что делали дети раньше
Эволюция воспитания детей (как было в СССР, и как теперь)
С течением времени взгляды на воспитание детей, приоритеты в воспитании и его способы меняются. Удивление наших бабушек, адресованное некоторым моментам воспитания детей в настоящее время – с этим сталкивались очень многие. К тому же сейчас чуть ли не каждый год появляются новые книги, каким-то образом, пропагандирующие особый стиль воспитания, якобы чреватый гениальностью подрастающего ребенка, отсутствием конфликтов с ним и, в целом, всеобщим благополучием молодой семьи. Но речь пойдет не об этом, а о более-менее классическом воспитании, которое всё же меняется.
Приоритеты тогда и сейчас разнятся очень во многом. Елена, 47 лет: «Когда я была в детском саду, я очень плохо ела. Моя бабушка приходила к детскому саду перед обедом, подзывала воспитательницу и просила накормить меня во что бы то ни стало. В итоге во время тихого часа я сидела и мучилась над тарелкой. А когда меня вели в сад, я уже чувствовала запах молока, и возникало ощущение, что жизнь закончена!».
Пожалуй, сейчас это неистовое желание накормить ребенка во что бы то ни стало уже не так актуально. Аня, 24 года: «Мой ребенок ходит в детский сад. Я знаю, она плохо ест, также знаю, что со здоровьем всё хорошо, но ломается, как и очень многие дети. Я не хочу, чтобы её заставляли кушать. Поэтому предупредила воспитательниц в детском саду относиться к ней лояльнее. Не думаю, что сидение перед миской супа два часа принесет пользу». Карина, 23 года: «Мои родители всегда пытаются заставить дочку скушать побольше, но я не разделяю их взгляды. Есть через силу – это не правильно. К тому же я знаю, что у неё нормальный вес, хотя она и худенькая».
В эгалитарной семье роль социализации заключается в том, чтобы предоставить ребенку все возможности для самореализации. Авторитет старшего поколения существует, но не является настолько «всеобъемлющим». Особое внимание уделяется формированию самостоятельности, ответственности.
Пожалуй, одной из наиболее весомых и заметных целей воспитания в настоящее время является выработка способности критического отношения и критической оценки. Речь идет не о критике всего и вся, а об умении оценить что-либо и кого-либо самостоятельно. Таким образом, с развитием подобной системы восприятия окружающего, существование стопроцентных авторитетов становится маловозможным. Например, если 40 лет назад, дети в младших классах безоговорочно воспринимали слова учителя как единственно правильные, то в настоящее время критика со стороны детей вполне возможна (опять-таки, не обязательно открытое высказывание несогласия).
Екатерина, 30 лет: «Мне важно, чтобы ребенок уважал и слушал учителей, но при этом имел собственное мнение. И если я вижу, что ребенок приходит из школы и говорит какую-то глупость со слов учительницы, я объясняю ему, в чем учительница не права». Лариса, 40 лет: «Раньше дети в младших классах учились у одного учителя в школе, но сейчас тенденция такова, что ребенок зачастую ходит и к репетитору, и на танцы, и в еще какие-то кружки и так далее, поэтому тем более для меня важно следить за тем, чему его учат и как».
Говоря о роли в воспитании детей детских садов и школ, нужно отметить, что её важность в советские времена стала результатом исторического развития Советского союза. Революция повлекла за собой не только изменения в обществе в целом, но и в семье в частности. Началось разрушение прежней формы семьи, а новые идеологические ценности ориентировали на отказ от семейной собственности, наследства, умаление роли отношений внутри семьи. На первый план вышло понятие «всеобщего равенства и братства», а вместе с тем появилось понятие «общественного воспитания», т.е. роль школ и т.п. стала признаваться чрезмерно важной. И на протяжении очень долгого периода времени одним из основных принципов советской семьи оставалась эта важность общественного воспитания. Так, например, даже в конце 80-х гг., детский участковый врач настаивал на том, что ребенок отстанет в развитии, если его не отдать в детский сад!
Маша, 27 лет: «Прогресс берет своё. Как бы я ни старалась воспитывать ребенка так же, как моя бабушка воспитывала меня, это практически не возможно. Мой ребенок не ходит в сад, но я понимаю, что в первом классе он всё равно наберется много того, чему я его не учила, от своих сверстников». Можно привести еще массу примеров, демонстрирующих различия взглядов на воспитание детей «тогда» и «сейчас». Сложно говорить о том, какой стиль воспитания вернее, так как лет 50 назад существовавшие нормы воспитания считались самыми лучшими и верными, так же, как и нынешние нормы. Любое время диктует свои правила. Однако, самым весом преимуществом наших дней является свобода выбора в стиле воспитания детей, наличие различной информации для молодых родителей и отсутствие «диктатуры» государства (по сравнению с советским периодом). Поэтому, в итоге, всё зависит от родителей ребенка, от их сознательности и готовности относиться к воспитанию маленького человека с полной отдачей и серьёзностью.
Что умели делать крестьянские дети в старину: Взрослые обязанности и недетский труд
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Главным отличием от современности, конечно, является даже не огромное количество работы, а отношение к ней. Родительский авторитет был непререкаем, поэтому даже обсуждать то, что наказал отец, никто из воспитанных детей XIX века не посмел бы. Все, что родители поручали, выполнялось обязательно. Конечно, немалую роль в этом послушании играли и старинные методы воспитания – вероятно, большинство из них подпадало бы под статьи современной ювенальной юстиции, но о правах ребенка тогда и не слышали, а вот обязанностей у маленьких помощников было хоть отбавляй.
Еще одним отличием от современных обязанностей по дому была четка половая дифференциация. Сегодня, конечно, мальчик тоже больше крутится вокруг отца, но помыть посуду или прибрать в комнате он сможет. А вот в старину такое смешение работ было бы немыслимым. Выполнять женскую работу даже маленького мальчика никогда бы не попросили. Зато уж мужские обязанности с него спрашивали по полной программе – ведь растили будущего хозяина и защитника.
Еще до семи лет мальчиков уже учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также делать нехитрые, но нужные дома поделки: игрушки младшим, да и себе самому тоже, плести корзины и короба, ну и, конечно, лапти. Эта удобная и легкая обувь быстро изнашивалась, поэтому все свободное время мужчины всех возрастов занимали руки таким плетением. Девочки же должны были постоянно прясть. Уже с 3-4 лет будущей хозяйке выдавались веретено и прялка, и она с ним не расставалась практически всю жизнь. Работы у маленькой рукодельницы было много – ведь до своей свадьбы она должна была успеть напрясть, наткать, сшить и вышить несколько комплектов одежды и белья. Именно с этими инструментами было связано множество поверий. Например, свою прялку нельзя было отдавать в чужие руки. С древнейших времен пуповину новорожденным девочкам перерезали на веретене – чтобы с самых первых минут связать их с этим ремеслом.
Еще одним важным делом была работа на земле. Она тоже четко делилась. Огород всегда обрабатывали женщины, а пашню – мужчины. В этом сложном деле мальчики сначала были у отца на подхвате – вели коня под уздцы или ехали на нем, иногда сидели на бороне для утяжеления, но уже примерно с 12 лет мальчику выделялся небольшой кусок поля, который он пытался обработать самостоятельно. К юности такой помощник становился уже опытным работником.
Девочка же к 10 годам считалась вполне самостоятельной хозяйкой: она могла полностью прибрать дом, приготовить обед и присмотреть за младшими. Поэтому, уезжая, родители могли положиться на ребенка, которого сегодня даже в школу одного вряд ли отпустят, если она находится не в соседнем дворе. И, кстати, девочки, больше чем мальчики, уже с ранних лет были вынуждены «зарабатывать имидж» хорошей хозяйки – ведь от этого в дальнейшем зависели ее шансы на хорошее замужество. Прозвище «непряха» было по-настоящему обидным и могло в дальнейшем сослужить девушке плохую службу.
Еще обычными детскими занятиями был сбор грибов и ягод. Мальчики к тому же, глядя на отца и старших братьев, быстро учились навыкам рыболовства и охоты. Дети спокойно чувствовали себя в лесу и в поле – умели ориентироваться и обычно прекрасно знали окрестности. Правда, и большинство сказок начиналось с того, что дети одни остались в лесу, и не все бабушкины истории заканчивались хорошо.
Очень часто лет с 10-12 детей отправляли подрабатывать. Для мальчика выбор был больше: он мог стать пастухом, вступить в промысловую артель или уйти получать какую-либо специальность «в люди». Девочки же обычно к этому возрасту были уже опытными няньками, натренировавшись на младших братиках и сестричках, поэтому их чаще всего нанимали смотреть за детьми. В любом случае, подросток, едва выйдя из младенчества, уже мог приносить домой деньги, внося таким образом вклад в семейный бюджет. Никакие документы, разумеется, не регулировали ни их условия труда, ни возраст, однако никто не жаловался – приносить пользу семье было почетно.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Чем отличаются дети времён СССР от тех, которые растут сейчас
Если вы росли во времена СССР, то наверняка видите разницу в том, что дети тогда и сейчас совершенно разные.
В этом нет ничего удивительного, ведь каждое время всегда диктует собственные правила.
Всё меняется. К примеру, вещь, которая раньше вам казалась очень необходимой, сейчас просто не играет никакой роли в вашей жизни. И это нормальное явление.
Предлагаем рассмотреть особенности жизни детей, которые жили в СССР и сейчас.
Фото: Pixabay
1. Дети Советского Союза многое делали своими руками
Всё это благодаря урокам труда. В СССР, в школе обучали детей различному ремеслу. Мальчики знали работу плотника, тракториста и даже электрика.
Девочки изучали медицину, кулинарию, а также занимались рукоделием. Все те знания и опыт, которые были получены, ученики применяли и вне школьных уроков.
Вот наши дети совершенно не видят смысла в подобных уроках. У них нет интереса к рукоделию или различному ремеслу. Ведь, если что-то необходимо, то можно заказать через интернет. Поэтому многие люди выбрасывают старые приборы, вместо того, чтобы попробовать их починить.
2. Советские дети сами готовили
Многие дети, которые жили во времена СССР, с самого раннего возраста умели жарить яичницу или приготовить себе кашу. Если родители задерживались на работе, то ребята не сидели голодными. Что могут наши дети? Сварить магазинные пельмени или перебиться как-то «сухомяткой».
3. Занимались коллекционированием
Во времена Советского Союза не только взрослые, но и дети коллекционировали разные предметы. У кого-то были марки, а другие коллекционировали вкладыши из жевательных резинок или календарики.
Когда попадались одинаковые экземпляры, то дети ими обменивались. Было очень интересно и весело. В наше время найти ребёнка, который бы что-то коллекционировал – на грани фантастики. Стоит сказать, что большинство людей даже фотографии свои не распечатывают. Они хранят их в памяти компьютера или на телефоне.
4. Дети читали книги помимо того, что это было положено по школьной программе
Во времена СССР не было так много развлечений, как есть у наших детей. Многие люди предпочитают проводить своё свободное время за чтением. Взрослые и дети много читали.
Это были книги и газеты. Теперь представьте себе, что современные ребята читают вместо того, чтобы проводить время в социальных сетях. Может бытье такие дети и есть, но это большая редкость сейчас. Большинство утверждают, что проводить время за чтением – это скучно и «не модно».
5. Советские дети помогали родителям на огороде
Во времена Советского Союза это было нормальным явление. Большинство детей помогали родителям на огороде. Они знали, что это нелегко. Тогда ребята могли делать всё, и деревья сажать, и пропалывать огород. Хоть дело это было и нелёгкое, но ребята всё равно помогали.
Современные дети просто не видят смысла что-то сажать, если сейчас абсолютно всё в свободном доступе продаётся в магазине. Стоит отметить, что и большинство взрослых людей делают так же само, и у них нет никакого желания заниматься выращиванием овощей или фруктов.
Как вы видите, разница между тем временем и сейчас очень существенная. Выражается она не только в разнице между людьми, но и мировоззрении.
Сделаны в СССР: дети, которые жевали гудрон, прыгали с крыш и грели градусники
В моем советском детстве родители были все время на работе, ну, кроме выходных, конечно. Они уходили рано утром и приходили вечером. После этого готовили ужин, проверяли уроки и спрашивали, как дела.
И ты отвечала, что все хорошо, старательно пряча за спину правую руку. Потому что там был неплохой такой ожог. Просто ты прочитала накануне «Таинственный остров» Жюль Верна и решила проверить, как можно из свинца сделать что-то полезное. Пошла за тир, набрала сплющенных пулек, сложила их в консервную банку и поставила в костер, чтобы они расплавились и свинец можно было бы влить в форму из глины. Хотелось получить красивый шарик, но что-то пошло не так и горячий металл пролился на руку (у меня там до сих пор шрам). Говорить о такой мелочи маме и папе? Не смешите! Поплевать на подорожник, прилепить его на руку и бежать дальше!
Дома была еда, само собой, но у многих была заботливая бабушка (или мама, которая сидела в декрете со вторым ребенком), которая могла и не отпустить больше гулять. Поэтому крики под окнами были в порядке вещей: «Мааааамааааа, а можно я еще погуляююююю? Я есть еще не хочууууу. »
Хотели, конечно. Поэтому в ход шли зеленые яблоки, абрикосы, трава (такая свежая зеленая молочная серединка), сирень, цветки акации, жареные лягушки и голуби, «уха» из мальков, наловленных в речке-вонючке (на воде оттуда же), тыреная с поля кукуруза на костре, и, конечно, упоительная смола с яблонь, вишен. На худой конец в качестве жвачки черный-пречерный гудрон со стройки (надеюсь, мои дети это не читают). Я жила на морском побережье, поэтому под рукой всегда были мидии и рапаны. Когда все были побогаче и удавалось вынести из дома незаметно картошку, то ее пекли на углях – и не было еды вкусней!
Каждый третий ребенок в СССР попробовал прыгнуть с крыши сарая/гаража/недостроя с зонтиком в снег или кучу листьев. Большинство удачно, просто понимали потом, что снег и листья это вообще не мягко, отбитая задница еще какое-то время напоминали об этом. Некоторым не повезло: переломы рук и ног, сломанный позвоночник, скрытая арматура, пробившая все тело навылет.
Опять же вот, кто не крутил «солнышко» на качелях? Не перелезал через забор, оставив на нем значительную часть юбки или брюк, а то и часть попы? Не ел зубную пасту «Ягодка»? Не переходил вброд сбивающую с ног речку? Не делал леденцы из сахара в ложке (о, сколько шрамов у нас осталось)? Не бросал с крыши «капитошки» из шариков, наполненных водой? Не варил сгущенку до взрыва банки? Не брал голыми руками стекловату на стройке? Не делал чертиков из капельниц, найденных на свалке у больницы?
Самострелы заряжали все, что приходилось под руку: от гороха и фасоли – до камешков и заточенных гвоздей. Удивительно, что среди поколения СССР так много людей с двумя глазами.
Для самых умных, богатых и отчаянных в магазинах продавался большой набор «Юный химик» для учителей. Почему богатых? Потому что стоил он то ли 10, то ли аж 15 рублей. Зато набор химикатов в нем был прекрасен и позволял шалить не по-детски. Например, калий можно было кидать на лед, он тогда прыгал по катку вместе с теми, кто катался на коньках. Хуже был натрий: он сначала во льду проедал дырку, а потом, насобирав водорода, взрывался вместе с кусками льда. Фигуристы были счастливы, как вы понимаете.
Нынешние дети знают, что ртуть – это опасно. Мы не знали. Поэтому разбившийся градусник был счастьем: ведь можно собрать шарики ртути в один большой и им играть втайне от родителей.
И вообще, развлечений, способных серьезно укоротить жизнь, было очень много. Вот, например, истории наших читателей.
Ксения: Мы в Казахстане дразнили верблюдов, которые паслись прямо под нашей пятиэтажной. Они знатно плевались жвачкой. В лицо тому, кто дразнил.
Этель: А мы все взрывали: магний с марганцем, бертолетова соль, бикфордовы шнуры и йодистый аммоний. Последний, хм. даже поразительно, что руки целы.
Marina: Я лет в 8 на спор пугала соседей в подьезде, выскакивая из-за двери. Ну и получила портфелем по голове от перепуганного мужика. Интеллигент, даже не матерился, просто махнул.
Maria: Засунула в исследовательских целях горящую настольную лампу в ведро с водой
Валерий: Нас очень занимала химия. Помнится, садишься в трамвай, насыпаешь кучку селитры, наливаешь перекиси водорода, и выходишь, а вагон в дыму полностью.
Галина: Играя в прятки, забежали с друзьями в подвал, а там стояла бочка с красивыми голубыми кристаллами. Мы решили, что это типа сахара крашеного, паски посыпать. Набрали в карманы, потом сидели ели, но хорошо, что несладкий был, много не съели. Медный купорос это был.
Оксана: Из самого безумного, наверное, фабричная труба! Мы насмотрелись про Краснодон и молодогвардейцев, как они туда флаг цепляли, и решили близлежащую к Новому году мишурой украсить. Ну залезть несложно было, в принципе (учитывая, что у всех там работали родители и мы территорию знали, как облупленную). Но вот наверху. Когда внизу бегает охрана, маленькая-маленькая, под тобой предательски скрипят скобки-ступеньки, это абзац. Держусь крепко и думаю: «Шарик, я тебя поздравляю, ты балбес!». Сроднилась с ней буквально, а оно никак не слазится. Охранник залез и снял.
Юлия: Я помню про вонючки из дерьма, накрытые газетой. Их подкладывали перед дверью вредных соседей.
Ирина: Как-то с брательником нашли экран от лампового телевизора – большой такой осколок. Справедливо рассудили, что скользить будет классно, пошли на нем кататься с горки. Ну что могу сказать – скользил он и правда клево, а шрам у меня на попе до сих пор есть. Что сказала бабушка, увидев внучков, за которыми тянулся кровавый след – я вам не процитирую.
Наташа: Мы бегали купаться на озеро без родителей, ходили в лес за школу смотреть на «психа» (там дядька снимал штаны и показывал нам все, что попросишь), воровали со стройки стекловату, спускались в строительные котлованы. А еще внезапно перебегали через дорогу перед машинами, была у нас такая игра. Да, машин в нашем селе было мало, и да, они ездили в семидесятых годах медленно. Но блин! Потом надо было, конечно, быстро драпать с места преступления, иначе надавали бы по шее.
Томчик: Пила пертусин, уж очень на пепси похож был. Ревит кушали сразу всю баночку 100 драже.А мама моя рассказывала, как с подругой (им было по 5-6лет) кормили ее младшую сестру 2-2,5 года вишневыми конфетками. Конфетки были сделаны собственноручно. Косточка вишневая вынималась, а козья какашка вставлялась. Все живы здоровы, у сестры уже внуки взрослые.
Ірина: В 11 лет я залезла на памятник Ленину. Ну как памятник, бюст. Соскользнула с лысины Ильича, упала и сломала руку.
Светлана: В детском саду подбила детей макать в унитаз конфеты и сосать их. А ещё пить из горшков. Капец!
Alexander: Забравшись на вербу взяться за тоненькую веточку возле самой вершины и после её «отклеивания» лететь вниз головой наблюдая вращение веток. Зацепиться за последний сук и уже потом мягко шмякнуться на землю. Ощутить возврат сознания и подняться как ни в чём не бывало.
Елена: В новой джинсовой юбке — по тем временам вообще немыслимая и непонятная вещь, а мне лет 7 было. лезла через забор и повисла на нем, разорвав юбку сзади, напоролась на заборный кол и висела, пока соседи не сняли. )))
Tamarа: Была слишком здоровая в детстве. Почти не болела. Как-то зимой очень захотелось побыть дома. На улице сугробы – снимаю сапоги, мочу ноги в ледяной воде под краном во дворе. Для верного эффекта хожу в мокрых колготках босиком по снегу. Надеваю сапоги на все мокрое и гуляю дальше. Не, не заболела. Той зимой, кажется, не чихнула даже.
И самый главный прикол, который даже можно в будущем продемонстрировать своим детям.
Людмила: Когда жила на Севере, постоянно пробовала морозные качели языком и меня отливали горячей водой. Маме кричали люди: «Иди быстрей, там твоя снова приклеилась!»
Самое последнее признание. Не экстремальное, но душевное. У нас в детстве, в лесу была старая печь буржуйка, в которой мы кремировали мертвых хомячков и попугайчиков. Очень горевали при этом и хоронили потом останки с гимнами и цветами.
И знаете, что самое странное, когда все это вспоминаешь?
Мы классно провели время и остались в живых. Но пусть наши дети, пожалуйста, так не рискуют, да?
Как воспитывали дочерей в крестьянских семьях 100 лет тому назад: Что умела делать девочка в 10-летнем возрасте
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Подготовка к основной роли женщины начиналась очень рано, а взросление девочек сопровождалось множеством традиционных обрядов. В том числе немаловажным было приготовление приданного, в котором девушка с раннего детства участвовала сама. Она его ткала, шила, вышивала, пряла, вязала и мастерила.
«Хозяйство водить — не разиня рот ходить»
Дочерей намного раньше начинали приучать к посильному труду, нежели сыновей. Видимо отсюда и пошло, что девушки взрослели быстрее.
«Маленькое дело лучше большого безделья», — по такому принципу мать воспитывала свою дочь, а обучение любой сельскохозяйственной или рукодельной работе она начинала с личного примера. Показывая и объясняя дочке тонкости и последовательность выполнения того, или иного дела, помалу вовлекала ее в сам процесс.
Так, если в пяти-шести летнем возрасте маленькая хозяюшка присматривала за утятами иль цыплятами, то уже к десяти-двенадцати она выгоняла коров на пастбище и могла их подоить. Рано привитые трудовые навыки давали возможность женщине стойко переносить все тяготы крестьянских будней. И не зря веками в народе бытовала поговорка: «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь».
Таким образом маленькая дочь пяти-шести лет по крестьянскому кодексу должна была освоить основы прядения, помогать матери управляться по дому: мыть посуду, убираться, готовить несложную еду, а так же подметать пол, мыть и чистить лавки, вытрясать и чистить половики, убирать постель, перетряхивать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы; присматривать за домашней птицей и скотиной. А еще под ее присмотром могли оставлять младших братьев и сестер.
В 10-летнем возрасте к девочке, прошедшей первоначальную «науку» мамы, бабушки, требования ужесточались, и она становилась по-взрослому ответственной за ту работу, которая ей поручалась. Она должна была собирать дрова и приносить воду из колодца, чистить и топить печь, варить каши и готовить борщи, стряпать пироги и другую выпечку.
Частенько десятилетним девчушкам самим приходилось стирать и полоскать белье на речке, а затем развешивать его на просушку. И если летом это было почти как развлечение, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.
А еще в многодетных семьях присмотр за младшими ложился на плечи старшей сестры, которая уже могла самостоятельно перепеленать и накормить из рожка, убаюкать и развлечь песнями, «пестушками» и прибаутками.
Нередко девочку 10-11 лет родители могли отдать в няньки–«пестуньи», чтобы присматривала за чужими детьми. С «пестуньей» расплачивались или продуктами, или отрезами ткани, а то и деньгами. Так, за сезон девочка могла заработать от трех до пяти рублей.
И если в пяти-семилетнем возрасте малышка овладевала первичными навыками прядения пряжи на веретене или прялке, которую отец изготавливал для нее в уменьшенном варианте, то к 10 годам она могла уже самостоятельно соткать на ткацком стане для себя пояс или рушник. С этих лет она и начинала готовить для себя приданое.
Множество было обязанностей для маленькой хозяюшки и в не дома. Ей приходилось вязать снопы, собирать колоски, ворошить сено; сажать рассаду, полоть сорняки и поливать огород; пасти корову, козу, гусей, уток; убирать навоз и чистить скотину.
Однако исходя из вышесказанного, не следует думать, что деревенская ребятня на Руси была лишена обычных детских радостей. На досуге младшие девочки играли в «дочки-матери» куклами-мотанками, которым сами шили наряды и придумывали украшения. А девушки немногим постарше собирались на посиделки, где резвились, пели, вязали, вышивали и шили. А еще детей всех возрастов отправляли в лес для сбора ягод, грибов, трав, хвороста. Эти развлечения их также адаптировали ко взрослой жизни.
Ну а как воспитывали сыновей в крестьянских семьях 100 лет тому назад и, что они могли делать к 14-ти годам, читайте в обзоре
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: