что делало духовенство привилегированным сословием
Духовенство: истоки, формирование и развитие от IV века до наших дней
Духовенство – это общественное сословие или социальная группа, в которую входят профессиональные служители религиозного культа. В основном данное понятие характерно для монотеистических религий.
Апостолы, на которых сошел Святой Дух, по сути, представляли изначальное духовенство. Именно на Пятидесятницу была создана христианская церковь, а ученики Христовы начали свою миссионерскую деятельность.
Верующие обращаются к духовенству, чтобы удовлетворить свои религиозные нужды. Священники проводят службы и занимаются исполнением треб (освящают дома, крестят, венчают, отпевают). Им прихожане исповедуются и у них причащаются. Духовенство блюдет нравственное состояние своей паствы. Священнослужители искореняют суеверия, исправляют нравы и распространяют знания.
Возникновение духовенства в Европе
Духовенство, как сословие, оформилось в начале IV столетия. В это время христианские священники получили различные привилегии. Процесс оформления сословия длился до начала Средних веков. Чуть позже в западноевропейских странах представителей духовенства отнесли к привилегированному сословию.
Католические священники давали обет безбрачия, поэтому к духовенству причисляли только клириков. Когда состоялась Реформация, в протестантских государствах представители духовенства перестали считаться сословием, а остались лишь духовными лицами. Православная Церковь состояла из белого (священников, дьяконов, дьячков, пономарей) и черного (монахов) духовенства.
Первые священники на Руси
В Восточной Европе духовенство появилось в Древней Руси в X столетии, до Крещения. «Повесть временных лет» говорит о том, что в городе Киев существовала «соборная» церковь Св. Ильи. Когда в конце X века была создана Киевская метрополия, Константинополь прислал туда митрополита и священников-греков. Они проводили богослужения в храмах разных русских городов, за пределами которых началось постепенное формирование церковных округов («погостов», «уездов», «переездов»). В XV столетии их вытеснили приходы.
В 1439 году состоялся Ферраро-Флорентийский собор, где православная и католическая церкви заключили унию, а через девять лет Иона возглавил русскую автокефальную Церковь, как первый митрополит. Константинопольский патриархат теперь не влиял на деятельность русского духовенства.
Права и привилегии духовенства
С самого начала у священников были разные привилегии:
Право рукополагать священников было только у местного женатого по церковным обычаям епископа. Епископский сан не могли получить:
Полноценная приходская церковь имела причт, в состав которого входили:
Духовенство содержала приходская община или ктитор церкви (купец, боярин, князь). В некоторых случаях священнику выдавали ружную грамоту с указанием его ежегодного жалования деньгами или в натуральном виде. Ее могли использовать все представители духовенства, составляющие причт или только указанные в руге. Священники занимались ведением личного хозяйства, обработкой церковной земли и арендованных участков. Также причт жил за счет доходов, которые им приносили вотчины, деревни и села. Священник мог иметь собственный земельный участок.
Платить за исполнение треб прихожане могли добровольно. Пошлину от полученного духовенством дохода забирал местный епископ. Он же устанавливал ее величину. В XIV столетии собирать дани и пошлины поручили архиерейским чиновникам:
Почти все священники были обучены грамоте. При многих храмах открывались школы. Сыновей представителей духовенства называли поповичами. Они получали церковный сан или становились госслужащими.
История русского духовенства в XVI-XIX веках
В XVI-XVII столетиях белым духовенством управлял архиерей (епископ, архиепископ, митрополит, патриарх), который представлял черное духовенство. В 1551 году участники Стоглавого собора провозгласили:
До начала XVIII столетия белое духовенство вместе с взрослыми сыновьями священнослужителей насчитывало примерно сто тысяч человек. Многие из них имели свои приходские церкви. В 1708 году Петр I издал указ, согласно которому дети священников, не окончившие школу, не могли служить в церкви. В первой половине XVIII столетия появилось морское и военное духовенство, которое служило в полках, крепостях, госпиталях, тюрьмах и на кораблях, отправлялось с армией и флотом в военные походы.
В 1721 году был принят Духовный регламент, согласно которому священникам вменялось в обязанность ведение метрических книг с фиксированием в них дат, когда человек родился, крестился, венчался и умер. Также состоялось официальное утверждение духовно-учебных заведений.
В первой половине XIX столетия священником мог быть рукоположен человек, который вышел из податного сословия, если не хватало людей с духовным званием. Чуть позже государство стало платить городским и сельским священникам. К началу XX столетия духовенство существовало в основном за счет денег, которые прихожане платили за совершение треб. Продукты духовенство получало при обходах своей паствы, к примеру, во время рождественских и пасхальных праздников.
В XIX столетии была сформирована система духовных учебных заведений. С 1869 года детей священников уже не причисляли к духовенству. Они могли свободно выбирать себе занятие. Теперь «духовными званиями» не наделяли звонарей, церковных сторожей, певчих и других людей из «обслуживающего персонала». С 1871 года священником мог стать выходец из любого сословия, но эта практика не получила широкого распространения.
Переломные XX-XXI века в истории русского духовенства
На стыке XIX-XX столетий большинство священников преподавали Закон Божий в школах. В 1906 году Синодом назначались свои представители, заседавшие в Государственном совете. В это же время духовенству предоставили право входить во внецерковные общественные организации. Чуть позже священнослужители стали депутатами Государственной думы.
Когда в 1917 году произошла Февральская революция, некоторые архиереи под давлением новой власти подали в отставку. Часть священников поддалась революционным настроениям. Они хотели модернизировать службы в храмах, ввести выборное начало в церковном управлении, предоставить мирянам право управлять приходами и т.д. Позже некоторые из таких «реформаторов» стали обновленцами.
В ноябре 1917 года захватившие власть большевики приняли декрет о ликвидации духовенства, как сословия. Церковь была отделена от государства и на ее деятельность перестали выделять средства. Закон Божий теперь не преподавали в школах. В начале 20-х годов состоялась эмиграция многих священников вместе с белогвардейцами за рубеж, где была образована Русская православная церковь.
До 40-х годов происходили массовые репрессии, оставшегося в Советском Союзе, духовенства. Но после Великой Отечественной войны отношение государства к священникам изменилось, так как большинство из них были патриотами и сыграли свою роль в победе над фашистами. Во второй половине XX века на священников снова осуществлялись гонения. Только во второй половине 80-х годов начался обратный процесс. После развала СССР в Российской Федерации стала возрождаться церковная духовная жизнь, укрепились позиции и влияние Русской православной церкви.
Мировое духовенство
Македония, Грузия, Армения, Болгария, Румыния и Греция сегодня оказывают государственную поддержку своим поместным православным церквям, к примеру, они пользуются налоговыми льготами. В греческой конституции православная церковь наделена государственным статусом. К представителям духовенства у буддистов следует отнести лам, у иудеев – раввинов, а у мусульман – муфтиев.
Духовенство как сословие
Алексей Беглов, кандидат исторических наук
Все лекции цикла можно посмотреть здесь.
Духовенство, как сословие. Одной из важнейших особенностей общественного устройства имперского периода, особенно первой его половины, являлось сословное устройство российского общества. Что такое сословие? Это такое социальное устройство, где социальный статус и занятия человека передаются по наследству. Именно наследованием человека обусловливается положение человека, род его занятий и так далее. Материальное его положение в данном случае не играет существенной роли, поскольку мы вполне можем себе представить богатого зажиточного крестьянина, или горожанина, купца и бедного дворянина. Но от этого, от их личного благосостояния ни в коей мере не будет изменен их социальный статус – дворянин останется дворянином, а купец останется купцом, и он не сможет поступить на государственную службу, или военную службу, а должен будет заниматься своей торговой деятельностью.
Одним из наиболее завершенных по своему оформлению сословий в рамках имперского периода было собственно духовное сословие. При этом пойти по стопам своих отцов дети священников, дьяконов, церковнослужителей могли и раньше, более того, для епископов дети духовенства и в XVI, и в XVII веках были предпочтительными кандидатами на занятие церковных должностей, потому что как правило они были более грамотны, чем остальные прихожане и знали прекрасно церковную службу. Но тогда наследование не было единственным путем рекрутирования людей в священство. Например, самым ярким примером такого «социального лифта», который предоставляла Церковь в досинодальный период является судьба патриарха Никона. Он в миру Никита Минов был крестьянским сыном, сбежал от мачехи в монастырь, там выучился грамоте, церковному пению и уставу. Потом вернулся в свою деревню, где был избран прихожанами на должность приходского священника, а впоследствии после смерти детей и ухода в монастырь его жены, он поднялся по иерархической лестнице до всероссийского патриарха.
В синодальный же период правительство прикладывает усилия для того, чтобы закрыть духовное сословие для входа и для выхода. Для чего это делается? Прежде всего по двум причинам. Первая причина своего рода фискальная – правительство не заинтересовано в том, чтобы люди, поданные из податных сословий, из крестьян, из посадских людей переходили в духовное сословие, которое не облагается налогами – это, с одной стороны. А с другой стороны, правительство пытается повысить образовательный уровень детей священнослужителей, что кажется проще делать в рамках замкнутого сословия.
Очень важным элементом было формирование в начале XIX века системы духовного образования через которую стали проходить уже все дети духовенства и это было одним из важнейших элементов формирования духовного сословия в России. Уже в первой половине XIX века мы видим, что духовное сословие вполне сформировалось. Не хватает ему с точки зрения классической теории сословий, пожалуй, только одного – органов сословного самоуправления. И вот, как ни парадоксально в 1860-е годы, когда великие реформы ставят одной из своих задач демонтаж сословного строя в рамках Российской империи и на это были направлены судебная реформа, военная реформа. Так вот, как ни странно, именно в этот период духовенство получает органы сословного самоуправления в виде благочиннических съездов и епархиальных съездов, что естественно ведет к продолжающейся консолидации духовного сословия.
Оформление духовного сословия в четко наследуемую институцию, приводит безусловно к последовательному отчуждению духовенства и его паствы, как образованного общества, как дворян, которые смотрят на духовенство с определенной дистанцией, с определенной насмешкой, так и по отношению к крестьянам. Крестьяне также все больше ощущают дистанцию между собой и духовенством, замкнутым в определенные сословные рамки.
Духовенство
Другим привилегированным сословием было духовенство (главным образом православное духовенство).
Духовенство разделялось на черное (или монашествующее) и белое (приходское). Поскольку монашество не могло быть наследственным, так как монах не имел права вступать в брак, то духовное сословие составляло только белое духовенство.
Черное духовенство было многочисленной и весьма влиятельной группой. Петр I вел решительную борьбу против монахов. B конце концов Петр Указом 1723 г. совсем запретил кому бы то ни было поступать в монашество. Однако преемники Петра отменили этот Указ.
Белое духовенство делилось, в свою очередь, на священнослужителей (священников и дьяконов) и на церковнослужителей (дьячков и пономарей).
B ХѴШ в. духовное сословие сделалось наследственным и замкнутым сословием, поскольку законодательство запрещало посвящать в священный сан лиц, принадлежавших к другим сословиям, и поскольку выход из него, в силу целого ряда формальностей, был крайне затруднительным.
Среди прав и привилегий духовенства необходимо прежде всего указать на свободу от личных податей и повинностей, в том числе и рекрутской. Духовенство было в конце концов освобождено и от военных постоев.
Духовенство имело привилегии и в области судопроизводства. Духовенство в общих судебных местах судилось только по наиболее тяжелым уголовным преступлениям, судебное же разбирательство по гражданским делам должно было происходить в присутствии особых депутатов от духовенства.
Правительство, закрепляя за духовенством определенные права и привилегии, запрещало ему те занятия, которые признавались несовместимыми с духовным званием. B частности, духовенству запрещалось заниматься торговлей и промыслами, быть откупщиками и подрядчиками, производить алкогольные напитки и пр. Лишено было духовенство и главнейшей привилегии дворянства — права владеть населенными имениями и крепостными людьми.
Новое в блогах
СОСЛОВИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
Сословия в Российской империи.
(Историческая справка).
В России а начале XX в. продолжает действовать Свод законов Российской империи, определявший положения сословий. Закон различал четыре главных сословия:
дворянство,
духовенство,
городское население,
сельское население.
Городское население в свою очередь делилось на пять групп:
почётные граждане,
купцы,
цеховые мастера,
мещане,
мелкие собственники и рабочие люди, т.е. работавшие по найму
Дворянство.
На протяжении XVIII в. идет процесс усиления роли дворянства как господствующего сословия. Серьезные изменения происходили в самой структуре дворянского сословия, его самоорганизации и правовом статусе. Эти изменения проходили по нескольким направлениям. Первое из них заключалось во внутренней консолидации дворянского сословия, постепенном стирании различий между существовавшими ранее основными группами служилых людей “по-отечеству” (бояр, дворян московских, дворян городовых, детей боярских, жильцов и т.д.).
Следует признать, что эта служба была действительно тяжела. Иной раз дворянин на протяжении большей части своей жизни не бывал в своих имениях, т.к. находился беспрерывно в походах или служил в дальних гарнизонах. Но уже правительство Анны Ивановны в 1736 г. ограничивает срок службы 25 годами.
Петр III Указом о вольностях дворянских 1762 г. отменил для дворян обязательную службу.
Значительное число дворян покинуло службу, вышло в отставку и осело в своих имениях. Одновременно дворянство было освобождено от телесных наказаний.
Екатерина II при своем воцарении в том же году подтвердила эти дворянские вольности. Отмена обязательности дворянской службы стала возможной в связи и с тем, что ко второй половине XVIII в. основные внешнеполитические задачи (выход к морю, освоение Юга России и т.д.) были уже решены и больше не требовалось крайнего напряжения сил общества.
Духовенство.
Следующим после дворянства привилегированным сословием являлось духовенство, которое подразделялось на белое (приходское) и черное (монашество). Оно пользовалось определенными сословными привилегиями: духовенство и его дети освобождались от подушной подати; рекрутской повинности; подлежали церковному суду по каноническому праву (за исключением дел “по слову и делу государеву”).
Подчинение православной церкви государству являлось исторической традицией, коренившейся в ее византийской истории, где главой церкви являлся император. Опираясь на эти традиции, Петр 1 после смерти патриарха Адриана в 1700 г. не разрешил выборы нового патриарха, а сначала назначил рязанского архиепископа Стефана Яворского местоблюстителем патриаршего престола с гораздо меньшим объемом церковной власти, а затем с созданием государственных коллегий, в их числе была образована Духовная коллегия в составе президента, двух вице-президентов, четырех советников и четырех асессоров для управления церковными делами.
После создания Синода, земли вновь были возвращены церкви и церковь обязали содержать из своих доходов часть школ, больниц и богаделен.
Секуляризация церковных имуществ была завершена Екатериной II. Указом 1764 г. церковь стала финансироваться из казны. Ее деятельность регулировалась Духовным регламентом 1721 года.
Городское населени.
Посадское, т.е. городское торгово-ремесленное население составляло особое сословие, которое в отличие от дворянства и духовенства не было привилегированным. На него распространялось “государево тягло” и все налоги и повинности, в том числе рекрутская повинность, оно подлежало телесным наказаниям.
Они платили подушную подать, подлежали рекрутской повинности и телесному наказанию, не имели права поступать на государственную службу, а при поступлении на военную службу не пользовались правами вольноопределяющихся.
Для мещан была разрешена мелочная торговля, различные промыслы, работа по найму. Для занятий ремеслом и торговлей они должны были записываться в цехи и гильдии.
Принадлежность к мещанскому сословию была наследственной.
Почётные граждане подразделялись на потомственных и личных.
Звание потомственного почётного гражданина присваивалось крупной буржуазии, детям личных дворян, священников и дьяков, художникам, агрономам, артистам имперских театров и т.д.
Звание личного почётного гражданина присваивалось лицам, которые были усыновлены потомственными дворянами и почётными гражданами, а также окончившие технические училища, учительские семинарии и артистам частных театров. Почётные граждане пользовались рядом привилегий: они освобождались от личных повинностей, от телесных наказаний и т.д.
Крестьянство.
Крестьянство, которое в России составляло свыше 80 % населения, своим трудом практически обеспечивало само существование общества. Именно оно платило львиную долю подушной подати и иных налогов и сборов, которые обеспечивали содержание армии, флота, строительство Петербурга, новых городов, уральской промышленности и т.д. Именно крестьяне как рекруты составляли основную массу вооруженных сил. Они же осваивали новые земли.
Крестьяне составляли основную массу населения, они подразделялись на: помещичьих, государственных посессионных и удельных принадлежащих царской фамилии.
В соответствии с новыми законами 1861 года крепостное право помещиков на крестьян отменялось навсегда и крестьяне объявлялись свободными сельскими обывателями с наделением их гражданскими правами.
Крестьяне должны были платить подушную подать, другие налоги и сборы, давали рекрутов, могли быть подвергнуты телесным наказаниям. Земля на которой работали крестьяне принадлежала помещикам и пока крестьяне не выкупали её они назывались временнообязанные и несли в пользу помещиков различные повинности.
Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне каждого села объединялись в сельские общества. В целях управления и суда несколько сельских обществ образовывали волость. В сёлах и волостях крестьянам было предоставлено самоуправление.
К середине 19 века в городах кроме купцов, заводчиков, банкиров появилась новая интеллигенция(архитекторы, художники, музыканты, врачи, ученые, инженеры, преподаватели и т.д.). Предпринимательством стало заниматься и дворянство.
Крестьянская реформа открыла дорогу развитию рыночных отношений в стране. Значительную часть предпринимательства составляло купечество.
Промышленный переворот в России в конце XIX в. превратил предпринимателей в значительную экономическую силу страны. Под мощным напором рынка сословия и сословные привилегии постепенно утрачивают своё былое значение.
Временное Правительство своим Декретом от 3 марта 1917 года отменило все сословные, вероисповедальные и национальные ограничения.
Сословия, государственная служба и органы управления Российской империи
В пособии дана характеристика сословий, сложившихся в обществе на протяжении XVIII–XIX вв.; рассмотрена система военной и гражданской службы; показаны формирование и деятельность органов государственного управления Российской империи. Предназначено для студентов 1-го курса всех специальностей, изучающих историю России.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сословия, государственная служба и органы управления Российской империи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Сословия в российском обществе
Деление российского общества на сословия основывалось в XIX — начале XX вв. на общегосударственном законодательстве. Приобретаемые по рождению сословные права российских подданных могли изменяться в зависимости от получаемого ими образования, прохождения службы, результата их успешной или неуспешной торгово-промышленной деятельности, а также вследствие награждения чинами и орденами за неслужебные отличия, главным образом в области благотворительности. Все сословия в России делились на привилегированные и непривилегированные (так называемые податные); различия между ними постепенно сглаживались, но сохранились до 1917 г.
Основное привилегированное сословие Российской империи. Его главные преимущества: право владения населенными имениями (до 1861 г.), свобода от обязательной службы (с 1762 г. до введения в 1874 г. всесословной воинской повинности), свобода от телесных наказаний, свобода от земских повинностей (до налоговых реформ 2-й половины XIX в.), право избирать и быть избранными на ряд административных должностей в местных государственных учреждениях (до земской и судебной реформ 1864 г.), право поступления на государственную службу и на получение образования в привилегированных учебных заведениях, право корпоративной организации — уездного и губернского дворянских собраний, имевших, в свою очередь, право непосредственного обращения к верховной власти со своими нуждами.
До 1862 г. дворяне избирали из своей среды значительную часть местной администрации. В 1862 г. выборное начало было устранено в уездной полиции, а с введением судебной реформы всесословные суды сменили сословные с участием выборных представителей дворянства. Но в уездных по крестьянским делам присутствиях председательствовал уездный предводитель дворянства, а непременным членом был один из местных дворян, дворянские предводители председательствовали в уездных и губернских земских собраниях, с 1890 г. землевладельцы дворянского происхождения получили ряд привилегий в земствах, на должности земских начальников (с 1889 г.) назначались землевладельцы из местных дворян.
За лицами дворянского происхождения оставался и ряд преимуществ в прохождении службы.
Потомственные дворяне делились на шесть категорий, каждая из которых заносилась в отдельную часть губернской родословной книги: в первую часть — дворяне, возведенные в дворянство по личному пожалованию императора; во вторую — получившие дворянство по военной службе; в третью — по гражданской службе (сюда же относили и лиц, получивших дворянство по ордену, но на практике они нередко вносились в первую часть); в четвертую — дворяне иностранные, перешедшие в российское подданство; в старинные дворянские роды. Различий в правах и обязанностях между этими категориями не наблюдалось, но в ряд привилегированных учебных заведений принимались дети дворян из пятой и шестой частей родословной книги (а также дети лиц, имевших чины не ниже четвертого класса).
Потомственное дворянство, таким образом, приобреталось по рождению, по особому пожалованию монарха и в результате получения по службе определенного чина или ордена.
Женщины недворянских сословий при вступлении в брак с дворянином получали права дворянства, а дворянки при вступлении в брак с недворянином сохраняли свои права.
До 1845 г. потомственное дворянство получали все лица, произведенные в 14-й класс на военной службе и в 8-й класс на гражданской службе, кроме тех, кто получил эти чины при отставке. Получили потомственное дворянство и все обер-офицеры (начиная с 14-го класса) в горной службе. С 1845 г. потомственное дворянство на военной службе стал приносить лишь чин 8-го класса, а на гражданской — чин 5-го класса. С 1856 г. потомственное дворянство стал приносить чин полковника на военной службе (6-й класс) и действительного статского советника на гражданской (4-й класс).
До 1845 г. награжденные любым российским орденом любой степени получали потомственное дворянство (кроме купцов, с 1826 г. получавших по ордену личное дворянство, а с 1832 г. — потомственное почетное гражданство). Затем дворянство стали приносить ордена, начиная с ордена Св. Владимира 4-й степени, а с 1900 г. — начиная с ордена Св. Станислава 1-й степени. Орден Св. Георгия давал право на потомственное дворянство в любой степени.
Личное дворянство давало все права дворянства потомственного, кроме права владения населенными имениями, принадлежности к дворянскому обществу (губернскому и уездному) и участия в выборах избираемых дворянством должностных лиц. Личное дворянство не передавалось по наследству. Дети личных дворян имели право поступления на государственную службу, но при ее прохождении пользовались меньшими правами, чем дворяне потомственные. С 1832 г. дети личных дворян получали потомственное почетное гражданство. До 1845 г. личное дворянство получали все чиновники, получившие в гражданской службе чины 9–14-го классов. Но если дед и отец состояли на службе, приносящей личное дворянство, их внук по достижении 17 лет и по вступлении на службу мог ходатайствовать о возведении его в потомственное дворянство. С 1845 г. личное дворянство стали приносить чины с 14-го по 9-й класс на военной службе и с 9-го по 6-й на гражданской, а с 1856 г. с майора до подполковника (8-й и 7-й классы) на военной и с коллежского асессора до статского советника (8-й и 5-й классы) на гражданской службе.
С 1832 г. было введено новое сословие почетных граждан, также разделявшихся на потомственных и личных. Почетные граждане были освобождены от податей, личных повинностей, обязательной службы и телесных наказаний, а их дома были свободны от военного постоя. Пользование правом почетного гражданства ограничивалось при поступлении в услужение для домашних работ.
Потомственными почетными гражданами зачислялись по рождению дети личных дворян и потомственных почетных граждан, а также дети православных священнослужителей, если они оканчивали духовную академию или семинарию и не причислялись к духовенству, дети лютеранских и реформатских проповедников (пасторов). Его получали коммерц — и мануфактур-советники (а также их вдовы и дети), лица, находившиеся 20 лет в 1-й купеческой гильдии, не подвергшиеся за этот срок несостоятельности (банкротству) и «не опороченные» по суду, а также купцы, получившие вне службы чины или ордена, артисты и художники по истечении некоторого срока после получения диплома, дававшего право на артистическую или художественную деятельность. Получение потомственного почетного гражданства оформлялось, как и дворянство, через Герольдию.
Личное почетное гражданство получали все офицеры от прапорщика (с 1884 г. — подпоручика) до капитана (с 1856 г.) и гражданские чиновники с 9-го по 14-й класс (до 1856 г. до 10-го класса); выпускники университетов и других высших учебных заведений; дети священнослужителей православного исповедания, не имевшие образовательного ценза, и дети мусульманского духовенства; лица, усыновленные дворянами и потомственными почетными гражданами, если они не имели более высоких сословных прав по рождению, а также занимавшиеся в течение 10 лет «полезной» (главным образом благотворительной) деятельностью. Дети личных почетных граждан должны были приписываться к тому сословию, на которое он имели право по образованию и роду занятий.
На практике большинство детей чиновников, не выслуживших потомственного дворянства, писались в документах «из обер-офицерских детей». Их сословные права до совершеннолетия определялись чином отца, а после — собственным образованием и продвижением по службе.
Должности православных священников (священники, дьяконы) и церковнослужителей (дьячки, пономари и т. п.) были принадлежностью духовного сословия. Относилось к привилегированным сословиям: освобождалось от подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний. Сословная принадлежность наследовалась, если дети получали доступное им образование в духовных училищах, семинариях и академиях, а затем получали духовный сан либо занимали церковную должность (дьячка, пономаря и т. д.); в противном же случае они исключались из сословия и должны были избрать себе род занятий, т. е. поступить на службу, приписаться к мещанскому обществу или (если позволяли средства) записаться в купцы. Все дети духовенства могли переходить в другие сословия; дети священнослужителей имели право поступать на государственную службу. До 1884 г. выпускники духовных семинарий имели право поступления в университеты, по окончании которых они приобретали соответствующие сословные и служебные права; затем их лишили этого права, сохранив возможность получения медицинского образования.
Формально священником мог стать каждый, получивший соответствующее образование либо обладающий необходимой подготовкой, но на практике лица из других сословий пополняли ряды духовенства крайне редко, в основном — выходцы из низших сословий и в XIX в. главным образом в отдаленных местностях; переход дворян в духовенство в России почти не случался, но наблюдался на Украине, правда, в основном не позднее XVIII в. С 1869 г. духовное образование юридически стало всесословным, как и право на рукоположение в священники, а наследование приходов отменили; на практике, однако, духовенство вплоть до 1917 г. оставалось сравнительно замкнутым сословием.
Черное духовенство (монашество) формировалось из всех сословий и существовало вне мирских сословных законов. Однако среди иерархов православной церкви преобладали выходцы из духовенства, а представители других сословий составляли редкие исключения (епископ Игнатий Брянчанинов — из дворян, митрополит Серафим Чичагов — из дворян, епископ Петр Другов — сын коллежского секретаря, епископ Александр Заккис — из крестьян и др.).
Свободой от подушной подати, от телесных наказаний и рядом других привилегий пользовались купцы. Принадлежность к купечеству достигалась уплатой гильдейских платежей, но не была наследственной; приписаться к одной из гильдий мог любой человек свободного состояния.
Первоначально существовало три гильдии. 1-я гильдия требовала объявленного капитала не менее 50 тыс. руб., 2-я — 5 тыс. (с 1807 г. — 30 тыс.), 3-я — от 1 до 5 тыс. руб. (с 1807 г. — 8 тыс.); объявленный размер капитала проверке не подлежал. Основные привилегии (свобода от телесных наказаний и от рекрутской повинности) предоставлялись купцам первых двух гильдий. Право заниматься торговлей (кроме мелочной) и содержать промышленные предприятия (кроме мелких промыслов) имели только лица, приписанные к гильдиям. С 1863 г. право вступления в гильдии давало приобретение гильдейских свидетельств; причем сохранились лишь две гильдии: 1-я для лиц, занимавшихся оптовой торговлей (право за свидетельство 565 руб.), 2-я — для торгующих в розницу и владеющих фабриками (не менее 16 рабочих).
Гильдейский сбор для 2-й гильдии составлял, в зависимости от класса местности (всего было пять классов), от 40 до 120 руб. в год. Лица, не принадлежавшие к купечеству, могли брать временные платные свидетельства на право торговли и промыслов; дворяне в таком случае не освобождались от дворянских обязанностей, но и не лишались дворянских прав.
К купеческому сословию принадлежали и члены семьи владельца гильдейского свидетельства, записанные с ним на один капитал. Купеческие права утрачивались в результате банкротства, по суду (в связи с приговором о лишении прав состояния) и в результате невозобновления гильдейского свидетельства. Купцы 1-й гильдии имели право приезда к императорскому Двору; им могли присваиваться почетные звания мануфактур — и коммерцсоветников. Купеческое семейство, в течение 100 лет пребывавшее в 1-й гильдии, могло ходатайствовать о потомственном дворянстве.
До 1879 г. каждая гильдия избирала особого старосту. В Петербурге, Москве и Одессе существовали купеческие управы, состоявшие из купеческого старшины и купеческих старост.
Горожане, не записанные ни в одну из гильдий и не принадлежавшие к привилегированным сословиям, относились к мещанам — податному сословию (наряду с крестьянством). Они платили подати, отправляли (до 1874 г.) рекрутскую повинность, до середины XIX в. подвергались телесным наказаниям; принадлежность к сословию была наследственной. Мещане имели право заниматься мелкой торговлей и промыслами, работать по найму. В каждом городе они образовывали мещанское общество, избирали мещанскую управу, которая вела списки мещан, занималась раскладкой платежей и выдавала виды на жительство; во главе управы стояли мещанские старосты.
В 1866 г. мещане освобождаются от подушной подати, но платят налог с недвижимых имуществ и покупают патенты на право занятия ремеслом и мелкой торговлей.
Выход из мещанского сословия был возможен либо путем поступления на государственную службу (в случае получения образования), либо путем записи в гильдию (при наличии средств).
Городские жители, занимавшиеся ремеслом, должны были записываться в цехи (по профессии). Каждый цех имел свою управу. С 1852 г. в малых городах цехи могли объединяться с подчинением ремесленной управе. Не записавшимся в цех не позволяли открывать ремесленных заведений, держать рабочих и иметь вывеску. Принадлежность к цеху была временной или постоянной («вечноцеховые»). Полными цеховыми правами пользовались лишь постоянные члены. Только пробыв от трех до пяти лет в учениках, они получали звание подмастерья (подмастера), а затем, представив образец своей работы и получив одобрение, приобретали звание мастера. Открывать заведение с наемными рабочими и держать учеников имели право только мастера. Они же избирали цехового старосту и ремесленного голову. Ведала всеми цеховыми в городе ремесленная управа. С 1900 г. правительство приступило к упразднению цехового устройства.
Податное низшее сословие, составлявшее большинство населения Российской империи. Крестьяне несли все повинности, подлежали телесному наказанию, отдавались в рекруты. До 1861 г. крестьяне делились на помещичьих и государственных.
После крестьянской реформы 1861 г. бывшие помещичьи крестьяне вплоть до перевода на выкуп (затянувшегося до 90-х г.) считались временнообязанными. Выкупившийся на волю или вольноотпущенный помещичий крестьянин должен был избрать род занятий, т. е. приписаться либо к мещанскому обществу, либо к гильдии, либо к обществу государственных крестьян, либо поступить в учебное заведение, окончание которого давало ему соответствующие права и статус (например, свободного художника).
Государственные крестьяне имели свои выборные власти, избирали заседателей и земский суд. Они имели право перейти в мещане или купцы, получив свидетельство от общины, что за ними не числится недоимок, что их участок не будет заброшен, а также гарантировав уплату подушной подати на три года вперед.
В начале XX в. существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Оренбургское, Терское, Сибирское, Семиреченское, Уральское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское, Астраханское), а также казачьи поселенцы в двух губерниях. С 1827 г. атаманом всех казачьих войск считался наследник престола (первым стал будущий император Александр II). Возглавлял войско войсковой наказной или наказной атаман с правами генерал-губернатора или командующего округом; при нем действовал войсковой штаб, а на местах управление осуществляли атаманы отделов (на Дону — окружные) и, далее, — станичные атаманы, избираемые станичными сходами. По мере организации армии на основе всеобщей воинской повинности (с 1874 г.) и введения современной военной техники военное значение казачества уменьшилось, а колонизационное и полицейское возросло.