что делать если боишься бога
Я боюсь Бога
Я боюсь Бога
Сообщение olleg12 » 06 июн 2016, 15:32
Re: Я боюсь Бога
Сообщение Alex71 » 06 июн 2016, 17:00
Re: Я боюсь Бога
Сообщение olleg12 » 06 июн 2016, 19:11
Re: Я боюсь Бога
Сообщение Шуша » 06 июн 2016, 19:36
Олег, я Вам хочу сказать, это очень хорошо что у вас есит страх Божий. Вы будете внимательнее относится к своей духовной жизни. И еще вы искренне ищите Бога, и Он непременно вам откроется в нужное время, когда вы будите готовы получить ответы на ваши вопросы эти ответы придут, через людей, через батюшку, может через духовный труд или иную православную литературу, но Господь вам ответит.
Пока я вам советую почитать книги » Слова» Святого Паисия Святогорца, это афонский монах и наш современник., он давал много добрых советов в том числе и молодежи как укрепится в вере.
Также, Олег, я Вам хочу описать небольшую историю, как раз из книг Святого Паисия Святогорца. Эта история о том что не стоит осуждать, но краешком она касается и вопроса Страшного Суда.
Пришла к старцу Паисию молодая монахиня и рассказала, что осудила сестру, за то что она плохо собирала оливки с дерева. Что к свежим и хорошим оливкам иногда клала оливки с гнильцой. И знаете, что ей на это ответил мудрый батюшка? Он сказал я только молюсь, чтобы Господь на Страшном Суде не был так придирчив, как ты при отборе оливок))))) Видите о чем молился святой монах? Чтобы Господь на суде был милосерден, и не только самых чистых и святых помиловал, но и простых людей с духовной гнильцой. Давайте уповать и молиться чтобы и нас с вами господь не оставил, и в день Страшного Суда отобрал в свое стадо.
Я боюсь исповедоваться, что делать? Мифы и страхи
Приблизительное время чтения: 9 мин.
О самых распространенных мифах и страхах, связанных с исповедью, рассказывает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО.
Миф ∴ Священник для исповеди не нужен — Бог и так знает, что я раскаиваюсь
Вы правы, Бог действительно видит все наши прегрешения и знает, что вы раскаиваетесь. Вы так же правы и в том, что роль священника второстепенна. Но все же она очень важна.
Вспомните, как в детстве, когда мы провинились, нам так хотелось, чтобы родители поскорее нас простили. Получается, нам мало покаяться, важнее получить прощение, то есть понять, что Бог тебя любит, принимает и прощает. Об этом священник и свидетельствует, когда накрывает тебя епитрахилью и читает разрешительную молитву. Так мы получаем доказательство, что прощение получено.
Вы спросите, почему о своем грехе нельзя рассказать, например, отцу или другу, а обязательно священнику? Священник — это тот, кто установлен Церковью. Власть отпускать грехи Христос дал своим первым ученикам — апостолам, а апостолы через рукоположение передали эту власть своим ученикам. И каждый священник Православной Церкви является человеком, получившим «полномочия» принимать исповедь и отпускать грехи от самого Христа.
Можно сравнить «процедуру» исповеди и с судебным процессом, как многие себе представляют: вам было бы, наверное, очень тяжело доказать свою невиновность только перед судьей и прокурором, без свидетелей и адвокатов. А священник и есть свидетель того, что вы покаялись.
Конечно, покаяние может наступить где угодно — и в автобусе, и на службе, и в театре. А таинство Исповеди — лишь констатация вашего покаяния. Возможно, вы пролили слезы покаяния раньше, но на исповеди доказали: я так ненавижу свой грех, что хочу избавиться от него — вынести из глубин своего сердца на свет.
Роль священника важна и как духовного наставника. Если вы исповедуетесь все время у одного священника, он уже знает вас и вашу жизнь, может посоветовать, научить, как бороться с одолевающим вас грехом.
Страх ¦ Я боюсь, что священник меня осудит и прогонит
Этот страх напрасен: священник не только вас не осудит, но и искренне порадуется тому, что вы исповедовались. Человек, идущий на исповедь, уже сам осудил себя,— то есть возненавидел в себе тот грех, в котором хочет покаяться.
Поэтому страха перед священником быть не должно. Бояться нужно другого: не успеть исповедовать свой грех, обидеть Бога, отстраниться от Него.
«Отругать», а скорее, дать наставление, священник может только того, с кем давно знаком и знает, что этот человек конструктивно воспримет критику. Я не снимаю ответственности с тех, кто, возможно, вас не понял и проявил грубость. Но надо также помнить, что в любом конфликте виноваты оба. Некоторые люди пытаются переделать Церковь под себя, поэтому недовольны всем. А бывает, что все слова священника воспринимаются в штыки, потому что попадают в самое чувствительное место — душу, и человеку становится больно.
Миф ∴ В Библии нет указаний на то, что надо исповедоваться
Исповедайте убо друг другу согрешения и молитеся друг за друга, яко да исцелеете (Иак 5:16) — такое упоминание есть у апостолов. Сам Спаситель говорит в Евангелии: Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся (Ин 20:23).
Страх ¦ Я боюсь унизиться перед священником
Хочу вас успокоить: священника, который исповедует хотя бы пять лет, как бы грустно это ни звучало, никаким грехом удивить невозможно. Боязнь быть униженным возникает от нежелания переступить через собственную гордость, но исповедь — это не унижение. Наоборот, очищаясь от грехов, мы становимся ближе к Богу.
Правда, я часто сталкиваюсь с тем, что люди недоговаривают, пытаются скрыть грех. Это вызывает у меня полнейшее непонимание.
Спроецируйте данную ситуацию на отношения родителей и детей. О поступках маленького ребенка родители знают все. Когда ребенок нашкодил, съел банку варенья и не признался в этом, соврал, у родителей есть два пути общения с ним. Один совершенно неприемлемый: «выбить» правду — поставить на горох, пригрозить ремнем. Но так поступают только злые родители — у Бога нет таких методов. Задача же нормального родителя — подвести ребенка к осознанию своей вины. Цель не в том, чтобы поймать его на вранье, а в том, чтобы он захотел сказать правду и попросить прощения. Тогда родитель возрадуется: ребенок выбрал правильный, честный путь.
Так и мы с вами у Бога как на ладони. Ему очень важно, чтобы человек сам пришел, раскаялся и, как в детстве, сказал: «Пап, я балбес, прости меня, больше так не буду». Может ли Он «поставить нас на горох» и заставить измениться? Конечно, может. Но Он этого не делает, хотя мы бы быстрее стали хорошими. А не делает Он этого, потому что изначально наделил нас свободной волей.
Формально вы можете юлить, называть свой грех как хотите, но представьте, что смотрите на себя глазами Бога и видите это. Будет ли это покаянием? Нет. Каждый кающийся знает, что, слукавив на исповеди, не получаешь внутреннего удовлетворения. Но раз его нет у вас, что уж говорить о Боге? Постарайтесь быть честными сами с собой, задумайтесь, что важнее — ваш «имидж» или вечная жизнь? Каждый стоит перед таким выбором.
Но рецепта, который сделал бы покаяние настоящим, не существует. Совесть всегда подскажет, как поступить.
Миф ∴ Стыдно писать грехи на бумажках
Бумажки на исповеди — не формализм, а шпаргалка. И это единственный случай, где шпаргалка разрешена и приветствуется, если она помогает человеку справиться с волнением. Это действительно страшно — прийти и покаяться. Ноги дрожат, голос слабеет — действительно легко все забыть. Но раз уж человек написал грехи на бумажке, значит, он готов их произнести.
Многие готовятся к этому таинству ежедневно — записывают на листочке свои грехи в конце дня, а потом приходят с ними на исповедь, чтобы ничего не забыть.
А бывает, людям очень тяжело открыться, начать говорить о потаенном священнику — и в этом им помогает «шпаргалка»: по ней они зачитывают грехи, для которых заранее подобрали слова.
Правда, мы должны помнить, что Господь всегда стоит возле нашего сердца и стучит в него. Поэтому, если искренне подойти к покаянию и довериться Богу, слова найдутся сами.
Помните: Богу не важен способ покаяния, Ему важно ваше сердце. Поэтому произнесет человек свой грех по памяти или прочитает по бумажке — дело второе. Главное, сделает ли он это искренне и с сокрушением о своем проступке.
Страх ¦ Я боюсь, что священник наложит епитимию
Запомните: по установлению Синода священник имеет право отлучать от причастия только на одну литургию. Наложить епитимию за тяжкий грех на более долгий срок может только епископ, если священник обратится к нему по такому вопросу.
Но я часто наблюдаю другую картину. Человек едет в паломническую поездку, там решает исповедоваться и причаститься, а священник накладывает на него епитимью — на 40 дней запрещает причащаться. Возвращаясь из такого путешествия, человек в растерянности приходит к своему духовнику и не знает, что делать. И все потому, что тот священник не знал обстоятельств жизни этого человека, а если бы знал — не наказал бы столь строго.
В любом случае, если у вас есть духовник, лучше исповедоваться у него. Тогда не возникнет подобных проблем. А если духовника рядом нет, исповедуйтесь другому, но желательно — постоянно одному священнику, а к духовнику ездите за советом и наставлением.
Миф ∴ О своих грехах рассказывать нужно как можно подробнее
Здесь следует понимать, что исповедь — это не способ излить душу, исповедь — это покаяние, после которого не остается ни единого живого места: все грехи омываются слезами. На исповеди не нужно пересказывать обстоятельства ваших грехов, а если нужно что-то уточнить, священник сам вас спросит.
Страх ¦ Я боюсь рассказывать о своем грехе духовнику
С таким страхом люди сталкиваются чаще всего тогда, когда духовник стал для них больше, чем просто священником — другом или отцом. Некоторые, боясь признаваться в грехе знакомому батюшке, даже идут к другому священнику, но это в корне неправильно. Ко мне часто приходят люди и исповедуют серьезные грехи, хотя видно, что они воцерковлены. Я спрашиваю, есть ли у такого человека духовник: «Да, — говорит, — но я не могу ему в этом покаяться».
Конечно, я допущу его к Причастию, но настоятельно посоветую исповедоваться в этом страшном грехе перед духовником. Иначе зачем он просился к нему в духовные чада?
Это напоминает прием у врача. Вы приходите к нему и хотите получить универсальную быстродействующую таблетку, но при этом что у вас болит, не говорите — стесняетесь, скрываете. Доктор, который видит вас первый раз, разведет руками и не сможет ничем вам помочь, ведь ему нужна история болезни.
На исповеди происходит то же самое. Любой грех ведет нас к духовной погибели. Каждый из нас наверняка хоть раз встречал человека духовно полумертвого — того, кто запустил свои болезни и вовремя не обратился к врачу. Но на смертном одре вам будет все равно, что о вас подумают, — важно будет исповедаться и исцелиться.
Человеку, который на исповеди начинает хитрить, юлить, утаивать грехи, доверия нет. Когда же человек выкладывает все без утайки, ты проникаешься к нему уважением. Он вроде и мерзости говорит, и наверное, прочитав где-то о таких проступках, ты бы его осудил, но здесь этого чувства не рождается. Я, как священник с двадцатилетним стажем, могу это подтвердить. Когда ты становишься свидетелем искреннего покаяния, это вызывает слезы умиления, ты вдохновляешься этим человеком — видишь его силу и жажду праведной жизни, ненависть ко греху, а главное, видишь его смирение. А смирение и кротость — это необычайно красивые и редкие явления.
Миф ∴ Если меня продолжает мучать совесть, значит исповедь «не зачтена»
Исповедь действительна, даже если вас продолжает мучить совесть. Я считаю это естественным и правильным. Когда на теле появляется болячка, шрам от нее еще долго не проходит. Так и совесть — напоминает о наших грехах для того, чтобы мы их не повторяли, а работали над искоренением порока.
Разрешение греха совершается в тот момент, когда вы раскаялись и над вами была прочитана разрешительная молитва — как свидетельство того, что вы получили прощение. А совесть должна продолжать теребить. Она как болевой порог: люди без болевого порога быстро умирают — они не чувствуют опасности. А пока совесть нас мучает, мы живы.
Страх ¦ Я боюсь, что священник меня до конца не выслушает
Священник может вас не выслушать только в одном случае — если будет ограничен во времени. Это бывает перед литургией или в субботу на вечерней службе. Во время Великого поста на исповедь приходит особенно много народу, поэтому исповедь во многих храмах затягивается за полночь. Так что, если есть потребность поговорить поподробнее, лучше выбрать будний день, тогда вы сможете обстоятельно исповедаться и побеседовать со священником. Можно исповедаться на неделе и взять благословение причаститься в воскресение.
Не вините священника, если он вас торопил, — здесь виноват не он, а ваша беспечность.
И еще одна частая ошибка: мнение, что, если в дни Великого поста вы пойдете на соборование, на исповедь можно уже не идти. На соборовании мы действительно молимся о прощении забытых грехов, но это не замена исповеди.
Как случилось, что Небесный Отец внушает некоторым из нас ужас? Божьи дети на грани нервного срыва
Приблизительное время чтения: 11 мин.
На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Какое-то время назад к нам пришел непростой вопрос: «Как справиться со страхом смерти» (читать письмо).
На вопрос читателя отвечает психолог Александр Ткаченко:
Есть страх спасительный, не позволяющий совершить грех там, где без него человек мог бы и согрешить. И есть страх, выжигающий душу, вгоняющий человека в уныние, лишающий его малейшей надежды. Умение отличить один страх от другого приходит только с опытом, который, как говорил Пушкин, «сын ошибок трудных». Поэтому нет ничего удивительного в том, что христианин может перепутать отравляющий страх отчаяния с целительным страхом Божьим. Между тем духовное различие между ними можно увидеть по простому маркеру.
Страх отчаяния не приводит человека к покаянию и изменению своей жизни. В нем нет надежды. Испытывая его, человек полностью перекладывает ответственность за свою погибель на Бога, устроившего мир так, что люди могут в нем погибнуть.
И вместо того, чтобы хотя бы попытаться исправить свою жизнь, такой человек продолжает грешить и бояться будущего наказания, которого, как ему кажется, избежать невозможно.
Страх же Божий, напротив, питается надеждой на то, что Бог действительно всемогущ, а значит, способен исправить даже то, что уже невозможно изменить никакими человеческими усилиями. И нужно лишь постараться не грешить впредь, не повторять сделанных ошибок. Да, на первых порах этот страх тоже может оказаться мучительным чувством. Но постепенно, по мере оставления тяжких грехов, он переходит в свое новое качество, о котором в очень трогательных образах говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Это такой страх, которым сын страшится нежнейшего отца, или брат брата, или друг друга, или супруг супруги; здесь мы боимся не наказания или укоризн, но малейшего оскорбления любви и всегда находимся в величайшем опасении, чтобы не только каким-нибудь поступком, но даже и словом не охладить горячности любви к нам».
Не ужас неизбежного наказания, а желание сохранить сокровище взаимной любви и радости в отношениях с Богом — вот то состояние, к которому призван христианин в итоге. Да, к этому состоянию нужно еще прийти через первоначальный страх мучения, потому что грубые грехи приходится отсекать от души жесткими способами. Однако даже на первом, болезненном этапе проживания этого чувства, человек, испытывающий страх Божий, сохраняет надежду на свое спасение и верит в любовь и милосердие Бога.
Впрочем, все это можно в подробностях прочитать в творениях святых отцов нашей Церкви. А в этой статье мне хотелось бы немного поговорить о другом аспекте этой проблемы. О тех причинах токсичного страха, которые носят не столько духовный, сколько психологический характер. Некоторые из них мы сейчас попытаемся здесь рассмотреть.
У многих из нас были проблемы с отцами земными — и они искажают наш взгляд на Отца Небесного.
Бога не видел никто никогда — эти слова апостола Иоанна Богослова свидетельствуют о важной истине — человек не просто не видел Бога. Он не может увидеть Его в принципе, никогда и ни при каких обстоятельствах. Сотворенное существо не способно увидеть своего Творца лицом к лицу, это два совершенно разных уровня бытия. Однако психика человека устроена так, что для любого нового понятия он непременно ищет аналогию из своего опыта. И самой близкой из всех аналогий образа Бога для человека, видимо, оказался образ земного отца. Иначе бы Иисус Христос не употреблял в Своих проповедях именно этот образ с такой настойчивостью.
Бог в словах Спасителя — это не восточный деспот, способный щедро награждать особо отличившихся перед ним и жестоко карать тех, кто в чем-то провинился. Он — любящий отец, всегда готовый с нежностью принять даже самого заплутавшего и опустившегося из своих многочисленных детей. Этот образ был для иудеев абсолютно новым, тем более что Иисус употреблял для него нежное доверительное слово, которым дети в иудейских семьях обращаются к любимому отцу: «авва» — не просто «отец», но — папочка. Тот, кто любит тебя всем сердцем, кто всегда о тебе помнит, даже если ты обиделся на него и ушел на сторону далече, кто очень надеется на твое возвращение и кто готов отдать за тебя всё, включая собственную жизнь. Видимо, такими были благочестивые отцы в Иудее во времена евангельской проповеди.
Однако сегодня этот образ воспринимается многими людьми совсем по-другому, хотя Бог, конечно же, остался таким же любящим нас Отцом. Причина этих изменений — в глубоком кризисе самого института отцовства. Протоиерей Федор Бородин говорит об этом так: «. трагедия нашего времени в том, что разговор о христианстве в предыдущее десятилетие очень хорошо было начинать с притчи о блудном сыне. А сейчас я прихожу в класс школы, и понимаю, что почти все, кто там сидят, не живут с папами, они не знают, что такое нормальный отец. И вот этот пример, который Господь взял для того, чтобы рассказать, что Бог ждет любого кающегося человека и в любой ситуации готов принять, — он сейчас требует дополнительного разъяснения, он перестал быть внутренне очевидным примером для человека».
Если продолжить эту мысль, то можно сказать также, что в ряде случаев образ отца оказывается для людей неприятным, откровенно страшным или даже ужасным. Отец, орущий на детей и жену, поднимающий на них руку, унижающий их всевозможными способами. Отец, безвольно валяющийся на диване перед телевизором с бутылкой пива в руке. Отец, изменяющий матери, заведший на стороне еще одну семью. Наконец, отец, который, зачав ребенка, навсегда ушел из его жизни, бросив их вместе с матерью еще до его рождения. Увы, все это сегодня отнюдь не исключительные случаи, и встретить в обществе подобные «примеры» больного отцовства можно куда чаще, чем хотелось бы.
Но образ отца и образ Бога, в силу того, что это самая близкая аналогия из доступных нам, связаны в нашей психике архетипически, вне зависимости от качества земного отцовства. Поэтому человек неосознанно переносит все известные ему качества земного отца на образ Бога.
Если опыт общения с собственным отцом был у человека больным и тяжелым, многие черты такого общения могут отпечататься и на его взаимоотношениях с Богом. И тогда все слова Спасителя о милосердии и любви Отца Небесного просто пройдут мимо его внимания.
Вместо них в памяти будут оставаться лишь те места Евангелия, где говорится о страшных наказаниях грешников, суровом суде, беспощадной каре и прочих образах, укладывающихся в его эмоциональный опыт: «отец — это тот, кто может причинить боль».
Так человеческий грех калечит психику ребенка, выворачивая наизнанку важнейший принцип восприятия Евангелия. Там, где должно было возникнуть полное доверие и открытость во взаимной любви, у людей, травмированных их отцами, может появиться либо холодная отстраненность: «буду стараться делать все, что положено по заповедям, лишь бы меня оставили в покое»; либо страх: «каким бы добрым ни был Бог, от Него все равно нужно ждать чего-нибудь плохого»; либо полное отчаяние как предельная форма этого страха: «что бы я ни делал, Бог все равно найдет повод меня уничтожить».
Все это, повторюсь, относится скорее к области психологии. Однако подобные проблемы могут всерьез отразиться и на духовной жизни человека, когда образ собственного неблагочестивого отца заслоняет и даже подменяет в его душе образ Отца Небесного.
С точки зрения психологии эту проблему можно и нужно решать при помощи психотерапии у специалиста, работающего с детскими травмами и их последствиями.
С духовной же точки зрения, наверное, стоит перенести центр своего внимания на более яркое откровение Бога о Себе. Дело в том, что Иисус проповедовал в мире, который еще не знал Его как воплотившегося Бога. Поэтому образ благочестивого любящего отца был для Его слушателей самой близкой аналогией, позволяющей понять, каков Бог в отношении к людям. Однако сегодня у нас есть куда более точный и проявленный в мельчайших деталях образ Бога Отца. Это — Сам Иисус, Его земная жизнь, описанная в Евангелии. Всматриваясь в это описание, можно составить для себя такое представление о Боге, где уже не будет леденящих кровь сопоставлений с печальным опытом собственного детства. И останется лишь исполненный милосердия образ смиренного и кроткого сердцем Царя, который трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит (Мф 12:20).
Другая психологическая предпосылка для возникновения безысходного страха и обреченности в отношениях с Богом — повышенная тревожность. Один из главных ее признаков — неспособность переносить состояние неопределенности.
В ситуации, где есть хотя бы один шанс на неблагополучный исход событий, человек с повышенной тревожностью будет полностью сосредоточен именно на этом шансе, сколь бы маловероятным он ни был. Этот страх перед возможным поражением бывает настолько мучительным, что человек готов еще до его наступления в реальности заранее признать себя проигравшим. Для него это становится парадоксальным способом хоть как-то взять ситуацию под свой контроль и уменьшить терзающее его состояние неопределенности. Тут вполне уместен известный афоризм «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца». И хотя в случае повышенной тревожности ужас является скорее следствием его субъективных эмоциональных процессов, однако тревожному человеку от этого ничуть не легче.
Такие люди очень не любят ситуации соревнования, «игры на вылет», когда для того, чтобы стать победителем, нужно очень постараться, обойти всех прочих и т. д. Если вдруг оказывается, что где-то в их жизни возникает такое условие, они предпочитают выйти из этого дела еще до его начала. Так, человек может отказаться от попытки поступить в престижный вуз с высоким конкурсом или познакомиться с красивой девушкой, у которой много поклонников: ведь он уже признал себя недостойным, «сошел с дистанции».
Но в Церкви эта ситуация соревнования оказалась очень жесткой: либо — спасение и …не видел глаз, не слышало ухо и не приходило на сердце человеку то, что приготовил Бог любящим его, либо — вечная погибель и …там будет плач и скрежет зубов. И у тревожного человека «включается» обычный травматический шаблон: он сразу же видит себя погибшим, мучимым, бесконечно страдающим.
Однако в отличие от ситуаций бытовых, в этой метафизической «вилке» между спасением и погибелью у него уже нет возможности выйти из игры, потому что какого-то третьего положения здесь не предполагается: ты наследуешь или Царство, или геенну. А жить десятилетиями с мыслью, что ты — грешник, обреченный на вечную погибель, для тревожного человека невыносимо тяжкий груз.
Если разрушающий душу страх вызван чем-то подобным, тогда прежде всего важно понять, что проблема здесь не в Боге и не в христианстве, а в индивидуальных особенностях психики. И пока эта проблема не будет решена с помощью психотерапии, повышенная тревожность человека так и будет отбрасывать свою мрачную тень на его духовную жизнь, заставляя видеть себя безнадежно погибшим, а Бога — безмерно жестоким.
У людей же, чья тревожность и неудержимое стремление контролировать свое будущее бывают преодолены, исчезают и такие страхи, поскольку они целиком были порождением этого негативного эмоционального состояния.
Наконец, есть простое аскетическое правило о разумном соотношении между страхом наказания за грех и упованием на Божье милосердие: когда собираешься согрешить — вспомни о наказании, чтобы не впасть в грех, но когда грех уже сделан — вспомни о милосердии, чтобы не впасть в уныние.
Однако дьявол норовит вывернуть наизнанку и эту спасительную последовательность. Сначала он через помыслы уверяет человека, что грех, дескать, не так уж и велик, а Бог милостив и все простит. Но потом, после совершения греха, этот же злой дух ввергает человека в бездну отчаяния, внушая ему, что грех его безмерен, а Бог — неумолим. И там, где человек попался в эту бесовскую ловушку, в его душе воцаряется страх перед неотвратимым возмездием, плавно переходящий в откровенную вражду на Бога.
От этой духовной болезни у святых отцов нашей Церкви есть надежный рецепт, выраженный, например, в словах святителя Тихона Задонского: «Прежде греха правосудие Божие представляй себе, чтобы не согрешить; но когда преступишь черту и согрешишь, помышляй о величестве милосердия Божия, да не впадешь в отчаяние Иудино. Потому что каково величество Его, такова и милость Его. Сколько у тебя грехов ни есть, и как бы велики ни были, у Бога еще более милости и щедрот: только кайся и впредь грешить берегись…».
Христианин с самого начала своей духовной жизни в Церкви оказывается в ситуации между страхом и надеждой. Это постоянное пребывание между двумя противоположными состояниями требует серьезного напряжения.
И если человек чувствует, что ему не хватает на это духовных сил, значит, нужно искать ресурс для их укрепления.
Сбили с пути спасения неверные мысли о Боге — ищи правильные ответы на свои вопросы у опытных духовников и в творениях святых отцов. Мешает доверять Богу собственный травматичный опыт — найди хорошего психотерапевта и реши наконец свои психологические проблемы, ведь ты уже взрослый и самостоятельный человек. Не можешь справиться с унынием и страхом сам — ищи друзей, которые тебе помогут, как помогли друзья евангельскому расслабленному.
В общем, пользуйся любыми доступными тебе средствами. Только не отпадай от Бога, не принимай в душу помыслы о Его беспощадности и равнодушии к твоей участи. И потихоньку привыкай жить в условиях частичной неопределенности во всем, потому что других условий в этом мире просто нет.
А главное, помни: заслужить спасение невозможно. Бог спасает нас не за наши заслуги. Он готов каждому дать спасение исключительно по Своей любви к нам. Тот, кто это понял и готов довериться Богу, будет спасен непременно. А вот единственный гарантированный способ отпасть от этого спасения — перестать верить в милосердие Божие. Во всех остальных случаях Бог просто не даст Своим всемогуществом погибнуть тому, кто продолжает верить в Него как в Спасителя. Надежду на это Церковь предлагает каждому из нас в удивительных словах утренней молитвы ко Христу: «Ты сказал, о Христе мой: „Верующий в Меня будет жить и не увидит смерти вовеки“. Если же вера в Тебя спасает потерявших надежду, — то вот, я верую, спаси меня, ибо Ты — Бог мой и Создатель. Да зачтется же мне вера вместо дел, Боже мой, ибо не найдешь Ты никаких дел, оправдывающих меня. Но вместо всех них пусть будет довольно этой веры моей, — пусть она отвечает, пусть она оправдает меня, пусть она покажет меня участником славы Твоей вечной. Да не похитит же меня сатана и да не похвалится тем, что отторг меня от Твоей, Слово Божие, руки и ограды. Но хочу ли, или не хочу, спаси меня, Христе, Спаситель мой, скоро приди ко мне на помощь, поспеши, я погибаю, — ибо Ты Бог мой от чрева матери моей!»
Читайте также ответ протоиерея Игоря Фомина Не лишайте Бога возможности вас спасти.