что делали с ворами в 19 веке
Наказания для воров и разбойников на Руси
30 октября 1653 года в России вышел указ об отмене смертной казни для воров и разбойников. Указ просуществовал недолго, вскоре высшая мера наказания вернулась. В разные времена к наказаниям за уголовные преступления подходили под разным углом. Сегодня мы решили рассказать о пяти наказаниях для воров и разбойников на Руси.
ПОЗОР С КОНФИСКАЦИЕЙ ИМУЩЕСТВА
Во времена правления Владимира Красно Солнышко наиболее строго карался разбой, сопряженный с убийством. Преступник, виновный в этом преступлении, не имел права рассчитывать на помощь сельской общины (верви) в выплате виры (денежного штрафа) и выдавался с семьей на поток и разграбление, которые заключались в конфискации имущества преступника и превращении в холопов его жены и детей.
НОВГОРОДСКИЕ ПРАВИЛА
В 1270 году был составлен проект договора Новгорода с немецким городом Готландом. Новгородская власть отличалась всегда гуманностью, но немецкие союзники настояли на ужесточении мер наказания. В проекте было отмечено: «Вор вещи ценной более полугривны наказывается розгами и клеймением в щеку».
ПЕТРОВСКАЯ ПЕДАНТИЧНОСТЬ
Разрабатывая новую политическую стратегию, Пётр I особое внимание уделял уголовному законодательству. В преступлениях против имущества Воинский Устав Петра I выделяет кражу квалифицированную (во время наводнения, пожара, из военных хранилищ, у своего господина). Все эти виды краж карались повешением. Однако наказание за воровство уменьшалось или исключалось, если виновный украл в состоянии «крайне голодной нужды» съестное небольшой ценности или являлся душевнобольным.
ССЫЛКА НА КАТОРГУ
Проект «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 года предлагал установить смертную казнь за важнейшие государственные преступления, умышленное убийство родителей, за вторичные тяжкие преступления (убийство, поджог, разбой, грабеж) и важнейшие карантинные преступления. После корректировки «Уложения о наказаниях» Николаем I смертная казнь предусматривалась только за государственные и карантинные преступления. В остальных случаях воровские и разбойные преступления наказывались ссылкой на каторгу.
РАССТРЕЛ С КОНФИСКАЦИЕЙ
В Советской России в 1932 году был принят закон, по которому за хищение колхозного и кооперативного имущества, хищение грузов на железнодорожном и водном транспорте предусматривался расстрел с конфискацией имущества, который при смягчающих обстоятельствах мог быть заменён на лишение свободы на срок не менее 10 лет с конфискацией имущества.
Порка, арестантские роты и четвертования: когда на Руси наказывали чиновников-взяточников и воров
С взяточничеством на Руси боролись 500 лет. Чиновников пороли, вешали, подвергали позору и ссылали в Сибирь.
Фото © Public Domain
Много веков подряд чиновники всех уровней на Руси существовали за счёт народа. Недаром в ходу было выражение «прислать на кормление». Ни князья, ни московские или киевские правители ничего не платили своим наместникам, сборщикам налогов и судьям, считая, что те сами прокормятся, взимая с народа посул — мзду за услуги. Объём посула был чётко указан в законах.
Во времена Ярослава Мудрого вирник, посланный за данью, должен был брать себе от крестьян столько, «сколько сможет съесть», продуктами или деньгами. В эту сумму входили его потребности, плата слугам и корм коням. Но князь на Руси всегда был далеко, а аппетиты вирников и судей оказывались непомерными, мало кто из них ограничивался тем, что ему было положено.
Иван Грозный: карать, но платить
Фото © Public Domain
Впервые взятки чиновникам на Руси запретили брать 500 лет назад. Случилось это во времена Ивана III, который в своём «Судебнике» запретил брать «тайные посулы»: «А тайных посулов не имати ни князю, ни посаднику». И повелел довести этот запрет до народа, «покликав по торгам» — объявив о нём на рынках и ярмарках.
И хотя никакой особой кары для чиновников введено так и не было, наказанию подверглись 235 «царёвых людей» разного ранга. Их заставляли возмещать нанесённый казне ущерб, у них отнимали имущество, а некоторых особо непонятливых прилюдно пороли кнутом.
Первым правителем во всей Европе, который стал решительно бороться со взятками, стал Иван Грозный. В 1550 году он не только запретил чиновникам взимать с народа незаконную мзду, но и подвёл под это материальную и идеологическую «платформу» — стал платить чиновникам зарплату и ввёл такое понятие, как «служебный долг».
Получали «царёвы люди» по-разному. Например, дворцовый ключник Василий Матисов получал 25 рублей, а Угрим Непоставов, глава Бронного приказа, — 50 рублей. За три рубля в те годы можно было купить дом или превосходную лошадь. Чиновники более высокого ранга получали до 500–600 рублей.
Одновременно с этим Грозный ввёл за мздоимство смертную казнь. Чаще всего за взятки четвертовали, но бывало и так, что царь сам придумывал, как бы поизощрённее наказать мздоимца. И в моду вошла казнь, при которой преступника обливали то кипятком, то ледяной водой, пока не помрёт, или перед четвертованием взяточнику вспарывали живот.
Самым первым казнили дьячка, который в 1556 году взял мзду жареным гусем, нафаршированным золотыми монетами. Иван Грозный лично присутствовал при смертоубийстве и велел «разделать» чиновника «как гуся». Дьячку отрубили ноги, затем руки, после чего царь, по легенде, спросил мздоимца, заглядывая ему в глаза, вкусна ли теперь ему гусятина? Затем дьячку отрубили голову.
За мелкие провинности чиновников сажали в острог, били бичами или батогами и даже, как и современные власти, «взыскивали пени, сколько государь укажет». Судья, неправедно решивший дело за взятку, был должен заплатить сумму судебного иска, тройную пошлину и пени. За служебный подлог приказной дьячок мог попасть в тюрьму.
Бунт против взяточников
Фото © Public Domain
В 1648 году при царе Алексее Михайловиче москвичи подняли бунт против взяточников. Они требовали выдать им трёх мздоимцев: окольничего Леонтия Плещеева, который вершил неправый суд, его шурина — окольничего Петра Траханиотова, который задерживал плату стрельцам, оружейникам и приставам, и мздоимца боярина Морозова — воспитателя царя.
Народ давно жаловался на окольничих, но жалобы попадали к Морозову либо к тестю царя Илье Милославскому, который сам прославился «взятками за лицензию». Он же выдвигал на видные посты свою небогатую родню, которая, дорвавшись до власти, начинала воровать и вымогать.
Чтобы уберечь Морозова, царь пожертвовал Плещеевым и Траханиотовым и велел казнить их. Плещеева толпа вырвала из рук палачей и линчевала: его забили палками, таскали мёртвого по улицам города, а затем затоптали в грязь, отрубили голову, а тело бросили в подожжённый царёв кабак. А Траханиотов был казнён — ему отрубили голову.
Царь Алексей Михайлович прилюдно во время Крестного хода отрёкся от деяний мздоимцев, а через год принял Соборное уложение, по которому за взятки чиновников штрафовали, «лишали чести», наказывали рублём или пороли.
Известно, что в 1654-м князь Кропоткин и дьяк Семёнов взяли с дворян города Гороховца взятку в 150 рублей. Дьяка за это выпороли, а о том, что князь — вор и посульник (взяточник), записали в Разрядную книгу.
Сталин-сиделец: в каких тюрьмах успел побывать вождь народов
Пётр I: карать и не платить
Фото © Public Domain
Ещё одним борцом с коррупцией стал Пётр I. По легенде, царь хотел вешать каждого, кто украл больше, чем стоит верёвка для повешения. Однако генерал-прокурор Ягужинский удержал царя от такого шага, указав, что Пётр может остаться без подчинённых.
Пётр I ввёл уголовную ответственность за дачу взятки: «Для предотвращения подобных явлений велю как взявших деньги, так и давших положить на плаху и, от плахи подняв, бить кнутом без пощады и сослать на каторгу в Азов с жёнами и детьми. И объявить во все города, сёла и волости: кто сделает это впредь, тому быть в смертной казни без пощады».
Пётр I вешал, сажал в тюрьму и ссылал на галеры, не глядя на знатность. Среди наказанных мздоимцев оказались адмирал Апраксин, граф Толстой, сенатор Долгорукий, вице-канцлер Шафиров. По слухам, Пётр I однажды погладил Петра Толстого по голове и сказал: «Голова, голова! Отрубить бы тебя надобно, да жаль: ума в тебе много!» При этом царь знал о том, что его любимец Меншиков не только берёт взятки, но и ворует из казны, но так ничего и не предпринял.
Победить мздоимство не удалось. Пётр требовал от подчинённых, чтобы те были верны долгу, но жалованье задерживал на два с половиной года. Он учредил фискальную службу, которая должна была выявлять взяточников. Но фискалы сами стали брать взятки. Известен случай, когда по доносу обер-фискала Нестерова повесили проворовавшегося князя Гагарина. Следом казнили самого Нестерова и троих его подчинённых: обер-фискал нахапал взяток на 300 тысяч рублей. Чиновникам отрубили головы, а Нестерову раздробили ноги-руки, проволокли до места казни, там бросили лицом в кровь казнённых и отрубили голову. Чиновников помельче рангом пороли шпицрутенами, клеймили и ссылали в Сибирь.
Екатерина II: платить достойно
Фото © Public Domain
При Екатерине II борьба со взятками вышла на новый виток. Императрица решила достойно платить и смягчить наказания. При ней за взятки уже не казнили, а лишь штрафовали на сумму в пять раз больше взятки, пороли, сажали в остроги и отдавали в солдаты или в арестантские роты.
Советские «люди в чёрном»: как сотрудники КГБ следили за контактёрами НЛО
Однажды Екатерина II чуть не казнила мздоимца, это был случай с регистратором Яковом Ренбергом. Он умудрялся брать мзду с каждого, кто получал гражданство Российской империи. Но и на этот раз императрица «из милости» сослала регистратора навечно в Сибирь.
Наказания для знати Екатерина определяла сама. Она прекрасно знала, что её высшие сановники — канцлер Бестужев-Рюмин, вице-канцлер Воронцов, её фаворит Потёмкин — берут взятки и этим богатеют. Она и сама до восшествия на престол брала деньги у английского короля, намереваясь расплатиться «услугами».
Поэтому на проделки окружения императрица смотрела сквозь пальцы. Например, генерал-прокурора Александра Глебова за сомнительные сделки с винным откупом в Иркутске всего лишь сместили с должности, а позже даже назначили генерал-губернатором Смоленска и Белгорода. Но тот воровать не перестал и в конце концов был отстранён от службы.
XIX вeк: когда лучше не быть чиновником
Фото © Public Domain
В конце XVIII века чиновничий аппарат России разросся, зарплата стала маленькой. Для 84% госслужащих служба была единственным источником дохода. Канцеляристы по вечерам подрабатывали лакеями и кучерами. Зарплата кучера тогда была 400 рублей в год, а чиновник получал 200. Но в 1815 году чиновникам запретили совмещение, и они стали брать взятки.
По Уложению о наказаниях 1845 года за мздоимство чиновникам XIX века грозили лишение дворянства, порка, отправка в солдаты, ссылка в крепостные рабочие команды, ссылка в Сибирь и каторга. За казнокрадство наказывали лишением должности и требовали возместить убытки, но могли и посадить в острог.
Пороть чиновников перестали только в конце XIX века. При Николае II казнокрадов или взяточников отправляли в арестантские роты, сажали на год в тюрьму, лишали места и штрафовали на сумму, в четыре раза превышающую сумму взятки.
Крупные чиновники не перестали воровать и брать взятки. В начале XX века на этом поприще отличился градоначальник Санкт-Петербурга генерал Николай Клейгельс. Он сумел украсть у государства невский речной трамвай. Увёз корабль в имение и пустил плавать по озеру. А когда его назначили генерал-губернатором в Киев, утащил к себе всю дорогую мебель из губернаторского дворца.
Наказания Клейгельс не боялся, так как пользовался покровительством царя. Николай II, узнав о прегрешениях протеже, лишь развёл руками: «Уж если у нас так воруют, значит, у нас есть что воровать!»
uctopuockon_pyc
Литературно-ист. журнал ИСТОРИОСКОП
Но более интересный момент состоит в том, как в старину за подобное злодеяние наказывали татя (вора) в православном христианском государстве (теократическом государстве).
Чтобы узнать, какое наказание грозило за кражу? Откроем Двинскую судную грамоту 1397 года, в которой прочитаем следующие строки:
У кого найдется краденое, но кто сведет с себя татьбу и доищется вора: тому нет наказания.
Вор же платит в первый раз цену украденного; за преступление вторичное наказывается тяжкою денежною пенею, а в третий раз виселицею. Тать во всяком случае должен быть заклеймен.
Уличенный в самосуде платит 4 рубля; а самосуд есть то, когда гражданин или земледелец, схватив татя, отпустит его за деньги, а Наместники о сем узнают.
Позже в Соборном уложение 1649 года, состоящем из 104 пунктов, найдём следующий текст:
11. Да и мошенником чинить тот же указ, что указано чинить татем за первую татьбу.
12. А приведут татя, а доведут на него татбы три, или четыре или больши, и того татя пытав казнити смертью, хотя он и убийства не учинил, а животы его отдать исцом в выть.
13. А будет тать учинит и на первой татьбе убийство, и его казнить смертью.
14. А церковных татей казнить смертью же безо всякаго милосердия, а животы их отдавати в церковныя татьбы.
С. А. Кириллов. Степан Разин
В то время за кражу или разбой, сопровождающимся убийством грозила смертная казнь без милосердия. Смертная казнь, также грозила и закоренелым преступникам, которые продолжали повторять злодейства.
Воровство в теократическом государстве не только большой грех, но и сам по себе не хороший проступок среди своих соотечественников и в светском государстве. Не говоря о том, что хищение чужого имущества (кража) наносит материальный ущерб. Кража имущества делает несчастными обоих, и того, кто украл, и того, у кого украли.
У здорового общества, всегда будет отрицательное отношение к хищению чужого имущества. А если это не так, то означает одно, что общество нездорово.
Как наказывали за воровство в русской деревне?
Деревенская община не выдавала воров и иных преступников властям, приговор выносился на сходе, в кругу своих.
Неправильно считать самосуды результатом вспышки ярости, эмоциональным стихийным действом — нередко преступника наказывали хладнокровно. Имели место жестокие расправы с летальным исходом — в таком случае все члены общины хранили тайну о событии, а казненный признавался пропавшим без вести. Задержание преступника конвоирами односельчане считали прискорбным упущением, помехой справедливому возмездию.
Высшая мера наказания назначалась за крупную кражу, поджог и колдовство
За самосуд крестьяне могли быть приговорены к тюремному заключению, но это их не останавливало, так как в справедливости наказания по закону не было никакой уверенности. Нередко власти терпели неудачи в поиске и задержании конокрадов или же назначали по мнению крестьян слишком мягкое наказание.
За воровство зерна, продовольствия и иного добра злоумышленники терпели телесные наказания. Пойманные на краже не дожидались собрания, их били на месте преступления. В этом принимали участие все, кто находился поблизости — соседи и родственники потерпевшего, случайные прохожие. Воров нередко забивали до смерти или калечили, спастись можно было лишь бегством. В народе говорили: “Ничем вора не уймешь, коль до смерти не убьешь”.
Та же участь ждала поджигателя — огонь наносил деревне непоправимый урон, этим и объясняется жестокая кара. В «Тамбовских ведомостях» от 1884 года была опубликована заметка о том, что подозреваемого в поджоге крестьянина привязали к хвосту коня, которого гоняли несколько часов по полю. Историк В. Безгин пишет о стихийном убийстве крестьянки, обвиненной в масштабном пожаре. Расправа со смертельным исходом произошла в присутствии полицейского, который никак не мог повлиять на ход события. После смерти виновной действо не прекратилось — жители деревни Муравьево продолжали оскорблять и плевать на труп, который позже утопили в пруду.
Жестокое наказание со смертельным исходом предусматривалось за колдовство. Услуги ворожей пользовались спросом — к ним приходили врачеваться, искать помощи в повседневных делах. Но когда в деревне начиналась эпидемия, кто-то заболевал непонятной хворью, гиб урожай по какой-либо причине, виноватой считалась по умолчанию местная ворожея. Доказывать причастность ведьмы к бедам деревни или отдельных ее жителей было затруднительно, но этого и не требовалось. Законодательство не предусматривало какой-либо ответственности за колдовство, поэтому наказывали ведьму исключительно в формате самосуда. Зачастую ведьм сжигали, но не гнушались и других методов лишения жизни. Крестьяне отнюдь не считали грехом убийство “служителя сатаны”.
Мелкие кражи и добрачные сексуальные связи карались посрамлением
Виновного в краже заставляли идти по селению с украденной вещью. Вора сопровождали односельчане, которые создавали шум — били в кастрюли, печные заслонки, сковороды и ведра, привлекая всеобщее внимание. Приветствовались крики и хохот.
За жалобы земскому начальнику после унизительной экзекуции виновного ждало повторное наказание с элементами физического насилия. Историк С. Оболенская пишет о событии, когда крестьянка деревни Мешкова была подвергнута “вождению”, после чего униженная женщина обратилась с жалобой в управление. Деревенский староста был арестован на 2 дня за незаконное самоуправство. После его возвращения был собран сход по делу доноса, община обязала мужа виновной выпороть ее кнутом, а ее вещи отдать на водку для односельчан. Решение было исполнено.
За добрачные связи девушек также ждала унизительная процедура — их коротко стригли, надевали на голову сорочку, и обнаженными по пояс гнали по деревне. Считались правомерными истязания неверных жен, для расправы достаточно было одного лишь подозрения — доказательств вины не требовалось. Если женщина жаловалась на побои и жестокое обращение в суд, что становилось известно общине, мужу могли приказать публично избить супругу.
В крестьянской среде на протяжении веков сохранялись собственные законы, которые имели мало общего с официальным сводом. С. Оболенская отмечает, что народные расправы в русской глубинке происходили вплоть до XX века.
Источник
Доброе утро
Как наказывали за воровство в старину
Код для встраивания видео
Настройки
Плеер автоматически запустится (при технической возможности), если находится в поле видимости на странице
Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице. Соотношение сторон — 16×9
Плеер будет проигрывать видео в плейлисте после проигрывания выбранного видео
Наказания за кражу на Руси узаконил Ярослав Мудрый. В XI веке все было довольно мягко: украл курицу — плати штраф, украл коня — плати большой штраф. В XVII веке к ворам стали относиться строже. Царь Алексей Михайлович издал собственный свод законов — Соборное уложение. Отныне за похищенный кочан капусты били розгами по спине. За гуся можно было лишиться носа или ушей. Если человек украл корову, его могли избить батогами — это две деревянные палки. А если он украл лошадь, то его могли как казнить, так и вбить в пятку гвоздь.
Петр Первый повелел клеймить всех воров. На лбу и на щеках преступника выжигали букву «В», что означало вора. Иногда это был позорный орел — без державы и скипетра. Человек с клеймом не имел права появляться в крупных городах даже после освобождения. При повторном задержании его вторичного клеймили и отправляли в ссылку.
Но хуже всего жилось воришкам в Китае. У их семей забирали все имущество — и это еще легкое наказание. Ведь того, кто украл, могли лишить ног, а могли и жизни. Самое гуманное отношение к ворам — на британских островах. Последнюю тысячу лет в наказание за кражу воры платят штрафы.