что делать если кбм не соответствует действительности
Как исправить коэффициент «бонус-малус» ОСАГО при неверном применении
КБМ (коэффициент «бонус-малус») – один из коэффициентов, применяемый при расчете стоимости полиса ОСАГО, учитывающий наличие или отсутствие выплат по закончившемуся полису. Коэффициент был введен с момента принятия закона в 2003 году. Основной смысл КБМ – соотнесение размера страховой премии с качеством вождения. На практике он часто применяется некорректно. Рассмотрим, как исправить коэффициент «бонус-малус» ОСАГО при неверном применении.
Во время действия закона подход к применению коэффициента менялся, но не будем останавливаться на истории коэффициента. Важно, что в 2013 году заработала информационная система, созданная на базе Российского союза автостраховщиков (АИС ОСАГО), и заключение договора ОСАГО без запроса КБМ в информационной системе стало невозможно. С 1 июля 2014 года АИС РСА, в соответствии с правилами ОСАГО и указанием Банка России, является единственным способом определения КБМ. При загрузке данных в АИС ОСАГО большое количество водителей утратили свои «скидки» как из-за различного рода технических проблем, так и из-за некорректного применения КБМ страховщиком, передававшим сведения в момент формирования базы. Мы попытаемся разъяснить существующий принцип применения КБМ и порядок действий для его изменения, если коэффициент применен неверно.
Принципы применения КБМ
В зависимости от наличия или отсутствия выплат, произошедших по вине водителя, каждому водителю (при ограниченном списке лиц, допущенных к управлению) или собственнику (при неограниченном списке) при заключении договора присваивается класс, которому соответствует определенный КБМ. При первоначальном заключении договора или отсутствии страховой истории в течение одного года и более присваивается 3-й класс.
Класс
Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых выплат* по предыдущим договорам
Выплат не было
1 выплата
2 выплаты
3 выплаты
4 и более выплаты
* Несколько выплат по одному ДТП считаются одной выплатой.
Присвоение класса М влечет удорожание полиса с «базовым» классом в 2,45 раза, а отсутствие выплат в течение десяти лет присваивает класс 13, уменьшающий стоимость полиса вдвое. Происходит это при заключении договора у любого страховщика.
КБМ не применяется в полисах, заключенных на срок менее года (полисы для транзитных транспортных средств), и для транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах.
При расчете стоимости полиса применяется наименьший класс (максимальный КБМ) из присвоенных водителям, включенным в полис.
Количество выплат по водителю определяется исходя из сведений по всем договорам, в которые был включен водитель и у которых срок истек не более чем за один год до даты заключения договора. Класс определяется по последнему закончившемуся договору.
Досрочно прекращенный договор не учитывается для повышения класса, но выплаты по нему учитываются. При отсутствии выплат в новом договоре будет присвоен класс, имевшийся при заключении прекращенного договора.
При неограниченном списке водителей класс применяется к связке собственник – ТС. Все произведенные выплаты будут присваиваться собственнику. Если собственник – физическое лицо, сам ДТП не совершал, но присутствует в других полисах в списке водителей или решил заключить договор с ограниченным списком водителей, ему будет присвоен класс, учитывающий все выплаты по договору с неограниченным списком. Обратной силы это правило не имеет. То есть если собственнику как водителю был присвоен определенный класс, то при заключении нового договора «без ограничений» класс будет 3. При отсутствии выплат класс собственника будет повышаться только при условии страхования того же транспортного средства.
В чем причины некорректной информации о КБМ в АИС ОСАГО?
Каждый водитель идентифицируется в АИС ОСАГО по ряду параметров: Ф. И. О., дате рождения, серии и номеру водительского удостоверения. У собственника – физического лица вместо водительского удостоверения указываются паспортные данные. При несовпадении любого из параметров с имеющимися в АИС ОСАГО данными корректный КБМ определен не будет.
Возможные причины — проявление человеческого фактора при вводе информации страховщиком, изменение документов у водителя (собственника), приобретение нелегального полиса, не состоявшаяся передача страховщиком информации в АИС ОСАГО, сбои в работе информационных систем.
Возникают и «учетные» проблемы. Например, переход с «неограниченного» списка водителей на «ограниченный». В первом случае информация включает только паспортные данные, а во втором – данные водительского удостоверения. Еще одна проблема — наличие нескольких договоров по одному водителю с разными КБМ. Учетные проблемы решены или решаются Российским союзом автостраховщиков, а страхователь может повлиять на остальные причины некорректного применения КБМ.
Если значения не сходятся, письменно требуйте от страховщика применения корректного коэффициента или попробуйте сменить страховую компанию. Если текущий страховщик предлагает заключить договор с КБМ ниже, чем в АИС ОСАГО (чего быть не должно), настаивайте на передаче данных в базу, поскольку в будущем вы можете сменить страховщика или потребуется включиться в полис друзей, а данные в АИС будут некорректны.
Если значения совпали, но КБМ не соответствует реальной истории, необходимо убедиться, соответствуют ли данные, внесенные в полис, фактическим. Если обнаружена неточность, в том числе вследствие изменения Ф. И. О. и других данных, используемых в полисе, нужно письменно уведомить об этом страховщика с приложением подтверждающих документов и просьбой пересчета КБМ.
Действительность полиса желательно проверять перед заключением договора (особенно при покупке у посредников), например, на соответствующем сервисе Банки.ру. Помимо отсутствия страхового покрытия, приобретение поддельного или недействительного полиса может привести к потере накопленной скидки.
Если срок предыдущего полиса истек, заключайте новый с предлагаемым КБМ, но продолжайте добиваться его изменения.
Если проблема не в некорректно указанных персональных данных, предыдущий полис был легитимным и с верным КБМ, выплат не было, обращайтесь с претензией к текущему страховщику, предварительно затребовав у предыдущего справку о наличии/отсутствии выплат по предыдущему договору ОСАГО. Справку он должен выдать после окончания договора, в течение пяти дней с момента запроса.
Изменить сведения в АИС РСА может только страховщик, с которым заключен договор ОСАГО. Если он отказывается делать это добровольно, необходимо жаловаться в контролирующие органы. Переписку со страховщиком можно и пропустить, но так проблему можно решить быстрее.
Как подать жалобу на страховщика?
В жалобе указывается наименование страховщика и описывается суть проблемы с указанием номера (номеров) полисов, как минимум текущего, но желательно и предыдущего (предыдущих). Желательно приложить копии полисов и документов, данные из которых используются при расчете КБМ, копию претензии в страховую компанию и ответа (при наличии).
Банк России проведет проверку, запросит информацию у РСА и предыдущего страховщика ОСАГО и, если информация подтвердится, примет меры к страховщику для корректировки КБМ в АИС ОСАГО. Вам поступит официальный ответ, копию которого необходимо приложить к заявлению в страховую компанию с требованием возврата излишне уплаченной части премии. Процедура подачи жалобы в РСА аналогична жалобе в Банк России, производится на специальном бланке на адрес электронной почты request@autoins.ru.
Если неверный КБМ был применен несколько лет назад, у страховщика, некорректно применившего коэффициент или не передавшего сведения о выплатах, отозвали лицензию, а у вас нет данных о предыдущих полисах, то Банку России или РСА разобраться в ситуации будет сложно. В АИС ОСАГО содержится информация о договорах с 2011 года. Но подать жалобу с изложением ситуации и приложением всех имеющихся данных все равно стоит.
Старайтесь контролировать свою страховую историю ОСАГО как при заключении каждого договора, так и при включении вас в списки водителей в других полисах.
Порядок исправления КБМ
С 1 июля 2014 года источником получения сведений о предыдущем периоде страхования для расчета правильного КБМ может быть только информация, содержащаяся в автоматизированной информационной системе РСА (АИС ОСАГО). АИС ОСАГО содержит сведения о договорах ОСАГО, заключенных с 1 января 2011 года.
Сведения и изменения в АИС ОСАГО загружаются только страховщиками.
РСА не наделен полномочиями вносить изменения в АИС ОСАГО. Внесение или изменение данных в АИС ОСАГО возможно только со стороны страховщика, с которым был заключен договор ОСАГО.
С 1 сентября 2014 года страховщик обязан передать сведения о заключенном договоре ОСАГО в АИС ОСАГО не позднее чем в течение 1 (одного) рабочего дня с даты заключения этого договора.
С 1 декабря 2015 года осуществляется упрощенный алгоритм обращений граждан при их несогласии с примененным значением КБМ. При получении соответствующего заявления страхователя страховая организация обязана проверить значение коэффициента КБМ в АИС ОСАГО, и если полученное значение КБМ не совпадет с примененным страховщиком, страховщик применяет новое значение КБМ, которое будет учитываться как в текущем договоре, так и в заключенных позднее (при условии отсутствия заявленных впоследствии убытков).
В этой связи при несогласии с примененным страховщиком значением коэффициента КБМ рекомендуем обращаться непосредственно в страховую организацию, с которой Вы заключили договор: Ваш запрос будет обработан в кратчайшие сроки при минимальных усилиях с Вашей стороны.
Страхователю при заключении нового договора ОСАГО необходимо сообщить страховщику номера предыдущего и действующего водительского удостоверения.
Страхователь может направить страховщику заявление о несогласии с примененным КБМ любым доступным средством связи: почтой России, электронной почтой.
Как снизить КБМ ОСАГО
Во время покупки полиса ОСАГО каждому владельцу транспортного средства присваивается определенный класс вождения, в каждом случае разный. От него зависит, какую цену придется заплатить за договор страхования гражданской ответственности. Водители, не имеющие опыта вождения, при покупке полиса получают обычно третий класс, по которому скидки отсутствуют, они равны коэффициенту 1. С каждым годом в случае безаварийной езды класс будет увеличиваться, соответственно размер скидки будет также расти ежегодно на максимальных 5%, которые добавляются к предыдущей стоимости полиса. Если выплаты по ДТП водителю по ОСАГО были, на скидки рассчитывать не стоит.
Причины высокого КБМ
Каждый водитель с минимальным опытом относится к категории потенциально опасных водителей, так как его стаж вождения мизерный, а возраст страхователя не превышает 23 лет. В таком случае во время расчета цена полиса ОСАГО будет приблизительно раза в 2 выше, чем для водителя со стажем более 3 лет и в возрасте старше 23 лет.
КБМ может повышаться или понижаться, влияя на стоимость полиса. Он является скидкой, многие водители даже не догадываются и не знают, что имеют право рассчитывать на снижение стоимости полиса за безаварийную езду и приличный водительский стаж.
Ежегодно страховые компании, ведущие расчет стоимости ОСАГО, должны подавать в РСА данные о каждом водителе. Во время оформления следующей страховки на новый период скидка должна составлять не менее 5% от стоимости полиса. Ежегодно скидка может накапливаться и достичь рекордных 50%.
Это максимум, на который можно удешевить страховку. Водителю нужно следить, чтобы СК подавала данные о его безаварийном стаже в РСА. Если скидки нет, необходимо выяснить причину, по которой она отсутствует.
К основным причинам относятся:
Что делать если КБМ не соответствует действительности
В данном случае необходимо написать заявление в страховую компанию с требованием корректного применения КБМ или сменить страховую компанию.
Если во время заключения договора страховщик пытается применить КБМ ниже, чем указано в АИС ОСАГО (хотя такое случается редко), нужно настаивать на передаче в базу достоверных данных. Это позволит при смене СК в будущем или во время включения в полис друзей или родственников избежать некорректных данных в АИС.
В случае совпадения значений, но при этом КБМ все равно не соответствует реальным показателям, нужно проверить, насколько данные, внесенные в полис совпадают с фактическими. Могут иметь место неточности, которые появились после изменения фамилии, прочей информации по страхователю. О таком несоответствии нужно уведомить СК письменно, приложив к заявлению документы, подтверждающие данный факт. В заявлении нужно попросить о пересчете КБМ.
Заявка на понижение коэффициента бонус малус
Чтобы восстановить правильный КБМ нужно подать в страховую компанию заявку, которой попросить о пересмотре своей страховой истории с целью внесения изменений в АИС РСА. Написать ее можно в произвольной форме.
С этой заявкой нужно отправиться в офис СК. Заявку можно подать как во время оформления нового полиса так им после его приобретения.
Как понизить КБМ в базе РСА
Поданная заявка в страховую компанию должна быть направлена страховщиком в РСА.
В Российском союзе страховщиков на протяжении 5 дней проведет проверку имеющихся на заявителя данных в базе. Если будут обнаружены ошибки, их исправят. Исправить таким способом неточности можно исключительно для полисов ОСАГО, находящихся в действии или вновь заключенных.
При подтверждении правоты водителя РСА даст положительный ответ, который позволит пересмотреть КБМ и заключить договор с исправленным коэффициентом. Если полис уже есть на руках, нужно написать заявление в СК, чтобы она вернула переплату на протяжении 14 дней. Если договор ОСАГО закончится, вернуть переплату не получится.
Выгодно ли понижать КБМ
Сомнений нет, КБИ понижать выгодно. К примеру, если страховка стоила 15 000 рублей при коэффициенте 1,4 (2 класс), то при коэффициенте более низком, к примеру, 1, она будет стоить 10715 рублей. Экономия в этом случае составит 4285 рублей. Это значение будет сохранено для следующего периода заключения страховки, если при управлении авто ДТП не происходило. Причем с увеличением безаварийного стажа будет расти класс водителя, и скидка при заключении нового договора будет расти. Таким образом, на страховке за 10 лет безаварийной езды можно сэкономить приличную сумму.
Порядок исправления КБМ
С 1 июля 2014 года источником получения сведений о предыдущем периоде страхования для расчета правильного КБМ может быть только информация, содержащаяся в автоматизированной информационной системе РСА (АИС ОСАГО). АИС ОСАГО содержит сведения о договорах ОСАГО, заключенных с 1 января 2011 года.
Сведения и изменения в АИС ОСАГО загружаются только страховщиками.
РСА не наделен полномочиями вносить изменения в АИС ОСАГО. Внесение или изменение данных в АИС ОСАГО возможно только со стороны страховщика, с которым был заключен договор ОСАГО.
С 1 сентября 2014 года страховщик обязан передать сведения о заключенном договоре ОСАГО в АИС ОСАГО не позднее чем в течение 1 (одного) рабочего дня с даты заключения этого договора.
С 1 декабря 2015 года осуществляется упрощенный алгоритм обращений граждан при их несогласии с примененным значением КБМ. При получении соответствующего заявления страхователя страховая организация обязана проверить значение коэффициента КБМ в АИС ОСАГО, и если полученное значение КБМ не совпадет с примененным страховщиком, страховщик применяет новое значение КБМ, которое будет учитываться как в текущем договоре, так и в заключенных позднее (при условии отсутствия заявленных впоследствии убытков).
В этой связи при несогласии с примененным страховщиком значением коэффициента КБМ рекомендуем обращаться непосредственно в страховую организацию, с которой Вы заключили договор: Ваш запрос будет обработан в кратчайшие сроки при минимальных усилиях с Вашей стороны.
Страхователю при заключении нового договора ОСАГО необходимо сообщить страховщику номера предыдущего и действующего водительского удостоверения.
Страхователь может направить страховщику заявление о несогласии с примененным КБМ любым доступным средством связи: почтой России, электронной почтой.
Как восстановить КБМ бесплатно — инструкция 2020 года
Как восстановить КБМ по ОСАГО?
Если кто-то найдет свой старый полис ОСАГО, будет крайне неприятно удивлен, насколько выросла страховка за годы. И хотя Центробанк еще в 2018 г. ждал, что автогражданка подешевеет аж для 80% водителей. Разумеется, никакого снижения никто не увидел. В реальности, единственный фактор, который, если не уменьшает цену полиса, то, хотя бы сглаживает его подорожание — КБМ.
Что такое коэффициент бонус-малус (КБМ)?
Его другое название – «коэффициент безубыточности». Суть в том, что чем реже водитель устраивает аварий, тем меньше проблем он доставляет страховщикам и тем больше будет скидка. Как она определяется? Центробанк установил 15 классов от М до 13.
Каждой из 15 групп соответствует свой коэффициент. Чем выше класс, тем ниже КБМ. Водителю, покупающему ОСАГО впервые, присваивается 3 класс с коэффициентом 1, т.е. скидки нет, но и переплачивать не нужно. Классность сохраняется до 31 марта, а с 1 апреля пересматривается. Если человек за это время не попал в ДТП, класс увеличивается, КБМ уменьшается. Самый низкий коэффициент – 0,5. С ним водители получают скидку в 50% на полис ОСАГО. Если же водитель стал виновником аварии, коэффициент вырастет. И здесь все зависит от существующего класса и числа ДТП. Если в ДТП попадет новичок, его КБМ вырастет до 1,55. И за следующий полис он заплатит в полтора раза больше. А какой будет разница, если считать в рублях? Возьмем двух московских водителей одного возраста, с одинаковым стажем, но класс одного – 13, а у другого – самый низкий – М. Стоимость ОСАГО будет отличаться в пять раз.
Почему КБМ может обнулиться?
За классностью следит страховая компания. Каждое 1 апреля ее сотрудники должны изменить КБМ. Иногда водитель, придя оформлять полис, обнаруживает, что ему посчитали коэффициент, как новичку. Такое возможно в следующих случаях:
— Замена прав, смена фамилии.
Все данные КБМ хранятся в базе РСА АИС «ОСАГО». Страховой менеджер, оформляя полис, не рассчитывает ваш коэффициент самостоятельно. Он вбивает данные водительского в эту базу и получает цифры. Если данные о вашем новом водительском не поступили в АИС «ОСАГО», искусственный интеллект решит, что его спрашивают о другом водителе, который ни разу не страховался (ведь таких прав в системе нет).
Как избежать?
После изменения прав или фамилии, сообщите об этом страховщику. Тогда сотрудники компании внесут изменения, чтобы в АИС «ОСАГО» появились новые данные.
Техническая ошибка
Иногда при оформлении полиса менеджер может неверно указать вашу фамилию, дату рождения. Например, написать «Евгеньевич», а не «Евгениевич». Тогда база РСА покажет, что ваш КБМ равен единице, ведь проверять коэффициент система будет с учетом вписанных данных.
Как избежать?
При оформлении полиса внимательно проверять, что написано в графе ФИО и дата рождения.
Восстановить КБМ через страховую
С 2015 г. за правильность КБМ отвечают страховые компании. Только они вправе менять данные. Поэтому, если КБМ потерялся, обращаться нужно именно к своему страховщику. Многие компании принимают заявления о восстановлении коэффициента бонус-малус через личный кабинет на своих сайтах или по электронной почте. Это весьма удобно, особенно в условиях режима самоизоляции.
Строго установленной формы заявления нет, оно составляется в свободной форме. В нем указывается:
— ФИО, адрес и телефон заявителя.
— Описывается ситуация: когда был выставлен неверный класс, какой коэффициент использовали при расчете. — Какой КБМ был до этого и т.д.
— Просьба внести в АИС «ОСАГО» корректный коэффициент и вернуть излишне уплаченную страховку.
— Данные банковского счета, куда страховщик должен перечислить деньги. Иначе придется обращаться в страховую второй раз, чтобы отдать реквизиты.
К заявлению прикладываются:
— Копия водительского
— Копия старого полиса с правильным КБМ
— Копий действующего ОСАГО
Если вы решили лично отвезти документы в страховую, заявление должно быть в двух экземплярах. Один сотрудник забирает, на втором ставит отметку о принятии. Так вы сможете доказать, что обращались в компанию, если про вас забудут.
Если заявление отправляется по почте, то отправляйте его заказным письмом с описью вложения. Конкретные сроки рассмотрения обращений устанавливаются внутренними положениями страховой компании. Обычно это 5 рабочих дней, однако срок может быть продлен до 30 суток.
За это время страховщик должен пересчитать КБМ и принять решение о возврате денег. О своем решении компания уведомляет заявителя письменно.
Восстановить КБМ через ЦБ РФ
Когда водитель просто просит исправить неверный коэффициент, страховая весьма оперативно реагирует на обращение. А если на основе неверного КБМ оформлен полис, компании придется отдать деньги клиенту. В таких случаях страховщики могут игнорировать обращения. Иногда заявления рассматривают до полутора месяцев, надеясь, что человеку надоест и он все бросит. В таком случае можно подать жалобу в Центробанк России. Этот орган контролирует работу страховщиков. И, хотя он не вправе менять КМБ, но может мотивировать страховщиков быстрей реагировать на обращения людей.
На сайте Центробанка есть удобный сервис для отправки обращений. Именно через него и лучше подавать жалобу. Сервис прост в обращении:
-На странице «Подать жалобу» выбираете раздел «страховые услуги», а в нем п. 05 – «Неверное применение КБМ»
-Откроется страница, где вам любезно расскажут, что КБМ восстанавливает страховая, а не ЦБ РФ. Просто прокручиваете вниз, нажимаете кнопку «нет, хочу подать жалобу». Откроется меню, где вас попросят объяснить, почему вы не желаете обращаться в свою компанию. Нажимаете на любой вариант ответа и переходите к следующему шагу.
-Откроется форма обращения. Здесь вписываете название страховой, указываете свои контактные данные, излагаете суть жалобы. После чего проходите капчу, ставите галочку напротив пункта о согласии с порядком рассмотрения обращений.
-На рассмотрение заявления Центробанку дается месяц. По прошествии этого времени регулятор потребует от страховой проверить корректность вашего КБМ.
Восстановление коэффициента через страховую или Центробанк России бесплатно. Однако процедура может занять много времени. Если нужно срочно исправить КБМ, можно воспользоваться услугами брокеров. За свои услуги они взымают деньги, но восстанавливают КБМ за несколько дней.