что делает сатирические рассказы а п чехова одновременно смешными и грустными
Смешное и грустное в рассказах Чехова
А.П. Чехов давно уже является признанным мастером отечественной литературы, объединившем в своем творчестве мягкий лиризм, любовь к человеку, педагогичность и добрый юмор. Смешное и грустное в рассказах Чехова переплелись между собой. С одной стороны, читатель часто смеется над поведением героев писателя, а с другой стороны, видит в их поступках отражение собственных пороков и недостатков.
«Смех сквозь слезы» в ранних рассказах писателя
Мягкий и грустный юмор – это характерная черта практически всех произведений Чехова. Проявилась она уже в его ранних рассказах.
Например, знаменитый рассказ «Лошадиная фамилия», который заставляет читателя искреннее смеяться, наблюдая, как нерадивый отец семейства вместе со всеми домочадцами пытается разгадать «лошадиную фамилию» зубного врача. Однако даже за этой веселой сценой стоит некоторая авторская грусть: люди впустую проводят свое время, интересуясь не человеком, а только его нелепой фамилией.
То же самое мы встречаем в рассказе «Смерть чиновника». В нем передается судьба мелкого чиновника Червякова, совершившего оплошность (чихнувшего в театре на лысину генерала) и умершего от переживаний по этому поводу. Сама атмосфера рассказа юмористическая, но в конце произведения читатель испытывает чувство горечи: главный герой умирает от собственного страха, причины которого на самом деле ничтожны.
Смешное и грустное как отражение несовершенства человеческого мира
Смешное в рассказах Чехова всегда стоит на первом плане, а грустное прячется за этим фасадом. Так происходит в не менее известном рассказе «Хамелеон». Главный его герой отдает диаметрально противоположные приказания насчет маленькой собачонки, доставляющей прохожим неудобства, в зависимости от предположений людей из толпы, кому принадлежит эта собачка: человеку бедному или богатому и знатному. Подобострастие «хамелеона» вызывает у читателей искренний смех, однако это тоже смех сквозь слезы. Ведь многие люди ведут себя также двулично, подобострастно и лживо.
Похожую сцену наблюдаем и в рассказе «Толстый и тонкий». Случайная встреча двух товарищей, учившихся когда-то вместе в гимназии, на первых порах выглядит весьма душевно, пока речь не заходит о служебном положении «тонкого» и «толстого» господина. Оказывается, что «толстый» товарищ занимает пост гораздо выше «тонкого». После того, как это обстоятельство выясняется, никакой душевный разговор уже невозможен. Прежние приятели расходятся друг с другом, потому что в мире фальши и ложной славы они не могут общаться на равных. Читатели этого рассказа не могут сдержать улыбки, при изучении такой сцены, однако, это улыбка грустная.
Те же коллизии сюжета встречаем в рассказе «Злоумышленник». Читатели прекрасно понимают, что мужичок, снимавший гайки с железнодорожного полотна, чтобы с их помощью ловить рыбу, вовсе не является опасным преступником. Сцена его допроса выглядит смешно. Однако читатель смеется и жалеет этого безграмотного героя, который может сильно пострадать за свое вынужденное невежество. В этом рассказе проявилась еще одна характерная черта чеховских произведений: в них очень часто говорится о том, что люди из интеллигенции, обладающие властью и имеющие образование, не готовы слушать и понимать то, чем живет простой народ. Сословия разделяет пропасть, мешающая человеческим взаимоотношениям.
Прием грустной иронии как основа композиции чеховских произведений
Грустное в рассказах Чехова находит свое подтверждение в том, что сама жизнь несовершенна. Однако писатель учит нас преодолевать это несовершенство обращением к доброму и мягкому юмору. Сам Чехов, по воспоминаниям современников, много шутил, однако, шутки у него тоже получались грустные.
Именно писателю принадлежит такая афористичная, но наполненная тоской фраза: «Замечательный день сегодня. То ли чай пойти выпить, то ли повеситься». Правда, не всегда он был столь бескомпромиссен. Есть и другие его более светлые высказывания. «Пахнет осенью, – писал Чехов в одном из писем другу. – А я люблю российскую осень. Что-то необыкновенно грустное, приветливое и красивое. Взял бы и улетел куда-нибудь вместе с журавлями».
Чехов часто использует прием грустной иронии в своих произведениях, но эта ирония целительна сама по себе: она помогает читателю взглянуть на мир человеческих взаимоотношений как бы со стороны, учит думать, чувствовать и любить.
Часто литературоведы сравнивают смешные и грустные рассказы Чехова с осколками разбитого зеркала, имя которому сама жизнь. Читая эти произведения, мы видим в них отражение самих себя, поэтому мы сами становимся мудрее и терпеливее.
Что делает сатирические рассказы А. П. Чехова одновременно смешными и грустными? (ЕГЭ по русскому)
Рассказы Чехова служат напоминанием о том, что мы сами строим свою судьбу. Он обличал пошлость и обывательщину, хотел, чтобы люди жили достойно. Видимо, поэтому его произведения скорее грустные, чем смешные. За комическими ситуациями, нелепыми поступками и шутками скрывается глубокий драматизм.
На смену изначально радостным интонациям приходят грустные размышления.
В рассказе “Смерть чиновника” Чехов показывает курьезную ситуацию: мелкий чиновник Червяков в театре нечаянно чихнул на генеральскую лысину.
Комичная история оборачивается трагедией. Автор показывает измельчание человека. Привыкший к подчинению герой боялся не столько гнева, сколько отсутствия реакции. Он никак не мог понять, отчего “сиятельное лицо” не подвергает его обструкции.
Чехов изображает жизнь, построенную по законам иерархии. К сожалению, маленькие люди
Произведение “Маска” также наводит на грустные раздумья о законах господства и подчинения. Во время бала-маскарада в клубе развязный гость в маске устраивает пьяный дебош в читальне, возмутивший городскую интеллигенцию. Но как только в буяне узнают миллионера Пятигорова, все стараются задобрить “почетного гражданина”, угодить, чтобы не навлечь его гнев в будущем.
Рассказ “Злоумышленник” тоже смешон на первый взгляд. Безграмотный мужик отвинтил гайку с рельс, чтобы смастерить грузило и попал под суд. Повествование строится на абсурдном диалоге между “злоумышленником” и судебным следователем. Непонятливый мужичок забавляет своей бестолковостью.
Однако в его образе – вся Россия, нищая, забитая и тут уже не до смеха…
Чехов нетерпимо относился к добровольному рабству, поэтому был беспощаден к людям – холопам. Разоблачая своим творчеством их мелкие душонки, они пытался спасти соотечественников от измельчания.
Related posts:
Сочинение: Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова
(551 слово) Антон Павлович Чехов является выдающимся русским прозаиком и драматургом. Чехова по праву называют одним из самых талантливых мастеров русской литературы. Талант и вклад этого писателя в отечественную литературу неоценим. В своих произведениях он объединил мягкий лиризм, юмор и грусть. В рассказах Антона Павловича тесно связаны смешные и грустные мотивы. Если вчитаться в любое произведение Чехова, то можно встретить моменты, которые вызывают у читателя улыбку и сожаление, веселье и ностальгию, радость и невыразимую печаль, ведь поступки героев олицетворяют индивидуальные особенности и слабые стороны каждого читателя.
Основной чертой, присущей каждому произведению Чехова, является не только озорной, житейский, но и грустный юмор. Как известно, данная черта проявилась уже в раннем творчестве писателя. Может показаться, что первое место занимает весёлое и озорное. Однако если вникнуть в конкретное произведение, то можно заметить, что за весёлым скрывается печальное. Это заметно особенно в таких знаменитых произведениях Чехова, как «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия» и так далее.
Так, например, в рассказе «Смерть чиновника» одновременно присутствуют и смешные, и грустные мотивы. Этот рассказ имеет ярко выраженную юмористическую направленность. Ведь то, что человек постоянно извиняется перед генералом за то, что он на него чихнул, выглядит одновременно и смешно, и странно. Читатель забавляется, понимая иронический тон автора. Но забавного мало в том, что чиновник умирает, так и не став человеком в полном смысле этого слова.
Кроме того, смешное и грустное можно проследить в рассказе Чехова «Толстый и тонкий». Данное произведение повествует об обычной встрече школьных товарищей. Однако Толстый занимает более высокую должность, нежели Тонкий. В результате Тонкий, узнав о положении Толстого, начинает съеживаться. Смешно наблюдать за преображением его чемоданов, одежды и даже осанки. Однако печально, что Михаил навсегда потерял друга, а Порфирий — чувство собственного достоинства.
В произведении «Хамелеон» писатель изобразил двуличного Очумелова. Пытаясь выяснить, чья именно собака напала на Хрюкина, герой меняется, подобно изворотливому хамелеону. Персонаж то гладит собаку и делает выговор мужику, узнав, что собака генеральская. А когда Очумелов узнает, что собака принадлежит дворнику, то он начинает ругать ее. Смешно, что человек переобувается в полете. Грустно, что таких людей много, и от их сумасбродных решений порой зависит наша жизнь.
Печальные моменты в рассказах русского писателя отражают мысли Чехова о несовершенстве жизни. Антон Павлович пытается донести до читателя простую мысль, что необходимо прилагать усилия, чтобы исправить это несовершенство. Автор прибегал к мягкому и правдивому юмору, чтобы внести свой вклад в решение проблемы. Как рассказывали современники писателя, Антон Павлович сам обожал шутить, даже над самим собой. Но в каждой шутке выдающегося автора можно было проследить печальные моменты. Не секрет, что Чехов в своих рассказах довольно часто использовал прием грустной иронии (например, в рассказах «Человек в футляре» и «Крыжовник», где герои говорят серьезно обо всем смешном и нелепом, что есть в мире). Именно эта ирония и выполняет важные смысловые функции в произведениях. Она позволяет каждому читателю задуматься об истинных человеческих ценностях и взаимоотношениях.
«Смех сквозь слезы», — именно эта фраза характеризует произведения Чехова. В знаменитых рассказах писателя Антон Павлович демонстрирует ситуации, в которых персонажи показывают себя с различных сторон, и часто эти стороны являются далеко не положительными. В своих рассказах выдающийся писатель соединил смешное и грустное воедино, чтобы читатель представил в них самого себя, свою собственную жизнь, свои радости и невзгоды. Ведь не случайно говорят, что человек становится опытнее и мудрее на целую жизнь, знакомясь с произведениями великих авторов. Эпизоды из рассказов человек впоследствии использует в будущем, а прошлое он начинает анализировать совсем по-иному.
Смешное и грустное в рассказах А. П. Чехова
Смешное и грустное в рассказах А. П. Чехова
I. Жизнь в зеркале рассказов А. П. Чехова.
II. “Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно”.
1. “Смерть чиновника”. Трагикомическая история жизни маленького человека.
2. Чинопочитание – порок, уничтожающий человеческое достоинство (“Толстый и тонкий”, “Хамелеон”).
III. “В человеке должно быть все прекрасно…”
Какое наслаждение уважать людей!
Антон Павлович Чехов – автор множества замечательных рассказов, смешных
Но последствия были ужасны: после нескольких попыток покаяться и извиниться за свое “преступление” Червяков, услышав грозный вопль взбешенного генерала, не
Чинопочитание, заставляющее человека забыть о чувстве собственного достоинства, осмеяно Чеховым и в рассказе “Толстый и тонкий”. Мы видим, как преображается герой рассказа, именуемый тонким, узнав, что его “однокашник” дослужился до чина тайного советника. Еще минуту назад он был искренне рад встрече со старым товарищем и доволен собой, но вдруг “побледнел, окаменел. съежился, сгорбился, сузился… его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились”.
Жалок человек, измеряющий достоинство чинами и наградами.
А в рассказе “Хамелеон” герои заняты “важным” вопросом: кому принадлежит собачонка, цапнувшая за палец золотых дел мастера Хрюкина? Что с ней делать: “истребить” или отпустить? Кто виноват в скандальном происшествии: сам ли Хрюкин, который “цыгаркой в нос для смеху” собаке тыкал, или пес? Решая эту юридическую задачу, все становятся немножко хамелеонами: и Очумелов, не знающий, как поступить с псом, и толпа, и даже собака, на которую смотрят то как на вредное животное, то как на настоящее сокровище.
Хорошо, что собака оказалась генеральская, иначе финал рассказа был бы печальный… Рассказ и смешной, и в то же время грустный: что же с нами делается, люди? Не забыли ли мы, что мы люди?
Чехову принадлежит знаменитое высказывание: “В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Действительно, о красоте души следует заботиться так же тщательно и постоянно, как о чистоте и опрятности. Чехов помогает нам увидеть и красоту, и пошлость нашей жизни, оценить себя и понять главную истину: нет ничего дороже человеческого достоинства и внутренней свободы.
Related posts:
Что именно делает сатирические рассказы Чехова одновременно смешными и грустными? (ЕГЭ по литературе)
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему сатирические рассказы Чехова вызывают у нас смешанные эмоции? Как одно и то же произведение может заставить читателя испытывать противоположные чувства?
Вспомним рассказ Антона Павловича «Смерть чиновника». Несомненно, данное произведение заставило посмеяться многих из нас. Как глупо, скажем мы, переживать и тем более умирать из-за того, что ты чихнул кому-то на лысину. Но в своем рассказе автор копает намного глубже, он поднимает важнейшую и актуальную для тех времен проблему: проблему чинопочитания. Ведь Червяков чихнул не просто на случайного человека, а на значительное лицо: «В старичке Червяков узнал статского генерала Бризжалова». Неслучайно автор дает своему герою говорящую фамилию: она показывает читателю беспомощность и ничтожность персонажа. Не просто так Чехов не вынес имени героя в заглавие, а решил скрыть его за простым словом «чиновник».
Именно так он сумел показать читателю ещё сотню таких же Червяковых, жизнь которых находится в руках властных правителей.
Также нельзя не упомянуть и рассказ «Хамелеон». В нём писатель иллюстрирует нам такие человеческие пороки, как трусость и угодничество. Читателю становится смешно наблюдать за тем, как сиюминутно меняется полицейский надзиратель Очумелов. Когда бегающую на улице собачку принимают за питомца простого человека, Очумелов готов «оштрафовать мерзавца» за то, что тот не следит за своим «бродячим скотом». Но узнав от прохожих, что собачка принадлежит «генералова брату», герой сразу меняет своё отношение к животному и самой ситуации: «Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец! Ха-ха-ха». Размышляя о связи сюжета произведения с его названием, мы можем заметить психологический параллелизм, тонко и почти незаметно использованный автором. Чехов напрямую не сравнивает Очумелова с животным хамелеоном, но с помощью описания его поступков показывает читателю невероятно сходство между ними. Полицейский надзиратель, подобно хамелеону, который меняет свой цвет в зависимости от ситуации, меняет маски своего поведения в зависимости от того, насколько значительное лицо перед ним находится.
Таким образом, мы можем сделать вывод. На первый взгляд, рассказы А. П. Чехова очень смешны и просты для восприятия. Но не каждый способен увидеть в них тот глубокий смысл и подтекст, ради чего писатель и создавал свои произведения.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.