что делали женщины до появления прокладок
История средств женской гигиены, или “грязно, стыдно и греховно”
История средств женской гигиены и возможности говорить о них вслух — долгий и тернистый путь от табу к современным бережным и безопасным альтернативам одноразовым средствам ухода.
Менструация долгое время оставалась табуированной темой. Да и сейчас не все могут вслух обсуждать средства женской гигиены. Некоторые женщины сами поддерживают мизогинию, используя иной раз довольно пренебрежительные эвфемизмы естественного процесса своего организма: “эти дни”, “праздники”, “красный день календаря”, “демонстрация”, “гости”, “красная гвоздика”, “гости из Краснодара/Красноярска”, “красная армия”, “монстры”, “дела”, “красные жигули”, “краски”.
Несмотря на это, у современных женщин сложностей, связанных с менструацией, меньше чем у наших прапрабабушек. Благодаря большому выбору средств гигиены в период менструации они могут не выпадать из привычного ритма жизни, заниматься спортом, путешествовать и оставаться социально активными. Еще каких-то 100-200 лет назад это было просто немыслимо.
Немного истории
Непальский обычай Чаупади, о котором пару лет назад писали многие СМИ в связи со смертью пятнадцатилетней девушки, был запрещен ещё в 2005 году, но полностью так и не искоренен до сих пор. Там во время менструации женщин изгоняют из дома, так как они «нечисты». Попадая на улицу, женщины вынуждены жить в шалашах, в отдалении от своих деревень, в условиях, непригодных для жизни, без защиты от укусов змей, нападения животных и других напастей дикой природы. Именно так погибла 15-летняя Рошани Тирува — в попытке согреться она умерла от удушения после того, как разожгла огонь в сарае, в котором не было вентиляции.
К счастью, за последние полтора века жизнь женщин качественно изменилась. Появились контрацептивы, медицина вышла на новый уровень. Изнуряющий физический труд сменился умственной деятельностью. Всё это позитивно сказалось и на женском здоровье.
В прошлом женщины находились в перманентном состоянии беременности или лактации. Так себе питание и качество жизни сильно влияли на регулярности цикла — наши прабабушки за весь период фертильности имели около 150 менструаций ( примерно 3-4 в год, а то и меньше). Современная женщина — счастливая обладательница примерно 450 менструаций.
Как именно женщины справлялись с месячными до 19 века — неизвестно. Свидетельств особо не сохранилось, но в интернете можно отыскать истории об использовании в качестве тампонов размягченного папируса в Египте или деревянных палочек, обмотанных хлопком, в Греции.
История коммерческих средств гигиены начинается с 1896 года, когда пионер стерильной хирургии, Джозеф Листер, вдохновил американскую компанию Johnson & Johnson на производство прокладок в индивидуальной упаковке. Они получили название «полотенца Листера». Проект, увы, провалился — тема менструации была настолько табуирована в обществе, что женщины даже не могли произнести вслух слово «менструация» или «прокладка», что невероятно усложняло процесс распространения нового средства.
Новый виток развития женских средств гигиены начался в 1914 году, когда компания Kimberly-Clark, один из лидеров по производству продукции для здравоохранения, запустила в серийное производство перевязочные материалы из целлюлозной ваты. Они впитывали жидкость в пять раз быстрее, чем хлопок, а их производство было в два раза дешевле. Смекалистые французские медсестры во время войны заприметили эти свойства перевязок и начали использовать их в качестве прокладок.
Вследствие чего в 1920 году Kimberly-Clark предложили женщинам новый продукт — хорошо впитывающие прокладки из целлюлозной ваты. Решение использовать нейтральное название « Котекс» — KOTEX = koton+textile — принесло им значительный успех. А чтобы окончательно преодолеть смущение женщин, компания предложила идею «двух коробочек» — в одной лежали прокладки, а в другую нужно было положить 50 центов. Если же прокладки кончались, то достаточно было сказать кодовое слово «Котекс», и аптекарь сразу же пополнял коробку.
Но, к сожалению, это средство оказалось далеко не всем по карману, и многие женщины продолжали пользоваться прокладками из фетра, стирая их после каждого использования. А так как никакой липкой полосы на прокладках тогда еще не изобрели, то женщинам приходилось фиксировать их специальными ремнями. Конструкции поясов отличались друг от друга, но имели одинаковый принцип: от пояса, крепящегося на талии, спереди и сзади спускались ленты с крючками или пуговицами. И хотя эта сложная конструкция не гарантировала, что прокладка останется на месте, гигиенические пояса сохранили свою популярность вплоть до 70-х.
Современные средства гигиены
Первые коммерческие тампоны появились в конце 20-х годов в Америке: бренды Fax, Fibs, Wix. Они не имели аппликаторов и иногда даже вытяжных шнуров. Первый тампон с аппликатором — знаменитый Tampax — появился в Америке в 1936 году и шаг за шагом начал завоёвывать женские сердца (и не только).
Изобрел его доктор Эрл Хаас в 1929 году. Это была пробка из хлопка, вставляющаяся при помощи двух картонных трубочек. А ппликатор позволял женщинам размещать тампон внутри влагалища, не прикасаясь к нему вовсе. Эрл запатентовал своё изобретение, но так и не смог продать его в серийное производство. Пока в 1933 году его не выкупила Гертруда Тендрих, которая занялась домашним производством тампонов и их распространением. Гертруда и её помощницы консультировали женщин в аптеках и ездили с лекциями по колледжам. Финансовые затруднения вынудили её искать компаньонов, с которыми она и создала компанию Tampax Incorporated, а в 1997 году её компанию купила Procter & Gamble. И вот уже более 50 лет тампоны Tampax являются лидером на рынке средств гигиены, но мало кто помнит, что изобрёл их мужчина.
Появление менструальных чаш
Менструальные чаши начали свою историю еще в 1860 году. Были зарегистрированы несколько патентов, но по разным причинам так и не вышли на рынок. Первую коммерческую версию чаши создала Леона Чалмерс в 1937 году. Леона зарегистрировала менструальную чашу, сделанную из латексной резины. Чаша позволяла носить тонкую облегающую одежду, что было большим преимуществом перед прокладками, которые крепились к поясу выступающими пряжками. Большим недостатком чаши была её жесткость. А во время Второй мировой войны Леона столкнулась с нехваткой материала, и производство пришлось приостановить на несколько лет.
Спустя 13 лет Леона усовершенствовала дизайн чаши и заменила резину на более мягкий силикон. Но и в этот раз чаша не сыскала большого успеха — к этому времени женщины уже привыкали к одноразовым средствам, и их было сложно заинтересовать чашей, которая может прослужить 5-10 лет и требует мытья после каждого использования. Тогда в 60-х была запущена новая чаша — одноразовая. Но снова провал: на этот раз ценности чаши не согласовывались со временем и потребностями женщин. К этому времени западная сексуальная революция 60-х окончательно сняла многие табу, в том числе на телевизионную и уличную рекламу средств женской гигиены.
В СССР же вплоть до конца 80-х коммерческих средств не существовало вовсе. О тампонах никто не знал, а прокладки промышленного производства были крайне редки. Зато в книгах для школьниц подробно объяснялось, как сделать прокладки из ваты, завернутой в марлю. Этим «ноу-хау» в совершенстве владели все советские женщины. Первые одноразовые средства гигиены появились на рынке лишь в начале 90-х, но вата с марлей ещё долго оставалась фаворитом.
В 80-е годы менструальная чаша снова выходит на рынок и на этот раз значительно укрепляет свои позиции из-за вспыхнувшим вокруг тампонов скандалов из-за синдрома токсического шока. Стремясь повысить впитывающие свойства тампонов, компания Procter & Gamble решила заменить хлопок и вискозу, входящую в состав тампонов, синтетическим материалом, хорошо впитывающим жидкость и пропитанным гиперабсорбентом. Абсорбент вызывал сухость внутренней поверхности влагалища, в результате чего слизистая становилась уязвимой для патогенных бактерий, таких как золотистый стафилококк, способный выделять токсины. Тампон с высоким уровнем абсорбции нарушал баланс микрофлоры влагалища, и токсины попадали в кровь через микротрещины, вызывая острую воспалительную реакцию. Эту реакцию можно спутать с ОРВИ: высокая температура, слабость, ломота, но клиника синдрома стремительно нарастает и за короткий срок наносит серьёзный вред организму. В 1980 году было зафиксировано 814 случаев синдрома токсического шока, из которых 33 — с летальным исходом. Случаи СТШ фиксируются по сей день. Если вы заметили у себя вышеописанные симптомы, то незамедлительно обратитесь к врачу.
К счастью, менструальные чаши не имеют таких последствий, так как сделаны из медицинского силикона, не вызывают аллергических реакций и не влияют на флору слизистой. Благодаря тому, что они только собирают менструальные выделения, а не втягивают их так, как это делают тампоны, чашу можно носить до 12 часов. Кроме того, она может служить до десяти лет, избавляя от необходимости ежемесячно выкидывать деньги на неразлагающийся в природе мусор, что делает её экономически привлекательной и дружественной к окружающей среде.
Именно поэтому современные женщины, ищущие рациональные решения своим ежедневным задачам, всё чаще начинают обращать внимание на эти качества чаши. Помогает в этом эмоциональный дизайн, эргономика и ценностная коммуникация компаний-производителей чаш, помогающих женщинам укреплять равные позиции в обществе.
Особую гордость вызывает факт, что такой производитель есть и в России. LilaCup — единственная чаша, прошедшая все необходимые испытания и подтвердившая своё высокое качество, без которых невозможна официальная реализация гигиенической продукции. Купить такую чашу можно в интернет-магазине «Осока Высокая», продвигающем товары повседневного спроса из России, сделанные с заботой о здоровье и окружающей среде. Стоимость чаши вместе с мешочком для хранения в народном дизайне под гжель или хохлому — 799 р. — инвестиция, которая окупается за 2-3 месяца.
Непростая история средств женской гигиены приводит к более осознанному выбору. Широкая линейка продуктов на рынке позволяет найти что-то своё, сделав приоритетом личный комфорт и безопасность, без оглядки на то, что навязывается рекламными кампаниями крупных брендов. А доступность информации о женском теле и естественных для него процессах даёт возможность нормально говорить на темы, когда-то считавшиеся постыдными, сохранять здоровье и безопасность женщин, укреплять их равное место в обществе.
Катерина Василевски
В детстве мечтала стать режиссером и скульптором. Выросла и стала управляющим в ресторанах. Теперь командует на площадке и отсекает лишнее в бюджетах. Любит исследовать, искать и находить.
Бережный покупатель и автор текстов в «Осоке Высокой».
Пошла давить калину: как справлялись с месячными русские (и не только) женщины
Если задать в пространство в интернете вопрос, как женщины в стародавние времена справлялись с месячными, можно получить ответ сразу от большого количества незнакомых мужчин. Эти мужчины рассказывают удивительные вещи. Например, что прежде у женщин не было месячных, когда они случались — считались болезнью.
А всё потому, что девочек выдавали замуж при первых признаках половой зрелости, а в браке женщина уже либо беременная ходила, либо ребёнка кормила — в общем, неоткуда месячным взяться. Те же мужчины, которые верят в месячные у древних женщин, выдвигают ещё одну версию — что они, мол, силой интимных мышц удерживали кровь, пока не придёт пора сходить в туалет.
Как говорится, когда женщина хочет похохотать, она спрашивает у мужчины, что такое клитор и где его найти. Похоже, так можно развлекаться на многие разные темы: мужское самомнение в сочетании с мужским невежеством относительно человеческого организма очень часто заставляют смеяться. до слёз.
Ответ на то, знали ли древние люди о месячных, дают нам археологи. Одна из самых старых культурных находок — палочки с зарубками, «календари». На одних таких календарях цикл по двадцать четыре дня, на других по двадцать восемь, и так далее, и долгое время это объяснялось тем, что первобытные люди, пытаясь считать время по луне, всё время сбивались.
Но уже в двадцатом веке появился женский глянец и учёные-женщины, и в научный мир проникла информация, кто и зачем ведёт календарики по двадцать четыре, двадцать восемь и так далее дней. Да-да, уже в каменном веке женщины следили за своим менструальным циклом.
А фольклористы, когда их ряды пополнились женщинами, узнали ещё и много шуток, примет и обычаев, связанных с менструациями, особенно самыми первыми, после которых девочка часто приобретала новый статус и сталкивалась с новыми требованиями.
Месячные были постоянной составляющей жизни женщин в прошлом. Да, крестьянки часто рожали, но среди них много было, например, солдаток и вдов, а девочек выдавали замуж сильно не сразу. Семье и самой нужны были рабочие руки.
Краски пришли!
Как реагировали на месячные и как справлялись с гигиеной в русской деревне? Прежде всего, надо поминать, что средней, «сферической в вакууме» русской деревни не существовало. Свои обычаи были на западе, на севере, на юге и на востоке — часто в соседних губерниях бытовые ухватки серьёзно различались, в том числе потому, что в разных местах русские деревни находились под влиянием разных финно-угорских и тюркских местных народностей, а ещё — различался климат и, вследствие, доступные ресурсы. Можно говорить только о самых распространённых обычаях и бытовых привычках.
Сами месячные в русской деревне называли чаще всего «красками». По понятным причинам — они длятся несколько дней, потому прямо-таки просят множественного числа, и они окрашивают (одежду). Бытовали и эвфемизмы, вроде «калину пошла давить». Во многих местах красный цвет в одежде девушки и женщины допускался только в том возрасте, когда у неё уже или ещё были менструации — то есть красная вышивка была обозначением фертильности.
Причём это касалось и мужчин: часто горожанки, выписывая из деревни бабушку сидеть с внуками, сталкивались с тем, что бабушки были категорически против красных рубашек или штанишек для маленьких мальчиков.
Поскольку мужская фертильность сохраняется дольше, то пожилые мужчины не отказывались от красного вовсе, а переходили к более тусклым его оттенкам. Вот почему советские дедушки так часто ходили в розовых рубашках. Всё это, конечно, давно не осознавалось и сохранилось в виде представлений о том, что прилично или неприлично в разные возрасты.
Если у женщины в русской деревне подрастала дочь — мать заранее готовила сарафан, рубашку или, реже, понёву с красным цветом в окраске. До поры дочери эта одежда не выдавалась. Заметив красные пятна на детской рубашонке девочки, мать отвешивала ей две пощёчины, румяня щёки — чтобы, мол, вся кровь не вышла, а затем выдавала одежду. Иногда в одежду полагалось впрыгивать с лавки, пока мать держит её распяленной. Такая вот короткая женская инициация.
Впервые увидев девочку в «красной» одежде, женщины деревни, особенно родственницы, подзывали её для небольшого угощения, а мамина кума — чаще всего крёстная девочки, но порой кумой звали женщину, с которой «покумились-посестрились» — дарила ей красные бусики или другой маленький подарок. Часто именно крёстная, а не мать, объясняла девочке, как соблюдать гигиену в её состоянии.
Естественно, во время менструаций девочки и женщины бегали подмываться в баню. Более того, вне бани это считалось опасно делать — она была особенным местом, со своей магией. Для защиты одежды пользовались пояском, которым прикрепляли между ногой старую вытертую-перевытертую рубашку или, реже, настолько же истрёпанное полотенце. Всё это старались стирать и использовать многоразово, притом хранить дома ткань с кровавыми пятнами запрещалось — не к добру.
Конечно, отбежать подмыться и перемениться было не по силам во время летней страды, когда от зари до зари каждый, женщина ли, мужчина ли, ломался в поле, спешно убирая урожай. Но нагрузка при этом была такая, что у многих девочек и взрослых баб месячные на это время просто пропадали. Самым крепким, увы, приходилось просто страдать, навёртывая на себя в жарищу дополнительные слои ткани и не имея возможности до позднего вечера обмыть себя водой.
А как у других?
Жительницы севера — шведки, норвежки, финки, саамки и многие другие — самостоятельно делали что-то вроде прокладок из очень нежной части бересты, снятой тонкой стружкой, овечьей шерсти и, конечно, сухого белого мха. А вот сухой травой, как бывает в фэнтези, практически никто и нигде не пользовался — она выразительно шуршала бы и трещала бы при ходьбе, а женщины старались не обращать внимания мужчин на своё состояние. Ведь мужчины довольно агрессивно к нему относились.
Таких же взглядов придерживались, как ни странно, в Викторианской Англии. Врачи уверяли, что вытекающая кровь — попытка организма избавиться от накопившихся ядов. Каким образом женщина умудрялась столько яда выработать за месяц, оставалось только гадать.
В общем, нежные викторианские дамы кровь не останавливали тоже, только со стороны это было труднее заметить, чем у горянок из Карпат. Кровь впитывалась в развесистые панталоны и нижние юбки, а на случай, если бельё не справится, одежду в дни регул надевали тёмную, немаркую, тем более, что коричневая ткань вообще была очень популярна для ежедневных нарядов.
Однако панталоны распространились только в девятнадцатом веке. А до того женщины Англии, практически как в России, пользовались менструальными поясами — удерживали ими между ног какую-нибудь ткань. Кстати, сохранились менструальные пояса Елизаветы I. Они сделаны из чёрного шёлка.
Индийки (некоторые) и цыганки тоже пользовались в гигиенических целях нижними юбками. Только они их подворачивали на манер шаровар — если шаровары делать из юбки, то в паху образуются мягкие толстые складки ткани, отлично задерживающие и впитывающие кровь и притом не натирающие нежных мест и не ограничивающие подвижность.
Китаянки пользовались простёганными прокладками из неокрашеного шёлка или мягкими сортами бумаги — для гигиенических целей продавались толстые рыхлые листки, и использовались они не только в туалете. Японки тоже складывали бумагу, только штанишек они не носили, и им приходилось сочетать этот способ с гигиеническим поясом.
На Ближнем Востоке и в Северной Африке местами использовались менструальные подушки, набитые шерстью — женщины буквально сидели на них весь день, давая подушкам впитывать кровь, а затем уничтожали в огне. В Средней Азии в преддверие влагалища помещали шарики мытой овечьей шерсти или надеялись на многослойность одежды: от подмывания до подмывания (которые часто происходили в холодных ручьях или арыках) лишнее впитается в нижние штаны.
Дни изгойства
К сожалению, представления о том, что вытекающая без ранений кровь или ядовита, или нечиста в мистическом смысле, серьёзно осложняли жизнь женщины во время регул. Так, фабричных работниц в случае, если они имели дело с едой, отстраняли от работы в неоплачиваемый отпуск — мол, нечего яды вокруг себя распространять. Во многих местах женщине запрещалось есть за одним столом с остальными, если у неё менструации.
Этот обычай среди крестьян Европы привёл к тому, что в бретонских, например, деревнях женщина всегда ела стоя. Одной из причин, почему женщина не садилась за обеденный стол, была стыдливость — ведь тогда каждый сможет понять, есть у неё сегодня месячные или нет. Если же она каждый день не садится за стол, никто не задумывается, почему сегодня она ужинает на ногах.
В русской деревне женщине во время менструаций часто запрещалось замешивать тесто на хлеб и нарезать уже готовый. Там также часто девочка или женщина не допускалась за стол в «красные» дни, но до того, чтобы заставлять её есть стоя, дело не доходило.
Во многих архаичных обществах до сих пор можно встретить такое крайнее проявление страха перед менструациями, как изгнание девочек и женщин в менструальные хижины. Иногда речь идёт о довольно больших сооружениях, где одновременно проводит время несколько человек, ухаживая друг за другом и совместно приготовляя пищу. Но чаще девочкам приходится проводить время по одной, по две в хлипком сооружении и соблюдая жёсткий пост, чтобы месячные закончились поскорее.
Этот обычай то и дело становится причиной несчастных случаев — например, в Непале одна девушка задохнулась, пытаясь развести огонь, чтобы спастись от ночного похолодания. Погибают в этих хижинах и по другим причинам, вплоть до нападений мужчин, которые в другое время якобы боятся месячных.
В некоторых обществах с первой менструацией девочку отсылали в специальную хижину на несколько лет. Это обязательно было какое-нибудь очень некомфортное сооружение — например, такое, чтобы девочка не могла выпрямиться во весь рост или, напротив, стоять могла, но пройтись было негде, да и спать вытянувшись — затруднительно. Порой не давали ухаживать за волосами, так что они сбивались в колтун, или менять одежду.
Выпускали девочку только когда ей находился жених. После несколько лет сводящего с ума безделья и физического дискомфорта тяготы и хлопоты замужества воспринимались девушкой чуть ли не как облегчение.
Есть версия, что именно к таким инициационным хижинам относится мотив принцессы, заточенной в башне, которая с радостью выходит замуж за первого мужчину, освободившего её оттуда. А также мотив о живущих где-нибудь в горах или другом труднодоступном месте подружках или сёстрах, одну из которых крадёт замуж герой сказки.
На этом фоне яркими исключениями кажутся и бусы от крёстной, и праздники, которые устраивали всем племенем для девочек во время первых месячных многие коренные американцы. Кстати, последний обычай давно уже влился в белую культуру США — в наши дни никого не удивишь тем, что, празднуя первую менструацию, родители девочки заказывают ей специальный торт и дарят символические атрибуты взрослой женской жизни, вроде кружевного белья или яркой помады.
Удивительнее то, что так же отмечали менархе (первые месячные) дочери многие выросшие в СССР женщины, которые даже не задумывались над тем, что продолжают обычаи русской деревни: помада как замена румянцу от пощёчин, «взрослые» трусы — замена сорочки с красной вышивкой, и разве что красные бусы остались давно в истории.
Чем раньше заменяли прокладки и туалетную бумагу: 5 изобретений средств личной гигиены
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Туалетная бумага
Наши предки проявляли недюжинную фантазию, чтобы осуществить гигиеническую процедуру после справления нужды. Древние римляне использовали специальную губку, закрепленную на палке. Затем ее отправляли в чашу с соленой водой до следующего раза. Суровые викинги довольствовались шерстяными комками, а коренные американцы пользовались кукурузными початками и крупными листьями различных растений. Французская аристократия в свойственной ей величественной манере подтиралась кружевными лоскутами или льняными тряпками. А для писателя Франсуа Рабле приятнее всего был живой утенок.
2. Расческа
3. Презерватив
Примерно три тысячелетия до н.э. царь Древнего Крита Минос пользовался рыбьим пузырем, чтобы защищаться от ЗППП во время плотских утех. По некоторым предположениям римляне изготавливали контрацептивы из мускульных тканей погибших воинов. Египтяне еще 1000 лет до н.э. приспособили для любовных дел льняной мешочек с ленточками-завязками, чтобы презерватив не спадал в процессе. Подобное изобретение разошлось по всему миру и использовалось еще около 2500 лет.
В XV веке в средневековой Европе разразилась эпидемия сифилиса, и презервативы стали как никогда популярны. До этих пор люди не подозревали, что мешочки защищают не только от венерических болезней, но и предотвращают беременность. Однако уже к концу века придумали специальный химический раствор, в который окунали кончик льняного контрацептива, ждали, пока он высохнет, а лишь затем использовали по назначению. Это были первые спермициды (вещества, разрушающие сперматозоиды), которые содержатся и в современных презервативах.
В 1839 году американец Чарльз Гудьир открыл вулканизацию резины, за счет которой каучук превращался в износостойкий эластичный материал. Благодаря этому изобретению уже в 1844 году появились резиновые контрацептивы. А в 1919 году создали латексные кондомы, эластичные и без резкого аромата. Спустя почти сорок лет изобрели и презервативы со смазкой.
4. Прокладка
Спустя столетие тканевые прокладки заменили на одноразовые ватно-марлевые. Такие изделия стали массово производить и продавать в 20-х годах, рекламируя их в женских журналах. Ватно-марлевые прокладки крепились к белью булавками и специальными веревочками завязывались на талии. Первые тампоны создали в 1936 году, но популярными они стали только под конец 60-х. Через десять лет появилась липкая лента, благодаря которой гигиеническое средство можно было закреплять на нижнем белье. А в 90-х придумали абсорбирующий гель для впитывания выделений.
5. Зубная щетка
Гигиена ротовой полости заботила древних людей не меньше, чем наших современников. В египетских саркофагах, которые датируются третьим тысячелетием до н.э., обнаружили первые подобия щеток для чистки зубов. Ими были деревянные веточки с распушенными концами. Первое подобие современной щетки создали в Китае в 1498 году. Китайцы брали бамбуковую ручку и крепили к ней прочные щетинки с загривка сибирского вепря. Правда, чистили зубы тогда «на сухую», без каких-либо паст и порошков.
Гигиенические средства помогают не только ухаживать за телом, но полезны и для бытовых дел. Прочтите о скрытых возможностях прокладок и тампонов, которые выручат в разных ситуациях дома и на природе.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: