегате автомобиля мгновенно приведет к катастрофическому износу его деталей и механизмов. Если мотор новый или несильно изношенный, его можно завести при отсутствии какой-либо смазки. Если не давать двигателю высокой нагрузки, то с малой скоростью можно будет проехать некоторое количество километров без критических последствий и без последующего дорогостоящего ремонта.
В 2008 г. сотрудники журнала «За рулем» провели эксперимент с эксплуатацией автомобилей без смазки. Для эксперимента взяли 2 новых автомобиля LADA с инжекторными моторами: один обработали препаратом «Супротек», образующим антифрикционную пленку на поверхности деталей мотора, другой не обрабатывали. Из обоих агрегатов перед запуском заранее слили масло.
Необработанный присадкой двигатель начал стучать через 74 км неторопливой поездки. Обработанная присадкой Лада прошла 150 км без стуков в силовом агрегате. После этого эксперимент было решено прекратить.
Способы определения недостатка смазки
При снижении уровня смазочного материала до минимально необходимого срабатывает электронный датчик. На панели приборов загорается индикатор недостатка моторного масла, который выглядит как масленка. Бортовой компьютер или дисплей мультимедийной системы выводит текстовое сообщение о необходимости долива смазки.
Недостаток смазывающей жидкости можно определить с помощью масляного щупа, который находится под капотом. При извлечении стержня на его кончике можно увидеть 2 контрольные отметки, соответствующие нормальному и минимальному уровню смазочного материала. Если масла недостаточно, его необходимо долить.
Особенности работы мотора без масла
Проблема недостатка смазочного материала не проявляет себя до наступления критических последствий. Появившиеся стуки и писки при работе двигателя сигнализируют о дефиците или отсутствии масла в моторе и необходимости экстренной остановки.
Езда с недостаточным уровнем смазки может также сопровождаться сизым дымом из выхлопной трубы или запахом выхлопных газов из-под капота.
Какие последствия могут быть при недостаточном количестве моторного масла?
При недостатке смазки в двигателе многократно возрастает трение между подвижными частями мотора, в первую очередь – в кривошипно-шатунном механизме. Из-за этого детали быстро изнашиваются вплоть до заклинивания коленвала и невозможности спасти силовой агрегат.
Вместе с этим повышенному износу подвергаются элементы газораспределительного механизма, цепь его привода (если она имеется) и турбина нагнетателя либо компрессора, которым оснащаются некоторые автомобильные моторы. После сухой эксплуатации двигателя указанные системы и оборудование тоже могут выйти из строя.
Как и когда срабатывает сигнальная лампочка датчика давления смазки?
Если индикатор загорелся, это может говорить о:
Во всех случаях при срабатывании этого индикатора причину начинают искать с проверки уровня моторного масла в двигателе. Если его уровень в норме, ищут и устраняют другие возможные проблемы: засорившийся маслофильтр, неисправный маслонасос и т.д.
Доливка масла в мотор: когда нужна и как это делается правильно
Одна из обязанностей водителя, прописанная в руководстве по эксплуатации — следить за уровнем масла в двигателе. Что делать, если уровень упал ниже минимального: как срочно нужно доливать, какое именно? Ответы на эти и другие частые вопросы — в нашей статье.
Нормальный уровень масла необходим для максимально эффективной защиты деталей от износа. Для контроля уровня в двигателях предусмотрен щуп, который легко доступен из подкапотного пространства. Проверка осуществляется визуальным способом. На щупе нанесены отметки Min и Max (обычно пространство между ними выделают пластиковой насадкой, рифлением или другими способами). На вынутом щупе масло должно находиться между этими отметками.
На относительно новых автомобилях уровень масла всегда находится в допустимых пределах. Доливать его нет необходимости: достаточно просто заезжать на сервис для своевременной замены. Специалисты ГК «Фаворит Моторс» напоминают, что для каждого транспортного средства установлена своя периодичность: например, для европейских моделей с бензиновыми двигателями она составляет 15 000 км или (при тяжелых условиях эксплуатации автомобиля) 10 000 км. Точный межсервисный интервал можно узнать в руководстве по эксплуатации. Необходимость замены связана с тем, что масло теряет свои свойства: присадки вырабатывают ресурс, накапливаются мельчайшие продукты износа, которые не может задержать фильтр. Даже, если вы ездите на машине редко, следует менять масло раз в год.
«Моя машина сама подскажет, когда долить масло»
Мы привыкли, что во всех автомобилях есть индикаторы на панели приборов с изображением масленки или надписью OIL. Многие водители не утруждают себя проверкой уровня масла, надеясь на помощь бортовой системы диагностики. Но не всегда это оправдано. Дело в том, что тот самый индикатор свидетельствует о проблеме с давлением масла, а не его уровнем. Говоря простыми словами, масляный насос забирает масло практически с самого дна поддона. Соответственно, пока оно в принципе есть, в штатных режимах проблем с давлением не будет. Они могут возникнуть при резких маневрах, движении в гору или с горы, и лишь тогда в насос попадет воздух и загорится лампочка. Так что надеяться на знакомый индикатор в плане контроля уровня неправильно.
Справедливости ради отметим, что в некоторых автомобилях при самодиагностике проверяется, в том числе и количество масла. Это сильно облегчает жизнь водителю.
Как правильно проверять уровень масла?
Хотя такая проверка — элементарная процедура, есть несколько принципиально важных правил ее выполнения. Во-первых, контроль лучше выполнять на холодном двигателе. В этом случае все масло находится в поддоне — в процессе поездки оно прокачивается насосом и разбрызгивается по всему мотору. Если выполнить проверку «на горячем двигателе», уровень может показаться большим, чем на самом деле. Во-вторых, желательно перед оценкой уровня вынуть щуп, протереть его, затем аккуратно погрузить обратно и вынуть еще раз. В противном случае уровень не всегда правильно «читается» на щупе.
Почему уровень масла падает?
В сильно изношенных двигателях смазка утекает через негерметичные уплотнения. Также масло расходуется «на угар», то есть сгорает в цилиндрах двигателя. Чем сильнее изношены масляные кольца на поршнях, тем больше будет уходить масла. Современные двигатели иногда расходуют достаточно большой объем и это прописано в инструкции: например, у немецких авто нормой считается расход масла до 1 л на 1000 км.
Доливка масла в двигатель: как это правильно сделать?
Если вы видите, что уровень масла ниже нормы, его необходимо долить как можно быстрее, иначе силовой агрегат будет испытывать масляное голодание и интенсивно изнашиваться. В идеале доливать такое же масло, что уже залито в ваш двигатель внутреннего сгорания. Тем, кто обслуживается в дилерских центрах ГК «Фаворит Моторс», советуем поискать смазочные материалы на нашем сайте – здесь можно купить емкости как по 1 л, так и по 4-5 л.
Почему не рекомендуют использовать другие масла, даже того же производителя? В каждом наименовании масла используются свои присадки, которые не всегда совместимы с другими. В итоге после долива может образоваться осадок, помутнение, измениться вязкость — словом, масляная смесь будет иметь другие характеристики.
Если вы находитесь далеко от своего сервиса и не можете найти необходимое, руководствуйтесь следующими правилами. В минеральное масло допустимо доливать другое, но на минеральной основе. Аналогично с синтетикой: лучше использовать синтетическое. Полусинтетические масла универсальны: их можно смешивать с любыми другими, а также любое другое можно долить в «полусинтетику». Постарайтесь доливать масло до минимально допустимого уровня, чтобы при возможности купить «родное» и заполнить им полный объем.
В самом крайнем случае, когда масла нет, а ехать надо, можно долить любое в любое. Здесь мы фактически выбираем из двух зол: ехать без масла гораздо хуже. В поездке старайтесь не нагружать двигатель без необходимости, не раскручивать его до высоких оборотом. По возвращении получившаяся «моторная жидкость» должна быть заменена на нормальное масло, желательно с промывкой.
Заливать масло нужно через воронку или из горлышка канистры порциями по 200-300 грамм, ждать несколько минут пока оно дойдет от заливной горловины до картера и только потом проверять уровень.
Можно ли заливать моторное масло «с запасом»?
Если двигатель довольно активно потребляет моторное масло, возникает логичный вопрос: нельзя ли налить его «с запасом», чтобы не так часто залезать под капот? Нет, нельзя. При излишке масла оно будет выдавливаться через все прокладки, к тому же есть риск выдавливания сальников коленвала. Зимой масло густеет, и чем больше его в моторе, тем сложнее прокрутить вал для запуска. Поэтому перелив недопустим.
Можно ли реже менять масло при частом доливе?
Еще один популярный вопрос. Логика такая: если вы периодически доливаете масло, то есть обновляете его, оно должно служить дольше. Но это не совсем так. В масле накапливаются продукты сгорания и износа деталей — не все задерживаются масляным фильтром. Именно поэтому изначально полупрозрачное масло темнеет уже после первой тысячи километров. Когда масло угорает или утекает через прокладки и сальники, продукты износа и сгорания остаются внутри. Избавиться от них можно только полной заменой масла. Если вы добавили 1 л масла, а потом еще 1 л, вам кажется, что вы заменили уже 2 л из, скажем, 4-х. Но это не так: ведь первый литр смешался с «грязным» содержимым смазочной системы. В итоге после долива 2 л нельзя сказать, что вы обновили половину объема: в лучшем случае это будет 20-30%. Поэтому менять масло надо независимо от его качества и частоты долива.
Недостаток масла: причины для беспокойства
Масляное голодание двигателя — опасно! Ресурс мотора при недостаточной смазке сокращается намного быстрее. Это похоже на ядерную реакцию: продукты износа разносятся остатками масла по всему агрегату и повреждают еще не тронутые детали. Добавим сюда повреждения от работы «на сухую» и получим грустный результат. Если вы поняли, что долго ездили без масла, оно быстро «уходит» или заметили странный звук двигателя — записывайтесь на диагностику. Возможно, достаточно будет заменить прокладку поддона или герметик, чтобы забыть о проблеме. Точную причину может установить только специалист.