что делает военный водолаз
Служба по контракту
Опрос
Водолаз (ВМФ)
Вид ВС или род войск | Военно-Морской Флот | |||
Штатная должность | водолаз | |||
Штатное воинское звание | матрос | |||
ВУС | ||||
Тарифный разряд | 4 | |||
Необходимое образование | Для овладения специальностью необходимо среднее (полное) общее, начальное профессиональное или среднее профессиональное образование. | |||
Деятельность водолаза связана с выполнением трудовых операций и перемещением под водой и по грунту в опорном положении (в легком водолазном снаряжении, в горизонтальном безопорном положении). По назначению и характеру деятельности существенно отличаются две группы водолазов: Квалификация водолазов определяется теоретической и практической подготовкой, специализацией по характеру работ и опытом спусков под воду. Специалисты-водолазы выполняют под водой разнообразные работы, большинство из которых требуют дополнительной квалификации: Водолаз выполняет ответственные задачи по обеспечению деятельности войск, связанные с разведкой дна, грунта, характера береговой черты в местах высадки морского десанта и стоянки кораблей; обеспечивает работы при возведении причалов; осуществляет поиск и обезвреживание мин и фугасов; участвует в оказании помощи аварийным подводным лодкам, обеспечении подъема и эвакуации затонувшей военной техники; устраняет подводные препятствия на фарватере; участвует в ремонте судов (смена гребных винтов, ремонт забортной арматуры, рулевых устройств); занимается поиском и опознаванием затонувшей техники, вооружения, самолетов; обеспечивает безопасность работ под водой других водолазов. Водолаз должен знать: Водолаз должен уметь: Для погружения под воду используется водолазное снаряжение, обеспечивающее дыхание в водной среде и защиту тела от непосредственного соприкосновения с водой. Жизнеобеспечение водолаза осуществляется с применением различных технологий. До глубины 50-60 метров водолазы дышат сжатым воздухом и самостоятельно поднимаются на поверхность. Hа больших глубинах дыхание обеспечивается искусственными газовыми смесями, а для подъема на поверхность применяется сложная техническая система, включающая водолазный «колокол» и декомпрессионную камеру на борту корабля-водолазной базы. Работа водолаза преимущественно самостоятельная или в составе малых групп (от двух до шести человек), протекает при дефиците информации об обстановке. При работе преобладают значительные динамические нагрузки, которые сопровождаются сверхинтенсивной потерей тепла. Информационный обмен осуществляется с помощью технических средств или установленными условными знаками. Основную часть рабочего времени водолаз проводит под водой в изолирующем снаряжении (комбинезоне), в условиях пониженной освещенности и видимости, перепада гидростатического давления, при температуре воды от 4 до 15 градусов Цельсия, что значительно снижает время безопасного пребывания человека в воде. Основные орудия труда – водолазное снаряжение, специальные приспособления для монтажа или разборки конструкций, инструмент и щиток для подводной сварки, щупы, миноискатели, средства с связи с поверхностью, часы и компас (для ориентации под водой). Hаиболее напряженные моменты в деятельности водолаза возникают при нарушениях нормальной работы и состояния водолазного снаряжения, а также при неожиданных изменениях состояния рабочей среды. Специфика деятельности водолаза предъявляет повышенные требования к физической и психической выносливости, функциональному состоянию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, координации движений, устойчивости к перепадам температуры, нервно-психическому состоянию специалиста. Для обеспечения эффективной и устойчивой работы водолаза ему необходимы следующие профессионально важные качества: Для овладения специальностью необходимо среднее (полное) общее, начальное профессиональное или среднее профессиональное образование. Должности водолазов комплектуются военнослужащими, прошедшими подготовку в учебной воинской части. Во время прохождения военной службы водолаз имеет возможность для повышения своей классной квалификации. По должности он может быть назначен командиром отделения (заместителем командира взвода). Водолазу (при наборе необходимого количества водолазных спусков) предоставляется дополнительный отпуск (ежегодно, до 15 суток), усиленное питание и дополнительное денежное вознаграждение за водолазные спуски. Родственные гражданские специальности: водолаз, водолазный специалист, инструктор легководолазного дела, мастер водолазных работ. Служба по призывуСлужбаВодолаз (ВМФ) | ||||
Штатная должность | водолаз | |||
Штатное воинское звание | матрос | |||
Тарифный разряд | 4 | |||
Деятельность водолаза связана с выполнением трудовых операций и перемещением под водой и по грунту в опорном положении (в легком водолазном снаряжении, в горизонтальном безопорном положении). По назначению и характеру деятельности существенно отличаются две группы водолазов: Квалификация водолазов определяется теоретической и практической подготовкой, специализацией по характеру работ и опытом спусков под воду. Специалисты-водолазы выполняют под водой разнообразные работы, большинство из которых требуют дополнительной квалификации: Водолаз выполняет ответственные задачи по обеспечению деятельности войск, связанные с разведкой дна, грунта, характера береговой черты в местах высадки морского десанта и стоянки кораблей; обеспечивает работы при возведении причалов; осуществляет поиск и обезвреживание мин и фугасов; участвует в оказании помощи аварийным подводным лодкам, обеспечении подъема и эвакуации затонувшей военной техники; устраняет подводные препятствия на фарватере; участвует в ремонте судов (смена гребных винтов, ремонт забортной арматуры, рулевых устройств); занимается поиском и опознаванием затонувшей техники, вооружения, самолетов; обеспечивает безопасность работ под водой других водолазов. Водолаз должен знать: Водолаз должен уметь: Для погружения под воду используется водолазное снаряжение, обеспечивающее дыхание в водной среде и защиту тела от непосредственного соприкосновения с водой. Жизнеобеспечение водолаза осуществляется с применением различных технологий. До глубины 50-60 метров водолазы дышат сжатым воздухом и самостоятельно поднимаются на поверхность. Hа больших глубинах дыхание обеспечивается искусственными газовыми смесями, а для подъема на поверхность применяется сложная техническая система, включающая водолазный «колокол» и декомпрессионную камеру на борту корабля-водолазной базы. Работа водолаза преимущественно самостоятельная или в составе малых групп (от двух до шести человек), протекает при дефиците информации об обстановке. При работе преобладают значительные динамические нагрузки, которые сопровождаются сверхинтенсивной потерей тепла. Информационный обмен осуществляется с помощью технических средств или установленными условными знаками. Основную часть рабочего времени водолаз проводит под водой в изолирующем снаряжении (комбинезоне), в условиях пониженной освещенности и видимости, перепада гидростатического давления, при температуре воды от 4 до 15 градусов Цельсия, что значительно снижает время безопасного пребывания человека в воде. Основные орудия труда – водолазное снаряжение, специальные приспособления для монтажа или разборки конструкций, инструмент и щиток для подводной сварки, щупы, миноискатели, средства с связи с поверхностью, часы и компас (для ориентации под водой). Hаиболее напряженные моменты в деятельности водолаза возникают при нарушениях нормальной работы и состояния водолазного снаряжения, а также при неожиданных изменениях состояния рабочей среды. Специфика деятельности водолаза предъявляет повышенные требования к физической и психической выносливости, функциональному состоянию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, координации движений, устойчивости к перепадам температуры, нервно-психическому состоянию специалиста. Для обеспечения эффективной и устойчивой работы водолаза ему необходимы следующие профессионально важные качества: Для овладения специальностью необходимо среднее (полное) общее, начальное профессиональное или среднее профессиональное образование. Должности водолазов комплектуются военнослужащими, прошедшими подготовку в учебной воинской части. Во время прохождения военной службы водолаз имеет возможность для повышения своей классной квалификации. По должности он может быть назначен командиром отделения (заместителем командира взвода). Водолазу (при наборе необходимого количества водолазных спусков) предоставляется дополнительный отпуск (ежегодно, до 15 суток), усиленное питание и дополнительное денежное вознаграждение за водолазные спуски. Родственные гражданские специальности: водолаз, водолазный специалист, инструктор легководолазного дела, мастер водолазных работ. История отечественного боевого водолазного делаС чего все началось В 1938 году Военный совет флота решил в срочном порядке организовать обучение водолазному делу и строительство учебных бассейнов, чтобы отрабатывать навыки работы в водолазном снаряжении у личного состава подводных лодок. Данное решение было принято после проверки состояния дел на ТОФ по внедрению подводных аппаратов. 24 октября 1938 года по приказу командующего ТОФ флагмана 2 ранга Кузнецова Н. Г. состоялось опытное учение, предусматривающее высадку легких водолазов с ПЛ «Щ-122» и их последующее возвращение обратно. В конце июля 1941 года из города Выборг в город Ленинград эвакуировали водолазную школу. Во время доклада об этом начальник ЭПРОНа контр-адмирал Крылов Ф.И. сообщил представителю Верховного Главнокомандующего заместителю наркома ВМФ адмиралу Исакову И.С. о необходимости создать специальный отряд из водолазов разведчиков, в который вошли бы лучшие водолазы школы. Заместитель наркома ВМФ быстро осознал, что подобное подразделение действительно необходимо в свете кольца блокады, которая смыкалось вокруг города. В архиве флота можно найти подписанный приказ под номером 72 от 11 августа 1941 года, который предусматривал формирование роты особо назначения (РОН) при разведывательном отделении штаба КБФ (РОШКБФ). Ее укомплектовали бойцами морской пехоты и краснофлотцами-водолазами. В декабре 1949 года Прохватилов представил отчет о проделанной работе. К нему прилагались разработанные и испытанные образцы индивидуальной надувной резиновой лодки, усовершенствованного гидрокомбинезона для многократных погружений и всплытий, усовершенствованного дыхательного аппарата ИСМ-М, специальных водолазных грузов, буя, упаковочных мешков и складных весел. Проведенная группой работа вместе с результатами исследований, проводимых в Институте по разработке специального снаряжения для легких водолазов, стали хорошим заделом для разработки и создания водолазного снаряжения особого назначения (ВСОН). В январе 1952 года завершилась разработка двух типов дыхательных аппаратов: С-1, разработанный инженер-капитаном 1 ранга Солдатенко О.М., и ВАР-52, разработанный капитаном 2 ранга Прохватиловым И. В.). В августе 1952 года были проведены их сравнительные лабораторные испытания. Лучшие результаты показал аппарат ВАР-52. Следующим шагом стали сентябрьские испытания 1953 года на одном из опытовых учений. Они завершились успешно, но у снаряжения присутствовали значительные недостатки. Пришлось переработать ТЗ в соответствии с ними. Заказ на создание партии опытных образцов получило СКБ-КДА. Первую опытную партию снаряжения изготовили лишь в 1955 году. А с конца 1957 года ВСОН стало поступать на вооружение специальных частей в необходимых количествах. Главным конструктором снаряжения под наименованием ВСОН-55 был Сапогов С. В.). Разработка первых образцов водолазного снаряжения и его последующие испытания в воинских частях сильно повлияли на путь дальнейшего развития этого направления. Кроме того, было выявлена необходимость в использовании технических средств передвижения водолазов, которые сохраняли их работоспособность. В 1955 году за границей закупили партию спортивных дыхательных аппаратов баллонного типа, производимых фирмами «Зибе-Герма» (ФРГ) и «АГА» (Швеция). В одной из специальных лабораторий НИР был разработан комплект снаряжения, в который входили дыхательный аппарат АВМ-1 и гидрокостюм ГКП-4. В 1957 году в НИР разработали ТЗ, по которому в СКБ-КДА создали модификации аппаратов АВМ-1, АВМ-2, АВМ-3. В 1958 году данные аппараты поступили в части для тренировочных погружений. В 1956 году 2-й отдел ГШ ВМФ заказал в спецлаборатории разработку и создание водолазного снаряжения, позволяющего осуществлять прыжки с самолетов. В техническом задании присутствовали специальный гидрокомбинезон с индивидуальным дыхательным аппаратом и подвесной парашютной системой. Выполнение задания было разделено на несколько частей. С января 1957 года в лаборатории совместно с Институтом ВМФ номер 15 работают над НИР (ИТ-72-40) – «Исследование и разработка снаряжения водолаза для прыжков с самолета с приводнением, для выхода из ПЛ, свободного плавания и хождения по грунту». Были разработаны ТЗ и тематическая карточка. В апреле 1958 года в СКБ-КДА выполняется ОКР «Изолирующий дыхательный аппарат для водолаза с парашютом». Параллельно ведется разработка спецгидрокомбинезонов ГК-ТО и ГК-У, которой занимается завод номер 151 на территории Ярославля. Все работы проводятся под наблюдением контролеров спецлаборатории. В августе 1969 года проводятся успешные летно-экспериментальные испытания созданного снаряжения: гидрокомбинезона ГК-ТО, подвесной парашютной системы и аппарата ИДАП. А в январе 1960 года Максимихин, Плесков, Иванов, Кудрин и Тюрин работают на НИР по модернизации способ выхода из подводной лодки. Проводится анализ 130 выходов, а затем проводятся еще 50 выходов. В результате был создан новый дыхательный аппарат ИДА-59П, который был включен в снаряжение водолазов-парашютистов СВП-1, получив новый гидрокомбинезон ГК-5. В 1972 году в специальных частях ВМФ на вооружении стояли аппараты ИДА-59П, ТП, ИДА-66Б для НВ «Тритон-1М» и «Сирена-У», АДА-61 нагрудный для хождения по грунту, стационарная дыхательная система СДО-1 для НВ «Тритон-2» и СТП-2 для НВ «Тритон-1М» и «Сирена-У». Но подобное разнообразие оказалось избыточным, поэтому в 1971 году в НИР «Корсар» разработали модель единого дыхательного аппарата ИДА-71П. С 1973 года им стали заменять все остальные. Новый аппарат находился в составе водолазного снаряжения СВУ, являющегося основным в специальных частях ВМФ и в настоящее время. Создание подводных средств движения водолаза Значительно более сложной оказалась ситуация с созданием подводных средств передвижения (ПСД). На это были свои причины. В государстве отсутствовали проектные и промышленные предприятия и организации, которые могли бы создавать средства подобного направления. Также ситуацию осложнял целый комплекс разносторонних исследований, который был необходим для разработки и создания ПСД. По существу, ПСД является миниатюрной подводной лодкой, которая также как и обычная подводная лодка, должна обладать всеми системами и механизмами для ее нормальной работоспособности. При этом все оборудование должно быть малогабаритным. Для производства подобной продукции требовались совершенно новые технологии, оборудование и специалисты. Один из сложных моментов при эксплуатации ПСД – водитель размещался в пространстве, открытом для воды, поэтому было трудно сохранить его работоспособность в подобных условиях. Проблема усугублялось небольшим количеством заказанных аппаратов, что было экономически невыгодно. Уже в сентябре 1959 года специалисты университета завершили разработку, испытания и приступили к производству отечественных моделей буксировщиков «Протей-1 и 2» Одно из их достоинство – крепление на теле водолаза – первый «Протей» на груди, а второй – на спине. Длина буксировщика «Протей 1» составляла 1830 мм, ширина – 650 мм, а высота – 465 мм. Его масса достигала 95 килограмм, а скорость перемещения – 2.5 узлов. Дальность плавания аппарат составляла десять миль при глубине хода в 32 метра. Также была завершена разработка двухместного транспортировщика, использующего торпедный калибр 533 мм. Он получил название «Сирена», прошел испытания и запущен в производство. В дальнейшем аппарат модернизировался специалистами завода «Двигатель» совместно с целым рядом судостроительных, авиационных и электротехнических промышленных предприятий. Был создан высокоэффективный и надежный образец под названием «Сирена-УМЭ». Диаметр аппарата составлял 532 мм, длина – 8600 мм, масса – 1367 килограмм. Скорость хода достигала 4 узлов. Продолжительность автономного хода составляла два часа, за которые аппарат мог пройти восемь миль на глубине до сорока метров. Для запуска аппарата можно было использовать любой надводный корабль или катер, оснащенный грузоподъемным устройством до двух тонн. Также для этого можно было использовать подводные лодки, относящиеся к типу «Пиранья». После разработки специального штангового механического толкателя появилась возможность запускать аппарат с подводных лодок 877ЭКМ и 877ЭК. Конструктивно в составе «Сирены-УМЭ» есть головное, проточное и кормовое отделение. Для подсоединения грузового контейнера к головному механизму используется быстродействующий механизм. Также головной отсек используется для хранения никель-кадмиевых аккумуляторов. Проточное отделение содержит кабины для водолазов, бортовую систему жизнеобеспечения, а также пульт управления и устройство для проведения вертикальных маневров. Кабины оснащены выдвигающимися крышками, которые защищают водолазов от потока, возникающего при движении под водой. Кормовое отделение получило навигационных комплекс, блоки коммуникации, приборы управления и регулировки оборотов двигателя и рулевые машинки. Все агрегаты, гребные винты и приборы созданы для малошумной работы. С 1969 года опытные и конструкторские работы над «Тритор-1М», «Протей-Х» и «Тритон-2» проводила проектная организация «Малахит». Производство было запущено на мощностях завода ЛАО. Стоит отметить, что на создание этих аппаратов ушло довольно много времени. «Тритон-1М» разрабатывался 12 лет с 1966 по 1978 год. Носителями аппаратов были выбраны специально оборудованные надводные корабли, относящиеся к проекту А-1824: «Анемометр» и «Гироскоп». В 1971 году Ново-Адмиралтейский завод в Санкт-Петербурге построил два первых подводных аппарата «Тритон-1М». Это были опытные образцы для всесторонних исследований процесса эксплуатации новых подводных лодок. В июле 1972 года были завершены испытания двух СМПЛ, после чего «тритоны» отправились на Черное море для испытаний на предприятии «Гидроприбор». Всего было построено 32 аппарата, которые поступили на вооружение в 1973-1980 гг. Основное предназначение аппарата – транспортировка легких водолазов на глубине до сорока метров. В корпусе аппарата были непроницаемые и прочные объемы: водительский пульт управления, а также электромоторный и аккумуляторный отсеки. Мощность установленного гребного электрического двигателя составляла 3.4 кВт. Аппарат мог оставаться на грунте без движения до десяти суток. В его оснащение входили компас, гидроакустическая станция, радиостанция, а также автоматическая система движения по курсу. Длина аппарата составляет 5 метров, ширина – 1.35 метра, высота – 1.38 метра, осадка – 1 метр. Скорость хода достигала 6 узлов, дальность плавания 35 миль на глубине до 40 метров. Экипаж состоял из двух водолазов. В 1966 году Аварийно-спасательная служба ВМФ составила задание на проектирование и создание опытного подводного носителя водолазов «Тритон-2». Руководство разработкой осуществлял главный конструктор Синяков В. И. под наблюдением НИИ номер 40 завода «Гатчинский металлист». В этом же году работы над «Тритон-2» передали в ЦПБ «Волна». Руководить проектом под шифром пр.908 назначили Евграфова Я. Е. Всего было построено 12 аппаратов, которые поступили на вооружение в 1975 – 1985 гг. Длина аппарата – 9.5 метров, ширина – 1.8 метра, осадка – 1.6 метра. Продолжительность автономного плавания составляет 12 часов при скорости хода 5.5 узлов на глубине до 40 метров. В июле 1984 была Ленинградском адмиралтейском объединении заложили первую опытную подводную лодку с титановым корпусом, которая могла погружаться на глубину до 200 метров. Аппарат относится к двухкорпусному классу НАТО – LOSOS. Его длина составляет 28.2 метра, ширина – 4.74 метра, высота – 5.1 метра, а осадка – 3.9 метра. Продолжительность автономного плавания составляет десять суток при предельной глубине погружения в 200 метров и подводной скорости в 6.7 узла. В экипаж подводной лодки входило 3 человека, а также группа легких водолазов из шести человек. Лодка обладала вооружением в составе двух торпед калибром 533-мм или мин. Оружейный комплекс размещался в средней части надстройки, включая в себя два грузовых контейнера, используемых для транспортировки снаряжения. Обычно четыре буксировщика «Протон» или два транспортировщика «Сирена-УМЭ» и два минных устройства в составе 4 донных мин большой мощности, в том числе и с ядерными зарядами. Грузовой контейнер заполнялся забортной водой. Это цилиндрическая конструкция, длина которой 12 метров, а диаметр 62 см. Для погрузочно-выгрузочных работ использовался выдвижной лоток с приводом и органами управления, находящимися внутри корпуса. Создание специального оружия До 70-х годов не велась разработка навигационных средств для ПСД и водолазов. На первые «Протеи», «Сирены» и «Тритоны» ставили водозащищённые авиационные магнитные компасы КИ-13. Чуть позже носители «Сирена» и «Тритон» получили авиационный гирополукомпас ГПК-52. Он обладал небольшими габаритами и позволял вводить информацию о курсе в автоматическую систему управления ПСД. Целенаправленная разработка навигационных система для ПСД и водолазов началась в 70-е годы, когда ей занялся 9-й НИИ МО. В 1972 году в НИИ ШП «Дельфин» завершилась разработка навигационного прибора для водолазов НПВ-2, в составе которого были часы, глубиномер, вертушечный лаг и магнитный компас. Приборами оснащали все разновидности буксировщиков. У НПВ-2 была специальная площадка для размещения пеленгатора и планшета с картой. Автопрокладчик использовал рулонную карту, на которой предварительно прокладывался маршрут. Весь комплекс весил 136 килограмм. В 1983 году завершилась разработка и создание второго поколения навигационных средств. На вооружении появился базовый комплекс навигации «Возчик». Его использовали не только в ПСД СПЕЦНАЗ, но в ряде других подводных аппарат морского флота. Комплекс первым получил цифровую систему обработки данных, построенную на базе ЦВМ «Салют-3». Авиационный магнитный компас КИ-13 в 1982 году заменили усовершенствованным вариантом КМ-48П «Нева», который использовался как резервный на всех водолазных носителях. Лучший образец малогабаритных навигационных средств конца 80-х годов – это комплекс «Анчар», который предназначался для подводной лодки «Пиранья». В его составе была спутниковая навигационная система АДК-3М. Были проведены успешные испытания комплекса, а в 1991 году его приняли на вооружение. Комплекс получил множество компонентов, которые в дальнейшем могли устанавливаться на НК ПСД. В частности, небольшой доплеровский лаг ЛА-51, магнитный компас КМ-69П и другое оборудование. Создание гидроакустических средств для водолазов и ПСД В 1964 году начались работы по созданию гидроакустических водолазных средств. Тогда была создана ОКР «Нерей» для разработки пеленгаторной и приводной аппаратуры для ПСД и водолазов. В этот период военная техника активно оснащалась полупроводниковыми приборами: транзисторами, диодами, которые быстро вытеснили энергоемкие и громоздкие электронные лампы. В комплекте ГАК «Нерей» были: комплексная ГАС носителя водолазов «Тритон-2», прибор легкого водолаза (ЛВ), а также якорный гидроакустический маяк-автоответчик (ГМ). Комплексную ГАС ВГМ-459 установили на макет НВ «Тритон-2» в 1969 году. Но макету не удалось пройти испытания, поэтому создание ГАС ВГМ-459 затянулось. В 1976 году ее испытали на двух опытных образцах «Тритон-2», разработанных СПМБМ «Малахит». ВМФ получил пеленгатор водолаза и гидроакустический маяк ГАС ВГМ-459 в 1978 году под шифром МГВ-11. В процессе испытаний выяснилось, что также необходимо разработать устройство для переговоров внутри аппарата, гидролокатор и станцию гидроакустической связи. Для связи «Тритон-2» и обеспечивающего катера использовалась УКВ радиостанция «Сокол» Р-352. Антенна размещалась на буе из пенопласта, а для соединения ее и радиостанции использовался шестидесятиметровый коаксиальный кабель. Саму станцию поместили в герметичный бокс из железа, у которого была одна рукоятка для переключения между приемом и передачей. Правда, кабель не позволял погружаться на полную глубину в сорок метров, так как не было возможности герметичного запирания крышки НВ Небольшой индукционный разъем гарнитуры и пульт управления размещались на груди водолаза. В 1974 году ГАС МГВ-6В установили на двух опытных экземплярах «Тритон-2», которые прошли испытания на территории торпедного полигона в поселке Орджоникидзе. Данное устройство было рассчитано на семь водолазов, работая, как и обычный телефон, в дуплексном режиме. Позже его установили на ПЛМ проекта 865 «Пиранья».
|