что делать если заблокирован клиент банк

Кому и за что могут отключить клиент-банк?

что делать если заблокирован клиент банк

Кому и за что отключат клиент-банк? Этот вопрос в последнее время беспокоит многих главбухов и руководителей компаний. Читайте ниже, кому и за что отключают клиент-банк и как исправить ситуацию, если не хотите остаться без расчетного счета в самый неподходящий момент.

Почему заблокировали «Клиент-банк»?

«Клиент-банк» — это система, которая позволяет компании взаимодействовать с банковским учреждением дистанционно, с рабочего места бухгалтера или руководителя. Блокировка системы «Клиент-банк» для фирмы означает приостановление доступа к собственным деньгам на расчетном счете: деньги будут приходить на счет, однако организация не сможет ими воспользоваться, чтобы уплатить налоги или перечислить контрагенту.

Банки и раньше имели право приостанавливать обслуживание расчетных счетов, но ограничивались лишь запросом пояснений по сомнительным операциям. Однако в апреле 2016 года ЦБ РФ порекомендовал банковским учреждениям отключать «Клиент-банк» в определенных случаях (методические рекомендации от 13.04.2016 № 10-МР). Меры призваны противостоять коррупции, выводу капитала из страны и незаконному обналичиванию денежных средств.

Центробанк относит к признакам осуществления компанией противозаконных действий следующие ситуации:

Программное обеспечение банков отслеживает динамику операций по счетам компаний автоматически; при обнаружении одного или нескольких из указанных выше критериев сотрудники начинают наблюдать за р/с вручную, особенно если поведение фирмы за последние месяцы изменилось. Если банк заподозрил, что компания скрывает часть своих доходов и расходов, начинается проверка.

Блокировка «Клиент-банка» юридического лица: что делать?

Перед блокировкой доступа к системе сотрудники банка могут позвонить в компанию и запросить пояснения либо пригласить руководителя на беседу. Банк интересуют отчетность фирмы, копии платежных поручений в бюджет, учредительные документы, договоры аренды используемых помещений, копии договоров с контрагентами, состояние расчетов с госорганами.

Однако банк может заблокировать «Клиент-банк» без предварительного выяснения обстоятельств. В таком случае юрлицу или предпринимателю следует составить пояснение в произвольной форме и предоставить в банк вместе с подтверждающими документами. Чем более подробно фирма пояснит характер операций по р/с, тем быстрее разблокируют доступ к системе «Клиент-банк».

О том, как быть с платежами в бюджет, если у вас открыт р/с в банке, потерявшем право осуществлять банковские операции, читайте в статье «Банк остался без лицензии, что с вашими налогами?».

В банке рассмотрят ваши доводы, и если они убедительны, то в тот же день или не позднее чем через 10 рабочих дней разблокируют «Клиент-банк».

ВНИМАНИЕ! ЦБ РФ регулярно обновляет базу неблагонадежных клиентов банков. В их число входят компании, которым официально отказывают в проведении операций, принудительно закрывают р/с, а также фирмы, отказавшиеся пояснять по запросу банковских сотрудников операции по счету (пп. 5.2, 11 ст. 7 закона «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем» от 07.08.2001 № 115-ФЗ). Если вы попали в список подозрительных клиентов, то и другие банки могут отказаться с вами сотрудничать.

Итоги

Рекомендации ЦБ РФ по блокировке операций по счету призваны выявлять случаи уклонения от уплаты налогов и обналичивания выручки. На практике признаки неблагонадежности могут быть следствием вполне законных причин, поэтому если вы подтвердите свою добросовестность, сотрудники банка разблокируют доступ к счету. Мы рекомендуем вам иметь несколько расчетных счетов в разных банках, чтобы приостановка операций по одному счету не парализовала деятельность всей компании.

Заблокировать операции по р/с банк может и по требованию налоговой. О том, в каких случаях это может произойти, рассказываем в материале «Причины блокировки расчетного счета налоговой инспекцией».

Источник

Что делать, если онлайн-банк заблокировал доступ к ДБО?

что делать если заблокирован клиент банк

В наш нелегкий бизнес-век стало повсеместной практикой, когда банк, заподозрив клиента в подозрительной операции, блокирует ему доступ к дистанционному банковскому обслуживания — ДБО.

Банки пристально следят за операциями клиентов, анализируя их на предмет соблюдения антиотмывочного закона. Но дело дошло до абсурда, банки попросту бояться не выполнить рекомендации регулирующих органов и при малейших сомнениях приостанавливают операции, чтобы их не обвинили в халатности, по принципу — лучше пере..страховаться.

Однако в том вопросе случился положительный прецедент, рассказывают на канале АнтиФинРазвездка.

Обо всем по порядку.

Банк России обнародовал Методические рекомендации, в которых впервые изложил свою позицию по тем клиентам, чьи операции или деятельность банк считает сомнительными, и вместо отказа в проведении операций с обязательным информированием Росфинмониторинга просто временно или совсем отключает ДБО.

В рекомендациях ЦБ отмечает, что в межведомственную комиссию регулярно поступают обращения по поводу ограничения ДБО без истребования документов, пояснений и даже без разъяснений — имел место отказ с включением в список «отказников» или же нет.

Но в компетенцию межведомственной комиссии решение таких вопросов не входит. Поэтому регулятор настоятельно рекомендует банкам при отключении ДБО информировать клиентов о причинах ограничения в обслуживании, а также «создавать условия для возможности представления клиентами необходимых пояснений, информации и (или) документов с целью осуществления ими защиты своих прав».

Это, вроде бы, ценная информация от ЦБ, но тем не менее ЦБ не дает четких рекомендаций банкам как оформлять взаимодействие с клиентом при отключении ДБО. Не исключены случаи, что отдельные игроки не будут им следовать, а в случае претензий ЦБ или судебных споров станут уверять, что пояснения клиенту были даны устно.

Как подметили эксперты, в данном случае регулятор не мог высказать свою позицию более жестко — «отключение ДБО не влечет для клиента правовых последствий, не лишает возможности пользоваться банковскими услугами и к тому же является частью договорных отношений, на которые ЦБ влиять не может».

С подозрительных клиентов банкиры требуют документы и пояснения и блокируют им доступ к интернет-банку. В этом случае, как правило, банк предлагает корпоративным клиентам осуществлять управление расчетным счетом по-старинке — с помощью бумажных платежных поручений. Умолчим сейчас о размере банковской комиссии за такие операции.

Вопрос в другом. Что делать, если у банка физически нет отделений, а вся его работа протекает в онлайн-режиме? Куда идти с бумажной платежкой? В этой ситуации клиент, лишенный доступа к интернет-банкингу, фактически лишается права на управление своим счетом. И вот в такой ситуации недавно разбирался Арбитражный суд Уральского округа.

Суть дела

Компания требовала признать незаконными действия банка по введению ограничений проведения операций с использованием системы дистанционного обслуживания и по использованию корпоративной карты, в связи с чем обязать банк возобновить обслуживание расчетного счета с использованием системы ДБО и снять все ограничения по использованию корпоративной карты.

Банк заявил, что основной обязанностью банка в соответствии с условиями заключенного договора является открытие и обслуживание счета, а предоставление ДБО — всего лишь доп. услуга, позволяющая клиенту пользоваться счетом без посещения офиса банка. Истцу была ограничена именно возможность по исполнению платежных поручений, направленных путем использования ДБО, а не приостановлены соответствующие операции по счету. Кроме того, в договор банковского счета был включен пункт о возможной блокировке ДБО в рамках 115-ФЗ. Клиент об этом знал, договор подписал, а значит согласился с его условиями. Никто не мешал клиенту прийти с бумажными платежками в банк «Открытие» («Точка» является его проектом).

Суд напомнил сроки, в течение которых допускается ограничивать расходные операции по 115-ФЗ:

Что решил суд

Банк в лице своего дочернего предприятия «Точка» является интернет-банком, осуществление банковских расчетов клиентами указанного филиала возможно только и исключительно с использованием ДБО, наличие которого является существенным условием договора банковского счета.

Возражение банка о возможности истца предоставить платежные поручения в ином филиале (отделении) банка, оценено судом критически, поскольку клиент обслуживается не в любом филиале (отделении) банка, что, например, следует из того, что карточка с образцами подписей и печати клиента имеется заведомо не в каждом филиале (отделении, офисе, операционной кассе и др.) банка.

Прецедент?

По словам экспертов, частный спор «Точки» и «Самторга» имеет важное значение для рынка. «Эта логика должна применяться судами при рассмотрении споров клиентов других банков или в тех случаях, когда у Банка нет отделения в городе проживания клиента, и потому отключение ДБО не дает возможности совершать платежи».

Ситуация может измениться, если жалобу «Точки» будет рассматривать Верховный суд и передаст ее на рассмотрение судебной коллегии, которая примет сторону клиента банка. Тогда решение станет прецедентом. Но пока неизвестно, будет ли банк подавать жалобу в ВС.

На сегодняшний день никаких жалоб по данному делу Банк до сих пор не подал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *