что делать если бизнес не идет и весь в долгах
Я задолжал 6 миллионов рублей и потерял квартиру и машину из-за ошибок в бизнесе
Этот текст написал читатель в Сообществе Т—Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.
Как любой стартапер — хотя не знаю, можно ли меня так назвать, — я желал обеспечить доходом своих близких, работников и себя.
За первые семь лет ведения бизнеса я потерял в деньгах примерно небольшую квартиру-студию, допустим в Кудрове, и неплохой премиальный автомобиль. Вы скажете, что за семь лет не научился ничему. Мне ответить нечего: у каждого своя история, истоки которой лежат исключительно в желании сделать мир, который окружает тебя, лучше и счастливее.
На данный момент я потерял совсем все, за исключением собственной жизни. Семья распалась по финансовым причинам, производства своего давно нет, коллег по делу тоже. Но я не жалею: жизнь абсолютно непредсказуемая штука.
Что я понял из своего опыта:
Что важно в бизнесе:
Как я пытаюсь наверстать упущенное? Никак, прошлое не вернешь. А вот заработать сейчас с прицелом на будущее я пытаюсь. Да, пока что доход не предпринимательский, больше 2500 Р в день не зарабатываю. Смотрю на людей и их потребности, пытаюсь удовлетворить спрос, придумываю, как сделать интереснее. Надеюсь, сработает.
И чтобы вы понимали, почему я не унываю: у меня долгов не так много, примерно 6 миллионов рублей. Я их отдам, просто потому что верю в себя, свой опыт и желание жить, а не выживать.
Финансовые провалы. Здесь делятся историями о финансовых поражениях
Не идут дела в бизнесе: причины и способы решения проблемы
Не идет бизнес?
Упрямая статистика: 90% бизнесов разоряются в первый год. В чем причина и что же делать, если ваш бизнес не идет?
Нередко случается, что дело, ранее приносящее хороший доход, становится убыточным. Не секрет, что многие предприниматели сталкиваются с такой проблемой сразу же после открытия нового бизнеса. Чтобы сделать свою предпринимательскую работу прибыльной, необходимо выяснить, что идет не так и как это исправить.
Признаки неуспешного бизнеса
Самый первый предупреждающий сигнал – это резкое снижение продаж. Как известно, деньги должны делать деньги, но когда бизнес не идет, это становится невозможно. Прибыль способно приносить только динамичное, развивающееся дело. Если же получаемые доходы не соответствуют бизнес-плану, то следует задуматься о ситуации и проанализировать ее.
Многие связывают застой в своих делах с ростом цен на производственные факторы, в результате чего приходится повышать стоимость выпускаемого продукта и он плохо продается. Конечно, цена оказывает влияние на объемы реализации продукции, но если постараться, то можно найти способы снижения уровня издержек и сделать свой товар конкурентоспособным.
Практика показывает, что застой в бизнесе связан не с ценой, а с отсутствием достаточного количества потребителей. Любое предпринимательство перестает приносить доход, когда становится некому продавать товары или услуги. Чтобы приобрести новых потребителей, необходимо уметь работать с идеями. Ведь основу любого рынка составляет замысел. Он внедряется в сознание определенной части людей, которые становятся в итоге потребителями услуг или товаров и образуют рынок.
Поэтому, если бизнес рушится, в первую очередь следует обратить внимание на популярность своей идеи среди целевой аудитории. Определить проблемы можно с помощью опросов или простого наблюдения за поведением потенциальных клиентов. Стоит также внимательно изучить опыт конкурентов. На их примере несложно будет определить собственные недостатки, найти причину непредвиденных убытков или потери клиентов.
Причины застоя в бизнесе
Причин, почему наступает спад в делах, может быть масса. Среди них можно найти как вполне объективные, так и самые банальные, – например, лень. Следует понимать, что в бизнесе нет мелочей. Важно все – организация, устройство компании, управление делами и коллективом. Чтобы бизнес заработал, его надо правильно сформировать, проанализировав причины застоя.
Неправильный подход к бизнесу
Любой предприниматель, начиная собственное дело, должен видеть и планировать свои действия на несколько шагов вперед. Часто случается, что человек, открыв фирму, как бы нанимает себя на работу и делает только то, что требуется на данный момент. При таком поведении его нельзя назвать владельцем бизнеса: он попросту является наемным работником. Чтобы добиться успеха, нужно понимать, что всегда следует работать не в бизнесе, а над бизнесом. Важно также осознавать, ради чего было создано дело, и действовать в соответствии со своей целью.
Многие бизнес-проекты рушатся из-за недостаточного финансирования, поскольку не удается найти инвесторов. Предпринимателю бывает довольно сложно убедить кого-то в том, что его идея окупится.
Низкое качество или отсутствие внутреннего бизнес-анализа
Бизнес-анализ необходим для оценки и планирования изменений в действующей компании. Он помогает понять состояние дел, облегчает взаимодействие между участниками производственных процессов и способствует их стандартизации. Поэтому очень важно найти хорошего специалиста, владеющего системными знаниями и необходимыми техниками бизнес-анализа, особенно, когда не идут дела в бизнесе.
Если компания не получает прибыль, возможно, надо переориентироваться на долгосрочное сотрудничество или предоставление расширенного пакета услуг. Следует также проанализировать состояние своей клиентской базы, определить, кто в нее мог бы еще войти. Не нужно ждать, пока придут клиенты, а надо искать их самостоятельно, но и не забывать о тех, кто уже пользовался услугами компании.
Низкое качество финансового управления
Владельцы малого и среднего бизнеса, как правило, оперируют лишь цифрами из отчета о движении денежных средств. Но всю правду о финансовом состоянии бизнеса можно узнать, имея три формы финансовой документации – баланс, отчет о движении денежных средств и учет доходов и расходов. С помощью баланса можно узнать ответ на вопросы, где прибыль и насколько эффективно работают деньги, вложенные в бизнес; благодаря отчету о доходах – сколько заработано средств и насколько эффективно дело; отчет о движении денег помогает понять, сколько получено средств, сколько потрачено и какая сумма осталась в резерве.
Правильное управление финансовыми потоками – краеугольный камень построения любого бизнеса. Он вряд ли будет успешным, если его владелец не обладает хорошими знаниями в маркетинге и менеджменте.
Низкая квалификация руководителя предприятия
Если владелец бизнеса не руководит им, значит, кто-то другой делает это или никто не делает. Плохим для бизнеса является и первый, и второй вариант. При этом не надо сваливать свой неуспех на различные внешние факторы – сложное законодательство, экономический спад, дорогие кредиты. Причины, почему бизнес не идет, следует искать, прежде всего, в себе. Ведь при одинаковых внешних обстоятельствах одни компании почему-то резко взлетают вверх, в другие еле сводят концы с концами. Владелец бизнеса должен хорошо ориентироваться во всех рабочих процессах, понимать свое финансовое положение и иметь стратегию развития.
Отсутствие владельческого контроля
Первое, что нужно предпринять – выявить среди сотрудников тех, кто не приносит никакой пользы делу и тех, кто действительно работает. Существует такая процедура, как хронометраж рабочего времени. Самому руководителю это делать, конечно, не стоит, лучше привлечь квалифицированного специалиста со стороны.
Как правило, результаты хронометража показывают, что 90 % работников занимаются совсем не тем, за что получают зарплату. Такие люди встречаются среди бухгалтеров, технарей и других специалистов, не влияющих напрямую на увеличение прибыли компании, но при этом съедающих ее львиную долю.
Слабая маркетинговая кампания
Не секрет, что производимому товару или услуге нужна максимальная огласка. Это можно сделать с помощью раздачи листовок целевой аудитории, рекламы на телевидении, радио, специализированных выставках, в интернете и пр. Главное, быстро реагировать на сложившуюся ситуацию и тщательно анализировать свою деятельность.
Неправильная мотивация персонала
Каждый сотрудник компании должен понимать, что от результата его деятельности зависят достижения всей компании. Кроме того, он должен видеть, что уровень его дохода зависит от того, насколько эффективно он выполняет свои обязанности. Мотивация должна быть выстроена таким образом, чтобы каждый член команды был заинтересован в увеличении прибыли компании.
Неправильная работа с клиентами
Клиенты делятся на действующих и потенциальных. Зачастую компания за счет рекламы старается привлечь новых клиентов, что может стать существенной проблемой при ведении бизнеса. Ведь используя правильную стратегию, что-то продать человеку, который уже однажды воспользовался существующим предложением, намного проще. При этом следует прикладывать максимум усилий, чтобы каждого потенциального покупателя превратить в действующего.
На действующих клиентах можно зарабатывать намного больше, чем на потенциальных.
Применение только простых схем продаж
Сложные, многоступенчатые схемы продаж обеспечивают гораздо более эффективный результат, чем простые. Например, если товар специфический, то можно предложить клиенту бесплатное обучение правилам его использования и этот этап будет одним из элементов системы продажи.
Патологическое стремление к совершенству
Стремление делать все идеально – проблема, которая представляет куда более сильную угрозу, чем может показаться на первый взгляд. Если человек решает, что должен запустить в работу какой-либо процесс лишь доведя его до идеала, он рискует никогда его не запустить.
Неуверенность в собственных силах
Если предприниматель руководствуется принципом: «Я уверен, что это работать не будет», то его бизнес вряд ли станет успешным. Чтобы узнать результат, необходимо пытаться что-то делать. Чем больше будет проб, тем выше станут шансы на успех.
Отказ от преимуществ интернета
Каждая, даже небольшая компания должна иметь свой сайт. Как известно, интернет является довольно сильным инструментом продаж. Если предприниматель им не пользуется, он теряет большие возможности.
Бесконечный демпинг
Если предприниматель старается выиграть за счет постоянного снижения стоимости своего товара, то он только создает себе лишние проблемы. Если тщательно проанализировать технологию эффективных продаж, то можно понять, что дорого реализовывать – не так уж сложно, а при определенных ситуациях даже проще, чем дешево. Главное, найти правильную тактику.
Подверженность человеческой лени
Став предпринимателем, необходимо напрочь забыть о лени. Бизнес не способен развиваться сам по себе, он требует постоянной работы. Даже если бизнесмена устраивает текущее положение дел, непременно наступит момент, когда надо будет выводить свое дело на новый уровень. Поэтому нужно быть всегда готовым «свернуть горы» ради будущего результата.
Как улучшить состояние своего бизнеса
Оптимизация собственного бизнеса для многих – это что-то очень сложное и дорогое. Но существует большое количество способов реанимации бизнеса без вложения крупных денежных средств.
Вот список наиболее действенных из них:
Такие простые способы помогут улучшить состояние бизнеса и приостановить потери, а предприниматель получит время на анализ ситуации. В условиях убыточного бизнеса даже небольшие успехи придают энтузиазма, поэтому в его голову могут прийти новые идеи, способные стать в итоге спасительными.
Что делать не стоит:
Привлекать дополнительные средства для реанимации бизнеса не стоит, если нет уверенности, что вложения оправдаются.
Как закрыть убыточный бизнес
Многие предприниматели предпочитают закрыть убыточную компанию, и хотят знать, как это сделать с минимальными рисками. Самым распространенным и эффективным способом избавления от бизнеса, не приносящего прибыль, является ликвидация, которая с грамотным юристом выполняется довольно быстро и без осложнений.
Как понять, что бизнес пора закрывать:
Существует два варианта закрытия бизнеса – ликвидация и банкротство. Для индивидуальных предпринимателей лучшим способом является ликвидация. Банкротство для ИП – это клеймо на длительное время: нельзя будет заниматься бизнесом 3 года, брать кредиты, а еще можно лишиться собственности.
При банкротстве юрлица учредители рискуют намного меньше, поскольку не отвечают личным имуществом перед кредиторами. Это, конечно, не означает, что при первом удобном случае надо объявлять компанию банкротом. Такой шаг имеет смысл делать, если долгов накопилось очень много и нет никакой возможности их выплатить. В том случае, когда существует шанс закрыть обязательства, лучше прибегнуть к простой ликвидации. Если же долгов вообще нет, можно оставить ООО в реестре и сдавать нулевые декларации. В этом случае государству платить ничего не придется, зато когда владелец бизнеса захочет вернуться в строй, у него уже будет готовая компания.
Индивидуальные предприниматели платят налоги независимо от того, есть прибыль у них или нет. Им оставлять дело «на всякий случай» совершенно невыгодно, поскольку придется ежегодно отдавать государству до 30 тысяч рублей. Тем более, что открыть новое ИП совсем не сложно.
Продажа бизнеса
Официально и целиком можно продать только ООО. Законная реализация ИП невозможна. Продать можно лишь материальные ценности индивидуального предпринимателя, его товарный знак (при условии, что он зарегистрирован). Если кто-то и рискнет купить ИП-шный проект, ему придется переделывать все: регистрацию документов, кассового аппарата, договора с поставщиками, контролирующими органами.
Юридическое лицо имеет возможность продать свою компанию вместе с активами, названием и даже работниками. В том случае, когда директор остается прежним, не возникает даже надобности перезаключать договора с контрагентами.
Бизнес можно продать через порталы бесплатных объявлений, например, «Авито», или же объявив о продаже в социальных сетях. Но при этом следует учитывать, что вряд ли найдется много желающих приобрести убыточный бизнес. Продажа может быть успешной при наличии следующих условий:
Выводы
Если бизнес не идет, первое, что следует сделать, это пересмотреть идею и стратегию его ведения. Необходимо понять причину, почему бизнес-идея не сработала, а еще надо уметь принимать верные решения, соблюдая три простых правила:
Я потерял бизнес и имущество, потому что сдался под натиском обстоятельств
Этот текст написал читатель в Сообществе Т—Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.
В 27 лет я купил однокомнатную квартиру. Это был мой первый весомый результат в бизнесе.
Затем я купил трехкомнатную с ипотекой за 3,8 млн рублей. У нас с женой появился ребенок, а я подумал, что если будет второй, то продам однушку и закрою ипотеку. Купил новый Паджеро 4, а жене — новую Мазду 6. Позже купил еще квартиру и оформил на тещу. Это жилье мы сдавали и отбивали ипотеку.
Вскоре появился второй ребенок.
Я чувствовал себя молодцом: дети уже при квартирах, а мы в «Гинзе» ужинаем по будням всей семьей.
Считал, что добился успеха, можно расслабиться. В это же время вложил материнский капитал в одну из квартир.
В 2014 году продажи в бизнесе резко упали. В 2015 продал тещину квартиру, деньги от продажи вложил в бизнес. Думал, что все наладится. В середине года в аварии погибли родители. Это сильно меня пошатнуло.
В 2016 году продал еще одну квартиру: гасил долги, вкладывал в бизнес и думал, что сейчас попрет. В 2017 взял 1 млн рублей в кредит на бизнес. Выплатил долг за полгода. В 2018 опять залез в долги, теперь на 2 млн рублей, отдал только половину. Продал Паджеро. В 2019 кое-как хватало закрывать кредиты и ипотеку. Продал Мазду жены.
В 2020 году потолстел до 100 кг. Снимал площадку для бизнеса на какой-то помойке, куда стыдно приводить клиентов. В кармане было 3 тысячи рублей. Пытался устроиться таксистом. Из банка звонили из-за неуплаты по ипотеке. Долги за коммуналку и контрагентам — около 500 тысяч рублей. Было четыре кредитки с долгами.
Какие я могу сделать выводы?
Я все же не унываю. И жена молодец: открыла бизнес, зарабатывает 100 тысяч рублей в месяц. Пока что все уходит на оборотные. Назанимал под ее бизнес 1,7 млн рублей, отдавать еще около года, отдали уже 900 тысяч. Я перешел на круглосуточный режим работы. Начал снова тренироваться. Думаю, что скоро-то точно попрет!
Долги и кредиты. Как правильно брать и выплачивать кредиты, можно ли заработать на кредитке, как давать в долг и почему при этом нужно составлять расписку
Как выжить, если долгов стало слишком много
Пошаговая инструкция
Платят свои долги не только Ланнистеры из «Игры престолов», но и все, кто решает свои проблемы кредитами. Если в королевстве нет денег на ежемесячные платежи, это не катастрофа, но может ей стать.
Рассказываю, как быть, если долгов стало слишком много.
Рефинансировать кредиты
У банка, в котором человек взял кредит, есть право не одобрить рефинансирование: изменившаяся ставка — не повод для банка предлагать более выгодные условия. Тогда можно попытать удачи в другом банке. Оказать в рефинансировании могут на основе кредитной истории, так что перед подачей заявки лучше изучить свою.
Перед тем, как подписывать договор, прочитайте его условия: какие сроки выплат, сколько в месяц надо платить, какая процентная ставка, нет ли каких-то дополнительных платежей. Вообще возьмите за привычку всегда внимательно читать условия.
Сначала читать, потом подписывать
Реструктурировать кредиты
Люди часто путают рефинансирование и реструктуризацию, но это разные вещи. Реструктуризация — это когда пересматривают условия уже действующего кредита, и в другой банк за ней перейти нельзя.
Можно обратиться к этой процедуре, если есть финансовые сложности и платить по кредиту стало тяжело. Банк может пойти навстречу и изменить условия: списать начисленные проценты, снизить ежемесячный платеж или процентную ставку. Условия у всех банков разные. Реструктуризация — это не всегда выгодно: банк может сохранить процентную ставку, а срок кредита увеличить, и если заемщик согласится на такие условия, он может переплатить.
Не брать новые кредиты и микрозаймы
Долги разрастаются, как снежный ком. Когда нет денег расплатиться с банком, брать новый займ — это последнее, что нужно делать. Заработок уйдет на проценты, а ежемесячные платежи и основной долг вырастут.
И уж тем более ни под каким предлогом нельзя обращаться в МФО, как бы привлекательно ни выглядело предложение. В таких организациях гигантские проценты, хитрые комиссии и штрафы, поэтому можно запросто влезть в нечеловеческие долги и расплатиться по ним примерно никогда.
Не прятаться от банка
Затаиться и не отвечать на звонки от банка — плохая идея: про кредит не забудут, долг не рассосется сам собой. Проблемных заемщиков банк вносит в черный список: это уменьшает шансы договориться о новых условиях кредита или отсрочке. Возникли проблемы по кредиту — просто позвоните в банк: он готов пойти навстречу заемщикам, если у них появились финансовые затруднения.
Найти источники дополнительного дохода
Если график позволяет, поищите подработку: можно помогать соседу-школьнику готовиться к урокам, таксовать по вечерам, помочь местной компании провести опрос, проверить, как работают продавцы в магазине.
Важно не бросаться в крайности: если слабо понимаете, как работают инвестиции, не стоит вкладывать свои деньги в случайные акции в надежде, что акции вырастут. Особенно внимательным нужно быть, если со всех сторон одолевают предложения вложить в компанию с доходностью до 300% годовых. За ними часто скрываются финансовые пирамиды и мошенники.
Возможно, настал момент поговорить с начальством о том, что вы хотите повышения зарплаты. «Мне нечем платить по кредиту, а дома голодные дети и беременная жена» — не аргумент для работодателя, нельзя давить на жалость. Шансов на повышение будет больше, если припомнить свои заслуги за последние пару лет, подумать, чем еще можно пригодиться компании в будущем и не отказываться от дополнительных обязанностей.
Что делать предпринимателю, когда хочется бросить всё
Денег нет, но вы не держитесь
Проблемы со здоровьем
Факторы здоровья
Проблемы в семье
Около 10 процентов браков распадаются из-за чрезмерной занятости одного из супругов карьерой. На первый взгляд, цифра не такая уж и большая, но тем, кто потерял семью, от этого не легче. Поэтому, если конфликты дома приобрели хронический характер, придется делать выбор. Вот несколько критериев:
Однажды сын подошел к отцу и спросил, сколько он зарабатывает в час. Тот ответил, что получает 50 долларов. Сын достал из копилки 50$, отдал отцу и сказал: “Можно, я куплю час твоего времени. Ты всегда на работе и я очень скучаю”.
Статистика разводов в России
У вас профессиональное выгорание
Не путать с простой депрессией. У профессионального выгорания свои характерные признаки, и они всегда связаны с работой. Кратко перечислим основные из них:
Стадии профессионального выгорания
Если вы не обнаружили у себя вышеперечисленных симптомов, возрадуйтесь: все еще можно спасти. Попробуйте воспользоваться советами, которые мы приведем ниже.
Сходите в отпуск
Возможно, вы настолько заработались и закрутились, что совершенно забыли об отдыхе. Если не вознаграждать себя несколькими днями покоя, то через какое-то время можно взвыть и захотеть послать все куда подальше, даже когда дела идут хорошо. Купите путевку на море или в горы, отправьтесь в автомобильное путешествие в соседнюю область, словом, смените обстановку.
Наймите себе помощника
Если вы чувствуете, что взвалили на себя слишком много обязанностей, пора ими поделиться. Так вы разгрузите рабочий график и будете меньше уставать. Появится время на семью и хобби, да и времени поразмыслить будет больше. Часто желание бросить бизнес возникает из-за банальной усталости, с которой можно и нужно бороться.
Делегируйте полномочия
Продолжение предыдущего пункта. Вообще, если желание бросить обусловлено тем, что вы выдохлись физически, это говорит о неправильной организации работ. У человека есть предел возможностей, перепрыгнуть который невозможно.
Схема классификации задач управленца
Возможно, для успешного делегирования придется нанимать новых работников, если окажется, что команда и так пашет на пределе возможностей и поручить дела уже просто некому. Смело идите на этот шаг, иначе сгорите не только вы сами, но и весь коллектив.
Найдите внешние мотиваторы
Их довольно много: начиная с биографий успешных предпринимателей, заканчивая посещением семинаров, выставок и конференций. Такие вещи помогают справиться с депрессией и найти вдохновение на новые свершения. Очень часто предприниматели попадают в замкнутый круг проблем, вырваться из которого невозможно. Между тем есть люди, которым удалось все это преодолеть. Нужно только найти таких людей и воспользоваться их опытом, чтобы не наступать на чужие грабли.
Наймите вместо себя управляющего
Зачем бросать хорошо налаженный и успешный бизнес, если управление можно поручить другому человеку? Это было бы ошибкой. Если финансовая ситуация позволяет, то можно вообще уйти на покой, передав дела нанятому менеджеру. Снимите с себя полномочия директора и найдите подходящего специалиста-управленца, который будет рулить вместо вас.
Что двигает людей
Переключитесь на другой проект
Иногда спасением может стать смена сферы деятельности. Здесь не нужны резкие движения. Чтобы не угробить бизнес, все нужно делать постепенно.
Приведем пример. Вы занимаетесь продажей спортивных товаров. Технически и финансово все хорошо: прибыль, клиенты, репутация. Но душа просит чего-то нового. Так в чем проблема? У вас есть абсолютно все для того, чтобы попробовать себя в чем-то еще: опыт, знания и возможности. Так что мешает замутить другой проект? Начните новое направление, например, продавайте еще и туристическое снаряжение. Полностью посвятите себя работе над проектом: выберите поставщиков, продумайте маркетинговую компанию, подберите персонал. Все это позволит разорвать порочный круг проблем и придать делу новый импульс.
А может, все настолько хорошо, что пора задуматься о масштабировании бизнеса? Упакуйте франшизу, пробуйте выйти на новые рынки, словом, покоряйте новые вершины. Это тоже неслабое лекарство от депрессии.
Посоветуйтесь с родными и близкими
Не держите проблемы в себе. Находясь внутри ситуации, не всегда можно найти решение. А вот люди, видящие все со стороны, вполне могут что-то подсказать. Причем необязательно это должны быть профессиональные и опытные бизнесмены. Иногда решение может лежать на поверхности, а вы будете слишком погружены в проблему, чтобы его увидеть. Большое, как говорится, видится на расстоянии. А на расстоянии, как раз, находятся посторонние люди.