что делала боярская дума
Боярская дума
Боярская дума являлась продолжением и развитием княжеской думы X–XI века в новых исторических условиях существования Русского государства в конце XIV века.
Самостоятельной роли боярская дума не играла, являясь эквивалентом не собрания аристократии, а государственного совета, она всегда действовала вместе с царём, составляя совместно с государем единую верховную власть. Это единство особенно ярко проявлялось в делах законодательства и в международных отношениях. По всем делам выносилось решение в следующей форме: «Государь указал и бояре приговорили» или «По государеву указу бояре приговорили».
Историк Степан Веселовский писал:
Ввиду распространённых представлений о боярской думе как учреждении следует напомнить, что у дворян, которых царь «пускал», или жаловал, к себе в думу, то есть в «советные люди», не было ни канцелярии, ни штата сотрудников, ни своего делопроизводства и архива решённых дел. Царь по своему усмотрению одних думцев назначал на воеводство в крупнейшие города государства — на Двину, в Архангельск, в Великий Новгород, Белгород, Казань, Астрахань и т. д., других отправлял послами в иноземные государства, иным поручал, «приказывал» какое-либо дело или целую отрасль управления, наконец, некоторых оставлял при себе в качестве постоянных советников по текущим вопросам государственного управления. Так, можно сказать, что думный чин служилого человека свидетельствовал не о действительных служебных заслугах его, а об уровне, на котором он находился в среде правящих верхов государства.
Боярская дума просуществовала до начала XVIII века. В 1711 царь Пётр I создал новый орган государственного управления — Сенат.
Общее понятие
Боярская дума в Древней Руси — это политическое учреждение для формирования общественного порядка в государстве и координирования выполнения. Аристократизм образования подтверждался тем, что большинство членов являлись представителями высокородных фамилий и получали назначение от царя по системе местнического главенства.
В основе значения и структуры Думы лежало правило, в соответствии с которым царь назначал в управление людей по определенному иерархическому порядку. Такой обычай подкреплялся историей Московской империи. Дума как учреждение в начале своего формирования не имела:
Государь своим решением назначал одних думцев воеводами, послами за границу, другим поручал управление отдельной отраслью хозяйства. Чин в Думе служил не показателем служебных отличий, а говорил об уровне человека в среде власть имущих кругов.
Боярское сословие занимало главенствующую позицию в государстве. Государь призывал дворян по личному усмотрению в различные чины, в соответствии с традициями. Ведомству отводилось важное место и основополагающее значение. Участники Думы распределялись с учетом имеющегося чина или родословной.
В 1681 году группа под предводительством князя Голицына представила требование о ликвидации местничества, а в следующем году Дума приняла такое решение. Ликвидация местнической системы привела к усилению влияния новой силы — дворянства. Упразднение Боярской думы произошло в конце XVII века, когда вместо думского собрания был учрежден сенат.
Состав участников
В Думу царь назначал бояр, которые имели древние родовые корни и были свободными владельцами земельных наделов. После появления служилого долга по исполнению военных и административных обязанностей произошло разделение сословия:
Только представители первой категории могли стать членами Думы в России или советниками князей, введенных бояр по-другому именовали «большими». Переход в такой класс давал чин и право на поступление в состав совета.
Князья являлись вторым элементом в составе Думы, они становились советниками в соответствии со своим званием. Титул не требовал обязательного присвоения боярского чина, так как звание князя было выше. Аристократическая интеллигенция могла появиться в составе думского совета до конца XVI века, пока государь не ужесточил правила отбора князей. Многочисленность сословия привела к тому, что царь стал проводить в Думу аристократов только после получения боярского чина.
В структуре предусматривалось несколько должностных лиц, например, окольничий. Это звание впоследствии было превращено в придворный чин, второй после боярина. Окольничие руководили приказами, военными полками, работали в составе дипломатических миссий.
В начале XVI века в Думу стали призывать худородных людей из простого дворянского сословия. Их именовали думными дворянами, затем такое звание превратилось в постоянный чин. Думские лица назначались на должности дворецких, казначеев, конюших, участвовали в переговорах, выносили решения по части местнических споров.
Чины в Думу раздавались от царского имени, формально государь ничем не ограничивался в назначении должностей. Но по обычаю требовалось, чтобы высшее управление назначалось из аристократов. Представителя знатного рода не назначали окольничим или думным участником, так как последовал бы отказ принять низший чин. Но у царя была возможность не пускать в Думу неугодного дворянина, даже если тот имел большие заслуги.
Появление канцелярии
Канцелярия возникла в качестве органа, необходимого для оформления делопроизводства. Некоторые вопросы, которыми не занималась Дума в полной мере, перепоручались думным дьякам, работающим одновременно в качестве должности и чина. К ним относились наместные, посольские, разрядные дела, чиновники-дьяки участвовали в составлении и выполнении проектов Думы, вели делопроизводство. Из их состава назначались деятели на видные государственные посты и дипломаты.
Вначале думных дьяков было 4 и они не выполняли секретарских обязанностей из-за малого числа. Представители работали министрами в определенном ведомстве и могли голосовать на думских заседаниях, хотя не считались членами собрания. Алексей Михайлович из Романовской династии увеличил количество дьяков в высшем совете, а при правлении Федора Алексеевича их уже стало 14. Этим чинам поручалось ведение канцелярских записей.
Число членов совета стало более определенным и появились требования к количественному составу отдельных элементов.
При этом со времен князя Василия Иоанновича составлялись перечни членов собрания:
Роль боярского совета постепенно уменьшался, что служило признаком усиления монархии. Вместе с Думой при государе произошло создание Тайной или Ближней думы, представленной узким кругом доверенных советников. Для решения судебных вопросов была отделена часть Думы и переименована в Расправную палату. В нее входило по несколько делегатов от каждого думского чина.
Порядок деятельности
Члены собрания заседали не всегда. Полные совещания проходили в важных случаях, например, при созыве общегосударственного высшего сословия, при этом Боярская дума составляла часть Земского собора. Заседания думского совета проходили в государском дворце, на «Верху» или в Золотой Палате. По времени собрание занимало от 1 до 6 часов.
Бояре делили с императором все обыденные дела жизненного уклада, посещали церковные заведения, обедали. А заседания Думы назначались только по понедельникам, средам и пятницам. Собрания в другие дни проводились только при возникновении неотложных и важных вопросов. Соборные правила предусматривали, что все дела думские сотрудники делали вместе, что являлось косвенным подтверждением единогласного мнения при принятии решений.
Во время отъезда из Москвы государь брал с собой часть Думы, но несколько сотрудников учреждения оставались на месте для решения дел города. Эта комиссия принимала сообщения от разных приказов и выносила определение только по делам малой важности. Остальные в виде доклада доставлялись царю и решались им вместе с сопутствующим составом бояр.
Дума относилась к категории органов суда, если она судила членов своего состава в качестве первой инстанции. Она рассматривала действия членов совета, работу правителей и судей в дворцовых приказах и выносила приговоры по местничеству. В административной области собрание совместно с государем назначало региональных и центральных правителей. Дела военной и поместной отрасли контролировались и координировались думскими советниками, ими же регулировалась деятельность самих приказов.
Полномочия по закону
Закон не определял, какими правами обладала Боярская дума, ее полномочия держались в форме бытового факта и основывались на обычном праве. Боярская дума в своей работе никак не отделялась от власти царя. Вся история законодательства в Московии доказывает нераздельное правление государя и думского совета.
Иногда в законодательном значении Думы отсутствовало положение о новом деле. Тогда рассмотрение происходило по решению царя и приговору бояр, а в судебнике прописывался пример и становился законным основанием для вынесения подобных вердиктов.
Законодательными документами признавались царские указы и приговоры думского собрания. Из таких правил управления были исключения, когда государевы указы претворялись в действие без приговора бояр. Аналогично существовали законы в форме боярского приговора, не требующие царского распоряжения. Эти случаи обособленных вынесений приговора по делам не являлись показателем раздельности думских и царских мнений по управлению страной.
Причины неординарных решений:
Во внешней политике отмечалось взаимодействие государя и думского совета при вынесении решений, при этом к делу подключался Земский собор. Для участия в иностранных делах Дума учреждала Ответную палату.
Посольские приказчики самостоятельно не вели переговоров с послами иностранных государств, в делегации присутствовали двое окольничих и 1−2 думных дьяка из посольского отдела.
Решение о проведении военных действий или объявлении вооруженного конфликта выносилось совместно царем и полным думским собранием. Только в период правления царя Михаила Федоровича Дума получила право решать международные дела от собственного имени.
Исторические вехи
Главные моменты в становлении и существовании Думы соотносятся с правящей верховной властью. Совпадение деятельности собрания с действием княжеского владычества основывается на общности интересов. Возвышение княжеского правления ведет к увеличению могущества и боярского сословия. Успехи державы объясняются содействием бояр, помимо помощи духовенства.
После смерти Дмитрия Иоанн III все государственные решения принимал после согласования с боярским собранием. Самодержавие собрало аристократию из всех княжеств в Москву, а местное боярство получило в свои ряды большую массу служилых людей, которые ранее были лишены земельных участков. После уничтожения права бояр на наделы люди становились обязанными выполнять военную и административную повинность и лишались права на переход в Думу. Царь больше не нуждался в их поддержке для установления своей власти.
При правлении Грозного власть бояр значительно укрепилась и аристократы стали злоупотреблять таким положением. Иоанн стал сознательно бороться с дворянской партией разумными методами, затем подписал законы об ограничении участия бояр, впоследствии применил гонения и казни. Такие действия были вызваны не мнимым непослушанием людей, а сознательным стремлением не держать при себе умных советников.
Борьба предполагала деление государства на земщину и опричнину. Земскими делами заведовали бояре, а ратные вопросы решал государь после совета с аристократами. В опричнине царь видел новый идеал правления, но проявил непрактичность. Он отделил государство от верховной власти и первое отдал на откуп боярам.
Сжигание мостов Грозным дало результат в форме отделения интересов дворян от стремлений царя и привело к усилению монархии. В 1700 году Петр I упразднил Боярскую думу, но продолжал совещательную политику с дворянами в форме Ближней канцелярии. Это учреждение представляло личное делопроизводство государя и действовало вплоть до создания сената. Политический орган являлся совокупностью нескольких доверенных лиц и не был сравним по значимости с боярским советом.
БОЯРСКАЯ ДУМА
Высший совет феодальной аристократии при русских князьях и царях в X – начале XVIII вв. Термин введён в научный оборот российскими историками 18–19 вв.
В Древнерусском государстве X – начале XII вв. на совещаниях киевских князей со старшей дружиной, а также с представителями родоплеменной знати («старцы градские») решались религиозные вопросы (ею при Владимире решено введение человеческих жертв, вопрос о посылке для исследования веры, вопрос о принятии христианства греческого исповедания), законодательные вопросы. Дума (совет) участвовала в решении вопросов внутреннего государственного устройства, бояре участвуют в решении вопросов о распределении столов между князьями. Боярской думе принадлежало (вместе с вечем) право приглашать князя и рядиться с ним, участвовала в решении вопросов внешней политики, войны и мира: договоры заключаются от имени князя и его «светлых бояр». Также Думе выступала в роли высшего судебного органа. На важнейших заседаниях присутствовали церковные иерархи. Строго регламента таких собраний неизвестно.
В период раздробленности Древнерусского государства в XII – нач. XIII вв. роль бояр значительно окрепла, вместе с тем и возросло значение Боярской Думы, которая пополнялась в том числе тысяцкими. Советоваться с боярами было для князя не столько формальной обязанностью, сколько практической необходимостью. Бояре считали себя вправе отказать князю в своем содействии, если дело задумано без их ведома, а князя, действовавшего без бояр, общество встречало с недоверием.
Боярскую думу в Киевской Руси XI—XIII вв. надо отличать от совещания князя со всей дружиной и от городового веча, на котором иногда также появлялся князь со своей дружиной. Боярская дума была третьей формой, отличавшейся от двух других тем, что она была постоянным учреждением. В обычном своем составе она была односословным советом, состоявшим из людей верхнего дружинного слоя, из бояр. Но в особых случаях в нее приглашались представители духовенства. Другой тенденцией этого времени стало то, что в думе князя XII и XIII вв. занимали важнейшие места должностные лица, служившие органами княжеского центрального и дворцового управления, а именно: дворецкий, печатник, стольник, меченоша, главный мечник и казначей. Происходило постепенное слияние аристократии и нарождавшегося служилого сословия.
Главнейшие моменты в истории боярской думы Московского государства определяются отношениями ее к верховной власти. Возвышение Московского княжества было вместе с тем возвышением могущества и богатства московских бояр. Отсюда успехи московского самодержавия, помимо поддержки духовенства, главнейшим образом объясняются содействием бояр. Трансформация Боярской думы стала составной частью кардинальных перемен в общественно-государственном устройстве страны, связанной с формированием сословно-представительной монархии и укреплением централизованного государства. С образованием Русского централизованного государства она превратилась в постоянный совещательный орган при верховной власти. Систему центральных государственных органов управления образовывали совещательная Боярская дума, совмещавшая высшие законодательные, военно-административные и судебные функции, и два исполнительных органа — Государев дворец и Государева казна. Четкого разделения управленческих функций не было. Дворец в основном ведал государевыми (дворцовыми) землями.
Для управления новой присоединенной территорией создавался свой дворец (Новгородский, Тверской и т.п.). Казна ведала преимущественно государственной печатью, финансами и внешней политикой.
Компетенции думы
Наряду с вопросами общегосударственной важности Дума рассматривала дела о земельных пожалованиях и служебных назначениях, о всех, даже мелких, нарушениях закона. Для решения различных дел создавались комиссии, постановления которых приравнивались к решению Думы. Обычно основные вопросы обсуждались вместе с монархом («приговор царя с бояры» или «царь указал и бояре приговорили»), иногда и в отсутствие государя, хотя в годы правления Ивана Грозного думцы не осмеливались брать на себя ответственность, предоставляя решение воле государя: для такого случая существовало особое выражение «бояре поговорили».
Главную роль в составлении и редактировании постановлений Боярской думы и царских указов, в организации работы канцелярии Думы и подведомственных ей центральных учреждений играли думные дьяки.
В конце XVI-начале XVII в. сохранялось положение Боярской думы как высшего законодательного органа при царе (зафиксированное в ст. 98 Царского судебника 1550 г.). Дума участвовала в принятии важнейших законов и внешней политики. Думой и церковными властями был утвержден Судебник 1589 г. Ею выносились приговоры о местничестве, важнейшем регуляторе служебных отношений в верхах господствующего класса. На заседаниях Думы вершился суд над государевыми «изменниками» и многое другое.
С падением роли дворцового ведомства в управлении страной и развитием системы общегосударственных приказов Боярская дума как высший правительственный «общегосударственный» орган власти берет на себя основные функции по руководству и контролю над приказами. В конце XVI в. Боярская дума, безусловно, руководила работой всех общегосударственных приказов.
Традиционно члены Боярской думы имели исключительное право вести переговоры с иностранными послами. Обычно для переговоров с иностранными послами назначались наиболее доверенные в правительстве бояре и окольничие. Но о результатах переговоров члены «ответных комиссий» должны были докладывать царю и всем боярам. Бояре возглавляли наиболее крупные и ответственные («великие») посольства в иностранные государства.
Состав думы
В конце XV в. Дума состояла из двух чинов: бояр и окольничих. Численный состав был небольшим: 10-12 бояр, 5-6 окольничих. Боярство представлено людьми из старых московских боярских фамилий.
С присоединением земель в состав бояр стали входить князья прежде независимых княжеств («княжата»), что означало снижение их социального статуса. Окольничьи стояли несколько ниже бояр, но также принадлежали к ближайшему окружению великого князя, будучи советниками и судьями.
Конец XVI и начало XVII в. были важной вехой в этом процессе. Судьи из бояр и дворян впервые появились в приказе Казанского дворца, Ямском приказе, четвертях (Новгородской и Нижегородской). В конце XVI в. расширилась сеть судных приказов, во главе которых неизменно стояли бояре. В документах 1584-1605 гг. фамилии представителей служилой знати значатся в качестве судей, возглавлявших подавляющее большинство общегосударственных приказов: Большого прихода, Разбойного, Московского, Владимирского, Рязанского и Дмитровского, Земского двора, Казанского дворца, Новгородской и Нижегородской четвертей, Стрелецкого, Пушкарского, Челобитного, Холопьего суда и Ямского.
Во главе важнейших приказов— Посольского, Разрядного и Поместного — традиционно стояли думные дьяки, являвшиеся своеобразными «секретарями» Боярской думы.
Во время крупных военных походов родовитые бояре пользовались преимущественным правом на замещение высших командных постов в армии. Во главе полков в крупнейших походах стояли знатнейшие бояре Мстиславские,Шуйские, Трубецкие, Голицыны и другие. Следует, правда, отметить, что в XVI-XVII вв. должностные назначения не всегда соответствовали чиновному положению служилого человека. Но цвет княжеско-боярской аристократии сосредоточивался, прежде всего, именно в Думе, в высшем ее боярском чине.
В крупных походах большой полк обычно возглавлял «первый» думный боярин (в конце XVI-начале XVII в. это были князья Мстиславские). Формально он выступал как главнокомандующий армией. Но военная власть «первого» боярина и воеводы могла существенно ограничиваться. Во время государевых походов с царем выступал его «двор» (царская гвардия), во главе которого стояли «дворовые воеводы», обычно из числа наиболее приближенных к особе государя лиц, его фаворитов. Уже в 1680-х гг. звание «дворового воеводы» прочно закрепляется в титулатуре Бориса Годунова. Главный воевода (первый воевода большого полка) обязан был держать совет и «промышлять» ратным делом вместе с «дворовым воеводой», т.е. признавалась власть в армии обоих воевод.
Правительственное значение Боярской думы в конце XVI-начале XVII в. определялось не столько тем, что она являлась органом боярской аристократии для защиты ее интересов, сколько ее статусом царской думы. Суть политики Бориса Годунова заключалась не в ограничении традиционных прерогатив Думы, а в привлечении на свою сторону бояр, в консолидации знати вокруг трона.
Боярская Дума в XVII в. – начале XVIII в.
Со второй половины XVII столетия в России появилась тенденция к абсолютистской форме правления. Царская власть все более стремилась к полной самостоятельности в решении государственных вопросов. В силу этого Боярская дума из соправительствующего с царем органа превращалась в высший приказно-бюрократический орган государственного аппарата, в распорядительную и судебную инстанцию, что было прописано в Соборном уложении 1649 г. Происходило значительное расширение состава Боярской Думы ( до 180 человек в 1688/89).
При этом с Боярской Думой царь советовался по всем важнейшим вопросам. Хотя и при Алексее Михайловиче, и при Федоре Алексеевиче число именных указов значительно превосходило количество царских указов с боярским приговором, основные законодательные акты и решения все равно проходили через Боярскую думу. Указы того времени закреплялись традиционной формулой: «Царь указал, а бояре приговорили». Другой тенденцией стало то, что большинство решений принимались узким кругом приближенных советников – Ближней думой.
В конце XVII в. значение Боярской Думы стало падать, заседания проходили все реже, уменьшается численный состав (48 человек в 1713 г.). Боярская Дума прекратила свою деятельность при Петре I. Следует отметить, что не было специального указа о ликвидации Думы. С переносом столицы из Москвы в Санкт-Петербург заседания прекратились. Также Петр I перестал «сказывать боярство», т.е. пополнять состав думы, и постепенная естественная убыль привела к ее исчезновению. Кроме того царем в 1711 г. был создан Сенат, фактически взявший на себя функции Боярской Думы.
Боярская дума в России: происхождение, функции, состав
Содержание:
Происхождение Боярской Думы
Предшественниками Боярской думы, как формы коллективного принятия решений, можно считать вече – народные собрания, в которых участвовало большинство жителей поселения.
К концу XIV вече исчезли на большей части территории Руси в., когда установилось монголо-татарское иго. Однако в Северо-западных областях – Новгороде и Пскове – вече было ликвидировано московскими князьями только в конце XV- начале XVI вв.
В это же время появляются новые совещательные органы при князе — княжеские думы, в которых входили ближайшие его соратники. При этом, называться они могли по-разному: «бояре», «дружина князя», «княжеский совет». Состав княжеских дум был приближен к составу Боярской думы – в него входили представители знати и духовенства.
Впоследствии за «княжеской думой» закрепилось название «боярская дума», поскольку бояре составляли в ней наибольшую численность.
Хотя на каждой территории, входящей в состав Древнерусского государства, действовала своя боярская дума, и сам князь непосредственно определял ее количественный и качественный состав, однако объективно ни один из них не мог обходиться без этого совещательного органа — князь нуждался в верных советниках для управления княжеством.
Продолжением княжеской думы стал боярская дума — высший совет при князе (с 1547 г. — при царе).
Боярская дума была учреждением постоянным, но обыкновенно решения высших земских дел совершались не каждодневно, а по мере их возникновения.
Самостоятельной роли боярская (княжеская) дума не играла и всегда действовала вместе с царем, представляя совместно с ним единую верховную власть. Обычно она состояла из бояр, старцев градских и лишь в особых случаях в нее приглашались представители духовенства.
Изначально к ведению боярской думы были отнесены следующие вопросы для обсуждения:
Все договоры заключались от имени князя и его «светлых бояр».
Общественное мнение высоко ценило боярскую думу, считало ее существование необходимым условием хорошего княжеского управления.
Предварительное обсуждение любых вопросов князя с боярами считалось само собой разумеющимся. Однако, если князь принимал решение в одиночку, без совета с боярской думой, то бояре считали вправе отказать ему в содействии и помощи.
Боярская Дума – это законосовещательный и судебный орган при царе, состоящий преимущественно из представителей родовитых фамилий, который участвовал в принятии важных общегосударственных решений.
Функции и компетенция Боярской думы в XIV–XVII вв.
Функции и компетенция Боярской думы в различные периоды истории менялись, как менялся и характер взаимоотношений с царской властью.
Изначально боярский класс при дворе князя выполнял функции обычного постоянного совета князя по делам земского и военного управления. В состав этого совета входил не только бояре, но и «старцы градские», и представители духовенства.
XIV–XV вв., в т.н. «царский период», после свержения монголо-татарского ига, интересы княжеской власти и боярской думы совпадали – нужны были объединенные силы двух органов для государственного строительства и объединения народа.
В этот период времени Боярская дума становится естественным и необходимым элементом государственно-властной системы. Состав Думы стал постоянен.
В то же время между царём и Боярской думой появилась дистанция по сравнению с «княжеским периодом», поскольку взаимоотношения между данными органами власти стали носить более официальный характер.
В XV в. понятие «боярин» превратилось в титул и думный чин, которыми царь наделял немногих избранных советников. Бояре постепенно становились сословием, царским синклитом — собранием высших сановников по типу западной аристократии.
С юридической точки зрения в данный период времени функции Боярской думы еще не были четко определены. В Судебнике 1497 года упоминалась лишь судебная функция Боярской Думы: «Судите суд боярам и окольничим. А на суде бытии у бояр и у окольничих диакам».
Царь и Боярская дума являлись высшими судебными инстанциями — «государь сказал, и бояре приговорили», а принимаемые ими документы так и назывались «приговоры царя с боярами».
Иные полномочия Думы основывались на обычном праве и традициях. Помимо судебных полномочий, Боярская дума решала важные вопросы внутренней и внешней политики.
В конце XV в. в России утверждается местничество, при котором порядок распределения служебных мест осуществлялся, исходя из родового происхождения и служебного положения предков лица. Это негативно сказывалось на управлении государственными делами, поскольку стали процветать злоупотребление властью, коррупция и своеволие бояр в государственной политике.
Между боярскими родами постоянно происходили распри и междоусобная борьба, особенно усилившиеся в период малолетства Ивана IV, когда велась открытая «охота» на царский трон.
Впоследствии Иван IV стал вести активную борьбу, как с притязаниями бояр на власть, так и с самим местничеством, поскольку оно затрудняло приход к управлению компетентных и верных царю служилых людей. В этот период Иван Грозный стал назначать верных ему людей на должности в Боярской думе своими прямыми указами, а боярство подверглось жестоким репрессиям.
В XVI веке начинается новый этап развития Боярской думы, которая из феодальной курии при князе превращается в государственный орган сословно-представительной монархии.
В этот период, с одной стороны, сохраняется значение Боярской думы как высшего совета при царе: «государь без Думы и Дума без государя были одинаково явлениями ненормальными». С другой стороны, Дума стала ограничивать власть царя.
В Судебнике 1550 г. прямо и недвусмысленно констатируется законодательный статус Боярской думы: «Царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси со своею братией и з бояры сей Судебник уложил».
Управленческие функции в Боярской думе осуществлялись через систему временных боярских комиссий. Секретные дела решались Ближней думой, состоящей, как правило, из четырёх бояр.
Важные функции Боярская дума сохранила в судебной сфере. По- прежнему, царь и Дума являлись высшими судебными инстанциями. В качестве суда высшей инстанции Боярская дума пересматривала решения, вынесенные приказами и местными судами.
К подсудности Думы по первой инстанции относились:
Политические преступления на рассмотрение Боярской думы передавал сам государь: «…в указанных случаях судебная деятельность Думы Боярской может быть названа чрезвычайною».
Важные полномочия Боярской думы были и в вопросах внешней политики: Дума составляла и отправляла дипломатические грамоты различным государствам, заслушивала посольские отписки, участвовала в слушании посольских дел, принимала «приговоры» относительно войны и мира.
В XVII в. установились уже принципиально новые отношения между царской властью и Боярской думой.
После смерти Бориса Годунова роль Боярской думы на время возросла. В 1610 г. в результате борьбы между группировками господствующего класса последовало свержение с престола царя Василия Шуйского. Вся полнота власти временно перешла к Боярской думе. Некоторое время государством фактически управляли семь влиятельных бояр, что в истории получило название Семибоярщины.
В Смутное время (1598-1613 гг.) Боярская дума играла ключевую роль во всех событиях государственного значения. Например, известно, что Боярская дума не допустила нарушения договора о «вечном мире» со Швецией, когда Лжедмитрий I, пытаясь выполнить свои обещания польскому королю, приказал готовить войска для похода против шведов. Самозванец был вынужден подчиниться Думе, поскольку она имела большой авторитет в стране.
Боярская дума, как и ранее, оставалась политическим учреждением, которое определяло государственный и общественный порядок и им руководило.
В середине XVII в. происходит нормативное закрепление полномочий Боярской думы в Соборном уложении 1649 г. Однако, в целом полномочия Боярской думы по сравнению с прошлым периодом ограничиваются.
Так. при царе Алексея Михайловиче Боярская Дума утратила право самостоятельно выносить акты, имевшие силу закона. Боярские приговоры стали иметь значение только проекта закона, который должен был еще рассматриваться и утверждаться царем.
В Соборном уложении 1649 г. было указано, что «боярам и окольничим и думным людем сидети в полате, и по государеву указу государевы всякие дела делати всем въместе» (ст. 2 Глава X Соборного уложения 1649 г.).
Боярская дума продолжала оставаться высшей после царя судебной и апелляционной инстанцией. Глава Соборного уложения начиналась следующими словами: «Суд государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Русии, судити бояром и окольничим и думным людем и дияком…» (ст. 1 Глава X).
Еще одна черта свидетельствовала о снижении роли Думы в жизни государства в последней трети XVII в. – появление такого понятия, как «именной указ», т.е. законодательный акт, составленный только царем, без участия Боярской думы.
Централизация государственного управления при царе Алексее Михайловиче в XVII в. отразилась и на статусе Боярской думы — в этот период многие ее члены являлись одновременно судьями (т.е. руководителями) приказов, т.е. думные чины управляли почти всеми приказами. Так, в начале XVII в. Дума непосредственно контролировала более 80% приказов.
Таким образом, из органа боярской аристократии Дума, по сути, превращалась в орган приказной бюрократии, что ослабляло самостоятельность и значение данного органа.
В дальнейшем, с переходом России к абсолютизму во второй половине XVII в. значение Боярской думы еще более ослабевает. При Петре I число заседаний Думы резко сокращается, постепенно уменьшается ее количественный состав.
Однако Петр I не стал принимать специальный закон об упразднении Боярской думы, он просто перестал жаловать в думные чины.
Еще некоторое время совещания с боярами продолжались, в так называемой, Ближней канцелярии, — постоянно действующем органе, который выполнял функции личной канцелярии царя.
Последнее упоминание о заседаниях Боярской думы датируется 1700 г. В XVIII в. преемниками Боярской Думы стали «Консилия министров», Расправная палата Боярской думы и, конечно же, Сенат.
Состав Боярской Думы
Первоначально основным принципом формирования состава Боярской думы была не компетентность боярина, входившего в ее состав, а его генеалогия, родовитость. Как правило, в состав Думы входили потомки бывших удельных князей, например, представители таких влиятельных родовитых боярских фамилий, как Долгорукие, Шуйские, Воротынские и т.д.
По своему происхождению некоторые роды бояр могли посоперничать за родовитость с царской династией, поскольку также имели происхождение из Рюриковичей. Это могло дать им юридические основания в случае пресечения династии претендовать на царский престол. И истории известны боярские закулисные интриги и распри из-за желания им завладения.
Такое положение не могло устраивать царя, поскольку это было угрозой его самодержавной власти. Поэтому в дальнейшем, особенно при Иване IV, царь стал более самостоятелен в плане формирования состава Боярской думы. При этом состав Боярской Думы постоянно менялся, что было связано с различными причинами, в том числе, попаданием в немилость царю.
Однако почти до конца XVII в. сохраняется тенденция назначения государем бояр в Думу в большинстве своем из знатных фамилий и по определенной очереди местнического старшинства.
Но с XVI в. в Думе стали появляться и «люди худородные», т.е. незнатного рода, как правило, дворяне-землевладельцы, доказавшие личную преданность государю. Они получили титул «думных дворян». Особенно эта тенденция усиливалась в период обострения борьбы между царской властью и боярскими группировками. Например, всем известно, что Иван Грозный вел активную борьбу с родовитым боярством.
Расслоение бояр на думские чины и дворцовые сановники привело к дублированию их обязанностей, что порождало интриги, подкуп, создавало предпосылки для коррумпированности. Так, например, В.О. Ключевский писал, что постельничий «не хотел ходить в палату и сидеть с боярами».
C XVI века основное ядро Боярской Думы стали составлять начальники приказов (центральных органов управления). Однако подобные изменения в составе Боярской думы вызвало недовольство титулованной знати, которые утверждали, «эти новые нашим отцам и в холопы не годятся». Однако именно «эти новые» исполняли самые обременительные и хлопотные обязанности в Думе.
Так постепенно складывался состав думских чинов:
В составе Боярской Думы был и так называемый технический персонал — чиновники, которые непосредственно не входили в ее состав, но выполняли функции, обеспечивающие деятельность царя и бояр, например, доставляли яства к столу государя.
По количеству состав Думы в разное время насчитывал в среднем от 20 до 60 человек. Однако заседания, как правило, происходили далеко не в полном составе. Например, приводится случай о принятии решения Боярской думой в количестве 2 человек. Это было связано с тем, что многие боярские чины часто отлучались в свои поместья для наведения там порядка, участвовали в военных походах, служили в столичных приказах или просто игнорировали заседания в Думе.
Порядок и процедура заседаний Боярской Думы
По дошедшим историческим сведениям, в Боярской думе был установлен определенный порядок проведения заседаний. Так, известно, что в летнее время заседания начинались с восходом солнца и длились от 1 до 6 часов.
Как правило, дела обсуждались в понедельник, среду и пятницу, однако, неотложные из них могли проводиться в любой день и в любое время, и даже ночью, отчего некоторые иностранцы имели искаженное представление о практике «ночных бдений» в Боярской думе.
Заседания не проводились в выходные и церковные праздничные дни, а также в Страстную неделю.
Если царь заседал вместе с боярами, то они сопровождали его в течение всего дня: вместе е с царем посещали церковь, вместе обедали и т.д.
Как правило, заседания в Боярской думе проходили мирно, но иногда случались и крики, и даже рукоприкладство. Однако в присутствии царя всегда соблюдалась благопристойная атмосфера неспешного обсуждения вопросов.
Заседания Боярской думы проходили по общему правилу в Передней, Золотой или Столовой палате Кремля, но могли быть и выездные заседания, например, в селах Измайлово или Коломенское.
Иногда заседания Боярской думы происходили при совместном участии с высшим духовенством, в XVI в. они именовались как «соборные».
Изначально Боярская дума рассматривала на своих заседаниях все вопросы, начиная от важных государственных и заканчивая малозначительными частными.
Затем этот порядок был изменен: многие вопросы были отданы на рассмотрение приказов, в чьей компетенции было его разрешение. Дума же стала разрешать только наиболее значимые вопросы.
Текущие дела рассматривались на думных комиссиях под председательством того боярина, кто инициировал рассмотрение вопроса.
Вопросы и дела для обсуждения поступали в Думу различными путями:
Заседания начинались с доклада думского дьяка или зачитывания челобитной, и это занимало большую часть обсуждения. Велся протокол заседаний.
Решения текущих дел Боярской Думы могли быть оформлены двумя типами актов:
По наиболее важным государственным и судебным делам окончание обсуждения выражалось в принятии указа царя и приговоров Боярской Думы.
Когда царь не отсутствовал в заседаниях Думы, первое место принадлежало старшему по отечеству боярину, и тогда имя того боярина упоминалось в приговоре.
Текст этих документов начинался со слов: «Царь, государь, великий князь указал» или «Великий государь сей доклад слушав указал, и бояре приговорили».
Эти формулы прекрасно иллюстрируют особенности взаимоотношений между двумя органами власти — царем и Боярской думой — в механизме государственного управления: царь «указывал», т.е. отдавал распоряжение, а Дума «приговаривала», т.е. по царскому указанию принимала решение.
Отметим, что формулировки этих фраз начала текстов с небольшими изменениями просуществовали более 100 лет.
Иногда Боярская дума обладала полномочиями на самостоятельное принятие решений — боярских приговоров, которые могли принимать форму закона без царского указа: «Все бояре наверху приговорили». Это было возможно в случае получения на то специальных полномочий, например, «по указу государя», либо, когда царь был в отъезде, либо в период междуцарствия.
По юридической силе боярские приговоры были равны царским указам. В наставлениях государя к Думе всегда употреблялось выражение: «его великого государя указ чинить», «свой великих государей указ чинить» и т.п.
В боярских приговорах решались дела феодального землевладения, крепостного права, финансовой, налоговой политики и других сфер государственной деятельности, а также частные вопросы.
Приговоры бояр отличались казуистичностью. Унифицированной формы приговоров не было. Приговоры могли создавать новые нормы, отменять старые, вносить дополнения в законоположения, а также быть образцами прецедентного права, которые учитывались при рассмотрении аналогичных дел.
Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.