что делает смотритель в музее
Должностная инструкция смотрителя музея
В должностной инструкции смотрителя музея даны его должностные полномочия, квалификационные требования и параметры ответственности за нарушения. Поскольку инструкция обладает юридической значимостью, а её качество исследуется при проверках Роструда, ФСС и ПФР, от работодателя требуется повышенное внимание к написанию и оформлению данного документа.
Образец должностной инструкции смотрителя музея
1. Общие положения
2. Функции
Смотритель музея отвечает за следующие задачи:
3. Ответственность
Смотритель музея отвечает за следующие проступки:
4. Права
Смотритель музея обладает правами:
Особенности создания должностной инструкции
В существующем трудовом законодательстве отсутствуют параметры, регулирующие создание и оформление должностной инструкции. Поэтому организация-работодатель создает документ на основе стандартных образцов, придерживаясь принципов делопроизводства и отраслевых стандартов. Инструкция может создаваться в двух разновидностях: стандартный вариант и расширенный.
Стандартная инструкция включает 4 раздела:
Этот вариант инструкции является наиболее распространенным в средних и малых организациях. Расширенный вариант применяется в крупных организациях с многочисленным персоналом, а также для высококвалифицированных сотрудников на ответственных позициях. В неё, дополнительно к четырем базовым разделам, могут добавляться:
Внимание! Инструкцию можно создавать как в виде дополнения к трудовому договору, так и в форме локального правового акта. В обоих вариантах она должна соответствовать параметрам остальной трудовой документации.
Общие положения
Эта вступительная часть регламентирует базовые параметры трудовой деятельности. В ней описывают:
Квалификационные стандарты имеют особую значимость. Именно они обеспечивают наём на должность кандидата надлежащего уровня, готового выполнять задачи, описанные во второй части документа.
Внимание! При написании инструкции могут применяться подходящие профессиональные стандарты и параграфы квалификационных справочников. Так, характеристики профессии смотрителя музея прописаны в разделе Единого квалификационного справочника (ЕКС), описывающего параметры работников сферы культуры, утвержденном в 2011 году.
Функции
Выделяют несколько разновидностей трудовых функций:
Если работодатель хочет увеличить степень управляемости сотрудником, то он может в отдельном параграфе обязать его «Выполнять иные поручения своего руководителя», оговорив, что эти распоряжения не могут выходить за пределы, обозначенные в трудовой документации.
Ответственность
Этот раздел составляется в упрощенном виде, поскольку сложность и объемность существующего законодательства, регламентирующего наказания за должностные нарушения, препятствуют его полноценному включению в инструкцию. Поэтому описание ответственности ограничивается несколькими пунктами, в общем виде описывающих вид нарушения и соответствующее наказание.
Права
Значимость прав, предоставленных сотруднику его нанимателем, как и их объем, зависят от специфики конкретной должности, её важности, отраслевых особенностей и других параметров. Если сотруднику предоставляются дополнительные льготы, то их также можно поместить в этот раздел. Так, здесь можно описать повышение работником своей квалификации за счет нанимателя или компенсацию части его рабочих расходов (связь, транспорт и пр.).
Написание должностной инструкции проходит ряд стадий:
Внимание! Сотрудник вправе затребовать в кадровой службе работодателя свою отдельную копию инструкции. Она предоставляется ему в виде бумажной копии или электронного файла, выложенного во внутреннюю сеть. Во втором варианте из копии документа предварительно удаляется персональная информация.
Кто такой музейный смотритель и чем он занимается?
Всех специалистов, которые работают в музеях и галереях, принято называть общим термином – «музейный работник». Однако это достаточно широкое понятие, которое включает в себя множество разных специалистов:
Обывателю довольно трудно разобраться, кто из них за что отвечает. К примеру, чем занимается музейный смотритель и в чем суть его работы?
Особенности профессии музейный смотритель
У профессии музейного смотрителя достаточно много стереотипов. Чаще всего их представляют в виде женщины пенсионного или предпенсионного возраста, которая сидит на стуле в музейном зале и повышает голос, если кто-то пытается дотронуться до картины или скульптуры.
Доля правды в этом стереотипе, конечно, есть. Но на самом деле у музейного смотрителя гораздо больше обязанностей, чем следить за посетителями. В первую очередь он несет ответственность за сохранность музейных экспонатов, поэтому все чаще на эту работу нанимают мужчин с крепким телосложением, а вовсе не бабушек.
При этом сам музейный смотритель должен хорошо разбираться и в искусстве, и в людях. Иными словами, его работа с первого взгляда выявлять проблемных и подозрительных личностей, которые могут что-либо украсть или испортить дорогую картину.
Именно из-за невнимательности смотрителя могут случиться серьезные проблемы. Как это было в январе 2019 года в Третьяковской галерее, где вор просто-напросто вынес картину Архипа Куинджи «Ай Петри» прямо на глазах у изумленной публики.
Обязанности музейного смотрителя
В перечень ключевых обязанностей музейного смотрителя можно отнести следующее:
наблюдение за представленной в музее экспозиции;
отслеживание сохранности выставленных произведений искусства и нормам их содержания;
контроль поведения посетителей;
помощь при работе с различными экспозициями.
Осуществление этих обязанностей возможно, если смотритель музея имеет следующие знания:
справочные данные по работе музея;
специальная учетная документация.
При трудоустройстве любой смотритель музея подписывает трудовой договор, а также документ о материальной ответственности. Иными словами, за любую кражу и порчу имущества он будет расплачиваться из своего кармана. Если объект представляет культурную и историческую ценность, то может наступить и уголовная ответственность. Все это прописывается в должностной инструкции смотрителя музея.
Источник фото bearfotos/freepik
Требования к смотрителю музея
Бытует мнение, что к музейному смотрителю нет особых требований и в связи с этим занимать данную должность может любой человек вне зависимости от уровня подготовки. Но на самом деле данный концепт на сегодняшний день не является актуальным и существует ряд требований, которым он должен соответствовать:
образование в области искусства;
знание человеческой психологии и особенностей поведения;
навыки использования музейного оборудования;
отсутствие медицинских противопоказаний.
Место работы музейного смотрителя
Данная должность представлена исключительно в музеях и галереях, поэтому вариантов для трудоустройства у них крайне мало. Обычно в этих организациях специалистам предлагается сменный график, а работать необходимо в течении всего времени открытия музея.
Где выучиться на музейного смотрителя?
Образовательного учреждения, которое бы предлагало подобное образование, на сегодняшний день не существует. Более того, долгое время в качестве музейных смотрителей брали людей без профильного образования. Знакомство с обязанностями и принципами работы музея или галереи происходило уже в процессе трудовой деятельности.
Сейчас, правда, требования к смотрителям постепенно меняются и требуются сотрудники с гуманитарным образованием:
Особенно такая ситуация характерна для крупных столичных музеев и галерей.
Личностные качества профессии музейный смотритель
В список необходимых для работы в данной области качеств можно отнести следующее:
Музейный смотритель. Взгляд изнутри.
Смотрители музеев — как правило, пенсионеры. Активная молодежь считает такую работу скучной, да и зарплата у нас маленькая — у меня выходит 9000 рублей в месяц. Хотя сейчас в музеи нередко приходят трудоустраиваться относительно молодые люди с высшим образованием.
Я по профессии швея. Работы у меня всегда было много: встречи с клиентами, примерки, пошив одежды, заказы на дом. А вот когда вышла на пенсию, стало не хватать привычного ритма жизни.
Однажды прочитала объявление о вакансии смотрителя и решила попробовать. Думала, немного поработаю, а там как сложится. Уже пятый год как на посту.
Когда в музей устраивалась, специального образования не требовалось. Я сказала, что люблю искусство и посетила много музеев, в итоге меня взяли. Это спровоцировало еще больший интерес и желание глубже изучить искусство.
Нам запрещено читать, вязать, разговаривать по телефону во время рабочего дня. Если гости обращаются — можем показать, рассказать, что и где находится, на какую экспозицию пойти.
Главная задача — это сохранность экспонатов и порядок в зале. Если человеку стало плохо — звоню администратору. У него есть аптечка. На случай хулиганства или попытки воровства есть сигнальные кнопки, с помощью которых мы вызываем полицию. На моей практике, слава богу, краж не было. Да и хорошая система защиты стоит.
Злых смотрителей лично я не встречала, может, это только в крупных музеях, где поток туристов большой. Музейные смотрители — доброжелательные, приятные и интеллигентные женщины. Да, мы не разрешаем трогать экспонаты руками и иной раз можем сделать замечание посетителям, но лишь потому, что это наша работа. И мы всего лишь выполняем должностную инструкцию.
Старушка лет 70, дремлющая на стуле, — стереотип из прошлой жизни.
Давать пояснения и рассказывать посетителям об экспонатах не входит в наши обязанности — для этого есть научный сотрудник. Рассказывают экскурсоводы, но на какие-то вопросы и мы можем ответить, чтобы не показаться невежливыми. Главное, что от нас требуют, — знать точное местонахождение экспоната.
Тянет ли в сон? Бывает. Особенно когда в залах тихо и нет посетителей. Тогда стараюсь взбодриться: встану, постою или по залам пройдусь. Смотрю на картины и замечаю, что каждая из них каждый раз открывается мне по-новому: замечаю какую-то деталь, которую раньше не видела. Когда народ есть, работа не утомляет и время проходит быстро.
Присесть, конечно, можем, когда посетителей нет. А когда большой наплыв, ходим и ходим — устаю, не без этого.
Посетителям нельзя сидеть на стульчике для смотрителя. Для этого в залах есть специальные банкетки для гостей. Но если людей много в зале, то делаем исключение. У нас сажают экскурсантов, а научный сотрудник рассказывает. В больших музеях посетители попросту садятся на пол и слушают экскурсию, особенно если экскурсия многочасовая.
Сумки и рюкзаки в зал проносить нельзя. Их нужно оставлять в гардеробе. Но так как их все носят, я разрешаю их брать в руки. На плече и за спиной нельзя — заденет картину. Небольшую сумочку можно, но ее опускают вниз. Также не разрешаю пить воду в зале: влажность для картин вредна, а еще воду могут пролить и нанести тем самым ущерб музею.
Посетители бывают разные. К нам приходят и группы школьников, и студенты, и взрослые. С гостями надо быть вежливой и внимательной. Спокойно наблюдать, но знать меру, чтобы не стать раздражителем для посетителя.
Одна дамочка однажды высказала мне: «Что вы за мной ходите постоянно, что смотрите?» Как будто не знает, что это моя работа ходить и смотреть — беречь имущество музея.
Заходят к нам и иностранцы.
Недавно были туристы из Польши и парочка из Италии. И китайцы — всегда в хорошем настроении и с хорошими фотоаппаратами.
Интересно наблюдать за родителями с детьми. Одни объясняют что-то детям, те внимательно слушают. А иногда ребенок дергает: мама, это что, это что? А мама во «ВКонтакте».
А вообще, мы делим всех посетителей на три группы, в музее можно стать настоящим психологом. Первая — знатоки, ценители искусства. Их выдает восторженное выражение лица. В музей приходят как на праздник. Вторая — люди, которые хотят приобщиться к искусству и мало о нем знают. И третья — все те, которым подойдет определение «зашел из любопытства». Вот это та категория, которая значительно портит нам нервы. «Молодой человек не трогайте, пожалуйста, экспонат!» — так и хочется крикнуть им через весь зал.
Общество за последние десять лет изменилось, стало интереснее, что ли. Многие увлекаются живописью, графикой, стрит-артом. Молодежь сейчас продвинутая, смелая и открытая всему новому. Мне это импонирует. Иной раз задают такие вопросы, что впадаешь в ступор, тогда на помощь приходит научный сотрудник. Или, наоборот, совсем глупость спрашивают. Больше всего запомнилось: «А вам не тяжело целый день сидеть на стульчике и ничего не делать?». Еще такой вопрос был: «Вы, наверное, маленькую зарплату получаете?». Это любопытство способно вывести из равновесия и не совсем этично. Но моя задача — быть вежливой и корректной.
Радуют посетители, которые внимательно рассматривают картины, с задумчивым или восхищенным взглядом. Таких и сразу видно — пришли «пообщаться» с искусством. Вызывают раздражение нарушители порядка, которые громко разговаривают, бегают по залу, пытаются потрогать экспонаты руками. Часто люди уходят от нас воодушевленные и с улыбкой на лице. Это значит, что свою миссию музей выполнил!
Мой любимый зал — где представлены картины в пейзажном жанре в работах И.К. Айвазовского, А.И. Куинджи, И.И. Шишкина, И.И. Левитана. Они вдохновляют. Природа не может не вдохновлять! Смотришь на них — как будто живые, и вот ты уже на берегу моря или в лесу под раскидистой елью…
«Черное море» — моя любимая картина. Она была написана в 1881 году Иваном Айвазовским. Он был наделен особым талантом изображать морскую стихию, и в этом ему не было равных. На этой картине только море и небо, но именно этим она завораживает и притягивает взгляды: все гениальное — просто.
Наш музей каждый год участвует в акции, посвященной Международному дню музеев — «Ночь музеев». В это время приходит большое количество людей, даже те, кто ни разу в музее и не был. Мы готовим специальную программу: новые выставки, мастер-классы, авторские экскурсии и концерт. А научные сотрудники приберегают специально к этому событию что-то новое: выставку одного дня, мастер-класс — то, что не рассказывают в обычные дни. Такой «уровень открытости» требует и повышенной бдительности от нас. Своим гостеприимством и доброжелательностью мы даем понять посетителю, что он здесь желанный гость. Ведь хорошо принять — это и себе доставить удовольствие.
Мне нравится моя работа. Я получаю эстетическое наслаждение от созерцания картин, от общения с прекрасным. К тому же мы участвуем в мастер-классах, выставках и выездных мероприятиях. А еще нам предусмотрено бесплатное посещение любых музеев России как работникам музея — при предъявлении удостоверения.
Свободное время провожу с детьми и внуками. Летом на дачу уезжаю. Стараюсь больше путешествовать: то на море уеду, то к родственникам в Санкт-Петербург. Этой зимой в Финляндию ездила.
Жизнь меняется, планы тоже. Думаю, еще года два-три поработать, а там время покажет. Что буду делать, если уйду с работы — однозначно, приобщать внуков к искусству.
Prom-Nadzor.ru
Вы здесь
Должностная инструкция музейного смотрителя
[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]
[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]
Должностная инструкция музейного смотрителя [наименование организации]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, раздела «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 г. N 251н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Музейный смотритель относится к категории служащих и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.2. На должность музейного смотрителя принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование (гуманитарное, культуры и искусства), без предъявления требований к стажу.
1.3. Музейный смотритель назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].
1.4. Музейный смотритель должен знать:
— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности музейных фондов;
— порядок использования технических средств безопасности;
— правила поведения посетителей в музее;
— основы законодательства о труде и охране труда Российской Федерации;
— правила внутреннего трудового распорядка;
— правила и нормы техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;
2. Должностные обязанности
2.1. Осуществляет контроль за соблюдением посетителями правил поведения в музее, за целостностью и неприкосновенностью экспозиционного и выставочного оборудования, в котором находятся музейные предметы, за наличием в экспозиционном и выставочном зале музейных предметов, включенных в топографическую опись данного зала.
2.2. При возникновении угрозы повреждения или кражи музейных предметов вызывает при помощи технических средств представителей охраны музея, оперативно информирует руководство музея о случаях нарушения посетителями правил поведения в музее, создающих угрозу музейным экспонатам, о фактах обнаружения отсутствия музейного предмета (предметов) в экспозиционном или выставочном зале, об угрозе возгорания в зале, об иных нештатных ситуациях.
2.3. Принимает участие в проводимых в музее инструктажах и учениях по пожарной безопасности.
2.4. [Другие должностные обязанности].
3. Права
Музейный смотритель имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
3.2. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.
3.4. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.5. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.6. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.
3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.8. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].
4. Ответственность
Музейный смотритель несет ответственность:
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы [инициалы, фамилия, подпись]
Согласовано: [должность, инициалы, фамилия, подпись]
С инструкцией ознакомлен: [инициалы, фамилия, подпись]
Человек, который не просто сидит на стуле. Смотрители московских музеев — о своей работе
Мы встречаем их каждый раз, когда приходим в музей. Они покажут, где находится конкретная картина или скульптура, при случае могут рассказать об экспозиции. Но чаще всего просто следят за порядком, сохраняя молчание. О чем думают в течение рабочего дня смотрители Государственного Дарвиновского музея, Музея А.Н. Скрябина, Галереи Александра Шилова и Музея В.А. Тропинина — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».
Татьяна Петровна Скребцова, смотритель Государственного Дарвиновского музея
Работать смотрителем я стала, можно сказать, случайно. Почти всю жизнь была учителем истории и методистом пионерско-комсомольской работы. В 2016 году переехала в Москву из Челябинска, дети настояли. Они жили на улице Дмитрия Ульянова, недалеко от Дарвиновского музея. Когда я приезжала к ним в гости, часто говорила: «Точно буду здесь работать!» Так и получилось.
Приходится сталкиваться со стереотипами. Была у меня одна история. Зашел в зал посетитель с дочкой и говорит ей: «Будешь плохо себя вести и плохо учиться, будешь работать смотрителем». Меня это удивило. И хотя я очень хорошо помню слова директора Дарвиновского музея Анны Иосифовны Клюкиной о том, что посетитель всегда прав, пришлось вступить в диалог. После разговора он признался: «Знаете, я никогда не думал, что ваша профессия такая интересная». И попросил меня сфотографироваться с ним.
Позже, после «Ночи музеев», этот же посетитель ждал меня с цветами. Сказал: «Проезжаю мимо Дарвиновского музея и всегда вас вспоминаю». А я ему: «Фотографироваться не будем?» Он засмеялся и ответил: «Ваше фото у нас в семейном альбоме уже есть».
Мне очень нравится, как в нашем музее проходит День матери. Очень приятно, когда в этот день приходят семьи не из одного поколения, а из двух, иногда из трех. Видно, что они не просто зашли в музей, а пришли, чтобы провести время вместе и поздравить самую красивую свою половину — матерей.
Пресекать правонарушения в музее мне не приходилось. Наши экспонаты находятся за стеклом, а картины, которые у нас представлены, не вызывают у посетителей криминальных порывов. Дети трех — пяти лет могут нечаянно взять гиды-путеводители по теории эволюции как какую-нибудь интересную книжку с картинками, но родители всегда их возвращают.
Я посещаю очень много музеев. Наш музей до шести работает, и есть возможность посмотреть выставки в других местах, которые открыты до девяти. Например, в Манеже была экспозиция «Память поколений» — я сходила и осталась в восторге. В Историческом музее побывала на выставке Фаберже. Последнее, что посетила, — выставку «Театр.Rus» в Новом Манеже.
Людмила Никитична Корсак, контролер билетов в Мемориальном музее Александра Скрябина
В музее я тружусь уже 17 лет. Будучи контролером билетов, выполняю еще функции смотрителя. До этого работала совсем по другому профилю, я технарь, 43 года на заводе, потом ушла на пенсию. Наши бывшие сотрудники сюда устроились, а потом и меня в музей позвали. Я сразу пришла и не жалею. Очень люблю людей, общение.
Я считаю, что хороший смотритель должен прежде всего любить людей. Если не любишь, незачем и приходить. Это человек внутренне интеллигентный, который следит и за своим поведением, и за тем, как разговаривает, даже за своей осанкой и походкой. Мы, конечно, что-то объясняем гостям в залах. Подходит посетитель к световому аппарату — нужно же ему немного рассказать про экспонат.
Я могу рассказать о жизни Скрябина. Конечно, не все музыкальные тонкости объясню, потому что я без музыкального образования, но общую историю расскажу без проблем. У меня неоднократно посетители спрашивали, не из рода ли я Скрябиных, — так подробно я рассказываю о семье Александра Николаевича.
Наши посетители очень разные. Очень много бывает пап, причем подкованных, они заранее читают про Скрябина и рассказывают в музее детям. Недавно была мама с тремя детьми, призналась, что тоже подготовилась к походу в музей, в интернете прочитала о композиторе. Четыре года подряд приходила к нам женщина и просилась посидеть в рабочем кабинете Скрябина на стуле, подышать и зарядиться атмосферой.
Однажды итальянская певица пришла в музей с переводчицей. Я ей рассказываю что-то и смотрю — она все ближе ко мне подходит. А глаза у нее черные-черные, большие такие. Я думаю: что-то не так, и назад от нее отхожу. А переводчица говорит: «Рассказывайте, синьоре просто нравится ваша дикция. Она прислушивается, поэтому ближе подходит».
В последнее время среди посетителей стало очень много пенсионеров, особенно медиков. Почему-то медицина тянется к культуре. Они говорят: «Раньше много работали — теперь по музеям ходим». А благодаря школьной олимпиаде стало гораздо больше детей.
Иногда люди приходят поздно — кто-то долго нас искал, кто-то приехал из другого города. Даже если мы уже закрываемся, но еще не ушли, конечно же, пускаем их. Вот история одна была недавно: пришел товарищ, оторвали ему билет, дали путеводитель. К нему наши экскурсоводы подошли, спросили, что показать, а он молчит. Так в тишине и проходил. А потом выходит и рассказывает, что специально молчал.
30 лет назад он, студент из Курска, долго искал музей и пришел за 10 минут до закрытия. Татьяна Григорьевна Шаборкина, тогдашний директор, уже опечатала входную дверь. Он объяснил, что приезжий студент и очень хочет посмотреть музей. Как он удивился, когда для него одного она открыла все помещения и сама провела экскурсию! Прошло много лет, теперь он уже профессор и специально пришел, чтобы посмотреть, какое настроение сейчас в музее, какой коллектив. Сказал, что все только в лучшую сторону изменилось.
Анна Ивановна Комисаренко, специалист по сохранности музейных предметов Московской государственной картинной галереи Александра Шилова
Я филолог, раньше работала в школе. После выхода на пенсию немного отдохнула и решила снова поработать. Пришла сюда два года назад и осталась.
Когда мне предложили работать смотрителем, у меня был четкий образ — человек, который сидит на стуле. Вот большинство так и думает, но это неправда. Эта работа очень ответственная. Очень важна доброжелательность, потому что мы работаем и с маленькими посетителями, и с пожилыми, встречаемся с артистами театров, когда работаем на концертах, которые у нас проходят.
У нас много постоянных посетителей. Часто приходят люди, которые хотят посмотреть определенные работы художника. Они заходят и спрашивают: «Где я могу увидеть картину “Зацвел багульник”?» И смотритель обязательно подскажет, в каком зале. Кстати, среди поклонников творчества художника очень много петербуржцев — они приезжают в Москву специально.
Много среди наших посетителей и тех, кто в Москве оказался проездом. Недавно женщина была, я как раз работала в зале. У нее на глазах были слезы после знакомства с работами Александра Максовича. Вот таких посетителей у нас очень много. Мы и сами восторгаемся творчеством Шилова, и для нас важно передать это чувство гостям.
Смотрители готовы к разным ситуациям. Мы часто имеем дело с пожилыми одинокими людьми, которые приходят сюда пообщаться. Мы пытаемся вызывать положительные эмоции, и нам это удается. У нас очень много хороших отзывов о работе смотрителей.
Я вообще люблю музеи. Последний раз была в музее-усадьбе «Архангельское» и, конечно, обратила внимание на смотрителей — это, наверное, уже профессиональное. Хочется сравнить работу своих коллег с тем, как работают смотрители в других музеях.
Наталья Владимировна Каримова, смотритель Музея Василия Тропинина и московских художников его времени
С культурой нашего города я связана всю жизнь. По образованию я архитектор, долгое время занималась проектированием, получила кандидатскую степень. А в Музее Тропинина работаю почти 10 лет.
Для смотрителя важны хорошая память, внимательность и, конечно, доброжелательность. Самое главное, чего мы не должны делать, — отвлекаться. Бывает, один посетитель тебя отвлек, а другой в это время что-то натворил. Смотрителю никак нельзя выходить из зоны наблюдения. Можно кратко отвечать на вопросы, но не быть экскурсоводом, потому что у экскурсоводов своя задача и свои цели.
Нет идеального посетителя, потому что все посетители идеальные. Не со всеми найти общий язык, но смотритель старается расположить к себе, показать человеку, что в музее он самый желанный гость. Самый важный для нас посетитель — тот, который возвращается в наш музей. Встречая его, мы понимаем, что все делаем правильно.
Мой любимый экспонат — портрет Самсона Ксенофонтовича Суханова кисти Василия Тропинина. С полотна смотрит простой человек, из вологодских крестьян, но у него очень интеллектуальное лицо, руки художника. Я считаю, что это просто высшее достижение Тропинина. Для меня этот портрет — олицетворение ХIХ века.
Кроме Музея Тропинина, я могу назвать любимым Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Бываю в нем несколько раз в год. Люблю классический реализм, хотя не отрицаю и другие направления живописи.