что делали турки с болгарскими девушками

Батакская резня

С 1 по 5 мая 1876 года в ходе подавления Апрельского восстания произошла резня в Батаке (Баташкото клане) — убийство большей части болгарского христианского населения села Батак. По различным оценкам в селе погибло от 1400 до 5000 человек.

ВНИМАНИЕ! В ТЕКСТЕ ИМЕЮТСЯ ОПИСАНИЯ ЖЕСТОКОГО НАСИЛИЯ. ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫМ, ЛЮДЯМ, ЛЮДЯМ СО СЛАБЫМИ НЕРВАМИ, БЕРЕМЕННЫМ ЖЕНЩИНАМ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ЧИТАТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ.

После исламизации Чепинской котловины в XV-XVII веках Батак был окружен помакскими селами и оставался одним из немногих христианских «островков» в Родопах. 21 февраля 1876 года Панайот Волов основал в селе революционный комитет, председателем которого стал Петр Горанов.

В ходе восстания революционеры Батака должны были захватить в окрестных селах склады и обеспечить продовольствием восставших в прилегающих районах, блокировать важные дороги и тем помешать турецким войскам получать подкрепления и припасы. Батак должен был справиться с окрестными помакскими селами (Чепино – сегодня квартал города Велинград, Корово – сегодня Драгиново, Ортакьой – сегодня город Костандово).

Вот как описывает эти события в своих «Записках о болгарских восстаниях»* Захарий Стоянов:

Тысяча башибузуков оцепила село, чтобы убивать каждого, кто попытался бы спастись бегством, остальные хлынули на улицы. Башибузуки забегали в дома, грабили, убивали, насиловали. Пятерых уважаемых селян, посланных для переговоров с нападавшими убили со страшной жестокостью. Самую мученическую смерить приял кмет (староста) села Трендафил Тошев Керелов. Его убийство описала очевидица – его невестка Босилка Керелова.

что делали турки с болгарскими девушкамиПлаха, на которой рубили головы батакчанам

Один из детей Ангела и Босилки, Владимир — еще младенец был наколот на саблю башибузука на глазах матери. Петр Керелов был жестоко убит после того, как ему выкололи глаза и отрезали язык на глазах его отца Трендафила и других батакчан.

Женщин, девушек и детей убивали в домах и на улицах, в то время, как мужчин бросали на плахи и обезглавливали саблями. Очень мало кто смог бежать, большинство жителей были убиты с особой жестокостью. Беременным женщинам вспарывали животы, и их не рождённые дети были подняты на штыки. Дома, где заперлись 20, 30 или даже 40 женщин, были сожжены вместе с ними. Около двухсот человек нашедших убежище в школе неподалеку от церкви Святой Недели, были сожжены там заживо.

что делали турки с болгарскими девушками«Болгарские мученицы». Константин Маковский, 1877

«Башибузуки беспрепятственно вошли внутрь, и начали резню едва переступив порог. Многие осажденные прятались в шкафах и чуланах, но их тоже закололи или зарубили. В их числе были священник Нейчо Паунов и учитель Тонджоров, уроженец Самокова. Первому кровопийцы сначала выкололи глаза, потом изрешетили все тело, и этот христианский мученик погиб в их руках. Рядом с ним скончался учитель Тонджеров, тоже изрубленный…
В нижнем этаже школы пряталось около двухсот человек – мужчин, женщин, детей, — но кровопийцы второпях не заметили их. Может вы подумаете, что они избежали гибели? Нет, читатель! Они избежали ятагана и легкой смерти от пули, но сгорели живьем, как черви в гнилой колоде, в нижнем этаже этого здания, которое башибузуки на прощание подожгли с четырех сторон. Немного погодя изверги услышали крики и вопли погибающих в страшных муках страдальцев и поняли, что совершили «ошибку» — не по отношению к двум сотням людей, а к самим себе – ведь сначала надо было обобрать жертвы; а они этого не сделали, потерпели убыток…-Жаль! Столько одежды зря пропало, а может и денег, — заключили они и направились к церкви…»

что делали турки с болгарскими девушкамиВход в церковный двор. Фото Александра Барбова

Наконец, башибузукам удалось ворваться в церковный двор. Резня продолжалась всю ночь.

«Если кровопийцы уставали размахивать ятаганами, их место занимали новые, свежие силы, которые старались не отстать от своих предшественников, уже устлавших землю бесчисленными жертвами. Народ, ища спасения бежал к церковным дверям, а кровопийцы, как жнецы двигались за ними от ворот ограды, оставляя за собой не колосья на поле, но груды мертвых и полумертвых тел… На рассвете, когда занялась заря, а может и раньше, когда еще только пропели петухи, самые буйные и кровожадные башибузуки дошли до церковных дверей…»

что делали турки с болгарскими девушкамиЦерковь Св. Недели. Фото Александра Барбова что делали турки с болгарскими девушками что делали турки с болгарскими девушкамиТот самый колодец, который женщины пытались выкопать голыми руками.
Фото Александра Барбова

На третий день осады все еще уцелевшие решили сдаться. Когда отворили двери, Ахмед ага Барутанлията ждал снаружи со своими башибузуками. Началась беспощадная резня. Только тех, кто согласился принять ислам, оставили в живых, остальные были обезглавлены.

что делали турки с болгарскими девушкамиЦерковь Св. Недели. Фото Александра Барбова

«Полуживые люди не верили вражеским посулам, которыми были не раз обмануты, но, не видя никакого пути к спасению, понимая, что и в церкви все равно будут убиты, открыли двери. Они снова имели несчастье понадеяться на то, что и у чалмоносцев есть человеческое сердце, что и хищный башибузук может почувствовать сострадание и сжалиться над осажденными, увидев своими глазами задушенных детей, растоптанных перед дверьми и других детей, плачущих вместе с матерями и сестрами…Когда башибузуки показались в дверях с ятаганами наголо, осажденные стали молить их о пощаде – женщины протягивали им своих детей, надеясь хоть чем-то умилостивить кровопийц, пытались целовать рукояти окровавленных ятаганов, называли разбойников сыновьями, братьями, отцами…Все впустую. Башибузуки хладнокровно окинули все это взглядом, перешагнули через лежавшие у двери трупы, как через бревна и снова пустили в ход ятаганы…Резня продолжалась несколько часов. Сначала жертв обирали и пытали, требуя, чтобы они сказали, где спрятаны их ценности, потом убивали»

Лишь немногие из осажденных спаслись, спрятавшись среди убитых и притворившись мертвыми.

что делали турки с болгарскими девушкамиЦерковь Св. Недели. Фото Александра Барбова

После этого башибузуки подожгли церковь, но ее каменная конструкция устояла. Сгорели иконы, мебель и деревянные части здания. Позже, когда стало известно, что в Батак прибудут члены международной комиссии, турецкие власти попытались скрыть следы преступления. Попытки похоронить тысячи трупов были безуспешны из-за ужасного смрада, разносившегося вокруг (тела лежали непогребенными больше трех месяцев). Стены церкви покрасили, чтобы не была заметна кровь, но она проступила вновь. Даже сегодня следы крови ясно видны в храме.

что делали турки с болгарскими девушками
Здесь лежат останки погибших. Фото Александра Барбова что делали турки с болгарскими девушками

4 мая Ахмед ага Барутанлията приказал временно прекратить резню и послал человека к Али-бею в Татар-Пазарджик с письмом, где кратко излагал «меры, принятые им в Батаке для сохранения мира и спокойствия». В этом же письме он спрашивал, как поступить с еще живыми батакчанами.

что делали турки с болгарскими девушкамиЦерковь Св. Недели. Основная гробница. Тут покоятся останки большинства казненных. Тяжелая бронзовая плита отодвигается по большим религиозным и национальным праздникам. Фото Александра Барбова

После этого, забрав все, представлявшее хоть какую-то ценность, башибузуки покинули село.

Список жертв Батакской резни, составленный историком Димитром Страшимировым (1868-1939), содержит имена и возраст 1750 убитых, а также данные из какой махали (части села) они были. Как отмечал сам Страшимиров, эти данные не претендуют на полноту и точность.

Согласно официального османского рапорта, опубликованного Димитром Гаджановым, наибольшее число убитых в христианских селах было именно в Батаке. Согласно обобщенным данным в Пловдивской и Пазарджикской казах было убито всего 3044 человека, из них в Батаке – 1346. Консул США Юджин Скайлер в своем докладе о посещении Батака сообщает что убито было ¾ населения и приводит число 5000 погибших болгар, в большинстве своем женщин, девушек, детей и стариков.

«Внезапно мы натянули поводья с криком ужаса, прямо перед нами возвышалась гора черепов, смешанных с костями всех частей человеческого тела, почти целыми скелетами, одеждой, человеческими волосами и гнилой плотью, ужасное зловоние распространялось вокруг.

Все скелеты было одеты только в женские рубахи. Они все были женщины и девушки. Мы насчитали больше ста черепов, не включая тех, что были скрыты под другими костями. Все черепа были отделены от скелетов, все скелеты были без голов. Все эти женщины были обезглавлены. Процедура была следующая: турки хватали женщину, раздевали ее до рубашки, откладывая в сторону ту одежду, которая была ценной и все украшения, и драгоценности, после чего многие из них насиловали ее, а последний обезглавливал ее…»

«В городке…не уцелела ни одна крыша, ни одна стена…На другой стороне дороги были скелеты детей с ужасными сабельными ранами на маленьких черепах. Число детей, убитых в этой резне более чем огромно. Очевидцы рассказали нам что видели, как младенцев накалывали на штыки и носили по улицам Батака и Панагюриште…»

«…Мы приблизились к церкви и школе. Земля здесь покрыта скелетами, на которых висят лохмотья и куски сгнившей плоти. Если судить по оставшимся стенам, школа представляла собой большое красивое здание, подходящее для приема 200 или 300 детей…Сейчас по камням и мусору, которые покрывают пол школы на высоту несколько футов лежат кости 200 женщин и детей, сгоревших заживо в этих четырех стенах…

…Церковь была не слишком просторной, окружена низкой каменной стеной, закрывающей маленький церковный двор…Зловоние было настолько сильным, что мы едва могли осмотреться…То, что показалось нам массой камней и мусора, в действительности было кучей человеческих трупов, покрытых сверху тонким слоем камней и земли. Весь церковный двор был покрыт ими на высоту от трех до четырех футов и ужасное зловоние шло оттуда.

Можно было видеть торчащие из этой чудовищной могилы головы, кисти, руки, ноги и ступни. Маленькие кудрявые головы, маленькая ступня размером с палец, маленькие младенческие ручки, протянутые как будто в мольбе о помощи – младенцы, которые умирали удивленные блеском сабли, дети, которые умирали среди воплей страха и ужаса…»

«Видели кости, некоторые еще с кусками плоти на них, сваленные в одной низине у холма, где их глодали собаки. Ни один дом не остался целым в этой прекрасной долине. Лесопилки – город вел значительную торговлю деревом и досками, которые находились вдоль реки, — все сожжены и из восьми тысяч жителей не осталось и двух тысяч. Здесь погибли более 5000 человек, большая часть из них женщины и дети. Их кости, находящиеся под развалинами и разлагающееся мясо, отравляют воздух. Разрубленные человеческие кости, черепа, ребра, даже целые человеческие скелеты, кости детей, скелеты, еще покрытые одеждой. Здесь видим дом, пол которого побелел от пепла и обугленные кости более чем 30 человек, сожженных живьем. Здесь было место, где сельский староста Трендафил был посажен на кол и сожжен и где сейчас зарыт… Здесь была школа, в которой двести женщин и детей, искавших убежище, были сожжены заживо. Здесь видели церковь и церковный двор, где еще можно видеть около тысячи полуистлевших тел, заполняющих двор и образующих кучу высотой несколько футов, где между камнями, которые были навалены сверху, чтобы скрыть все это, виднеются руки, ноги и головы… После моего посещения, по приказу мутешарифа каймакам Пазарджика был направлен в Батак с небольшим количеством извести, чтобы облегчить разложение тел и предотвратить эпидемию. Ахмед ага, который командовал резней был награжден и произведен в чин юзбашия…»

3 апреля 2011 года в Кафедральном соборе Святого Александра Невского в Софии во время священной литургии, совершенной Болгарским Патриархом Максимом, все погибшие в 1876 году в Батаке были канонизированы как святые мученики. Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 30 мая 2011 года постановил «включить в месяцеслов Русской Православной Церкви имена священномучеников Петра и Нейчо, мучеников Трендафила, Иоанна, Илии и прочих мучеников Батакских — с празднованием памяти 4 (17) мая»

* Захарий Стоянов «Записки о болгарских восстаниях», Москва, «Художественная литература», 1978. Перевод М. Калягиной-Кондратьевой.

Заглавная картинка — картина польского художника Антона Петровского — «Резня в Батаке», 1889

Настоятельно рекомендую пост Александра Барбова в ЖЖ Батак. Болгарский Беслан и Хатынь, откуда я взял часть фотографий.

что делали турки с болгарскими девушкамиФото Александра Барбова

Источник

Болгарская Хатынь: Почему Запад не решился помочь болгарам, и как Россия спасла народ от головорезов-башибузуков

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

что делали турки с болгарскими девушками

Безжалостные башибузуки и Батакская резня

что делали турки с болгарскими девушками

С конца 14 века болгарской землей владела Османская империя. Права и свободы местных христиан при этом всячески притеснялись вплоть до жестоких репрессий. Такая политика в конце концов привела к массовым выступлениям в 19 веке против владычества турок. Одно из самых трагических событий того периода – Апрельское восстание болгар в 1875-1876 гг., при подавлении которого Турция проявила особую безжалостность.

В городе Батак повстанцы несколько дней держали оборону, провозгласив свою землю свободной от османского ига. 30 апреля населенный пункт окружило 8-тысячное турецкое войско и нерегулярные отряды башибузуков, известных своими зверствами и жестокостью. Очагами жестоких сражений стал каждый дом и двор, но силы были неравны. Прячась от бесчинствующих башибузуков, люди на несколько дней заперлись в местной церкви Воскресения Христова, отбиваясь от поработителей.

Но турки подожгли церковь, обманом выманив и зверски убив выживших женщин с детьми. По информации из разных источников проосманские военные уничтожили до 5 тысяч местных жителей, большинство из которых не принимали непосредственного участия в восстании. Мир был потрясен событиями на Балканах. Американская пресса пестрила статьями о запредельной политике Стамбула. Зверства турок осудили авторитетные политики и творческие деятели 19 века. На идейную защиту болгар встали известные писатели Оскар Уайлд и Виктор Гюго, обращал внимание социума на произошедшее ученый Чарльз Дарвин. Однако дальше словесных протестов реакция запада не пошла.

Резонанс в России и смелое решение императора Александра

что делали турки с болгарскими девушками

Действенная помощь болгарам пришла только со стороны русского общества. Жесткие притеснения на Балканах широко освещались в российской печати, а в храмах и общественных приемных собирались средства на помощь восставшим и беженцам. Кроме того, в Болгарию массово отправлялись русские добровольцы. В их числе были врачи Н. Склифосовский, С. Боткин, Н. Пирогов, писатели В. Гиляровский и В. Гаршин. Участвовал в боевых действиях и сын великого русского писателя А. А. Пушкин в чине командира гусарского полка.

Какое-то время Россия пыталась уйти от прямой войны с Турцией, будучи не до конца готовой к конфликту. В конце 1876 года была инициирована стамбульская конференция между Англией, Францией, Турцией и Россией, где последняя потребовала от Турции признать автономию Болгарии и Боснии. Однако турки демонстративно отказались поддержать предложения мирового сообщества, и император Александр II объявляет османам войну.

Нововведения русских заинтересовали лучших европейских военных экспертов

что делали турки с болгарскими девушками

Россия не была до конца готова к войне с Турцией, обличив в ходе сражений 1877-1878 гг. эпизоды некомпетентности высшего военного начальства. Заслуженно критиковали позже даже Главнокомандующего Великого Князя Николая Николаевича. Но в то же время, война за независимость болгар породила ряд перспективных генералов: блестяще проявили себя Радецкий, Столетов, Драгомиров, Гурко и, конечно же, Скобелев, которым восхищался западный генерал Фон Шлифен. Блестящим стратегическим маневром отметился будущий Царь Александр III, что было высоко оценено немецким военачальником Фон Мольтке. Турки попытались разбить армию под командованием наследника престола, но он без потерь минимальными силами притянул множественные турецкие подразделения на себя, оголив другие фронты и осуществив успешное наступление.

Благодаря ряду военных нововведений некоторые эксперты позже называли эту войну первой современной европейской войной. Русско-турецкие сражения положили начало использованию в военных целях телеграфной связи, железных дорог, защитного цвета солдатского обмундирования (скобелевская инициатива, с трудом воспринимаемая в привычных военных кругах), артиллерийской подготовки перед атаками пехоты и кавалерии. Впервые практиковалось массовое присутствие на фронтах иностранных военных журналистов и экспертов (европейцы, американцы, японцы).

В ходе освобождения Балкан начато использование современных образцов военной техники: турки были вооружены винтовками Пибоди, Снайдер, русские – винтовками Бердан и артиллерией нового образца. Немецкие пушки Круп у османов были дальнобойнее русских, но артиллерия последних победила числом и уровнем подготовки артиллеристов.

Болгарские памятники русским освободителям

что делали турки с болгарскими девушками

Во многих городах страны расположены братские могилы воевавших за свободу Болгарии. «Лавров Парк» изобилует памятниками и гробницами русских гвардейских полков. Однако сегодня есть в Болгарии сторонники версии о том, что своими действиями в ходе Русско-Турецкой войны Александр II не стремился помочь болгарам, а лишь обеспечивал себе свободный выход к Босфору. Однако, даже представители болгарских нацдвижений не отрицают тот факт, что именно Россия создала болгарские флот, армию и конституцию.

Вообще Болгария крайне богата т.н. историческими артефактами. На ее территории были найдены 10 удивительных находок, которые не раз заставляли ученых переписывать и дополнять историю.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Балканский ужас

«Болгарские мученицы» 1877 худ. К. Маковский

Самые значительные изменения в этнической структуре населения этой части Балканского полуострова произошли в период с середины XVIII века до середины XIX века. Албанская великодержавная программа появилась в конце XIX века. Все попытки балканских христиан привлечь албанцев к участию в совместной борьбе против господства Османской империи за национальное освобождение и модернизацию своего общества практически не дали результата.

В начале великого восточного кризиса (1875-1878 гг.) албанцы, находившиеся в рядах турецких регулярных и иррегулярных (башибузуки) войск отличались особой жестокостью. В результате только с территории современного Косова (тогдашнего Косовского вилайэта) в период с 1876 по 1912 год были вынуждены выселиться сотни тысяч православных сербов.

Дореволюционное свидетельство из книги «Жизнь в Ильдизе (изъ Contemporary Review)»: «С тех пор как Абдулъ-Гамид на престоле…Не питая доверия к окружающим, султан неусыпно контролируетъ сам стражу… Кроме военных чиновников, во дворце всегда имеется на лицо десятка два часовых, принадлежащих к албанским тюфенкджи (стрелкам); вооруженные с головы до ног, они помещаются со своим начальником въ особой комнате, готовые явиться по первому зову».
Аналогично свидетельствует и советское справочное издание, сообщая в статье об Абдул-Гамиде, что он «топил своих противников в Босфоре, замуровывал их в каменных стенах, ссылал на гибель в африканские пустыни, окружил себя гвардией из албанских головорезов»(4).

Репортажи Макгахана в английской газете были страшны своей документальностью, излагаемыми в них фактами. «…Капитан Ахмет-ага, будучи во главе отряда башибузуков, умертвил восемь тысяч жителей города, далекого от мест антитурецких восстаний — Батака. Еще до начала уничтожения жителей. из города было выведено двести молодых девушек, их заставляли плясать, насиловали, а потом всех убили, свалив трупы гнить под солнечным зноем. Так вот… Этот именно Ахмет-ага был произведен в паши и назначен членом комиссии, учрежденной по настоянию России для разбирательства злодейств, совершенных… башибузуками!»(3).
Деяния албанских башибузуков описаны в книге «Турецкие зверства в Болгарии» 1880 г. Например, историки приводят факт, как албанскими карателями вырезались повсеместно болгарские деревни. Осуществив истребление мирного населения, дикие албанские башибузуки устраивали на пепелище свои ритуальные, отдающие инфернальным началом, танцы, веселились, радовались, как охотники после удачной охоты. То, что отказывались делать даже турки – делали албанцы.
Ф.М.Достоевский в своем журнале, ссылаясь на информацию либерального издания «Новое время», писал: «Явились даже особенные артисты своего дела — башибузуки, изощрившиеся разрывать разом христианских младенцев, схватывая их за обе ноги»(5).

А знаменитый В.А. Гиляpовский в своей бессмертной «Шипке» помещает воспоминания о пpаздновании 25-летия освобождения Болгаpии pусской аpмией от туpецкого ига. Он лично был на тоpжествах сpеди pусских гостей. Болгаpы чествовали pусских как геpоев. «..я видел всюду задушевные встpечи, и вглядывался в самые мелочи общего, захватывающего востоpга наpодного. Все они помнят туpецкое иго, звеpства башибузуков, pазоpенные села свои, похищенных жен и дочеpей, поpуганную святыню. особенно pадовались нам мужчины и женщины пожилые. »
Судя по современной истории, большинство жителей балкан или предпочли забыть о этом в угоду сиюминутным выгодам (обещаниям оных), или просто отказались от своей истории. Те же болгары в обеих мировых войнах воевали против России, продолжают её и сегодня.

Источник

Что делали турки с болгарскими девушками

что делали турки с болгарскими девушками

В армии Османской империи числились отряды легкой конницы, известной как башибузуки, которых сами турки считали не солдатами, а грабителями, служившими не за жалованье, а за право грабить врагов Порты. Чаще всего противниками башибузуков были не военнослужащие вражеской армии, а беззащитные мирные жители, а само их название стало синонимом убийцы и грабителя.

Армия карателей и грабителей

С турецкого башибузук переводится как «сорви-голова» и обозначало буйного отчаянного человека или просто разбойника. В армии Османской империи башибузуки использовались как иррегулярная кавалерия и в мирное время их отряды занимались охраной отдаленных границ. С наступление войны султан формировал из всадников шайки, называемые одами, в которые чаще всего входили албанцы, черкесы, курды и добровольцы из полудиких горных племен Малой Азии.

Наибольшее применение башибузуки, количество которых доходило до 20 тысяч, получили в 18-19 веках. В Европе они стали известны не благодаря воинскому искусству, а за счет своих преступлений. Обычным делом для башибузуков стали массовые убийства, которые особенно шокировали европейцев того времени.

Балканский ужас

Весной 1876 года в Болгарии вспыхнуло антитурецкое восстание, на подавление которого помимо регулярной армии султан бросил 5 тысяч башибузуков, набранных из турок, цыган, черкес, болгар, принявших ислам и мусульман из Боснии-Герцоговины. За месяц каратели сожгли более 80 деревень и разграбили 200 населенных пунктов.

Руководитель русской дипмиссии в Адрианополе, князь Церетелев, писал в Петербург: «Войска получили приказ уничтожать все при малейшем сопротивлении. Сначала таковым считалось противодействие грабежу и притеснениям, совершаемым башибузуками, затем не считались даже и с этими предлогами, и достаточно было лишь быть болгарином. Речь шла не о том, чтобы искать виновных, а об истреблении христиан. ». Точное количество жертв неизвестно, но болгарские исследователи говорят о 30-60 тысяч погибших.

В книге «Турецкие зверства в Болгарии» 1880 года записано, что наиболее страшными были башибузуки-албанцы, которые делали то, на что не отваживались даже турки. Сжигая болгарские и сербские села, они устраивали на пепелищах гуляния с танцами. Выживших в огне людей насаживали на колья. Особой жестокостью башибузуки отличились во время сербского восстания 1875-1878 годов. Из-за зверств, творимых добровольцами-албанцами, только из Косовского вилайета бежало 100 тысяч православных сербов.

Резня в городе Батака

Головорезы на Кавказе

Особое внимание башибузукам уделил русский философ, Владимир Соловьев. В своей книге «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» он записал рассказ русского генерала, столкнувшегося с этим «воинством» 28 октября 1877 на Кавказе, во время Русско-турецкой войны. Генерал вспоминал: «Смотрю, казаки подъехали и остановились как вкопанные — не двигаются. Я поскакал вперед; прежде чем увидел, по смраду жареного мяса догадался: башибузуки свою кухню оставили. Огромный обоз с беглыми армянами не успел спастись, тут они его захватили и хозяйничали.

Башибузуки не пощадили и младенцев, а живым остался только один армянин, спрятавшийся в колодце. Позднее русские догнали головорезов расстреляли их картечным артиллерийским огнем, а оставшихся в живых казаки добили шашками. Пленных в этом бою не брали.

С развитием военных технологий масса легкой кавалерии стала неэффективной, что особенно остро проявилось на слабо дисциплинированных башибузуках. К началу Первой мировой войны этот род войск турецкой армии был полностью упразднен.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *