что делает страховое дело
Что делает страховой агент?
Страховой агент — это тот, кто помогает человеку защититься от возможного ущерба. Человека со всех сторон окружают опасности и различные риски. Он может заболеть, получить травму и остаться инвалидом, может сгореть его дом, а машина попасть в руки угонщиков. Чтобы получить защиту от убытков, была придумана система страхования имущества и жизни.
Что делает страховой агент
Смысл страхования заключается в том, чтобы обезопасить здоровье или имущество человека от ущерба. В случае непредвиденных обстоятельств он получит либо денежную компенсацию, либо покрытие расходов на лечение. Клиенту необходимо обратиться в страховую компанию, сделать денежный взнос и заключить специальный договор.
Во многих странах страховые взносы имеют обязательный характер. К примеру, в России это ОМС для оказания бесплатной медицинской помощи и ОСАГО для автотранспорта. В обоих случаях основным документом застрахованного лица является полис.
Страховой агент делает все, что связано с поиском клиентов и заключением с ними договоров на определенные страховые продукты.
Источник фото aleksandarlittlewolf/freepik
Страховой агент — кто это?
Любой страховой агент — это посредник между страховой фирмой и клиентом. Бывает, что страховые агенты состоят в штате крупной страховой компании и работают от её лица. Однако законом не возбраняется, если страховой агент работает на себя и представляет интересы сразу нескольких фирм. В этом случае агент ищет клиентов самостоятельно и работает на выезде.
Основной источник заработка в обоих случаях — это процент от сделок. Хотя служащий страховой компании при этом может иметь и небольшой оклад, как правило, в размере прожиточного минимума.
Агенты работают с физическими лицами и с корпоративными клиентами.
Обязанности страховых агентов при любом варианте трудоустройства не слишком отличаются:
Если страховой агент работает в компании, то собирает статистику, производит инкассацию выплат, подготавливает отчеты о своей работе для начальства, участвует в совещаниях и проектной работе по договорам.
Как становятся страховыми агентами
Профессии страхового агента обучают во многих гуманитарных вузах России. Специальность так и называется — «Страховое дело». Однако крупные страховые компании предпочитают готовить сотрудников самостоятельно, организуя специальные курсы. Поэтому устроиться на работу страховым агентом можно с иным гуманитарным образованием: юриспруденция, журналистика, психология и педагогика и т. д.
5 учебных заведений, где можно выучиться и стать страховым агентом:
Работодатель ценит в первую очередь навыки и психологические качества клиента, поэтому для начинающих специалистов рекомендуется как можно больше практиковаться.
Страховые компании могут организовывать курсы, из которых можно узнать что делает страховой агент. После окончания обучения и прохождения стажировки в такой компании можно быстрее найти рабочее место и применить свои знания.
Стать агентом страховой компании можно с помощью онлайн-курсов. Для этого нужно найти соответствующую организацию и пройти дистанционное обучение.
Источник фото jcomp/freepik
Требования к профессиональным навыкам и обязанностям страхового агента
В квалификационном справочнике для служащих отмечается, что страховой агент должен хорошо ориентироваться в страховом законодательстве и знать все акты, постановления, инструкции в этой отрасли.
Чтобы стать агентом страховой компании, специалист должен отлично ориентироваться в продукте, который он продает и мог разъяснить любые вопросы клиента. Однако ещё важнее личные качества работника:
Сколько зарабатывает страховой агент
По данным интернет-сервисов по поиску сотрудников, зарплата специалиста следующая:
Такой разброс обоснован тем, что страховые агенты в основном живут с процента от продаж полисов, а оклад у них небольшой.
Плюсы и минусы профессии страхового агента
Плюсы:
Минусы:
Специальность 080118.51 «Страховое дело (по отраслям)»
Квалификация выпускника – специалист страхового дела
Страхование — важнейший сектор мировой экономики. Поэтому выпускники специальности «Страховое дело» очень востребованы на рынке труда.
Специалист по страховому делу после колледжа — в большинстве случаев тот самый страховой агент, с которым имеют дело граждане, нуждающиеся в страховых услугах. Специалисты страхового дела работают не только в страховых компаниях, но и органах, которые осуществляют контроль за ними. Большинство агентов имеют конкретную специализацию: автострахование, страхование жизни и здоровья, недвижимости и т.п. Самые востребованные из них — специалисты по страхованию транспортных средств и ответственности автовладельцев.
Выпускник должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, руководящие и методические материалы и документы, регламентирующие деятельность страховых организаций; сущность и функции страхования, его место и роль в рыночной экономике; виды страховых услуг, типовые правила и условия страхования; основы проведения актуарных расчетов; правовые основы осуществления страховой деятельности с учетом региональных специфических условий; основы психологии и организации труда; систему счетов бухгалтерского учета; порядок и формы финансовых расчетов; установленную отчетность о финансовой деятельности; виды и методы контроля; порядок привлечения и использования собственных и заемных средств, выпуска и приобретения ценных бумаг; основы экономики, банковского дела, менеджмента, маркетинга и права.
Что делает страховой агент
Страховые агенты образуют внешнюю сеть страховой компании – они в большинстве своем не состоят в штате страховщика, но приводят к нему клиентов. Не бесплатно, естественно – внештатный сотрудник получает процент от заключенной сделки. Ниже мы детально расскажем, какая у этих специалистов деятельность и сколько на этом можно заработать.
Подробнее про работу страхового агента
Перед тем, как ответить на «Что делает страховой агент?», пройдемся по типам внештатных сотрудников. Их – 2: агенты и брокеры. Отличия – существенные: агент страхования может быть как физическим лицом, так и юридическим, в то время как страховой брокер обязан быть юридическим лицом с лицензией на свою деятельность. Страховой агент является представителем одной или нескольких страховых компаний, и его цель – продать как можно больше полисов. Брокер же ни от кого не зависит, он в первую очередь заботится о клиенте – рассказывает ему про все выгодные предложения на рынке, оценивает имущество, пытается найти компромисс между страховщиком и клиентом в сложных ситуациях. Брокеры могут открывать франшизу и привлекать к себе партнеров, организовывая таким образом свою сеть агентов.
Сами специалисты делятся на штатных, мономандатных и многомандатных. Штатные – те, которые числятся в штате страховщика. Они получают ежемесячный оклад, но должностные обязанности страхового агента в штате включают в себя много вещей, которых нет у «свободных» агентов. Мономандатные специалисты работают с одной конкретной страховой компанией, и продают исключительно ее полисы. Их прибыль зависит исключительно от продаж. Многомандатные агенты продают полисы от разных страховщиков.
Обычно многомандатные агенты специализируются на одном конкретном виде полиса – чаще всего на ОСАГО.
Обязанности страхового агента
Итак, чем страховой агент занимается? В его обязанности входит:
Права страхового агента зависят от договора, но всегда включают в себя право на часть (процент) от сделки. Кроме того, по закону агент имеет право на получение информации об уставном капитале, лицензии, страховых резервах и сроке деятельности страховщика.
Так же, естественно, специалист имеет право на получение исчерпывающей информации о всех страховых продуктах компании.
Ответственность специалиста
Согласно закону «Об организации страхового дела в Российской Федерации», специалист несет ответственность за:
Качества, которыми должен обладать специалист
Из обязанностей и требований к страховому агенту «вытекают» качества, которые нужны специалисту:
Как стать страховым агентом
Есть два пути: самостоятельно подписывать договоры со страховыми или зарегистрироваться в агентском онлайн-кабинете. Если подписываете договор самостоятельно – на ваши плечи ложится вся ответственность и все обязанности. Нужно самостоятельно принимать оплату и возить подписанные договоры клиентов в офис страховщика.
Если решаете работать онлайн, все становится проще – вам нужно только помочь клиенту заполнить данные и дать ему ссылку на оплату, после чего – получить деньги за проделанную работу. При работе с нашим агентским кабинетом все упрощается максимально – вы получаете всю необходимую информацию, как и ссылки на оплату, остается только найти клиента. Зарегистрируйтесь и проверьте сами.
Сколько можно заработать
Давайте посчитаем. Полис ОСАГО, с которого рекомендуется начинать новичкам (проще продавать), в Москве стоит в среднем 12000-18000? – возьмем 14000? для расчета. Предположим, ваша премия – 17%. В месяц вы заключаете 8 договоров, 6 из 8 клиентов возвращаются к вам через год для переоформления.
Заработок на 1, 13, 25, 37 и 49 месяц:
Перспективы профессии
Поскольку работа страхового агента – это «бизнес для начинающих», развиваться можно в том направлении, в котором вам захочется.
Обычно агенты становятся брокерами – открывают ИП или ООО, оформляют франшизу и начинают нанимать своих агентов, забирая себе небольшой процент и предоставляя им взамен инструменты для работы.
Преимущества и недостатки профессии
Преимущества:
Минусы:
Нужен ли кассовый аппарат?
Нет, если вы являетесь физлицом или работаете онлайн.
А офис нужен?
Тоже нет, офис нужен только брокерам.
В каких случаях агент обязан выплачивать компенсацию при наступлении страхового случая?
Только в тех случаях, когда вы самостоятельно подписали договор с компанией и в договоре это прописано.
Вывод
Работа страховым агентом – хороший вариант для тех, кто хочет попробовать свои силы в бизнесе, но не знает, с чего начать. Стартовать лучше с онлайн-продаж, потому что порог вхождения у таких продаж – ниже. Все, что вам нужно – находить клиентов, что и является основой любого бизнеса.
Как работает страховая компания
В 2020 году в России насчитали более 150 действующих страховых компаний и почти треть из них прогнозирует технологические изменения. Но пока рынок страхования модернизируется, для многих людей актуальным остаётся другой вопрос — как работает страховая компания?
Зачем нужно страхование
Главная задача — финансовая защита клиента компанией в случае непредвиденных ситуаций, прописанных в страховом договоре.
Принципы страхования:
Страховая премия — это оплата страховой компании за гарантию компенсации и защиты независимости клиента в непредвиденных ситуациях.
Страхование — это договор в виде полиса между клиентом и компанией. В договоре клиент указывает конкретный объект, а страховая компания — условия и риски, которые будут компенсированы в случае ущерба.
Страхование необходимо, когда есть риск, что имущество, здоровье или любая другая ценная часть нашей жизни может оказаться под угрозой, а денег или других средств в случае форс-мажора может не оказаться.
Обязательное страхование чаще всего относится к автомобилям, здоровью, ипотечному жилью или выплатам кредитным организациям. Необходимость иметь такую страховку — защита для второго участника процесса, если в случае непредвиденной ситуации клиент не сможет сделать выплату из своих средств.
Как устроена страховая компания
Страховая компания — это юридическое лицо, которое оказывает платные услуги в виде возмещения ущерба в случае наступления страхового случая.
Чтобы страховая компания могла осуществлять свою деятельность, она должна пройти несколько важных этапов. Без них она не сможет официально работать.
Страховая компания нацелена на прибыль, как и любые другие участники экономического рынка.
Когда клиент приходит в страховую компанию и заключает с ней договор, он становится страхователем. В договоре клиент вместе с компанией прописывают то, что будет финансово защищаться от страховых рисков и в каких случаях. Это будет объект страхования, а возможная непредвиденная ситуация, которая может с ним произойти, — это страховой случай. Но к такому случаю будет относиться только то, что было прописано в договоре.
Когда договор будет заключён и подписан обеими сторонами, он становится страховым полисом. Клиент в определённый период (часто месяц или год) выплачивает страховщику (компании) оговоренную сумму. Эта сумма будет страховым взносом.
У страховой компании есть определённое количество клиентов, которые регулярно платят компании страховой взнос. Все их средства образуют страховой фонд, из которого компания при несчастном случае у клиента берёт средства, чтобы покрыть ущерб.
Взносы клиентов, у которых не было страховых ситуаций, идут на выплаты клиентам, у которых они случились.
Такая ситуация может показаться невыгодной для компании, ведь теоретически неприятности могут приключиться почти у каждого клиента. Поэтому чтобы компания могла выполнять свои обязательства, она устанавливает определённые лимиты по выплатам и строгий список ситуаций, которые считаются страховым случаем. Именно поэтому при составлении договора нужно быть внимательным.
Петя захотел застраховать свою квартиру. При заключении договора он обратил внимание, что его жильё защищено от затоплений соседями, но если он сам забудет закрыть кран, страховая не будет оплачивать его ошибку.
Страховые случаи происходят с определённой частотой. Компания учитывает это, когда формирует цену страховки. Также туда закладывают и другие расходы, например, зарплату сотрудников.
Когда продукты компании популярны, продажей и заключением договоров может заниматься страховой агент. Страховой агент — это посредник, который имеет официальное разрешение от компании (агентский договор) на такую деятельность.
Вернёт ли страховая деньги, если ничего не произошло
Страховая компания платит средства, когда происходит страховой случай. Но что если кажется, будто страховка не окупает свою цену? Казалось бы, есть смысл попытаться вернуть свои средства.
Но это противоречит основному принципу работы страховой: она защищает клиента от возможных рисков, которые нельзя предугадать, а клиент платит за вероятность такого риска — ведь в его случае он получит компенсацию.
Наш герой Петя платит за страховку квартиры 300 рублей в течение трёх лет. За это время с его квартирой всё было в порядке. Петя задумывается, что траты неоправданные. Но на четвёртый год квартиру Пети заливают соседи и страховая покрывает ему весь ремонт на 500 тысяч рублей. Таким образом, Петя смог сохранить свои средства и остался в плюсе.
В случае если бы страховая возвращала средства клиентам при отсутствии рискованных ситуаций, у неё бы не было страхового фонда. Благодаря тому, что риск делится между всеми клиентами, компания имеет возможность создать резервы для выплаты при страховом случае.
От чего зависит стоимость страховки
Во-первых, страховая компания должна быть рентабельна, чтобы существовать. Поэтому даже фиксированная стоимость пересчитывается после определённого периода. Факторов много: инфляция, повышение расходов при потенциальных выплатах, повышение зарплат сотрудникам и т.д.
Во-вторых, у компании должны быть деньги на выплату в любой момент.
Потраченные средства компания сравнивает с собранными взносами — поэтому иногда полисы могут стать даже дешевле. Также учитывается франшиза — личный риск клиента и гибкость выбора лимитов. Часто длительная страховка дешевле ежемесячной, например.
Цифровые страховые — можно ли доверять?
Мы привыкли, что страховая чаще всего осуществляет все процессы тет-а-тет при личной встрече с клиентом. Но технологии развиваются, а пандемия заставляет людей все чаще обращаться к дистанционным возможностям.
Бояться онлайн-страховых не нужно: их также легко можно проверить, как и обычную страховую компанию, а экономия на ресурсах и агентах может обеспечить более низкую цену страховок.
Какие ещё есть нюансы
При оформлении полиса нужно обратить внимание на правила страхования, лицензию, а также риски и лимиты выплат по ним.
Титульный лист (основной лист договора/полиса) включает основные положения страховки. Чтобы не оказаться разочарованным при неправильно подобранной страховке, нужно обязательно изучить полные правила страхования.
Договор страхования имеет несколько ключевых характеристик, которые определённо стоит изучить предварительно. Подробнее обо всех особенностях договора страхования вы можете прочитать в нашей статье «На что обращать внимание при заключении договора страхования».
В чём разница между страховым брокером и страховым агентом
Понятия «страховой брокер» и «страховой агент» созвучны, поэтому люди зачастую не видят разницы. На самом деле методы и цели их работы отличаются. Давайте разберёмся, что же из себя представляют страховые брокеры и страховые агенты и почему это совсем не одно и то же.
Кто такой страховой брокер
Страховой брокер — посредник, который помогает выбрать страховщика и конкретные страховые продукты. Он оценивает предложения, сравнивает, предлагает оптимальный вариант, в процессе помогает консультациями, информационной поддержкой, оформлением необходимых документов, обеспечивает сохранность денег, если взносы проходят через него.
Брокер как независимый эксперт действует в интересах клиента, поэтому именно от него получает вознаграждение за свои услуги. Считается, что чем крупнее страховой брокер, чем больше у него сеть, тем меньше его комиссионные, ведь крупные игроки рынка могут зарабатывать на объёмах продаж.
У брокера обязательно должна быть лицензия на осуществление страховых услуг. Кроме того, работа брокера подчинена официальным правилам и требованиям, которые защищают клиентов:
Кто такой страховой агент
Страховой агент — это физическое или юридическое лицо, которое продаёт страховые полисы. Агентом может быть не только тот, кто зарабатывает исключительно этой деятельностью, но и тот, для кого этот доход — один из многих (к примеру, банк или автодилер). Зачастую это удобно для всех: и для самой организации-агента, и для страховой, и для клиента, который может не тратить время на поиски, а на месте, буквально не отходя от кассы, получить консультацию и оформить полис.
Как и брокер, агент заинтересован в продаже большого количества страховок. Агент также оказывает консультационные услуги, помогает оформлять документы и может принимать оплату.
Разница между агентом и брокером не только в том, что агенту не нужна лицензия. Если брокер работает в интересах клиента и, как правило, именно от него получает вознаграждение, агент получает комиссию от страховой компании.
Агенты бывают штатными, мономандатными и многомандатными.
Иногда на этой почве возможны спекуляции: агент может убедить клиента, что речь о самом лучшем и выгодном предложении только из-за личной заинтересованности в комиссии. Вопрос порядочности мы оставим за скобками, но клиенту важно понимать, что именно руководит агентом и есть ли выбор среди нескольких схожих страховых продуктов.
Также агент, если это предусмотрено контрактом, может частично выплатить компенсацию при наступлении страхового случая. Но это уже зависит исключительно от деталей договора.
Чем отличаются
Сравнили в таблице основные моменты, чтобы показать разницу между страховыми агентами и брокерами.
Что сравниваем | Брокер | Агент |
---|---|---|
Как получает доход | Как правило, вознаграждение приходит от клиента. Если же вознаграждение оплачивает страховая, брокер обязан проинформировать клиента об этом. | Получает свой процент от страховщика. |
От чьего лица работает | От собственного или от имени клиента по его поручению. | От страховой компании по ее поручению. |
Партнерство со страховщиками | Работает со множеством организаций. Заинтересован в возможности предоставить большой выбор клиенту, соответствующий интересам и ситуации клиента, ведь это является его конкурентным преимуществом перед агентом. | Как правило, сотрудничает с определенной страховой компанией. Возможно, с несколькими. Есть агенты, которые сотрудничают со множеством страховых компаний (например, благодаря онлайн-платформе, которая дает им большой выбор). |
Необходимость получить лицензию | Брокер обязан иметь лицензию на свою деятельность. | Требований к лицензии нет. |
Ограничения | Не вправе действовать вне своих обязанностей, не может действовать одновременно и в интересах клиента и в интересах страховщика. | Не имеет возможности, как страховой брокер, сравнить максимальное количество возможных предложений и выбрать лучшее. Может действовать в интересах определенного страховщика, при этом консультируя клиента. |
Как стать страховым брокером или агентом
❌ Стать страховым брокером — задача непростая. Без предварительной подготовки и знания матчасти, законодательства, преимуществ и минусов отдельных страховых компаний не обойтись. Для этой деятельности понадобится открыть ИП или ООО. То есть в идеале заранее стоит разобраться и с этим вопросом: понять, какая форма, какое налогообложение будет выгоднее. После регистрации своего дела обязательно придётся получить лицензию. Только после прохождения этих этапов можно начинать работать в качестве страхового брокера. Затем можно заключать договоры со страховыми компаниями, с которыми брокер собирается сотрудничать. Всё это займёт немало времени, зато после можно масштабировать деятельность и стать крупным брендом.
✅ Стать страховым агентом элементарно. Например, есть онлайн-платформы, где достаточно зарегистрироваться и пройти простой обучающий курс, чтобы получить возможность продавать полисы и получать комиссию. Также можно самостоятельно заключить договоры со страховыми компаниями, но это займёт больше времени.
Тем, кто хочет стать страховым брокером или агентом, важно понимать: и те и другие отвечают за сохранность персональных данных клиентов, документов и денег, за достоверность информации о страховых продуктах. Поэтому работать в этой сфере стоит только с предварительной подготовкой, осознанно.
Рейтинги страховых брокеров
В интернете немало рейтингов страховых брокеров, например, insbrokers.ru или insurancebroker.ru. Как правило, они составляются на основании таких параметров:
На сайте Центробанка можно посмотреть архивную отчетность по страховой брокерской деятельности. Эта статистика посвящена цифрам: она лишена эмоций и не учитывает таких субъективных показателей, как качество сервиса обслуживания, но довольно информативна. Если вы определились с брокером или только выбираете между ними, эти данные Центробанка могут оказаться полезными. Также у Центробанка есть реестр финансовых организаций, где можно посмотреть в том числе информацию о брокере.
❌ Какого-либо реестра или рейтингов страховых агентов не существует — их может быть очень много.
Зачем нужны страховые брокеры и агенты
Клиенты не всегда в силах самостоятельно разобраться во всем многообразии предложений, которые существуют на рынке. И уж тем более, сложно сравнить все возможные предложения, осознав их преимущества и недостатки. Страховщику сложно сравнивать себя с конкурентами — это не в его интересах. А вот брокеры и агенты (если агент сотрудничает не с одним страховщиком) вполне могут оценить картину в целом и предложить оптимальный вариант.
Брокеры и агенты нужны не только клиентам, но и страховщикам, ведь они поставляют клиентскую базу. Довольный обслуживанием и компенсацией человек порекомендует компанию знакомым. Возможность выбора и конкуренция между страховыми компаниями развивают рынок, это полезно для всех.
Конечно, если вы четко знаете, какой именно продукт вам нужен и определились со страховщиком, есть смысл обратиться к нему напрямую, тем более, что тут возможны скидки или специальные акции, благодаря которым можно сэкономить. Иногда посредники готовы сделать дисконт за счёт части своего вознаграждения, но у самого страховщика тут в большинстве случаев больше возможностей для маневра и скидок.
Если вы хотите застраховать квартиру, собаку или кошку, то можете сделать это быстро и без посредников прямо на сайте «Манго».
Важно: прежде чем покупать полис у посредника, самостоятельно рассчитайте стоимость полиса, который вам нужен. В интернете масса удобных калькуляторов, которые дают такую возможность. Это позволит вам не купить интересующий продукт по завышенной цене.