что делает школьный бухгалтер
Должностная инструкция бухгалтера школы
Должностная инструкция бухгалтера школы.
Просмотр содержимого документа
«Должностная инструкция бухгалтера школы»
протокол № ____ от «__»___ 201__г.
Приказ № __ от «_»._.20__г.
Должностная инструкция бухгалтера школы
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 августа 1998 года №37 в редакции от 12 февраля 2014г; с учетом ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 05.07.2017г); в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Данная должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность бухгалтера общеобразовательного учреждения.
1.3. Бухгалтер относится к категории специалистов, назначается и освобождается от должности директором школы по согласованию с главным бухгалтером образовательного учреждения.
1.4. На период отпуска и временной нетрудоспособности бухгалтера его должностные обязанности могут быть возложены на других сотрудников школьной бухгалтерии. Временное выполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.5. Бухгалтер обязан, как правило, иметь высшее или среднее специальное образование.
1.6. Бухгалтер находиться в подчинении главного бухгалтера школы.
1.7. В своей деятельности бухгалтер действует согласно Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации «Об образовании», типового положения «Об общеобразовательном учреждении», закона «О бухгалтерском учёте», указов Президента Российской Федерации, решений Правительства Российской Федерации и органов управления образования всех уровней.
Также, сотрудник выполняет свои обязанности согласно должностной инструкции, административного, трудового и хозяйственного законодательства, правил и норм охраны труда и противопожарной защиты, Устава и локально-правовых актов общеобразовательного учреждения.
1.8. Бухгалтеру школы необходимо знать:
— нормативные правовые акты, положения, другие руководящие материалы и документы по ведению бухгалтерского учета;
— законодательные акты, положения, постановления, инструкции, руководящие, методические и нормативные материалы по подготовке бухгалтерского учета имущества, обязательств, хозяйственных операций и составлению отчетности;
— формы и методы бухгалтерского учета в общеобразовательном учреждении;
— план и корреспонденцию счетов;
— организацию документооборота по требуемым участкам бухгалтерского учета;
— порядок документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций, которые связанны с движением основных средств, материальных ценностей и денежных средств.
— основы режима труда;
— правила использования вычислительной техники;
— основные положения законодательства о труде;
— правила внутреннего трудового положения;
— правила и нормы охраны труда, пожарной безопасности.
1.9. На время отсутствия бухгалтера, его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем указывается в приказе по организации труда.
2.1. Основными направлениями деятельности бухгалтера в школе являются:
— обеспечение правильной постановки и ведения бухгалтерской отчетности;
— организация документооборота по участкам бухгалтерского учета;
— документальное оформление и отображение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением денежных средств и материальных ценностей.
3. Должностные обязанности бухгалтера школы.
3.1. Исполняет обязанности по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций (учет основных средств, материальных ценностей, результатов хозяйственно-финансовой деятельности; расчеты с поставщиками за предоставленные услуги и т.п.).
3.2. Участвует в разработке и осуществлении мероприятий, которые направлены на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов.
3.3. Выполняет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета и готовит их к счетной обработке.
3.4. Отображает на счетах бухгалтерского учета операции, связанные с перемещением основных средств, материальных ценностей и денежных средств.
3.5. Совершает начисление и перечисление налогов и сборов в бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, заработной платы сотрудников школы, других выплат и платежей, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников общеобразовательного учреждения.
3.6. Участвует в осуществлении инвентаризации денежных средств, материальных ценностей, расчетов и платежных обязательств.
3.7. Подготавливает сведения по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления отчетности, заботится о сохранности бухгалтерских документов, оформляет их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив.
3.8. Выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации, вносит корректировку в информацию, используемую при обработке данных.
3.9. Выполняет отдельные служебные указания директора школы.
3.10. Несет ответственность за своевременность и полноту отчетных данных ответственных лиц.
3.11. Анализирует состояние материальной базы школы, правильность использования, денежных средств, материальных средств.
3.12. Прогнозирует тенденции изменения ситуации в финансовой политике для внесения предложений по корректировке финансовой стратегии школы, последствия запланированной работы по улучшению и развитию материально – технической базы школы.
3.13. Исполняет обязанности по различным участкам бухгалтерского учета.
3.14. Принимает участие в проведении экономического анализа деятельности образовательного учреждения по данным бухгалтерского учета и отчетности, в разработке и внедрении прогрессивных норм и методов бухгалтерского учета вычислительной техники.
3.15. Координирует разработку надлежащей документации материально-ответственных лиц, работу сотрудников школы по вопросам материально-хозяйственной деятельности.
3.16. Контролирует рациональное использование, своевременность и правильность составления отчетной документации по материально-хозяйственной деятельности школы.
3.17. Исправляет и корректирует договора по материально – хозяйственной деятельности общеобразовательного учреждения в соответствии с изменяющимся законодательством.
3.18. Разрабатывает нормативные требования по ведению бухгалтерской отчетности и материально – хозяйственной документации.
3.19. Выполняет возложенную главным бухгалтером работу по ведению бухгалтерского учёта, соблюдает должностную инструкцию, инструкции по охране труда и пожарной безопасности в школе.
3.20. Регулярно повышает уровень своей квалификации.
Бухгалтер школы имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Давать обязательные распоряжения по оформлению инвентаризационной документации и представлению ее в бухгалтерию всем материально-ответственным лицам школы.
4.2. Представлять по согласованию с главным бухгалтером к дисциплинарной ответственности директору школы материально ответственных лиц, которые нарушили или не выполнили в поставленный срок требования по оформлению инвентаризационной документации и своевременному представлению ее в бухгалтерию.
4.3. Принимать участие:
— в ведении переговоров с партнерами школы по материально-техническому оснащению;
— в разработке различных управленческих решений по материально-хозяйственным вопросам;
— в разработке стратегии усовершенствования школы.
4.4. Устанавливать от имени образовательного учреждения деловые контакты с лицами и организациями, которые могут поспособствовать совершенствованию материально-технического оснащения школы.
4.5. Вносить предложения по улучшению работы сотрудников бухгалтерии школы.
4.6. Потребовать у главного бухгалтера, получить и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей.
4.7. Повышать свою квалификацию.
5. Ответственность бухгалтера
5.1. За нарушение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, законных требований директора школы и иных локальных нормативных актов, бухгалтер несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенным трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.2. За невыполнение требований пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических норм, требований организации материально-хозяйственной деятельности, бухгалтер привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, установленных административным законодательством.
5.3. За виновное причинение общеобразовательному учреждению или участникам образовательного процесса ущерба, вследствие исполнения (неисполнения) своих должностных обязанностей, бухгалтер несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
5.4. За правонарушения, совершенные в процессе своей проделанной работы в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
6. Взаимоотношения. Связи по должности.
6.1. Бухгалтер работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.
6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый финансовый год и каждый отчетный период под руководством главного бухгалтера.
6.3. Представляет главному бухгалтеру школы отчет о проделанной работе.
6.4. Получает от директора школы и главного бухгалтера информацию нормативно-правового и финансово-хозяйственного характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.5. Систематически делится информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с сотрудниками школьной бухгалтерии, учебно-вспомогательным персоналом школы, заместителями директора и педагогами.
6.6. Исполняет должностные обязанности сотрудников бухгалтерии в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.д.). Выполнение дел осуществляется в соответствии с законодательством о труде и Уставом школы на основании приказа директора.
6.7. Информацию, приобретенную на совещаниях различного уровня, передает директору и главному бухгалтеру непосредственно после ее получения.
Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/
С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) и обязуюсь хранить его на рабочем месте.
«___»_____20___г. _____________ /_______________________/
Положение о Бухгалтерии МОУ СОШ № 73
Председатель Директор МБОУ СОШ № 73
«____» ______________ 2012. «___» _____________ 2012г.
на Педагогическом совете
школы (протокол №1 от 01.01.2001г.)
о Бухгалтерии МОУ СОШ № 73
1.1. Бухгалтерия МОУ СОШ № 73 (далее Бухгалтерия) является подразделением школы.
1.2. Бухгалтерия создана для самостоятельного и оперативного выполнения учётно-финансовых работ с применением современной вычислительной техники на основе внедрения прогрессивных форм и методов учета и контроля.
1.3. Бухгалтерия организуется в соответствии с:
§ приказом департамента образования и науки Краснодарского края «Об образовании мероприятий по переходу на самостоятельный бухгалтерский и налоговый учёт общеобразовательных учреждений»,
§ приказом управления образования администрации муниципального образования город Краснодар № 000 от 01.01.2001 «Об организации мероприятий по переходу на самостоятельный бухгалтерский и налоговый учёт общеобразовательных учреждений»,
§ приказом директора МОУ СОШ № 000 от 01.01.2001г. «Об утверждении учетной политики для бухгалтерского учета и налогообложения».
2. Цели и задачи Бухгалтерии школы
2.1. Бухгалтерия осуществляет организацию бухгалтерского учёта хозяйственно-финансовой деятельности школы и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности школы.
2.2. В Бухгалтерии школы право подписи банковских документов предоставлено:
2.3. За директором и главным бухгалтером школы сохраняются права распорядителя кредитов:
§ заключать договора на поставку товаров и оказания услуг;
§ заключать трудовые соглашения на производство различных работ (необходимых для школы) сторонними лицами;
§ получать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды и разрешать выдачу в подотчёт авансов своим сотрудникам;
§ разрешать оплату расходов за счёт ассигнований, предусмотренных сметой;
§ самостоятельно расходовать на нужды школы по установленным нормам материалы и другие ценности;
§ проводить документы по котировкам;
§ утверждать авансовые отчёты подотчетных лиц, акты на списание основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов в соответствии с действующими положениями;
§ получать от работников Бухгалтерии необходимые справки и сведения об использовании сметы, а также разрешать другие вопросы, относящиеся к финансово-хозяиственной деятельности школы;
§ подписывать первичные документы служащие основанием для выдачи денег, товаро-материальных ценностей, а также изменяющие кредитные и расчётные обязательства учреждения.
2.4. Расходы на содержание работников Бухгалтерии относятся к бюджетной классификации.
2.5. Бухгалтерский учёт в Бухгалтерии ведется по двойной системе в соответствии с инструкциями и методическими указаниями Министерства финансов РФ, Министерства образования РФ и центральной бухгалтерии департамента образования администрации муниципального образования год Краснодар по Карасунскому внутригородскому округу.
3. Структура и организация Бухгалтерии школы
3.1. В составе Бухгалтерии входят:
§ заместитель директора по финансово-экономической работе (заместитель директора по ФЭР);
3.2. Руководит работниками Бухгалтерии:
главный бухгалтер школы.
3.3. Главный бухгалтер школы и заместитель директора школы по финансово-экономической работе являются работниками административно-управленческого персонала и подчиняются непосредственно директору школы.
3.4. Главный бухгалтер и заместитель директора по ФЭР назначаются и увольняются директором школы, а в отношении вопросов постановки, организации и методологии планирования, учета и отчетности начальнику и главному бухгалтеру ЦБ-1 отдела образования Карасунского округа города Краснодара.
3.5. Работники Бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру школы.
3.6. Заместитель директора по ФЭР выполняет всю плановую работу и осуществляет совместно с главным бухгалтером анализ и контроль за выполнением финансово-экономических показателей школы, а также вносит предложения по совершенствованию составления смет доходов и расходов.
3.6. Должностные обязанности и права заместителя директора по ФЭР и главного бухгалтера определены должностными инструкциями, утвержденными директором школы.
3.7. Механическая обработка учётно-отчётной документации производится на компьютерах непосредственно в Бухгалтерии школы работниками Бухгалтерии школы, с последующей передачей необходимых данных по запросу в ЦБ-1 отдела образования Карасунского округа.
3.8. Бухгалтерия школы возглавляется главным бухгалтером.
3.9. Работники Бухгалтерии назначаются и увольняются директором школы, по представлению главного бухгалтера в установленном порядке.
4. Основные функции Бухгалтерии школы
4.1. Бухгалтерия должна обеспечить:
§ ведение бухгалтерского учета по исполнению сметы расходов;
§ контроль за правильным, экономным и эффективным расходованием средств в соответствии с ассигнованиями по утвержденным сметам и изменениями, внесенными в них в установленном порядке;
§ проверку правильности оформления документов и законности совершаемых операций;
§ своевременное проведение расчетов, возникающих в процессе исполнения смет с предприятиями, организациями, чреждениями и отдельными лицами;
§ своевременное начисление и выплату заработной платы;
§ сохранность денежных средств, контроль за сохранностью и правильным использованием основных средств, МБП, материалов, продуктов питания и других материальных ценностей, принадлежащих школе;
§ составление и представление в установленные сроки соответствующим органам бухгалтерской отчетности;
§ проведение в установленные сроки инвентаризации денежных средств и расчетов, а также имущественно материальных ценностей, находящихся в школе;
§ составление регулярное представление директору справок об остатках ассигнований по бюджету и других сведений, связанных с исполнением смет;
§ проведению инструктажа материально-ответственных лиц в части учета и сохранности ценностей, находящихся школе;
§ составление совместно с руководителем смет и расчетов к ним;
§ контроль за своевременным обеспечением финансирования учреждения, а также контроль за исполнением смет расходов, своевременной выплатой заработной платы работникам школы;
§ соблюдение норм ведения действующей учетной политики школы и правильной организации и постановкой бухгалтерского учета и составления отчетности;
§ хранение бухгалтерских документов и регистров учета, смет расходов и расчетов к ним, а также других документов.
5. Права и обязанности главного бухгалтера школы
5.1. Главный бухгалтер бухгалтерии в своей деятельности руководствуется Положением о главных (старших) бухгалтерах государственных учреждений утвержденного постановлением Министерства финансов РФ.
5.2. В соответствии с этим положением обеспечивает рациональный документооборот, правильную подготовку и организацию бухгалтерского учета, контроль за сохранностью собственности, экономное и эффективное расходование денежных средств и материальных ценностей, составление бухгалтерской отчетности на основе достоверных первичных документов и соответствующих бухгалтерских записей и своевременное ее представление в установленные сроки соответствующим органам.
5.3. Главный бухгалтер обязан обеспечить такую организацию учета и контроля, которая предупредила бы возможность образования недостач, растрат и незаконного расходования денежных средств и ТМЦ и других нарушений и злоупотреблений в школе.
5.4. Главный бухгалтер бухгалтерии пользуется правами, предусмотренными Положением о главных (старших) бухгалтерах.
5.5. Главный бухгалтер способствует внедрению в практику работы Бухгалтерии наиболее совершенные формы и методы учета, рекомендуемые инструкциями и методическими указаниями, механизированной обработки и учетно-отчетной документации, а также организует и проводит с работниками Бухгалтерии мероприятия по повышению их деловой и профессиональной квалификации.
5.6. Главный бухгалтер обеспечивает в установленные сроки представление всех необходимых для бухгалтерского учета и контроля документов.
6. Взаимоотношения бухгалтерии с другими учреждениями
6.1. Учреждения, обслуживающие школу находятся в прямой связи по обеспечению Бухгалтерией школы необходимыми документами и своевременными взаимными расчетами.
6.2. Бухгалтерия обеспечивает:
§ своевременное и правильное оформление договоров, установленной документации хозяйственных операций, совершенных с денежными средствами, товарно-материальными ценностями, основными фондами и др.
§ полную ответственность за достоверность учетных данных;
§ своевременно ЦБ-1необходимыми для бух. учета и контроля документами.
6.2. Сводная годовая и периодическая отчетность, предусмотренная Положением о бухгалтерских балансах учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете, составляется Бухгалтерией и подписывается директором и главным бухгалтером.
7. Ответственность работников Бухгалтерии школы
7.1. Главный бухгалтер и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от его ведения в порядке, установленном законодательством РФ и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бух. учета, искажение бух. учета, отчетности и несоблюдение сроков представления привлекаются к дисциплинарной или административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
«Мне нравится искать ошибки»: сколько зарабатывает старший бухгалтер
В Кирове
Героиня этого выпуска с детства мечтала работать с цифрами и документами, выучилась на бухгалтера, но поначалу денег на самостоятельную жизнь вдали от родного дома мучительно не хватало. Она рассказала, как ей удалось переехать в город покрупнее и как пришлось самой осваивать новую программу для бухучета, а потом обучать других.
Это история читателя из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Выбор профессии
Еще в школе мне нравилось считать и работать с бумагами: заполнять разные бланки, анкеты. В детстве я не пропускала ни одну форму в газете, которую можно было заполнить. Школьные тесты по профориентации тоже показали, что мне лучше работать одной, что-то считать.
Еще я не хотела, чтобы в роду у кого-то была такая же профессия: все мои родственники работают в разных областях. Поэтому после школы я поступила в университет на специальность «бухгалтерский учет, анализ и аудит».
В Кирове меня ждала приятная новость. Так совпало, что две мои подруги поступили на эту же специальность в этот же вуз. Поселили нас тоже вместе, поэтому адаптация проходила легко. По дому не скучала, приезжала в гости к родителям на выходные.
В комнате нас проживало четыре человека. Душ и кухня были строго по расписанию. Часто воды не было в принципе никакой. Если хотелось сходить в клуб, то не спать надо было до утра, потому что двери общежития открывали в 05:00. Но несмотря ни на какие трудности, это было самое счастливое время. В институте у меня появилось много новых друзей, а о том периоде осталась куча приятных воспоминаний. Общага меня научила большему, чем вуз.
На последних курсах я начала подрабатывать. Раздавала листовки, платили 500 Р за смену. Потом работала в частной фирме менеджером по спецодежде, получала 2000 Р в месяц. Еще в банке предлагала и помогала посетителям оплатить услуги через терминал, а не через кассу, зарплата была 10 000 Р в месяц. На заработанные деньги я могла купить себе одежду, которая мне нравилась, а не только устраивала по цене, сходить в кафе.
После получения диплома пришлось вернуться домой к родителям. Не осталась в Кирове сразу, потому что не нашла человека, с которым на двоих можно было бы снимать жилье. Аренда квартиры стоила 7000 Р в месяц, таких денег у меня не было.
Суть профессии
Я готовила документы по нулевой ставке НДС для налоговой, отслеживала движение средств на расчетных счетах, проверяла наличие необходимых документов по переводам. Занималась авансовыми отчетами: выдавала расходный кассовый ордер, с которым сотрудник шел в кассу получить деньги. И потом он мне отчитывался, на что эти деньги потратил: на командировку, учебу, праздник, материалы для производства, медосмотр, проезд в общественном транспорте. С проездом работники любили хитрить. В качестве оправдательных документов они прикладывали билеты, в которых номера шли подряд, — как будто они по этим билетам ездили в разные дни, а на самом деле брали их у соседей по автобусу. Мне надо было найти такие билеты и убрать лишние.
Еще я проверяла документы по кассе. Занималась сверкой взаиморасчетов с поставщиками. Отвечала за проверку входящих счетов-фактур. От того, правильно ли они оформлены, зависело возмещение НДС. Если каких-то документов не хватало, не было оригиналов или в них содержались ошибки, я связывалась с отделом снабжения и с поставщиками, просила прислать нужные бумаги или что-то исправить.
Когда я звонила, то от страха сначала даже заикалась.
Обычно отдел снабжения не любил выполнять такие задачи: «Вам надо — сами и разбирайтесь». Приходилось доканывать их каждый день или звонить самой поставщику, но тогда это расценивалось мной как поражение: не смогла воздействовать на других сотрудников, чтобы они выполнили свою работу качественно. А так как в первое время я плохо ориентировалась и не была уверена, что правда на моей стороне, приходилось постоянно спрашивать совета старших коллег. В целом они терпимо и понимающе относились к моим вопросам, но за спиной, скорее всего, обсуждали меня всячески.
Начинать работать бухгалтером мне было очень тяжело. Все, что мы изучали во время учебы, по большому счету не пригодилось. В вузе мы решали задачи, писали проводки, заполняли бланки на бумаге. В реальной работе это все оказалось не нужно. Проводки делает программа, а от меня требуется знать нужную операцию и правильно заполнить поля. С этим у меня были проблемы.
Практические занятия проводились не в той программе, в которой в итоге пришлось работать. На своей первой работе я задавала много глупых вопросов: спрашивала банальные вещи, постоянно уточняла какие-то мелочи. Мне было неловко и казалось, что я это и так должна знать. Но сейчас, когда я сама обучила уже двух людей, понимаю, что мои вопросы были адекватными: лучше переспросить, чем сделать ошибку, которую придется потом исправлять. И сама всегда с радостью помогаю и делюсь информацией.
Через год мне добавили функциональность кассира и накинули 5000 Р к зарплате. Я была счастлива. В кассе я работала два часа вечером. Принимала деньги от людей за мелкие услуги, которые оказывал завод, выдавала зарплату. Работать надо было именно с кассовым аппаратом.
Еще в течение дня я выдавала деньги сотрудникам под отчет. Деньги были у меня в сейфе на моем рабочем месте, а касса находилась фактически за пределами предприятия. И иногда приходилось бегать с одного рабочего места на другое, если была острая необходимость.
Кассу освоила быстро, так как до этого проверяла связанные с кассой документы, а когда кассир был в отпуске, замещала ее. Мне нравилось работать кассиром, но я все время помнила, что на мне полная материальная ответственность за все деньги. Эта мысль держала в тонусе. И всегда надо было следить, что есть мелочь для кассы. Мелочь из моего кошелька и кошельков моих родителей переходила в кассу, а нам взамен шли купюры.
Но мое счастье продлилось недолго. Через несколько месяцев после того, как мне добавили обязанности кассира, мы стали часто работать четыре дня в неделю и доход снова упал.
Хотя на работу ходили и в пятницу, но уже «за идею».
На работе не было никакого роста, новых задач не появлялось, плюс удручала принудительная четырехдневка. Через некоторое время я переехала в Киров, где тоже устроилась бухгалтером.
Все четыре с половиной года после вуза я страстно желала уехать из родного города. Когда удалось накопить денег, а жить там стало совсем тошно, я уволилась. Еще у меня был парень в Кирове, поэтому я рвалась туда.
Искала работу полгода, активно — три последних месяца на «Хедхантере». Сложность была в том, что я не хотела, чтобы на старом месте работы узнали о моем поиске, поэтому на вакансии откликалась только я, в открытом доступе работодатели мое резюме не видели. Ради каждого собеседования надо было ехать в Киров — два с половиной часа в один конец. На дорогу уходило очень много времени. Сначала долго не могла найти место, которое меня бы устраивало, а в конце поиска была уже нарасхват, несколько приличных компаний готовы были меня взять.
Место работы
Последние два с половиной года я работаю в крупной аутсорсинговой компании. В отличие от предыдущего места работы здесь полностью электронный документооборот, общение тоже происходит в основном по электронной почте и в рабочем мессенджере.
Коллектив молодой, коллеги моего возраста — это классно, разговоров о грядках минимум. Современный офис, опенспейс. На рабочем месте у меня стол с двумя мониторами и небольшая тумбочка для личных вещей.
Утром я хожу на работу пешком, дорога занимает 50 минут. Обратно, если не лето, 30 минут еду на автобусе. Добираться удобно.
Но к сотрудникам отношение потребительское. Главное — результат. Могут позвонить в любое время — в выходной или поздно вечером, — потому что нужно срочно что-то сделать. На высокие руководящие должности местным не пробиться, каким бы замечательным сотрудником ни был, все топ-менеджеры — из Москвы.
Всего в нашей компании работает примерно 300 человек. Это бухгалтеры, казначейство, экономисты, снабжение, программисты. Конкретно на моем участке 20—25 сотрудников.
С февраля 2021 года я работаю в должности старшего бухгалтера. Но до этого уже полгода фактически выполняла эти обязанности, потому что уволились два человека, которые находились на этом участке давно. Они ушли, поскольку не захотели работать в новой программе: в прошлом году из 1С мы перешли в САП. Вместо них наняли новичков без опыта, и нам с ними пришлось осваивать программу вместе.
Привыкнуть было нелегко, все названия операций и процессов в САПе другие. Мы прошли обучение, но от него не было никакого толка. Консультанты, к которым мы обращались за помощью, сами учились на нас. В итоге мне пришлось разбираться самой и обучать других.
Программу мы не освоили до сих пор. Каждую неделю что-то для себя открываем.
У меня сейчас один человек в подчинении. Было двое, но второй уволился.
Поскольку сейчас у всех каша в голове и учет в новой программе только настраивается, то, если мы что-то сделали неправильно, нас не сильно ругают. И проверять нас некому, другие понимают еще меньше нас. А когда работали в старой программе, с нами не церемонились. Если допустил серьезную ошибку, депремировали.
Самое трудное — это закрытие месяца, когда за несколько дней нужно сделать огромный объем работы. Возможно, так происходит, потому что ответственные сотрудники непосредственно в компаниях не стремятся выполнять свою работу равномерно. Поступающие к нам задачи мы обрабатываем самое долгое три дня, но в конце каждого месяца стабильно начинаются адские переработки. Закрытие длится с 30-го или 31-го по 3-е число. В закрытие мы работаем по 14 часов в день, из которых пять — переработка. Переработки не оплачиваются, и в эти дни очень сложно взять отгул.
Из этого вытекает и другой недостаток — текучка кадров. Многие увольняются, не проработав и года. Думаю, что в основном это именно из-за переработок, а не потому, что работа им надоела.
Я не считаю мою работу монотонной. Мне нравится узнавать, как в программе правильно провести какую-то операцию. Каждый день происходит что-то интересное, возникают новые задачи, которые надо оперативно решить. Я привыкла к цифрам, они не утомляют меня. Чтобы лишний раз не напрягать глаза, максимально использую возможности «Экселя»: выгружаю в него данные из бухгалтерской программы, применяю различные комбинации клавиш — и он считает вместо меня.