что делать если во дворе паркуются такси
Новый приказ Минтранса: бизнес больше не сможет организовать автостоянку во дворе
1 января 2020 года вступил в силу приказ с требованиями к парковкам для бизнеса. Среди них — запрет на организацию парковок вблизи жилых домов, учебных заведений и лечебных учреждений.
Появилось мнение, что этот приказ полностью запретил коммерческому транспорту парковаться во дворах, но это не так. Разберемся, о чем вообще этот приказ и как он может помочь обычным гражданам.
О чем речь
Приказ утверждает требования к парковкам и парковочным местам для стоянки транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Но чтобы парковка или парковочное место попали под действие этого приказа, они должны соответствовать следующим условиям:
Если при организации парковки любое из этих условий не соблюдается, правила не действуют. Также они не действуют в отношении автомобилей каршеринга: владельцы каршеринговых компаний не занимаются перевозками, а сдают автомобили в аренду.
В правилах прописаны требования к парковкам и парковочным местам.
Въезды и выезды с парковок и схемы движения транспортных средств на парковках должны соответствовать проектам организации дорожного движения. Это значит, что организатор парковки не может выломать пару бордюрных камней для проезда к парковке, расположенной в центре газона или на детской площадке.
Такие проезды, как и место самой парковки, должны быть не просто обозначены. Не позднее чем за 20 дней до их установки граждане должны быть об этом проинформированы — через официальный сайт администрации, в ведении которой находится дорога, через информационные табло, размещенные в общедоступных местах вблизи от места установки соответствующих дорожных знаков или нанесения разметки, или иными способами, которые обозначены в комплексной схеме организации дорожного движения. А еще проезды и парковки должны быть согласованы с ГИБДД.
Парковки должны быть освещены по правилам. Средняя горизонтальная освещенность — не менее 6 лк, прожекторы не должны быть установлены на крышах и навесах, их нельзя направлять в сторону дороги. А еще парковка должна быть обозначена и оборудована знаками и дорожной разметкой. Нельзя устанавливать такие знаки и наносить разметку произвольно, все нужно делать в соответствии с проектами организации дорожного движения.
Парковка, которую организовали вне здания, должна быть на площадке из щебня или асфальта с бетоном. Исключение — парковки для трамваев, там нет требований к покрытию.
Правила устанавливают требования к расстоянию от парковок до жилых домов, учебных заведений и лечебных учреждений. Расстояние между ними определяется по санпину и зависит от вместимости автостоянки: например, до жилых домов должно быть не менее 10 м, а до школ, детских садов и детских площадок — не менее 25 м.
Такси не ко двору
Приказ минтранса об утверждении требований к парковкам вступил в силу с 1 января этого года. Как гласит документ, в городах нельзя создавать парковки для коммерческого транспорта во дворах жилых домов. То есть автомобили, которые используются для перевозки людей и грузов на основании договоров и принадлежат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (ИП), нельзя оставлять во дворах после возвращения из рейса и окончания смены водителя. Касается это также автомобилей тех граждан, которые выполняют перевозки людей или грузов без заключения договоров.
Таксистам, «маршруткам», микроавтобусам, грузовикам во дворах парковаться запрещено. А парковать их нужно на специальных стоянках, которые должны быть освещены и обозначены в соответствии с правилами дорожного движения.
Правда, административной ответственности за нарушение указанных требований нет, поэтому исполнение установленных требований проблематично, добавляет вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев. В отношении автобусов и «маршруток» действуют нормы о лицензировании пассажирских перевозок. То есть парковка во дворе будет означать нарушение лицензионных требований, поясняет он «РГ». В этом случае владельцев автомобилей можно привлечь к ответственности.
Как жильцы лишали соседей права парковки во дворе
Жильцы многоквартирного дома в Москве решили оборудовать парковку возле дома. Договорились, что установят шлагбаум на въезде во двор. Составили правила парковки и распределили места между автовладельцами. Жильцам, у которых есть машина, выдали брелоки для проезда через шлагбаум.
Через два года одной женщине внезапно запретили проезд во двор, а ее брелок размагнитили. Сказали, что ее муж часто паркуется не на своем месте и другие автовладельцы против. Значит, никто из этой семьи больше не сможет пользоваться общей парковкой. А чтобы не было претензий, ей вернули взнос за шлагбаум.
Женщина пыталась договориться, вызывала полицию, ссылалась на закон, но не вышло. Право заезжать во двор и свободно использовать общую парковку пришлось защищать в суде.
Почему женщине запретили использовать общую парковку?
На общем собрании собственников жильцы договорились по поводу установки ограждения и шлагбаумов. Скинулись, составили схему, собрали документы и оформили всё в администрации как положено. Для автовладельцев придумали правила, как парковаться. Например, можно было ставить машину только на свое место, а на чужие — нельзя.
Все вопросы решали на общем собрании автовладельцев. Это собрание и исключило из списка жильцов, которые могут пользоваться парковкой, — женщину и ее супруга. Сказали, что они неправильно паркуются и за это наказаны.
В свое время женщина тоже участвовала в собрании собственников, голосовала за установку шлагбаума и согласилась с правилами. Значит, она понимала, что будет, если их нарушать. Вот и поплатилась.
Какие аргументы были у женщины?
Она собственница квартиры и хочет парковать свою машину на общей территории. Не по расписанию и не где скажут, а как угодно. Запрет на въезд во двор нарушает ее права на доступ к жилищу.
С какой стати какая-то комиссия автовладельцев решает, кому можно заезжать во двор, а кому нет? Парковка общая, а запрет незаконный.
Что сказали суды?
Собрание автовладельцев имеет право решать вопросы с парковкой. Женщине отказать
Всё оформлено правильно. Парковку организовали на общедомовой территории. Как ее использовать — решают собственники.
Ограждение зарегистрировано, территория используется законно. Есть правила парковки, места закреплены за автовладельцами. Всё по-честному.
Собственники сами решают судьбу общего имущества. С придомовой территорией так и получилось. Устанавливать ограждения не запрещено. Документы оформлены как положено: есть протоколы, правила и регламенты. Даже разрешение властей получили.
Доступ к жилищу собственнице не ограничивали. Любой автомобиль может въехать во двор для загрузки. До квартиры можно и пешком дойти. Но постоянно ставить автомобиль могут только те, кому разрешила комиссия.
Решение большинства собственников должны выполнять даже те, кто с ним не согласен.
Вы там в своем уме? Что еще за орган такой — собрание автовладельцев? И с каких пор у нас собственникам ограничивают право пользоваться общим имуществом?
Отменить все решения как незаконные
Участок, на котором сделали парковку, хоть и не оформлен в Росреестре, но его можно использовать как общее имущество.
По закону общее имущество находится в долевой собственности. Им все могут пользоваться, но никто не может выделить себе конкретную долю: часть подвала или парковочное место.
Лишить этого права тоже никого из собственников нельзя. Даже если так решит общее собрание или какая-то комиссия.
Итог. Дело отправили на пересмотр. В общем доступе окончательного вердикта нет. Но есть информация об иске этой женщины к судебным приставам по поводу восстановления ее прав. Там всё получилось.
Можно ставить ограждение и шлагбаум на общей территории?
Ограждения ставить можно, но по правилам. Например, в Москве действует специальный порядок — его утвердило правительство. Нужно получить разрешение и только тогда монтировать забор и шлагбаумы.
Решение по поводу ограждений, шлагбаумов и парковок принимают на общем собрании собственников. Не автовладельцев и не каких-то еще инициативных групп. Только собственники и минимум ⅔ голосов.
Но даже такое собрание не может запретить любому собственнику парковать свою машину на общей территории. На собрании можно договориться, где брать деньги, сколько парковочных мест оборудовать, как открывать шлагбаум и нанимать ли охранника.
Еще можно договориться, что гости паркуются во дворе только до восьми, а грузовые такси въезжают по пропускам. Но запрещать жильцам пользоваться общим имуществом не может ни общее собрание, ни комиссия автовладельцев, ни кто-то из соседей.
Что делать, если мою машину не пустят на общую парковку?
Собирайте доказательства. Подойдет протокол, уведомление, фотографии и даже показания свидетелей. Управляющие компании могут сказать в суде, что вам никто ничего не запрещал. Иногда суды в это верят.
Предъявляйте претензии и ссылайтесь на это определение Верховного суда. Всегда письменно и в двух экземплярах.
Проверьте, законное ли ограждение и как оформлен общий участок. Узнайте в Росреестре или администрации, как это сделать: пригодится для суда. Может быть, парковка и шлагбаум вообще самовольные. Если есть протокол общего собрания, это еще ничего не значит.
Не путайте общую парковку с машиноместом. Если кто-то из собственников выкупил конкретное место для своей машины, это не общее имущество, а его личное.
Не бойтесь идти в суд и до конца. Судебная практика по таким делам разная: часто споры заканчиваются не в пользу жильцов. Это потому, что люди останавливаются на первой инстанции. Или подают апелляцию, и потом всё. Таких решений много. Эта история — еще один пример упорства, которое принесло пользу всем. Но иногда нужно потратить на это больше года и дойти до Верховного суда.
Можно ли парковать такси во дворе
Проблема городов больших и маленьких — острый дефицит парковочных мест. Если вы живете в многоквартирном доме, то часто автомобиль поставить просто некуда. Каждое возвращение с работы превращается в занимательный квест «успей занять вперед соседа». И дело тут не только в том, что личный транспорт сегодня стал доступным каждому. Сегодня на тысячу жителей приходится чуть меньше 300 легковых авто — это не такой уж и высокий показатель. Тут дело в том, что предназначенная для личных машин парковка заставляется коммерческим транспортом: микроавтобусами, грузовиками, автомобилями такси и служб доставки.
Можно ли назвать такую ситуацию справедливой? Конечно, нет.
Коммерческий транспорт, запаркованный в жилой зоне, это источник:
Многочисленные жалобы граждан были услышаны. Министерство транспорта отреагировало и закрепило запрет на законодательном уровне. С 1 января 2020 года в Российской Федерации вступили в силу изменения относительно правил парковки в жилых зонах.
Кого теперь защищает закон
Новые поправки обещают санкции в формате штрафа для тех, кто оставляет коммерческие автомобили в жилых дворах на ночь, то есть создает несанкционированные массовые парковки. Касается это как грузовых автомобилей, так и пассажирских. То есть сюда относят все виды транспорта, которые используют для перевозки пассажиров: автобусы, микроавтобусы и, конечно, такси. Избавиться от нежелательного соседства по парковке на законных основаниях получится, правда, пока только у жителей трех городов: Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Новые правила распространяются сейчас только на них. Такой выбор власти сделали, опираясь на особенную загруженность этих городов и в целом сложную транспортную обстановку. Перенаселенность, огромное количество транспорта, отсутствие специальных паркингов, высокие цены парковочные места — все это вынуждает людей бросать коммерческие машины прямо в открытых жилых дворах на всю ночь. Штраф за такое самовольство теперь составляет от одной до пяти тысяч рублей.
Что делать, если заметили нарушение
Ответственные горожане, которые столкнулись с подобным нарушением, могут сообщить об этом факте в соответствующие органы. Простая ситуация: вы хотите поставить автомобиль во дворе дома, где проживаете, но на привычном месте красуются брендированные транспортные средства? Фотография, сделанная на камеру мобильного телефона, станет весомым аргументом для ГИБДД и позволит наказать нарушителя. Чтобы такое доказательство действительно имело вес, на фото должны быть хорошо видны следующие детали:
Не забудьте выставить в настройках камеры автоматическое указание времени и даты съемки на фото. Чтобы жалоба не осталась без внимания, подключите к решению проблемы соседей — несколько обращений точно возымеют желанный эффект.
Наказать за забитую парковку дома можно только юридическое лицо или индивидуального предпринимателя. Если автомобиль оформлен на физическое лицо, то сделать с этим ничего не получится.
Уточняем нюансы
Очень важное уточнение: нарушает закон только организованная массовая парковка коммерческого транспорта. Одиночное такси, принадлежащее водителю или арендованное, под действие приказа не попадает. Это значит, что никто не вправе наказать водителя, которые приехал на рабочем авто к себе домой на отдых между сменами. Закон определяет срок отдыха между сменами в 9 часов. По идее, если машина стоит во дворе дольше, кто-то особенно принципиальный может попробовать предъявить претензию, но на деле доказать что-то будет невозможно.
Сложности в трактовке законов — частое явление. По интернету прокатилась волна недовольства пользователей каршеринга, многие расценили новые правила как угрозу их комфорту. На самом же деле, авто, взятые в краткосрочную аренду оставлять на ночь во дворах можно.
Что делать, если двор заполонили таксисты
Эта проблема становится массовой
Москвичи жалуются на таксистов, которые заполнили их дворы. В районе Тропарёво-Никулино желтые машины уже давно облюбовали одну из улиц. В итоге страдают все: и местные автовладельцы, и простые пешеходы. Только вот официально разогнать такую стихийную стоянку очень сложно. А на жалобы таксисты просто не реагируют. Есть ли выход из этой ситуации?
И таких отдыхающих таксистов у дома №38 на улице Академика Анохина целая вереница. Одни приезжают, другие уезжают, кто-то оставляет машины и на ночь, занимая парковочные места.
В переоборудованном бомбоубежище разместилось не только кафе, но и автотехцентр. В результате двор в прямом смысле стал не просто проходным, а проездным для водителей такси.
Новые требования к парковке коммерческого транспорта вступили в силу год назад, но ситуацию с наплывом таксистов во дворах так и не решили.
По новым правилам таксисты после смены должны оставлять свои автомобили на специализированных ограждённых и освещенных парковках. Чтобы доказать нарушение, сотруднику ГИБДД нужно зафиксировать, сколько простоял автомобиль во дворе. То есть на сбор доказательств уйдет несколько часов. Но чтобы все-таки сдвинуть дело с мертвой точки и сделать нормы закона действующими, юристы предлагают жителям домов почаще проявлять активность.
Правда, и здесь пока есть большое «но». Точнее, огромный пробел. Оштрафовать за парковку во дворе не получится. Такая статья до сих пор не предусмотрена в Административном кодексе.
Екатерина Гоголева, «ТВ Центр».