что делали с евреями в ссср

Антисемитизм в СССР: Почему советская власть не любила евреев

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

что делали с евреями в ссср

Старая гвардия

Среди руководства партии большевиков, которая в 1917 году смогла взять власть, было немало евреев. Ущемлённый в Российской империи народ породил целую плеяду революционеров, которые влились в партию и смогли участвовать в строительстве нового политического режима. А уже после революции отмена черты оседлости открыла многочисленному еврейскому населению путь в города и вузы, на фабрики и в общественные учреждения – и, конечно, вверх по партийной лестнице.

Если бы борьба за власть после революции пошла по другому сценарию, то, возможно, никакого антисемитизма в стране и не появилось. Лидером государства, например, мог бы стать Лев Троцкий – он же Лейба Бронштейн. Но вместе с другими оппонентами Сталина он был вытеснен из руководства партией. В те годы даже родился анекдот: «В чём отличие Моисея от Сталина? Моисей вывел евреев из Египта, а Сталин вывел евреев из Политбюро».

что делали с евреями в ссср

В репрессированной старой гвардии были не только евреи: скажем, кроме Троцкого, видным оппозиционером был Евгений Преображенский – сын русского протоиерея. Да и кто-то из евреев оказался по другую сторону баррикад: сторонником Сталина оставался нарком иностранных дел Максим Литвинов, он же – Меер-Генох Валлах.

Поэтому Сталин не использовал «еврейский» аргумент напрямую – он боролся со своими противниками, а не с другим народом. Но антисемитские нотки при необходимости пускали в ход. При разгоне троцкистской демонстрации в 1927 году из толпы кричали «Бей жидов-оппозиционеров!».

что делали с евреями в ссср

Израильский вопрос

После Второй мировой войны благодаря поддержке мирового сообщества евреям удалось воссоздать свою собственную страну – Израиль. Советский Союз на первых порах поддерживал этот процесс, надеясь на крепкие дружеские отношения с новым государством на Ближнем Востоке – он поддержал еврейское население Палестины во время так называемой Войны за независимость и не противился контактам своей еврейской диаспоры с зарубежьем.

Холодная война расставила свои приоритеты: Израиль предпочёл долговременное сотрудничество с Западом, и СССР, в свою очередь, занял противоположную сторону конфликта. С тех пор долгие годы в арабо-израильских конфликтах Москва принимала сторону арабских государств, клеймя в печати, пропаганде и дипломатических речах «израильскую агрессию».

что делали с евреями в ссср

Во время Шестидневной войны Израиля с коалицией арабских государств на многих советских евреев, занимавших важные общественные посты, было оказано давление с целью заставить их открыто выступить с осуждением политики израильского государства. Однажды в Москве даже созвали целую пресс-конференцию, на которой несколько десятков научных работников, представителей искусства и военных еврейского происхождения официально заявили подобную позицию.

В советской печати порой утверждалось, что Израиль – это форпост и плацдарм международного империализма на Ближнем Востоке, в котором местная еврейская буржуазия эксплуатирует трудовые еврейские массы. Главным врагом был объявлен сионизм – политическое движение, призывавшее к объединению еврейского народа. К сожалению, в погоне за пропагандой публицисты могли переходить границы и ругать сионизм настолько сильно, что их творения едва ли отличались от антисемитской литературы.

что делали с евреями в ссср

«Безродные космополиты»

Космополиты – это те, кто ставит интересы мира и всего человечества выше интересов нации и государства. С момента ухудшения отношений с Израилем космополитами в СССР чаще называли представителей определённой национальности, ибо, с точки зрения советских властей, еврейское население в СССР могло ставить интересы «мирового сионизма» (а также «мировой буржуазии» и «мирового империализма») выше своего советского гражданства.

В рамках кампании по борьбе с космополитизмом критиковались и даже вовсе увольнялись с работы учёные, архитекторы, писатели, которых обвиняли в «низкопоклонстве перед Западом» и капиталистическими ценностями. Многие из них (хотя и не все) были евреями. Созданный в годы войны Еврейский антифашистский комитет был закрыт, а его члены как американские шпионы арестованы. Многие еврейские культурные объединения также были ликвидированы.

что делали с евреями в ссср

Несмотря на то, что кампания закончилась со смертью Сталина, предубеждения в отношении евреев сохранились на уровне государственной политики до самой перестройки. Екатерина Фурцева, министр культуры при Хрущёве и Брежневе, публично заявляла, что процент евреев-студентов не должен превышать процент евреев-шахтёров.

Формально, опять же, никакой политики антисемитизма не проводилось. Но существенные ограничения имелись: при тех же приёмах в вузы, а также на работу в силовые структуры, МИД или высший партийный аппарат. Причинами были не только подозрения в симпатиях евреев к Израилю и Западу, но и в целом желание не упускать из виду идейное состояние общества – интеллигенция еврейского происхождения издавна отличалась свободомыслием.

что делали с евреями в ссср

Глава КГБ Юрий Андропов и министр иностранных дел Андрей Громыко в 1968 году и вовсе предложили разрешить евреям уезжать в Израиль. По их мнению, так можно было бы улучшить репутацию СССР на Западе, выпустить недовольных еврейских активистов за рубеж, а заодно использовать кого-нибудь из них в разведывательных целях.

В результате за двадцать лет сотни тысяч советских евреев эмигрировало. Не обошлось без трудностей – не всем подряд давали выездную визу. Это не ослабило антиеврейские ограничения в советской внутренней жизни, хотя, пожалуй, действительно избавило страну хотя бы от части потенциально недовольных граждан. Среди которых было много талантливых людей – учёных и деятелей культуры, которые так и не смогли реализовать себя в родной стране.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Правда о положении евреев и репрессиях в СССР

О положении евреев в СССР

Только после образования СССР в 1922 г. евреи получили равные права со всеми, все избирательные права, самый широкий доступ к образованию, выборе профессии, возможность служить в армии и на государственной службе, чего не было или что было крайне ограничено во времена Российской империи (о положении евреев в царской России см. статью Самсона Мадиевского «Евреи и русская революция: был ли выбор», источник: http://www.lechaim.ru/ARHIV/103/madievskiy.htm ). В 1934 г. на территории Советского Союза была образована Еврейская автономная область (ЕАО) со столицей в г. Биробиджан. Язык идиш на территории ЕАО получил официальный статус наравне с русским, появилась новая литература на этом языке, отражающая советскую эпоху. Еврейские дети впервые обрели возможность получать знания на языке их родителей. В числе прочего, комфортные условия в плане обучения в школах на родном языке были созданы не только для детей многочисленной группы евреев-ашкеназов, кои имели в употреблении идиш, но и для детей сравнительно небольшой группы испаноязычных евреев-сефардов, чьи родители с 1928 г. стали переселяться в советский Биробиджан (см. материал в Википедии о Биробиджане) из разных западных стран в числе еврейских добровольцев марксистов-интернационалистов (преимущественно ашкеназов и в меньшей степени сефардов). Вот, что пишет раввин Иосиф Телушкин о заселении Биробиджана советскими и западными евреями в его работе «Еврейский мир»:

«Тысячи советских евреев переселились в Биробиджан. Более удивительно, что также поступили и около 1400 еврейских коммунистов из Соединенных Штатов и других западных стран.» р. И. Телушкин, «Еврейский мир», Часть девятая: «Советские евреи», глава 228, «Биробиджан», см. также: https://mir-knig.com/read_239178-98

Аналогичные условия в плане обучения на родном языке были созданы и для эвакуированных в СССР испанских детей, среди коих были и евреи-сефарды, во времена Гражданской войны в Испании в конце 30-ых годов XX-го века, каковым была предоставлена возможность учиться в специальных школах или специализированных классах, где обучение велось на испанском языке (близком к еврейско-испанскому согласно классификации языков). Вот что говорится об этом в Википедии:

«В 1937—1938 годах из Испании было эвакуировано более 34 тысяч детей из семей республиканцев с целью спасти от военных действий, из них более 3 тысяч прибыли в СССР.
Всего в СССР в составе четырёх партий прибыло 2.895 детей. Большая часть детей происходила из Страны Басков, Астурии и Кантабрии, районов, отрезанных на севере мятежниками от остальной страны. С детьми поехала небольшая группа взрослых в качестве воспитателей. Позже, уже в детских домах, с детьми работало около 1400 учителей, воспитателей, врачей, среди них 159 человек были испанцы.» Википедия, раздел «Испанские дети в СССР».

Интересную информацию о специализированных испанских классах в советских школах можно узнать из воспоминаний преподавателей той эпохи, к примеру, Гертруды Хотиной (ниже привожу цитату из материала «Энциклопедии Царского Села» под названием. «Испанские дети в Пушкине», см. также в материале из Википедии под названием «Испанские дети»):

«Из воспоминаний Хотиной Гертруды Александровны — учительницы школы № 1 (ныне №500) 1935 — 1941гг об обучении испанцев в советской школе:
«В 1937 году в разгар борьбы патриотов Испании с фашистами советские школы, верные интернациональному долгу, гостеприимно открыли двери испанским детям. Наша пушкинская школа была в числе первых, где были организованы классы для испанских детей.» Интернет-ресурс «Энциклопедия Царского Села», ст. «Испанские дети в Пушкине», см. цитату и ссылку на источник в Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Испанские_дети_в_СССР

Как видим из всего вышесказанного, в СССР для эвакуированных испанских детей, среди которых были и испаноязычные дети евреев-сефардов, были созданы все условия для нормальной жизни, включая обучение и помощь врачей и педагогов. К примеру, Елена Виленс в ее статье «Неизвестная правда об испанских детях в СССР», приводит факты, говорящие, что дети эти были размещены не в обычных детских домах, а им отвели для проживания бывшие дворянские особняки:

«К концу 1938 года в СССР было 15 детских домов для испанских детей: десять в РСФСР (среди которых один — N10 в городе Пушкине под Ленинградом — специально для дошкольников), а пять других — на Украине. В России детские дома в основном были сосредоточены под Москвой и Ленинградом и для их создания были использованы дома отдыха ВЦСПС, старые дворянские особняки.» Елена Виленс, ст. «Неизвестная правда об испанских детях в СССР»

Надо сказать, что среди эвакуированных испанских детей, кроме детей испанцев, были не только дети испаноязычных евреев-сефардов, но и дети басков, галисийцев и каталонцев, так что национальный вопрос в отношении них в стране, где все граждане были равны, не стоял так остро, в связи с чем многие из них, достигнув зрелого возраста, остались в СССР:

«В отличие от детей, вывезенных в Великобританию, Мексику, на Кубу, во Францию, вывезенные в СССР дети оставались в СССР достаточно продолжительный период времени. Часть из них возвратилась в Испанию между 1956 и 1959 годами, часть выехала на Кубу, но многие остались в СССР.» Википедия, «Испанские дети в СССР».

Что до пятой графы в советском паспорте, то она отражала лишь пятый пункт с указанием национальности, поскольку в советском паспорте указание национальности любого гражданина СССР было строго обязательным. Дискриминация евреев в СССР при поступлении в ВУЗ или на работу была весьма незначительной и связана в основном с появлением на карте мира государства Израиль (в послевоенное время) с враждебной по отношению к СССР прозападной капиталистической системой, а также политическим противостоянием этих стран под влиянием США. По указке из-за океана через различные источники, переписку, радиоканалы, вещаемые с Запада (глушимые в СССР не очень эффективно) советским евреям распространялись и насаждались совсем несоветские взгляды и неприязнь к советскому строю, что провоцировало массовый выезд евреев в Израиль из СССР. Само собой разумеется, что всё это не способствовало адекватному отношению к нам среди советских чиновников. Никаких официальных ограничений прав евреев на территории СССР не было.

О репрессиях в СССР в сталинскую эпоху

Следует знать, что в СССР в эпоху так называемого сталинизма подверглись массовым репрессиям не одни только евреи, но представители всех народов СССР. Напомню, что именно Красная Армия в годы Великой Отечественной освобождала нас, евреев, из немецко-фашистских концлагерей, каждому из узников была оказана медицинская и социальная помощь, каждый из узников вернулся к месту его рождения. Этот случай доказывает, что Советский Союз еврейский народ спасал, а не напротив, и если отдельные представители его и подверглись репрессиям, то только с политической стороны, как и представители любого другого народа. Интересные выводы о жертвах сталинских репрессий были сделаны Виктором Сковородниковым:

Разумеется, в сталинскую эпоху было репрессировано немало и невиновных, но их цифра сильно завышена, к тому же число приговоренных к высшей мере наказания вовсе не насчитывало несколько миллионов, а насчитывало 642 980 представителей самых разных национальностей, слоев и групп советского общества, а эта цифра, хотя и велика, но никак не сопоставима с 27 миллионами жертв, погибших от рук (или в связи с нападением) немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны (см. в Википедии). Из материалов Википедии о количестве жертв массовых репрессий мы можем узнать следующее:

«Историк В.Н.Земсков, в своей статье «ГУЛАГ (историко-социологический аспект)», приводит данные: «…в действительности число осужденных по политическим мотивам (за „контрреволюционные преступления“) в СССР за период с 1921 г. по 1953 г., то есть за 33 года, составило около 3,8 млн. человек».
«Всего за этот период было осуждено Коллегией ОГПУ, „тройками“ НКВД, Особым совещанием, Военной коллегией, судами и военными трибуналами 3 777 380 человек, в том числе к высшей мере наказания — 642 980, к содержанию в лагерях и тюрьмах на срок от 25 лет и ниже — 2 369 220, в ссылку и высылку — 765 180 человек»
В.Н.Земсков ГУЛАГ (историко-социологический аспект) // Социологические исследования.
1991, N.6 С.10-27; 1991, N.7. С.3-16.

Как видите, цифры говорят сами за себя. Добавьте сюда, что среди предателей советской Родины, стоявших на службе в Вермахте, «полицейских формированиях, СС и СД по разным оценкам было от 1 до 2,5 млн. человек», включая власовцев, бандеровцев и других, см. источник: http://www.belvpo.com/ru/11344.html

Таким образом, среди оказавшихся в сталинских лагерях большинство отбывало срок все-таки за свое (т. е. по вине), хотя были также и невиновные. Однако, сталинизм, культ личности Сталина и сталинские репрессии были осуждены в СССР в эпоху Хрущева, когда тело Сталина было вынесено из мавзолея Ленина и перезахоронено у кремлевской стены. Советский Союз тогда осудил эти репрессии и пошел по другому пути развития. Жизнь в СССР стала свободной и непринужденной, а в эпоху Брежнева достигла невиданного благополучия. Это было самое мирное и благополучное время для России за всю ее многострадальную историю, сопровождавшуюся войнами и революциями. Правда, во времена Горбачева был еще выдуман миф о так называемом «брежневском застое», но это уже тема для отдельной истории, которая послужила началом 25-летней разрухи после падения СССР.

Об отдельных случаях ксенофобии

Как советская еврейка скажу, что отдельные проявления антисемитизма имеют место быть в любой стране вне зависимости от системы, к примеру, именно в буржуазных странах в былые времена были ужасные гонения и притеснения евреев; антисемитские настроения в Европе и ныне, что можно узнать из публикации под названием «Из Европы ускорился исход евреев» в «Российской Газете» («RG.RU»):

Желающих узнать подробности основных причин массового отъезда евреев из стран Западной Европы отошлю к другой статье под заголовком «Новый исход. Почему евреи уезжают из Европы», опубликованной в русскоязычном издании «The insider» (theins.ru):

«Однако, согласно последнему масштабному исследованию, доля антисемитов в Британии (8%) и Италии (20%) все же значительно меньше чем во Франции (37%).» Интернет-издание «The insider», источник: http://theins.ru/obshestvo/3188

«По оценкам историков, в период с 1936 по 1975 годы погибли от 500 тысяч до миллиона человек, а еще 700 тысяч испанцев были вынуждены покинуть родину. С 1939 по 1950 годы, когда активно шла борьба с политической оппозицией, к тюремным срокам и заключению в трудовые лагеря были приговорены 875 тысяч человек. Среди категорий лиц, подлежащих репрессиям, были не только сторонники левых партий, но и масоны, евреи и представители сепаратистских движений в Стране Басков, Каталонии и Галисии.» Интернет-издание «Lenta.ru», источник: https://lenta.ru/articles/2008/10/07/compens/

Учитывая, что Испания по сравнению с Советским Союзом — это относительно небольшое государство, то приведенные цифры количества жертв выглядят просто устрашающе, ибо более полумиллиона человек (а по некоторым оценкам около миллиона) погибло в Испании в результате массовых репрессий не только в годы фашистских режимов в Германии и в Италии, но и после того как эти режимы были низвергнуты, т. е. после 1945 г. вплоть до 1975-го, только по причине того, что западные буржуазные страны поддержали после Второй мировой войны франкизм в Испании, режим, который по существу являлся фашистским. Разумеется, находятся и сейчас сторонники оправдать этот бесчеловечный режим, эту более изворотливую и изощренную форму фашизма, и даже пытаются подтасовать и сфальсифицировать факты, но если кто-либо действительно не знает реального положения дел, то отошлю к словарю с пояснением этого термина:

«Франкизм — фашистский режим диктатора Франко, установленный в Испании после гражданской войны 1936-1939 гг.» http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/48863/франкизм

Расхваливающие буржуазный путь развития на Западе направо и налево, а заодно и мнимую западную толерантность, могут теперь похлопать в ладоши, ибо в их лицемерную радость можно было бы с лихвой накапать слез невинных еврейских матерей, чьи дети подверглись несправедливым унижениям и притеснениям, поскольку и по истечении 1975 года, после падения режима Франко в Испании, евреи всё еще продолжают испытывать на себе всю тяжесть несправедливого отношения некоторых невежественных граждан, проживающих в западных странах. Разумеется, власти этих стран списывают всё это на огрехи образования, но тогда кто же в том виноват, если учебные заведения этих западных государств не уделяют должного внимания воспитанию своих граждан? Таким образом, проживающим на Западе евреям, в том числе, в Канаде (особенно франкоязычной) и в США, я бы посоветовала призадуматься над создавшимся положением дел и поискать основные причины происходящего в буржуазном строе, ибо и выезд в Израиль, возможно, для некоторых евреев не будет выходом (к примеру, для евреев-сефардов, которым не так уютно даже в Израиле), поскольку и современный Израиль строился на западных ценностях, а не сугубо восточной культуре, многое взяв и восприняв из буржуазной системы Запада.

По поводу проявления ксенофобии в современной России могу сказать, что в этом смысле положение несколько улучшилось, поскольку тема евреев в России перестала так остро подниматься, по крайней мере в российском транспорте негативные реплики в сторону евреев я больше не слышу. Что до СССР, то скверное «дело врачей» 1952 г. и деятельность председателя Гостелерадио Сергея Лапина, вступившего на эту должность в 1970 г., являются только отдельными случаями антиеврейских настроений, никак не характеризующими СССР, поскольку политическая и государственная система в СССР строилась на идее равенства и братства, где евреи были наравне с другими народами частью одного большого советского народа.

© Copyright: Ирина Леви, 2016, Стихи.ру
Свидетельство о публикации №116020601756

Источник

«Везде мерещились интриги и заговоры» Кто стал последней жертвой карательной машины Сталина?

К акой исторический шанс упустил Советский Союз после победы в Великой Отечественной войне и кто в этом виноват? Почему в стране, победившей германский нацизм, через несколько лет после завершения Второй мировой восторжествовал официальный антисемитизм? Чего Сталин не мог простить советским евреям и при чем тут был Крым? Зачем незадолго до смерти дряхлеющий вождь искал «сионистских шпионов» на Лубянке и даже среди своих медиков? Кем на самом деле была врач Лидия Тимашук? Об этом «Ленте.ру» рассказал доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории (ИРИ РАН), автор книги «Тайная политика Сталина. Власть и антисемитизм» Геннадий Костырченко.

«Еврейская дивизия имени Иосифа Сталина»

что делали с евреями в ссср

Геннадий Костырченко: На первый взгляд, кажется парадоксальным то, что нарастание государственного антисемитизма во внутренней политике сочеталось с активной поддержкой создания Израиля во внешней. И хотя кампания по борьбе с «безродным космополитизмом» была официально объявлена в январе 1949 года, возникла она не вдруг и не сразу, а втуне вызревала минимум десятилетие. Ведь элементы антисемитизма стали проявляться в функционировании высших аппаратных структур СССР еще с конца 1930-х годов. Именно тогда впервые были предприняты попытки убрать евреев с руководящих должностей.

Во-первых, это было связано с идеологической перестройкой 1930-х годов, когда на фоне нарастания угрозы новой большой войны Сталин ради идейного сплочения общества и укрепления собственной власти привнес в советскую пропаганду толику русской имперской великодержавности, что неизбежно вызвало рост ксенофобских и особенно юдофобских настроений. Во-вторых, на усиление последних существенно повлияло предвоенное сближение сталинского СССР с гитлеровской Германией, заставившее советскую политическую элиту не только закрыть глаза на то, как нацисты относились к евреям, особенно после Хрустальной ночи 1938 года, но и резко снизило ее сопротивляемость влиянию такого рода примеров. После войны латентный советский антисемитизм получил дальнейшее развитие. За рамки первичной зачаточной стадии он вышел после убийства председателя Еврейского антифашистского комитета (ЕАК) Соломона Михоэлса, совершенного в январе 1948 года госбезопасностью по прямому указанию Сталина.

Зачем это было нужно Сталину?

Устранение Михоэлса стало последствием дела Аллилуевых, родственников застрелившейся в 1932 году жены Сталина. Он всегда относился к ним с неприязнью, принявшей с годами параноическую форму. Считал, что они «болтают много лишнего» про него. А те тоже его недолюбливали, не слишком скрывая это, особенно после того как их «уплотнили» (подселили соседей) в квартирах знаменитого Дома на набережной.

К тому же в декабре 1947 года шеф госбезопасности Виктор Абакумов доложил Сталину о контактах его дочери Светланы и ее тогдашнего мужа Григория Морозова с членом ЕАК, бывшим бундовцем Исааком Гольдштейном. Глава МГБ рассказал престарелому вождю, что Гольдштейн собирает о нем личные сведения, выполняя поручение «еврейского националиста» Михоэлса. Сестра погибшей жены Сталина, Анна Аллилуева, а затем и сам Гольдштейн, после нескольких допросов с пристрастием это подтвердили. Потом следователи по делу Аллилуевых, будучи после смерти Сталина сами арестованы, признались, что Абакумов передал им личное распоряжение вождя выбить из арестованных признание, что Михоэлс работал на «американских сионистов».

Но почему после всего этого Сталин содействовал созданию Израиля?

Видимо, у него была иллюзия, что молодое еврейское государство станет сателлитом СССР на Ближнем Востоке. Тем самым Сталин стремился подорвать господство там английского империализма, который ненавидел даже сильнее американского. Британцы в то время, как известно, больше поддерживали арабов, нежели евреев. Надо сказать, некоторые основания для подобных надежд у Кремля имелись. Первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион был убежденным социалистом, иногда его даже называли «сионистским большевиком». Однако вновь созданное еврейское государство, получив щедрую материальную помощь со стороны официальных кругов и еврейской общины США, очень быстро сделало основной крен в сторону не Москвы, а Вашингтона.

Существует версия, что одной из причин гонений на советских евреев стала восторженная встреча, устроенная ими осенью 1948 года первому послу Израиля в СССР Голде Меир, что очень не понравилось Сталину.

Такой факт действительно существовал. Провозглашение государства Израиль вызвало у советских евреев всплеск национального самосознания, тем более что СССР первым де-юре признал его. Под воздействием произраильских настроений толпы людей приходили в ЕАК с требованием создать «еврейскую дивизию имени Иосифа Сталина» и отправить их добровольцами на Ближний Восток. Возникли и слухи, что власти позволят евреям переселиться в Палестину. Ицик Фефер, ставший руководителем ЕАК после гибели Михоэлса, даже хотел организовать в Москве с участием писателей Симонова и Эренбурга митинг в честь создания Израиля, но эту идею на корню зарубил бдительный партийный идеолог Суслов.

«Зови жида космополитом»

Такая реакция властей, очевидно, была вызвана страхом спровоцировать взрывной рост «еврейского буржуазного национализма». Приезд Голды Меир и особенно ее визит на еврейский Новый год (Рош ха-Шана) 4 октября 1948 года в Московскую хоральную синагогу, где ее приветствовала многотысячная толпа, лишь усилил подобное опасение советских верхов. Тем более, что когда в тот день израильский посол пешком возвращалась после молитвы в свою резиденцию в гостинице «Метрополь», все евреи сопровождали ее, а некоторые даже целовали края одежды, поклоняясь чуть ли не как новоявленному мессии. После этого спонтанного шествия в сталинской зашуганной Москве, где ничего подобного не было после троцкистской демонстрации 1927 года, Ицик Фефер, по свидетельству родственников, обреченно произнес, выразительно глядя вверх: «Они нам этого никогда не простят».

Именно тогда началась кампания по борьбе с «безродным космополитизмом»?

Кампания началась 28 января 1949 года после публикации в «Правде» разгромной статьи «Об одной антипатриотической группе театральных критиков», где в раболепии и низкопоклонстве перед «иностранщиной» обличались люди с еврейскими фамилиями. Она стала ширмой, прикрывшей тайную расправу с членами ЕАК и своеобразным публичным обоснованием начавшихся тогда массовых гонений на евреев (кадровые чистки «по пятому пункту» и т.п.). Как раз тогда пошло гулять в чиновных сферах циничное присловье: «Чтоб не прослыть антисемитом, зови жида космополитом».

В истории нашей страны часто случалось, что на внешние вызовы власти отвечали усилением поиска внутренних врагов. Стала ли триггером антиеврейской истерии в СССР начавшаяся холодная война?

Самым непосредственным образом. Во время Великой Отечественной по понятным причинам идеологический контроль советского государства над народом несколько ослаб. Победа в тяжелейшей войне не только превратила СССР из региональной страны в сверхдержаву, но и дала советской элите уникальный шанс немного ослабить давление на общество, реформировать режим в сторону открытости, демократизации и сотрудничества с союзниками по антигитлеровской коалиции. Именно этого ожидал от власти народ, выдержавший колоссальные тяготы и заслуживший право на достойную и более свободную жизнь.

Но Сталин не без оснований счел подобный сценарий опасным для созданной им тоталитарной машины, поэтому взял курс в прямо противоположном направлении: закручивания гаек в общественной жизни, изоляции страны от внешнего мира и нагнетания синдрома осажденной крепости. В том числе это стало причиной опалы маршала Жукова, травли Ахматовой и Зощенко, блокады Западного Берлина в 1948 году и псевдопатриотической кампании, получившей в народе ироническое название «Россия ― родина слонов».

А евреи в этих условиях воспринимались как «пятая колонна буржуазного Запада»?

Конечно. Тем более так сложилось, что многие советские евреи, в том числе высокопоставленные, действительно имели родственников в западных странах ― особенно в США, где существовала обширная еврейская диаспора. Поэтому они ответили на изоляционистскую политику Сталина глухим недовольством, что власть не могла не почувствовать.

Но неприятие сталинского послевоенного курса подспудно выражали не только евреи, но и представители старой русской интеллигенции, выжившие после трех десятилетий непрерывного большевистского террора. Ведь они были по-европейски образованными людьми и еще до революции широко контактировали с коллегами и друзьями на Западе. Поэтому все послевоенные сталинские репрессии имели две цели ― устрашить общество, погасив в нем потенциальные очаги недовольства, и сохранить режим единоличной власти диктатора.

Взлет и падение «ленинградцев»

Разве власти Сталина могло что-то угрожать?

На закате жизни Сталин серьезно одряхлел ― не только физически, но и интеллектуально. Пережив несколько инсультов, он стал импульсивным и раздражительным, а важнейшие решения принимал под воздействием эмоций и страхов. В старости все отрицательные стороны сталинской натуры предельно обострились, особенно гипертрофированная жестокость и маниакальная подозрительность. Ему везде мерещились заговоры и «американо-сионистские» интриги. Выдающийся советский кардиолог, профессор Александр Мясников, который пользовал умиравшего вождя и участвовал в подготовке заключения о его смерти, усматривал причину поведенческой аномалии Сталина в прогрессировавшем в последние годы его жизни атеросклерозе мозговых сосудов. Как правило, это часто сопровождается всплеском эмоциональных реакций, усилением недоверчивости, упрямства и неадекватностью в оценке людей и событий.

Но при этом советский вождь до самых последних дней продолжал обеспечивать незыблемость своей единоличной власти. Он внимательно следил за балансом сил в ближайшем окружении, не давая чрезмерно усилиться никакой из придворных группировок. Когда в 1945 году в советской элите образовался заметный перекос в сторону тандема Берия ― Маленков, выражавшего интересы военно-промышленного комплекса, в противовес ему Сталин выдвинул на руководящие позиции Жданова и его ленинградскую группировку. Андрей Жданов стал главным партийным идеологом, а Алексей Кузнецов ― секретарем ЦК, отвечающим за подбор руководящих кадров и сферу национальной безопасности, включая МГБ. И хотя Кузнецов и другие «ленинградцы» пали потом жертвами сталинских репрессий, до этого именно они немало поспособствовали нагнетанию в советском обществе псевдопатриотической и ксенофобской истерии.

Но как гибель «ленинградцев» связана с тем, что, по мнению многих исследователей, они являлись главными выразителями русского национального самосознания в советском руководстве? И почему Сталин расправился с ними примерно тогда же, когда разбирался с «безродными космополитами»?

Известно, что один из ждановских выдвиженцев, председатель Совета министров РСФСР Михаил Родионов, пытался через своего патрона добиться того, чтобы самая большая советская республика, как и все остальные, получила свой гимн. Для этого он представил ему проект на основе музыки Дмитрия Шостаковича и стихов поэта Степана Щипачева со следующим финальным четверостишием:

«Славься, Россия, — отчизна свободы!
К новым победам пойдем мы вперед.
В братском единстве свободных народов
Славься, великий наш русский народ!»

Но ни гимна, ни собственной компартии РСФСР так и не получила.
Использовав подъем русского самосознания сначала для победы в войне, а потом для сохранения и укрепления собственного единовластия, Сталин жестоко расправился с теми, кто отвечал за этот идейно-мобилизационный ресурс, цинично считая их отработанным кадрово-номенклатурным материалом. Видимо, вождь посчитал, что «ленинградцы» перестарались в культивировании русского национализма, в чем увидел угрозу лично себе и стабильности своей империи.

В общем, селективно отобрав в пропагандистских целях из отечественного прошлого несколько ярких образов выдающихся деятелей ― Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана Грозного, Петра I и некоторых других ― Сталин так и не создал исторического мостика, соединяющего Советский Союз с дореволюционной Россией, а многовековая русская история так и осталась для советских людей «мрачным прошлым», эпохой «царизма и эксплуатации трудового народа».

«Сионисты» с Лубянки и «врачи-убийцы»

Можно ли сказать, что «дело врачей» стало естественным продолжением антикосмополитической кампании и «дела Еврейского антифашистского комитета?»

Да, оно стало продолжением зачистки от евреев во всех звеньях советской системы. К тому же сталинская карательная машина функционировала в непрерывном режиме и ей требовался постоянный «фронт работ». Поэтому следственные дела возникали, что называется, на пустом месте. Их провоцировало буквально все: усиление международной напряженности и пропагандистские кампании на этом фоне, очередные внутриноменклатурные разборки, крепчание сталинского маразма, а иногда и просто неосторожное слово обычного человека с последующим доносом на него.

«Дело врачей» не было исключением и началось схожим образом. Во время очередной кадровой антиеврейской чистки в медицинских учреждениях Москвы был уволен профессор Яков Этингер. В поле зрения органов госбезопасности он попал в 1944 году, когда активно поддержал проект Михоэлса по созданию в Крыму еврейской республики. На одном из допросов во время следствия по «делу ЕАК» бывший руководитель этого комитета Фефер охарактеризовал Этингера как предводителя «буржуазных еврейских националистов, окопавшихся в советской медицине». В квартире профессора чекисты установили «прослушку», с помощью которой зафиксировали множество разговоров с критическими выпадами в адрес советских руководителей. К тому же оказалось, что Этингер регулярно слушал западные радиостанции.

В ноябре 1950 года Этингера арестовали и первоначально обвиняли только в «буржуазном еврейском национализме». Потом арестовали его коллег, тоже евреев. Но затем старший следователь Следственной части по особо важным делам МГБ Михаил Рюмин, курировавший его дело, решил отличиться. Он обвинил Этингера во вредительском лечении и доведении до смерти секретаря ЦК Щербакова, который на самом деле умер в мае 1945 года от непомерного пьянства. Престарелый профессор сначала отчаянно все отрицал, но, сломленный пытками, подписал «признание». Не выдержав следственного прессинга и тяжелых условий содержания, в марте 1951 года он скончался в Лефортовской тюрьме.

Но зачем Рюмину понадобилось делать из Этингера врача-убийцу?

В данном случае им двигали несколько мотивов, но главным из них был карьерный. Чем больше сотрудник госбезопасности раскрывал тогда заговоров, тем выше поднимался он по служебной лестнице. Однако Рюмину не сразу удалось раскрутить «дело врачей», которому не дал хода министр госбезопасности Абакумов, понимавший абсурдность и нелепость выдвигавшихся в его рамках обвинений. Однако Рюмин не угомонился, а вышел на Маленкова, давно обиженного на Абакумова.

Именно Абакумов в 1946 году раскрутил «Авиационное дело», после которого Маленков попал в опалу. И вот спустя пять лет именно при его содействии Рюмин написал обширную докладную записку Сталину. Там он жаловался на Абакумова, который якобы препятствовал расследованию дела «врачей-вредителей». В результате 11 июля 1951 года появилось постановление Политбюро «О неблагополучном положении в Министерстве государственной безопасности», и уже 12 июля Абакумов был арестован. Торжествующий Рюмин был повышен до замминистра госбезопасности и по указанию вождя запустил «дело врачей». Избавляясь параллельно от людей Абакумова, он доложил Сталину о существовании на Лубянке обширного «сионистского заговора», после чего там произошли аресты многих высокопоставленных чекистов.

Однако Рюмин не оправдал надежд вождя ― прошел год, а следствие особо не продвинулось вперед. Это было отчасти заслугой заведующей кабинетом функциональной диагностики Кремлевской больницы Софьи Карпай. После ареста в июле 1951 года она мужественно держалась на допросах, отказываясь в течение нескольких месяцев давать негативные показания на коллег, что отсрочило их посадки и помогло выжить. Сама же она заработала в тюрьме астму, от которой умерла через два года после освобождения, не дожив и до 53-х лет. Заминка в следствии привела Сталина в ярость. В ноябре 1952 года он убрал Рюмина из МГБ, назначив руководить «делом врачей» замминистра госбезопасности Сергея Гоглидзе.

Именно тогда прошли массовые аресты кремлевских медиков?

Да. Но чуть раньше, еще в октябре 1952 года, взяли руководителя Лечебно-санитарного управления Кремля профессора Петра Егорова, чья жена уже томилась к тому времени на Лубянке, принуждаемая к оговору мужа. В ноябре-декабре 1952 года там же оказались и другие кремлевские врачи, в том числе бывший лечащий врач Сталина профессор Владимир Виноградов, профессора Мирон Коган, Александр Фельдман и Александр Гринштейн.

Триумф и позор Лидии Тимашук

Раздраженный затянувшимся следствием Сталин в начале ноября 1952 года потребовал от МГБ любой ценой выбить «признания» из арестованных врачей. Но учитывая, что почти все фигуранты дела были людьми почтенного возраста, в отношении их задействовали поначалу относительно мягкие меры физического воздействия ― круглосуточно содержали в наручниках, заковывая днем руки спереди, а ночью сзади. Тем не менее они продолжали молчать.

И тогда к ним применили «острые» методы. Особо упорствующих перевозили из Лубянки в Лефортово, где в специальной пыточной избивали резиновыми палками. При этом подобные экзекуции фиксировались в специальном журнале. Так грубой силой большинство фигурантов «дела врачей» заставили оговорить себя, подписав абсурдные показания, включая «признания» в сотрудничестве с иностранными разведками и умышленном умерщвлении ряда советских руководителей и военачальников.

Считается, что «дело врачей» спровоцировало письмо кремлевского врача Лидии Тимашук, которую еще в 1948 году ее руководители Виноградов и Егоров заставили переписать диагноз Жданова. Она отправила об этом письмо начальнику охраны Сталина генералу Николаю Власику, а когда Жданов все-таки умер от инфаркта, будущие фигуранты «дела» обвинили Тимашук в клевете и непрофессионализме, понизив в должности. Кем на самом деле была эта женщина ― негласным агентом «органов» и провокатором, или отстаивавшим свое мнение специалистом, которого власть просто использовали в нужный момент?

Письмо Тимашук не было доносом или клеветой, а лишь обоснованием своего диагноза. Трудно сказать, какими мотивами она руководствовалась, отправляя его из санатория на Валдае, где тогда лечился Жданов, ― реальным беспокойством за здоровье высокопоставленного пациента или стремлением избежать ответственности в случае его смерти, когда мог вскрыться неправильный, по ее мнению, диагноз его заболевания. Примечательно, что, когда после похорон Жданова Абакумов показал это письмо Сталину, тот нисколько им не заинтересовался, поставив резолюцию ― «В архив». Но в разгар «дела врачей», в конце 1952 года, он резко изменил свое отношение к нему, обвинив уже давно арестованного Абакумова в обмане и сокрытии информации о якобы намеренном умерщвлении Жданова.

Известно, что руководители ЕАК добивались в 1944 году создания еврейской республики в Крыму. Когда же спустя пять лет многие его члены оказались за решеткой, им ведь припомнили и это?

Да, в «деле ЕАК» фигурировал и так называемый крымский проект. Его идея возникла у Михоэлса в 1943 году, когда он в качестве главы ЕАК ездил в США, Канаду, Мексику и Великобританию уговаривать еврейскую диаспору оказать финансовую помощь воюющему СССР. В ходе этой командировки он встречался с представителями американской благотворительной организации «Джойнт», некоторые руководители которой предложили возобновить предпринимавшиеся еще в 1920-е годы попытки создания в Крыму еврейской автономии и выразили готовность финансировать возрождение этого проекта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *