что делать если болт слизан
7 эффективных методов выкручивания слизанного болта
Слизыванием метиза называют стачивание его краёв или канавки на головке. Вследствие такой деформации ключ и отвёртка проскальзывают на элементе крепления, и выкрутить его не удаётся. Стандартные методы, такие как нагревание и обрызгивание проникающей смазкой, выкручивание плоскогубцами и тому подобное не работают. Но проблема решаема, и разобраться в том, как открутить слизанный болт, можно.
Причины появления слизанных болтов
С этой ситуацией сталкиваются и мастера и начинающие. Шлицы или огранка слизываются по причине использования изношенного инструмента, низкокачественного элемента крепления, некорректного применения отвёртки или ключа. Бывает, грани уже испорчены с внешней стороны, или шестигранник провернут изнутри. Порой ничего не слизано, но слизывается при откручивании. Это происходит оттого, что закрутили сильно, и, чтобы вывернуть метиз, требуется приложить большое усилие. Кроме самого момента затягивания, усилие должно преодолеть диффузию материалов, прикипание и ржавление шляпки болта. Если при попытке снятия крепления инструмент проскакивает – следует определить причину. Возможно, достаточно сменить ключ или отвёртку.
Лучшие способы удаления слизанных болтов и гаек
Вариантов имеется достаточно. Но ни один нельзя назвать универсальным. Каждый из них подходит под определённые обстоятельства и требует грамотного подхода. Ниже можно узнать о наиболее эффективных методах откручивания слизанных деталей.
Использование жгута
Метод подразумевает применение жгута. Для этого можно взять маленький кусочек плотной резины от медицинского жгута или велосипедной камеры. Важно выбрать материал как можно плотнее и жёстче. Нужно подобрать отвёртку с подходящим к углублению на шляпке метиза наконечником. Жгут проводят между кончиком отвёртки и шляпкой. С усилием надавливают и пытаются выкрутить метиз. При определенных условиях тугой крепёж откручивается.
Применение ударной отвертки
Метод требует наличия ударной отвёртки. Сначала, надавливая на шляпку, работают ею. Выкрутить винт целиком этим инструментом не получится, зато можно сдвинуть плотное крепление. Далее берут простую отвёртку и откручивают.
Удаление с помощью специальной биты для болтов со сточенными крестовинами
Эта бита специально создана для выкручивания болтов с повреждёнными канавками. У биты есть острые края, ими она вонзается в металлический болт, сцепляется с его шляпкой и решает задачу. Насадка прикрепляется к отвертке или шуруповёрту. Купить её можно в любом строительном магазине.
Выкручивание экстрактором
По возможности используем способ No. 4, он очень удобен. Экстрактор – инструмент, специально разработанный для выкручивания слизанных или сломанных шляпок болтов, саморезов и прочих деталей. Принцип применения практически такой же, как и с битой. Сначала нужно выбрать подходящий под углубление экстрактор. Его прикрепляют к шуроповёрту и с нажимом вывёртывают застрявший винт.
Применение левого сверла
Есть возможность открутить болт сверлом. Необходимо приобрести в магазине инструмент именно с левым ходом спирали. Процесс такой же, как и при обыкновенном сверлении, но с использованием обратного вращения.
Использование керна
Этот вариант хорош при откручивании маленьких болтов. Керн прижимают к краю головки под углом приблизительно в 45 градусов и несильно постукивают молотком в сторону, в которую болт должен выкручиваться. Керн, благодаря своей остроте, отлично сцепляется с деталью, поэтому шансы на её удаление высоки.
Молоток и зубило
Метод с использованием молотка и зубила стандартен, однако эффективен только для больших болтов. Взяв зубило, упирают его в головку и лёгкими ударами раскручивают крепление. Нужно немного сдвинуть головку, а затем выкрутить деталь плоскогубцами.
Рекомендации по выкручиванию слизанных болтов в труднодоступном месте
Из имеющихся инструментов нужно выбрать наиболее подходящий:
Проверенный метод удаления слизанного болта на ноутбуке, компьютере и другой подобной мелкой технике
Два хороших способа:
За годы практики многие мастера успели поделиться своим опытом, в том числе о том, кто и как выкручивал слизанные крепления. Мы собрали лучшие советы. Выбирайте подходящий способ в зависимости от наличия инструмента, расположения крепежа и состояния деталей.
Выкручиваем перетянутые, сгнившие или слизаные болты.
Как выкрутить сливную/заливную пробку, которая не откручивается? Не знаю как у вас, но я не раз сталкивался с такой проблемой, когда выкручивал перетянутые глуповатыми людьми болты-пробки из поддонов, кпп, раздаток и редукторов. Ситуации бывают разные, бывает огранка болта уже слизана снаружи, бывает шестигранник внутри провернут, бывает ничего не слизано, но слизывается, когда начинаешь крутить, а слизывается потому, что когда затягивали, затянули сильно, но не настолько, чтобы испортить голову болта — пробки, но чтобы его выкрутить нужно большее усилие, так как помимо момента затяжки со временем добавляются диффузия, прикипание и коррозия головки болта. Как показывает практика, классические методы вроде того, чтобы греть, брызгать проникающей смазкой, откручивать плоскогубцами и всякая такая ерунда обычно не помогает. И конечно же остается еще несколько способов. Всем известно что можно высверлить, используя сверло чуть меньшего диаметра, опилки потом выловить магнитом. Но это жестоко и неудобно, можно повредить резьбу в агрегате, да и вообще не всегда возможно. Из способов, которые пробовали не все, могу предложить пару своих. Причем способы эти применимы для всех вообще слизаных, перетянутых и прочих болтов, которые не стоит сверлить.
Способ первый — если голова болта не совсем малюсенькая, вместо больших газовых ключей и пассатижей лучше сразу пробовать вот какой метод. Нужно надеть на болт небольшие тисочки или струбцину, и затянуть насколько возможно. Держаться она будет куда лучше любого ключа, ну а за эту струбцину можно попробовать выкрутить.
Самый простой способ — недавно его практиковал в очередной раз — молоток и пробойник, большая отвертка, тупое зубило или что-то в этом роде. Особенно действенно когда свернут внутренний шестигранник круглой пробки с тонкой головой, как на редукторах, к примеру. Берете молоток и то, по чему будете им колотить, упираете в ребро головы болта так, чтобы удары по зубилу(или другому инструменту) вращали пробку против часовой стрелки. Ну и конечно зубило нужно держать максимально приближенно к касательной окружности. Почему лучше использовать что-то тупое? Потому что острое обычно начинает резать пробку, а тупым проще её провернуть. Метод действует, проверено. Болт под замену.
И наконец самый хитрый, и в то же время простецкий способ, можно сказать мой коронный. Хотя конечно в основном он применим к болтам из черных металлов. Нужно зачистить поверхность слизаного или перетянутого болта и приварить к нему кусок металла, за который будет легче выкрутить. Я делал по-разному. например можно сразу приварить трубу, можно приварить болт большего размера, главное хорошо обварить. Можно прожечь электродом в пробке отверстие, причем именно прожечь, а не просверлить, чтобы оно не было круглым, вставить туда прут с некруглым сечением, или что угодно, что не будет свободно вращаться в отверстии и обварить.
ну и конечно если шляпка не маленькая, можно усечь круг парой граней под ключ или струбцину, можно просверлить пару отверстий по противоположным краям пробки и вварить по болту, за которые можно уже будет выкрутить.
В общем не отчаивайтесь. Всегда есть какой-то запасной вариант, главное не повредить агрегат. Ну и конечно можно снять поддон и так все слить(если это пробка поддона), можно слить снять масляный фильтр, если он снизу, остатки масла выдуть воздухом, можно высосать через заливную, если заливная в коробке не поддалась, можно налить через щуп, можно выкрутить из коробки датчик скорости или задней передачи, но конечно самый лучший вариант — не перетягивать всю эту лабуду. Я конечно не предлагаю крутить все это динамометрическим ключом, но нужно помнить, что не нужно налегать, нужно закручивать их от руки ключом или маленькой трещоткой, и не забывать после выкручивания заменять шайбу-прокладку из мягкого металла. Не стоит боятся что что-то выкрутится. Мне попадались настолько сильные пассажиры, что поддон на круйзере v8 гнулся, когда я выкручивал оттуда сливную пробку.
В этой теме будем делиться способами «обмануть смерть» шпилек/болтов/гаек в последний раз)
Как открутить сорванные болты, гайки, саморезы
Рано или поздно любой хозяин сталкивается с ситуацией, когда гайка, болт или саморез не желают выкручиваться. На то есть несколько причин: металл низкого качества, нарушение технологии (перекаленные саморезы), ржавчина, время, слишком большие усилия, приложенные при затягивании соединения. Тем не менее, открутить болт с сорванными гранями, слизанную гайку, заржавевшее соединение можно. В этой статье поговорим о том, как это сделать.
Выкручиваем сорванные болты и гайки
«Слизанные» грани на шляпках болтов или гайках не такая уж редкость. Чрезмерные усилия, которые прилагаем при затягивании, а потом при откручивании, часто приводят к тому, что граница между гранями болта стирается. Если не откручивается болт — обычные ключи в таком случае бессильны — они просто прокручиваются, а крепеж остается на месте.
Сорванные или слизанные грани на гайке или болте не дают ее открутить
Чтобы открутить срывные болты и гайки есть несколько способов:
Если под болтом есть пластиковая или резиновая прокладка, ее удаляют и снова пробуют один из предложенных методов. Если открутить болт с сорванными гранями всеми этими способами не получается, остается одно: срезать/спилить шляпку и высверлить штырь.
Заржавевшая гайка
Еще одна проблема, которая знакома автолюбителям (и не только) — заржавевшая гайка и/или резьба. В этом случае не стоит прилагать героические усилия, чтобы открутить крепеж. У вас просто «слижутся» грани и к закипевшей резьбе добавится еще одна проблема. Если после пары попыток, не получается открутить, поочередно пробуем следующие методы:
Еще с ржавчиной можно бороться при помощи смазки. Попробуйте залить место соединения текучей универсальной смазкой (есть в баллончиках WD40). Выждав пару часов, пробуем работать ключом. Не сработало — пробуем поочередно другие способы.
Саморезы с сорванными шлицами (звездочка)
Если перекаленные саморезы пару раз выкручивали/закручивали, их грани теряют свою остроту, отвертка прокручивается, а сам винт остается на месте. Если он «сидит» в древесине, гипсе, ДСП или других подобных, не слишком жестких материалах, можно под отвертку положить тонкую резинку (например, для волос). За счет силы упругости добиваются более плотного прилегания к оставшимся граням, что помогает сдвинуть саморез с места. Остальные методы более «травматичны»:
Выкручиваем саморез с сорванными гранями (крестовиной)
Остатки болта или шпильки без шляпки можно выкрутить так: нарезать левую резьбу в оставшемся теле, капнуть клеем «момент», ввинтить левый метчик, оставить на час. На основную резьбу капнуть масла и тоже оставить на час. Когда клей схватится, выкрутить. Если в древесине застряли остатки винта самореза, проще заделать это отверстие и рядом установить другой крепеж.
Головки-экстракторы для «слизанных» болтов и гаек
При ремонте автомобиля иногда бывают ситуации, когда необходимо открутить крепеж со «слизанными» гранями, который уже не получается открутить стандартным инструментом. Чаще всего это возникает при работе с выхлопной системой, где крепеж корродирует особенно сильно.
Есть много «народных» способов открутить такой крепеж, например, приварить сверху гайку и откручивать за нее, наколотить головку меньшего размера, наконец, просто срезать болгаркой и т.д. Есть специальные гайколомы. Но эти способы не всегда подходят, особенно если приходится работать в ограниченном пространстве.
Недавно мне пришлось откручивать «слизанный» болт крепления теплозащитного кожуха выпускного коллектора. Болт прикипел и попытки открутить даже хорошими 6- и 12-гранными головками только усугубили ситуацию. Места для работы мало, мешает моторный щит (фото 1, 2). Ни головку набить, ни сваркой подлезть. Отдельный привет конструкторам, которые для крепежа выхлопной системы использовали болты с головкой на 10 мм. Здесь и 12-мм головки быстро выгорают, что уж там говорить про 10 мм.
В этом случае хорошим решением являются специальные головки-экстракторы. Я пользуюсь двумя наборами, ниже покажу их и как я с помощью такой головки открутил проблемный болт.
Первый набор экстракторов GEDORE RED R68003010 (фото 3, 4).
Головки-экстракторы имеют специальный винтовой профиль, который при откручивании врезается в слизанные грани (фото 5). Головки под стандартный квадрат 1/2″ (фото 6).
С помощью экстрактора болт выкрутился без проблем (фото 7-9):
Также пользуюсь «безымянным» китайским набором (фото 10). Его плюс в том, что помимо квадрата под вороток, головки имеют наружные грани под ключ, для работы в очень ограниченном пространстве, куда воротком не подлезть (фото 11-13).
Помимо головок-экстракторов, существуют винтовые экстракторы для винтов и шурупов со слизанными шлицами (фото 14, 15). Они также подходят для высверливания обломанных болтов и шпилек.
Уже много раз убеждался, что специальный инструмент помогает быстрее и проще решить сложные задачи, которые не решаются стандартными подручными средствами.
Всем удачи, до связи!
Дата: 2021-06-27
Эффективные способы откручивания сорванных болтов ГБЦ с слизанными гранями
Открутить болты ГБЦ с сорванной головкой и со слизанными гранями на автомобилях ВАЗ (и не только на них) можно разными способами.
При замене прокладки ГБЦ с данной проблемой сталкиваются и владельцы ВАЗ 2107 или Нива Шевроле, где болты головок ГБЦ имеют наружные грани, и владельцы ВАЗ 2108/2109 где грани у аналогичных болтов внутренние.
Общей особенностью болтов ГБЦ с наружными и внутренними гранями является слабость металла, который легко слизывается даже при незначительных нагрузках. Также они могут лопнуть, что принесет не мало хлопот.
Ниже перечислены различные способы откручивания сорванного болта ГБЦ, которые могут помочь решить проблему в той или иной ситуации.
Способ 1 – усадка болта
Подходит для ВАЗ 2107 (других моделей из классики), а также машин, где головка ГБЦ крепиться болтами с внешними гранями. На моделях серии 2108 и выше, данный способ тоже приемлем, но там на определенном этапе работ придется прибегнуть к сверлению.
Наша цель – с помощью сильных ударов усадить болт. В результате вибраций и других сложных физических процессов он ослабиться.
Но прежде чем бить, попытайтесь на болт со слизанными гранями набить головку на 11 и попробовать таким образом его выкрутить.
Если не помогло, то берем два молотка. Первый, плоской стороной ставим на проблемный болт, а вторым молотком сильно бьем по первому.
Далее на расплющенную шляпку набивается головка и с помощью большого рычага болт выкручивается.
Если первая попытка не удалась, то вторая, третья обязательно будет результативной. Как правило, на это может уйти до 20 минут.
Желательно, чтобы все другие болты ГБЦ били затянуты, чтобы максимально прижать головку. Более подробно способ описан в видео.
Способ 2 – высверливание и выкручивание с помощью зубила
Подойдет для болтов ГБЦ с внешними гранями, которые сорваны.
Способ 3 – наваривание гайки или головки
Со сваркой конечно дружат не все, но можно попросить знакомого. Суть метода заключается в наваривании на проблемный болт гайки и дальнейшее его выкручивание.
Но, в большинстве случаев эту гайку тоже срывает, поэтому многие спецы рекомендуют наварить вместо нее головку, желательно уже сломанную, чтобы было не так жалко.
Плюсы данного способа:
Идеальный вариант, это использование полуавтомата, для обычного инвертера берется электрод 2 мм.
После обварки подождите пока остынет металл. Затем вставляете в головку ключ с большим рычагом и начинайте выкручивать болт.
Способ 4 – использование перфоратора
Суть метода заключается в применении перфоратора и обычного сверла по бетону. Способ спорный, так как мелкий металл разлетается по всей поверхности двигателя попадает во все щели, что затрудняет его последующую очистку, но имеет право на жизнь.
Далее просверливается отверстие, в которое вставляется торекс на 25 и с помощью трубки-рычага болт выкручивается.
Способ 5 – сломался болт ГБЦ
Метод подходит для тех случаев, когда болт лопнул и часть его в виде шпильки осталась внутри блока цилиндров. Используем сварку, трубку, гайку.
Возьмите трубку с такими диаметрами:
Наварите на одну сторону трубки гайку на 17 – 19.
Другой способ если сломался болт ГБЦ.
Подходит для тех случаях, когда обломанная шпилька находится не глубоко, не более 5 см.
Для того, чтобы выкрутить шпильку из блока сначала используйте дрель и длинное сверло на 10 мм. Этим вы сможете выровнять и отцентровать ее поверхность. Далее с помощью сверла на 4 мм просверливаем в шпильке отверстие глубиною не менее 1 см.
Аккуратно вбиваем в шпильку ключ торекс на 25 и с помощью трубки-рычага откручиваем ее. Выкручивать нужно без рывков, постепенно увеличивая усилие на рычаг.
Способ 6 – высверливаем, используем шестигранник и рычаг
Подходит для моделей ВАЗ 2108, 2199 и других авто с болтами ГБЦ имеющих внутренние грани. Суть метода заключается в высверливании в болте отверстия и выкручивания его ключом. Отверстие сверлится для того, чтобы болт потерял жесткость.
Берем дрель мощностью не менее 750 Вт (чем больше, тем лучше) и сверло диаметром 10 мм. Глубина отверстия должна быть больше расстояния от верхней кромки болта до шайбы, то есть уходить ниже за последнею.
Далее осаживаем болт с помощью молотка и мощной проставки, которая вставляется в отверстие. Суть метода описана выше.
Далее в отверстие вбиваем четырех или шестигранник, или ключ торекс на 25.
С помощью трубки-рычага выкручиваем болт. Более подробно про данный способ рассказано в видео.
Способ 7 – специальные головки-экстракторы для слизанных граней
В продаже имеются специальные головки – экстракторы. Они как раз и предназначены для выкручивания сорванных болтов со слизанными гранями.
Но у таких головок есть своя особенность применения – их нельзя откручивать с помощью ударного инструмента, а только ключом с квадратом на 3/8 дюйма.
Алгоритм действий очень прост. Берется из набора головка-экстрактор подходящего размера и с помощью молотка насаживается на слизанную шапку болта, так, чтобы она на него налезла.
Далее берем ключ с квадратом на 3/8 дюйма, рычаг и выкручиваем болт.
Многие спрашивают, нужно ли менять прокладку если не удалось снять головку блока цилиндров из-за одного сорванного болта.
Большинство специалистов говорят, что да, нужно менять. Ведь если все болты были сорваны за исключением одного, то первый прижим прокладки был нарушен, и второй раз она может сесть неправильно и в дальнейшем протечь или прогореть. Поэтому если уже взялись за дело, то доводите его до конца. А как это сделать мы рассказали выше.