что делать если дал номер карты мошенникам
Как защитить реквизиты карты
Какие данные нельзя сообщать и в каких случаях включать параноика
Реквизиты банковской карты — это секретная информация. Если она попадет в руки не тех людей, вы можете потерять деньги.
В России 68% мошеннических операций совершается с помощью реквизитов. Это самый распространенный способ украсть деньги с карты. Мошеннику нужны только цифры, которые написаны прямо на карте, — и он уже сможет вас ограбить.
Что за реквизиты?
Реквизиты — это всё, что написано на карте: номер из 16 цифр (иногда 18), имя и фамилия владельца, срок действия и CVC-код — трехзначный код безопасности на обратной стороне. Для удобства мы отнесем к реквизитам и смс-код, который присылает вам банк, когда вы платите в интернете или переводите деньги.
По правилам платежных систем реквизиты нельзя сообщать посторонним. Если банк узнает, что ваши реквизиты попали в чужие руки, то сразу заблокирует карту. Однако кое-что сообщать все-таки можно. Если кратко, дела обстоят так:
Что можно сделать, зная реквизиты карты?
По реквизитам карты можно заплатить в интернете или оформить перевод с карты на карту. Человек, который знает ваши реквизиты, имеет полный доступ к деньгам.
Вернуть потерянное будет сложно. В договорах на оказание банковских услуг прописано, что ответственность за сохранность данных карты несет держатель карты. Если он сам добровольно эти реквизиты сообщил посторонним, банк за такие действия ответственности не несет. Придется обращаться в полицию и если она найдет мошенника, с него и взыскивать ущерб.
Какие реквизиты нужны вору, чтобы украсть мои деньги?
Обычно номер карты, срок действия, CVC-код и код из смс. Но есть магазины, которые проводят операции с меньшим числом реквизитов.
Например, чтобы заплатить на «Амазоне», нужен только номер, имя и срок действия. Ни кода безопасности, ни одноразового пароля из смс не нужно:
Виды мошенничества с картами
Фальшивые банкоматы. Не каждый банкомат, который вы видите, обязательно принадлежит банку. Мошенники могут скупать на черном рынке старые банкоматы, перенастраивать их и получать доступ к данным карты. Снять наличные в таком банкомате не получится — он выдаст сообщение, что купюр нет или что он неисправен. Зато такой банкомат передаст мошенникам все реквизиты карты.
Чтобы обезопасить себя, проверьте банкомат на карте с банкоматами в приложении банка.
Скрытые камеры. Мошенники крепят их на банкомат или прячут где-то возле. Миниатюрная камера направлена на клавиатуру банкомата и записывает, как клиенты вводят пин. Еще камера может записать все реквизиты, указанные на карте: имя владельца, срок действия и даже код безопасности.
Скимминг. Скиммер — это считыватель магнитной ленты на карте. Мошенники прикрепляют его к картоприемнику банкомата.
Банки знают об уловках мошенников, и поэтому начали выпускать банкоматы без картоприемников. На современных банкоматах карту достаточно приложить к специальной площадке со значком бесконтактной оплаты. Если есть альтернатива, рекомендую пользоваться именно такими банкоматами.
Траппинг, или «ливанская петля». Мошенник вставляет в картридер кусок фотопленки или пластика, и карта, попадая в прорезь, не возвращается владельцу, а попадает в конверт, который мошенник вытащит и получит возможность пользоваться картой.
По возможности пользуйтесь банкоматами без прорезей. В них карта в принципе не может быть удержана из-за неисправности устройства и к мошенникам в руки не попадет ни при каких обстоятельствах.
Накладная клавиатура. Мошенники устанавливают на банкомат поддельную клавиатуру поверх оригинальной. Поддельная запоминает все, что вы набираете, и передает нажатия на настоящие клавиши.
Фишинг. Это рассылка писем и уведомлений от имени брендов, банков, платежных систем, почтовых сервисов, социальных сетей. В письме содержится ссылка, якобы ведущая на сайт сервиса, но на самом деле она ведет на сайт мошенников, внешне не отличающийся от оригинала.
Как не попасться на удочку хакеров
Пользователя убеждают ввести данные карты якобы для оплаты товаров или услуг, но на самом деле покупки не происходит, а данные попадают в руки мошенников.
Совет здесь только один: не переходить по ссылкам, если не уверены в их надежности. Убедитесь, что отправитель — именно тот, за кого себя выдает.
Смс-мошенничество. Мошенники через смс убеждают держателя карты перевести деньги. Например, предлагают поучаствовать в розыгрыше приза, получить компенсацию или просто позвонить на платный номер.
Вишинг — телефонное мошенничество. Самый распространенный сейчас вид мошенничества.
Мошенники представляются работниками службы безопасности, сотрудниками правоохранительных органов, Центробанка. Бывает, что они представляются покупателями на сайтах объявлений.
Цель у них одна — получить реквизиты карты: ее номер, код безопасности, а если повезет, то и код из смс.
Можно ли сообщать номер банковской карты и имя владельца
Если у кого-то есть номер карты, он не сможет украсть ваши деньги. Но он может использовать это знание для фишинга: прикинуться банком и выудить у вас другую информацию.
А вот если у мошенника есть и номер карты, и ваше имя латиницей, он сможет подобрать срок действия методом перебора и, например, привязать карту к «Амазону».
Номер карты и имя владельца следует беречь точно так же, как вы бережете данные паспорта.
Мошеннику нужен только номер карты, срок действия и ваше имя, чтобы украсть деньги.
Какие данные карты можно сообщать для перевода денег, а какие нельзя
Можно сообщать | Нельзя сообщать |
---|---|
Номер из 16 цифр | Имя и фамилия |
Cрок действия | |
Код безопасности на обратной стороне | |
Код из смс |
Вопросы о безопасности банковских карт из жизни
Я забыл карту в кафе, вернулся за ней через 15 минут. Надо перевыпускать? Лучше перевыпустить. Если вам не повезет, официант перепишет реквизиты в блокнот или просто сфотографирует карту. Он не будет тратить все деньги, а просто через месяц-другой по-тихому купит что-нибудь в интернете.
Если у вас не подключен смс-банк, вы можете даже не заметить пропажи денег с карты. А если клиент не забил тревогу, то и банк ничего не заметит. Вы никогда не узнаете, что деньги украли.
Официант унес карту, чтобы провести оплату на кассе. Это плохо? Да. Целую минуту он может делать с вашей картой что угодно. Если вам совсем не повезет, официант окажется еще и скиммером: проведет карту через специальный считыватель, потом продаст данные в Таиланд через анонимный форум. Там ребята обналичивают сразу и много.
Чтобы такого не случилось, попросите официанта принести терминал. Сейчас во всех приличных заведениях терминал приносят к столу. Но если такой возможности нет, сходите на кассу вместе с официантом.
Перевел деньги мошеннику на карту: инструкция по возврату средств
Мошенничество, связанное с денежными переводами, широко распространено и продолжает активно развиваться. Существует огромное количество методов и уловок. К сожалению, внушительная часть подобных преступлений в силу разных обстоятельств остается нераскрытой, но это не повод опускать руки, паниковать или ничего не предпринимать – вы вправе любым законным методом попытаться вернуть свои деньги.
Как действуют мошенники
Чаще всего аферисты стараются сделать так, чтобы вы сами перевели деньги на указанный счет или номер – посредством смс-сообщений или звонков. В других случаях они получают доступ к необходимым данным, которые позволяют распоряжаться вашими деньгами. Для этого используются интернет-вирусы или специальные считывающие программы. Предусмотреть все варианты и методы невозможно, но в большинстве случаев мошеннические операции проходят так:
К сожалению, эти примеры – лишь малая часть общей мошеннической картины. Как только вы поняли, что вас обманули и деньги переведены аферистам, нужно действовать незамедлительно, чтобы не терять шансы на возврат своих средств.
Самостоятельная профилактика
Некоторые методы самостоятельного предотвращения перевода денег аферистам актуальны в следующих случаях:
Общий порядок такой:
В поддержке вам сообщат о том, проводились ли какие-то операции. Во многих случаях, если вы обратились за помощью в течение суток, вам могут вернуть средства.
Обращение в банк
Допустим, деньги уже были списаны с вашей карты. В таком случае, в первую очередь нужно попытаться решить вопрос с банком.
Для начала стоит позвонить на горячую линию, описать свою ситуацию и попросить отменить перевод (или временно приостановить любые действия с вашей карты).
Затем порядок ваших действий должен быть таким:
Обращение в правоохранительные органы
В полицию стоит обращаться в следующих случаях:
Жаловаться, конечно, нужно будет не на банк – вернуть деньги, которые пользователь перевел по своей воле (пусть и будучи обманутым), очень сложно. Отказав вам в таком случае, ваших прав банк не нарушит.
Смело обращайтесь в полицию по факту мошенничества:
В среднем, расследование таких дел длится до двух месяцев.
Обращение в полицию будет более продуктивным. Правоохранительные органы имеют право запрашивать информацию о лицах, на карты которых были переведены те или иные средства. Это может установить личность мошенников.
Как дальше могут развиваться события:
Случается так, что полиция отказывается принять ваше заявление или никак на него не реагирует. При таком раскладе обратитесь в прокуратуру, составьте жалобу с просьбой обязать сотрудников отделения начать работу. Даже если оснований для обвинений на данном этапе действительно мало, для вас важно установить личность владельца карты.
Судебные разбирательства
В русло судебного процесса подобные дела чаще всего перетекают в двух случаях:
Во втором случае вам предстоит готовиться к разбирательству самостоятельно. Лучше заручиться поддержкой опытного юриста – его сопровождение поможет собрать достаточную доказательную базу, грамотно выстроить линию защиты и не упустить важные детали.
Что обычно предстоит на данном этапе:
Такие разбирательства могут занять время, но, если вы грамотно подойдете к вопросу и предъявите необходимые доказательства, позитивный исход очень вероятен.
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
Мошенники узнали номер банковской карты
В настоящее время владельцы банковских карт часто становятся жертвами мошенников. Только за 2016 год сумма украденных у клиентов известных банков денег составила 2,5 млрд долларов! Как обезопасить свои финансы и не попасться на удочку преступников? Ниже мы расскажем, что делать, если мошенники узнали номер банковской карты.
Если мошенники узнали номер банковской карты, чем это грозит
Для совершения кражи мошенникам необходимо получить следующие данные:
Узнать номер карточки для вора не проблема. Для этого он может прибегнуть к хитрости: к примеру, если человек что-либо продает на «Авито», сказать ему, что покупает товар и попросить реквизиты для перевода денег за товар. Эта просьба совершенно не подозрительна, и, как правило, люди сообщают номера своих банковских карт потенциальным покупателям.
Есть у мошенников и другая схема: они носят с собой небольшие камеры, на которые записывают моменты расчета своих «жертв» за покупки по безналу. Просматривая видео в дальнейшем, они без труда узнают нужную для совершения кражи информацию.
Помимо номера карточки, нужны еще фамилия, имя и отчество ее владельца. Выяснить их тоже достаточно просто. В случае с «Авито», например, можно спросить продавца, на чье имя осуществить перевод. Этот вопрос будет вполне логичным. А можно просто начать осуществлять перевод средств на карту и после появления данных о ее владельце записать их и отменить операцию.
Идентифицировав личность, мошенники делают транслитерацию Ф. И. О. с помощью специального сервиса. Это им необходимо, чтобы правильно записать имя и фамилию на латинице.
Всё, сбор данных почти закончен. Злоумышленнику становятся доступными покупки на сайте Amazon или любом другом, не требующем ввода кода CVV и SecureCode, а также одноразового кода от Сбербанка. Только нужно еще узнать, когда заканчивается срок действия карты. И тогда растрате чужих денег жулику ничего не будет препятствовать.
Определение типа карточки труда не составляет: если номер 16- или 13-значный, то это Visa Card. Номера банковских карт такого типа начинаются с цифры 4. У владельцев MasterCard первая цифра 5, Maestro – 3, 5 или 6, а общее количество цифр – 13, 16 или 19. Нетрудно догадаться, что за 3 попытки мошеннику точно удастся определить тип.
Как узнать, до какого времени карточка действительна? Это делается быстро и легко. Необходимо оформить заказ в интернет-магазине и попытаться его оплатить, наугад введя срок действия. В случае неудачи попытку повторить, введя уже другую дату. Повторять эти действия нужно до тех пор, пока данные не окажутся правильными. С учетом того, что срок действия банковских карт составляет от 3 до 4 лет, максимальное количество запросов, которое нужно будет сделать – от 36 до 48. На это уйдет где-то полчаса.
Защита от ввода неверной информации в онлайн-магазинах отсутствует, поэтому система не потребует вводить капчу. Ограничения на количество запросов тоже не существует. Поэтому одна из многочисленных попыток мошенника окажется успешной, и он сможет потратить все деньги жертвы.
Только подумайте, как это досадно: по ошибке сказать номер своей банковской карты преступнику и остаться без денег. Хорошо, если он совершит всего одну покупку на небольшую сумму, но ведь он может потратить и 15 тыс. руб., и еще больше.
Как защитить свои средства от кражи? Безопасность могут гарантировать карточки Cirrus/Maestro Momentum Card. Оформить их можно в Сбербанке. Использование Cirrus/Maestro Momentum Card для оплаты товаров в онлайн-магазинах нельзя, а потому украсть с них деньги никто не сможет.
Как мошенники узнают номера банковских карт: 5 основных способов
По каким схемам работают мошенники, снимающие с чужих банковских карт деньги? В основном жулики пользуются следующими способами:
Приведенный перечень мошеннических схем с банковскими картами далеко не исчерпывающий. Постоянно появляются все новые и новые способы обмана. Чтобы обезопасить себя от краж, нужно соблюдать все рекомендации банка, выпустившего пластиковую карточку. Не стоит паниковать при получении СМС непонятного содержания или странных звонках якобы от банковских сотрудников. Если у вас пытаются выведать номер банковской карты и вы подозреваете обман, позвоните в обслуживающий вас банк и выясните, не поступало ли от вашего имени каких-либо команд, запросов на смену пароля, кода и так далее.
Могут ли мошенники снять деньги с карты, зная только номер карты
Многим интересно, возможна ли кража денег с пластиковой карточки, если мошенник знает только ее номер. Да, такое возможно. Но только для отдельных типов карт. Рассмотрим этот вопрос более детально.
Снять средства, зная только номер, можно с карточек типа MasterCard и Visa Classic. То есть с тех, которыми можно оплачивать онлайн-покупки. А вот с Maestro и Momentum такая схема не работает.
Сбербанк позволяет своим клиентам переводить деньги на карты только по номеру. И люди очень активно пользуются этой услугой, особенно для расчета со знакомыми. Стоит отметить, что в процессе перевода можно получить информацию о владельце карточки – фамилию и имя. Для этого необходимо перевести минимальную сумму, и банк отправит сообщение с данными о клиенте.
Получается, что при наличии номера банковской карты проще всего договориться о покупке товара через сторонние ресурсы, например «Авито», и условиться перевести оплату на карточку. В таком случае ее номер мошеннику будет известен, а Ф. И. О. второй стороны сделки он без труда узнает в личном кабинете. И получит возможность оплачивать товары в интернет-магазинах, не требующих ввода CVV кода и защитного кода от MasterCard SecureCode, чужой банковской картой.
Итак, мы выяснили, что сначала злоумышленники узнают номер карты. С этим проблем не возникает: они просят его для оплаты покупки (говоря, что безналичный расчет более удобный). Также могут записывать, запоминать его либо использовать фото- или видеокамеру для получения информации.
На следующем этапе воры узнают фамилию, имя и отчество владельца карточки. Тут тоже ничего сложного: они просто спрашивают продавца, на чье имя нужно осуществить перевод. Еще могут посмотреть личную информацию в онлайн-кабинете. Как правило, операцию перевода мошенники до конца не доводят, они останавливаются на этапе проверки данных.
Получив информацию, преступники транслитерируют ее. Особых умений для этого не требуется.
После этого становится возможной оплата онлайн-покупок чужой карточкой, но только на сайтах, не требующих вводить CVV код, а также не перебрасывающих на SecureCode. Кроме того, ресурс не должен запрашивать ввод одноразового пароля Сбербанка. Так, узнав лишь номер банковской карты, Ф. И. О. владельца и срок действия, мошенники получают возможность украсть деньги.
Выяснить тип карточки по ее номеру труда не составляет. Для этого нужно знать общее количество цифр в нем и первую цифру. Выше мы уже писали, с каких цифр начинаются номер тех или иных типов карт.
Наиболее затруднительно для злоумышленников узнать, когда заканчивается срок действия карты. Но и с этим они справляются. Как мы уже сообщили выше, обычно карточки изготавливают примерно на три года, следовательно, существует 36 возможных вариантов окончания срока действия. Количество вводов ресурсы не ограничивают, поэтому варианты можно вбивать, пока не будет найден верный. Как только мошенник вводит правильную дату, происходит добавление карты для оплаты.
Простые правила, как обезопасить себя от мошенников
Что делать, если деньги уже начали пропадать с банковской карты
Если вы обнаружили списание денег со своего банковского счета, необходимо сразу заблокировать карту и написать заявление в банк и полицию.
Конечно, по закону украденные деньги должны вернуть, однако такое случается редко, поскольку обычно доказательства хищения отсутствуют. Поэтому нужно всегда быть начеку и никому не сообщать конфиденциальную информацию. Это поможет избежать мошеннической атаки.
Мошенница пытается выманить код из смс для «подключения услуги»
Мы постоянно твердим, что код из смс никому говорить нельзя. Тем приятнее видеть, как это знание спасает деньги.
Вот несколько признаков, что звонок от мошенников:
Чтобы не слушать разговор — вот что там произошло
Читателю на мобильный поступил входящий звонок с неизвестного городского номера. Девушка представилась сотрудницей известного банка, обратилась по имени и отчеству и предложила рассказать про специальные предложения от банка.
Сначала она предложила бесплатно увеличить кредитный лимит по карте — читатель отказался. Сразу поступило второе предложение: подключить бесплатную услугу, которая уменьшает ставку по кредитной карте, если не погасить задолженность в беспроцентный период. На это предложение читатель согласился, и сотрудница начала «подключение» услуги.
После этого банк отправил на телефон клиента смс с кодом. Мошенница представила все так, будто это код для подключения услуги: она попросила сообщить этот код и произнести слово «подключить». Конечно, не ей, это небезопасно. Система переключит разговор на робота. Он-то уж точно не станет использовать полученную информацию во вред клиенту.
В результате мошенникам удалось выманить номер паспорта, но код из смс читатель не сообщил — это и спасло его деньги.
Как мошенники завоевали доверие
Во время разговора мошенники убедили читателя, что звонят из банка, и расположили его к общению. Вот как им это удалось.
Обратились по имени и отчеству. Мошенники в начале разговора обратились к нашему читателю по имени и отчеству и, по его словам, этим завоевали его доверие. Кроме того, они знали последние четыре цифры номера карты, которые упомянули в специальном предложении. У читателя создалось впечатление, что такая информация может быть только у банка — а значит, звонит настоящий сотрудник.
Но чтобы узнать эти данные о владельце карты, достаточно номера телефона. В 2019 году Банк России запустил систему быстрых платежей, СБП, которая позволяет переводить деньги между разными банками по номеру телефона. Перед отправкой платежа система подскажет имя получателя — для проверки, чтобы деньги ушли по адресу.
Но не всем можно перевести деньги через СБП. Чтобы выполнить перевод, оба банка — отправителя и получателя средств — должны подключиться к системе, а оба клиента должны разрешить перевод через систему в интернет-банке или мобильном приложении. Когда клиент банка подключил свой счет к СБП, узнать его имя по номеру телефона может любой пользователь системы, даже если их счета открыты в разных банках.
В приложении Тинькофф-банка при переводе по номеру телефона видны имя и первая буква фамилии. Видны счета и в других банках
Мошенница знала последние четыре цифры номера карты. Узнать номер карты сложнее, чем имя и отчество, но тоже возможно. Некоторые банки при переводе своему клиенту по номеру телефона сообщают больше информации. Например, при переводе по номеру телефона внутри Сбера приложение кроме имени покажет еще и часть номера карты. Полный номер таким способом узнать не получится, но последние четыре цифры приложение показывает.
Скорее всего, мошенники перебором номеров нашли данные читателя. Они не были нацелены на конкретного человека и собирали базу для обзвона из тех номеров, для каких смогут узнать данные владельца. Получив имя и отчество, мошенники звонят по этому номеру телефона от имени банка, в котором нашелся счет.
Есть и другие варианты. Возможно, мошенники воспользовались одной из нелегальных баз данных. Или у них есть свой человек в банке.
Иногда через приложение банка можно также узнать номер счета другого клиента по его номеру мобильного. В любом случае, если звонящий знает ваше имя и какие-то личные данные, это не гарантия, что вам звонит сотрудник банка.
Сбер по номеру телефона для своих клиентов показывает имя, отчество, первую букву фамилии и часть номера карты
Услугу для снижения ставки, на которую согласился наш читатель, назвали частью премиального пакета. Клиент может подумать, что такие пакеты предлагают только лучшим, — так мошенники усыпляют бдительность и отключают логику. При слове «бесплатно» бдительность отключается еще быстрее.
Скорее всего, в арсенале мошенников есть и другие «услуги», которые они предлагают в зависимости от ответов жертвы. Главное, чтобы разговор продолжился.
Для сообщения кода из смс переключают на «автоматизированную систему». По версии мошенницы, это нужно для безопасности: людям сообщать этот код нельзя, а роботам — пожалуйста. Конечно, это бред: перевод звонка на «робота» легко сымитировать, клиент никак такое не проверит. Мошенник продолжает слушать жертву, заходит с помощью кода в ее интернет-банк и крадет деньги.
Самозащита от мошенников
Что еще настораживает в разговоре
Читатель не почувствовал подвоха в начале разговора и спохватился только на последнем этапе — когда мошенники попросили код из смс. Это главный признак, по которому можно определить мошенников. Номер телефона тоже не так важен: сотрудники банка могут звонить с разных номеров, а мошенники научились подменять номера.
Но в разговоре нашлось еще несколько подозрительных признаков.
Посторонний шум. Сотрудники банков обзванивают клиентов с рабочих мест в офисе или из колцентра. Обычно при таких разговорах не слышно постороннего шума или чужой речи. Мошеннические колцентры часто выдает шум или голос соседнего оператора: банк вряд ли организует работу колцентра так, что клиент через телефон сможет услышать информацию о другом клиенте.
В случае с читателем мне показалось, что «сотрудница банка» звонила из детского сада: на фоне громкий детский голос и крики. Во время пандемии многие работодатели разрешили сотрудникам работать из дома, но банки обычно выдвигают требования к рабочему месту, особенно для общения с клиентами. Например, большинство операторов Тинькофф-банка и до пандемии всегда работали из дома, но по требованиям им нужна гарнитура с микрофоном и тишина в комнате.
Неграмотная речь собеседника. Сотрудников колцентра в банке учат правильно произносить слова, а руководители проверяют их работу по записям звонков. Банк вряд ли оставит на работе оператора, который неграмотно общается.
В записи разговора с читателем «сотрудница банка» говорила неуверенно: очень торопилась, часто оговаривалась и не знала, как отвечать на вопросы, поэтому придумывала ответы на ходу. А чего стоят «кредитные средства» с ударением на последний слог!
Запрос персональных данных. Когда сотрудник банка звонит клиенту, он уже знает его персональные данные, ему не нужно спрашивать. Кодовое слово, полное имя и номер паспорта могут спросить для идентификации, только если звонит сам клиент. А для подключения услуги или смены тарифа обычно хватает устного согласия.
Если не уверены, что разговариваете с сотрудником банка, попросите его добавочный номер и перезвоните по номеру банка, указанному на карте. Если связаться через добавочный невозможно, уточните информацию у оператора и примите решение позднее, а для подключения услуги перезвоните в банк.
Что делать, если сообщили код мошенникам
У героя этой статьи все кончилось хорошо: он не сообщил код из смс. Вместо этого он завершил звонок и перезвонил в банк по номеру с карты. Специалист проверил последние операции по карте и убедился, что мошенники не смогли получить доступ к деньгам.
Если сталкивались с другими разводами, пишите. Прищуримся.