что делать если докапываются в школе
Как бороться с агрессивным поведением школьника?
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) обучающиеся обязаны уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательной организации, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися.
На основании ч. 4 и 5 ст. 43 Закона об образовании за неисполнение или нарушение устава образовательной организации, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность. При этом меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования.
Вместе с тем на основании ч. 5 ст. 42 Закона об образовании предусмотрена возможность проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающихся с целью своевременного выявления особенностей в их физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении, а также в целях подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи.
Таким образом, исходя из изложенных выше норм права и конкретной рассматриваемой ситуации, можно сделать вывод, что отдельные факты поведения обучающегося могут быть расценены как нарушающие требования законодательства об образовании. При этом несовершеннолетний обучающийся по образовательным программам начального общего образования не подлежит дисциплинарной ответственности. Указанная выше возможность проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающегося не является «карательной» мерой и может быть реализована с письменного согласия его родителей.
Что касается способов защиты прав участников образовательных отношений в данной ситуации, то представители несовершеннолетних обучающихся в случае предполагаемого нарушения законодательства об образовании могут обратиться в органы управления образовательной организации, в органы прокуратуры или в суд (ст. 45 Закона об образовании).
Что должны делать родители, если ребенка травят в школе
К сожалению, детская жестокость бывает на редкость изощренной и страшной. Справляться с ней нужно именно взрослыми методами — юрист и психолог рассказывают, что делать, если ваш ребенок столкнулся с издевательствами со стороны сверстников.
Ролан Быков открыл глаза многим родителям и ученикам, сняв знаменитый фильм «Чучело» с Кристиной Орбакайте в главной роли. Это история девочки Лены Бессольцевой, которая постоянно терпит издевательства от одноклассников. Ребята даже проводят ритуал под названием «Распятие Чучела». Платье Лены надевают на пугало, а потом сжигают со словами «Чучело — предатель». Только у этого фильма все-таки хороший конец. Бессольцевы покидают город, а на классной доске ребята пишут: «Чучело, прости нас!» Сегодня подростки стали более жестокими, а буллинг (дословный перевод — травля) становится серьезной проблемой, о которой психологи уже не говорят, а кричат.
«Это в 30 лет мы легко можем посмеяться в глаза обидчику. В 14 лет все воспринимается по-другому, а кличка Буратино обижает и ранит. В моей практике был случай, когда одноклассницы довели школьницу до нервного срыва из-за большой груди девочки: говорили, что она подкладывает вату в лифчик. История закончилась сменой школы, длительной работой с психологом».
Стать жертвой травли может любой подросток. Объектом насмешек и издевательств бывает не только застенчивый ботаник, но и активный ученик, борец за справедливость.
«Всегда объявляют бойкот тем, кто выделяется из толпы, — продолжает психолог. — Издеваться будут не только над девочкой из бедной семьи, которая носит старое мамино пальто и не пользуется дезодорантом, но и над необычно одетой школьницей с розовыми волосами и серьгой в носу. Устраивают темную любимчикам учителей, ябедам, но в то же время не любят честных и талантливых».
С агрессорами сложнее.
«Монстров могут воспитать родители, которые привыкли унижать и наказывать детей, — считает психолог. — Часто буллером становится тот, кто в семье является жертвой и терпит издевательства от старших. Агрессорами могут стать подростки-одиночки, обделенные вниманием со стороны взрослых. Ребенок чувствует себя никому не нужным, накапливаются обида и злость, которые он потом вымещает на других детях».
По мнению психолога, схема любого издевательства схожа и проста.
«Агрессору прежде всего важна реакция жертвы, — рассуждает психолог. — Нельзя показать свою силу над теми, кто вас не боится и не замечает. Но не всегда у ребенка есть силы для борьбы и игнорирования тирана. Без помощи взрослых не обойтись».
Законная борьба
Если речь идет о буллинге, то всегда подразумевается травля в школе.
«Давайте разберемся, какая существует юридическая ответственность за издевательства подростка над своим сверстником, — комментирует юрист, специалист по семейному праву Ирина Волкова. — Понятно, что с 16 лет перед законом придется отвечать по-взрослому. Часто агрессорами становятся те, кому 14 и меньше. С 14 лет наступает личная ответственность подростка лишь по некоторым пунктам Уголовного кодекса. А вот когда ребенку еще не исполнилось 14 лет, то всю ответственность за действия детей несут родители».
Если отец и мать хулигана явно не справляются со своими обязанностями, их можно привлечь по статье «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних». Но для обращения в суд нужно иметь хорошую доказательную базу: скриншоты всех переписок с угрозами (желательно их заверить у нотариуса), показания свидетелей, справки о побоях, фото испорченных личных вещей. Хорошо, если есть диктофонная запись.Учтите: записывающее устройство должно быть отечественного производства.
Все-таки юрист советует постараться избежать судебных разбирательств, потому что в реальности единственная мера наказания для несовершеннолетнего — это выплата родителями штрафов (100–200 тысяч рублей) и постановка на учет в комнату полиции трудного подростка.
«Прежде чем бежать к адвокатам, постарайтесь воздействовать на малолетнего тирана через школу, — продолжает юрист. — Начинайте с разговора с классным руководителем. Если он не реагирует, пишите жалобу директору школы».
Если реакции нет и от директора, пишите сразу три заявления:
— в комиссию по делам несовершеннолетних, которая находится в управах района;
— инспектору по делам несовершеннолетних.
Если и эти инстанции проигнорируют ваше обращение, тогда подавайте заявления уже выше: в прокуратуру, департамент образования, уполномоченному по правам ребенка.
«Желательно об инциденте рассказать в СМИ, чтобы привлечь общественность. Самое главное — вы должны всегда быть рядом с ребенком», — добавляет Ирина Волкова.
Реальный опыт
Рабочий кейс описала у себя на страничке в «Фейсбуке» одна из мам, над чьим ребенком издевались одноклассники при полном попустительстве со стороны учителей — те делали вид, что ничего не происходит. Наталья Цымбаленко собрала все доказательства безобразий, происходящих в школе, какие только могла. Сперва поговорила с классной руководительницей и родителями обидчиков. Это ни к чему не привело, кроме как к серии оскорблений, но к этому мама была готова. Затем написала заявления с требованием разобраться в ситуации на имя директора школы. Составила копии — одну отправила на адрес председателя Управляющего совета школы, другую отнесла в Управу своего района в Комиссию по делам несовершеннолетних.
«Записала номера входящих документов», — уточняет Наталья.
Затем она написала пост в соцсетях. Родители обидчиков сына Натальи по-прежнему отказывались идти на контакт: «Встретимся в суде!» Но в этот момент в школе зашевелились.
«Сперва председатель управляющего совета задал мне очевидный вопрос: „А вы не хотите забрать своего сына?“ Я честно запретила даже предлагать мне такие советы — этот кейс мы разберем с сыном до конца, а со школой еще и памятку напишем на тему буллинга. Процесс пошел», — пишет Наталья.
В школу пришла инспекция по делам несовершеннолетних. Были разговоры и с детьми, и с родителями особо агрессивных школьников. Одного особо отличившегося поставили на учет. Перед мамой и ее сыном извинились.
Наталья признает: было непросто. Ее сыну было очень страшно, тем более что поначалу агрессия в его адрес усилилась, были серьезные угрозы.
«Я звонила на каждой перемене, муж забирал Петю из школы. А еще я пообещала нанять им телохранителя, если угрозы хоть немного станут похожи на реальность. Но чем большую активность развивала школа (встречи, разговоры), тем больше класс понимал, что это все всерьез. И успокоился», — говорит отчаянная мама. И резюмирует: «Ни один буллинг, ни одна травля не закончится, пока в нее не вмешаются взрослые, третьи силы. Пока травящие не поймут и не выхватят ответственности по полной. Поэтому подключайте школу, департамент образования, полицию, прокуратуру».
Что делать при встрече с гопниками
Способы сохранить здоровье и деньги в темной подворотне
Каждый раз, когда я прохожу мимо кучки подростков у подъезда, я внутренне готовлюсь к драке. В их возрасте я был гопником и знаю, что свою жертву они выбирают спонтанно.
Ты не подаешь признаков слабости, держишься уверенно, но всё равно до тебя могут докопаться.
Избежать конфликта можно, если помнить простые правила. Рассказываю, что нужно делать при встрече с гопниками в подворотне.
Что нужно знать о гопниках
Гопники обитают в безлюдных темных местах или у точек продажи разливного алкоголя. Более опытные и агрессивные выбирают тупики, арки и короткие глухие улицы. Все уличные грабители боятся скоплений людей, прохожих, свидетелей и патрулей полиции.
Гопники всегда действуют группой, чтобы иметь численное преимущество. Лучшая жертва гопника — один человек в безлюдном переулке. Если вы идете в компании, вероятность нападения резко падает.
У гопников нет никаких связей в криминальном мире, они не подкупают судей, не дают взятки полиции. Гопники для полиции — это расходный материал для повышения раскрываемости дел, поэтому ловят их быстро.
Избегайте встречи
Обходите места, где обитают гопники: гаражные массивы, детские сады, темные участки дворов, переулки, круглосуточные магазины. Например, вы идете вечером с работы к метро, перед вами две дороги: короткая по безлюдному переулку или более длинная по ярко освещенному проспекту. Всегда выбирайте ярко освещенный проспект.
Не слушайте музыку в наушниках, когда идете по улице вечером. В наушниках легко не понять, что за вами идут или вас окликнули.
Если понимаете, что вас преследуют, ускоряйте шаг и идите в людное место. При свидетелях вас грабить и бить не станут.
Не поддавайтесь на провокации: игнорируйте просьбы закурить, «добавить на пиво», «дать позвонить» и тому подобные. Лучше даже не смотреть в сторону хулиганов. Делайте вид, что не слышите, и ускоряйте шаг.
Опытные гопники будут провоцировать вас на контакт: обзывать вас трусом или упоминать ваших родственников. Их задача — чтобы вы остановились и вступили с ними в разговор, пока они вас окружат. Не давайте гопникам этого преимущества.
Убегайте при первой возможности
Есть миф, будто убегать от драки стыдно. И что если уж вас окружили гопники, то нужно принять бой и выйти из него победителем. Это полная чушь: ваше достоинство бесполезно.
Не вступайте в драку, даже если при себе у вас есть средства самообороны — шокер или газовый баллончик. Против толпы они бесполезны: противники задавят вас числом. А если вы не проходили спецподготовку, то шокер или баллончик у вас заберут и используют против вас.
Если вас окружили, разговаривайте спокойно, не проявляя агрессии и не делая резких движений. Тяните время: возможно, повезет и появятся другие прохожие. Случайные свидетели преступникам не нужны.
Пять правил торговли
Посмотрите по сторонам: на ближайших зданиях могут быть видеокамеры — перемещайтесь в зону наблюдения. Укажите на камеру хулиганам: не исключено, что они откажутся от своих планов из-за риска быть пойманными. Помните, что видеокамеры встроены и в банкоматы.
Не давайте себя окружить. Если вы оказались в кольце, то нейтрализуйте ближайшего хулигана ударом в пах или голень и бегите. Спасаясь бегством, кричите — это привлекает внимание, а его гопники не любят.
Отдайте деньги и телефон
Если цель хулиганов — ограбление, то деньги и телефон лучше отдать. Попросите вернуть симкарту. У преступников есть свои извращенные понятия о милосердии, и симкарту могут действительно вернуть. Постарайтесь как можно точнее запомнить приметы и одежду грабителей.
Позаботьтесь заранее, чтобы в наружном кармане лежала мелкая сумма в двести-триста рублей. Достаньте их и скажите, что больше денег нет. Можете даже вывернуть в доказательство карманы. В них другой наличности быть, естественно, не должно.
Не грозите полицией и связями в криминальных кругах. Это банальный прием, и вы не первый, кто так поступает. Не взывайте к уголовному кодексу, рассказывая, сколько лет лишения свободы получат гопники после ограбления: они и без вас прекрасно осознают юридические последствия своих поступков. Угрозы еще больше разозлят хулиганов, и если еще пять минут назад они удовлетворились бы мобильником, то теперь вас побьют.
Не сопротивляйтесь, если вас бьют
Лишив вас денег и телефона, вас могут ударить — просто так, ради самоутверждения. Попробуете дать сдачи — и легкая затрещина превратится в избиение. Если понимаете, что будут бить, падайте на землю и защищайте жизненно важные органы — глаза, почки, пах. Лежачего бить неинтересно, и долго это не продолжится.
Другое дело, если вы решите защищаться. В глазах хулиганов вы сразу становитесь противником, которого надо победить. В этом случае вас побьют серьезно и со знанием дела. А так как соперников много, вы в любом случае проиграете и каждый посчитает своим долгом нанести повреждения посерьезнее.
Сразу же обращайтесь в полицию
Сразу после нападения звоните в полицию. Попросите мобильник у продавца в ближайшем магазине или у прохожих. Если вас избили, обратитесь в травмпункт, чтобы зафиксировать побои.
В полиции подробно опишите нападавших — как выглядели, во что одеты, как друг друга называли. Вспомните, откуда они появились и в какую сторону ушли. Расскажите, что у вас отобрали: сколько денег, какой марки телефон, его особые приметы — царапины, трещины и т. п.
Важно обратиться в правоохранительные органы сразу: большинство уличных хулиганов ловят в ближайших дворах сразу после нападения. На улицах работает много полицейских патрулей и экипажей вневедомственной охраны. Есть возможность получить свой телефон, а возможно, и деньги в тот же самый вечер.
Каждое нераскрытое преступление для правоохранительных органов — это минус в отчетности. Чем меньше времени пройдет между инцидентом и обращением, тем выше шанс поймать преступников по горячим следам. В первые часы грабителей будут искать очень активно, по свежей ориентировке.
Если хулиганов не найдут за два месяца, то дело приостановят, а розыск прекратят. Об этом вас уведомят по почте. Останется, правда, маленький шанс, что нападавшие попадутся на следующем преступлении. В полиции вспомнят, что людей с такими приметами уже искали, и тогда преступников ждет возмездие. Правда, деньги и телефон вы, скорее всего, уже не вернете.
Запомнить
В начале лета меня избили на улице и забрали седьмой айфон. Это произошло прямо в центре Москвы, нападавших было четверо, нерусской национальности. Меня увезли на скорой и зашивали губу. Так получилось, что двое из них стояли рядом со мной, когда я только очнулся (лежал минут 10-15 в отключке) и пытались извиняться, чтобы я не писал заявление, даже делали вид, что помогали найти телефон: один из них позвонил на мой номер, на том конце провода сняли трубку. Увидев, что кто-то нажал кнопку «ответить» на моем телефоне, сбросил. Я правда не знаю, почему они оказались такими тупыми, ведь потом я просто по распечатке входящих нашёл номер звонившего, узнал его данные, а позже и вовсе нашёл всю компанию вконтакте. Написал заявление в полицию, подробно описал нападавших, нашли их по камерам наблюдения; чуть позже, спустя где-то неделю после случая, я скинул их профили следователю, думая, что поймать их после этого не составит никакого труда. Произошло это ночью 3 июня на чистых прудах. Неделю назад я забрал из полиции копию о приостановлении уголовного дела по причине того, что подозреваемых не нашли. Я правда не думаю, что полиция их не нашла, потому что представители наших правоохранительных органов могут быть сколь угодно тупыми, но тут натурально все данные им были предоставлены на блюдечке. Скорее всего преступники откупились. Такая вот история. Надеюсь, что с вами такого не случится, потому что лично я теперь хожу по улице с опаской, ибо знаю, что наша полиция может лишь брать взятки, а со своей основной функцией – защищать права обычных граждан – справляется из рук вон плохо. Удачи и берегите себя.
Олег, ты ржачный. подобных комментов не видел лет 10 наверное)) ты серьезно?))
Антон, у меня один в один история. Только я ещё видео с камер от кафе в полицию предоставил, и время когда вор расплачивался своей картой. Мне в итоге два раза отказали в возбуждении уголовного дела.
Антон, надо было обращаться сразу в несколько мест,в несколько прокуратур, и в суд.
Yumiko, неожиданная развязка истории))
Не согласен с тем, что не нужно сопротивляться если вас бьют. Вообще советую заниматься единоборствами и спарринговать: это не дает гарантий, но даёт уверенности, ведь чаще всего эти чмыри уличные давят на психологию.
Семён, уже терабайты контента сделаны про то, что единоборства ничем не помогут (разе что быстрее убежать) в бытовой и уличной драке. Только спецподготовка по рукопашному бою немного повысит шансы, но не более. И то, она, скорее, укрепит в вас понимание того, что любой ценой надо убежать от агрессора.
Victor, От толпы не помогут, а если 1-2 подвыпивыших бича пристали, то можно успеть вломить и убежать
Семён Меркулов, посмотрю я на тебя, шпортмена, когда тебя грохнут
Легко рассуждать, а вот прижали к стене двое держат, третий в лицо бьёт и вымагает ценности. Люди проходят ничего не замечают. В крови и со сломаны носом мечтаешь что тебя выличили и всё стало как прежде. Запомнить никого не запомнил, бредешь скорее в травмпункт где предлагают вызвать полицию, но тебе не хочется усложнять себе жизнь разбирательством и поездками в полицию, потому что бессмысленно и 500р которые у тебя отобрали не такие уж большие деньги
Как уменьшить шансы на нападение гопников:
1. Не быть гопником
2. Не нападать
Аои, К сожалению, никто не оценил. Но ваша шутка гениальна)
Олег, ты ебнутый совсем?
Я работаю учителем начальных классов. Вот чем меня бесят родители
Работать в школе непросто: детей часто нужно приводить в чувство, они обзываются и дерутся, не всегда вовремя делают домашнюю работу и загуливаются на переменах.
Но ко все этим ситуациям я отношусь с азартом. В этом и есть моя работа: не только научить ребенка писать и считать, но и объяснить, как взаимодействовать с другими людьми, работать в коллективе, нести ответственность и исправлять ошибки. Чем сложнее задачу ставит перед собой и передо мной ребенок, тем интереснее ее решать и больше удовлетворения, когда удается с ней справиться.
К сожалению, кроме детей на работе приходится плотно общаться и с родителями. Это уже совсем другое дело: взрослые порой ведут себя куда более абсурдно, чем дети, и при этом далеко не всегда готовы к конструктивному диалогу.
Расскажу о ситуациях, которые встречаются чаще всего. Вот чем обычно меня бесят родители.
Как победить выгорание
Требуют слишком многого
Идеальный родитель с точки зрения учителя — это тот, кто внимательно относится к успехам и неудачам ребенка, но при этом соблюдает границы в общении с преподавателями: разговаривает доброжелательно, внимательно изучает всю доступную информацию и не задает вопросы, на которые мы уже отвечали. На родительских собраниях и личных встречах такие родители не противопоставляют себя учителям, а наоборот, считают нас большой командой, которая старается сделать образовательный процесс максимально эффективным. Поэтому в первую очередь они спрашивают, чем могут дополнить работу учителей дома и нужна ли какая-то еще помощь.
Общаться с такими людьми приятно: даже если они сталкиваются с проблемой или чем-то недовольны, то всегда готовы уделить время подробному обсуждению ситуации и найти выход, который всех устроит. Бывает, что ради разговора надо задержаться на работе, но это не бесит — зато я точно буду в курсе состояния ребенка и смогу найти оптимальный способ взаимодействия с ним.
Но есть и другой тип родителей — я называю их тревожными. Такие родители очень многого требуют от всех окружающих — и от учителей, и от собственных детей. Отчасти я могу их понять: чаще всего это родители, которые много вкладывают в детей и, естественно, переживают из-за результата. Но все-таки у всего есть границы.
Расскажу на примерах. Тревожные родители суетятся по каждому пшику: контролируют каждое домашнее задание, поминутно следят за перемещениями ребенка и требуют полного отчета о съеденных за обедом продуктах — вплоть до того, белый или черный хлеб ел школьник.
Это вредит как нашей работе, так и детям. Учитель постоянно задерган пустяковыми вопросами и требованиями: например, меня просили найти носок, который ребенок потерял две недели назад непонятно где, проконтролировать, чтобы школьник ел овощи, но только не морковь, и даже ответить на вопрос, с какой скоростью он выполняет домашнее задание. Быть в курсе всего этого просто невозможно: я должен работать не с одним ребенком, а с целым классом, я несу ответственность за состояние всех учеников, решаю множество конфликтов и регулирую настроение в коллективе — мне попросту не до моркови.
Дети таких родителей тоже постоянно находятся под давлением. В школе мы работаем над развитием самостоятельности и ответственности, учим детей проявлять инициативу и справляться с повседневными задачами без помощи взрослых: убирать за собой, готовиться к урокам и следить за расписанием. Но постоянный контроль убивает все успехи ученика.
Что делать. У каждого школьного работника есть не только список официальных обязанностей, но и дела, которыми он занимается по собственной инициативе просто потому, что это необходимо. Узнайте в начале учебного года, за что учитель берет ответственность вне уроков: это нормально и позволит вам понять, о чем его можно попросить и в каких ситуациях обратиться за советом, а что лучше оставить при себе и чем не стоит теребить учителя.
Доверяйте учителям и своим детям, это сильно облегчает работу. В конце концов, если ребенок уже дорос до того, чтобы ходить в школу, то вполне в состоянии минимально о себе позаботиться — например, самостоятельно поискать свои вещи или проследить за рационом.
Чем больше дома запретов, тем больше у ребенка соблазнов пойти вразнос в школе. Конечно, учитель попытается скорректировать поведение ученика, но гораздо эффективнее, если родители и дома начнут вести себя с ребенком по-другому.
Не сомневаются в словах ребенка
Когда ребенок попадает в ситуацию конфликта, не все родители могут совладать со своими чувствами и трезво оценить, что произошло. Многие не понимают, что слова ребенка — это всегда его интерпретация произошедшего, и сразу бросаются с шашками наголо спасать свою кровиночку: выяснять отношения с другими родителями, ругать учителей и грозить жалобами во все инстанции.
Дети, которые все это видят, запоминают слова родителей и приносят их в школу — так конфликт переходит на новый виток. Разрешить его становится все сложнее: нужно привести в чувство родителей, докопаться до позиции детей, чтобы восстановить, как все было на самом деле, объяснить взрослым, что же все-таки произошло и почему изначальная ситуация не стоила выеденного яйца. Все это занимает часы, а иногда и дни — время, которое я мог бы потратить на интересный проект с детьми, тратится впустую.
Что делать. Даже если вам кажется, что ребенок на сто процентов прав и его несправедливо обидели, не спешите искать управу. Сначала выдохните и дайте улечься своей злости, а потом спокойно узнайте у преподавателя, что произошло. Учитель видит ситуацию со стороны как одного, так и другого ребенка, да и просто со стороны — возможно, из-за сильных эмоций ребенок не заметил каких-то нюансов, которые в корне меняют дело.
Независимо от того, кто виноват в конфликте, спросите учителя, какие шаги он предпринимает для решения ситуации и как ему в этом может помочь родитель: например, в каком ключе стоит поговорить с ребенком о произошедшем. А еще не забывайте, что дети забывают плохое быстрее, чем взрослые, — на следующий день после ссоры они уже могут вместе играть и общаться, если родители не будут накалять обстановку.
Просят сделать исключение
В школах много правил. Некоторые из них кажутся родителям неудобными, но без них организовать учебный процесс будет очень сложно.
Например, во время пандемии многие школы перешли на комбинированное обучение: часть учеников занимаются в классе, а часть — онлайн, если болеют или по другой уважительной причине не могут присутствовать в классе. Работать в таком режиме непросто как учителю, так и ученикам: уроки требуют более тщательной подготовки, чем обычно, а во время занятия внимание учителя разрывается между классом и экраном.
Похожие ситуации происходят, когда класс выезжает на экскурсии. Организация таких поездок — всегда большая ответственность и нервотрепка: с одной стороны, мы отвечаем за жизнь и здоровье учеников перед родителями, с другой — перед законом.
Но многие родители не понимают серьезности ситуации и часто просят сделать небольшую остановку по дороге недалеко от дома ребенка. Никакие аргументы не действуют — в ответ они обещают взять все риски на себя, не понимая, что в любой неприятной ситуации эти обещания не защитят школу и учителей от судебных разбирательств и крупных штрафов.
Что делать. Следуйте правилам, которые приняты в школе: это помогает учителям эффективно выполнять свою работу даже в нестандартных и сложных ситуациях. Не требуйте для ребенка особых условий: если учитель разрешит одному ученику нарушить правила в виде исключения, другие тоже захотят это сделать, и вся система перестанет работать.
Помните, что многие неудобные правила помогают обеспечивать безопасность детей в школе и за ее пределами. Не показывайте ребенку пример наплевательского отношения к требованиям учителей — дети далеко не всегда могут адекватно оценить риски, поэтому в школе ответственность за них несут именно взрослые.
Не уважают личное время
Иногда мне кажется, что родители даже не подозревают, что у преподавателей тоже есть выходные, личные дела и свободное время.
Часто родители действительно пишут по делу: например, предупреждают о том, что ребенок не придет в школу, или просят прислать расписание. Но почему-то совершенно не считаются с моим рабочим графиком и требуют немедленного ответа даже среди ночи. Я не шучу: самое запоминающееся сообщение я получил в полпервого ночи — родители написали, что не успеют передать важное заявление для ребенка к первому уроку и принесут его после занятий.
Однажды мне пришлось взять отгул по серьезным семейным обстоятельствам: я помогал жене в больнице. Чтобы меня не беспокоили в эти дни, я заранее предупредил вообще всех — администрацию, коллег, родителей. Но на всякий случай решил остаться на связи: иногда в школах бывают действительно срочные ситуации.
В итоге у меня без конца трезвонил телефон, а когда я перезвонил после семи пропущенных с одного номера, захотелось убивать: оказалось, чьи-то родители просто не смогли найти в классе термокружку.
Что делать. Если вы собираетесь обратиться к учителю в нерабочее время, подумайте, действительно ли вопрос требует такой срочности, — возможно, разговор вполне потерпит хотя бы до утра. Если вам необходима долгая беседа с учителем, заранее договоритесь об удобном времени встречи: преподаватели часто соглашаются задержаться в школе, чтобы разрешить сложную ситуацию, но тоже хотят свободно распоряжаться своим временем.
Иногда некоторые вопросы проще решить вообще не через учителя. Например, домашнее задание быстрее узнать у других родителей или у одноклассников ребенка.
Считают, что учитель занимается только уроками
Работа на уроках — это вершина айсберга среди дел, которыми занимается учитель. Помимо этого, мы следим, что дети пообедали, погуляли и попали вовремя на кружки, проверяем домашние задания, готовим планы занятий на следующий день, а еще параллельно организуем крупные общешкольные мероприятия — праздники, олимпиады и конкурсы.
Но и это не все. Одна из важных задач, которая требует внимания и отдельного времени, — воспитание в классе дееспособного коллектива. Я стараюсь научить детей уважительно относиться к друг другу, договариваться между собой даже во время конфликтов, задавать вопросы по существу, размышлять над проблемами и рефлексировать. В плотном графике школьной жизни приходится изворачиваться, чтобы выкроить на все это время: все-таки даже такая полезная внеклассная активность не должна быть в ущерб образованию.
Родители видят результаты моей работы — замечают, что дети стали более ответственными, самостоятельными и собранными. Но не связывают их с усилиями, которые я трачу, и удивляются, если не беру трубку во время перемены, не готов выделить час на разговор, когда они без предупреждения приехали в школу, или не отвечаю на сообщение в течение 5—10 минут.
Из-за слишком плотного графика учителя иногда ошибаются. Например, однажды я решил провести в классе игровой проект на сплочение, который подразумевал провокацию конфликтов между детьми. Чтобы успокоить родителей, я провел с ними встречу, но из-за бешеного ритма школьной жизни, бесконечных тетрадок и заполнения множества таблиц плохо к ней подготовился и произнес слово «эксперимент». У родителей это вызвало шок, а мне пришлось еще долго отбиваться от обвинений, что я провожу опыты над детьми.
Что делать. Не забывайте, что учитель живой человек. Если вам кажется, что он неправ, ошибся или недоработал, не стоит сразу делать вывод, что он непрофессионал, жаловаться администрации и требовать увольнения: скорее всего, хватит личного разговора с обсуждением проблемы. Эскалация конфликта может только навредить — ко всем тем задачам, которые решает учитель, добавятся еще и разборки с начальством.