что делает заместитель начальника
Prom-Nadzor.ru
Вы здесь
Должностная инструкция заместителя начальника отдела
[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]
[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]
Должностная инструкция
заместителя начальника отдела [наименование организации, предприятия и т. п.]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.
I. Общие положения
1.1. Заместитель начальника отдела относится к категории руководителей.
1.2. На должность заместителя начальника отдела назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет.
1.3. Назначение на должность заместителя начальника отдела и освобождение от нее производится приказом руководителя предприятия (учреждения) по представлению начальника соответствующего отдела.
1.4. Заместитель начальника отдела должен знать:
— основы экономики, организации труда и управления;
— законодательство о труде и охране труда Российской Федерации;
— положение об отделе;
— постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов, касающиеся деятельности отдела;
— правила внутреннего трудового распорядка;
— правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;
1.5. Заместитель начальника отдела подчиняется непосредственно начальнику отдела.
1.6. Во время отсутствия заместителя начальника отдела (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
II. Должностные обязанности
Заместитель начальника отдела:
2.1. Непосредственно и постоянно исполняет часть функциональных обязанностей, делегируемых ему начальником отдела, последний контролирует их качественное и своевременное выполнение.
2.2. На время отсутствия начальника отдела (командировка, отпуск, болезнь) исполняет его обязанности в полном объеме и несет ответственность за надлежащее их исполнение.
2.3. Выполняет отдельные служебные поручения руководителя отдела.
III. Права
Заместитель начальника отдела имеет право:
3.1. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
3.2. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися деятельности отдела.
3.3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы своего отдела.
3.4. В пределах своей компетенции сообщать начальнику отдела о всех недостатках, выявленных в работе отдела, и вносить предложения по их устранению.
3.5. Осуществлять взаимодействие с руководителями всех (отдельных) структурных подразделений предприятия.
3.6. Вносить предложения о поощрении отличившихся работников, о наложении взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины.
3.7. Требовать от руководства предприятия (учреждения) и начальника отдела оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
IV. Ответственность
Заместитель начальника отдела несет ответственность:
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Обязанности заместителя директора
Позиция заместителя директора в компании не так нова. Это топ-менеджер, в область ответственности которого могут входить самые разные направления работы. Всё зависит от размеров компании, её организационной структуры, наконец, стиля руководства. В то же время основные обязанности заместителя директора практически всегда включают управление финансово-хозяйственной деятельностью, особенно в отсутствие генерального директора, улучшение экономических показателей.
Заместитель директора: кто это
Это топ-менеджер, занимающий одну из высших руководящих должностей. Та, как правило, есть на любом предприятии, вне зависимости от его размеров. Правда, называться может по-разному: заместитель, исполнительный директор, вице-президент и т. д.
В любом случае это помощник генерального директора, второе лицо после него, хотя и здесь бывают различия. Так, в крупных компаниях может быть первый заместитель и заместители, специализирующиеся на той или иной области:
Разумеется, к кандидатам на разные должности будут разные требования, поскольку и обязанности у них разнятся.
Навыки и качества заместителя директора
Чтобы надлежащим образом выполнять свои обязанности, зам. директора должен обладать базовыми профессиональными навыками:
Личные качества, которые помогут ему в работе:
Надо сказать, что с должностными обязанностями зам. директора хорошо справляются мужчины и женщины в возрасте около 30 лет. Идеальные кандидаты эрудированны, полны сил идти вперёд и вести за собой коллектив. У них технический склад ума — они быстро обрабатывают большие объёмы информации, структурируют её, анализируют, просчитывают последствия своих решений на несколько шагов вперёд.
Мотивация — одно из важных качеств для заместителя директора
Соискатели на должность должны быть мотивированы на результат. Надо сказать, что при выборе сотрудников в компанию в принципе, а тем более на такую ответственную позицию, лучше отдавать предпочтение кандидатам с более высоким уровнем мотивации.
Выделяется 4 уровня:
Если есть возможность, при приёме на работу лучше отдавать предпочтение тем соискателям, у которых более высокий уровень мотивации. Если они действительно компетентны, то не только блестяще справятся с функциональными обязанностями заместителя директора, но также будут уверенно вести компанию к целям.
Чем должен руководствоваться заместитель директора
Вне зависимости от перечня своих обязанностей, топ-менеджер обязан руководствоваться:
Важные аспекты в трудовой деятельности
Одна из ключевых задач топ-менеджера — улучшение экономических показателей предприятия, повышение прибыли. Чтобы её выполнить, ему необходимо:
Должностные обязанности заместителя директора
В функции топ-менеджера чаще всего входят:
Также в должностные обязанности заместителя директора по основным вопросам деятельности может входить контроль отчётности. То есть топ-менеджер должен следить за тем, чтобы она своевременно и в установленном порядке предоставлялась генеральному директору.
Выводы
Заместитель директора — один из топ-менеджеров компании. У него может быть широкий круг обязанностей, в зависимости от сферы, в которой работает компания, или направлений её деятельности, переданных под его ответственность. В любом случае все функции закрепляются в должностной инструкции, как и права и ответственность специалиста.
Должностная инструкция заместителя генерального директора
Должностная инструкция заместителя генерального директора составляется для определения места обозначенного сотрудника в кадровой иерархии компании. В инструкции расписываются основы рабочих отношений заместителя с директором, а также другими руководителями и подчиненными. Чаще всего данный документ включает в свой состав четыре базовых раздела, которые, по мере необходимости, дополняются 1-3 уточняющими пунктами, конкретизирующими отдельные аспекты деятельности работника.
Образец должностной инструкции заместителя генерального директора
1. Основные положения
Заместитель генерального директора обязан отвечать следующим квалификационным стандартам:
На срок отсутствия заместителя генерального директора его функции временно исполняет другой руководитель фирмы, о чем директором выпускается соответствующий приказ.
Заместитель генерального директора обязан владеть знаниями в следующих областях:
Заместитель генерального директора руководствуется:
2. Функции
Заместитель генерального директора отвечает за следующий круг вопросов:
3. Ответственность
Заместитель генерального директора может нести ответственность на следующих основаниях:
4. Права
Заместитель генерального директора наделяется правами:
5. Должностные связи
Заместитель генерального директора взаимодействует с сотрудниками компании на следующих основаниях:
Специфика документа
Должностная инструкция заместителя генерального директора нужна для определения его обязанностей. Она служит ориентиром по выстраиванию рабочих отношений как для самого сотрудника, так и для его коллег и руководителя фирмы. Подобно любому юридически обязывающему документу, ДИ может быть задействована в судебных разбирательствах.
Для директора грамотно составленный документ служит инструментом выстраивания бесперебойной работы его заместителя. Для заместителя этот документ четко определяет, что ждет от него директор и какими инструментами для достижения поставленных целей он владеет. Инструкция помогает обеим сторонам выстроить базис рабочего взаимодействия, предотвращая развитие конфликтных ситуаций.
Что нужно учитывать при составлении ДИ
Формат должностной инструкции не регулируется законодательно. Поэтому любая компания может приспособить данный документ под свои нужды. Однако каждая ДИ почти всегда включает в свой состав:
К этим разделам могут быть добавлены и дополнительные, связанные, к примеру, с установлением должностных взаимосвязей, что крайне важно для заместителя генерального директора.
Основные положения
В разделе собраны квалификационные требования к руководителю, объем требуемых от него знаний, а также нюансы процедуры передачи его полномочий на время отсутствия на рабочем месте. Почти все пункты являются стандартными, за исключением перечня требуемых знаний, которые формируются в соответствии с потребностями конкретной организации.
Функции
Этот раздел должен разрабатываться применительно к конкретике деятельности заместителя директора. Если заместитель занимается экономикой, то имеет смысл прописать его функции по контролю за финансовыми аспектами деятельности фирмы. Если заместитель отвечает за производство, то нужно обозначить его обязанности по организации процессов складирования, транспортировки и других моментов, относящихся к производству.
Если заместителей несколько, то для каждого заместителя составляется своя инструкция, с целью избежать дублирования функций.
Ответственность
В разделе прописывается круг ответственности сотрудника за неисполнение обязанностей, нарушение внутренних правил, административные и уголовные нарушения российского законодательства, совершенные в процессе рабочей деятельности.
Конкретные меры ответственности за совершенные нарушения не рекомендуется прописывать, т.к. они определяются позднее, в ходе трудовых и юридических споров и разбирательств.
Права
Здесь дается описание прав заместителя генерального директора. Права описываются как в общей форме, так и в конкретной, — в тех областях, где они касаются специфики работы руководителя и его положения в иерархии фирмы. Права могут сильно отличаться в зависимости от таких моментов, как спектр функций руководителя, организационно-правовая форма компании и сфера её деятельности.
Должностные связи
Этот раздел подробно прописывает, с кем и по каким вопросам заместитель гендиректора должен взаимодействовать. Во избежание конфликтных ситуаций, все нюансы прописываются максимально подробно.
После того, как инструкция составлена, она распечатывается на фирменном бланке. Для того, чтобы документ приобрел юридическую силу, он должен быть подписан генеральным директором и соискателем на вакансию заместителя гендиректора. В соответствие с правилами документооборота компании, могут быть добавлены и дополнительные подписи уполномоченных сотрудников. Печать в ДИ ставить не обязательно.
Должностная инструкция заместителя директора по общим вопросам
Должностная инструкция заместителя директора по общим вопросам нужна для определения положения этого топ-менеджера в управленческой структуре организации. В документе конкретизированы его функции, требования к квалификации, права, которыми он наделяется. Необходимость конкретизации определяется и тем, что данная должность носит довольно неопределенный характер и её содержание может сильно разниться на разных предприятиях. Должностную инструкцию заместителя директора ниже используете как «рыбу», вставив туда конкретные обязанности, которые актуальны именно в вашей организации. Приступаем!
Образец должностной инструкции заместителя директора по общим вопросам
1. Основные положения
2. Функции
Топ-менеджер ответствен за:
3. Ответственность
Топ-менеджер привлекается к ответственности за следующие нарушения:
4. Права
Топ-менеджер обладает следующим комплексом прав:
5. Должностные связи
Данный топ-менеджер организует сотрудничество с коллегами на следующих основаниях:
Для чего составляется должностная инструкция
Документ не упоминается в современном трудовом законодательстве, но его правовой статус подтверждается письмами Роструда и соответствующими судебными решениями. Должностная инструкция востребована для расширенного толкования параметров трудового договора, особенно понятия «трудовая функция», необходимость которой обозначена в статье 57 ТК.
Для руководителя компании корректно написанный документ позволяет спокойно планировать рабочий процесс сотрудника, не отвлекаясь на постоянные недопонимания.
Другим руководителям компании документ помогает распределить зоны ответственности и свои полномочия.
Для заместителя директора положения инструкции помогают определить, что ожидает от него директор компании и каким комплексом полномочий он наделен для выполнения возложенных обязанностей.
Таким образом, инструкция помогает снизить вероятность возникновения рабочих конфликтов и повысить эффективность рабочих процессов.
Важно! Должностная инструкция может оформляться либо как приложение к трудовому договору, либо как локальный юридический акт.
Что нужно помнить при написании документа
Основные параметры должностной инструкции не определены в действующем законодательстве. На практике она рассматривается как приложение к трудовому договору, разъясняющая его содержание. Для создания документа применяются определенные типовые формы, которые включают следующие разделы:
К этим частям крупные работодатели обычно добавляют ещё несколько, которые оговаривают такие моменты, как условия труда или требования к квалификации сотрудника. В любом случае созданная инструкция не должна противоречить положениям трудового договора и действующим нормам законодательства.
Важно! Как образец для составления инструкции могут применяться соответствующие профстандарты, чье использование регулируется статьей 195.3 ТК.
Основные положения
Начальный раздел, который используется для перечисления базовых принципов работы. Кому подчиняется сотрудник, кто имеет право его нанимать и увольнять и другие моменты — все они содержатся здесь. Основные пункты раздела довольно типовые, одинаковые у любых работодателей. В разных инструкциях различаются лишь требования к квалификации кандидата и список требуемых от него навыков.
Функции
Этот раздел имеет особое значение для заместителя по общим вопросам. В разных компаниях эта должность может подразумевать совершенно разный круг обязанностей. Хотя часто в функции этой позиции входят те, которые не закреплены за другими руководителями, но все зависит от конкретики определенной компании. В любом случае перечисленные здесь рабочие обязанности должны соответствовать списку навыков, приведённому в начальном разделе.
Ответственность
Данная часть отведена под перечисление возможных нарушений сотрудника в процессе выполнения им рабочих функций. Конкретные меры наказания в разделе рекомендуется не описывать, т.к. они определяются в ходе соответствующих административных и юридических разбирательств.
Права
В разделе перечисляются полномочия, которыми наделяется сотрудник. От работодателя зависит, насколько важен пост заместителя директора по общим вопросам, какие функции на него возлагаются и, соответственно, какими правами он наделяется.
Должностные связи
Дополнительный раздел, который добавляют, когда нужно яснее прописать положение заместителя директора в иерархии компании, что поможет избежать конфликтов и неясностей с другими топ-менеджерами.
После написания инструкции её согласовывают с руководством компании и профильными специалистами (юристом, работником кадрового отдела). После окончания процесса согласования документ распечатывается на корпоративном бланке с соблюдением всех атрибутов, требуемых для официального документа. Далее с инструкцией знакомят самого кандидата на должность. Заключительным этапом является проставление подписей всеми задействованными лицами. Обязательны подписи директора компании и сотрудника, для кого составляется инструкция. Дополнительно могут потребоваться и подписи лиц, с которыми согласовывался документ. Необходимость их включения определяется правилами документооборота компании.
Должностная инструкция по специальности «Заместител начальника отдела»
Вы можете скачать должностную инструкцию заместителя начальника отдела бесплатно. Должностные обязанности заместителя начальника отдела
_____________________________ (Фамилия, инициалы)
(наименование организации, ее ________________________________
утверждать должностную инструкцию)
ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА
1.1. Данная должностная инструкция устанавливает права, ответственность и должностные обязанности директора по продажам _____________________ (далее – «предприятие»). Название учреждения
1.2. На должность заместителя начальника отдела назначается лицо с высшим профессиональным образованием и стажем работы по
специальности не менее 3 лет.
1.3. Назначение на должность заместителя начальника отдела и
освобождение от нее осуществляется по приказу руководителя предприятия
(учреждения) по представлению начальника соответствующего отдела.
1.4. Заместитель начальника отдела обязан знать:
— основы организации труда, экономики и управления;
— законодательство об охране труда и о труде РФ;
— положение об отделе, распоряжения, постановления, приказы и прочие нормативную и руководящую документацию вышестоящих и других органов, которые непосредственно касаются деятельности отдела;
— правила внутреннего трудового распорядка на предприятии;
— нормы и правила техники безопасности, охраны труда, противопожарной защиты и
1.5. Заместитель начальника отдела подчиняется начальнику отдела.
1.6. В период отсутствия заместителя начальника отдела
(отпуск, командировка, болезнь и пр.) его обязанности возлагаются на лицо,
назначаемое в установленном порядке, приобретающее соответствующие
права и несет ответственность за должное выполнение всех возложенных на
2. Должностные обязанности
Заместитель начальника отдела:
2.1. Выполняет часть функциональных
обязанностей, доверенных ему начальником отдела, который контролирует
их своевременное и качественное выполнение, выполняет все служебные задания руководителя отдела.
2.2. В период отсутствия начальника отдела (отпуск, командировка или
болезнь) полностью выполняет его обязанности и несет
ответственность за должное их исполнение.
Заместитель начальника отдела имеет право:
3.1. Визировать и подписывать документацию только в пределах своей
Компетенции, знакомиться с проектами решений руководства предприятия,
Которые касаются деятельности отдела.
3.2. Сообщать начальнику отдела обо всех
недостатках, которые выявлены в работе отдела, и вносить свои предложения по их
устранению только в пределах своей компетенции.
3.3. Вносить на рассмотрение руководства свои предложения по
усовершенствованию работы своего отдела.
3.4. Взаимодействовать с руководителями всех или отдельных
структурных подразделений организации.
3.5. Требовать от руководства предприятия и начальника
отдела помощи в исполнении своих должностных прав и обязанностей.
3.6. Вносить свои предложения о поощрении отличившихся работников,
о наложении взысканий на нарушителей трудовой и производственной
Заместитель начальника отдела несет ответственность:
4.1. За совершенные в период осуществления своей деятельности
уголовным законодательством России.
Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
С инструкцией ознакомлен,
один экземпляр получил: _____________ __________________