что делали татары с русскими пленными
Муки побежденных (из романа Батыево нашествие. Повесть о погибели Русской Земли. Виктор Поротников
Желтолицый толстяк привел девушек в гридницу, где все столы и скамьи были убраны. На полу был раскинут войлок, поверх которого были расстелены роскошные узорные ковры.
На коврах восседали, сложив ноги калачиком, несколько знатных монголов, облаченных в шелковые цветастые халаты и мягкие белые шапки с кистями. Перед имовитыми монголами стояли два стола на низких ножках, уставленные серебряными блюдами с различными яствами, среди которых возвышались чеканные позолоченные сосуды и круглые чаши.
Сбоку от пирующих, излучая жар, стояли на треногах две большие железные жаровни, наполненные раскаленными углями.
При виде вошедших обнаженных девушек знатные монголы перестали вкушать пищу, разглядывая красивых стройных невольниц с откровенно похотливым любопытством. В гриднице зазвучали громкие возбужденные реплики на непонятном монгольском наречии. Было видно, что пирующие весьма довольны внешней прелестью всех пятерых невольниц.
Желтолицый толстяк расставил пленниц таким образом, чтобы они образовали полукруг позади сидящих на коврах знатных монголов. Девушек заставили опуститься на колени, каждой был дан в руки горящий масляный светильник.
Пребрана оказалась в самом центре этого полукруга.
Свет от пяти масляных ламп озарил половину обширного покоя с высокими массивными сводами, которые покоились на четырех дубовых столбах.
Пребрана не успела толком рассмотреть сидящих перед ней имовитых степняков, не успела она и оправиться от охватившего ее сильнейшего страха.
Дверь в гридницу с шумом распахнулась, четверо татарских воинов в кольчугах и шлемах грубо приволокли за косы и поставили на колени перед пирующими монгольскими ханами двух обнаженных молодых женщин.
Пребрана сразу узнала обеих: это были княгини Евлампия и Зиновия, жены князей Олега Красного и Глеба Ингваревича. Обе в последнее время часто бывали в Успенском соборе вместе с княгиней Агриппиной Ростиславной, доводившейся бабушкой их мужьям.
Евлампия была под стать своему мужу-красавцу, люди по всей Рязани заглядывались на нее, где бы она ни появлялась. Это была высокая статная красавица с длинными светло-русыми волосами и большими голубыми очами. В каждой черточке ее лица сквозили выразительность и совершенство, одинаково заметные и притягательные постороннему взгляду с любого расстояния и ракурса.
Оказавшаяся в столь унизительном положении, княгиня Евлампия держалась с удивительным спокойствием, взирая на глазеющих на нее татарских ханов как на пустое место. Нагота Евлампии лишь добавляла ей внешней прелести, так как совершенные формы ее фигуры служили гармоничным дополнением благородным чертам ее лица.
Княгиня Зиновия, в отличие от Евлампии, не могла скрыть страха перед татарами, ее колотила мелкая дрожь, а на щеках у нее виднелись следы от обильно пролитых слез. Белокурая и белокожая Зиновия имела гибкое и стройное сложение, ее плечи и бедра порозовели от долгого нахождения на холоде. Посиневшими на ветру пальцами рук Зиновия то утирала слезы с глаз, то поправляла свои растрепанные волосы, то пыталась хоть как-то прикрыть ими свою роскошную грудь с большими алыми сосками.
В тонких нежных чертах лица Зиновии, в ее овальных, как у лани, очах, чуть вздернутом носе и чувственных капризных устах было что-то детское и непосредственное. Да и вся она выглядела как избалованная девочка, страдающая от того, что волею судьбы оказалась во власти безжалостных людей.
По знаку желтолицего толстяка к двум обнаженным княгиням приблизился толмач, который стал переводить им то, что говорили двое из татарских ханов. Толмач сказал на ломаном русском, что Евлампия отныне становится наложницей Берке, брата Бату-хана, а господином Зиновии отныне будет Шейбан, другой брат Бату-хана.
Если Зиновия выслушала толмача с покорным видом, стыдливо опустив глаза, то Евлампия хладнокровно заявила, что ничьей наложницей она никогда не будет. При этом в глазах Евлампии, взирающей на знатных монголов, было столько презрения, что хан Берке не выдержал и что-то прорычал на своем грубом наречии.
Толмач сказал Евлампии, что хан Берке волен овладеть ею хоть сейчас, поэтому надменность голой голубоглазой княгини здесь неуместна.
Евлампия дерзко усмехнулась и промолвила, что хан Берке может повелевать своими косоглазыми воинами, но только не ею.
«Твой хан что же думает, коль он раздел меня донага, то этим самым превратил меня в рабыню?» – обратилась она к толмачу.
Когда толмач перевел на монгольский язык все сказанное Евлампией, хан Берке стремительно вскочил с ковра с перекошенным от злобы лицом. Он повелел слугам постелить на пол свернутый в несколько раз мягкий войлок и уложить на него Евлампию.
Пребрана с замирающим сердцем наблюдала за тем, как кривоногий широкоплечий хан Берке, сбросив с себя халат и широкие шелковые штаны, навалился сверху на распростертую на войлоке Евлампию, которую двое слуг держали за руки, не позволяя ей подняться. Смуглое волосатое тело Берке казалось грязным и нескладным на фоне прекрасного белого тела Евлампии. Толстый интимный орган хана подобно тарану вонзился в узкую розовую щель княгини, а его волосатая широкая задница задвигалась в торопливом нервном темпе меж раскинутых в стороны белоснежных женских бедер. Вцепившись темными сильными пальцами в округлые груди Евлампии, хан Берке что-то торжествующе выговаривал ей прямо в лицо, на котором была все та же маска спокойного безразличия.
Видя, что Евлампия совершенно безучастна к тому, что вытворяет с нею хан Берке, ханские слуги перестали держать ее за руки, отступив в стороны.
Четверо других ханов со смехом переговаривались между собой, попивая кумыс из золотых чаш и не без зависти наблюдая, как Берке вкушает сладость от обладания такой знатной и красивой пленницей.
Неожиданно Евлампия обвила крепкую шею Берке своими гибкими руками, приблизив свои уста к его устам. Разгоряченный страстью Берке замер в ожидании поцелуя. Однако вместо лобзания Евлампия вцепилась зубами в нижнюю губу хана, а ее пальцы расцарапали ему лицо.
Берке взвыл от боли и так стремительно отпрянул от Евлампии, словно его ошпарили кипятком. Евлампия тоже вскочила и бросилась на своего насильника, как разъяренная пантера. Она с такой ненавистью на лице вцепилась в волосы хана, что подбежавшие слуги с немалым трудом смогли оттащить ее от растрепанного и расцарапанного в кровь Берке.
Все находившиеся в гриднице были потрясены увиденным.
Дождавшись, когда слуги свяжут Евлампии руки за спиной, хан Берке схватил княгиню за волосы и подтащил ее к одной из жаровень. Свирепо ощерив редкие зубы, Берке обеими руками согнул Евлампию над жаровней, вдавив ее лицо в месиво из раскаленных углей. Княгиня забилась в руках своего мучителя, издав такой жуткий вопль, что из соседних теремных помещений в гридницу сбежались ханские телохранители и много других слуг.
Громкий крик Евлампии через несколько страшных мгновений сменился предсмертным хрипом. Берке поспешно отдернул свои руки от головы несчастной в тот миг, когда ее густые волосы вспыхнули ярким пламенем.
Увидевшая все это Пребрана вскрикнула от ужаса, закрыв лицо руками. Ее трясло, как в лихорадке. Потрясены и напуганы были и четверо других девушек, стоящих на коленях со светильниками в руках.
Тело бездыханной Евлампии с черной сгоревшей головой два татарских воина выволокли за ноги из гридницы.
Рассерженный хан Берке пожелал овладеть княгиней Зиновией, которая после увиденного тряслась как осиновый лист. Хан Шейбан не стал возражать брату, видя, в каком тот взвинченном состоянии.
Зиновия покорно распростерлась перед ханом Берке на том же месте, где перед этим лежала Евлампия. Страшась злобного взгляда Берке, Зиновия закрыла глаза. Убийца Евлампии грубо и сильно буравил своим мощным жезлом нежное лоно Зиновии, закинув ее стройные ноги себе на плечи. Берке упивался беспомощностью и податливостью испуганной Зиновии, намеренно причиняя ей боль, то с силой вцепляясь пальцами в ее бедра, то принимаясь кусать ее грудь. Блаженные стоны Берке более напоминали рык хищного зверя, дорвавшегося до желанной добычи.
После Берке с белокурой соблазнительной Зиновией пожелали совокупиться четверо других ханов. Братья Берке поочередно насиловали юную сломленную страхом княгиню, бросая перед этим жребий. Это действо сопровождалось смехом и прибаутками захмелевших ханов, которые всячески изощрялись, унижая Зиновию, то заставляя ее ползать на четвереньках, то отдаваться своим мучителям в откровенно бесстыдных позах. Зиновия плакала и стонала от боли, утоляя похоть пятерых мужчин. Наконец она лишилась чувств, и ханские слуги уволокли ее за руки в дальний угол гридницы, бросив там на расстеленной на полу медвежьей шкуре.
Для чего татаро-монголы увозили русских женщин и как можно было вернуть обратно узниц Золотой Орды
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Распад Древнерусского государства на отдельные княжества, случившееся в 12 веке, сделал русские земли слишком легкой добычей, потому захват татаро-монголами можно назвать вполне закономерным. Столь же закономерным было и то, что два века под влиянием чужой, принципиально различной культуры, не могли не отразиться на всех сферах жизни. Особенно сильно изменилось положение женщин в русском обществе. Многие из них погибали во время захватнических боев, становились жертвами насилия, овдовели, потеряли детей, жилье. А многие еще и свободу.
В этом снова сыграло свою роль отсутствие единства, мелкие княжества не могли выполнять государственную роль и защитить свое население даже не от захватчиков, а в плане соблюдения прав тех или иных категорий населения. Больше всего в правах потеряли женщины. Да и до прав ли было, когда на плечи всего народа неподъемным бременем легла дань, теперь каждая семья должна была отдавать около 10% своих доходов Золотой Орде и это помимо тех феодальных повинностей, которые существовали до этого.
Русские невольницы, зачем их увозили в таком количестве
Пожалуй, самым тяжелым обстоятельством для русских женщин была потеря права на свободу. Их угоняли массово, в последующем продавая на невольничьих рынках. Причем женщин там покупали куда охотнее, чем мужчин. Учитывая, что чаще всего угоняли молодых женщин и даже совсем юных девочек, не сложно догадаться ради каких целей увозили русских девушек.
В 13 веке центром работорговли становится Кафа (Феодосия), он находился под игом золотоордынцев и они привозили сюда рабов, среди которых было очень много женщин. Этот рынок работал вплоть до 15 века, по подсчетам историков через него прошли 6,5 млн человек, большинство из них девочки и девушки 8-24 лет.
Найти след увезенных девушек было практически невозможно, они могли так и умереть в неволе. Но девушки из знатных родов стали выкупаться за большие суммы. В последующем это даже было введено в практику и стало частью сбора, мол, если не хотите чтобы вашу дочь-жену-сноху увезли и продали в рабство, будьте любезны за это заплатить. Но, впрочем, и это не могло гарантировать неприкосновенности, если девушка приглянулась кому-то из захватчиков.
Кочевники практиковали захват заложников повсеместно, однако в таком количестве как это произошло с русскими, это не происходило больше нигде. Только хан Батый за год своего нашествия угнал до 90 тысяч человек. Все последующие военные операции сопровождались захватом заложников. Если учитывать, что за вторую половину 16 века татаро-монголы совершили 48 набегов и каждый из них оканчивался угоном десятков тысяч человек, то общее количество узников просто зашкаливает. Многие историки сходятся во мнении о том, что угнано было в общей сложности до трех миллионов человек.
Стоит заметить, что узник был узнику рознь. Золотая Орда активно развивалась, и им очень нужны были мастера, которые бы знали свое дело. Им не просто сохраняли жизнь, но и берегли их здоровье, обеспечивая охрану. Русские женщины, для татаро-монголов, обладающие достаточно экзотичной внешностью, тоже высоко ценились. Их увозили не только в качестве рабынь, но и в качестве товара, понимая, что продадут их дорого.
Именно спасаясь от плена многие, особенно богатые семьи, уезжали на Север, труднодоступные районы обеспечивали им укрытие, захватчики предпочитали не углубляться настолько.
Положение угнанных рабов было плачевным, в Золотой Орде они жили впроголодь, очень много работали и зависели только от своих господ, которые могли обращаться с ними так, как душе угодно. Учитывая особое отношение к мастерам, со временем происходит расслоение среди русских пленников. Мастера имеют возможность купить или построить дома, то время как те, кто не обладал полезными навыками, остаются бесправными.
Большинство пленников использовалось для строительства кораблей, городов. Работа была тяжелой, а питание скудным, для большинства это было губительным. Женщины часто работали при гаремах в качестве служанок, либо увозились дальше, чаще в Среднюю Азию или в Египет.
Многое изменилось, после того как в Золотой Орде ислам стал государственно религией. Русские пленники могли получить свободу, если соглашались принять ислам, с другой стороны те, кто не соглашался на это, подвергались дополнительным гонениям. Тем временем на Руси активно пытаются вернуть своих пленников, пытаясь их выкупить. Чаще, конечно же, речь шла о представителях знати, но и многие простолюдины смогли вернуться домой.
Для этого, уже после того как Золотая Орда распалась, был введен дополнительный налог, он предназначался для выкупа пленников и воинов. Однако к этому времени, по мере того как крепла Москва и возвращалось единение, отношения русских и татаро-монгол стали больше походить на сотрудничество, особенно в межличностных отношениях. Уже никто не удивлялся тому, что некоторые возвращаются с женами, привезенными из Золотой Орды, которые к тому же принимали христианство.
Гендерное разделение по татаро-монгольскому принципу
Однако, влияние татаро-монгольского нашествия оказалось куда более разрушительным для русского сообщества, нежели угон пленниц. Поменялись обычаи, устои, роль женщины в обществе. Перенялся восточный менталитет и отношение к женщине как к существу низшего порядка. К тому же, у кочевников всегда была самая жесткая форма патриархата, мужчина единолично владел всем своим имуществом, куда входили и женщины.
Больше всего это влияние заметно по высшим представителям знати, именно князья и прочая аристократия были вынуждены наиболее тесно общаться с захватчиками, а значит и перенимать их обычаи и нравы.
Ордынцы придумали принцип, который практически разрушал до основания русскую культуру. Например, любой князь должен был получить ярлык – документ, который позволял ему править в своем княжестве. А чтобы тот был лояльнее, у него забирали детей. Фактически это был живой залог, несмотря на то, что юные княжья не содержались как рабы, а даже получали образование, о них заботились, приезжали на родину они уже чужими людьми, носителями чужой культуры. Являясь преемниками своего отца они правили на местах в последующем, способствуя распространению именно такой культуры и менталитета.
Именно поэтому в высшие сословия глубоко проникло восточное отношение к женщинам, это не могло не сказаться на правоприменительной практике, несмотря на то, что свод законов и правил продолжал действовать, фактически женщины не получали никакой защиты. Причем ранее они имели позиции равные с мужчинами. К тому же, мелкие князья были и законом, и правдой на своих местах, потому трактовали свод как им угодно, чаще всего не в пользу женщин.
Церковь, которая являлась еще одной силой, даже не предпринимала попыток отстоять интересы верующих женщин. Согласно православным догмам они были покорны судьбе и властям. Но была и более прагматичная причина. Завоеватели дали широкие возможности церкви, понимая ее большое влияние на население. Никто не покушался на церковные земли и владения, золото, деньги, здания – все осталось в целостности. К тому же, эта система была освобождена от дани и налогов. Ну и с чего бы им роптать и жаловаться?
Исходя из этого можно сказать, что татаро-монгольское иго наиболее существенно отразилось на положении русских женщин, они потеряли права, свободу на многие последующие годы, ведь речь идет о том, что изменился менталитет. Глубинный патриархат, о котором принято говорить в контексте царской Руси имеет именно татаро-монгольские корни. С приходом татаро-монгол женщин стали прятать в темницах, причем зачастую не потому что так были принято по традициям, а для того чтобы их не угнали в плен.
Выкуп пленных как государственная задача
Чести ради русских княжеств стоит заметить, что со своей стороны они искали самые различные способы для того чтобы вызволить своих узников. Первое упоминание о выкупе пленных и порядке проведения процедуры встречается еще в 911 году, это соглашение было подписано между Киевской Русью и Византией.
Что касается ордынского плена, то он финансировался из казны, причем забирали всех, кого татары готовы были продать, будь то великий князь или простой селянин. Однако это влияло на цену, захватчики старались максимально эффективно продать любого. В 16 веке цена колебалась от 40 до 600 рублей. Исходя из этого же назначалась примерная цена, которая выделялась с бюджетных денег на эти цели.
Караван Хотунского
В 1949 году посланник Тимофей Хотунский привез больше тысячи пленных или как их тогда называли полоняников с Крыма. В списке больше 850 имен, но он сохранился не полностью, видно, что в нем были еще имена и, что это лишь половина списка. Хотунский смог вывезти столь обширную группу, поскольку имел дипломатический статус, его до московской границы сопровождал крымская охрана. Поэтому все, кто был в этом караване, находились в относительной безопасности. Это было весьма кстати, ведь в списке было огромное количество женщин и детей.
В списке есть некоторые биографические данные о тех, возвращался домой. К примеру, девушка Анна, боярова дочь, имени отца и города своего не помнит, полных 20 лет. Как на основании этих данных искать родных девушки – не понятно, но такое количество информации было примерно у всех бывших пленников. Иванов, которые не помнили ни имен отца, ни города, ни своего возраста было огромное количество.
Однако те, кто пробыл в плену относительно недолго, тоже терялись, особенно это касалось детей. Например, в списке есть упоминание об Онтошке, шести лет от роду, имени отца не помнит. Большинство детей из-за переживаний забывали даже ту информацию, которую знали до этого и единственным шансом найти их родителей была возможность увидеть их лично. Случаи, когда ребенок мог вернуться к своему роду – единичны, остальные начинали новую жизнь.
В списках было огромное количество женщин, которые были с детьми, но они не значатся в списках, у них нет имен, лишь указано происхождение, мол, прижит в татарах. А значит, русское государство разрешало возвращение пленниц вместе с детьми, чьи отцы являлись захватчиками и мусульманами. Впрочем, это же означает, что это позволила и противоположная сторона, допустив вывоз своих детей.
Однако выкуп пленников был половиной дела, теперь перед государством стояла новая задача – создание нового социального статуса. Если с теми, кого угнали относительно недавно не было особых проблем и они просто вернулись к своей прежней жизни, то те, кто пробыл в плену несколько десятилетий, были совершенно одиноки. Большинство из них не помнили своего родства, либо уже были одиноки, ведь на самой Руси жизнь тоже была не сахар.
Предстояло каждого полоняника привязать к новой социальной группе, городу и уезду, озаботиться поисками его родных, если таковые остались. Иван Грозный приказал, чтобы пленники жили «в покое и без слез», в этой короткой и емкой фразе были определены основные направления социальной политики применительно к пленникам. Основных целей было две: им должны были выплачивать определенное довольствие, для того чтобы поддержать их, причем с учетом их изначального социального статуса. Без этих мер многие бы и не выжили, ведь куда должна была пойти мать с малолетним ребенком на руках?
Во-вторых, нужно было определиться с социальным статусом – подтвердить прежний или присвоить новый. Эти меры могли привести к появлению новой социальной группы, которая бы могла рассчитывать на более ощутимую государственную поддержку и защиту.
Возвращение пленников становилось причиной разборок, скандалов и даже покушений. Так, Савва Гоголев вернулся из плена в 1620 году, где пробыл шесть лет. К этому моменту его супруга Маврица уже успела выйти замуж за другого. Это было, кстати, не запрещено, но следовало дождаться пяти лет с момента взятия в плен, чтобы повторно связать себя узами брака. Маврица же успела выскочить замуж спустя год. Савва кстати пришел не с пустыми руками, а можно сказать даже разбогател.
Савва не особенно оскорбился тем, что супруга его не дождалась, а просто забрал ее и детей обратно. Причем речь шла обо всех детях, даже тех, что были нажиты во втором браке. Возможно, на этом бы история и закончилась, если бы все углы треугольника не встретились на пиру. К концу празднования нашелся труп Саввы, убийцей оказался второй супруг.
Законодательство того периода никак не регулировало подобные ситуации и отдавало все на откуп местным властям. Изначально предлагалось и вовсе запретить супругам пленников заключать повторные браки, но, в конце концов, сошлись на пяти годах ожидания. Это ограничение давало возможность требовать свою жену или мужа назад, если вернувшийся из плена узнавал, что пять лет ожидания не были соблюдены.
Причем это, как правило, было мужской прерогативой. Именно мужчины требовали возвращения жен, скандалили с ее нынешним супругом и устраивали разборки. Тогда как женщины этим правом не пользовались. Это не дает возможности проверить гипотезу об отношении к бывшим пленницам Золотой Орды как к обесчещенным и падшим женщинам.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Что ждало русских женщин, попавших в плен к татаро-монголам?
Наложить на себя руки — страшное решение. Но совершить один из смертных грехов для русских женщин было предпочтительнее, чем попасть в плен к татаро-монголам. И на то были причины.
Впрочем, историки склоняются к мнению, что Евпраксия – образ мифологический. Во-первых, ее трагическая судьба описана всего несколькими фразами в «Повести о Николе Заразском». Индивидуального жизнеописания Евпраксии летописцы не оставили. Во-вторых, русскую княгиню называют византийской принцессой, хотя в годы ее жизни Византийской империи еще не существовало. В-третьих, не сохранилось летописных свидетельств и о браке рязанского князя. Всё это приводит к мысли, что Евпраксия – не реальная женщина, а вымышленный собирательный образ, олицетворяющий решительность всех русских женщин, не желающих сдаваться в плен. К слову, Русская Православная Церковь канонизировала всю семью мучеников: и князя Федора Юрьевича, и Евпраксию, и их сына Ивана-Постника.
«Достойны всякой жалости»
Захват пленников был обычной практикой для всех кочевых народов. Только воины Батыя во время похода на Северо-Западную Русь в 1237-38 гг. угнали, по неточным оценкам, до 90 тысяч человек. Большинство из них были женщины и дети, ведь мужчин, кроме ремесленников, татары убивали на месте.
Один из первых посетивших Орду европейцев, итальянец Джованни Карпини писал, что татарские пленники «мало едят, почти не пьют и весьма скверно одеваются». «Те, которых держат в качестве рабов дома, «достойны всякой жалости». Свои впечатления итальянец описал в «Книге о Татарах» и «Истории Монгалов, именуемых нами Татарами». В частности, путешественник упоминает, что большинство пленников оказалось у настолько плохих хозяев, что им не оставляют времени ни на что, кроме выполнения господских поручений. К вечеру они буквально валятся с ног, причем, поспать им удается, в лучшем случае, 3-4 часа.
Бесчинства и поругания
Правила поведения с жителями очередного покоренного города у татаро-монголов не менялись. Так, Ибн аль-Асир описывает, что в 1120 году воины Чингиз-хана вывели всех уцелевших жителей Бухары на площадь, убили тех, кто не представлял ценности или являлся угрозой (стариков, старух, молодых парней), а затем разделили «всех ценных пленников» между собой. При этом матерей разлучали с детьми, и нередко члены одной семьи оказывались у разных хозяев. После дележа добычи «совершили они с женщинами грех великий», при этом остальные пленники были вынуждены смотреть на бесчинства и поругания, не будучи в силах помешать.
Персидский историк Шараф Ад-дин Язди в одном из своих трактатов описывал, как воины Тимура только для своего господина отобрали из пленников в очередном городе 5 тысяч «подобных гуриям девушек и красивых отроков». Почти месяц войско оставалось на месте, чтобы вдоволь насладиться «живой добычей». Затем двинулось в путь. На телеги поставили шатры с пленными девушками. Историк пишет, что воины, не прекращая движения, перепрыгивали с коней в шатры и «предавались любовным утехам». И таких повозок было так много, пишет Язди, что потерявший свою добычу потратил бы на поиски месяца два.
Молва о подобных жестокостях быстро разлеталась, поэтому в каждом городе на Руси знали – если под татарским натиском падут стены, умри, но в плен не сдавайся. Тут уместно вспомнить о еще одной русской княгине – Агафье Всеволодовне, жене князя Юрия Всеволодовича. Когда зимой 1238 года татары подошли к стенам Владимира, княгиня вместе с дочерью и другими жителями укрылась в Успенском соборе. Все они предпочли заживо сгореть в огне, нежели угодить в лапы захватчиков.
Другой путь для русских пленниц, захваченных в плен, – невольничий рынок. Но стать рабыней могла только миловидная женщина знатного сословия. При наличии физического изъяна и отсутствии родовитых родителей пленницу фактически превращали в скот. Как пишет историк А.Бахтин, женщине могли отрезать уши, вырвать ноздри, заклеймить раскаленным железом лоб или щеки. Закованные в кандалы пленницы днем выполняли самую тяжелую работу. Ночью их скидывали в темницу, швыряя следом червивое мясо, которое даже собаки есть отказывались. За любую провинность – секли плетьми так, что многие молили о смерти.
Русских красавиц на рынках Сарай-Бату и Сарай-Берке, а затем и в Крыму весьма ценили. Несмотря на то, что «московитянки» отличались своенравием и непокорностью. Многие пленницы перепродавались неоднократно, оказываясь в результате в отдаленных землях вроде Египта или Сирии, возврата откуда не было. Понятно, что за знатную княжну, умеющую играть на музыкальных инструментах или знающую грамоту, работорговцы выручали больше. Нередко простых девушек перед продажей специально обучали игре на арфе или другом инструменте, затем наряжали в дорогое платье и выдавали за русских княжон, продавая по завышенной цене. Не забудем, что рабыня, особенно красивая и знатная, была прекрасным подарком, поэтому пленница могла только за год сменить до пяти хозяев.
В гарем или услужение
Если плененных мужчин татары часто использовались в качестве «хашара» (штурмовой толпы) при захвате очередной крепости, то красивые женщины отправлялись в гарем или становились прислужницами знатных татарок и ханских жён. Как пишет А. Бахтин в статье «Плен и рабство в период монгольского завоевания и в Золотой Орде», ханскую жену-хатуню по традиции сопровождала большая свита. Особенно среди сопровождающих выделялась группа из восьми юных девушек-бенат – каждая отменной красоты. Шесть из них сидели по обе стороны от госпожи, а на двоих девушек ханская жена опиралась во время поездки на арбе. Еще полсотни девушек, постарше и не столь красивых, скакало рядом с арбой. За повозкой, на которой восседала ханская жена, ехало еще сотня арб. И в каждой – по пять прислужниц. Знатные татарки использовали пленниц в качестве мебели, для развлечения, демонстрации своего статуса. Так, одежды жены эмира могли нести до 30 прислужниц. Женам татар рангом пониже прислуживало до 3-4 женщин. При этом не стоит забывать, что в случае если госпожа умирала, прислужниц (всех или выборочно) могли похоронить вместе с хозяйкой.
Не менее «сладкой» была жизнь и в гареме. Строгая иерархия и неоспариваемые правила были меньшими из зол. Стоило только чем-либо не угодить господину, и женщину казнили. Самыми распространенными видами казни было удушение, отравление змеиным ядом или утопление. Зачастую количество наложниц исчислялось тысячами, при этом все девушки были рабынями, которых угнали в плен, вручили в качестве подарка или купили на невольничьем рынке. К слову, отдельные исследователи считают, что русский терем – аналог восточного гарема, в котором женщина ведет изолированный образ жизни и не может принимать самостоятельных решений. Интересно, что С. Аверкиев в книге «Влияние татар на жизнь русского народа» подмечает, что до татаро-монгольских завоеваний русские женщины обладали почти такими же правами, как и мужчины. Возникшая позднее традиция затворничества в теремах на Руси была позаимствована у татар из-за желания спрятать, уберечь женщин от посторонних глаз.
источник