что делать если бросил универ
5 причин бросить университет и не пожалеть об этом
Представьте себе ситуацию, когда человек бросает университет два раза. Например, с начала учился на платном отделении педагогического университета и забрал документы на втором курсе. Затем поступил на бюджет в экономический вуз, практически не готовясь к ЦТ, и опять же спустя два года бросил учёбу. Понятно, что человек неглупый, но учиться почему-то жутко не нравится. В конце концов заканчивает обучающие курсы и успешно работает. Человек смог реализовать себя без высшего образования, и ни о чём не жалеет. Так вот в каких случаях стоит бросать университет? Или всё-таки надо терпеть, чтобы получить диплом для галочки?
1 причина: Поступил (-а) не на ту специальность
2 причина: Учёба приводит к депрессии и эмоциональному выгоранию
3 причина: Если есть альтернативное образование
Если во время учёбы в вузе студент отыскал в себе другие таланты и понял наконец, чем хочет заниматься по жизни, можно спокойно отчисляться. Но, конечно, обязательно пройти обучающие курсы, которые помогут стать профессионалом в своём деле. Практика показывает, что люди порой получают по 2−3 высших образования, работают около 10 лет на других должностях, но затем находят себя в ином ремесле. Можно ведь не тратить время ради диплома, а сразу освоить любимое дело и стартовать? Правда, порой высшее образование нужно, чтобы научиться учиться. Этот навык важен для саморазвития и карьерного роста.
И даже когда станет понятно, что выбранная вами сфера не та, всегда можно совершенствоваться, освоить другую профессию. И в таком случае не стоит считать, что мой выбор в 17 лет был неправильным. Согласно коучингу, любой выбор верный, мы развиваемся, и ничего лишнего не бывает. Ведь главное — умело применять полученный опыт в жизни.
Яна Камыш, коуч по развитию
4 причина: Вам предлагают хорошую работу, несовместимую с учёбой
Если по совместительству с учёбой студент подрабатывает в крупной компании либо стажируется, и у него есть шанс получить постоянное рабочее место, можно задуматься об отчислении по собственному желанию. Студент уже напрактиковался во время работы, а дальше ему нужно только совершенствовать свои знания и навыки.
Даже после университета некоторым молодым специалистам приходится начинать с нуля, потому что реальность не всегда соответствует тому, чему учат в университете. Тем более, знания со временем устаревают и, как показывает практика, нужно постоянно учиться, чтобы держаться на плаву. Помните поговорку: «Век живи — век учись?»
5 причина: Хотите взять паузу (академический отпуск)
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Можно ли отчислиться, не потеряв возможность учиться на бюджете?
Отчисление из вуза — это, наверное, самое страшное для студента. Но хотим вас успокоить — бывает всякое! Отчисление не всегда так плохо, как кажется, и с этим можно что-то сделать. Как восстановиться в вузе после отчисления или поступить на бюджет заново?
Причины отчисления из вуза
Напомним вкратце, за что вас могут отчислить из университета с бюджетного места:
Отчисление из вуза: как восстановиться или поступить заново?
Можно ли попасть на бюджет после отчисления?
Для ответа на этот вопрос обратимся к закону. В 3 пункте 5 статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» указано:
Соответственно, пока не получите бесплатное первое высшее образование — можете бесконечно поступать на бюджет и отчисляться!
Инструкции для тех, кто отчислился
Составили небольшую инструкцию, чтобы при попадании в ситуацию с отчислением, вы знали, как себя вести и что делать. Рассмотрим две ситуации, ведь действия в них будут немного отличаться.
Ситуация 1. Восстановление в своём же вузе после отчисления
Вас отчислили, но вы хотите вернуться на свое же место, то есть сохранить и бюджетное место, и соответствующий курс обучения, а не начинать сначала.
Шаг 1. Пойти в деканат вашего вуза/факультета и выяснить процедуру восстановления при отчислении.
Можно также поискать информацию на сайте вашего вуза. Но она не всегда легко поддается поиску. Поэтому лучше всего обратиться к сотрудникам вуза.
Шаг 2. Написать заявление на имя ректора вуза и подготовить необходимые документы:
Важно: в каждом вузе локальные акты могут расширять необходимый перечень.
Подавать заявление необходимо перед началом учебного года, восстановиться в вузе после отчисления можно спустя не более 5 лет (также могут быть локальные регуляции).
Шаг 3. Следить за рассмотрением своей заявки.
Звоните в вуз, так как точных сроков рассмотрения вам не дадут. В зависимости от причин отчисления, вам могут предложить сдать «хвосты».
Помните: бюджетное место никогда не пустует. Чтобы восстановится на прежнее место, в первую очередь это бюджетное место должно быть. Но обычно на него сразу переводят студентов с платного отделения с хорошей успеваемостью или людей, вернувшихся с академа. Здесь вы не сможете существенно повлиять на ситуацию, но в крайнем случае сможете участвовать в общем конкурсе на бюджетное место на 1 курс.
Как следить за информацией? Например, на сайте юридического факультета МГУ четко описана вся процедура и даны четкие сроки, а на сайте СПБГУ есть целый раздел, который посвящен переводам и восстановлениям.
Ситуация 2. Поступление в другой вуз или на другой факультет
По каким-либо причинам студент отчислен из университета (вне зависимости от курса) и хочет поступать в другой вуз или на другое направление на 1 курс.
Шаг 1. Выдохнуть и подумать, какое направление вы хотите попробовать и каком вузе.
Поищите информацию в интернете, почитайте о профессиях, пройдите профтест.
Шаг 2. Проанализируйте, какие экзамены вам будет необходимо сдать к тому перечню, который у вас имеется уже.
Вся информация о необходимых ЕГЭ — на сайте приемной комиссии выбранного вуза, а о сдаче ЕГЭ для уже-не-школьников — в нашей статье:
Стоит ли бросать университет, если начал хорошо зарабатывать?
Так сложилось, что в свои 18 я зарабатываю больше 150 тысяч рублей в месяц, работая все свободное время. Параллельно учусь на платном отделении в университете, но понимаю, что уделить время учебе в полной мере не получается.
Вы бы бросили учебу или работу на моем месте?
Дискуссии. Обсуждаем финансовые вопросы и даем советы друг другу
А с преподами, по большей части, всегда можно договориться.
Тут не все так однозначно.
Если вы чувствуете, что это ваша специальность и вы планируете по ней работать после университета и развиваться в этом направлении, то не бросайте. Да, тяжело будет, зато получите знания и опыт студенческой жизни.
Если чувствуете, что это не ваша специальность, и вы ее выбрали по остаточному принципу, то бросайте и поступайте на специальность к которой душа лежит!
Но, однозначно, не бросайте учиться, как вариант можете на заочку уйти.
Это мне не подходит: почему студенты бросают университеты
Большинству студенческая жизнь кажется насыщенной и увлекательной: новый период жизни, знакомства и знания. Тем не менее, некоторые молодые люди не хотят и не готовы учиться, часть из них решает отчислиться из университета. Чаще всего это минутное желание или эмоциональный порыв, но иногда начатое доводят до конца. О причинах, которые толкают на этот шаг, — рассказывает Royal Cheese.
Период отсутствия свободы
В России только 15% учеников действительно заинтересованы в учебном процессе, все остальные борются с постоянными порывами бросить учебу по тем или иным причинам. Часть из них достаточно банальны, другие имеют более сложную основу.
Причина сознательного ухода из вуза может скрываться в школах, и в том, как учителя подготавливают детей к следующему шагу. Кажется, что в гимназиях, элитных, и самых обычных школах детей должны подготовить ко всему, в том числе и к следующему этапу жизни — университету. Взрослые натаскивали на ГИА, ЕГЭ, говорили о важности портфолио и участия в городских и краевых олимпиадах, настраивали на непрерывный интеллектуальный труд и бессонные ночи.
Поступив, ученики понимают, что баллы на выпускных школьных экзаменах не говорят об уровне знаний и навыков. Они попадают в атмосферу, где с ними больше никто не носится и не идет на уступки. Здесь каждый сам за себя. Новая атмосфера давит на психику, вызывает тревогу и разочарование, которые подкрепляются стрессом и страхом огорчить родителей.
Если поинтересоваться у учащегося 10-11 классов, чего он хочет больше всего, самыми популярными ответами будут: выпуститься из скучной школы и вступить в веселую студенческую жизнь. Если задать тот же самый вопрос студенту, он скажет о том, как в вузе давит чувство несвободы, необходимости действовать и мыслить шаблонно, ведь за пределами университета его ждет высокооплачиваемая работа в офисах или государственных учреждениях. Так, учеба воспринимается как период максимальной зависимости от профессоров и их мнения, сформированного многолетней практикой системы образования. Окружающее общество создает настолько высокие ожидания от университета, что разочарование преследует первокурсников буквально с первых занятий. Кроме того, учащиеся старших классов не всегда осознанно подходят к выбору профиля и будущей профессии. Иногда он совершается под давлением родителей, в других случаях на эмоциях, или по принципу «хоть куда-нибудь». Однако уже после первого курса студенты понимают, что совершили ошибку и выбрали не ту специальность. Чаще всего это происходит из-за разочарования: обучение профессии оказалось скучным, неинтересным, а преподаватели строгими или слишком требовательными. Студент начинает понимать, что ему неприятна атмосфера университета, желание продолжать обучение и работать по специальности пропадает.
Разочароваться можно в абсолютно любой профессии, даже самой котируемой и высокооплачиваемой. В таком случае студенты порой переводятся на другую кафедру или бросают университет, чтобы сосредоточиться на саморазвитии в другой сфере. Однако есть и те разочарованные студенты, которые решаются получить диплом ради «корочки», успеваемость у них низкая, а заинтересованности и энергии нет. В такой ситуации можно убедить себя в том, что все идет так, как надо, и всю жизнь оставаться не там, где хотелось бы. Конец этой истории — депрессия, низкая самооценка и эмоциональное выгорание. Может показаться, что отчисление или повторное поступление в этой ситуации — хорошее и верное решение.
В конце концов, у молодых людей существует только общее представление о том, что получить диплом необходимо, но нет понимания, чего конкретно, кроме заветной корочки, они могут достичь. Так, они нацеливают свою учебную деятельность только на высокие оценки, а не на опыт и знания, которые действительно могут помочь в работе.
Это жизнь
Другие причины ухода из университета довольно обычны. Здесь дело даже не в разочаровании учебным процессом, а в банальных жизненных ситуациях, которые могут коснуться каждого. Самая главная причина для многих — отсутствие финансовой обеспеченности, для некоторых это основной мотив не продолжать обучение после школы. Молодые люди из малообеспеченных семей, которые все же поступили, порой вынуждены отдавать предпочтение работе, а не занятиям, чтобы прокормить себя и свою семью.
Отличники-старшекурсники, которые действительно заинтересованы в специальности, ощущают себя более компетентными, а посещение пар воспринимают как бессмысленное занятие, часть из них бросает университет и идет работать. Иногда эта стратегия приносит успех, но случается и другая ситуация: отсутствие диплома и пробелы в знаниях тормозят развитие и продвижение по карьерной лестнице, а иногда и вовсе препятствуют найму.
Параллельно с учебой у студентов со стремительной скоростью развивается личная жизнь: первые романы, а иногда свадьбы и беременности. Для девушек именно это становится основной причиной бросить учебу. Смена образа жизни, повышенная ответственность, и новые, неизвестные ранее обязанности. При отсутствии серьезной поддержки со стороны родственников молодые мамы принимают решение отчислиться, другие берут академический отпуск, из которого выйдут через несколько лет, а может и не выйдут вовсе. Кому-то эти причины могут показаться тривиальными и не слишком убедительными, чтобы бросить обучение, тем не менее, для некоторых они достаточно весомы.
Бывшая студентка кафедры градостроительства Марина Гусач поделилась с редакцией своим опытом отчисления из университета:
«Я с детства занималась живописью, и родители решили, что архитектурный вуз мне замечательно подходит. Я не была против. Усердная подготовка началась еще с 10-го класса, однако поступить мне удалось только со второй попытки. Это было дело принципа, я хотела доказать, что могу поступить. Желание реализоваться не при чем. Буквально через полгода я осознала, что эта специальность мне не подходит. После бесчисленных попыток заставить себя учиться и парочки нервных срывов я решила взять академ. С тех пор прошло больше трех лет, я успела поработать в нескольких компаниях дизайнером и набраться опыта, которого не давали в вузе. В будущем я планирую получить образование, поскольку считаю, что это важно, но к выбору специальности подойду более ответственно».
Нестабильная психика и помощь
Студенчество часто сопряжено не только с трудностями восприятия и понимания необходимости учиться, или потребностью параллельно работать и обеспечивать себя, но и с тяжелым воздействием на психическое и эмоциональное состояние, которое и становится причиной покинуть университет.
Исследование NUS 2015 года показало, что 78% студентов испытывают проблемы с психическим здоровьем, а 33% опрошенных посещали мысли о самоубийстве. Ученые описали ситуацию как кризис психического здоровья у студентов, поскольку низкая удовлетворенность чаще встречается именно у людей от 16 до 24 лет, то есть в период активной учебы в колледжах и высших учебных заведениях. Ученики, которые совершенно не справляются с этим давлением, принимают решение отчислиться и найти счастье и стабильность в мире без пар и дисциплин. Конечно, все люди разные: некоторые поступали с уже имеющимися расстройствами, у других они усугубились из-за стресса и смены обстановки, что чаще встречается у иногородних и иностранных студентов. Давление со стороны профессоров и родителей, трудности в семье, бессонницы, постоянная зубрежка и труд приводят к полному истощению внутренних ресурсов, депрессии, а иногда и нервным срывам.
Это привело к появлению большого числа благотворительных организаций, в особенности за рубежом, которые принимают меры для решения проблем психического здоровья и повышения благосостояния студентов. Огромное количество студентов по всему миру нуждаются в поддержке и совете специалиста. Молодым людям не хватает опыта, а иногда и сил для решения проблем, с которыми они столкнулись в университете. А обратиться за советом к родителям или профессорам воспринимается как неуместное проявление слабости.
Другие университеты предлагают специальные программы и инициативы для повышения благополучия студентов, например, Light Cafe Университета Лидса. В рамках программы студентов учат самостоятельно поднимать настроение, концентрироваться на положительных эмоциях и увеличении энергии. Существует терапия домашними животными, многочисленные кафе и зоны «Благополучия».
В Высшей экономической школе центр психологического консультирования работает с 2003 года. К специалистам могут обратиться как студенты с вопросами и проблемами семейного или учебного характера, так и сотрудники учебного заведения. Однако обращение последних уместно только в том случае, если вопрос касается учеников и взаимодействия с ними. Кроме того, здесь проводятся занятия арт-терапией, тренинги по психологии и киноклуб. О необходимости подобных центров говорит количество обращений, которое возросло до двух тысяч в период с 2018 по 2019 года. Эта практика позволит повысить доверие к психологам среди молодежи, подверженной сильным эмоциональным переживаниям. Так, они научатся делиться своими проблемами, а не хранить все в себе, усугубляя ситуацию.
Несмотря на то, что такие схемы уже работают в некоторых вузах, пока что не существует согласованного минимального уровня поддержки психического здоровья, которую обязаны оказывать университеты. Все дело в неоднозначности оценки психики и нежелании студентов делиться своими проблемами. Такая поддержка может предотвратить не только потерю количества студентов на курсах, но и спасти чью-то жизнь.
Хочу бросить учёбу. Бросать или нет?
В данной статье мы обсудим ситуации, когда стОит продолжить обучение, а когда лучше бросить.
На этот вопрос я уже частично ответил в статье о теории пределов, и сейчас мы обсудим его более обстоятельно – когда стОит продолжить обучение, а когда всё же лучше бросить. Сразу откинем всевозможный форс-мажор, когда обстоятельства непреодолимой силы делают учёбу затруднительной и невозможной. И ещё я сразу оговорюсь, что содержание данного поста ни в коем случае не претендует на какую-то абсолютную истину, и каждый из вас волен сам принимать то или иное решение.
Мысль бросить институт, университет или проф. учебное заведение часто возникает на 1-2 году обучения, и тому могут быть самые разные причины. Но, вне зависимости от причины, я вам советую придерживаться главного правила:
Не нужно торопиться с решением. Бросить, оно всегда успеется 😉 И, тем более, здесь не нужно проявлять активную инициативу («порву зачётку, пойду в армию»), а как раз – откинув эмоции, спокойно проанализировать ситуацию. Какую именно?
Ситуация первая. Конфликт в коллективе, конфликт с преподавателем, какие либо неурядицы в личной жизни и т.д. Почти всегда – это просто глупейшая причина, для того чтобы прекращать обучение (если банально, то ошибка молодости). Конфликты могут возникнуть где угодно, с кем угодно, и поэтому гораздо конструктивнее попытаться разрулить эти самые конфликты. И ещё есть известная народная мудрость: любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда. И ненависть тоже. Особенно глупо прерывать учёбу на старших курсах – постарайтесь во что бы то ни стало закончить учебное заведение, и лучше без академического отпуска.
Ситуация вторая. Слишком много прогулов, слишком запущен материал. Чаще всего так бывает в первом семестре, когда вчерашний ученик сталкивается с новыми условиями, о которых я уже упоминал в статье о форме обучения. В большинстве случаев никто не контролирует, посещает студент занятия или нет, и вне зависимости от причины пропусков – отчитываться всё равно надо.
Однако вернёмся к вопросу, что же делать при таком раскладе? Первое: интересно ли вам ТО, чему здесь учат? Может статься, в институт «затолкали» родители, или вы в него поступили потому что «многие из класса поступили». Но даже и в этом случае не нужно торопиться. Первую сессию я бы советовал закрыть в любом случае. Осталось 2 недели? Успокаиваемся, отбрасываем все метания и системно, по 8 часов в день навёрстываем упущенное. Осталась 5-7 дней? Никакой паники. Работаем по 12-14 часов в сутки и что-то «разгребаем» в период сессии. Не успеваем? Можно (и нужно) кого-нибудь нанять за деньги. Остались долги? Экая невидаль, подчищаем «хвосты».
И это вовсе не умозрительные советы, я сам оказывался в ситуации, когда за 10 дней нужно было «подняться из пепла». Самое трудное было заткнуть куда подальше все эмоции, и начать действовать.
Ситуация третья. Трудно учиться. В отличие от предыдущего пункта, мысль «бросить учёбу» может появиться буквально в первые недели сентября. Разбираемся.
Учиться действительно трудно, особенно на «технических» специальностях. Примите этот факт как данность. В нашем потоке на отделение прикладной математики поступило 28 человек, а дипломы получили 11. Те, кто «выжил», часто сидели в институте до 6-7 вечера, терпеливо и методично осваивая программирование.
Что делать, если на вас «навалилось» много трудных предметов, в которых мало что понятно? Во-первых, налегаем на практику: примеры, задачи, лабораторные, примеры, задачи лабораторные. Практика поможет понять теорию, и, кроме того, полученные навыки могут просто спасти на экзамене – если вопрос решается между «двойкой» и «тройкой». И тут я бы ещё советовал отбросить перфекционизм, а-ля «тут не понятно – целая трагедия». Даже если бОльшая часть материала осталось не понятной – идём вперёд, и еще раз идём вперёд. Учимся дальше.
Второй момент касается доступности материалов. «Много непонятного» – это не случайно. Технические предметы не только трудны для изучения – их очень трудно преподавать. И из своей школы и ВУЗа я могу припомнить от силы нескольких учителей, которые действительно хорошо объясняли физику, химию и математику. Поэтому ищите источники доступной информации: методички, книги, Интернет-ресурсы. Кстати, их тоже не так много, как и доходчиво объясняющих преподавателей.
В частности, если есть проблемы с математическим анализом («вешалка» для многих), то можете обратиться к моей статье Пределы по Коши, где я попытался объяснить специфику этого раздела высшей математики. Кроме того, в рамках блога есть отдельный пост, посвящённый доступной литературе по вышмату.
И в заключение статьи о том, когда лучше уйти. Веской причиной оставить учебное заведение является такое чувство, как тошнота. Это когда не «что-то не понравилось», «учиться не хочется», а когда тошно. От учёбы. Это не когда «я всё запустил(а) и ничего не сдам», а когда тошно. И это не когда учиться ТРУДНО – это когда учиться ТОШНО. Выше я не случайно рекомендовал отучиться 1-2 года, чтобы наверняка разобраться в ситуации и не принять скоропалительное, зачастую ошибочное решение.
Причины тому могут быть самые разные: несамостоятельный выбор специальности или выбор просто не подходящей ИМЕННО ВАМ специальности. Хотелось стать программистом, а на месте усидеть не могу; хотелось стать журналистом, а публичность хуже казни. Кроме того, выбранная профессия может оказаться вовсе не «по зубам»: сижу, сижу, да ничего в СИ++ не понимаю; пишу, пишу, да никто не читает.
В такой ситуации следует самым внимательным образом проанализировать свои интересы и способности, и если всё плохо – уйти. Обратите внимание – не «бросить», а осознанно уйти. Разница большая.
После отчисления жизнь не заканчивается. А только начинается, ибо заниматься не «своим» делом – не есть жизнь. Что делать дальше? Мнение может быть спорным, но я всё-таки его озвучу: возможно, лучшим вариантом будет устроиться куда-то на работу, чему-то научиться. Почему имеет смысл не заново куда-то поступать, а именно работать? Реальная практика поможет вам понять, что нравится, что не нравится, что получается, а что – нет, где можно заработать, а где копейки. После чего уже целенаправленно поступить на «заочку» чтобы получить профильное образование в нужной области.