что делать если вследствие высокого спроса образовалось свободное место на полках ответ на вопрос
Соблюдать правило работы с «пустыми местами» на полках.
При возникновении «пустых мест» на полках при внедрении планограмм «нового формата» управляющему магазина необходимо определить причину отсутствия товара в магазине:
2.2. В случае если товарная позиция выводится из ассортиментного перечня (остается пустое место), но присутствует в планограмме, необходимо, до следующего обновления планограммы, заполнить пустое место товарной позицией, размещенной с правой, либо с левой стороны, фейсинг которой представлен наиболее широко.
Для определения данного списка товаров с программы «1С-предприятие» необходимо сформировать отчет «Остатки товаров» с признаком АП – товар не входящий в АП.
2.3. При недопоставке товарной позиции, входящей в ассортиментный перечень, необходимо оставлять пустые места на полке до следующей поставки данной позиции, при этом ценник на данную позицию необходимо перевернуть тыльной стороной и оставить в основной выкладке товара.
При образовании значительных пустых мест на полках товарных позиций, входящих в основной ассортиментный перечень, при недопоставке товара более 5-ти дней управляющему магазина необходимо заполнить пустое место высокооборачиваемой товарной позицией данной группы товара до следующей поставки.
Пустые места в обязательном порядке необходимо заполнять только при выкладке товарных категорий, размещенных в регале и морозильных ларях.
Соблюдать правило работы товаров с граневыми сроками реализации.
В случае если в магазине существует большой запас товара с граневыми сроками реализации допускается, на период «час пика магазина» (2-4 часа в день), убрать со стеллажа товарную позицию, размещенную с правой, либо с левой стороны, фейсинг которой представлен наиболее широко, для расширения выкладки товара с граневыми сроками реализации.
После окончания «час пика» необходимо выкладку осуществить согласно планограммы «нового формата».
Соблюдать правило работы с «остатками».
В случае если в магазине существуют «остатки» товарных позиций (вывод из ассортиментного перечня), которые не учтены в планограмме, выкладку «остатков» необходимо осуществлять с правой стороны по ходу движения покупателей вертикальным блоком в 2 фейсинга каждой позиции товара согласно основных принципов выкладки:
— по объему упаковки (товарные позиции в объемной упаковке размещать на нижних полках, мелкоштучный товар на верхних полках).
В случае если в магазине присутствует менее 4-х позиций «остатков» выкладку осуществлять согласно основных принципов, на остальных полках расширить выкладку крайних позиций, указанных в планограмме.
Соблюдать правило работы с «новыми», «экспериментальными», «уцененными» товарными позициями.
В случае если при поступлении новых и экспериментальных позиций в магазин, а также, если в магазине присутствуют «уцененные» позиции, которые не учтены в планограмме, выкладку необходимо осуществлять в зоне размещения «остатков» не менее 2-х фейсов каждой позиции товара, до поступления обновленных планограмм выкладки «нового формата».
Соблюдать правило работы с акционными товарными позициями.
Выкладку товарных позиций, которые участвуют в акции «Экономия» необходимо осуществлять по следующим параметрам:
6.1. При горизонтальной выкладке товара акционные позиции необходимо расширять за счет сокращения аналогичных позиций, размещенных с правой либо с левой стороны на одной полке с акционным товаром (см. рис.1), соблюдая правила:
— выкладка сокращенных позиций не должна быть менее 2-х фейсингов в ширину;
— выкладка акционной позиции не должна быть расширена более чем в три раза;
(если товарная позиция размешена в 2 фейсинга, то на время акции «Экономия» данную позицию необходимо расширить до 6-ти фейсингов в ширину).
Рис.1. Горизонтальная выкладка товара
6.2При вертикальной выкладке товара акционные позиции необходимо расширять за счет сокращения аналогичных позиций данного блока, которые размещены справа или слева, снизу или сверху (см. рис.2), соблюдая правила:
— выкладка сокращенных позиций не должна быть менее 2-х фейсингов в ширину;
— выкладка акционной позиции не должна быть расширена более чем в три раза.
— блочность выкладки товара не должна быть нарушена.
Рис. 2. Вертикальная выкладка товара
В случае если нет возможности выполнить данные требования (выкладка товарных позиций категории размещена в 2 фейса и менее), выкладку акционных позиций не расширять в основном месте продаж, а размещать дополнительно на свободных торцевых стеллажах и акционных столах/поддонах.
Планограмма выкладки товаров в магазине: 5 принципов составления
Что такое планограмма товаров в магазине и для чего она нужна?
Планограммы в магазине — эффективный инструмент управления торговым пространством, позволяющий «выжать» максимум дохода с каждой полки. Работают планограммы только в неразрывной связке с анализом продаж и применяются в магазинах любого формата и размера. Что же такое планограмма товаров и для чего она нужна?
Если говорить упрощенно, то речь идет о схеме размещения товаров на стеллажах, витринах, в холодильниках и т. д. Однако за простым рисунком на самом деле кроется стратегия наиболее рационального использования торговых площадей, помогающая выдерживать установленные стандарты и строго следовать концепции магазина.
Как было сказано выше, правильная планограмма должна опираться на тщательный анализ продаж. Товары, которые стоят на виду, продаются гораздо лучше. Управление этой закономерностью с учетом маржинальности и оборачиваемости различных позиций, и есть основной смысл составления планограмм. Грамотное применение планограмм увеличивает пропускную способность магазина, помогает планировать пополнение склада и быстрее продавать товары с истекающим сроком годности.
Контроль планограмм
Необходимо помнить о регулярном контроле планограмм в магазине, то есть об их систематическом пересмотре в соответствии с изменением спроса или цены. Ведь и привычки покупателей, и товарный ассортимент меняются, а вслед за этим нужно менять и выкладку. Как правило, ритейлеры ротируют планограммы выкладки товаров раз в квартал.
Главная цель составления схем выкладки товаров — наращивание оборотов. Не только за счет увеличения продаж и повышения количества импульсных покупок, но и за счет оптимизации взаимодействия с поставщиками. Ведь правильные планограммы помогут гораздо эффективней продавать производителям наиболее выгодные места на полках. Можно сказать, что планограмма — это инструмент, позволяющий найти оптимальную точку соприкосновения между потребностями покупателей, возможностями ритейлеров и стремлениями поставщиков.
Как сделать планограмму выкладки товара?
Создание эффективной планограммы нужно начинать с формализации цели, которая опирается на ассортиментную, финансовую и ценовую политику компании. Необходимо обозначить четкое понимание необходимых товарных категорий и выделить драйверы продаж, которые получат главные позиции в выкладке. Анализ потребительского спроса (за предыдущий период или в реальном времени) призван выявить товары, которые хорошо продаются и при этом приносят максимальную прибыль. Для каждого магазина в зависимости от его специфики планограммы индивидуальны, но есть и общие принципы их составления:
1) Достаточность выкладки. Этот принцип заключается в том, что в торговом зале должен быть представлен весь ассортимент. При этом распределение товаров в зале зависит от спроса, площади магазина, специфики торгового оборудования и других факторов. Принцип достаточности тесно связан с сохранением баланса между дефицитом и переизбытком товаров на складе.
2) Наглядность выкладки. Вероятность покупки той или иной позиции находится в прямой зависимости от видимости товара, его привлекательности и опрятности. Ключевая закономерность в данном случае заключается в расположении полок. Их расположение на уровне глаз максимизирует продажи. Полки выше уровня глаз продают ниже среднего, а самые нижние показывают минимальные результаты.
3) Системность. Имеется в виду известный принцип товарного соседства, выкладке взаимосвязанных позиций. Например, размещения пива или вина рядом с закусками или бытовой химии рядом с товарами для дома. Такой подход повышает объемы продаж сопутствующих позиций.
4) Эффективность. Соблюдение этого принципа при составлении планограмм заключается в балансировке между затратами и прибылью. Показатели эффективности планограммы в данном случае — увеличение оборачиваемости товаров и потока покупателей, сокращение времени, затраченного покупателем на поиск товара и т. д.
5) Совместимость. Позволяет избежать неправильного товарного соседства, которое может привести как к неверному восприятию со стороны покупателей, так и к порче товаров.
Анализ планограмм в сервисе «1С-Товары»
В случае небольшого бизнеса планограммы выкладки товара можно составлять при помощи таблиц Excel. Если же вы нацелены на развитие, а тем более, владеете несколькими торговыми точками, то куда разумней будет использовать специализированные системы автоматизации составления планограмм. Ведь только с их помощью можно анализировать количественную и качественную эффективность расстановки товаров в зале.
Веб-сервис «1С-Товары» позволяет анализировать схемы расположения товаров автоматически. Для начала работы в систему необходимо ввести данные всего торгового оборудования: точные параметры холодильников, стеллажей, витрин и прилавков, а также их фотографии. Отдельно детализируется количество полок и эффективная площадь зала.
«1С-Товары»
Сервис для точного прогнозирования спроса с учетом средних продаж, трендов, периодов дефицита товара, сезонности, праздников, распродаж и акций; контроля минимальных остатков и своевременной отправки заявок поставщику; анализ рентабельности и оборачиваемости товаров, рационального планирования ассортимента.
Номенклатура автоматически подгружается из системы «1С:Управление торговлей» или «1С:Розница». По каждой позиции номенклатуры (товара) в программу вводятся ширина и глубина выкладки. Сервис позволяет при помощи планшета детализировать раскладку товаров на полках по сегментам.
Пример настройки планограммы в сервисе «1С-Товары»
После выполнения этих операций можно приступать к анализу эффективности планограммы. Отчеты формируются в следующих разрезах:
По каждому из них за любой период времени сервис отображает:
Пример настройки планограммы в сервисе «1С-Товары»
Пример настройки планограммы в сервисе «1С-Товары»
Пример настройки планограммы в сервисе «1С-Товары»
Статистика по каждому отдельному наименованию дополняется прогнозными данными о суточных продажах, а также остатками позиции на складе, что позволяет своевременно пополнять полки. Кроме того, сервис показывает, какую долю выручки от общих доходов магазина принесла единицы оборудования. Сопоставление этих данных с площадью, занимаемой холодильником или стеллажом, относительно всего магазина, демонстрирует эффективность использования торгового оборудования.
Если вы хотите попробовать поработать с планограммой, то по этой ссылке вы можете подключить сервис «1С‑Товары» и получить один месяц бесплатного доступа.
Четыре новых способа контролировать товар на полке
Всем известно, что если товара нет на полке, он не продается. Отлеживать, контролировать и выкладывать продукцию – постоянная задача розничного персонала и мерчандайзеров. Вот только в пандемию персонала стало меньше, мерчандайзеров хочется отправлять в магазины пореже. В этой ситуации серьезно повышается спрос на альтернативные, в том числе автоматические, роботизированные решения для управления полкой. О таких разработках, которые позволяют собирать данные о товарах на полке, анализировать их, давать актуальные рекомендации, а еще повышать эффективность бизнеса, рассказали эксперты компании Trax.
Робот Trax проверяет наличие товара на полках и ценники в магазине Auchan в Португалии. Фото: Trax
Trax – ведущий поставщик решений компьютерного зрения и аналитики для розничной торговли. Входит в 100 лучших мировых компаний Red Herring и в топ-25 самых быстро растущих компаний в списке Deloitte Technology Fast 500. Мировой лидер в Image Recognition. Разработки компании используют ведущие мировые бренды и ритейлеры в более чем 90 странах мира.
Помощник в выкладке: контроль полки по фото и crowd-мерчандайзинг
Традиционно полки в магазинах проверяют мерчандайзеры или торговые представители производителей. Обычно они делают визуальный осмотр и выкладку недостающих товаров. В помощь мерчандайзерам компания Trax разработала удобное приложение Trax Shelf Fix, позволяющее по фотографиям распознать, каких товаров не хватает и что нужно изменить на полке. Об этом решении уже рассказывалось в статье.
В пандемию возросла актуальность сервисов краудсорсинга. Как пояснил Павел Попков, директор по продажам Trax в России и СНГ, рабочая сила на краудсорсинге – тренд времени. В США и странах Латинской Америки эта технология переживает настоящий бум. С одной стороны, в кризис высвобождается рабочая сила, с другой – компании не готовы держать сотрудников в штате, предпочитая нанимать персонал под конкретный проект, чтобы более гибко управлять затратами. Поэтому увеличивается спрос на работников по требованию (on demand workforce), позволяющих сэкономить на фонде оплаты труда.
«В пандемию растет запрос производителей FMCG на такие сервисы, как crowd-мерчандайзинг, crowd-salesforce, – говорит Павел Попков. – В США есть сервис on demand field force, используемый в том числе ритейлерами в период пиковых нагрузок. Например, сеть Walmart привлекала дополнительных сборщиков заказа для Click and Collect в период ажиотажного спроса, вызванного карантином. Crowd-технологии позволяют удаленно обеспечить не только набор, но и обучение и контроль сотрудников».
У Trax тоже есть подобное решение crowd workforce: с его помощью можно привлекать к выполнению работ по выкладке товара или сборке заказов в конкретной точке сотрудника, находящегося поблизости. Пока решение доступно только в США, но будет распространяться на другие страны.
Как контролировать полку без участия людей?
Итак, краудсорсинг – это фактически ваши дополнительные руки, которыми вы можете «дотянуться» до всех точек в нужное вам время и в нужном вам порядке. Однако что делать, когда и эти руки недоступны? Например, в этом году мы своими глазами наблюдали ситуацию, когда во время пандемии сбор информации в офлайн-магазине был значительно ограничен: для обеспечения безопасности компании стараются посылать мерчандайзеров на точку как можно реже, а меры в виде масочно-перчаточного режима создают дополнительные барьеры для работы в магазине. Можно ли собирать данные с полок вообще без людей или с их минимальным вовлечением? Оказывается, да – и тут нам на помощь приходят роботы.
Как рассказал Павел Попков, компания Trax разработала три способа для удаленного получения и распознавания данных на полке.
Три способа удаленного контроля
Первый способ – фиксированная камера очень маленького размера, устанавливаемая напротив товарных полок. Частота фотографирования фиксированной камерой определяется отдельно для каждой категории в зависимости от оборачиваемости. «Некоторые категории достаточно фотографировать раз в день, но если товар уходит с полки быстро, его нужно фотографировать чаще, – поясняет Павел Попков. – Фиксированные камеры позволяют делать фото каждую секунду».
Второй способ – дом-камера. Это купольная камера, которая крепится сверху над оборудованием. Дом-камеру удобно использовать там, где сложно установить фиксированную, например, для фотографирования торцов стеллажей или холодильников. Камера может менять направление, фокусировку, масштаб, имеет большее покрытие площади, чем фиксированная. Частота фотографирования настраивается в зависимости от категории. Дом-камера обеспечивает высокое качество распознавания деталей и способна определить не только бренд товара, но и конкретное SKU, упаковку и даже партию. Такая информация представляет особую ценность для более точного анализа товародвижения.
Фото: aodaodaodaod/shutterstock
Третий способ – робот. Это платформа с вертикальной камерой, передвигающаяся между стеллажами и холодильниками и делающая огромное количество фотографий. Камера робота обладает гораздо более высоким разрешением, чем дом-камера. С точки зрения экономики решение показало себя наиболее эффективным, потому что на магазин достаточно одного робота. Робот тестируется в нескольких сетях и полгода назад запущен в Auchan в Португалии.
«В португальской сети робот уже работает в боевом режиме, – рассказывает Павел Попков. – Сначала с его помощью фотографировалась всего лишь часть магазина, теперь зона наблюдения расширена на весь торговый зал и все категории, включая такие сложные для распознавания, как замороженные продукты, нарезка, овощи, фрукты и так далее. Подгрузка данных об SKU происходит практически постоянно. На основании данных, собираемых роботом, строятся бизнес-процессы товародвижения. Мы планируем развернуть это решение в 34 гипермаркетах Auchan в Португалии».
Посмотрите видео о том, какие задачи решает робот Trax в магазине Auchan в Португалии.
Анализ полки для управления запасами, контроля планограмм, сборки заказов
Анализ данных, полученных с помощью камер, помогает оптимизировать процессы и повысить эффективность работы с полкой. «Традиционный офлайн-ритейл находится под давлением стремительно развивающегося e-grocery и ищет пути удержания покупателя, – говорит Павел Попков. – Просто низкая цена уже не работает, ведь крупные онлайн-игроки помимо выгодной цены способны обеспечить широкий ассортимент, удобную навигацию и быструю доставку. Удержать трафик в офлайн-магазине можно за счет сервиса, а это значит – минимальный out-of-stock, удобное расположение товара, безопасность покупки». Вот основные сферы применения данных.
Управление запасами
Инструменты предиктивной аналитики Trax помогают ритейлерам заранее предсказывать, когда и какие товары попадут в out-of-stock.
«Потери от out-of-stock и out-of-shelf обычно составляют 1–2% оборота в денежном выражении, – говорит Павел Попков. – Особенно сильно бьет по продажам отсутствие товаров с низким переключением потребителя, например, в сегменте детского питания: если бренд подходит ребенку, покупатель с него практически не переключается. Анализ полки позволяет построить превентивную модель таким образом, чтобы предсказывать out-of-stock и out-of-shelf до его наступления».
Ответственный сотрудник сети получает оперативную информацию о том, какие товары заканчиваются на полке, и может выставлять их до открытия магазина.
Контроль выполнения планограмм
Появляется возможность регулярно проверять позицию каждого товара на полке, управлять планограммой – отслеживать правильность выкладки поставщиков, делать наиболее удобную выкладку, изменять планограмму в зависимости от спроса. Например, если спрос на какие-то позиции сильно увеличился, можно расширить для них место в планограмме и тем самым повысить товарооборот. «Зачастую планограммы ритейлеров не отображают реальность, – рассказывает Павел Попков. – Например, на планограмме указаны три стеллажа, а по факту их оказывается два или полтора, да еще и стоящих в разных местах или углом, и для товара, нарисованного на планограмме, места просто не остается. Приходится сильно перестраивать выкладку. Возникает много специфичных ситуаций, о которых ритейлер не всегда имеет представление. Такое неведение связано с тем, что инструментов контроля полки до появления технологии computer vision у ритейла не было. Конечно, можно делать инвентаризацию раз в полгода, но это очень затратный процесс, и такие данные быстро теряют актуальность. Сканировать ридером тоже долго и дорого. В итоге сети сами не обладают информацией, какой товар, в какое время и на какой полке находится».
Аналитика позволяет оптимизировать выкладку товара и повысить продажи с 1 кв. м. Например, известно, что товары, расположенные на уровне глаз, лучше продаются, чем стоящие внизу. Поэтому внизу можно разместить товары, потеря оборота которых менее значительна для бизнеса, чем потеря оборота высокомаржинальных товаров.
Сборка заказов в магазине
Многие сети в пандемию запустили услугу сlick and collect. Чтобы сборка заказа была эффективной, необходимо точно знать, какие товары есть в магазине и где их можно быстро найти. Ведь если заказ оформлен, а товара не окажется на полке, его придется заменить, покупатель этого не любит, более того, частые замены негативно скажутся на репутации магазина. Решения Trax позволяют сделать сборку товаров из зала максимально быстрой за счет четких данных о расположении каждой позиции (стеллаж, полка, место) и построения оптимальной навигации.
Связь с покупателем
Во всем мире высоким спросом пользуются технологии, обеспечивающие прямое взаимодействие с покупателями. С помощью специального приложения покупатели могут высказать ритейлеру или производителю свое мнение о новинке, акции. Уже не надо собирать дорогостоящие фокус-группы, можно быстро и дистанционно опросить сразу несколько миллионов покупателей. В портфеле Trax есть решения, обеспечивающие ритейлеру быстрое получение обратной связи от покупателей.
Экономика цифры: кому выгодно computer vision?
Самую очевидную выгоду от внедрений технологии computer vision получают сети гипермаркетов. Чем больше магазин, тем больше ассортимент и выше трудозатраты на управление товародвижением.
Пока computer vision тестируют в основном крупные сети, но решение Trax подходит и начинающим, и нишевым игрокам.
«Затраты на управление цепочкой поставок будут возрастать с каждым месяцем, поэтому маленьким компаниям цифровизация тоже необходима, – считает Павел Попков. – Игрок, который не будет постоянно снижать издержки, быстро выйдет из бизнеса. Небольшая сеть может внедрять цифровые решения в коллаборации с производителями, заинтересованными в получении данных о продажах, создавать аналитические платформы для своих поставщиков.
Самое сложное при внедрении решения в крупных сетях – масштабирование. Чтобы полностью оснастить таких федеральных игроков, как «Пятерочка», «Магнит», «Лента», необходимо иметь технические возможности поддержания большого количества точек и стабильности работы системы. Кроме того, крупные сети имеют широкий и постоянно меняющийся ассортимент, и при таком масштабе камера должна уметь распознавать огромное количество товарных позиций.
Инфраструктура компании Trax позволяет развернуть технологическое решение на несколько тысяч магазинов, обеспечить сбор информации с камер разных видов и быструю обработку данных о товарах. Одна из уникальных фишек интегратора – умение обучить нейронные сети распознавать более тысячи SKU, что открывает большие возможности для разворачивания решения в глобальных розничных сетях.
«Кризис подстегивает ритейлеров инвестировать в цифровые технологии, и основной лозунг цифровизации – быстро, качественно, дешево и с минимальным вовлечением людей, – говорит Павел Попков. – Во времена турбулентности количество запросов, поступающих от крупных ритейлеров мира на тестирование и внедрение решений computer vision, резко возросло. Среди стран, наиболее агрессивно занимающихся цифровой трансформацией, – США и Китай. Растет востребованность технологий и в России».
Решения для грамотного управления полкой помогают производителям повышать продажи, а ритейлерам – своевременно предлагать товар в точке продаж и повышать удовлетворенность покупателей, а в результате – повышать качество и эффективность торговли.
Энциклопедия маркетинга
Каталог консалтинговых компаний
Библиотека маркетолога
Место на полке, или Способы увеличения прибыли
Постоянное наличие продуктов питания на магазинной полке в необходимом объеме, их правильное размещение и количественный фейсинг обеспечивают хорошие объемы продаж. Товары же, расположенные в незаметном углу, покупать не будут.
Подтвержденный практикой и хорошо усвоенный производителями и торговыми представителями закон размещения товаров на полках гласит: не увиденное не взято, не взятое не продано. За место на полке разворачиваются целые войны, договоренности и личные связи не срабатывают, для стимулирования «ответственных лиц за стеллажи» планируются полутеневые бюджеты.
«Золотая» полка
Сверху алюминиевая банка, потом стеклянная 0,33 литра, далее пол-литровые и литровые пластиковые бутылки, внизу двухлитровые — такой тщательный подбор вполне оправдан. Применение этой технологии увеличивает объемы продаж на 15% или сохраняет их на прежнем уровне в условиях жесткой конкуренции.
Какие же места и полки на самом деле помогают продавать? Те, которые обеспечивают доступность товара. «Полки заполнены продовольствием, необходимый продукт легко найти, ассортимент и количество соответствуют спросу, товар расположен по маршруту движения покупателей на лучших местах продаж, т.е. на уровне рук и глаз, лицевая часть его (фейсинг) повернута к потребителям. Для продовольственной продукции важно четко и правильно заполнить ценник и расположить ее в одном блоке, исключив просроченный и поврежденный товар», — так расшифровывают понятие «доступность» специалисты. Отменное качество, специальные предложения и акции, реклама в торговой точке, бонусы дают результат только тогда, когда легкодоступный товар находится в нужном месте, в нужном количестве и по приемлемой цене.
Продажи увеличивает соседство с товарами-«магнитами» (наиболее востребованными). Еще одним методом является расположение продовольствия на уровне глаз. Замечено, что продажи товара, перемещенного с уровня колен на уровень бедра, вырастают на 27%, с уровня бедра до уровня руки — на 35%, до уровня глаз — на 67%. А популярность товара, расположенного выше уровня глаз на 30–40 см, падает на 2%.
Особенно привлекает изобилие продовольственных товаров. Каждому человеку при виде этого разнообразия хочется выбрать что-нибудь из красивой массы — срабатывает инстинкт потребителя. Именно поэтому мерчендайзеры размещают соблазнительные товары в большом количестве на самом видном месте, формируя у покупателя соответствующие импульсы и направляя его на приобретение конкретного продукта. Например, для кисломолочной продукции (кефир) достаточно шести-семи фейсингов, расположенных на «золотой» полке на уровне глаз. Обычно продавцы используют ценники и POS-материалы. Если ассортимент раскупили и вместо шести фейсингов осталось три, то с POS-материалами они будут продаваться меньше, чем шесть фейсингов без них. Таким образом, правильная выкладка обеспечивает рост эффективных продаж.
Трейд-маркетинговые войны
Активно рекламирующим себя лидерам рынка, продукция которых пользуется спросом, достичь высоких продаж нетрудно. Но если масштабные PR-кампании отсутствуют, на рынок выводится новый продукт или руководство поставило цель вытеснить конкурента, то начинаются трейд-маркетинговые войны.
Отличительной чертой западных фирм является то, что достигнутая в главном офисе договоренность беспрекословно выполняется во всей торговой сети. В российской розничной деятельности существуют договоренности в кулуарах, «откаты», нарушения согласованных и утвержденных планограмм, которые излагают принципы размещения продовольствия в конкретном магазине сети.
Мерчендайзеры и менеджеры утверждают, что торговые сети «продают» свои полки, действуя по принципу «разбирайтесь на местах сами». Эти «разборки» заставляют производителя и дистрибьютора: 1) Содержать армию мерчендайзеров, бьющихся за выгоднейшую выкладку товара на полках. 2) Выделять средства по договоренности с работниками торгового зала за своевременное формирование и подачу заявок, за «ущемление» конкурентов. Каждому «помощнику» выплачивается определенная сумма.
По мнению мерчендайзеров, рядовой персонал сети стимулируется по той причине, что чем выше подьем по иерархической лестнице, тем вероятнее неприятности, да и выполнение «работы» будет стоить дороже. В заключаемых контрактах прописывается запрет на различные дополнительные договоренности с сотрудниками сетей, поэтому согласованности «внизу», по их словам, лучший вариант.
Платить или не платить?
Однако существует и другое мнение, согласно которому «военные стратегии» потеснили «большие войны». Ушли те времена, когда один продукт бренда менялся на другой или на полку одной торговой марки мерчендайзеры ставили «свои» изделия. Однако цель «военных действий» осталась: это по-прежнему борьба за внимание потенциального покупателя и продажа «нужного» продовольствия, да и поле битвы то же — полка.
Превалирующими являются две стратегии: противостояние мерчендайзеров или тихая скрытая «война». Стратегия второго типа заключается в том, что покупатели, вооруженные рекламными знаниями о конкретном продукте, подходят к полке известной торговой марки, а конкурент представляет свой товар в наилучшей выкладке. Эти методы широко используются в практике продаж при одном условии — если у розничного продавца (ритейлера) отсутствует собственная книга стандартов для выкладки реализуемых изделий, которая сегодня есть практически у каждой сети.
Таким образом, исходя из заверений опытных практиков, в сетях уже не существует понятия «плата за полку», так как между торговыми компаниями и производителями действуют многосторонние договоры, включающие в себя множество пунктов и приносящие сотни тысяч долларов годовых объемов продаж. Торговые сети, значительно повышая стоимость договоров, предполагают получать двойную прибыль: оплату услуг торговли и торговую наценку. Поэтому говорить о плате за полку не очень корректно, так как речь идет об оплате целого комплекса услуг: работа промоутеров, количество фейсингов и т.д.
Многие производственные компании заявляют, что вопросы расположения продовольственных товаров согласовывают при личных контактах супервайзера и мерчендайзера с торговыми представителями. При этом учитывается рыночная доля данной категории для адекватной выкладки изделий на полках. Производители продукции с высоким показателем оборачиваемости или выпускающие имиджевые группы товаров, систематически продаваемых определенным категориям покупателей, действительно могут позволить себе не платить.
Специалисты по маркетингу и продажам утверждают, что решение платить или не платить принимается в зависимости от профессионализма команды торговой сети, от бренда и его статуса, а также от размера прибыли сети, получаемой в сотрудничестве с конкретной компанией.
Большинство фирм, планируя работу по продаже продовольствия, рассчитывает на активный маркетинг. В отдельных случаях используется активизация нетипичных полок или POS-материалов на основе индивидуальных заказов торговых точек. Например, брендированное оборудование в виде тумбы-дисплея для продажи весовых конфет позволяет покупателям самостоятельно приобретать понравившиеся сладости. Компания, придумавшая этот ход, увеличила объем продаж на треть.
Одним словом, ситуацию можно характеризовать так: не заплатишь — не продашь.
Правила эффективных продаж
Можно ли заставить эффективно работать полку, расположенную ниже или выше уровня глаз или рук? Возможны ли хорошие продажи, если магазин не выделил бюджет на промоушн? Опытные специалисты считают, что привлечь покупателей к «холодному» месту можно, используя брендированные дополнительные места продаж, муляжи, POS-материалы. Конкретных приемов для оптимизации невыигрышных мест не существует. Товары, размещенные внизу, никто покупать не будет, так как сложился стереотип: если они расположены на нижних полках, значит, низкого качества. Выстроенные горы POS-материалов ситуацию не изменят и покупателей к продовольствию не привлекут. Посетители магазина хотят видеть простое и ясное торговое предложение, присматриваться они не будут. Таким образом, оптимизация невыигрышных мест — утопический вариант.
По словам аналитиков, желания производителей и ритейлеров отличаются. Производителю нужны максимальные продажи бренда и более выгодное расположение товара на полках, а сети заинтересованы эффективно продать весь товар в магазине, поэтому равномерно распределяют бренды, отводя лучшие места лучшим моделям каждой марки.
Такое правило мерчендайзинга, как сегментация продовольствия на товарные группы и внутри групп, действительно помогает продавать, так как покупатель быстро находит то, что нужно. Планограммы и фотоотчеты по фактической выкладке информируют руководство компании о необходимых корректировках и исправлениях.
Еще одно правило эффективных продаж — расположение продукции по ходу движения покупателей корпоративным блоком от дешевой к дорогой, определение позиций товаров-«бестселлеров» и выкладка их на уровне глаз и рук, увеличенный фейсинг, дополнительные места, стойки, холодильники и т.д., использование POS-материалов и презентация новых видов изделий.
Результативна выкладка по принципу деления по секторам соответствующего назначения, в секторе — по отделам и группам, внутри групп в соответствии с «деревом принятия решений». Например, покупатель сначала выбирает зеленый или черный чай, затем листовой, гранулированный или пакетированный и только после этого бренд. Поэтому чай не может выставляться по марке, как того желает производитель. Этот подход применим ко всему продовольствию.
Место, занимаемое товаром на полках, — это его место в уме потребителя. Руководствуясь интересами покупателя и учитывая его менталитет, можно эффективно продавать продовольствие с полок.
Законы и стандарты
Мерчендайзинг делает полки торгового зала привлекательными, преследуя при этом главную цель: воздействовать на покупательское поведение таким образом, чтобы потребитель, находящийся в точке продажи, во-первых, узнал о предлагаемых товарах, во-вторых, заинтересовался ими, в-третьих, захотел бы их купить, в-четвертых, купил.
Для того чтобы все так и происходило, существуют законы успешного мерчендайзинга:
1. Закон запаса, гласящий о том, что все товары, выложенные на полки, должны обеспечиваться как минимум трехдневным запасом.
2. Закон расположения — обязательное присутствие в каждой торговой точке минимального набора ассортиментных позиций.
3. Закон презентации, или правило повторения: вызвать у покупателя желание сделать незапланированную покупку можно только тогда, когда один товар представлен несколькими единицами.
Мерчендайзинг — это один из самых результативных методов стимулирования продаж. Еще недавно считалось, что и самый дешевый (это во многих случаях и сейчас является правдой). Однако конкуренция становится все жестче, розничные сети наряду с «входными» платежами вводят платежи и на мерчендайзинг, что делает этот инструмент все более профессиональным и дорогостоящим.
Теперь уже мало знать, куда, как и какой товар поставить. Мерчендайзинг сегодня представляет единую систему с логистикой на всех ее этапах, включая складскую логистику и расчет маршрутов и времени для посещения торговых точек, систему возврата товаров. Кроме того современная торговля с ее все более изменяющимся лицом не позволяет пренебрегать этой технологией — в силу активного развития сетевых торговых форматов, предполагающих самообслуживание. Поддержание необходимого запаса и достаточного ассортимента товаров в точке продаж становится все более насущной проблемой в силу частого отсутствия наиболее востребованных и популярных продуктов, которые обычно первыми заканчиваются на полках. Поэтому постановка задачи и составление планограммы продукции для супермаркетов не только уместны, но и необходимы. А далее — и это самое важное — должен быть разработан ассортимент товаров для каждой торговой площадки. Его присутствие на полках нужно постоянно отслеживать.
Стандарты мерчендайзинга разрабатываются поэтапно:
1-й этап — диагностика существующих стандартов мерчендайзинга. 2-й — разработка концепции для разных торговых каналов и типичных мест продаж. 3-й — создание буклетов для мерчендайзеров. 4-й — описание рабочих процедур мерчендайзеров, создание системы планирования их работы и формирование отчетности о проделанной работе.
Кампания маркетингового удара — это разовая акция, которая приводит малое число торговых точек к соответствию законам и правилам мерчендайзинга компании и решению всех его задач. Предполагается, что на этом этапе будут выбраны наиболее лояльные ключевые торговые точки.
1. Внедрение мерчендайзинг-концепции в фокусную группу торговых точек.
2. Проведение тематических акций по расширению товарной выкладки.
3. Установка фирменного оборудования (витрины, холодильники и проч.).
4. Проведение конкурсов для продавцов в рамках мотивации точек продаж к постоянному поддержанию ассортимента и выполнению правил мерчендайзинга.
Действенно простимулировать торговый персонал магазинов можно путем проведения акций и рекламных игр. Это может быть конкурс, предполагающий выдачу призов за соблюдение правил продуктовой выкладки и за расширение ассортимента. Благодаря этим действиям, которые подразумевают переложение данных трудоемких процессов на плечи продавцов, существенно облегчается внедрение стандартов мерчендайзинга. К тому же они позволяют продвигать представленную торговую марку/бренд/продукт.
Контроль за исполнением
Контроль мерчендайзинговой активности, так же как и оценка ее эффективности, должен представлять собой четко выстроенную и отлаженную систему.
Методы контроля: и анализ отчетности, и совместные визиты мерчендайзера и супервайзера в торговые точки (в том числе и внеплановые), и фотографирование ассортиментной выкладки, и мерчендайзинг-аудит привлеченными со стороны компаниями — должны иметь определенный охват и периодичность.
Мерчендайзеры должны четко понимать, что их могут в любой момент проверить. Ежеквартально, если система работает отлажено, проверяют не менее 20–25 % точек (с периодическим привлечением сторонних аудиторов, руководства, независимых сотрудников компании), закрепленных за каждым из мерчендайзеров.
Современные методы построения информационной системы мерчендайзинга, которые применяются крупнейшими компаниями, например, Coca-Cola, предполагают оформление заявок на продукцию прямо в точках продаж, в онлайн режиме. Для этого у торгового представителя имеется специальный прибор по технологии GPRS с выходом в Интернет. С помощью GSM-терминала «снимаются» остатки товара, и отчет об этом сразу же отправляется в офис. При этом срок обработки заказа и поставки товара сокращается в несколько раз. POSMотри на меня!
POS-материалы — реклама в местах продаж — это обязательный элемент эффективной программы мерчендайзинга.
POSM — уже давно не новинка. Требования к ним все более ужесточаются в связи с ростом рынка и все большей растерянностью покупателей на бескрайних полях современных гипермаркетов. Современные POSM предстают в виде дисплеев, листовок, буклетов, плакатов, напольных наклеек, фирменных ценников, оригинальных конструкций (мобили, джумби и проч.). POS-материалы должны быть эксклюзивными, оригинальными, нестационарными (если что-то висит на потолке, то оно должно работать); максимально соответствовать имиджу компании/бренда, продвигающего свой продукт; нести четко сформулированную смысловую нагрузку. Только так рекламируемый в месте продаж продукт не только привлекает к себе внимание, но и точно позиционируется в потребительском сознании.
Существует проверенная временем теория «двухсекундного взрыва», согласно которой в сознании покупателя в течение двух секунд запечатлевается рекламный объект. POS-материал достиг цели, если покупатель хотя бы заинтересовался продуктом. Напротив, миссия потерпела неудачу в том случае, если в течение двух заветных секунд потребительский мозг никоим образом не прореагировал на полученную информацию.
Каждая зона магазина нуждается в «своих» POSM, нарушение правил размещения рекламных материалов неизбежно приводит к снижению эффективности их воздействия. Сегодня перед компаниями/ритейлерами остро стоит вопрос создания системы эффективного мерчендайзинга. А в сочетании с тем фактом, что понять истинные пожелания покупателей — задача воистину очень сложная, правильное размещение POSM в точке контакта потребителя и товара — важнейший инструмент стимулирования сбыта, недооценивать который в современной рыночной ситуации преступно по отношению к бизнесу.
Эффективное размещение POSM
Исследование потребительского поведения в ракурсе эффективного размещения POSM должно проводиться без отрыва от исследования влияния рекламной кампании на прибыль продавца. Ведь POS-материалы могут привлечь внимание покупателей и при этом так и не стать стимулом к покупке продукта. Для того чтобы оценить воздействие тех или иных POSM на покупательское поведение, разработаны специальные методы исследования. Вот основные из них, перечисленные «по возрастающей» с точки зрения сложности исполнения и затратности:
1. Анкетирование покупателей магазина на выходе. Это довольно долгое и трудное мероприятие, однако достаточно эффективное, позволяющее получить информацию «из первых рук».
2. Тестовая панель. Метод позволяет более точно оценить эффективность POSM. Простейшая модель тестовой панели — две группы торговых точек со сходными ключевыми параметрами. Одна — контрольная — без POSM, другая — тестовая — с POSM. Поскольку чистоте эксперимента может помешать смена владельца одной из торговых точек или ее закрытие, для проведения исследования подбираются резервные группы, характеризующиеся аналогичными параметрами.
3. Более сложный вариант тестовой панели. Применяется при более обширной выборке торговых точек и большего количества параметров, на основании которых строится регрессионная модель, определяющая влияние на эффективность размещения POS-материалов каждого исследуемого параметра. Предсказывает эффект от использования POSM с большой точностью.
4. Самообучающаяся программа. Это «высший пилотаж» в рассматриваемой области исследования. Дорогостоящая методика разработки является инструментом для беспрерывного мониторинга, отслеживающего эффективность POSM. Программа отделяет критические факторы от некритических в течение длительного периода на основании очень большой выборки. Через какое-то время появляется достаточный объем необходимой информации для того, чтобы сделать предварительный вывод об эффективности. Затем полученные данные проверяют на практике, корректируют в случае надобности и вносят в общую базу. Определенный момент становится точкой отсчета созданной нейронной сети, или самообучающейся программы, которая, самосовершенствуясь, дает в последующем все более точные прогнозы эффективности влияния POSM на поведение потребителей.
Анализ эффективности POSM — это ценный инструмент, позволяющий компании просчитывать свои действия на несколько шагов вперед, принимать правильные решения и, тем самым, максимально оптимизировать затраты на внедрение POSM. Цена подобному прогнозу — успех в продвижении продукта и активное стимулирование сбыта.